Вот почему Спаситель прежде всего, в первой же заповеди блаженства, возвещает счастье нищим духом: Блажени нищии ( Мф.5:3 ). Нищии духом – ο πτωχο τω πνεματι [и птохи то пневмати]. Пτωχς [птохос] – нищий, просящий подаяния ( лат. mendicus), а не περης [пэрес] – бедный (лат. раирег); значит, πτωχο [птохи] – не только бедные на самом деле, но чувствующие себя бедными, – те, которых гнетет бедность. Пτωχς [птохос] соответствует евр. [ani] (у LXX 35 раз πτωχς вместо ani), что значит стесненный, бедный, смиренный, кроткий; ввиду этого и πτωχς переводят словом смиренный; так у пророка Исаии – «на смиренного и сокрушенного духом» ( Ис.66:2 ). Вся бо сия сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя, глаголет Господь. И на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих ( Ис.66:2 ). «Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.» «Слово ani (нищий) обозначает чувствующего себя бедственно, несчастно и беспомощно; с чем, при благочестивом образе мысли, является само собою известное отношение к Богу, – получается религиозное значение слова. Благочестивый, который тяготится сознанием, что он несчастен и беспомощен, обращается к Богу и не знает и не ждет другой помощи, как только той, какой просит у милосердного Бога, поистине есть ani. Настроение этих несчастных, которые не имеют ничего принести Богу, кроме своей беспомощности, составляет противоположность высокомерию и безбожию сильных, которые злоупотребляют своею силою; они и люди сокрушенного духа и сердца» и так далее (Zahn Тн., стр. 185–186). Таким образом, самое слово πτωχς [птохос] (нищий) и без прибавления τω πνεματι [то пнэвмати] (духом) дает понятие не только о нищете материальной, но и о бедности духовной – смирении, кротости. Конечно, с этой духовной бедностью может быть соединено материальное богатство, как то и бывает; но несомненно также, что чувство и сознание духовного убожества, духовной нищеты чаще будится земною, материальной бедностью, земными скорбями и страданиями; можно также с достаточным основанием предположить, что Спасителя как обычно, так и во время Нагорной проповеди, окружали в большинстве не богачи и знатные, а бедняки и простой народ (χλος [охли] – у евангелиста), представлявшие более благодарную почву для воспринятия учения о нищете духовной. Несправедливы поэтому толковники, которые, основываясь на том, что у евангелиста Луки опущено τω πνεματι (духом), а сказано по-гречески ο πτωχο [и птохи] (нищии) (в славянском и русском прибавлено духом), утверждают, что Христос ублажает в первой своей заповеди только нищих, бедных материально и только им обещает Царство Небесное. Такое толкование не согласно не только со значением слова – πτωχο, с текстом евангелиста Матфея (нищие духом), но и с характером всей Нагорной проповеди и всего учения Христова: оно есть учение о духе, а не о плоти ( Ин.6:63 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира ( Пс.36:11 ). « А кроткие наследуют землю и насладятся преизбытком мира». Вся бо сия сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя, глаголет Господь. И на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих ( Ис.66:2 ). «Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим». В нашем обществе даже у христианских народов существует дуэль, признаваемая средством смыть обиду, оскорбление; а месть, мщение за оскорбления – явление обычное. Кротость же безответное перенесение обиды и оскорбления, не только редко кем, даже из считающих себя искренними христианами, осуществляется в жизни, но большинством почитается трусостью, малодушием или, в крайнем случае, добродетелью слабости, так называемой пассивной добродетелью. Так ли это на самом деле, кротость – малодушие ли и признак ли слабости душевной? На этот вопрос решительно и убедительно ответил уже святитель Иоанн Златоуст, раскрывавший величие кротости как христианской добродетели. «Итак, – говорит он, – что такое кротость и что малодушие? Когда мы, видя других оскорбляемыми, не защищаем их, а молчим, это – малодушие; когда же сами, получая оскорбления, терпим, – это кротость. Кротость есть признак великой силы; чтобы быть кротким, для этого нужно иметь благородную, мужественную и высокую душу. Неужели ты думаешь, что мало нужно (силы душевной), чтобы получать оскорбления и не возмущаться? Не погрешит тот, кто назовет такое расположение к ближним даже мужеством» (Святой Иоанн Златоуст, т. IX, стр. 418). «Подлинно, не так победа над врагами делает славными царей, как победа над яростью и гневом» (Святой Иоанн Златоуст, т. XII, стр. 627). И в самом деле, ведь оскорбления затрагивают самые больные струны нашей души, разжигают самые быстро воспламеняющиеся страсти нашей души – самолюбие, гордость, тщеславие. Следовательно, для перенесения безответно и спокойно, без внутреннего даже раздражения и с любовью, оскорбления со стороны человека, оскорбляемому нужно овладеть этими могучими страстями, подчинить их воле своего духа, а вместе с тем создать в своей душе ничем не нарушимое равновесие, спокойствие духа.

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

 На л. 92 об. архим. Моисея запись: «Сии строки написаны рукою схимонаха Афанасия, скончавшагося в Брянском Свенском монастыре 1811 года». На л. 109 об. запись писца внизу: «Конец яже о молитве святаго Мелетия». Там же поздней скорописью архим. Моисея: «Писано рукою молдавскаго старца ученика пр(еподобнаго) Паисия Величковскаго». На л. 118 об. вертикально приписка архим. Моисея «Сие писано рукою старца схимонаха Афанасия Горо(хо)вского, скончавшагося в Площанской пустыни».  Запись писца по колонтитулу лл. 2-16: «Сия богодухновенная книга Введенской Макариевой Оптиной пустыни писанное святыя при Афоне старцем Павлом 1800 года ноября 20-го». Внизу на л. 17 и 18 инициалы писца: «О: П:».  На л. 322 запись писца: «Сия книга св. Симеона Нового Богослова, Козельской Введенской Оптиной пустыни, настоятеля архимандрита Моисея, писана рукою его в Брянской Болобережской пустыни в 1813-м году в звании рясофорнаго монаха Тимофея Иванова Путилова, а надпись сия сделана 4 июля 1857 года его же рукою».  Владельческая запись по нижнему колонтитулу (лл.1-10) «Сия книга Богородицкой Площанской пустыни иеромонаха Макария Иванова».  На л. 7 об. подпись писца: «Подписана 1809 году месяца февраля 20 дня cмi.na».  На л. 279 запись писца: «Сия книга преподобнаго Иоанна Лествичника, Козельской Введенской Оптиной пустыни настоятеля архимандрита Моисея писана рукою его в Брянском Свенском монастыре в 1810 году в звании рясофорнаго монаха Тимофея Иванова Путилова, а надпись сия сделана 4 июля 1857 года его же рукою».  Записи на л. 223 запись «Книга сия начата писать батюшкою отцом Макарием, в Площанской пустыни, в 1827 году, а продолжаема отцем Алипием Медведевым в Оптиной пустыни».  На л. 247 запись: «1816 года апреля 23 дня окончана сия богодухновенная книга св. Варсануфия Великого. Писана для спасения души своея б:п: монах Маркианом и переведена вся весма верно, аще в той, с которой писана есть погре(шение). Зачата писать в ноябре месяце 1815 года а кончена апреля на память в.м: Георгия».  На л. 1 запись поздняя запись: «душеполезная книга сия переписана усердием и трудами в пустыни жившаго с о. архимандритом Моисеем послушником Иоанном Наголкиным...».

http://bogoslov.ru/article/6176674

против ереси новгородских еретиков, говорящих, будто не следует поклоняться рукотворным предметам. Здесь же приводятся из Священного Писания свидетельства того, что и в Ветхом Законе люди поклонялись рукотворным вещам, которые Господь Бог повелел создать во славу Свою; а в наше время тем более следует поклоняться рукотворным предметам, то есть святым иконам, Честному и Животворящему Кресту и другим божественным и освященным предметам, которые Господь Бог наш Иисус Христос повелел создавать во славу Свою Многие из еретиков, в особенности наши современники, новгородские еретики, уклонившиеся в тяжкое заблуждение, в безумии и злобе внесли немало раздора в Божественную и Апостольскую Церковь, распространяя жидовское учение. Мы же теперь скажем об одной из их ересей: будто бы не следует поклоняться плотскому образу ради нас вочеловечившегося Бога Слова, иконному изображению Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Богородицы, всех святых, Честному и Животворящему Кресту, Божественному Евангелию, Святым и Животворящим Христовым Тайнам, освященным сосудам, в которых совершаются Божественные Таинства, честным мощам святых и Божественным храмам. Беззаконствуя в своих бесстыдных словах и поступках, еретики, как бешеные собаки, рвущие все своими зубами, оскверняли священные предметы, выбрасывая Честные Кресты и Божественные иконы в нечистые места. При этом еретики говорили, будто не следует поклоняться рукотворным вещам по заветам, данным Богом Моисею: “Не сотвори себе всякого подобия” . И еще: “Не делайте… богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе”(Исх. 20, 23.); и: “Не делайте себе кумиров и изваяний… чтобы кланяться пред ними”(Лев. 26, 1.). Еретики спрашивают: “Почему вы, православные христиане, делаете себе многочисленные изображения, хотя Бог запретил это?” Мы же, призвав Бога себе на помощь, ответим на это: рассмотрите со вниманием, безумные и нечестивые, что сказал Бог Моисею: “Не сотвори себе всякого подобия”. Бог сказал: “всякого подобия”! Если бы Он сказал: “Не сотвори себе никакого подобия”, то вы были бы правы. Но Бог сказал: “Не сотвори себе всякого подобия”, наподобие тех, какие делают язычники: они создают изображения волхвов, прелюбодеев, убийц, зверей, птиц, пресмыкающихся, потом называют их богами и поклоняются им со словами: “Вот наши боги и нет других богов, кроме этих”. Потому-то Бог и сказал Моисею: “Не сотвори себе всякого подобия, и не поклоняйся им и не служи им”(См. Исх. 20, 4–5.), — за исключением достойного образа! Если ты сделаешь достойное изображение в честь и славу Божию, то ты не согрешишь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Слово в неделю сыропустную, о древе жизни посреди рая В сию неделю сыропустную св. отцами установлено творить воспоминание об Адамовом изгнании из рая. Сим напоминанием св. церковь желает подвигнуть нас к воздержанию, и не только к воздержанию от брашен, но и наипаче к воздержанию от всех запрещенных деяний, дабы не пострадать нам, что пострадал праотец наш Адам, невоздержания ради изгнанный из рая. О воздержании, коему поучает нас священное сказание о падении Адамовом, многое сказано св. отцами, не только в поучениях, но и в самой службе, в сей день положенной, и мы не станем повторять ими сказанное, а побеседуем только об одном из многого, в том священном повествовании лежащего, именно о древе жизни, бывшем посреди рая. В книге Бытия (глава 1) повествуется: И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их, и благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими (и зверми), и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами, пресмыкающимися по земли (ст. 27 – 28). И созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу. И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда... И древо жизни посреде рая, и древо еже ведении разуметелное добраго и лукаваго (гл. 2., ст. 7–9). И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити. И заповеда Господь Бог Адаму, глаголя: от всякаго древа, еже в рай, снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в оньже аще день снесте от него, смертию умрете (ст. 15–17). Из слов св. Писания: сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его, ясно показывается, что Бог сотворил его достойна вечной жизни, неповинного, благого, надо всею видимою тварью превознесенного, назначенного к обладанию видимою тварью. А словами: и бысть человек в душу живу, является различие бессмертной души его от прочих животных, его обладанию порученных.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Слово шестое Против ереси новгородских еретиков, говорящих, будто не следует поклоняться рукотворным предметам. Здесь же приводятся из Священного Писания свидетельства того, что и в Ветхом Законе люди поклонялись рукотворным вещам, которые Господь Бог повелел создать во славу Свою; а в наше время тем более следует поклоняться рукотворным предметам, то есть святым иконам, Честному и Животворящему Кресту и другим божественным и освященным предметам, которые Господь Бог наш Иисус Христос повелел создавать во славу Свою Многие из еретиков, в особенности наши современники, новгородские еретики, уклонившиеся в тяжкое заблуждение, в безумии и злобе внесли немало раздора в Божественную и Апостольскую Церковь , распространяя жидовское учение. Мы же теперь скажем об одной из их ересей: будто бы не следует поклоняться плотскому образу ради нас вочеловечившегося Бога Слова, иконному изображению Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Богородицы, всех святых, Честному и Животворящему Кресту, Божественному Евангелию, Святым и Животворящим Христовым Тайнам, освященным сосудам, в которых совершаются Божественные Таинства, честным мощам святых и Божественным храмам. Беззаконствуя в своих бесстыдных словах и поступках, еретики, как бешеные собаки, рвущие все своими зубами, оскверняли священные предметы, выбрасывая Честные Кресты и Божественные иконы в нечистые места. При этом еретики говорили, будто не следует поклоняться рукотворным вещам по заветам, данным Богом Моисею: «Не сотвори себе... всякого подобия» (См. Исх. 20, 4 ) 29 . И еще: «Не делайте... богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе» ( Исх. 20, 23 ); и: «Не делайте себе кумиров и изваяний... чтобы кланяться пред ними» ( Лев. 26, 1 ). Еретики спрашивают: «Почему вы, православные христиане, делаете себе многочисленные изображения, хотя Бог запретил это?» Мы же, призвав Бога себе на помощь, ответим на это: рассмотрите со вниманием, безумные и нечестивые, что сказал Бог Моисею: «Не сотвори себе всякого подобия». Бог сказал: «всякого подобия»! Если бы Он сказал: «Не сотвори себе никакого подобия», то вы были бы правы. Но Бог сказал «Не сотвори себе всякого подобия», наподобие тех, какие делают язычники: они создают изображения волхвов, прелюбодеев, убийц, зверей, птиц, пресмыкающихся, потом называют их богами и поклоняются им со словами: «Вот наши боги и нет других богов, кроме этих». Потому-то Бог и сказал Моисею: «Не сотвори себе всякого подобия, и не поклоняйся им и не служи им» (См. Исх. 20, 4–5 ), – за исключением достойного образа! Если ты сделаешь достойное изображение в честь и славу Божию, то ты не согрешишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Святии же отцы прьваго собора не возбраниша сему быти. И святый Александр, патриарх Констянтиня града, молитвою своею сотвори Арию разсестися. И великий чюдотворець Епифание Кипрьскии Аетия еретика словом нема сотвори, и в седмый день смерти предаст. Благочестивый же царь Маркиан Диоскора еретика патриарха Александрийскаго на смерть осуди, и не уби сего мечем, но отосла во Ас остров, в нем же нихто же лето цело поживе, но, емлеми от смертотворных ветров, зле умираху. Тамо же и Диоскор со всеми, иже тая же мудръствующими, зле душа своя извергоша, Святии же убо отци четвертаго собора не возбраниша сему быти. Благочестивый же царь Устин и Тиверие, епарху Адъдусу, и воеводе Елеуферию, поборником ереси, главы отсекоша. Великий же чюдотворець Евтихие, патриарх Царяграда не возбрани им . Великий же царь Ираклий не хотящих креститися июдей повеле убивати, и мнози же бяху тогда патриарси же и святителие и преподобнии, не възбраниша сего творити. [ж] И святый Порфи рие епископ Газский иже и манихейскую прелесть дръжащих молитвою немы и безгласны сотвори, потом же смерти предасть [ж] . И святый Феодор епископ Едеский жидовина, хулу глаголавшаго на господа нашего Иисуса Христа, словом нема сотвори, и по сем умали царя Вавилоньского, он же посла в Едес, повеле еретиков всех из града изгнати, и богатство их взяти, овем же языки изрезывати; святый же Феодор не взъбрани сему быти. Тако же и святая Феодора царица и сын ея Михаил, Анния еретика патриарха Царяграда в заточение отосла, и тамо повеле, растягше его, бити ремением. Блаженый же патриарх Мефодие и мнози преподобнии отци наши и исповедници, не возбраниша сему быти. И святый Лев, епископ Катаньский, Илиодора еретика огнем сотвори сожжена быти Зри, яко святии пророци и праведници в ветхом законе отступивших от господа бога, овех молитвою и благодатию данною им от бога смерти предаваху, овех же оружием убиваху, и казнем лютым предаваху. В новем же законе святии апостоли и божествении святителие и преподобнии и богоноснии отци не убиваху еретики и отступники оружием, но молитвами своими и силою, данною им от всесилнаго и животворя щаго духа, сих смерти и казнем лютым предаваху.

http://sedmitza.ru/lib/text/433619/

Сей изведе их, сотворь чудеса и знамения в земли Египетстей и в Чермнем мори, и в пустыни лет четыредесять. Сей есть Моисей рекий сыном Израилевым: Пророка вам воздвигнет Господь Бог ваш от братии вашея яко мене: Того послушайте. Сей есть бывый в церкви в пустыни со Ангелом, глаголавшим ему на горе Синайстей, и со отцы нашими, иже прият словеса жива дати нам, егоже не восхотеша послушати отцы наши, но отринуша и и обратишася сердцем своим во Египет, рекше Аарону: сотвори нам боги, иже предидут пред нами, Моисею бо сему, иже изведе нас от земли Египетския, не вемы, что бысть ему. И сотвориша телца во дни оны, и принесоша жертву идолу, и веселяхуся в делех руку своею. Отвратися же Бог и предаде их служити воем небесным, якоже писано есть в книзе пророк: еда заколения и жертвы принесосте Ми лет четыредесять в пустыни, доме Израилев? И восприясте скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, образы, яже сотвористе покланятися им: и преселю вы далее Вавилона. Сень свидения бяше отцем нашым в пустыни, якоже повеле Глаголяй Моисеови сотворити ю по образу, егоже виде: юже и внесоша приемше отцы наши со Иисусом во одержание языков, ихже изрину Бог от лица отец наших, даже до дний Давида: иже обрете благодать пред Богом и испроси обрести селение Богу Иаковлю. Соломон же созда Ему храм. Но Вышний не в рукотворенных церквах живет, якоже пророк глаголет: Небо Мне престол есть, земля же подножие ногама Моима: кий храм созиждете Ми, глаголет Господь, или кое место покоищу Моему? Не рука ли Моя сотвори сия вся? Жестоковыйнии и необрезаннии сердцы и ушесы, вы присно Духу Святому противитеся, якоже отцы ваши, тако и вы: кого от пророк не изгнаша отцы ваши? И убиша предвозвестившыя о пришествии Праведнаго, Егоже вы ныне предателе и убийцы бысте, иже приясте закон устроением Ангелским и не сохранисте. Слышаще же сия, распыхахуся сердцы своими и скрежетаху зубы нань. Стефан же сый исполнь Духа Свята, воззрев на небо, виде славу Божию и Иисуса стояща о десную Бога, и рече: се вижу Небеса отверста и Сына Человеча, одесную стояща Бога. Возопивше же гласом велиим, затыкаху ушы свои и устремишася единодушно нань. И, изведше вне града, камением побиваху его. И свидетелие, снемше ризы своя положиша при ногу юноши, нарицаемаго Савла, и камением побиваху Стефана, молящася и глаголюща: Господи Иисусе, приими дух мой. Преклонь же колена, возопи гласом велиим: Господи, не постави им греха сего. И сия рек, успе. Деян 7:36–60

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

Деяний святых апостол чтение (глава 7, 35–60): Сей изведе их,/сотворь чудеса и знамения в земли Египетстей, и в Чермном мори,/и в пустыни лет четыредесять./Сей есть Моисей,/рекий сыном Израилевым:/Пророка вам воздвигнет Господь Бог ваш от братии вашея, яко мене,/Того послушайте./Сей есть бывый в церкви в пустыни со Ангелом,/глаголавшим ему на горе Синайстей,/и со отцы нашими,/иже прият словеса жива дати нам./Егоже не восхотеша послушати отцы наши,/но отринуша и, и обратишася сердцем своим во Египет, рекше Аарону:/сотвори нам боги, иже предыдут пред нами,/Моисею бо сему, иже изведе нас от земли Египетския,/не вемы, что бысть ему./И сотвориша тельца во дни оны,/и принесоша жертву идолу,/и веселяхуся в делех руку своею./Отвратися же Бог и предаде их служити воем Небесным,/якоже писано есть в книзе пророк:/еда заколения и жертвы принесосте Ми лет четыредесять в пустыни, доме Израилев?/И восприясте скинию Молохову/и звезду Бога вашего Ремфана,/образы, яже сотвористе покланятися им,/и преселю вы далее Вавилона./Сень свидения бяше отцем нашим в пустыни,/якоже повеле Глаголяй Моисеови,/сотворити ю по образу, егоже виде./Юже и внесоша, приемше, отцы наши со Иисусом во одержание языком,/ихже изрину Бог от лица отец наших,/даже до дний Давида,/иже обрете благодать пред Богом и испроси обрести селение Богу Иаковлю. Соломон же созда ему храм./Но Вышний не в рукотворенных церквах живет,/якоже пророк глаголет:/Небо Мне престол есть,/земля же подножие ногама Моима./Кий храм созиждете Ми, – глаголет Господь,–/или кое место покоищу Моему?/Не рука ли Моя сотвори сия вся?/Жестоковыйнии! и необрезаннии сердцы и ушесы!/вы присно Духу Святому противитеся,/якоже отцы ваши, тако и вы./Кого от пророк не изгнаша отцы ваши?/И убиша предвозвестившия о пришествии Праведнаго,/Егоже вы ныне предателе и убийцы бысте,/иже приясте закон устроением Ангельским и не сохранисте./Слышаще же сия, распыхахуся сердцы своими и скрежетаху зубы нань./Стефан же сый, исполнь Духа Свята,/воззрев на Небо, виде славу Божию/и Иисуса, стояща одесную Бога, и рече:/се вижу Небеса отверста/и Сына Человеча, одесную стояща Бога./Возопивше же гласом велиим, затыкаху уши свои/и устремишася единодушно нань./И, изведше вне града, камением побиваху его./И свидетелие, снемше ризы своя,/положиша при ногу юноши, нарицаемаго Савла,/и камением побиваху Стефана, молящася и глаголюща:/Господи Иисусе, приими дух мой./Преклонь же колена, возопи гласом велиим:/Г осподи, не постави им греха сего!/И, сия рек, успе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Пр. Моисей» – средовек, от головы сияние, в руках скрижали со славянскими цифрами: «А. В. Г.» и т.д., ноги без обуви. «Пр. Аарон» – седой, борода большая, клином книзу, в первосвященнических одеждах, на голове двурогая митра, в правой руке процветший жезл, в левой хартия. «Пр. Илия» в обычных одеждах, правая рука у груди, в левой хартия: «Ревнуя перевновавъ по Гд Бз Вседержител». «Пр. Исаия» – седой, в деснице в клещах горящий уголь, в левой хартия. «Пр. Иона» – лысый, борода подстрижена, левая рука простёрта как бы в рассуждении, в правой хартия: «Прообразова во чрев китов». Налево от иконы Богоматери: «Ц. Соломон» – юноша, без бороды, в царских одеждах и короне, в правой руке держит храм, в левой хартию. «Пр. Иаков» – средовек, с небольшою бородою, в деснице держит лестницу и свиток, шуйцу держит у одежды. «Пр. Гедеон» – средовек, правою рукою указует на руно, в левой держит хартию. «Пр. Даниил» – молодой, кудрявый, во фригийском костюме, правою рукою указывает на камень, в левой держит хартию: «Аз видх гору от нея же оторжеся камен…», ноги пророка в сандалиях. «Пр. Захария» – Серповидец, – молодой, правою рукою указывает на красный серп, в левой хартия: «…сходи…» «Пр. Малахия» – средовек, борода круглая, в правой руке хартия, левая опущена вниз. «Пр. Захария» – борода длинная, в первосвященнических одеждах, на голове шапочка с опушкой, правая рука благословляет, в левой хартия, ноги в сапожках. В пятом ярусе иконостаса: Посередине – Господь Саваоф – в круге, в красной звезде, восседает на херувимах, на голове восьмиугольная звезда и нимб, на лоне Саваофа – Сын, выше – Дух Святой. Направо от этой иконы: «Пр. Адам» – старец, седой, руки простёрты, ноги без обуви. «Пр. Сиф» – старец, правая рука у одежды, в левой хартия: «Будет…деже…», ноги босы. «Пр. Иаков» – средовек, борода небольшая, круглая, левая рука простёрта как бы в рассуждении, в правой хартия: «Не оскудет князь от ноги без обуви. «Пр. Исахар» – седой, правая рука простёрта, в левой хартия: «Чтите еже… Иуду», ноги в сандалиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010