Часто проповедники говорят о страданиях Христовых, чтобы возбудить христиан к сожалению и слезам. Но я такого намерения не имею, как не имел его и Иисус Христос, идя на смерть. «Дщери Иерусалимски», говорит Он, «не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших» (Лк. 23:28). Грешники, доныне еще не покаявшиеся, плачьтесь вы, говорю я, о грехе своем, плачьтесь о злобе своей, плачьтесь о мучении своем и плачьтесь притом о несчастии детей своих, коим вы оставляете в наследие злой пример развращенного жития. Я не хочу того, чтоб вы о страстях Христовых заплакали; я хочу только, чтобы вы от меня выслушали о том, какое из всех страданий Христовых было самое мучительное, о котором Он Сам, жалуясь, говорил: «Прискорбна есть душа Моя до смерти». Когда Сын Человеческий сошел на землю и воплотился, Он при этом, так сказать, как бы оделся в две одежды человеческого естества: в одну — человеческой плоти, которую Он восприял по Ипостаси — «и Слово плоть бысть» (Ин. 1:14)), в другую — человеческого греха, который Он понес на Себе по снисхождению, о чем и говорит апостол Павел: «По нас грех сотвори» (2 Кор. 5:21), и еще: «Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва» (Гал. 3:13). Одетый в одежду человеческой плоти, Он оставался безгрешным всю Свою жизнь — «греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его» (1 Пет. 2:22). Одетый же в одежду человеческого греха, Он является ныне во время страдания грешным человеком, а на самом деле Он есть Тот незлобивый и чистый Агнец, взявший на Себя всемирный грех, Которого сначала провидел пророк Исайя (см.: Ис. 3), а за ним указал и Иоанн Креститель, — «се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1:29). В сей–то одежде в саду Гефсиманском молитвенно предстал Он Своему безначальному Отцу и троекратно просил Его удалить от Него эту горькую, смертную чашу: «Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сия» (Мф. 26:39). Но Отец Ему не внимает и первый пишет на небесах определение о смерти Его, которое Пилат написал на земле. Только одну милость оказал Ему Отец: послал к Нему ангела для утешения в великом Его подвиге — «явися же Ему ангел с небесе, укрепляя Его» (Лк. 22:43).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Сына Божия, единороднаго. Иисус Христос есть Сын Божий, второе Лице Святой Троицы. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, потому что Он один только Сын Божий, рожденный из существа Божественного, и потому величием Своего существа беспредельно превосходит святых ангелов и святых человеков, которые называются сынами Божиими не по существу, а по благодати. Об этом величии говорит святый евангелист Иоанн: Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины ( 1Ин. 1:14 ). Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Говорится, что Сын Божий родился от Отца прежде всех веков. Рождение Сына Божия от Отца не подобно рождению сотворенных существ, которые рождением начинают свое бытие. Рождение Сына Божия не полагает начала Его бытию, но есть рождение Божескому существу свойственное, рождение вечное. Поэтому Сын Божий также вечен, как вечен Бог Отец. Света от Света. Сын Божий родился от Бога Отца, как свет от света. Подобием видимого света несколько объясняется непостижимое рождение Сына Божия от Бога Отца. Солнце никогда не было без света. С появлением солнца явился и свет вокруг солнца. Свет, сияющий кругом солнца, не отделяется от света, который видим в самом солнце. Свет в солнце и свет около солнца суть светы одной природы, как имеющие одно начало и нераздельные в своем бытии. Так Бог Отец есть вечное солнце, вечный свет ( 1Ин. 1:5 ). И Бог Отец не был без Бога Сына, как солнце не было без света, сияющего вокруг его; от Бога Отца предвечно рождается Сын Божий; потому, как Бог Отец есть вечный свет; так и Сын Божий есть вечный свет; Бог Отец и Бог Сын есть единый вечный свет, нераздельный по Божескому существу. Бога истинна от Бога истинна. Этими словами показывается, что Сын Божий называется Богом в том же смысле, в каком и Бог Отец, то есть Сын Божий есть также истинный Бог, как и Бог Отец есть истинный Бог. Слова: Бога истинна от Бога истинна, взяты из послания Иоанна Богослова. Апостол говорит: вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный ( 1Ин. 5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

«Пришедши», Иисус Христос не на земле сделался первосвященником, подобно тому, как первосвященники из племени Аарона поставлялись после того, как рождались, возрастали, обучались, и затем получали свое звание. Иисус Христос, как единородный Сын Божий, от вечности в совете Божием предопределен был к принятию сего звания; воспринятие человечества было воспринятием первосвященнического служения Его для спасения рода человеческого. Пришествие Сына Божия на землю есть явление Его между человеками в естестве человеческом, или явление во плоти, как говорит Иоанн Богослов: и Слово плоть бысть, и вселися в ны ( Ин.1:14 ). «С большею и совершеннейшею скиниею». Скиния – это тело, воспринятое Господом Иисусом Христом. Оно называется скиниею потому, что в нем Сын Божии совершает первосвященническое свое служение ( 2Кор.5:1 ; 1Пет.2:5 ; Ин.8:19 ). Эта скиния называется большею, так как ветхозаветная скиния была устроена только для избранного еврейского народа; а эта является на земле для всего рода человеческого: в ней великий первосвященник Иисус принес умилостивительную жертву за грехи всего мира. Эта скиния называется совершеннейшею; потому что устроена наитием Духа Святого: в ней обитает полнота Божества ( Кол.2:9 ), и она воспринята в единение с Божеским Лицем единородного Сына Божия; в ней совершилось искупление всего мира, – и она, прославленная, пребывает на небе, в Божеской славе, как свидетельство примирения людей с Богом Отцем, и как великий залог Божеского благоволения и Божеских милостей к человекам. «Нерукотворенною, то-есть, не такового устроения». Тело Господа Иисуса называет Апостол скиниею нерукотворенною, потому что устроена не руками Человеческими, как была устроена ветхозаветная скиния ( Исх.36:2 ), а силою и действием Святого Духа ( Лк.1:35 ). «Не такового устройства». Эта скиния или тело Господа Иисуса образовалось не по законам твари, как обыкновенно раздаются люди, но сверхъестественно, неискусомужно. «И не с кровию козлов и тельцов, но с своею кровию, однажды вошел во святилище».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вера - основание христианского единства 16.09.2009 346 Время на чтение 18 минут Веруйте в Бога, и в Мя веруйте. (Ин. 14: 1) Вселитися Христу верою в сердца ваша, в любви вкоренени и основани. (Еф. 3: 17) Какова тьма, и как всюду потребна вера! Единственно она крепка. Святитель Иоанн Златоуст Через святого Иоанна Богослова, апостола и тайновидца, небо заговорило с землею доселе невиданным образом, ибо он стал и остался в веках величайшим благовестником тайн Триединого Бога. Единственный среди людей, подобно легкокрылому орлу, он воспарил к недостижимым высотам богословия и гласом своим громоподобно объявил свету тайны неба и земли, тайны, о коих и архангелы не разумели. Потому Божественный Учитель и назвал егоВоанергес, то есть " сын громов " (см.: Мк. 3: 17), что нигде так не слышны громы небесных тайн, как в его богодухновенных текстах. Главная его благая весть: " Слово плоть бысть " и тем " вселися в ны... исполнь благодати и истины " (Ин. 1: 14). Воплощением своим Слово и Сын Божий принес Собою на землю все божественные тайны и добродетели: веру, надежду, любовь, смирение, кротость... Ибо когда Бог из любви к людям дал и " Сына Своего единороднаго " (Ин. 3: 16), " како убо не и с Ним вся нам дарствует " (Рим. 8: 32)? - справедливо вопрошает апостол Павел. Сын Божий принимает образ раба и уничижает Себя до смерти крестной, дабы людям даровать " живот вечный, да знают Тебе Единаго Истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисус Христа " (Ин. 17: 3). Ибо люди до воплощения Бога Слова жили во тьме лжи и неистины, добровольно грехом " премениша истину Божию во лжу " и потому " почтоша и послужиша твари паче Творца " (Рим. 1: 25). Сии люди, что " осуетишася помышлении своими " (Рим. 1: 21), следовательно, нуждались в преподании им вечных божественных истин. Как и коим образом? Человеческий разум утратил всякое доверие и оказался неспособным осознать и воспринять вечные истины. Потому Господь создает и дарует людям новый орган, более подходящий для приятия и усвоения Его божественной науки - святую веру. " Для тайн духа, - говорит преподобный Исаак Сирин, - которые выше сознания и которых не могут ощутить ни телесные органы чувств, ни разумные силы ума, Бог дал нам веру, с чьей помощью осознаем лишь, что эти тайны существуют... Вера служит вратами тайны, и когда человек входит вратами веры, Бог вводит его в духовные тайны и открывает ему в разуме море веры " . Поэтому Господь в прощальной беседе с учениками накануне Своих спасительных страданий, прежде всего, подчеркивает необходимость и значение веры, говоря: " Веруйте в Бога, и в Мя веруйте " (Ин. 14: 1).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

  4. Излияние Св. Духа на верующих чрез Иисуса Христа    Бог Отец излил обильно Духа Святого на всех верующих чрез Христа Спасителя. Изрекая апостолам обетование о сем, Господь говорил: Аз умолю Отца, и много Утешителя даст вам (Иоан. XIV:16). Так Господь И. Христос посредствует в ниспослании на апостолов, а чрез них и на всех верующих Пресвятого Духа. Положено было в совете Божием, чтоб Сын Божий, воплотившись и прошедши чрез крестные страдания и смерть, прославился в воскресении и вознесении, и тем проложил путь нисхождению Св. Духа. Сей закон божеских в устроении спасения нашего действий открыл св. евангелист Иоанн, сказав: не убо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен, – Святой, Дух, Которого имели приять верующие, в таком обилии, что реки от чрева их потекут воды живы (Иоан. VII:38, 39). Излит Дух Святой первоначально на апостолов, а чрез них изливался Он и на всех верующих.    И видим в деяниях и посланиях многие примеры, осязательно о том свидетельствующие: апостолы обыкновенно возвещали евангелие о спасении, уверовавших крестили, на крещеных возлагали руки, и Дух Святой изливался на них, свидетельствуя о том явными дарованиями. Верующие все знали сие и испытывали, и апостол нелестно в лицо говорил, что Бог излил на нас с вами Духа Святого Иисус-Христом Спасителем нашим, да оправдившеся благодатию Его – не объявленные правыми, а сделавшись праведными, святыми и чистыми, такими, в которых и следа нет нравственных худоб. Совершает сие благодать. Она, нисходя на нас, отвращает от всего худого, и воодушевляет на все доброе, давая силу и действовать по сему воодушевлению. Действуя так, мы все злое из себя изгоняем, все же доброе насаждаем и укореняем, – и делаемся так. образ. во всем чистыми и непорочными. Се и цель домостроительства спасения нашего. – (Сост. по кн. „Толк. пастырских посл. св. ап. Павла“, еп. Феофана, М. 1882 г., стр. 123 – 124).   5. Сколько даров Духа Святого, и какие они?    На этот вопрос в „Православном исповедании» дается следующий ответ: „даров седмь“. О них Писание говорит в Апокалипсисе: и седмь свечников огненных горящих пред престолом, яже суть седмь духов Божиих (IV, 5). Сии дары Духа были, или лучше сказать, Сам Дух был во Христе обильнее и совершеннее, нежели во всяком другом человеке, как говорит пророк: «и почиет на Нем Дух Божий, Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия: и исполнит Его дух страха Божия» (Исаии XI, 2 и 3). Сие подтверждает св. Иоанн, говоря: и Слово плоть бысть, и вселися в ны, исполнь благодати и истины, и видехом славу Его, славу яко единородного от Отца. И от исполнения Его мы вси прияхом и благодать возблагодать (1, 14 и 16) . Ибо во Христе был Дух, как Единосущный Ему по Божеству, Который исполнял Его мудростию и благодатию, по словам: Отроча же растяше и крепляшеся Духом, исполняяся премудрости: и благодать Божия бе на Нем (Лук. II:40). Все сие должно разуметь о человеческом естестве Христовом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Показав таким образом, в чем состоит отличительный характер четвертого Евангелия и объяснив, по возможности, причины его особенностей, мы не можем умолчать о важных следствиях, какие вытекают из этих изысканий. I. Иоанново Евангелие есть правило веры: следовательно, не история, в строгом смысле. И так, те ошибались, которые смотрели на него просто как на историю и чрез то давали повод врагам истины, но признавать верным изъяснение о вочеловечении Сына Божия этих слов: И Слово плоть бысть, и пр., – не признавать на том основании,что выше уже говорено было о действиях Иисуса Христа вочеловечившегося и Иоанн представлен свидетельствовавшим о Мессии и что говорить после этого о воплощении было бы странное превращение порядка исторического (νιστορησα) 116 . Но если не самое Евангелие, то, по крайней мере, вступление, содержащее сущность его, не подлежит законам исторического порядка. Расположение этого вступления есть догматическое и с этой стороны имеет свой удивительно правильный порядок 117 . II. Иоанново Евангелие есть правило веры: значит не нравственности. Заметьте, Иоанн, ближайший из учеников к своему Учителю (значит, лучше всех знавший мысли и намерения Божественного Основателя христианской религии) в лета глубокой старости (т. е. когда обыкновенно уже проходят мечты юности и исчезает привязанность к умозрениям), с сердцем исполненным высокой, нежнейшей любви (от которого потому надлежало бы ожидать пристрастия к нравственному учению) – этот апостол, так сказать, не придумал ничего лучшего для утверждения церкви, как оставить для нее образец веры – собрание созерцательных истин религии. После этого, можно ли считать основательным мнение тех, которые уверяют, что познание догматов христианской религии не необходимо для спасения, и что для каждого довольно ограничиться знанием и исполнением христианских заповедей. «Будь,» – говорят – «добр: в этом заключается все, чему учил Иисус Христос; и не заботься знать, что об Нем учат». Но можно ли еще быть постоянно верным добру при всех превратностях жизни и искушениях, но зная, например, о тайне искупления и о том, что чрез него приобретено?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Иисус Христос был совершенно чист также и от всякого греха личного. Он спрашивал иудеев: кто от вас обличает Мя о гресе ( Ин. 8, 46 ) ? Святые апостолы называют Его Агнцем непорочным и пречистым ( 1Пет. 1, 19 ), Архиереем искушенным по всяческим, по подобию, разве греха ( Евр. 4, 15 ), преподобным, незлобивым, безскверным (7, 26), праведником ( 1Ин. 2, 1 ), и единогласно свидетельствуют, что греха в Нем несть (3, 5), что Он греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его ( 1Пет. 2, 22 ), и что Его, неведевшаго греха, Бог по нас грех сотвори, да мы будем правда Божия о Нем ( 2Кор. 5, 21 ). На основании Слова Божия Святая Церковь постоянно веровала в безгрешность человеческого естества во Христе, как видно из свидетельств святых Отцов – Иринея, Ипполита, Дионисия и Афанасия Александрийских , Григория Нисского , Иоанна Златоуста и других. Эта вера запечатлена догматом Халкидонского IV Вселенского Собора: «последующе Божественным Отцем, все единогласно поучаем, – определили отцы Собора, – исповедовати Единаго и тогожде Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенна в Божестве и совершенна в человечестве, истинно Бога и истинно человека, тогожде из души и тела, единосущна Отцу по Божеству и единосущна тогожде нам по человечеству, по всему нам подобна, кроме греха». В. Два естества во Иисусе Христе – Божеское и человеческое – соединены во единую Ипостась Бога Слова и составляют одно Лицо Богочеловека. Эта истина доказывается теми местами Священного Писания , в которых говорится, что Иисус Христос воспринял человечество в единство Божеской Ипостаси, неизменно и неумаленно по вочеловечении пребывая Сыном Божиим, вторым Лицом Пресвятой Троицы. Евангелист Иоанн, начавший свое Евангелие благовестием о Божестве Слова, свидетельствует: Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу, яко Единороднаго от Отца (1, 14). Святой апостол Павел говорит об Иисусе Христе: Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся, якожечеловек ( Флп. 2, 6, 7 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Но сам он опровергнет себя, дошедши до крайнего отрицания Божества и до совершенно странной мысли о вечной жизни. Ибо если Сын Божий недавнего происхождения по Божеству, то Давид старше его и имеет преимущество перед Сотворившим его. Так рассуждал сам Фотин, не обращая внимания на Божественное Писание и, сообразно со своей извращенной мыслью, указывал на то, что сказал Апостол: первый человек от земли перстен: вторый человек, Господь с небесе (1. Кор.15:47). Но тотчас же противоречит ему слово истины и обличает его омраченный ум; ибо святой Апостол говорит о двух человеках: о первом человеке Адаме говорит, что он от земли перстен; а о втором, – что он с небеси. И хотя называет его человеком, но не говорит, что плоть сошла с неба, а сам признает, что она от Марии. И не говорит, что плоть, но второй человек с небесе, то есть Слово низошло с неба и вселися в ны ( Ин.1:14 ), как написано. Если же Господь существовал прежде, то пребывает и теперь Он же, Который изобрете всяк путь хитрости ( Вар.8:37 ). А что Он существует истинно, в этом не сомневается Божественное Писание: ибо последующие слова указывают на то, что Он существовал прежде и изобрете всяк путь хитрости, а следуют такие слова: на земли явися ( Вар.3:38 ), что указывает на будущее явление Его во плоти. А что будто с неба Он принес с собою человека, как говорят еретики, – этого не говорит Апостол, но называет его человеком по причине соединения Его с плотю и имеет в виду время, которое протекло между Адамом и воплощением; человеком же с небесе называет Его в том смысле, что Божественное Слово пришло с неба и стало плотью, как сказано: Слово плоть бысть, и это не в том смысле, как понимает еретик, будто Слово изошло от Отца и превратилось в плоть; еретик толковал так неправильно, сообразно со своею извращенной мыслью. Если же Адам существовал прежде, чем существовало Слово; то кем же создан Адам и все прежде него бывшие творения Божии? К кому обращал речь Отец: сотворим человека? Ибо никто никогда не обращается с советом к своему внутреннему или внешнему слову, но обращаясь к единоестественному, святому своему Слову, Отец со всею мудростью составляет план будущего создания человека, дабы мы научились, что Сын от начала существует у своего Отца и дабы не подумали, что наш Творец – недавнего происхождения, но что Он со Отцом всегда существовал прежде век, как и Иоанн свидетельствует, говоря: в начале бе Слово и Слово бе к Богу ( Ин.1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

И приведши потом Иисуса к Пилату, Иудеи сказали ему: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори ( Ин. 19:7 ). Таким образом истину Своего Божества Спаситель не поколебался подтвердить самою Своею смертью . 3. Как учил о Себе Христос Спаситель, так же потом учили о Нем и ученики Его, по вдохновению от Духа Святого. Например – 1. Св. Иоанн Богослов начинает свое евангелие словами: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Ин 1:1–3 ). Далее пишет: и Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины... яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть ( 1:14, 17 ). А оканчивая свое евангелие, делает замечание, что и целью его писания было доказать Божество Иисуса Христа: сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его ( 20:31 ). Тот же Апостол в начале первого послания своего называет Иисуса Христа Спасителя словом животным ( 1Ин. 1:1 ) и животом вечным, иже бе у Отца, и явися нам (- 2 ), а в заключении послания говорит: вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам (свет и) разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе, Сей есть истинный Бог и живот вечный ( 5:20 ), именуя здесь истинным Сыном Божьим и истинным Богом Того, Кого прежде назвал животом вечным. Наконец, в Апокалипсисе неоднократно приводит слова являвшегося ему Спасителя: Аз есмь Алфа и Омега, начало и конец, первый и последний ( 1:10–12, 17, 18; 2:8; 22:12, 13 ), и выражается, что Христос есть князь царей земных ( 1:5 ), Царь царем и Господь господем ( 19:16 ). 2. Св. Апостол Павел называет Спасителя в своих посланиях: Богом, явившимся во плоти ( 1Тим. 3:16 ), Господом славы ( 1Кор. 2:8 ), Богом ( Рим. 9:4, 5 ), Сыном Божиим собственным (δου) ( Рим. 8:32 ), Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу ( Фил. 2:6 ); усвояет Ему божеские свойства: вечность ( Евр. 13:8 ), неизменяемость ( 1:10–12 ), всемогущество ( Евр.1:3 ; Фил. 3:21 ) и божеские действия: творение и промышление ( Кол. 1:16, 17 ; Евр. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

2) Св. евангелист Марк начинает свое Евангелие словами: зачало евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (1, 1), и потом, повествуя о крещении Спасителя, говорит: и абие восходя от воды, виде разводящася небеса, и Духа, яко голубя, сходяща нань: и глас бысть с небесе: ты еси Сын мой возлюбленный, о немже благоволих (- 10. 11). 3) Св. евангелист Лука приводит пророчественные слова ангела к Захарии о имевшем родиться сыне его Иоанне, предтече Спасителя: и многих от сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их: и той предыдет пред ним духом и силою Илииною (1, 16. 17). 4) Св. Иоанн Богослов начинает свое Евангелие словами: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. Вся тем быша, и без него ничто же бысть, еже бысть ( Иоан. 1, 1–3 ). Т. е. прямо называет Слово Богом, представляет Его существующим от начала или от вечности, отличным от Отца и сотворившим все существующее. Далее пишет: и Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу его, славу яко единородного от Отца, исполнь благодати и истины… яко закон Моисеом дан бысть; благодать же и истина Иисус Христом бысть (- 14. 17). Т. е. свидетельствует, что это Слово есть именно единородный Сын Бога Отца, что Оно воплотилось и есть не кто другой, как Иисус Христос. Еще далее: Бога никтоже виде нигдеже: единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда (- 18). Т. е. показывает, что Иисус Христос есть единородный Сын в смысле собственном, как существующий в самом лоне Отца. А оканчивая свое Евангелие, делает замечание, что и целию его писания было – доказать Божество Иисуса Христа: сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живот имате во имя Его (- 20, 31). Тот же Апостол в начале первого послания своего называет Христа Спасителя словом животным ( 1Иоан. 1, 1 ), и животом вечным, иже бе у Отца и явися нам (- 2), а в заключение послания говорит: вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго: и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный (- 5, 20), именуя здесь истинным Сыном Божиим и истинным Богом Того, кого прежде назвал животом вечным. Наконец, в Апокалипсисе неоднократно приводит слова являвшегося ему Спасителя: Аз есмь алфа и омега, начало и конец,

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010