а) Св. Иоанн евангелист благовествует: Бог бе Слово… И Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу его, славу, яко единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины… Закон Моисеом дан бысть: благодать же и истина Иисус Христом бысть ( Иоан. 1, 1. 14. 17 ). Здесь видимо изображается Лице или Ипостась Бога-Слова, и говорится, что сия-то Ипостась стала плотию или вочеловечилась 206 , что Она-то во плоти обитала между людьми под именем Иисуса Христа, и что Она, по воплощении или вочеловечении, осталась во Иисусе Христе, Богочеловеке, тою же самою, единою и неизменившеюся Ипостасию Единородного от Отца (см. подобную мысль: 1Иоан. 1, 1–9; 5, 20 ). «Выражение: Слово стало плотию, значит, что самая Ипостась Слова без всякого превращения стала Ипостасию плоти», – замечает св. Иоанн Дамаскин 207 . б) Св. апостол Павел пишет об Иисусе Христе: иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся якоже человек ( Фил. 2, 6. 7 ). Этими словами весьма раздельно проповедуется, во-первых, мысль о совершенном единстве Ипостаси во Иисусе Христе: ибо, если бы во Христе было две отдельные ипостаси, Апостол не мог бы сказать, что Тот же самый, который находится во образе Божии, или имеет естество Божеское, принял зрак раба; Тот же самый, который не почитает хищением быти равен Богу, образом обретеся якоже человек, и что Он себе умалил, сделавшись человеком. А во-вторых, проповедуется, что этою единою ипостасию обоих естеств во Христе осталась неизменно Его Ипостась Божественная: так как, по слову Апостола, именно во образе Божии сый принял на Себя зрак раба, т. е. воспринял в единство своего Лица естество человеческое, и Он-то себе умалил, в подобии человечестем быв, Он-то обретеся, якоже человек 208 . в) В другом послании апостол Павел говорит: егда прииде кончина, лета, посла Бог Сына своего (единородного), раждаемого от жены, бываема под законом: да подзаконныя искупит ( Гал. 4, 4 ). «Не сказал: чрез жену, – повторим вслед за св. Кириллом александрийским и св. Иоанном Дамаскиным , – но от жены. Этим божественный Апостол дал разуметь, что сей самый родившийся от Девы человек есть единородный Сын Божий и Бог, и сей самый Сын Божий и Бог есть Тот, который родился от Девы, – родился же по плоти, поколику и стал человеком; не вселился в созданного наперед человека как в пророка, – но Сам существенно и истинно сделался человеком: т, е. в своей Ипостаси дал ипостась плоти, одушевленной душою словесною и разумною, сам стал для нее Ипостасию» 209 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

3 . Но не так возвестили нам правое учение Апостолы, они проповедали единого Христа, Того же самого Бога вместе и человека. Так, Иоанн Богослов в Евангелии ясно учит об этом, говоря; «В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово» ( Ин.1:1 ), потом прибавляет: «и Слово плоть бысть, и вселися в ны» (ст. 14). Блаженный Павел в послании к Евреям говорит: «Понеже убо дети приобщишася крови и плоти, и Той приискренне приобщися тех же» ( Евр.2:14 ). Слышишь, как один сказал, что Слово сделалось плотию, а другой опять, – что Оно приобщилось тех же? Если же Иисус рожден от жены человеком, а после этого произошло схождение на него Слова, то должно было бы, как уже сказано, находить два исповедания и совершенно отдельных для каждого. Теперь же, так как боговдохновенное Писание сообща излагает и свойственное по природе Божеству, и подобающее —669— природе человеческой, открывается истинный смысл соединения. Итак, когда услышишь Апостола, говорящего: «ждуще блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», ужели не краснеешь (от стыда), разделяя Иисуса от Слова? Ибо он не сказал – «великаго Бога, Который во Иисусе Христе», – но Того же самого проповедал Богом и Иисусом. Поэтому он и сказал об одном явлении. 4 . Иногда же Божественное Писание и свойства человеческой природы обозначает именем Бога. Так как спасительная страсть никаким образом не может быть мыслима в Божественной природе, страдания же произошли, конечно, только в теле, то вследствие того, что Божество по соединению пребывает нераздельно с ним, Апостол говорит: «Аще быша разумели, не быша Господа славы распяли» ( 1Кор.2:8 ). Видишь ли, как слово апостольского учения, сообща излагает благодать единения – исповедание Христа? Ибо Иисус прежде общения и соединения с Ним Бога не был когда-либо простым человеком, но Само Слово, быв в самой блаженной Деве, приняло для Себя от сущности Девы Свой храм и произошло от Нея, совне являясь человеком, внутри же (по существу) будучи истинным Богом. Поэтому Оно и после рождения сохранило родившую Девой, чего не случилось ни с кем из прочих святых. Ибо те, так как по природе были людьми, то все без исключения получили сообразное с природой человека и одинаковое бытие. Сей же, так как по природе был Богом, приняв в последнее время и человеческую природу, показал чуждое для всех бытие от Девы. Итак, блаженная (Дева) совершенно справедливо может называться Богородицею и Девоматерию; ибо рожденный от Нее Иисус был не простым человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Сей будет великий», сказал, «и Сын Вышняго наречется» ( Лук. 1: 32 ). Небесный Отец божественным гласом Своим дважды свидетельствовал, сперва на Иордане, потом на Фаворе: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» ( Матф. 3: 17, 17: 5 ). Сам Иисус Христос ясно говорит о Себе в Евангелии, что Он – Сын Божий, и Бог – Его Отец. Так Он объявляет Себя Сыном Божиим исцеленному Им слепорожденному ( Иоан. 9: 35 ), в продолжительных беседах с иудеями (Иоан. гл. 5, 6, 7, 8, 10) и на суде в дому первосвященника ( Матф. 26: 63 ), и везде именует Бога Отцем Своим. Святые апостолы, еще до воскресения Иисуса Христа, исповедывали Его Сыном Божиим. Петр говорит ко Христу: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго» ( Матф. 16: 16 ), Нафанаил: «Ты еси Сын Божий» ( Иоан. 1: 49 ), и все ученики совокупно: «воистину Божий Сын еси» ( Матф. 14: 33 ). Так они исповедывали и учили о Христе и по воскресении и вознесении Его на небо. Апостол Иоанн Богослов пишет: «сия есть заповедь Божия, да веруем во имя Сына Его Иисуса Христа» ( Иоан. 3: 23 ); «иже аще исповесть, яко Иисус есть Сын Божий, Бог в Нем пребывает, и той в Боге» ( Иоан. 4: 15 ). Так учила о Христе и веровала с самых времен апостольских и ныне неизменно верует вся православная христианская церковь , исповедуя Его истинным Сыном Божиим. б) Иисус Христос есть Сын Божий Единородный. Св. евангелист Иоанн Богослов говорит: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть» ( Иоан. 3: 16 ); «Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца» ( Иоан. 1: 14 ). И апостол Павел пишет: «егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единороднаго, раждаемого от жены» ( Гал. 4: 4 ). А хотя и все верующие в Бога и Господа Иисуса Христа получают право именоваться сынами Божиими, как говорит евангелист Иоанн: «елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти верующим во имя Его» ( Иоан. 1: 12 ); «возлюбленнии, ныне чада Божия есмы» ( Иоан. 3: 2 ); однако они делаются таковыми не по естеству, а по благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Равным образом дары Духа Святого хотя были сообщаемы и в Ветхом Завете, как-то царям и пророкам при помазании их, однако немногим и в малой мере. Но по воскресении Христовом, какою обильною мерою Бог обещает излить сие неоцененное миро на всех верующих в Него! Послушайте, вот что говорит Он чрез пророка Своего: во дни оны излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши, юноши ваши видения узрят, и старцы ваши сония видят ( Иоил. 2:28 ; Деян. 2:17 ). Ч то же было причиною такой скудости даров Св. Духа, прежде воскресения Христова, и такого обилия их по воскресении Его? – Причину сию объявляет евангелист Иоанн. Не у бе Дух Святый, говорит он, яко Иисус не у бе прославлен ( Иоан. 7:39 ). Итак щедрота Божия в ниспослании даров Духа Святого зависела от славного воскресения Христова; с отверстым гробом Христовым открылось и сие неоцененное сокровище; оживший Духом Христос начал вдыхать сего Духа и в учеников Своих, говоря: приимите Дух Свят ( Иоан. 20:22 ). Наконец будущее воскресение плоти нашей так соединено с воскресением Христовым, что Апостол не сомневается заключать из одного о другом. Аще, рассуждает он, воскресения мертвых несть, то ни Христос воста; аще же Христос не воста, суетна вера ваша; еще есте во гресех ваших; убо и умершии о Христе погибоша. Напротив, на основании воскресения Христова, утверждая воскресение мертвых, говорит далее: ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть ( 1Кор. 15, 13–20 ), то есть, Христос положил начало воскресению, следовательно, должно быть и концу. Христос воскресением Своим первый расторгнул гроб, какбы неплодные матерния ложесна, и потому называется первенцем и перворожденным из мертвых; а чрез то и братии Своей, всем верующим в Него, открыл свободный исход из гробов их. Как истинно то, что Адам родил нас в смерть падением, так не подвержено сомнению и то, что Христос родил нас в жизнь Своим восстанием к жизни. Почему тот же Апостол говорит: якоже вси о Адаме умирают, тако о Христе вси оживают. Оживут же, присовокупляет он, кийждо во своем чину: начаток Христос, потом же Христу веровавшии в пришествии Его ( 1Кор. 15:22:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Сына Божия, единороднаго. Иисус Христос есть Сын Божий, второе Лице Святой Троицы. Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, потому что Он один только Сын Божий, рожденный из существа Божественного, и потому величием Своего существа беспредельно превосходит святых ангелов и святых человеков, которые называются сынами Божиими не по существу, а по благодати. Об этом величии говорит святый евангелист Иоанн: Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины ( 1Ин. 1:14 ). Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Говорится, что Сын Божий родился от Отца прежде всех веков. Рождение Сына Божия от Отца не подобно рождению сотворенных существ, которые рождением начинают свое бытие. Рождение Сына Божия не полагает начала Его бытию, но есть рождение Божескому существу свойственное, рождение вечное. Поэтому Сын Божий также вечен, как вечен Бог Отец. Света от Света. Сын Божий родился от Бога Отца, как свет от света. Подобием видимого света несколько объясняется непостижимое рождение Сына Божия от Бога Отца. Солнце никогда не было без света. С появлением солнца явился и свет вокруг солнца. Свет, сияющий кругом солнца, не отделяется от света, который видим в самом солнце. Свет в солнце и свет около солнца суть светы одной природы, как имеющие одно начало и нераздельные в своем бытии. Так Бог Отец есть вечное солнце, вечный свет ( 1Ин. 1:5 ). И Бог Отец не был без Бога Сына, как солнце не было без света, сияющего вокруг его; от Бога Отца предвечно рождается Сын Божий; потому, как Бог Отец есть вечный свет; так и Сын Божий есть вечный свет; Бог Отец и Бог Сын есть единый вечный свет, нераздельный по Божескому существу. Бога истинна от Бога истинна. Этими словами показывается, что Сын Божий называется Богом в том же смысле, в каком и Бог Отец, то есть Сын Божий есть также истинный Бог, как и Бог Отец есть истинный Бог. Слова: Бога истинна от Бога истинна, взяты из послания Иоанна Богослова. Апостол говорит: вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный ( 1Ин. 5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Мир с Богом наступает после примирения с ближними (5:185) (см. ОСКОРБЛЕНИЕ , 628). III. МИР-ВСЕЛЕННАЯ Какие значения слову «мир» придаются в слове Божием Мир в Святом Писании не в едином разуме берется. 1) Мир разумеется за весь небесный и земный круг, в котором все созданныя вещи заключаются. Тако разумеется оное слово: «в мире бе, и мир Тем бысть» ( Ин. 1, 10 ). (О создании сего мира пишется в главе 1-й и 2-й книги Бытия). 2) Мир означается за лучшую мира сего часть, то есть человека. О сем мире глаголет Христос: «тако возлюби Бог мир» ( Ин. 3, 16–17 ) и проч. 3) Мир берется за все, что в мире сем услаждает и увеселяет нашу плоть, разжигает похоть ея, и от Христа отводит и ведет к вечной погибели. О сем глаголет Апостол: «все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть» ( 1Ин. 2, 16 ). 4) Мир приемлется за людей, которые, своим прихотям работая, не хотят истины евангельской принять и последовать. Сей мир означает Христос, глаголя Апостолам: «аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде» ( Ин. 15, 18 ) (2:266). Мир-вселенная имеет своего Создателя Ничто само от себе не бывает. Всякий град не от себе, но от инаго; всякий дом не от себе, но от инаго созидается; всякое письмо не от себе, но от инаго пишется; всякая книга не от себе, но от инаго сочиняется; словом, всякая вещь не от себе, но от инаго делается, тако мир сей не от себе, но от Создателя своего сотворен. «Той рече и Быша; Той повеле, и создашася» ( Пс. 148, 5 ) (4:7). Мир-вселенная управляется и сохраняется Творцом Небо и земля с исполнением своим стоит и пребывает, как создана от Создателя, и будет стоять, пока Всемогущей воли Его угодно будет. «Постави я в век, и в век века; повеление положи и не мимо идет» ( Пс. 148, 6 ). Всякая стихия на своем месте пребывает и пребывати будет, всесильным словом утверждена. Небо, и воздух, и земноводный круг неподвижимо на своих местах пребывают. Бог тако повелел им, и всесильное слово Его содержит и сохраняет их тако. Земля прорастает плоды и животныя плодятся, хлеб питает скоты и человеки и всякое животное: сие действует всемогущее слово Его и повеление. Облаки, премножеством вод исполненныя, по тончайшей стихии – воздуху ходят, и с места на место переходят; и не падают на землю, но только дождь из себе испущают: сие всемогущей силе Его причитаем, и проч. Как хозяин дом свой хранит, содержит и управляет, тако Бог, яко Господь, весь мир во всемогущей руце Своей содержит, хранит и управляет. «В руце бо Его вси концы земли суть» (5:64).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Избрал же себе совершенное тело, не для иного созданное, но для себя, по словам его самого: «тело же свершил ми еси», говорит. Послушай еще Павла, говорящего о Боге Слове: «понеже убо дети приобщишася плоти и крови, и той приискренне приобщися техже» ( Евр. 2, 14 ). И мудрый Иоанн пишет так: «и Слово плоть бысть и вселися в ны» ( Иоан. 1, 14 ). Восстань против них и восклицай: „да не оскорбляется нами вместо должной благодарности! Бог Слово не сделался плотию, Бог Слово не приобщился приискренне плоти и крови; не родился, подобно нам, по плоти от жены и не назван сыном Давида. Каким же образом Он восхотел бы потерпеть то, чем и называть Его есть оскорбление, и что несогласно с Его волею“? Но мы, о мудрец, навыкли славословить Бога и Отца, что Он «свершил» тело Сыну; а о самом Сыне говорим, что Он стал плотию, то есть, человеком, ради нас претерпел истощение и подвергся уничижению нашей скудости, но и при этом пребыл Богом и истинным Сыном Бога и Отца. Итак, каким образом Он не восхотел именоваться сыном Давида, если Он вочеловечился, и притом не невольно»? «Что есть человек, яко помниши его, или сын человечь, яко посещаеши его» ( Псал. 8, 5 )? Рассмотрим, что это за человек, относительно которого псалмопевец изумляется и удивляется, что Единородный удостоил его своего памятования и посещения. Что не о всяком человеке здесь сказано, это показано выше, и что не об одном каком-либо, это также известно. Но оставим все это, потому что это очень убедительно для всех, и послушаем свидетельство об этом апостола. Итак, апостол пишет к евреем, повествуя о Христе, и, подтверждая лице Его, не принимаемое ими, он так говорит: «засвидетельствова же негде некто, глаголя: что есть человек, яко помниши его, или сын человечь, яко посещаеши его? умалил еси его малым чим от ангел; славою и честию венчал еси его, и поставил еси его над делы руку твоею: вся покорил еси под нозе его». И приведши свидетельство, он, объясняя его, присовокупил: «внегда же покорити ему всяческая, ничтоже остави ему непокорено»: ныне же «не у видим ему всяческая покорена».

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

И приведши потом Иисуса к Пилату, Иудеи сказали ему: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори ( Ин. 19:7 ). Таким образом истину Своего Божества Спаситель не поколебался подтвердить самою Своею смертью . 3. Как учил о Себе Христос Спаситель, так же потом учили о Нем и ученики Его, по вдохновению от Духа Святого. Например – 1. Св. Иоанн Богослов начинает свое евангелие словами: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Ин 1:1–3 ). Далее пишет: и Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины... яко закон Моисеом дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть ( 1:14, 17 ). А оканчивая свое евангелие, делает замечание, что и целью его писания было доказать Божество Иисуса Христа: сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его ( 20:31 ). Тот же Апостол в начале первого послания своего называет Иисуса Христа Спасителя словом животным ( 1Ин. 1:1 ) и животом вечным, иже бе у Отца, и явися нам (- 2 ), а в заключении послания говорит: вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам (свет и) разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе, Сей есть истинный Бог и живот вечный ( 5:20 ), именуя здесь истинным Сыном Божьим и истинным Богом Того, Кого прежде назвал животом вечным. Наконец, в Апокалипсисе неоднократно приводит слова являвшегося ему Спасителя: Аз есмь Алфа и Омега, начало и конец, первый и последний ( 1:10–12, 17, 18; 2:8; 22:12, 13 ), и выражается, что Христос есть князь царей земных ( 1:5 ), Царь царем и Господь господем ( 19:16 ). 2. Св. Апостол Павел называет Спасителя в своих посланиях: Богом, явившимся во плоти ( 1Тим. 3:16 ), Господом славы ( 1Кор. 2:8 ), Богом ( Рим. 9:4, 5 ), Сыном Божиим собственным (δου) ( Рим. 8:32 ), Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу ( Фил. 2:6 ); усвояет Ему божеские свойства: вечность ( Евр. 13:8 ), неизменяемость ( 1:10–12 ), всемогущество ( Евр.1:3 ; Фил. 3:21 ) и божеские действия: творение и промышление ( Кол. 1:16, 17 ; Евр. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

2) Св. евангелист Марк начинает свое Евангелие словами: зачало евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (1, 1), и потом, повествуя о крещении Спасителя, говорит: и абие восходя от воды, виде разводящася небеса, и Духа, яко голубя, сходяща нань: и глас бысть с небесе: ты еси Сын мой возлюбленный, о немже благоволих (- 10. 11). 3) Св. евангелист Лука приводит пророчественные слова ангела к Захарии о имевшем родиться сыне его Иоанне, предтече Спасителя: и многих от сынов Израилевых обратит ко Господу Богу их: и той предыдет пред ним духом и силою Илииною (1, 16. 17). 4) Св. Иоанн Богослов начинает свое Евангелие словами: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Сей бе искони к Богу. Вся тем быша, и без него ничто же бысть, еже бысть ( Иоан. 1, 1–3 ). Т. е. прямо называет Слово Богом, представляет Его существующим от начала или от вечности, отличным от Отца и сотворившим все существующее. Далее пишет: и Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу его, славу яко единородного от Отца, исполнь благодати и истины… яко закон Моисеом дан бысть; благодать же и истина Иисус Христом бысть (- 14. 17). Т. е. свидетельствует, что это Слово есть именно единородный Сын Бога Отца, что Оно воплотилось и есть не кто другой, как Иисус Христос. Еще далее: Бога никтоже виде нигдеже: единородный Сын, сый в лоне Отчи, той исповеда (- 18). Т. е. показывает, что Иисус Христос есть единородный Сын в смысле собственном, как существующий в самом лоне Отца. А оканчивая свое Евангелие, делает замечание, что и целию его писания было – доказать Божество Иисуса Христа: сия же писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе, живот имате во имя Его (- 20, 31). Тот же Апостол в начале первого послания своего называет Христа Спасителя словом животным ( 1Иоан. 1, 1 ), и животом вечным, иже бе у Отца и явися нам (- 2), а в заключение послания говорит: вемы, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго: и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и живот вечный (- 5, 20), именуя здесь истинным Сыном Божиим и истинным Богом Того, кого прежде назвал животом вечным. Наконец, в Апокалипсисе неоднократно приводит слова являвшегося ему Спасителя: Аз есмь алфа и омега, начало и конец,

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Иеромонах Серафим (Роуз) I. Праздники Премудрость созда себе дом. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси ( Пс. 103:24 ),– возглашал еще древле Псалмопевец. Что же есть та премудрость (или, по-гречески, София), которой сотворено всё? В другом псалме говорится: Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их ( Пс. 32:6 ). А святой евангелист Иоанн Богослов возглашает: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово. Вся тем быша, и без Него ничтоже быстъ, еже бысть ( Ин. 1:1, 3 ). Премудрость Божия, или Слово Божие, Которым всё сотворено Богом, не есть только отвлеченное понятие свойства Божия. Тот же евангелист дальше говорит: И Слово плоть быстъ, и вселися в ны; и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца ( Ин. 1:14 ). Итак, Слово, через Которое всё сотворено, есть Единородный Сын Божий, Второе Лицо Святой Троицы. Он именуется также Премудростию Божиею, как говорит в послании своем апостол Павел: Иудее знамения просят, и Еллини премудрости ищут; мы же проповедуем Христа распята... Божию силу и Божию премудрость ( 1Кор. 1:22–24 ). Сын Божий называется Словом и Премудростию Божией, потому что Бог Отец всё творит через Своего Сына. Таким образом, через Сына Божия Своими делами вещает Отец, и через Него проявилась многоразличная премудрость Божия ( Еф. 3:10 ). Божия премудрость проявилась сначала в сотворении видимого и невидимого мира. Мы ныне видим мир уже в греховном его состоянии, уже утратившим свою первоначальную доброту; но и поврежденный грехом, как дивен мир и отражает премудрость Творца. Взглянем ли мы на небо, там стройные движения небесных светил, всё движется по вечным законам, данным Творцом природе при ее создании. Ничто не нарушает их течения, всё происходит согласно, не препятствуя одно другому. Посмотрим ли мы кругом себя, в каждом растении, в каждом животном, в каждом даже камешке мы видим премудрость Сотворшего! Каждое животное до мельчайших насекомых имеет необходимые приспособления для сохранения, защиты и развития своей жизни и размножения своей породы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010