Отсюда, история человеческих исканий высшего блага жизни в сущности есть история разнообразных религиозных систем 1060 . Отмечая различные религиозные учения языческой древности: 1) популярный политеизм, с его сложной антропоморфической генеалогией богов и богинь, – 2) научно-философский атеизм, призывающий лишь к культу самой природы, как системы случайных, стихийных движений (атомов) и процессов, – 3) философский деизм, отвергающий промышление Бога о мире, и наконец, 4) грубейшие формы идолопоклонства 1061 , – Иларий находит, что все эти религиозные учения оказываются несостоятельными перед судом того религиозного идеала, который бессознательно предносится человеческому духу. Нерадение Божества о мире, с одной стороны, и различные генерации божеств, с другой, представляются несоответствующими идее о Боге, как существе всесовершенном: божественное и вечное бытие необходимо лишь единое бытие, владеющее своею жизнию из себя самого, не терпящее подле себя никаких соперников по совершенству. Все богопочтение по существу есть не что иное, как преклонение пред этой идеей вечного и абсолютно-сильного бытия 1062 . – Наилучшее выражение эта идея о Божестве, смутно предощущаемая религиозным сознанием человека, находит себе в ветхозаветном еврейском богословии. «Я есмь Сущий. Так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам ( Исх. 10:14 ). Поистине, я был поражен столь совершенным определением божественной сущности, которое непостижимую идею о Боге выражает в понятии, в высшей степени близком для человеческого разума. Ибо ничто иное нельзя мыслить более свойственным Богу, как (именно) предикат бытия: что является бытием само по себе, то (по необходимости есть) бытие безначальное и непреходящее» 1063 . В тесной связи с этим понятием о самобытности божественного Существа, то же ветхозаветное писание открывает человеку и понятие об Его бесконечности (infinitas), возвышающейся и над какими-либо пространственными определениями. «Ибо если отличительным свойством (proprium) Того, кто, пребывая всегда, не имеет начала существования, является бытие (esse), то достойным вечного и нетленного Бога представляется и сей глагол о Нем: Он держит небо дланию, и землю перстом ( Ис. 40:12 ) и: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих. Кий дом созиждете Ми, и кое место покоища Моего? Вся бо сия сотвори рука Моя ( Ис. 66:1–2 ). Небо, заключенное в длани Божией, является и Его троном, и земля, держимая Его перстом, служит и подножием ног Его, – чтобы мы не мыслили Божество, как пространственное тело (protensio speciei corporeae), по подобию (secundum habitum) седящего на престоле и подножии,.. но мыслили Его – внутри и вне (intra extraque) всех этих тварных стихий, и возвышающими (supereminens) над ним, и присущим (internus) им. Нет ни одного, места – без Бога, и – всякое место в Боге, Он на небесах, в преисподней, и за пределами моря... Всем присущ, и сам не объемлется ничем».. 1064

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

В лице Неронов и Веспасианов, он сказал о себе: «Я – бог! Мне воздавайте божеские почести!» В лице Навуходоносора и ему подобных, он говорил: «Не рука ли моя сотвори вся сия! Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, буду подобен Всевышнему» ( Деян.7:50 ; Ис.14:13–14 ). Под именем Аписов, Ваалов, Бахусов, Венер человек обоготворил свои страсти. Злато стало его идолом, чрево – его богом; «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» ( 1Ин.2:16 ) стали главными двигателями в его жизни. Отпавши от Бога, человек сделал себя самого предметом своей любви: он сказал в мысли своей: «Я – и больше никого! Пусть все мне служит! Пусть все мне раболепствует. Я – бог! Я – царь на земле! Ни до кого нет мне нужды!» Ум человека, получивший свет и тепло от Бога, как от солнца, отвратился от Него, и стало в нем темно, в сердце – холодно; а воля уклонилась на путь беззакония; оттого начались заблуждения между людьми: злоба, ненависть, убийство. За восстанием ума человеческого на Бога последовало восстание против ума подчиненных ему душевных способностей и органов тела с их отправлениями: мир, гармония в душе расстроились. Расстройство это привело к гордости, умопомешательству и полному отлучению от Бога. Это есть смерть духовная. Расстройство души передалось и телу, в котором оно выразилось болезнями, а потом и смертью , или разлучением души с телом. Яд греха, вошедши в человека с первым преступлением, проник все существо его, покорил его себе: человек стал подневольным рабом греха. Грех совершенно чужд Богу, есть отрицание Бога; посему грех ненавистен Богу. Так, Бог есть любовь; следовательно, где – ненависть, там нет Бога. Бог есть истина, а грех есть ложь; Бог есть добро, а грех – зло. Бог есть свет, а грех – тьма. «Кое общение свету ко тьме и кое же согласие Христови с Велиаром» ( 2Кор.6:14–15 ), – олицетворением лжи, ненависти и зла! Грех есть измышление, творчество сатаны; поэтому, человек, совершивший грех , делается другом сатаны, как бы делом рук его, рабом его.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Деяний святых апостол чтение (глава 7, 35–60): Сей изведе их,/сотворь чудеса и знамения в земли Египетстей, и в Чермном мори,/и в пустыни лет четыредесять./Сей есть Моисей,/рекий сыном Израилевым:/Пророка вам воздвигнет Господь Бог ваш от братии вашея, яко мене,/Того послушайте./Сей есть бывый в церкви в пустыни со Ангелом,/глаголавшим ему на горе Синайстей,/и со отцы нашими,/иже прият словеса жива дати нам./Егоже не восхотеша послушати отцы наши,/но отринуша и, и обратишася сердцем своим во Египет, рекше Аарону:/сотвори нам боги, иже предыдут пред нами,/Моисею бо сему, иже изведе нас от земли Египетския,/не вемы, что бысть ему./И сотвориша тельца во дни оны,/и принесоша жертву идолу,/и веселяхуся в делех руку своею./Отвратися же Бог и предаде их служити воем Небесным,/якоже писано есть в книзе пророк:/еда заколения и жертвы принесосте Ми лет четыредесять в пустыни, доме Израилев?/И восприясте скинию Молохову/и звезду Бога вашего Ремфана,/образы, яже сотвористе покланятися им,/и преселю вы далее Вавилона./Сень свидения бяше отцем нашим в пустыни,/якоже повеле Глаголяй Моисеови,/сотворити ю по образу, егоже виде./Юже и внесоша, приемше, отцы наши со Иисусом во одержание языком,/ихже изрину Бог от лица отец наших,/даже до дний Давида,/иже обрете благодать пред Богом и испроси обрести селение Богу Иаковлю. Соломон же созда ему храм./Но Вышний не в рукотворенных церквах живет,/якоже пророк глаголет:/Небо Мне престол есть,/земля же подножие ногама Моима./Кий храм созиждете Ми, – глаголет Господь,–/или кое место покоищу Моему?/Не рука ли Моя сотвори сия вся?/Жестоковыйнии! и необрезаннии сердцы и ушесы!/вы присно Духу Святому противитеся,/якоже отцы ваши, тако и вы./Кого от пророк не изгнаша отцы ваши?/И убиша предвозвестившия о пришествии Праведнаго,/Егоже вы ныне предателе и убийцы бысте,/иже приясте закон устроением Ангельским и не сохранисте./Слышаще же сия, распыхахуся сердцы своими и скрежетаху зубы нань./Стефан же сый, исполнь Духа Свята,/воззрев на Небо, виде славу Божию/и Иисуса, стояща одесную Бога, и рече:/се вижу Небеса отверста/и Сына Человеча, одесную стояща Бога./Возопивше же гласом велиим, затыкаху уши свои/и устремишася единодушно нань./И, изведше вне града, камением побиваху его./И свидетелие, снемше ризы своя,/положиша при ногу юноши, нарицаемаго Савла,/и камением побиваху Стефана, молящася и глаголюща:/Господи Иисусе, приими дух мой./Преклонь же колена, возопи гласом велиим:/Г осподи, не постави им греха сего!/И, сия рек, успе.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Вот почему Спаситель прежде всего, в первой же заповеди блаженства, возвещает счастье нищим духом: Блажени нищии ( Мф.5:3 ). Нищии духом – ο πτωχο τω πνεματι [и птохи то пневмати]. Пτωχς [птохос] – нищий, просящий подаяния ( лат. mendicus), а не περης [пэрес] – бедный (лат. раирег); значит, πτωχο [птохи] – не только бедные на самом деле, но чувствующие себя бедными, – те, которых гнетет бедность. Пτωχς [птохос] соответствует евр. [ani] (у LXX 35 раз πτωχς вместо ani), что значит стесненный, бедный, смиренный, кроткий; ввиду этого и πτωχς переводят словом смиренный; так у пророка Исаии – «на смиренного и сокрушенного духом» ( Ис.66:2 ). Вся бо сия сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя, глаголет Господь. И на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих ( Ис.66:2 ). «Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим.» «Слово ani (нищий) обозначает чувствующего себя бедственно, несчастно и беспомощно; с чем, при благочестивом образе мысли, является само собою известное отношение к Богу, – получается религиозное значение слова. Благочестивый, который тяготится сознанием, что он несчастен и беспомощен, обращается к Богу и не знает и не ждет другой помощи, как только той, какой просит у милосердного Бога, поистине есть ani. Настроение этих несчастных, которые не имеют ничего принести Богу, кроме своей беспомощности, составляет противоположность высокомерию и безбожию сильных, которые злоупотребляют своею силою; они и люди сокрушенного духа и сердца» и так далее (Zahn Тн., стр. 185–186). Таким образом, самое слово πτωχς [птохос] (нищий) и без прибавления τω πνεματι [то пнэвмати] (духом) дает понятие не только о нищете материальной, но и о бедности духовной – смирении, кротости. Конечно, с этой духовной бедностью может быть соединено материальное богатство, как то и бывает; но несомненно также, что чувство и сознание духовного убожества, духовной нищеты чаще будится земною, материальной бедностью, земными скорбями и страданиями; можно также с достаточным основанием предположить, что Спасителя как обычно, так и во время Нагорной проповеди, окружали в большинстве не богачи и знатные, а бедняки и простой народ (χλος [охли] – у евангелиста), представлявшие более благодарную почву для воспринятия учения о нищете духовной. Несправедливы поэтому толковники, которые, основываясь на том, что у евангелиста Луки опущено τω πνεματι (духом), а сказано по-гречески ο πτωχο [и птохи] (нищии) (в славянском и русском прибавлено духом), утверждают, что Христос ублажает в первой своей заповеди только нищих, бедных материально и только им обещает Царство Небесное. Такое толкование не согласно не только со значением слова – πτωχο, с текстом евангелиста Матфея (нищие духом), но и с характером всей Нагорной проповеди и всего учения Христова: оно есть учение о духе, а не о плоти ( Ин.6:63 ).

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Трудами и подвигами смиряется человек ради Господа и тем, по неизреченной милости, удостаивается божественного снисходительнейшего воззрения. Глаголет Господь Вседержитель: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих: кий дом созиждете Ми и кое место покоища Моего? Вся бо сия сотвори рука Моя, и вся сия суть Моя... и на кого воззрю? токмо на кроткого, и молчаливого, и трепещущего словес Моих (см. Ис 66:1—2). По такому благоволению Господню да исполнится наше скудоумие истинного разума словес божественных! Словеса Господня — словеса чиста (Пс 11:7); они так приятны сердцу и сладки, без всякого сравнения, что Псалмопевец, по чувству вкуса, сказал: «коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устам моим» (Пс 118:103)! О друг души моей! мне больно, как и вам, слышать речи буйно умствующих и неправо разумеющих Священное Писание и песни, славословимые Святою Церковью: горе злое мудрствующим хитрецам мира сего! горе и ревнующим не по разуму! Простое слово осудит их. Жиды, ревнующие не по разуму, распяли Господа своего. Спасение наше не в хитрости слова, но в силе Духа Христова, приемлемого простым сердцем — верою и любовью: «блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф 5:8). Смеющиеся сами тонут в своей хитрости. Лучше бы на этот случай онеметь, нежели непри-личное говорить о чистоте слова и смысла непорочного витии. «Хитрость» — это выражение, по общему разуму, означает нечто вымышленное, выдуманное, приноровленное, из многих частей составленное или ко многим целям направленное; и, кто двусмысленно говорит, называется хитрец. Истинные христиане и простонравные не подходят под такое нарицание коварства. Коварство и хитрость есть делание ума, в котором господствует самомнение — близкая родня самонадеянию; ведь корень гордости много имеет близких родичей, и все они, как дым, парят под свод небесный! Уж не солнце ли закоптить хотят? Нет, не закоптят; они рассеются и исчезнут сами собою. Есть хитрость и мудрость злая; а чтобы избежать зломудрия и злоковарной хитрости, есть и другая мудрость и хитрость — спасительная; и сия не умышлениями человеческими совершается, но верою и любовью привлекается от Господа в незлобивые сердца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сей изведе их, сотворь чудеса и знамения в земли Египетстей и в Чермнем мори, и в пустыни лет четыредесять. Сей есть Моисей рекий сыном Израилевым: Пророка вам воздвигнет Господь Бог ваш от братии вашея яко мене: Того послушайте. Сей есть бывый в церкви в пустыни со Ангелом, глаголавшим ему на горе Синайстей, и со отцы нашими, иже прият словеса жива дати нам, егоже не восхотеша послушати отцы наши, но отринуша и и обратишася сердцем своим во Египет, рекше Аарону: сотвори нам боги, иже предидут пред нами, Моисею бо сему, иже изведе нас от земли Египетския, не вемы, что бысть ему. И сотвориша телца во дни оны, и принесоша жертву идолу, и веселяхуся в делех руку своею. Отвратися же Бог и предаде их служити воем небесным, якоже писано есть в книзе пророк: еда заколения и жертвы принесосте Ми лет четыредесять в пустыни, доме Израилев? И восприясте скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, образы, яже сотвористе покланятися им: и преселю вы далее Вавилона. Сень свидения бяше отцем нашым в пустыни, якоже повеле Глаголяй Моисеови сотворити ю по образу, егоже виде: юже и внесоша приемше отцы наши со Иисусом во одержание языков, ихже изрину Бог от лица отец наших, даже до дний Давида: иже обрете благодать пред Богом и испроси обрести селение Богу Иаковлю. Соломон же созда Ему храм. Но Вышний не в рукотворенных церквах живет, якоже пророк глаголет: Небо Мне престол есть, земля же подножие ногама Моима: кий храм созиждете Ми, глаголет Господь, или кое место покоищу Моему? Не рука ли Моя сотвори сия вся? Жестоковыйнии и необрезаннии сердцы и ушесы, вы присно Духу Святому противитеся, якоже отцы ваши, тако и вы: кого от пророк не изгнаша отцы ваши? И убиша предвозвестившыя о пришествии Праведнаго, Егоже вы ныне предателе и убийцы бысте, иже приясте закон устроением Ангелским и не сохранисте. Слышаще же сия, распыхахуся сердцы своими и скрежетаху зубы нань. Стефан же сый исполнь Духа Свята, воззрев на небо, виде славу Божию и Иисуса стояща о десную Бога, и рече: се вижу Небеса отверста и Сына Человеча, одесную стояща Бога. Возопивше же гласом велиим, затыкаху ушы свои и устремишася единодушно нань. И, изведше вне града, камением побиваху его. И свидетелие, снемше ризы своя положиша при ногу юноши, нарицаемаго Савла, и камением побиваху Стефана, молящася и глаголюща: Господи Иисусе, приими дух мой. Преклонь же колена, возопи гласом велиим: Господи, не постави им греха сего. И сия рек, успе. Деян 7:36–60

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

Храм Божий свят есть, иже есте вы, говорит св. Апостол Павел 186 . Сей храм не златом, ниже бисерей дарами тлеющими, но вечными добродетелей дарованиями украшается. Ниже кроме тайны есть сие, что образ (вид) храма (нерукотворенного) крест есть. Крестообразными бо по приличию все суть Богу созданные храмы. Что и из древнего храма явственно есть, коего все подобие сице бе устроено, да креста живый образ изъявит. Ибо аще о входе самого положения оного, протяженного помыслиши, то помыслиши и о том, что плоть Христова наподобие оного на кресте протяжена была и положена; десницу до врат полуденных, шуйцу до северных, нозе же обе на восточныя врата имети узриши; глава же досязает святая святых, идеже престол бысть Божий. Глава бо Христова, Бог (Отец), олтарь же всесожжений посреде сердца Христова бысть поставлен, на нем же принесеся жертва хвалы; тем единым всесожжений всех множае лучшим вся Ветхого Завета приношения совершишася. От страны десныя олтаря море медяное сооруженное, кровь и воду из ребр Христовых истекающую изъявляше. Что ж убо все сие изображает, точию того, в нем же Божественное величие, аки в храме пребывати благоволит, и тое, что таковый житие должен имети крестоносное, и умерщвление в плоти своей беспрестанно носити? Ибо по вся дни крест носящии, велиим Божиим благоволением, бывают храм Божией славе; и сокрушеннии, озлобленнии и немощнии храм суть и пребывание Божие: славится бо Бог с ними, аки домашними, пребывати: Сия бо глаголет Господь Вышний, Иже живет в высоких во век, Святый во святых, имя Ему Вышний, во святых почиваяй, и малодушным даяй долготерпение, и даяй живот сокрушенным сердцем 187 . Пребывает убо с сокрушенными, язвенными, озлобленными и опечаленными. И не благоволит в рукотворенных храмех: яко с нищими и уничиженными сопребывает. Небо, глаголет, престол мой, земля же подножие ног моих. Кий дом созиждете ми, или кое место покоища моего? Вся бо сия сотвори рука моя, и сия сутъ вся моя, глаголет Господь: и на кого воззрю? токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес моих 188 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Конечно, братие, добродетель кротости имеет в себе нечто особенно любезное Богу, что Он благоволительный взор Свой паче всех обращает на кроткого и смиренного сердцем, как Сам Он уверяет чрез Пророка Исаию: небо престол Мой, земля же подножие ног Моих: кий дом созиждете Ми, или кое место покоища Моего? Вся бо сия сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя: и на кого воззрю? Токмо на кроткаго и молчаливого и трепещущаго словес Моих ( Ис. 66:1–2 ). Причина столь особенного благоволения Божия к кротким заключается в Ангельских свойствах сей добродетели. Сущность ее в отношении к Богу состоит во всецелой и безусловной Ему преданности, по которой истинно кроткие души безмолвно верят Его слову, беспрекословно повинуются Его воле, с сыновним благоговением исполняют Его заповеди и с трепетом остерегаются, чтоб не оскорбить Его беспредельную любовь и благость каким-либо образом. Бог любовь есть ( 1Ин. 4:8 ), по словам Св. Писания. Беспредельная Его любовь находит свою радость в сообщении тварям блаженства своего. Кроткие потому наипаче Ему любезны, что любовь Его не находит препятствия в излиянии в покорные сердца их даров Своей благости. Таковы суть благие Ангелы на небесах, которых всё блаженство зависит от свободной и совершенной их покорности воле Божией. Таков был умаленный малым чим от Ангел ( Пс. 8:6 ) человек, вышедший из Творческих рук в состоянии своей невинности. Ненарушимое его и всех его потомков блаженство зависело от ненарушимой верности в исполнении воли Творца своего, в кротком последовании Божественному Его гласу. И ежели бы противление его заповеди Божией не положило преграды к излиянию на него даров благости Творца его, конечно бы жизнь его и всего его рода была беспрерывным возрастанием от блаженства к блаженству, от славы в славу. Но счастие разумной и свободной твари исчезает с той самой минуты, как она начинает нарушать повиновение Богу Создателю своему. Так возмутившийся ангел, сатана, в самом небе, где вечно царствует блаженство, изрыл себе бездну погибели. Так, принявший в сердце свое ядовитое семя непокорности Богу, человек, в самом раю сладости уготовал себе и всему потомству своему горечь смерти и злосчастия и лишился обетованнаго ему наследия – жизни вечной. Закон сей вечен и так неизменен, как непременен сам Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

50 Не рука ли моя сотвори сия вся? 51 Жестоковыйнии и необрезаннии сердцы и ушесы, вы присно Духу святому противитеся, якоже отцы ваши, тако и вы: 52 кого от пророк не изгнаша отцы ваши? и убиша предвозвестившыя о пришествии праведнаго, егоже вы ныне предателе и убийцы бысте, 53 иже приясте закон устроением ангелским и не сохранисте. 54 Слышаще же сия, распыхахуся сердцы своими и скрежетаху зубы нань. 55 Стефан же сый исполнь Духа свята, воззрев на небо, виде славу Божию и Иисуса стояща о десную Бога, 56 и рече: се, вижу небеса отверста и Сына Человеча о десную стояща Бога. 57 Возопивше же гласом велиим, затыкаху ушы свои и устремишася единодушно нань, 58 и изведше вне града, камением побиваху его: и свидетелие (снемше) ризы своя положиша при ногу юноши нарицаемаго савла, 59 и камением побиваху стефана, молящася и глаголюща: Господи Иисусе, приими дух мой. 60 Преклонь же колена, возопи гласом велиим: Господи, не постави им греха сего. И сия рек успе. Глава 8 1 Савл же бе соизволяя убийству его. Бысть же в той день гонение велие на церковь Иерусалимскую: вси же разсеяшася по странам иудейским и самарийским, кроме апостол: 2 погребоша же стефана мужие благоговейнии и сотвориша плачь велий над ним. 3 Савл же озлобляше Церковь, в домы входя, и влачя мужы и жены, предаяше в темницу. 4 Разсеявшиися же прохождаху, благовествующе слово. 5 Филипп же сошед во град самарийский, проповедаше им Христа: 6 внимаху же народи глаголемым от филиппа единодушно, слышаще и видяще знамения, яже творяше: 7 дуси бо нечистии от многих имущих я, вопиюще гласом велиим, исхождаху, мнози же разслабленнии и хромии исцелишася: 8 и бысть радость велия во граде том. 9 Муж же некий, именем симон, прежде бе во граде волхвуя и удивляя язык самарийский, глаголя некоего быти себе велика, 10 емуже внимаху вси от мала даже до велика, глаголюще: сей есть сила Божия великая. 11 Внимаху же ему, зане доволно время волхвовании удивляше их. 12 Егда же вероваша филиппу благовествующу яже о Царствии Божии и о имени Иисус Христове, крещахуся мужие же и жены.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=759...

Да и можно ли обидеть того, кто ничем не обижается, ничем не раздражается, кто благословляет клянущих, благотворит ненавидящим его, молится за гонителей своих? Как углие огненное смягчает и расплавляет даже твердые металлы, так кротость человека смягчает и сокрушает самые упорные сердца врагов. К тому же у кроткого и не может быть много врагов; ибо он всемогущею силою любви Христовой, обитающей в нем, побеждает благим злое; так что самые злые враги его начинают уважать его невольно и из врагов делаются друзьями.Иисус Христос обещает кротким всю землю в наследие, говоря: блажени кротции: яко тии наследят землю. Слова сии буквально исполнились над кроткими христианами. В то время, когда Иисус Христос давал сию заповедь, вселенною владели неверные язычники; все общество верующих состояло из нескольких последователей Христовых. Можно ли было подумать тогда, что малое общество кротких людей победит миллионы свирепых язычников и отнимет у них владение землею? И однако это сбылось. Постоянно кроткие христиане, несмотря на бесчисленное множество и всю ярость язычников, терпя, воздавая добром за зло, уступая, благословляя, молясь, восторжествовали над язычниками и мало помалу овладели вселенной. Итак, не опасайся потерять что-либо чрез кротость; смотри, — кротким Сам Бог обещает в наследие землю. Разве Он не в силах исполнить Свое обещание? Нет, Господня земля и исполнение ее, вселенная и вси живущий на ней (Пс. 23:1). А Господь особенно любит кротких и ущедряет их благами, вся сия, то есть небо и землю, сотвори рука Моя, глаголет Господь, сия суть вся Моя. И на кого воззрю? Токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих (Исх. 66:23) Так воззрел Господь на Моисея и сделал его вождем избранного народа Божия, озарил его таким светом Своей славы, что невозможно было взирать на лицо его, — за что? За то, что Моисей был кроток зело. Так воззрел Господь на кроткого Давида и даровал ему царство, покорил ему множество народа, удостоил его чести нарицаться отцом воплотившегося от племени его Спасителя мира, Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010