И в каждом Писании можно найти весьма много свидетельств, проповедующих о родстве с нами Спасителя по плоти. Но и представленные нами свидетельства достаточно показывают, что Господь восприял на Себя совершенное человеческое естество, а потому и наименован сыном Давидовым, сыном Авраамовым, сыном человеческим, человеком, Адамом, Иаковом и Израилем. Ибо Он - как совершенный Бог, так и совершенный человек - даровал людям совершенное спасение.  15. О том, что Владыка воскресил воспринятое Им на Себя естество О том, что воскресил воспринятое на Себя естество, как Сам Он свидетельствует, показывая руки и ноги апостолам, так свидетельствуют и персты Фомы, касавшиеся язв. А это, по повелению Господа, сделали и прочие апостолы, ибо сказал им Господь: Осяжите и видите: яко дух плоти и кости не имать, якоже Мене видите имуща (Лк.24:39). Взывает же и божественный апостол Иоанн в начале послания: Узрехом, и руки наша осязаша (1Ин.1:1). И великий Петр, говоря иудеям и потом упомянув о пророчестве Давида, которое изрек он о Владычнем Воскресении, сказал и следующее: Мужие братие, достоит рещи с дерзновением к вам о патриарсе Давиде, яко и умре и погребен бысть, и гроб его есть в нас даже до дне сего. Пророк ибо сый, и ведый, яко клятвою клятся ему Бог от плода чресл его по плоти воздвигнути Христа, и посадити Его на престол его, предвидев глагола о воскресении Христове, яко не оставися душа Его во аде, ни плоть Его виде истление (Деян.2:29-31). Поэтому два свидетеля вместе: и апостол и пророк - один предвозвещая, а другой толкуя пророчество по исполнении, научают нас, что Воскресение приписывается не Божеству, но телу и душе (а чему приписывается Воскресение, тому, конечно, принадлежало и страдание) не потому, что с телом умерла и душа (и человеческие души бессмертны), но потому, что по разлучении с душою тело приняло кончину. Божество же не разлучено было с человечеством и на кресте и во гробе, но, будучи бессмертно и непреложно, не потерпело ни смерти, ни страдания. Ибо если душа по врожденному ей бессмертию не имела части в кончине тела, то возможно ли, чтобы естество неописанное было пригвождено к древу или предано гробу? Это давая разуметь, четыре Евангелиста упоминают об Иосифе Аримафейском и говорят, что он пришел к Пилату, испросил тело Иисусово и, когда Пилат отдал, снял тело с креста, обвил плащаницею и предал тело гробу; и неоднократно употребили слово это тело, ясными и очевидными этими свидетельствами заграждая бесстыдные уста хулящих. 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Между тем по отношению к лицу не главенствующему, а лишь содействующему и помогающему, т. е. к жене, это выходит весьма натуральным, а потому и Апостол относится к ней с своим назиданием, как к лицу повинующемуся. ( Протоиерей Михаил Херасков. Послания апостольские и апокалипсис. Послание к Ефесеям )   Архиепископ Никанор (Каменский) : В заключение речи об отношении Христианских супругов Апостол говорит о сем, как о великом священном таинстве, благословляемом Церковию именно в образе союза Христа с Церковию, для осуществления святой любви и Христианского повиновения, во имя Божие, чтобы эти чувства любви и подчиненности от супругов и детей водворялись в семье, а чрез нее и во всем мире. Св. Иоанн Златоуст говорит: «Подлинно это таинство, что человек, оставив произведшего его, родившего, воспитавшего, и ту, которая болела им, в болезнях родила, к которым он привык, сочетавается с тою, которой прежде не знал, и предпочитает её всему. Подлинно это таинство. Так и Христос, оставивши Отца, пришел к невесте-Церкви». «Первый человек Адам, как первый пророк, прорек это о Христе и о Церкви, – что оставит Господь наш и Спаситель Отца Своего и Бога и матерь Свою – Иерусалим небесный, и придет на землю ради тела Своего – Церкви, и образует её из ребра Своего: для чего Слово и бысть плоть. И как не все таинства равны, то и говорит теперь: тайна сия велика есть; показывая же вместе и знак смирения своего, прибавляет: аз же глаголю во Христа и во Церковь». По поводу повторения Апостолом обязанности мужа любить жену, а жены – повиноваться, блаж. Феофилакт замечает: «хотя слова те и принял в таинственном смысле, однакож это не отменяет того, буквально высказанного здесь закона, коим определяются отношения мужа и жены». «Да боится мужа жена, это значит: да чтит и благоговеет» (Блаж. Иероним). «Но какая, скажут, может быть любовь там, где есть страх? Там-то собственно она и будет. Ибо та, которая боится и любит, боится, как главы, и любит, как член, так как голова есть член всего тела. Для того он и подчинил её, а мужа превознес над нею, чтобы был мир». «Соответственно со Христом муж получил и то, чтобы не только любить свою жену, но и благоустроять ее жизнь. Да будет, говорит, свята и непорочна. Если ты сделаешь её святою, то за сим последует все» (Златоуст).

http://azbyka.ru/semya/dolzhna-li-zhena-...

– Сию мысль имеет также и Иоанн, говоря: даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его: иже не от крове, ни от похоти плотския, пи от похоти мужеския, но от Бога родишася ( Ин.1:12–13 ). Весьма кстати и здесь употреблена предусмотрительность. Иоанн речением – быти, выражает, что сынами верующие называются не по естеству, но по всыновлению; речение же: родишася, употребил потому, что они вполне получили именование – сын. Но люди, как говорит пророк, отвергошася Благодетеля. – И то уже есть великое Божие человеколюбие, что Бог впоследствии по благодати делается Отцом тех, которых сотворил: делается же Отцом, когда созданные Им люди, как сказал апостол, приемлют в сердца свои Духа Сына Его, вопиюища: Авва, Отче! ( Гал.4:6 ). Сии-то, елицы прияша Слово, прияли от Него область чадами Божиими быть; а иначе, быв по естеству тварями, не соделались бы сынами, если бы не прияли Духа Сына, Сына сущего по естеству и истинного. Поэтому, чтобы совершилось сие, Слово плоть бысть, да соделает человека способным к принятию в себя Божества. – Ту же мысль можно видеть и у пророка Малахии, который говорит: не Бог ли един созда вас? Не Отец ли един всем вам? ( Мал.2:10 ). И здесь также пророк сперва сказал: созда, а потом присовокупил: Отец, показывая тем, что первоначально по естеству мы твари, и Бог сотворил нас словом; впоследствии же всыновляемся, и Бог Творец делается уже нашим Отцом. Поэтому Отец есть собственность Сына, и собственность Отца – не тварь, но Сын; а таким образом и сие показывает, что по естеству не мы сыны, но пребывающий в нас Сын, а также Бог – не наш по естеству Отец, но пребывающего в нас Слова, о котором и чрез которого вопием: Авва, Отче! А как несомненно сие: так Отец, если видит в ком Сына своего, то и сам называет тех сынами и говорит о них: родил. Поскольку же речением: рождать, означается сын, а речением: творить, указуется на дела: то посему самому мы именуемся прежде не рожденными, а сотворенными. Ибо написано: сотворим человека; в последствии же, по принятии нами духа благодати, сказуемся уже и рожденными.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Plato...

3 . Но не так возвестили нам правое учение Апостолы, они проповедали единого Христа, Того же самого Бога вместе и человека. Так, Иоанн Богослов в Евангелии ясно учит об этом, говоря; «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» ( Ин.1:1 ), потом прибавляет: «и Слово плоть бысть, и вселися в ны» (ст. 14). Блаженный Павел в послании к Евреям говорит: «Понеже убо дети приобщишася крови и плоти, и Той приискренне приобщися тех же» ( Евр.2:14 ). Слышишь, как один сказал, что Слово сделалось плотию, а другой опять, – что Оно приобщилось тех же? Если же Иисус рожден от жены человеком, а после этого произошло схождение на него Слова, то должно было бы, как уже сказано, находить два исповедания и совершенно отдельных для каждого. Теперь же, так как боговдохновенное Писание сообща излагает и свойственное по природе Божеству, и подобающее —669— природе человеческой, открывается истинный смысл соединения. Итак, когда услышишь Апостола, говорящего: «ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», ужели не краснеешь (от стыда), разделяя Иисуса от Слова? Ибо он не сказал – «великаго Бога, Который во Иисусе Христе», – но Того же самого проповедал Богом и Иисусом. Поэтому он и сказал об одном явлении. 4 . Иногда же Божественное Писание и свойства человеческой природы обозначает именем Бога. Так как спасительная страсть никаким образом не может быть мыслима в Божественной природе, страдания же произошли, конечно, только в теле, то вследствие того, что Божество по соединению пребывает нераздельно с ним, Апостол говорит: «Аще быша разумели, не быша Господа славы распяли» ( 1Кор.2:8 ). Видишь ли, как слово апостольского учения, сообща излагает благодать единения – исповедание Христа? Ибо Иисус прежде общения и соединения с Ним Бога не был когда-либо простым человеком, но Само Слово, быв в самой блаженной Деве, приняло для Себя от сущности Девы Свой храм и произошло от Нея, совне являясь человеком, внутри же (по существу) будучи истинным Богом. Поэтому Оно и после рождения сохранило родившую Девой, чего не случилось ни с кем из прочих святых. Ибо те, так как по природе были людьми, то все без исключения получили сообразное с природой человека и одинаковое бытие. Сей же, так как по природе был Богом, приняв в последнее время и человеческую природу, показал чуждое для всех бытие от Девы. Итак, блаженная (Дева) совершенно справедливо может называться Богородицею и Девоматерию; ибо рожденный от Нее Иисус был не простым человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Св. Иоанн Златоуст, О священстве, 3, 5. PG 48, 643. Ср. Творения, т. 1, с. 426.    Св. Григорий Богослов, Слово 4, 113. PG 35, 649; Слово 20, 12. PG 35, 1080. Рус: Творения, т. 1, с. 116; 305. Часть вторая. Слова на праздники «БОГ ЯВИСЯ ВО ПЛОТИ»    Возлюбленные во Христе мои братия, поистине велико и страшно таинство воплоще­ния Сына и Слова Божия, таинство неописуемое в его величии и необъяснимое в его духов­ной глубине. «Бог явися во плоти» (1 Тим. 3:16).    Сегодня исполняются молитвы о нашем спасении и воссоздании всех от века пророков и праведников. Сегодня завершается «смотрение исполнения времен» (Еф. 1:10) и является выкуп, разрешающий наше пленение. «Слово плоть бысть и вселися в ны» (Ин. 1:14), и мы Его «видехом очима нашима, ...и руки наша осязаша» Его (1 Ин. 1:1). «Тайна сокровенная от век и от родов... иже есть Христос в нас, упование славы» (ср. Кол. 1:26—27) является ныне через божественное воплощение и распространяет обильный свет на предвечные советы Бога на­шего. Сокрытое от века и неведомое ангелам таинство теперь открывается, и два прежде раз­деленных мира, ангельский и человеческий, соединяются и приносят Богу совместное славо­словие. «Древняя мимоидоша, се, быша вся нова» (2 Кор. 5:17). Поэтому наша Церковь так ра­достно и поет: «Новыми вместо ветхих, вместо тленных нетленными» сделало нас снисхождение и сошествие Спасителя нашего Бога.    Сегодня «Иже во образе Божии Сый... Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв» (Флп. 2:6—7). Вот что об этом говорит великий светильник нашей Церкви святи­тель Иоанн Златоуст: «Человеком стал Бог, и богом человек... Вышний сошел вниз по домо­строительству, нижний же возвысился по человеколюбию [Вышнего]; Бог пришел на землю, а человек взошел на Небо», так что все объединилось в смешении: единым стал род Бога и человеков. Поэтому справедливо апостол Павел восклицает: «Егоже (Бога) есмы и род» (Деян. 17:28).    Обратимся снова к святому апостолу Павлу, чтобы более определенно услышать боже­ственные тайны, сокрытые в советах Божиих: «Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, раждаемого от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем» (Гал. 4:4—5). Вот доказательство Божьего человеколюбия. «Приидите, возра­дуемся Господеви, настоящую тайну сказующе». «Христос в нас, упование славы» (Кол. 1:27). В нас Христос — и никто другой. Христос в нас — и дьявол удален от нас. Христос с нами — и никто не может быть против нас. Христос рядом с нами — и мы через Него бу­дем рядом с Отцом. Христос в нас — и мы уже не принадлежим себе. Христос с нами и мы с Ним в славе Его, как Он об этом просил за нас Отца.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   13) И с другой стороны, если изречение это произнесено о согрешающих после купели, и им нет прощения во грехах; то почему же Апостол к кающемуся в Коринфе утверждает ту — же любовь (2 Кор. 2:8), и о возвратившихся вспять Галатах болезнует, «дондеже паки вообразится в них Христос» (Гал. 4:19)? Словом «паки» Апостол указывает на прежнее их совершенство в Духе. За что же порицаем и Навата, который отвергает покаяние, и говорит, что согрешающие после купели не имеют никакого извинения, если изречение это произнесено о согрешающих после купели? Да и сказанное в Послании к Евреям не исключает покаяния согрешающих, но показывает, что крещение вселенской Церкви есть одно, и нет второго. Апостол писал к Евреям, и чтобы не подумали они, будто бы, по обычаю подзаконному, под предлогом покаяния крещений много и могут они быть повторяемы ежедневно, советует им приносить покаяние, но решительно объявляет, что обновление крещением есть одно, и нет второго; и в другом Послании говорит: «едина вера, едино крещение» (Ефес. 4:5). Не сказал он: невозможно покаяться; но говорит: невозможно обновлять нас под предлогом покаяния. А в сем великая разность. Ибо кающийся, хотя перестает грешить, но имеет еще струпы язв; а крещаемый совлекается ветхого человека и обновляется, родившись свыше благодатью Духа.    14) Когда рассуждал я таким образом, представилась мне в изречении сем вящшая глубина смысла. И потому, сперва принеся усердную молитву Господу, сидевшему при кладезе и ходившему по морю, возвел я мысль к совершенному наконец Им о нас домостроительству, почитая возможным в сем домостроительстве открыть смысл читаемого места.    Все божественное Писание благовествует и проповедует о Господнем домостроительстве, особенно же Иоанн, который говорит: «Слово плоть бысть, и вселися в ны» (Иоан. 1:14); и Павел, который пишет: «Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу, но Себе истощил, зрак раба приим, и образом обретеся якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестные» (Фил.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2564...

23. Учение православной церкви о том, что в Иисусе Христе при двух естествах одно лице или ипостась Два естества во Иисусе Христе – Божеское и человеческое – соединены во единую ипостась Бога Слова и составляют одно лице Богочеловека. Эта истина доказывается теми местами Св. Писание, в которых говорится, что Иисус Христос воспринял человечество в единство Божеской ипостаси неизменно и неумаленно по вочеловечении пребывая Сыном Божиим, вторым лицом Пресвятой Троицы. Евангелист Иоанн, начавший свое евангелие благовестием о Божестве Слова, свидетельствует: «Слово плоть бысть и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко единородного от Отца» ( Ин. 1:14 ). Св. апостол Павел говорит об Иисусе Христе: «иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек» ( Фил. 2:6, 7 ; Ср. Гал. 4:4 ; Рим. 1:3, 9:5 ; 1Тим. 3:16 ; Кол. 2:9 ). Сюда относятся также и те выражение Св. Писание, в которых приписываются Иисусу Христу, как Богу, свойства человеческие, а иногда, как человеку, свойства Божеские, например: «Внимайте... себе и всему стаду, в немже вас Дух Святой постави епископы, пасти церковь Господа... Бога, юже стяжа кровию Своею» ( Деян. 20:28 ); «никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе Сын человеческий, сый на небеси» ( Ин. 3:13 ; ср. Деян. 3:15 ; 2Кор. 2:8 ; Ин. 8:58 ). Учение о соединении двух естеств в одном лице Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа, церковь раскрыла на вселенских соборах Ефесском и Халкидонском, по поводу ересей Нестория и Евтихия. Ефесский собор одобрил двенадцать глав, составленных св. Кириллом Александрийским против Нестория, где во второй главе произносится отлучение тому, «кто не исповедует, что Слово, сущее от Бога Отца, ипостасно соединилось с плотию и есть вместе с плотию один Христос, т. е. один и тот же есть Бог и человек» («Хр. чт.» 1841 г., ч. 1, стр. 57. Ср. также главы III, IV и V). Халкидонский собор определяет исповедовать Господа Иисуса Христа, «во двух естествах познаваемого, не на два лица рассекаемого или разделяемого, но единого и тогожде Сына, и Единородного Бога Слова» («Книга правил св. апостолов, соборов и отцов», стр. 3).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Лк.14:39 ; ср. Ин.20:27 ). Важно это место потому, что в нем особенное значение принадлежит глаголам ψηλαφν, ϑεωρεν и ρν, а также и потому, что эти слова произнесены были с целью уверить Апостолов в реальности плоти Воскресшего, – положение несколько аналогичное тому, в каком находилась значительная часть опровергаемых св. Иоанном антихристов: (Апостолы) «мняху дух видети» ( Лк.24:37 ). Можно полагать, что и Апостол Иоанн главным образом имел в виду факты уверения Апостолов в действительности воскресения и в частности факт уверения Апостола Фомы, рассказанный в Евангелии Иоанна ( Ин.20:25–29 ) 567 . Этим, конечно, не исключаются и все многочисленные случаи тесного ежедневного общения со Христом всех Апостолов и особенно Его «наперсника», которые имели место в течение общественного служения Господа и которые убедили их, что «Слово плоть бысть и вселися в ны» ( Ин.1:14 ). Рассматривая ближе четыре последние глагола, нельзя не обратить внимания и на то, что они распадаются на две группы. Первые два глагола выражают факт, вторые два – нарочитое исследование его; первые два означают восприятие, правда, непосредственное, но в тоже время непроизвольное, вторые особенно отмечают намеренность и напряженность исследования, указывают на познание активное и потому несомненно твердое и точное. Все вместе они дают достаточное доказательство, что апостольская проповедь о Словеси животнем (περ το λγου τς ζως) покоится на таких прочных устоях, что по всей справедливости может притязать на признание за нею безусловной достоверности, исключающей всякую возможность поставить рядом с нею какое-либо иное благовестие. Таково содержание надписания послания. Но здесь возникает вопрос, можно ли первый стих послания считать надписанием его или заглавием, когда достаточно поверхностного знакомства с посланием, чтобы видеть, что оно в своих частностях не содержит сколько бы то ни было обстоятельного изложения учения о существе и лице Логоса и о земной жизни Воплотившегося? Он есть необходимое предположение каждого стиха послания; но речь идет собственно о действиях воплощенного Логоса в христианской жизни. Необходимо иметь в виду, что эти действия имеют свое основание в Его существе и лице, и потому, без предварительного и обстоятельного знакомства читателей послания с апостольским учением о Нем, для них немыслимо было бы понимание послания. Апостол и не останавливается на выяснении понятия λγος τς ζως и этим дает право заключать, что для читателей его послания достаточно было дать несколько важнейших штрихов, особенно в отношении к тем пунктам учения о воплощенном Слове, которые подвергались извращению со стороны еретиков, чтобы пред умственным взором читателей предстал истинный и неповрежденный образ Слова жизни и оставался во все время чтения послания, как центр, постоянный источник и основание всех мыслей и слов свящ. писателя. Этим достаточно оправдывается заглавие, данное Апостолом своему посланию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Здесь, во-первых, евангелисты Матфей и Лука повествуют о Его рождении от Девы, возрастании до тридцатилетнего возраста, и далее о последующей Его жизни, до крестной смерти и следовавших за ней воскресении и вознесении на небо; во–вторых, усвояют Иисусу Христу все, свойственное истинному и действительному человеку, – усвояют тело человеческое: главу уязвленную тернием, руки и ноги пронзенные гвоздями, ребро прободенное копьем; почему Он испытывал и все то, что свойственно телу: был обрезан, вкушал пищу, чувствовал голод, жажду, утомление, сон, умер и был погребен; усвояют душу человеческую действительную, о которой сам говорит: прискорбна есть душа моя до смерти ( Мф. 26:38 ); и еще: Отче, в руце твои предаю дух мой ( Лк. 23:46 ), – душу с разумом, в котором постепенно, как свойственно человеческой природе, открывалась премудрость божественная ( Лк. 2:52 ), и волею, отличной от воли божественной ( Лк. 22:42 ), – душу, которой свойственны были радость, скорбь, негодование и прочие ощущения; усвояют Ему и наименование человека: так сам Он часто называл Себя сыном человеческим ( Мф. 8:20; 11:19; 20:20, 28 ; Ин. 3:13; 5:27  и прочее) и человеком: ищите мене убити, человека, иже истину вам глаголах ( Ин. 8:40 ). Св. апостол Павел говорит: един есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус ( 1Тим. 2:5 ); вторый человек, Господь с небесе ( 1Кор. 15:47 ); понеже дети приобщишася плоти и крови, и той преискренне приобщися тех же ( Евр. 2:14 ); и апостол Иоанн: Слово плоть бысть ( Ин. 1:14 ); и еще: всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов ( 1Ин. 4:2, 8 ). в) Догмат сей утверждается и постоянным голосом Церкви вселенской. Так, в I, II и III веке она отвергала заблуждение Докетов, приписывавших Иисусу Христу тело не действительное, а мнимое и кажущееся; в IV веке – заблуждение Аполлинария, учившего, что Иисус Христос принял только тело человеческое, а вместо души у Него было Божество. Наконец, г) сие и необходимо было для нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Ап. Петр говорит: «Едино же сие да не утаится вас, возлюбленнии, яко един день пред Господем яко тысяща лет, и тысяща лет яко день един» ( 2Пет.3:8 ), т.е. Бог не считает времени по нашему; для Него солнце не восходит и не заходит, у Него един вечный день. «Тысяща лет» пред очами Божиими «яко день вчерашний, иже мимо иде, и стража нощная» – каких-нибудь два-три часа... А ты дерзаешь говорить: «Прошло вот столько-то лет, и настало время пришествия Его...» Или ты думаешь, что для Господа Бога тысяча лет также много времени, как и для нас с тобой? Справедливо говорит святой Иоанн Лествичник : «Пагубное дело – испытывать непостижимые глубины судеб Божиих: пытливые в корабле гордости плавают, и за гордость попускается им впадать в великие искушения...» Апостол Павел говорит: «Дни смотряете, и месяцы, и времена, и лета. Боюся о вас, еда како всуе трудихся в вас. Будите якоже аз» ( Гал.4:10–12 ). Апостол не позволял себе высчитывать время пришествия Христова; благоговел пред безмерною пучиною Премудрости Божией. Он взывал только: «О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове Его, и неизследовании путие Его! Кто бо разуме уме Господень, или кто советник Ему бысть?» ( Рим.11:33–34 ). А мы, перст и прах, плоть и кровь, трава и цвет полевой, тень и дым, и даже хуже того, хотим постигнуть непостижимые судьбы Божии, которых и Ангелам Божиим не дано знать. Или ты в гордости своей считаешь себя выше Ангелов небесных? Но ведь это – признак крайнего безумия! Нам следовало бы благодарить Милосердого Господа, с сокрушенным сердцем и горькими слезами благодарить за то, что Он долготерпит грехам нашим, не хочет погибели нашей, призывает нас к покаянию, а мы сами на свою голову призываем гнев Божий, когда говорим: «Что так долго нет второго пришествия Христова? Уж пора бы ему быть...» И кто же смеет допрашивать Бога, Единого Безначального, Неизменного, Присносущного, Бесконечного?.. Да умолкнет всякое праздное разглагольствие в Церкви Божией! Да проповедуется то, во что мы веруем! Да не испытывает никто сокровенных таин Божиих! Ты не знаешь часа твоего собственного скончания, как же ты смеешь рассуждать о времени кончины мира? Ты не смеешь сказать своему земному царю: почему не так делаешь, как мне кажется лучшим? Как же дерзаешь допрашивать Царя царствующих, Творца и Владыку всяческих? Как ты смеешь назначать Ему время пришествия Его? Ты – ничто, как же дерзаешь рассуждать о непостижимых путях Промыслителя Божественного? Вспомни Моисея, великого пророка и законодателя, которому Сам Бог говорил: «вем тя паче всех и благодать имаши у Мене» ( Исх.33:12 ), но который лишен был утешения войти в землю обетованную только за одно слово сомнения...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010