13) И с другой стороны, если изречение это произнесено о согрешающих после купели, и им нет прощения во грехах; то почему же Апостол к кающемуся в Коринфе утверждает ту же любовь (2Кор. 2:8), и о возвратившихся вспять Галатах болезнует, «дондеже паки вообразится в них Христос» (Гал. 4:19)? Словом «паки» Апостол указывает на прежнее их совершенство в Духе. За что же порицаем и Навата, который отвергает покаяние, и говорит, что согрешающие после купели не имеют никакого извинения, если изречение это произнесено о согрешающих после купели? Да и сказанное в Послании к Евреям не исключает покаяния согрешающих, но показывает, что крещение вселенской Церкви есть одно, и нет втораго. Апостол писал к Евреям, и чтобы не подумали они, будто бы, по обычаю подзаконному, под предлогом покаяния крещений много и могут они быть повторяемы ежедневно, советует им приносить покаяние, но решительно объявляет, что обновление крещением есть одно, и нет втораго; и в другом Послании говорит: «едина вера, едино крещение» (Еф. 4:5). Не сказал он: невозможно покаяться; но говорит: невозможно обновлять нас под предлогом покаяния. А в сем великая разность. Ибо кающийся, хотя перестает грешить, но имеет еще струпы язв; а крещаемый совлекается ветхаго человека и обновляется, родившись свыше благодатию Духа.    14) Когда разсуждал я таким образом, представилась мне в изречении сем вящшая глубина смысла. И потому, сперва принеся усердную молитву Господу, сидевшему при кладезе и ходившему по морю, возвел я мысль к совершенному наконец Им о нас домостроительству, почитая возможным в сем домостроительстве открыть смысл читаемаго места.    Все божественное Писание благовествует и проповедует о Господнем домостроительстве, особенно же Иоанн, который говорит: «Слово плоть бысть и вселися в ны» (Ин. 1:14); и Павел, который пишет: «иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе истощил, зрак раба приим, и образом обретеся якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2590...

«Вся система Валентина есть грандиозный поэтический комментарий на 1-ую главу Евангелия от Иоанна», – говорит на своих лекциях В.В. Болотов . Первый комментарий на четвертое Евангелие принадлежит валентинианину Гераклеону. Тертуллиан утверждает, что Маркион (середина 140 г.) знал и сознательно отрицал четвертое Евангелие, что вполне правдоподобно (вопреки Штраусу), т. к. Маркион учил, что Благий Бог Нового Завета совсем не Бог-Творец, руководивший евреями в Ветхом Завете, и что тело Христа было призрачное; а четвертое Евангелие опровергает докетизм со всевозможной ясностью, как вреднейшее из всех заблуждений, и о Слове Воплощенном учит: «Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть». В «актах апостола Иоанна», восходящих, по Цану, в своих древнейших составных частях, к 130 г. и выше, Иисус Христос зовется φς, λϑεια, δς, νστασις κα ζω, ρτος, λγος (свет, истина, путь, воскресение и жизнь, хлеб, Слово); там первый стих Первого послания Иоанна («что руки наши осязали...») оборачивается докетически: Иоанн будто бы говорил, что иногда плоть Христова ощущалась на осязание, как физическое тело, иногда нет; время распятия Христа определяется по Иоаннову Евангелию (в шестом часу); Иоанн-апостол присутствует, по актам, при кресте, но не выдерживает до конца. Словом, мы видим тут ряд тождественных с Евангелием традиций, приписанных указываемому Преданием автору Евангелия – апостолу Иоанну, но систематически перетолкованных в гностическом духе. Отрицать знакомство автора «актов» с четвертым Евангелием (как делает Корссен) нам кажется невозможным; но беда в том, что самые эти акты возникли постепенно и отделять в них исторические наслоения дело крайне трудное. Наконец, в «Философуменах» Ипполита находим выписки из гностика Василида (середина 125–130 гг.), содержащие текстуальные ссылки на Иоанново Евангелие, именно на стихи: «Бе свет истинный, Иже просвещает всякого человека, грядущего в мир» (гл. 1, ст. 9) и «не прииде час Мой» (гл. 2, ст. 4). Давно замечено, что φηο и φασ в цитатах из гностиков чередуются у Ипполита неправильно, и следовательно, приведенные цитаты могли стоять и у какого-нибудь позднейшего писателя василидовой школы; но т.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Тертуллиан утверждает, что Маркион (с. 140 г.) знал и сознательно отрицал четвертое Евангелие, что вполне правдоподобно (вопреки Штраусу), так как Маркион учил, что благий Бог Нового Завета совсем не Бог-Творец, руководивший евреями в Ветхом Завете, и что тело Христа было призрачное; а четвертое Евангелие опровергает докетизм со всевозможной ясностью, как вреднейшее из всех заблуждении, и о Слове воплощенном учит: «вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть». В «актах апостола Иоанна», восходящих, по Цану, в своих древнейших составных частях, к 130-му году и выше, Иисус Христос зовется φς, λϑεια, δς, νστασις κα ζω, ρτος, λγος (свет, истина, путь, воскресение и жизнь, хлеб, Слово); там первый стих первого послания Иоанна («что руки наши осязали...») оборачивается докетически: Иоанн будто бы говорил, что иногда плоть Христова ощущалась на осязание, как физическое тело, иногда нет; время распятия Христа определяется по Иоаннову Евангелию (в шестом часу); Иоанн апостол присутствует, по актам, при кресте, но не выдерживает до конца. Словом, мы видим тут ряд тождественных с Евангелием традиций, приписанных указываемому преданием автору Евангелия, – апостолу Иоанну, но систематически перетолкованных в гностическом духе. Отрицать знакомство автора «актов» с четвертым Евангелием (как делает Корссен) нам кажется невозможным; но беда в том, что самые эти акты возникли постепенно и отделять в них исторические наслоения дело крайне трудное. Наконец, в «философуменах» Ипполита находим выписки из гностика Василида (с. 125–130 гг.), содержащия текстуальные ссылки на Иоанново Евангелие именно на стихи: «бе свет истинный, иже просвещает всякого человека, грядущого в мир» (гл. 1, ст. 9) и «не у прииде час Мой» (гл. 2, ст. 4). Давно замечено, что φηο и φασ в цитатах из гностиков чередуются у Ипполита неправильно, и, следовательно, приведенные цитаты могли стоять и у какого-нибудь позднейшего писателя василидовой школы; но так как свидетельство это, как мы видели, не одиноко для своего времени, то оно могло стоять и у самого Василида.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Владыка соделался подобным нам по всему, кроме греха, то есть за исключением страстей бесчестия. Наведенные казни определением Божиим на человека в наказание за преступление заповеди и за впадение в грех, то есть телесную смерть, труды, голод, жажду, все это Он восприял, соделавшись тем, что – мы, чтоб мы соделались тем, что – Он. «Слово плоть бысть» ( Ин. 1:14 ), чтоб плоть соделалась Словом; «Богатый обнища нас ради, да мы нищетою Его обогатимся» ( 2Кор. 8:9 ), – по великому человеколюбию уподобился нам, чтоб мы уподобились Ему всеми добродетелями. Точно! С того времени, как пришел Христос, человек изменяется в нового человека, будучи обновляем благодатью и силою Духа, достигая в меру совершенной любви, изгоняющей страх и уже не подвергающейся падению. «Любы николиже отпадает» ( 1Кор. 13:8 ): потому что " Бог, – говорит Иоанн, – любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает» ( 1Ин. 4:16 ). Этой меры сподобились апостолы и все те, которые, подобно им, обучились добродетели основательно и правильно, представили себя Господу совершенными, последовавши Христу в течение всей жизни своей желанием совершенным. Постоянно созерцай, не побеждаясь забвением, смирение, которое Господь восприял на Себя по любви к нам, по неизреченному человеколюбию. Созерцай вселение Бога Слова в ложесна Девы, принятие им человечества, рождение от жены, постепенность телесного возрастания, бесчестия, досады, поношения, поругания, укорения, биения, оплевания, насмеяния, наругания, червленную хламиду, терновый венец, приговор на Него правителей, вопли против Него беззаконных иудеев, Ему единоплеменных – «возми, возми, распни Его» ( Ин. 19:15 ) – крест, гвозди, копье, напоение оцтом и желчью, наругания над Ним язычников, насмешки тех, которые, проходя мимо Его распятого, говорили Ему: «аще Сын еси Божий, сниди со креста, и веруем в Тя» ( Мф. 27:40, 42 ). Созерцай и прочие страдания, которые Господь претерпел ради нас: распятие, смерть, тридневное погребение во гробе, сошествие во ад. Какие же были за тем плоды страданий? Воскресение из мертвых, пленение ада и смерти, вознесение на небеса душ, исшедших оттуда с Господом, сидение одесную Отца ( Мк. 16:19 ) «превыше всякого начала и власти и всякого именуемого имени» ( Еф. 1:21 ), честь, слава, поклонение всех ангелов Первенцу из мертвых по причине понесенных Им страданий, как и апостол говорит: «Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе, иже во образе Божий сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человеческом быв, и образом обретеся якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Иеромонах Серафим (Роуз) I. Праздники Премудрость созда себе дом. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси ( Пс. 103:24 ),– возглашал еще древле Псалмопевец. Что же есть та премудрость (или, по-гречески, София), которой сотворено всё? В другом псалме говорится: Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их ( Пс. 32:6 ). А святой евангелист Иоанн Богослов возглашает: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Вся тем быша, и без Него ничтоже быстъ, еже бысть ( Ин. 1:1, 3 ). Премудрость Божия, или Слово Божие, Которым всё сотворено Богом, не есть только отвлеченное понятие свойства Божия. Тот же евангелист дальше говорит: И Слово плоть быстъ, и вселися в ны; и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца ( Ин. 1:14 ). Итак, Слово, через Которое всё сотворено, есть Единородный Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы. Он именуется также Премудростию Божиею, как говорит в послании своем апостол Павел: Иудее знамения просят, и Еллини премудрости ищут; мы же проповедуем Христа распята... Божию силу и Божию премудрость ( 1Кор. 1:22–24 ). Сын Божий называется Словом и Премудростию Божией, потому что Бог Отец всё творит через Своего Сына. Таким образом, через Сына Божия Своими делами вещает Отец, и через Него проявилась многоразличная премудрость Божия ( Еф. 3:10 ). Божия премудрость проявилась сначала в сотворении видимого и невидимого мира. Мы ныне видим мир уже в греховном его состоянии, уже утратившим свою первоначальную доброту; но и поврежденный грехом, как дивен мир и отражает премудрость Творца. Взглянем ли мы на небо, там стройные движения небесных светил, всё движется по вечным законам, данным Творцом природе при ее создании. Ничто не нарушает их течения, всё происходит согласно, не препятствуя одно другому. Посмотрим ли мы кругом себя, в каждом растении, в каждом животном, в каждом даже камешке мы видим премудрость Сотворшего! Каждое животное до мельчайших насекомых имеет необходимые приспособления для сохранения, защиты и развития своей жизни и размножения своей породы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Но в конце всего надобно сказать, что приравнивать евангельское повествова­ние к языческим мифам есть чистое безумие. Мифы у всех народов созда­вались в первобытную, доисторическую эпоху, а евреи жили в светлое ис­торическое время и были народом зрелым. Мыслимое ли дело, чтобы этот народ в конце своей исторической жизни, совершенно лишившись поли­тической самостоятельности, вздумал создавать миф и притом о таком лице, Которое и Своим учением, и Своими действиями шло против их заветных мечтаний? Мыслимое ли, наконец, дело, чтобы миф произвел такой переворот в умах и сердцах человеческих, какой совершился в мире с явлением Христа на землю? Приписывать такое явление мифу — значит идти наперекор не только свидетельству истории, но и мифологии.    Все сказанное нами в основании разрушает выдумку мифологистов, но мы готовы, однако, разобрать и другие доводы, которыми они стараются подкрепить себя. Вот эти доводы. В Новом Завете, кроме первых двух еван­гелистов — Матфея и Луки, нет, говорят, других мест, в которых ясно гово­рилось бы о сверхъестественном происхождении Иисуса Христа; не гово­рят, как явился Спаситель, ни евангелист Иоанн, ни апостол Павел, хотя оба они очень много занимались изложением учения о Нем как Сыне Бо­жием; при этом ссылаются на то противоречие, в каком стоит будто бы описание этого события с генеалогиями, где Иосиф называется мужем Марии и отцом Иисуса, а также и со сказанием евангелиста Матфея о мол­чании Пресвятой Девы пред Иосифом.    1) Что евангелист Иоанн не говорит об обстоятельствах рождения Иисуса Христа, это вовсе ничего не доказывает. Из содержания его Еван­гелия видно, что он имел целью описывать такие события, свидетелем которых сам был и которые относились к общественному служению Иису­са Христа. Тем не менее, когда он в противоположность понятию иудеев о Мессии утверждал в начале первоначальное соединение природы челове­ческой с Божественной, говоря: «Слово плоть бысть» (Ин.1:14), а с другой стороны, когда говорил: «рожденное от плоти плоть есть» (Ин.3:6), то, со­поставляя эти изречения, нельзя не допустить, что Иоанн предполагал особенный род рождения Иисуса Христа; нельзя подумать, чтобы он пред­ставлял, что рождение Иисуса Христа совершилось обыкновенным путем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Отдел экзегетический Введение (1Ин.1:1–4) Содержание апостольской проповеди вообще, ее достоверность и цель; цель настоящего послания. «Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единородного от Отца, исполнь благодати и истины» ( Ин.1:14 ): вечное Слово, единое с Отцем по существу, но и отдельное от Него по ипостаси, Которым создан и живет мир, стало плотью, т.е. приняло в единство ипостаси человеческое естество, действительно воплотилось, оставаясь единородным Сыном Отца и в этом уничиженном состоянии сияя славою, как исполненное благодати и истины. Это – основное положение христианства, в котором заключается вся сущность божественного откровения; его исповедание или отрицание есть отличительный признак христианства или антихристианства ( 1Ин.4:2–3 ), и кто отвергает эту истину, для того не существует больше никакой истины: он лжец ( 1Ин.2:22 ) в абсолютном смысле этого слова. Хотя этот величайший догмат христианства проповедовали все Апостолы, но развить его во всей полноте и выразить с точностью, не оставляющею никакого места для сомнений и колебаний на счет истинного смысла, объема и значения возвещаемого учения, определено было от Бога тому, кто, возлежа на персях Богочеловека, почерпал совершенное познание о действительном существе своего возлюбленного Учителя, в Котором он увидел и познал славу Единородного от Отца. Богочеловеческий образ Иисуса Христа неизменно стоит пред его душою, наполняет ее, составляет средоточие всей его христианской жизни: что Христос распятый для Апостола Павла, то Слово воплотившееся для Апостола Иоанна. Нет сомнения, что в течение всей своей долгой жизни Апостол Иоанн но переставал говорить своим ученикам об Учителе, говорить о Нем то, что он вынес из ежедневного и при том близкого обращения с Ним и в чем он убежден был самым точным, самым осязательным образом. И на это-то драгоценное сокровище его сознания и жизни делается дерзкое покушение: лжецы, сыны антихриста, пытаются извратить и ниспровергнуть ту истину, которою одною мир живет и может жить; они проповедуют, что Слово жизни, Сын Божий не воплотился, и Иисус не есть то, чем представляют Его Апостолы; что, следовательно, нее апостольская проповедь о Слове, Которое стало плотью, ошибочна.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Еще Иустин философ пишет об Иисусе Христе: «Он был Единородный у Отца Своего, собственно от Него рожденный, как Слово и Сила и потом сделался человеком от Девы, как мы знаем из воспоминаний апостолов» 48 . Здесь Иустин прямо указывает, что говорить о предвечном рождении Сына Божия от Бога Отца и о временном рождении от Девы на основании Евангелий, a Ииисус Христос называется Единородным Сыном Божиим и Словом в Евангелии Иоанна: и Слово плоть бысть и вселися в ны и видехом славу Его, яко единородного от Отца, написал евангелист Иоанн ( Ин.1:14 ). Итак, Иустин свидетельствует, что взял слова из Евангелия Иоанна, и очевидно, не писатель Евангелия взял эти слова из Иустина. Мы говорили, что мученик Иустин Евангелия называет Евангелиями, а также воспоминаниями или памятными записями апостолов и спутников их; следовательно в его время было не менее двух Евангелий, написанных апостолами из числа двенадцати, и еще не менее двух Евангелий, написанных спутниками их. Это согласно с общим верованием и преданием Церкви, которая от самого начала содержала только два Евангелия апостолов Матфея и Иоанна и два Евангелия спутников апостольских, Марка и Луки. Далее, несомненно, известно, что св. апостол Иоанн Богослов последние годы своей жизни провел в Ефесе, там скончался и погребен, как об этом свидетельствует епископ Ефесский Поликарп, живший в конце второго столетия, в дошедшем до нас письме своем к папе Римскому Виктору I (190–202 г.) 49 . Это признавала за несомненное вся древняя церковь христианская 50 . Если бы Св. Иоанн Богослов не написал Евангелия, как утверждают неверующие, а оно написано было неизвестным лицом спустя 50 и более лет, то христиане церкви Ефесской, дети современников Иоанна Богослова, хорошо знавшие от отцов, что Иоанн не написал Евангелия, и доселе не имевшие его, никак не приняли бы этого Евангелия и обличили бы подлог. Не приняли бы его спустя 50 и более лет по смерти Иоанна и другие церкви христианские без полного удостоверения в истинности его, а за этим удостоверением они обратились бы к церкви Ефесской, о которой св. Ириней говорит: « Церковь Ефесская, основанная Павлом и имевшая среди себя Иоанна до самых времен Траяна, есть истинная свидетельница апостольского предания» 51 . Тот же св. Ириней говорит: «Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, издал Евангелие во время пребывания своего в Ефесе Азийском» 52 . Священномученик Ириней, как мы говорили, был в молодости слушателем св. Поликарпа, ученика Иоанна Богослова, в зрелых летах сотрудником св. Пофина, старшего его современника мужей апостольских и современником св. Иустина-философа; он внимательно изучал апостольское предание, сохранявшееся в церквах, по случаю борьбы с современными ему еретиками и в вышеприведенном свидетельстве о писателе четвертого Евангелия Иоанне и о месте написания его заслуживает полной веры. Это один из сильнейших свидетелей того, что места в сочинениях св. Иустина, согласные с Евангелием Иоанна, действительно взяты Иустином из этого Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

16 . И от исполнения Его мы вси прияхом и благодать возблагодать. Славянское слово исполнение равносильно слову полнота (как и переводит русское Евангелие). Другими словами полнота благодати Слова излилась на нас, восприявших благодать, ибо «не мерою дает Бог Духа» (Иоанн 3:34). И апостол Павел говорит, выражая ту же мысль, которая высказана в 16-м стихе; «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нем (Сыне Божием) обитала всякая полнота» ( Кол. 1:19 )... «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно». ( Кол. 2:9 ). И еще к Еф. 1он же говорит о Церкви, что она «есть тело Его (Сына Божия), полнота Наполняющего все во всем». Из изучения всех сих и других мест Священного Писания мы усматриваем, что христианский мир существует благодатию; что благодать преподается верующим через посредство церкви, которая есть тело Христово, и что источник благодати Господь, от Которого «мы вси прияхом и благодать возблагодать». Благодать заступила место закона: вместо суда – милость; вместо уз – свобода о Христе; вместо возмездия – любовь бесконечная. Такова мысль, выраженная в 17-м стихе, сопоставляющем закон Моисеев с благодатию, от Господа Иисуса исходящей. Первый завет милости заключен Богом с Авраамом, который есть отец всех верующих 96 . Но после Авраама народ, из чресл его и первых патриархов происшедший, не наследовал горячей веры Авраама и любви его к Богу. Тогда народу этому преподан был закон через служителя Божия Моисея; и Бог заключил с народом Завет исполнения закона. Закон этот однако «был лишь пестун во Христа» ( Гал. 3:24 ), доколе пришло время благодати. «Тот же Бог, который дал закон, дал и благодать, но закон послал Он чрез посредство служителя Своего; благодать же принес Он Сам, облекшись в плоть» 97 . Закон был дан, как временное учреждение, но благодать и истина бысть всегда, вечно от создания мира: «бысть же благодать и истина» в мире «Иисусом Христом, пришедшим во плоти и излившим на нас дары Божии благодать и истину, приобщив нас к вечной жизни Божества. Когда Бог пришел на землю, тогда только водворились на земле мир, в человецех благоволение» ( Лк. 2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Равным образом дары Духа Святого хотя были сообщаемы и в Ветхом Завете, как-то царям и пророкам при помазании их, однако немногим и в малой мере. Но по воскресении Христовом, какою обильною мерою Бог обещает излить сие неоцененное миро на всех верующих в Него! Послушайте, вот что говорит Он чрез пророка Своего: во дни оны излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши, юноши ваши видения узрят, и старцы ваши сония видят ( Иоил. 2:28 ; Деян. 2:17 ). Ч то же было причиною такой скудости даров Св. Духа, прежде воскресения Христова, и такого обилия их по воскресении Его? – Причину сию объявляет евангелист Иоанн. Не у бе Дух Святый, говорит он, яко Иисус не у бе прославлен ( Иоан. 7:39 ). Итак щедрота Божия в ниспослании даров Духа Святого зависела от славного воскресения Христова; с отверстым гробом Христовым открылось и сие неоцененное сокровище; оживший Духом Христос начал вдыхать сего Духа и в учеников Своих, говоря: приимите Дух Свят ( Иоан. 20:22 ). Наконец будущее воскресение плоти нашей так соединено с воскресением Христовым, что Апостол не сомневается заключать из одного о другом. Аще, рассуждает он, воскресения мертвых несть, то ни Христос воста; аще же Христос не воста, суетна вера ваша; еще есте во гресех ваших; убо и умершии о Христе погибоша. Напротив, на основании воскресения Христова, утверждая воскресение мертвых, говорит далее: ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть ( 1Кор. 15, 13–20 ), то есть, Христос положил начало воскресению, следовательно, должно быть и концу. Христос воскресением Своим первый расторгнул гроб, какбы неплодные матерния ложесна, и потому называется первенцем и перворожденным из мертвых; а чрез то и братии Своей, всем верующим в Него, открыл свободный исход из гробов их. Как истинно то, что Адам родил нас в смерть падением, так не подвержено сомнению и то, что Христос родил нас в жизнь Своим восстанием к жизни. Почему тот же Апостол говорит: якоже вси о Адаме умирают, тако о Христе вси оживают. Оживут же, присовокупляет он, кийждо во своем чину: начаток Христос, потом же Христу веровавшии в пришествии Его ( 1Кор. 15:22:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010