Еще, когда были вино и просфоры, в которых они имели великую нужду, старец Арсений часто любил служить Литургию. Если представлялась такая возможность, то служили ее почти каждый день. Служили Литургию вдвоем. Два старца, удрученные и иссушенные постом. Один в алтаре, пред престолом Господним, стоял и плакал и от слез не мог говорить возгласов, только едиными сердечными воздыханиями тихо произносил слова молитвы, а другой на клиросе стоял и рыдал. На их Литургии призревал Сам Господь по обетованию: «Вся бо сия сотвори рука моя, и сия суть вся моя, глаголет Господь. И на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес моих?» (Ис. 66, 2). Здесь трисвятую песнь припевали ни единого житейского попечения не имущие и воистину ничего земного не помышляющие. Здесь, посреди двоицы, Сам Господь пребывал по обетованию: «идеже бо еста два или трие собрани во имя мое, ту есмь посреди их» (Мф. 18, 20). Эти два старца так возлюбили Господа своего, что ни на одну минуту с Ним не хотели разлучаться, но всегда с Ним услаждались беседой умом, и сердцем, и устами. Только у них и было разговоров, что о молитве или о любви к Богу и к ближнему, а если кто начинал при них говорить плохое о своем брате, то они прекращали беседу. Всякого ближнего любили больше, чем себя, что явно показывали дела их. Они всегда старались, чтобы каждый был спокоен. Кто бы к ним не пришел, с какою нуждой, они никого из кельи своей не выпускали скорбящим. Последние книги свои отдавали в залог и уже после, как им Бог поможет, выкупали. А кто душевную скорбь имел, то того утешали благими своими беседами. Бедные имели в них помощников, скорбящие - утешителей, странники и немощные грехами — скорое исправление и освобождение. Наконец отец Николай упросил духовника, чтобы тот приходящих посещать их в келью к нему никого не допускал, чтобы его не беспокоили. За год до смерти отца Николая было им обоим во сне откровение. Отцу Николаю был голос, что он уже переплывает великое и многоволнистое море и достигает тихого пристанища. И отцу Арсению был голос, что и он приближается к великому и прекрасному городу и заканчивает свой путь. Оба старца поведали друг другу об откровении и познали, что оно от Бога, и уразумели, что приближается их кончина. Тогда приложили они пост к посту и к слезам слезы и начали готовиться к отшествию своему.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=283...

Другие скажут: Христос везде, как и Церковь исповедует в следующей песни: во гробе плотски, во аде же с душою яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный. Правда, Он везде Своею силою и всемогуществом, но не везде Своим благоволением и благодатию; а в ином месте никогда не бывал, в другом же был, да ушел, и – не просто, а с грозным предречением: се оставляется вам дом ваш пуст ( Матф. 23:38 ). Где же Он именно? – Псалмопевец говорит: Господь во храме святем Своем ( Псал. 10:3 ). Бесспорно это правда, но неложно конечно и то, что сказал св. первомученик Стефан: Соломон созда Ему храм. Но Вышний не в рукотворенных храмех живет, якоже пророк глаголет: небо Мне престол есть, земля же подножие ногама Моима: кий храм созиждете Ми, или кое место покоищу Моему? Не рука ли Моя сотвори сия вся? ( Деян. 7, 47–50 ). Тем более, что негде и Сам Господь назвал храм домом купли и вертетом разбойников ( Иоан. 2:16 ; Матф. 21:13 ). Следовательно и здесь не всегда бывает Господь, а мы часто и даже очень часто до такой степени безчинствуем во храмах наших, что едва ли и не всегда изгоняем Его. Так верно Он, по указанию св. Стефана, в нерукотворенных храмах живет. Где же эти храмы? – Всякий человек, просвещенный святым крещением, храм Божий есть. Не весте ли, говорит Апостол, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас? Но аще кто, прибавляет к сему Апостол, Божий храм растлит, растлит сего Бог: храм бо Божий свят есть, иже есте вы ( 1Кор. 3, 16–17; 6:19 ); а признайтеся, возлюбленные, кто из нас более или менее не растлил и не растлевает сего храма? Значит, и в этих храмах не всегда живет Христос Господь: ибо и вор крещен, и пьяница, и лихоимец, и любодей, и прелюбодей, и святотатец, и святокупец, и завистник, и ненавистник, и клеветник, и наветник, и всякого другого рода злодеи и преступники, от христиан и в христианстве родившиеся, крещены также; но кто ныне дерзнет сказать, а еще более, кто может поверить, что Христос в них обитает? В них если и был Христос, то разве только тогда, когда они были еще в пеленах, или младенцами, неумеющими отличить десницы от шуицы, а по возрасте их, Он верно оставил их. Не имать Дух Мой, глаголет Господь, пребывати в человецех сих во век: зане суть плоть ( Быт. 6; 3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Но ты и сам, конечно, с таким нелепым толкованием не будешь согласен. А если в этих словах нет воспрещения покланяться Богу, то нельзя видеть в них воспрещения и строить Ему храмы и алтари; напротив, в них содержится разрешение строить повсюду христианские храмы и алтари для приношения бескровной жертвы. Ты привел еще слова св. первомученика Стефана: Вышний не в рукотворенных церквах живет. Но сии слова новозаветных храмов, созидаемых на приношение таинства Тела и Крови Господа нашего по Его завещанию: сие творити в мое воспоминание, нимало не касаются; они сказаны о ветхозаветном храме Соломона, в опровержение того мнения иудеев, что Вышний только в едином их Иерусалимском храме обитает, что именно единым только этим местом и ограничивается присутствие Божие. Самый состав речи первомученика Стефана показывет, что он имел в виду именно ветхозаветный Соломонов храм, ибо сначала говорит: Соломон созда Ему (Богу) храм; а затем, восставая против мнения иудеев, что Бог и живет только в этом храме, а не повсюду, он продолжает: «Но Вышний не в рукотворенных церквах живет, якоже пророк глаголет: небо Мне престол есть, земля же подножие ногама моима; кий храм созиждете Ми, глаголет Господь, или вое место покоищу Моему? Не рука ли Моя сотвори сия вся» ( Деян.7:48–50 )? Притом, св. первомученик Стефан этими словами не отвергает нужды и ветхозаветного храма, к построению которого толикое тщание показал еще пророк Давид, а только проповедует вездесущие Божие и обличает неразумие иудеев, которые своим храмом ограничивали повсюдное пребывание Божие, а самого Стефана обвиняли за проповедь об упразднении Ветхого Завета с его храмом и жертвами, не принимая проповеданного им Мессию Христа. Поэтому слова св. первомученика Стефана, сказанные о ветхозаветном храме иудейском, определенном на упразднение за неприятие иудеями Владыки храма, ты совсем несправедливо прилагаешь к новозаветным храмам, устрояемым для совершения новозаветной жертвы, которую сам Господь повелел творить в его воспоминание дóндеже приидет.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Кто есть смирен, тот есть и кроток сердцем. Смиренный следовательно имеет два характера Иисуса Христа, – кротость, то есть, и смирение. «Научитеся от Мене», сказал Господь, «яко кроток есмь и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ). Блажен убо тот человек, который стяжал бесценное сокровище смирения: он есть живой образ и живое подобие Иисуса Христа. Ибо мы, взирая на него, созерцаем в нем святейшие характеры Господа нашего. Стяжавает также смиренный многое и великое стяжание; стяжавает покой души своей: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Какой же бы покой не был, хотя временный и тленный, хотя бы вечный и нетленный, и то и другое есть справедливо: ибо смиренный человек того и другого удостоивается покоя. Гордого сердце в сей временной жизни никогда не имеет покоя, ибо никогда не может получить того, что мечтает по своей гордости: смиренного сердце в сей жизни имеет всякий покой и отдохновение; ибо весьма удобно получает то, что требует смирение его. Гордый в будущей жизни не может иметь покоя, ниже спасения, ибо Бог ему противляется: смиренный тамо обрящет совершенное спокойствие и спасение, ибо имеет благодать Божию: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» ( Притч.3:34 ). Послушайте же и о другом совершенстве смиренного, да еще более удивитесь. Небо есть престол Божий: ибо на небеси неусыпно славословит Его все небесное воинство Ангельских сил. По небеси же престолом имеет сердце смиренного и покоищем, на немже почивает. Вот как о сем говорил Бог чрез уста Пророка Исаии: «небо престол Мой, земля же подножие ног Моих: кий дом созиждете Ми, и кое место покоища Моего? Вся бо сия сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя, глаголет Господь» ( Ис.66:1–2 ). Людие, говорит, – Я имею престолом небо, и земля есть подножием ног Моих: рука Моя сотвори вся, во власти Моей все видимое и невидимое. Какой дом можете создать достойный для Меня? Какое вы место почитаете жилищем Моим и покоищем? На какое другое место воззрю Я, или какое другое место есть достойное покоища Моего, кроме сердца смиренного, который бывает кротким, молчаливым и трепещущим словес Моих? «И на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих?» Пришедшу исполнению закона, показал Бог и событие сих словес.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

А если мы утверждаем, что и сказавший и сотворивший Адама и Еву есть Бог, то послушай далее и о Св. Духе. Сотворивший Адама Бог ли был, или нет? Философ. Конечно, Бог. Епископ. В книге Иова Елиус Вузитянин говорит Иову: Дух Божий сотворивый мя (33, 4). Если же сотворивший Адама есть Бог, то что скажешь о Том, кто сотворил Елиуса? – Или для тебя Елиус представляется существом иной природы, чем Адам? – Но человеку естественно умозаключать, что одинаковых произведений должен быть один и тот же художник. Итак, что ж ты скажешь, философ, о Том, кто сотворил Елиуса? Ужели еще не станешь признавать Его Богом и Творцом человека? Ибо как о сотворившем Адама сказано: и сотвори Бог человека, так равно тоже самое можно сказать о Творце Елиуса, т. е. что Дух Святой есть Бог . Если одно и тоже производство, то одно и тоже и название художника. Если одно Божество в пресвятой Троице, представляемой в трех разных и совершенных Лицах, то равносильны будут и сии выражения: сотвори Бог человека, и: Дух Божий сотворил Елиуса. А в книге: «взятие Моисея» ( ναληψις Μωσως) Михаил архангел, рассуждая с диаволом, говорит: от Духа Святого Ею все мы созданы, и потом присовокупляет: от лица Божия изшел Дух Его, и получил бытие мир. Ибо нераздельна и неизреченна всесвятая троица: Отец и Сын и Святой Дух, которая совокупно создала всякую тварь мысленную и чувствами познаваемую. Так в 32 псалме сказано: словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Ею вся сила их. Послушай, наконец, что говорит Бог чрез пророка Исаию: Аз Господь Бог, Аз услышу их, Бог Израилев (41, 10. 17); потом, говоря о благодеяниях народу своему, прибавляет: да узрят и уразумеют и помыслят и уведят вкупе, яко рука Господня сотвори сия, и Святой Израилев показа (ст. 20); здесь называет он рукою Духа Божия, а Святым Израилевым – Сына Божия. В другом месте Иегова говорит Иакову: рука моя основа землю и десница моя утверди небо (48, 13); и пророк Иезекииль говорит: быст на мне рука Господня (3, 22); а Писание, философ, называет обыкновенно рукою или мышцею– Святого Духа Божия, а десницею – Сына Его.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Также находят между птенцами его [орла] камень аметист, который имеет силу над всеми ядами. Если это верно, то справедливо любовь Бога к творениям Его сравнивается с [любовию] орлов, который всякого рода охраною защищает чад Своих, чтобы дракон и древний змей, диавол и сатана не подкрался к новым детям, чтобы, именем камня, который полагается в основание Сиона, сокрушались все ковы противников. Иерусалим же этот, в котором дети будут утешаемы матерью и ласкаемы на коленах, есть тот, о котором пишет апостол: а вышний Иерусалим свобод есть, иже есть мати всем нам ( Гал. 4:26 ). Насыщенный молоком этого утешения он утешал других, имевших нужду в словах его, говоря: благословен Бог, Отец щедрот и Бог всякия утехи, утешаяй нас о всякия скорби, яко возмщи нам утешити сущия во всякой скорби утешением, имже утешаемся сами от Бога ( 2Кор. 1:3–4 ). Когда они утешатся, то будет сказано им: и увидите, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши, как трава, произрастут , или взойдут или по Симмаху процветут ( Ин. 16:22 ). Увидят же, без сомнения Бога, что служит истинною радостию. О таковых Господь говорил: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят ( Мф. 5:8 ). Видение Его есть совершенная радость, происходящая в сердце, обладающем полною верою, и за нею следует произрастание костей, о которых мы уже прежде сказали. Если читатель забыл это, то пусть опять обратится к прежнему толкованию. Ибо лучше ему снова прочитать написанное, нежели нам повторять оказанное. И будет известна , говорит, рука Господня у врагов Его и будет угрожать неверующим или врагам Его . Рука же понимается или в смысле могущества, так как Бог все может исполнить, что обещает, согласно с тем, что от лица Бога говорит Моисей Фараону: ныне пустив руку Мою, поражу тя, и люди твоя умерщвлю, и потребишеся от земли ( Исх. 9:15 ). И еще он тому же тирану: се рука Господня будет на скоты Твоя ( Исх. 9:3 ), о которой псалмопевец говорил к Богу: рука Твоя языки потреби, и насадил я еси ( Пс. 43:3 ). Или, по крайней мере под рукою Господнею следует понимать Христа, о котором и выше мы читали: рука Моя сотвори сия вся ( Ис. 41:20 ) Господь соделает се известною рабам своим и боящимся Его и будет угрожать неверующим и врагам Своим, одним обещая награды, другим наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Напротив, некоторые другие народы у Пророка выставляются на вид, как замечательные в известном отношении в его время; и это те самые народы, которые были замечательны и в том же самом отношении в век Исаии 15 . И так вторая часть Исайиной книги произошла еще при целости церковно-гражданского устройства и самостоятельности иудейского народа, во время притеснений оного ассириянами, при малоизвестности еще иудеям халдейского царства, и проч. Век Исаии ясно здесь обозначается, и в особенности как век преобладания ассириян над Израилем. III Внутреннее, или духовно-нравственное состояние иудеев, какое видно из той же част Исайиной книги, – также соответствует времени Исаии, а отнюдь не концу плена. В духовном состоянии иудейского народа (как изображается оно в 40–66 гл. Исаии), видно вообще глубокое растление нравов и в особенности господство идолопоклонства. Писатель второй части книги, касаясь вообще нравов своих современников, с негодованием и угрозами обличает крайнее усиление у них пороков и нечестия. Еда не может рука Господня спасти? Или отягчил есть слух свой, еже не услышати? Но греси ваши разлучают между вами и между Богом... Руце бо ваши осквернены кровию и персты ваши во гресех. Ни кто же глаголет правду, ниже есть суд истинен. Нозе их на зло текут, скори пролияти кровь, и мысли их мысли о убийствах ( Ис.59:1 ). Вси путем своим последоваша, кийждо уклонишася в лихоимство свое от перваго и до последняго. Приидите, да возмем вино, и наполнимся пьянства и пр. ( Ис.56:11,12 ). Вы же приидите семо сынове беззаконнии, семя прелюбодеев и блудницы... Аз возвещу злобы твоя, яже не успеют тебе ( Ис.57:3,12 ). Грех до такой степени усилился, что даже Богослужение и вообще дела набожности стали отвратительны пред лицом Божиим; на самом храме уже не почивало благоволение Божие. Небо престол Мой, земля же подножие ног Моих, глаголет Господь с негодованием, – кий дом созиждете Ми, и кое место покоища Моего? Вся бо сия сотвори рука Моя и сия суть вся Моя… Беззаконник жряй Ми тельца, яко убиваяй пса, и приносяй семидал, яко кров свиную и проч. ( Ис.66:1 –3). Мене день от дне ищут, яко (как будто) людие правду сотворившии и суда Бога своего не оставившии... что яко постихомся, и не уведел еси?.. Во дни бо пощений ваших обретаете воли ваша, и вся подручныя ваша томите. Аще в судех и сварех поститеся и биете пястьми смиреннаго: вскую Мне поститеся... ( Ис.58:2 –4)? И замечательно, что Пророк, даже среди самых живых и сильных утешений, которыми преисполнена вторая часть книги, никак не опускает из вида духовной слепоты, упорства и вообще беззаконий иудеев ( Ис.42:19,20; 48:4,8 ). Среди самых светлых и радостных предсказаний, изрекает от имени Божия такой приговор нечестивым: Аз предам вас под меч, вси закланием падете ( Ис.65:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Чему же учат нас те случаи, когда неплодные супруги в старости лет получают дар чадорождения? Тому, что никто не должен полагаться в рождении детей на силу природы своей, но зачатие младенцев должен относить ко всемогуществу Создателя естества человеческого. Св. Иоанн Златоуст учит: «Для того-то сказано: «отверзе ложесна ея» (Лии) ( Быт.29:32 ), чтобы мы знали, что сам Господь благоволил даровать Лии силу чадородия. Он Сам образует и животворит плод во чреве матери, как и Давид сказал: «восприял мя еси из чрева матере моея» ( Пс.138:13 ). И заметь, как Божественное Писание показывает нам, что Творец природы производит собственною силою и то и другое, и возбуждает способность чадородия, как в Лии, и удерживает ее, как в Рахили: Он есть Владыка естества, и потому безпрепятственно совершает все 66 «. – «Весьма легкомысленно и безрассудно люди приписывают женам, – учит тот же Златоуст, – и безчадие и многочадие, не зная того, что все зависит от Создателя нашего естества, и что ни сожитие само по себе, ни что либо другое не может вести к рождению детей, если не будет содействовать вышняя рука, и возбуждать естество к рождению 67 ». – «Та же рука, – учит св. Афанасий Александрийский , – которая образовала (тогда) Адама, и ныне, и всегда снова образует и производит раждающихся после Адама. Сие говорит сам Бог Иеремии: «прежде, неже Мне создати тя во чреве, познах тя» ( Иер.1:5 ). Да и о всех сказал: «Моя рука сотвори сия вся» ( Ис.66:2 ). И еще чрез Исаию говорит: «сице глаголет Господь, избавляяй тя и создавый тя от чрева: Аз Господь совершаяй вся, распрострох небо един, и утвердих землю» ( Ис.44:24 ). И Давид, зная сие, воспевает: «руце Твои сотвористе мя и создасте мя» ( Пс.118:73 ). Ту же имеет мысль и тот, кто говорит у Исаии: «тако глаголет Господь, создавый мя от чрева раба себе» ( Ис.49:5 ) 68 ». Что ж касается до примеров, какие находим в Ветхом Завете, что некоторые благочестивые жены при старости лет разрешались от неплодства; то в них заключается особенная, Божественная цель, спасительнейшая для всех верующих во Христа, и именно та, чтобы примерами неплодных утвердить веру нашу в преестественном рождении Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Также в Евангелии от Матфея: «аще убо принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя; остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Мф.5:23—24). И еще в Первом послании Иоанновом: «Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает и Бог в нем пребывает» (1Иоан.4:16). «Глаголяй себе в свете быти, а брата своего ненавидяй, во тме есть доселе» (1Ин.2:9). IV. Не должно ничем тщеславиться, потому что у нас нет ничего своего    В Евангелии от Иоанна: «не может человек приимати ничесоже, аще не будет дано ему с небесе» (Ин.3:27). Также в Первом послании Павла к Коринфянам: «что же имаши, егоже неси приял? аще же и приял еси, что хвалишися яко не приемь?» (1Кор.4:7). То же в Первой книге Царств: «не хвалитеся и не глаголите высокая в гордыни, ниже да изыдет велеречие из уст ваших; яко Бог разумов Господь... Лук сильных изнеможе и немощствующии препоясашася силою» (1Цар.2:3—4). О том же самом и в книгах Маккавейских: «праведно есть повинутися Богови, и смертну сущу равная Богови не мудрствовати горде» (2Мак.9:12). И в другом месте: «от словес мужа грешна не убойтеся; понеже слова его в мотыла и в червие: днесь вознесется, а утре не обрящется, яко обратися в персть свою и помышление его погибе» (1Мак.2:62—63). V. Во всем надлежит соблюдать смирение и кротость    У Исаии: «тако глаголет Господь: небо престол Мой, земля же подножие ногу Моею; кий дом созиждете Ми? и кое место покоища Моего? вся бо сия сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя... И на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис.66:1—2). О том же и в Евангелии от Матфея: «блажени кротцыи, яко тии наследят землю» (Мф.5:5). И в Евангелии от Луки: «иже бо менший есть в вас, сей есть велик» (Лк.9:48). «Яко всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется» (Лк.14:11). О том самом и в Послании к Римлянам: «не высокомудрствуй, но бойся. Аще бо Бог естественных ветвей не пощаде, да не како и тебе не пощадит» (Рим.11:20—21). О том же и в псалме 33: «и смиренныя духом спасет» (Пс.33:19). Также в Послании к Римлянам: «воздадите убо всем должная: емуже убо урок, урок; а емуже дань, дань; а емуже страх, страх; а емуже честь, честь. Ни единому же ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга» (Рим.13:7—8). То же в Евангелии от Матфея: «любят же преждевозлегания на вечерях и преждеседания на сонмищах, и целования на торжищах, и зватися от человек: учителю, учителю. Вы же не нарицайтеся учителие; един бо есть ваш Учитель» (Мф.23:6—8). И в Евангелии от Иоанна: «несть раб болий господа своего, ни посланник болий пославшаго его. Аще сия весте, блажени есте, аще творите я» (Ин.13:16—17). И еще в псалме 81: «смирена и нища оправдайте» (Пс.81:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Того Моисея, который подвергался опасности за свою жизнь, которого израильтяне ни во что поставили и отринули, Бог воздвиг и посла рукою Ангела явльшагося ему в купине. Кого (Стефан) называет Ангелом, того (Моисей) видел и называет Богом. Сей есть Моисей рекий сыном Исраилевым: пророка вам воздвигнет Господь Бог ваш от братии вашея яко мене, то есть, подобно мне поставленного ни во что за то, за что гораздо скорее следовало удостоиться чести. Фараон хотел убить Моисея, и он (Моисей) бежал; и Господа хотел убить Ирод, и Он (Господь) спасся в Египте. И тот и другой (и Фараон и Ирод) замышлял на младенца; и тот и другой издал повеление; и ни то ни другое (повеление) не нашло повиновения. Сей есть бывый в церкви в пустыни со Ангелом глаголавшим ему... Находящиеся пред нами слова показывают, что люди становятся лучшими, или худшими не от места; потому что те, о ком идет речь, быв уже вне Египта по месту, по расположению были в Египте и не оставляли помышления об египетских обычаях, как говорит и Евангелие: идеже сокровище, ту и сердце. Многие, будучи еще на земле, собирают сокровище на небе; там и сердце их. Но преступившие (Божию волю) ангелы, будучи на небе, возымели расположение к тому, что на земле; вследствие чего последовало низриновение их на землю. Иже прият словеса жива... Живыми называет слова особого рода, значение которых выясняется обыкновенными словами, — или пророчества; потому что пророк (Иезекииль) говорит: дах им заповеди не добры (20, 25). Имея в виду эти слова пророка, он (Стефан) назвал пророческие слова живыми словами. Сотвори нам боги, — не Бога, но богов. И сотвориша телца во дни оны. То же и у Давида: и сотвориша телца в Хориве. И не без цели указывается на Хорив, но для того, чтобы показать крайнее безумие израильтян; здесь Бог явился Моисею, здесь же они делали идолов и приносили им жертвы. 42. Отвратися же Бог, и предаде их служити воем небесным: якоже писано есть в книзе пророк: еда заколения и жертвы принесосте ми лет четыредесять в пустыни, доме Исраилев? 43. И восприясте скинию Молохову, и звезду бога вашего Ремфана, образы, яже сотвористе покланятися им: и преселю вы далее Вавилона. 44. Сень свидения бяше отцем нашым в пустыни, якоже повеле глаголяй Моисеови, сотворити ю по образу, егоже виде. 45. Юже и внесоша приемше отцы наши со Иисусом во одержание языков, ихже изрину Бог от лица отец наших, даже до дний Давида: 46. Иже обрете благодать пред Богом, и испроси обрести селение Богу Иаковлю. 47. Соломон же созда ему храм. 48. Но Вышний не в рукотворенных церквах живет, якоже пророк глаголет: 49. Небо мне престол есть, земля же подножие ногама моима. Кий храм созиждете Ми, глаголет Господь? или кое место покоищу моему? 50. Не рука ли моя сотвори сия вся?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010