показаны дела Отца, чем присоединена природа силы для совершения их; так что, по этому учению, показывание есть сама сущность рождения, которой по любви Отца врождено знание Отчих дел, которые Отец хочет совершить чрез Него. Далее, чтобы вследствие слов о показывании не признавалось в Нем различие неведущей природы. Ему хорошо известно то, о чем говорится, что оно должно быть показано. И до такой степени Он предполагает действовать не на основании авторитета примера, что оживляет, кого хочет» (ibid. VII, 19). Вторым обширным доказательством Божества Сына служат слова евангелиста Иоанна (10, 22–38). В этих словах Христос исповедает как Свое равенство с Отцом, так и Свою зависимость от Него по происхождению или, как выражается Иларий, Свое рождение. Сначала Он свидетельствует о силе Своей природы, говоря об овцах: «Никто не похитит их из руки Моей» (ст. 28). В этом выражается сознание власти и невозмутимой свободы силы. Но чтобы показать, что Он, хотя и обладает Божественной природой, однако получил эту природу от Бога чрез рождение, Он прибавляет: «Что дал Мне Отец (sic!), больше всех» (ст. 29). Он получил от Отца то, что больше всего, но получил это в самом рождении, а не после него, однако получает от Другого. Но чтобы показать, что, получая от Другого, Он получает не иную природу и не иное что-либо. Он говорит: «Никто не может похитить их из руки Отца Моего» (ст. 29). Раньше Христос сказал, что овец никто не похитит из руки Его, теперь говорит, что никто не похитит их из руки Отца. Но одно – рука Сына, получающего от Отца, другое – рука Отца, которая дала Сыну. Каким же образом то, что не похищается из руки Сына, не похищается из руки Отца? Потому что, поясняет Христос, «Я и Отец едино» (ст. 30), т. е. рука Отца есть и рука Сына. «Чтобы из телесного образа могла быть познана сила одной и той же природы, упомянута рука Отца, как рука Сына, потому что природа и сила Отца в Сыне. Наконец, чтобы можно было в тайне рождения познать истину неразличимой природы, сказано: «Аз и Отец едино есма» В последних словах даны имена, природа и рождение; ибо «Аз и Отец» – «имена вещей» (rerum nomina sunt); «едино» служит исповеданием природы, потому что оба в том, что они суть, не отличаются друг от друга, а «есма» не допускает отождествления (ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

Нил говорит о правой и левой руке как о настоящей и будущей жизни, что мы видели уже у Филона Карпасийского. Но он дает совершенно иное объяснение этого образа. У Филона почти невозможно отличить те дары, что Церковь получает в этой жизни, от даров жизни будущей, тогда как Нил Анкирский их резко противопоставляет. Духовные блага, считает он, относятся к пакибытию. В настоящее же время человеку доступны лишь телесные блага, а духовные только обещаны и являются предметом устремления. Далее, он считает, что образы правой и левой руки могут указывать не только на объект христианской практики в этой и будущей жизни (на мирские и на божественные блага), но и на субъективные усилия по достижению и мирских и потусторонних благ. В отличие от Григория Нисского , который не только оправдывал всякий логический ход в интерпретации образа текстуально (хотя простая ссылка на текст не делает толкование менее искусственным), но и следил за внутренней непротиворечивостью толкования вне зависимости от сложности структуры, второе толкование Нила не вытекает из текста, а главное не связуется с первым толкованием. Действительно, в данном пассаже не хватает рассуждения, которое объяснило бы, как рука одного и того же Жениха может означать и объект действия и само действие. Второе толкование оказывается с точки зрения выражения «параллельным» первому, не составляя с ним единства, того самого «созвучия смыслов», о котором упоминает сам Нил. Ни первое, ни второе толкование не говорит о том, какая же единая реальность стоит за образами правой и левой руки. Проще говоря, не дает понять – чьи же это руки? На этот вопрос невозможно ответить, поскольку образ рук Жениха не обладает цельностью и последовательностью. Он внутренне противоречив. Правая рука указывает на блага будущей жизни и, кажется, является рукой Божественного Жениха, но рука под головою не только не является чем-то божественным, но и связана с низшей составляющей человеческой природы. Если левая рука – символ дел, обременяющих душу телесными нуждами, а эти нужды находятся ниже тела, то левая рука оказывается за пределами образной структуры: Жених обнимает невесту только правой рукой. Что такое левая рука под головою во втором варианте толкования, и кому она принадлежит, остается неясным.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/g...

Было уже далеко за полночь, а Иоанн все молился и молился. Повязка на его руке отяжелела от крови и слез, проливаемых на нее, а он, поддерживая ее левой рукой, все протягивал к иконе в великой вере и твердой надежде на чудо. Наконец утомление стало брать верх, молитва его становилась все тише и тише. Порой она переходила в какой-то неразборчивый лепет, напоминавший лепет маленького ребенка. Так на коленях перед иконой и заснул Иоанн, всхлипывая и вздрагивая во сне. Во сне он увидел, что Пресвятая Богоматерь ожила и смотрит на него с иконы светлыми и полными любви милосердными очами. «Пресвятая Владычица, Ты меня услышала?» — обрадованно воскликнул Иоанн. «Я слышу всех Моих чад, призывающих имя Мое с верой в Сына Моего. Рука твоя теперь здорова, не скорби об остальном, но усердно трудись ею, как обещал Мне; сделай ее тростью скорописца». Иоанн проснулся. С иконы на него с материнской любовью продолжали взирать очи Пресвятой Богородицы. Чувство какого-то неизъяснимого блаженства охватило всю душу Иоанна. Его правая рука под повязкой изнывала от нестерпимого зуда. Он почесал руку поверх повязки, но это не помогло. Тогда он стал осторожно разматывать полотенце. Сердце его отчаянно билось. Вот он видит отрубленную кисть руки. Она накрепко прилипла к его руке и удерживается без всякой повязки. «Неужели действительно чудо и рука срослась?» — промелькнула у Иоанна радостная мысль. Такая радостная, что он в нее боялся поверить. Иоанн стал внимательно оглядывать руку. Рука сильно опухла, а на месте соединения с кистью запеклось много крови и ничего не было видно. Именно в этом месте рука чесалась. Иоанн стал осторожно почесывать ее своей левой рукой. Часть запекшейся крови отпала, и под ней Иоанн увидел набухший ярко-красный шов. Этот шов проходил в том месте, где была отсечена рука. Иоанн попробовал пошевелить указательным пальцем. Острая боль пронзила его, но указательный палец дрогнул. Иоанн радостно вскрикнул и воздел руки к небу. — Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, за чудо, которое Ты совершил по молитвам Пресвятой Девы Богородицы.

http://azbyka.ru/fiction/ioann-damaskin/

Но никакая любовь не может сломить ожесточения и упорства тех, которые вступили на путь дьявола. Сей человекоубийца не устыдился даже любви Бога, Иуда не постыдился Христа. К прискорбию, бывают у людей состояния закоренелости и озлобленности, которые не уступают и любящему голосу Церкви. Такие люди – погибшие люди. Сам Спаситель, Воплощённая Любовь , сказал о них, что им нет прощения ни в сей жизни, ни в будущей. Св. Церковь не может чёрное называть белым и белое – чёрным. Таких упорных и озлобленных грешников и отступников она, предавая анафеме, отлучению, так и именует отлучёнными от Церкви, стоящими вне спасения. Не по жестокости она делает это, а только свидетельствует об истине; не погибели желает грешнику; напротив, называя грех – грехом и неправду – неправдой, она скорбит о погибающих и молится о них. Сами грешники, сами отступники, а не кто-либо иной отлучаются от Бога, от Церкви и от вечной жизни. В сей день Православия мы, сыны православия, усугубим молитвы о мире всего мира, о благосостоянии Церкви Божией, о соединении всех, об искоренении всех расколов, ересей и отступств. В сей день Православия мы, сыны православия, усугубим и возгреем в сердцах преданность св. православной вере, св. православной Церкви, её учению, её заповедям, её пастырям и всему богоучреждённому её строю. Она, святая православная вера, спасала отцов наших, она – и наше спасение. Сия вера истинная, сия вера православная, сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера вселенную утверди! Аминь. Православие в истории России 39 Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди. (Из чина Православия). Среди народа русского сложилось и живёт одно трогательное и умилительное сказание: наши предки рассказывали, будто бы Сын Божий, умирая на кресте среди родного Ему, но отвергшего Его и богоубийственного народа, распят был так, что Его хребет обращён был к Иерусалиму, а потухающий взор – к далёкому, неизвестному северу. И вот, когда наш Искупитель в священном молчании висел на кресте, когда уже холод могилы проникал в Его тело и мрак смерти застилал налитые кровью Его очи: тогда в последний раз взглянул Он по направлению к нашей родной стране и, распростёртыми Божественными руками призывая весь мир в любовь Свою, в этот предсмертный час умолял Отца дать Ему в обладание народы далёкого севера.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Тако бысть до Могилиных Требников. Праведен бо Господь наш и несть неправды в нем, и на святых своих почивает, и верным своим и другом вверяет и тайная своя открывает: тайная моя мне и рабом моим, глаголет Господь. Утаибося от мнящихся быти премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем, сиречь простым и незлобивым учеником своим всем и доселе, сия вся вышереченные и уставы церковные и догматы отеческие, ихже прият древле и держа святая наша Российская церковь непременно. И сего ради чада ее есмы гоними и озлобляеми, и укоряеми и проклинаеми от разднрающих церковное единство, и мучими, и в далних странах заточаеми, и языков богословных лишаеми, и многообразным томлением и гладом уморяеми, и в пустынях и в горах скитающеся, и жен и чад отлучаеми, не хотяще прияти пестрообразных прелестей, растленных догмат новых еретических; и не предаем древнего своего благочестия, здравых и непорочных догмат, имиже духовно породихомся святым крещением и освятихомся, и теми законы отеческими от юности воспитахомся, и от священных своих иастырей наказахомся крепко держати правую веру Христову, и за едино прелагаемое слово и отъемлемое в вере страдати до крове готовы, паче же за превращение всецелых догмат умирати, и за православие души своя полагати. Сия вера наша, по предиреченным всем свидетельством, вера Христова единая, сия вера апостольская, сия вера мученическая, сия вера исповедническая, сия вера преподобническая, сия вера отеческая, сия вера вселенскими седмию соборы утвержена, и сию ризу нераздранную носяще от вышнего богословия, юже исправляет и славит благочестия великое таинство Христово, православие христианское, и с сею верою умираем и воскресаем, и с тою хощем стати на страшнем суде Христове непосрамлени. А новых книг, развращенных догматами, их не приемлем, боящеся прелести последних сих дней. И слушаем Апостола Павла, рекшего: блюдитеся распря и раздоры чрез учение, емуже вы научитеся, и уклоняйтеся от них, таковии бо Господеви нашему Исусу Христу не работают, но своему чреву, и благими словесы и благословением прелщают сердца незлобивых, И паки: аще и ангел с небесе благовестит вам паче, еже приясте, анафема да есть, И паки: не дети бывайте умом, влающеся и скитающеся во всяком ветре учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Храм Божий свят есть, иже есте вы, говорит св. Апостол Павел 186 . Сей храм не златом, ниже бисерей дарами тлеющими, но вечными добродетелей дарованиями украшается. Ниже кроме тайны есть сие, что образ (вид) храма (нерукотворенного) крест есть. Крестообразными бо по приличию все суть Богу созданные храмы. Что и из древнего храма явственно есть, коего все подобие сице бе устроено, да креста живый образ изъявит. Ибо аще о входе самого положения оного, протяженного помыслиши, то помыслиши и о том, что плоть Христова наподобие оного на кресте протяжена была и положена; десницу до врат полуденных, шуйцу до северных, нозе же обе на восточныя врата имети узриши; глава же досязает святая святых, идеже престол бысть Божий. Глава бо Христова, Бог (Отец), олтарь же всесожжений посреде сердца Христова бысть поставлен, на нем же принесеся жертва хвалы; тем единым всесожжений всех множае лучшим вся Ветхого Завета приношения совершишася. От страны десныя олтаря море медяное сооруженное, кровь и воду из ребр Христовых истекающую изъявляше. Что ж убо все сие изображает, точию того, в нем же Божественное величие, аки в храме пребывати благоволит, и тое, что таковый житие должен имети крестоносное, и умерщвление в плоти своей беспрестанно носити? Ибо по вся дни крест носящии, велиим Божиим благоволением, бывают храм Божией славе; и сокрушеннии, озлобленнии и немощнии храм суть и пребывание Божие: славится бо Бог с ними, аки домашними, пребывати: Сия бо глаголет Господь Вышний, Иже живет в высоких во век, Святый во святых, имя Ему Вышний, во святых почиваяй, и малодушным даяй долготерпение, и даяй живот сокрушенным сердцем 187 . Пребывает убо с сокрушенными, язвенными, озлобленными и опечаленными. И не благоволит в рукотворенных храмех: яко с нищими и уничиженными сопребывает. Небо, глаголет, престол мой, земля же подножие ног моих. Кий дом созиждете ми, или кое место покоища моего? Вся бо сия сотвори рука моя, и сия сутъ вся моя, глаголет Господь: и на кого воззрю? токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес моих 188 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Кондак, глас 8: Превечная Божия Премудрость, от Девственные утробы плотский Себе создавши храм, Себе волею всегда закалает, в снедь верным предлагающи, и в Чаши Божественную Свою черплет Пречистую Кровь, вопиющи: Ядите, Сия бо есть Моя Плоть, Ангельское воистину брашно, и Пийте от Нея вернии вси, сия бо Моя истинная грехочистителная есть Кровь, из Божественных Моих ребр истекшая, Небесное воистину питие, им же мы причащающееся, в вере утверждаемся. Икос Храм Себе, Отцу же и Пречистому Духови сотворити в верных Своих хотя Христе Боже, не точию до плоти, и даже до Креста и смерти смирился еси, но и Плоть Свою обожженную, и одушевленную, и Кровь животворящую, во спасительную снедь и питие верным дал еси, и ныне священнослужителми Твоими всегда подаваеши. Тем же и аз недостойный премногому Твоему, еже к нам удивлься милосердию, молебно Тебе вопию: Иисусе, Боже воплощенный, недостойного мя, достойно Святому Ти Жертовнику служити сотвори. Иисусе, от Троицы Едине, непреложно вочеловечивыйся, изволи мя неосужденно священнодействовати Божественная Твоя таинства. Иисусе, Боже пребогатый, даже до последнея смиривыйся нищеты, очисти мя от совести лукавые. Иисусе Боже,плотию изволивый нас деля продан, связан, биен, и к Анне и Каиафе веден бытии, чистое мя пребыванию Твоему сотвори вселение. Иисусе Боже, безстрастное Слово, раны, заушения, оплевания и поносные уничижения от иудеов волею претерпевый, благоизволи ми неосужденно Святым Твоим Причаститися Тайнам. Иисусе, Царю веков, тернием венчанный и в хламиду наругания облеченный, сотвори мя Себе, Отцу же и Своему Духови, Таин Твоих причащением, достойное бытии пребывание. Иисусе, Судие праведный, неправедно от Пилата осужденный, и оцтом с желчию напоенный, даждь ми не в суд, но в спасение Тело Твое ясти и питии Божественную Твою Кровь. Иисусе, Боже безсмертный, гвоздями на Кресте пригвожденный и умерщвленный, умерщвленную грехами душу мою, животворящим Твоего Тела и Крове причащением оживи. Иисусе Животдавче, плотию на Кресте умерый и копием прободенный, туюжде едину Божественную Твою Плоть и Кровь из ребр истекшую, во оставление грехов и в жизнь вечную сподоби мя прияти.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Не в древности только так бессилен был разум без высшей помощи, и так заблуждал в познании Промысла, всегда об нас пекущегося; но и в настоящее время те-же опыты повторяются в человеческом любомудрии, коль скоро оно в своих исследованиях о делах Божиих, вместо начал, которые открыты Богом чрез мужей свыше вдохновенных, и которые можно постигать только верою ( Евр. 11:3 ), принимает за начала – свои предположения и догадки, утверждаемые на произволе и новых догадках. Кто сколько-нибудь знакомь с сочинениями Германских философов, тот, конечно, сам видел в них доказательства сей истины. II. Священное Писание , как Ветхого так и Нового Завета, 1) вообще имеет целью указать и раскрыть многообразные пути Божественного промышления о мире и особенно о человеке. а) Сию цель имели в виду Духом Божиим водимые писатели, когда изображали Бога вездеприсущим, всевидящим, испытующим тайны сердец человеческих, и под. Истину Божьего промышления. б) Священное Писание утверждает и более приближает к уму и сердцу человека, изобразив пред нами ряд чудных событий, совершавшихся в разные времена в продолжение более пяти тысячелетий, в которых непререкаемо и как-бы осязаемым образом показывается многоразличное Божие промышление о мире. в) Священное Писание само собою служит очевидным доказательством Божеского промышления о человеке: ибо оно есть не что другое, как чрезвычайное средство благого Промысла, Которым человек или воззывается на путь спасения, или руководствуется в шествии по пути ко спасению. 2) В Священном Писании много находим наставлений, ясно поучающих о Промысле Божием. Приведём несколько мест такого содержания. ( Иов. 12:710 ). «Вопроси четвероногих, аще ти рекут, и птиц небесных, аще ти возвестят. Повеждь земли, аще ти скажет, и исповедят ти рыбы морския. Кто убо не разуме во всех сих, яко рука Господня сотвори сия? Не в руце ли Его душа всех живущих, и дух всякаго человека?» Праведный Иов, защищая себя от обвинений друзей, неправо рассуждавших, показывает пути Промысла как-бы так различны состояния четвероногих, птиц, земных животных, рыб, и др., но кто не знает, что сей порядок вещей зависит от самого Бога, – яко рука Господня сотвори сия, так как в Его власти жизнь всех животных и всякого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-p...

Не существует никакой обоснованной научной теории, ни даже гипотезы о появлении вещества (неба и земли), о возникновении жизни из неживой природы и о формировании человеческого духа. Все известные попытки атеистического объяснения этих феноменов не выдерживают серьезной критики и должны быть по справедливости признаны несостоятельными. Ясно, что эволюционным путем процессы сотворения идти не могли и не шли. Лишь существование Разумного Всемогущего Создателя способно объяснить разнообразие, сложность и иерархичность нашего мира. Итак, за Сотворение ответственен Творец. Православная богословская традиция именует Творцом Триединого Бога – Отца, Сына и Святого Духа. Без Живого Бога не могло появиться ни одного творения. Святитель Василий Великий писал: «Сие блаженное Естество, сия неоскудевающая Благость, сия Доброта любезная и многовожделенная для всякого одаренного разумом существа, сие Начало существ, сей Источник жизни, сей духовный Свет, сия неприступная Мудрость – вот Кто сотвори в начале небо и землю!» с. 8]. Святитель Иоанн Златоуст : «Говорить, что все произошло из готового уже вещества, и не признавать, что Творец вселенной произвел все из ничего, было бы знаком всякого безумия. Итак, заграждая уста безумных, блаженный пророк в самом начале книги сказал так: В начале сотвори Бог небо и землю ( Быт.1:1 ). Когда же слышишь: сотвори, то не выдумывай ничего другого, но смиренно веруй сказанному. Это Бог – все творит и преобразует, и все устрояет по Своей воле… Так как он (Моисей) говорит иудеям, которые были привязаны к настоящему и не могли созерцать ничего постигаемого умом, то возводит их прежде от предметов чувственных к Создателю вселенной, дабы они, познав Художника из дел, и не остановились на тварях» с. 10]. Святитель Тихон Задонский выразил церковное вероучение о творении следующими словами: «Мир сей не от себя, но от Создателя своего сотворен. Той рече, и быша; Той повеле, и создашася ( Пс.148:5 ). Который Создатель есть Бог наш в едином естестве, но в трех лицах веруемый, исповедуемый и покланяемый – Отец и Сын и Святый Дух» т. 4, с. 1].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Примем и мы к сердцу сии св. слова и будем жить так, как бы мы всегда были пред очами наших архипастырей, пред очами великих святителей и отцов церкви, или лучше пред очами Божиими. Дай Бог, чтобы в небесном лике святителей и отцов сказано было и о нас: «Вот мы и дети, которых дал ты нам, Боже!» Аминь. 21. Беседа первая о семейной жизни Чтобы лучше объяснить вам эти важные и священные обязанности, я скажу вам, сперва, о самом начале и назначении семейной жизни. Итак, откуда ведет свое начало семейная жизнь? Союз супружеский, союз мужа с женою, а отсюда и семейная жизнь установлены и освящены самим Господом Богом еще в раю. «И сотвори Бог человека, – сказано в слове Божием, – по образу Божию сотвори его, мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполняйте землю». ( Быт.1:27–28 ). Когда пришел на землю Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, то и Он подтвердил закон супружества, повторив слова, которые также сказал Бог в раю, когда создал жену первому человеку и установлял закон супружества: «Оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут двое – одна плоть» ( Мф.19:5–6 ). Чтобы дать людям понять, как достоин почтения союз брачный, он сам благоволил быть с пречистою Материю своею и учениками на браке в Кане Галилейской, как то читается, если помните, в Св. Евангелии при венчании. Но, будучи установлен Богом еще в раю, подтвержден Христом Спасителем, брачный союз получил в Христовой церкви еще особенное, высшее освящение, как то обяснили св. апостолы и ученики Христовы. Так св. Павел, повторив слова Спасителя о брачном союзе, что в нем двое – муж и жена – будут одна плоть, прибавляет: «Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и к церкви» ( Еф.5:32 ). Заметьте, братие: «Тайна сия велика!» – учит Слово Божие. Вот почему брак и почитается таинством в ряду семи св. таинств, установленных в церкви по преданию апостолов, которых учил Господь, просвещал Дух Святой. Но какая это тайна, во имя которой освящается супружеский союз в таинстве брака? Припомните слова апостола: «Тайна сия велика: я говорю по отношению ко Христу и церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010