Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ, НЕДЕЛЯ 2-е воскресенье после праздника Пятидесятницы, посвященное празднованию памяти всех рус. святых. Идея соборного празднования памяти рус. святых появилась в сер. XVI в., после прославления сонма рус. святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в рукописях ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 385), но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI-XVII вв. С кон. XVIII в. она издавалась старообрядческими типографиями (Краков, Б. г.; Гродно, 1786, 1789; Супрасль, 1786, 1787; М., 1911). После XVII в. это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (т. е. в воскресенье) после памяти прор. Илии (20 июля). Последование включает тропарь 3-го гласа:            , кондак 8-го гласа, на подобен «Яко начатки»:            , канон 8-го гласа, ирмос:      , нач.:            . По певч. рукописям с XVII в. известны распетые стихиры (славники) из этой службы. Набор из славников (обычно 6) устойчиво приводится в рукописях поморской традиции (Певческие книги. 2001). Все святые, в земле Российской просиявшие. Икона. Мон. Иулиания (Соколова). 50-е гг. XX в. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Все святые, в земле Российской просиявшие. Икона. Мон. Иулиания (Соколова). 50-е гг. XX в. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Ок. 1643 г. иером. Мелетий Сириг, протосинкелл К-польского Патриарха, по просьбе митр. Петра (Могилы) написал службу «преподобным отцам киево-печерским и всем святым, в Малой России просиявшим», т. е. укр. аналог службы в честь Всех русских святых. В кон. 40-х гг. XVII в. по образцу службы иером. Мелетия соловецкий иером. Сергий (Шелонин) написал службу «всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» (известна по единственной ркп. XVII в.- РНБ. Сол. 877/987). Несмотря на названия, службы иеромонахов Мелетия и Сергия посвящены не только преподобным, но и святым, прославленным в др. ликах; названия обусловлены тем, что обе службы составлены по образцу службы в честь Всех преподобных отцов в сыропустную субботу ( Панченко. 2004). Большого распространения в богослужебной практике последования, составленные иеромонахами Мелетием и Сергием, не получили.

http://pravenc.ru/text/155558.html

Миссионерские записки. Часть 7      Канон Среди нашего брата священника есть много тех, что скажут: «Читай каноны», – или спросят: – «Каноны читал?» Но нелегко найти священника, согласного разобрать с человеком смысл канонов, хотя бы некоторых ирмосов. А между тем это дело великое и полезное, отсутствие которого колоссально снижает пользу от чтения и слушания канонов. Но все прекрасное – редко, а все полезное – трудно. Трудность основательного знакомства с канонами заключается в том, что канон есть область тесного взаимодействия трех важнейших и довольно автономных явлений: молитвы, библейской истории и поэзии. Каноны как форма совместной молитвы родились на основании событий священной истории. Первое событие – переход евреев через Красное море, по дну. Это было великое проявление Божественного всемогущества. Бог явно вмешался в историю людей, не оставляя сомнений в том, что Он не далек и не безразличен к нам, но близок, иногда – страшно близок. Это и прообраз Крещения, при котором враг-фараон гибнет, а человек вступает в область длительного путешествия к обещанному блаженству. Отсюда бесчисленные варианты перепевов этой темы: «Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами…»; «Воду прошед, яко сушу, и египетского зла избежав…» и прочее. Всякий раз, начиная слушать канон на утрене или читать его дома, мы должны вспоминать об этом грандиозном событии мировой истории, которое не имеет право быть забытым. Второй песни ни в минеях, ни в молитвословах нет. Каноны, состоящие из девяти песен, поются так, что после первой песни поется сразу третья. Это потому, что основа этой песни – обличительная песнь Моисея из книги Второзакония. Она полна упреков и пророческих угроз, поэтому включается в службу только Великим постом. Ну а дальше последовательно нам предстоит познакомиться с историей Самуила и благодарственной молитвой его матери Анны (3-я песня), книгой пророка Аввакума, пророчествами Исаии, историей Ионы, событиями, происходившими с пленными отроками в Вавилоне. Это темы, соответственно, следующих песен, включая предпоследнюю. Девятая посвящена Богородице, и ее ирмос предваряется умиленным пением слов Самой Пресвятой Девы: «Величит душа Моя Господа».

http://pravoslavie.ru/36102.html

Небо и земля: ангел и человек в Священном Писании Бог сый мира, Отец щедрот, Великого Совета Твоего Ангела, мир подавающа, послал еси нам. Служба Рождества Христова, канон на утрене, ирмос 5-й песни   Именем (Божиим) разрушена смерть, связаны бесы, отверсто небо, открыты двери рая, ниспослан Дух, рабы сделались свободными, враги – сынами, чужие – наследниками, люди – ангелами. Что я говорю: ангелами? Бог стал человеком и человек Богом... Святитель Иоанн Златоуст 26   Библейский текст говорит об ангелах немного. Лишь изредка на страницах Ветхого и Нового Завета встречается краткий рассказ о соприкосновении друг с другом мира ангелов и мира людей. Только иногда происходит легкое и мимолетное взаимопроникновение двух реальностей, а затем – вновь их разделение, обособление. Но именно благодаря такому касанию мы и улавливаем тот подлинный, истинный порядок, то единство строя вселенной, что должны царить в бытии: гармоничную связь двух на первый взгляд столь несхожих между собой родов разумных творений. Но как же произошел их изначальный древний разрыв? Ответ на этот вопрос – уже на первых страницах книги Бытия. В результате грехопадения Адама ангельский и человеческий миры оказались как бы «рассечены»: и вот, в самом начале земной истории Творец ставит на страже у Эдемских врат многоочитого херувима и пламенный обращающийся меч (см. Быт. 3:24 ). Отныне плоды райского Древа Жизни оказываются недоступны для человека: он впадает во тьму богооставленности и смерти. Адам слепо бродит по земле, отыскивая забытую дорогу домой, в свое прекрасное отечество, но обретает лишь голод, болезни, отчаяние одиночества. И он и Ева потеряли право благодатного богообщения: теперь для них невозможно вести таинственные и радостные беседы с Создателем вселенной в тени и прохладе Эдемского сада. Путь туда прегражден недремлющим и грозным стражем – одним из тех, в ком прежде люди видели отнюдь не пугающего и страшного часового, а старшего брата по творению. Человечество заблудилось, потерялось подобно отбившейся от стада овце, неразумному и боязливому животному, сбежавшему от Хозяина далеко в горы и заплутавшему там в темных ущельях. Однако кроме этой овцы, по слову евангельской притчи (ср. Мф. 18:11–14 ), в стаде у Пастыря осталось множество, – еще девяносто девять – других, верных Ему, слушающих Его голос и неотступно следующих за Ним. Тысячи тысяч и мириады мириад ангелов (ср. Дан. 7:10 ; Мф. 26:53 ), окружают Божий Престол: бесчисленные воинства Небесного Царя, сонмы вестников Создателя, молниевидные гонцы, готовые исполнить любое повеление Господа. Окружая Творца, ангельские силы образуют вокруг Него стройные хоры, без устали славят и воспевают Его святость и премудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

О праздниках великих, со знаком О великих праздниках, которые в богослужебных книгах имеют знак крест в круге в 47 главе Типикона сказано: «Имже бдение и вся служба праздника совершается по Уставу». Эти праздники суть Христовы, Богородичны и Предтечевы два: Рождество (24 июня) и Усекновение (29 августа) и обоих верховных апостолов, Петра и Павла (29 июня), к сему разряду праздников принадлежат девять праздников, так называемых дванадесятых (в году), именно: Рождество Богородицы (8 сентября), Воздвижение Креста Господня (14 сентября), Вход во храм пресвятой Богородицы (21 ноября), Рождество христово (25 декабря), Богоявление Господне (6 января), Сретение Господне (2 февраля), Благовещение пресвятой Богородицы (25 марта), Преображение Господне (6 августа), Успение пресвятой Богородицы (15 августа), три же из числа дванадесятых праздников суть подвижные. Они суть: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница, в Месячной Минее нет служб на эти дванадесятые праздники, а службы им находятся в Триоди. Праздник Пасха есть высочайший; он не в числе двенадцати. Отличие служб великих праздников от тех средних, в которые положено совершать бдение, состоит (за исключением частных особенностей в службах некоторых великих праздников, например – Рождества христова, Крещения Господня, Воздвижения Креста, Благовещения) в следующем общем для всех их признаке, указанном в Типиконе, в 47 главе, а именно: что средним праздникам, «имже бдение совершается, прилагается и канон Богородицы на утрени» (обыкновенно на 6), а в великие праздники поются (и в Минее находятся) на утрени каноны только праздничные, а Богородице нет. Так, в праздники великих святых – оба канона святым (один на 8, другой на 6), в праздники Господские – оба праздничные, в праздники Богородичны – оба Богородичны, но праздничные, т.е. прославляющие Матерь Божию главным образом как виновницу воспоминаемого в тот день праздничного события. По 8-й песни не поется «Честнейшая», а на место того поется ирмос 9-й песни, а иногда, кроме того, и величание (припев); и то же поется и на литургии: вместо «Достойно» – задостойник во все дванадесятые праздники.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 Бог сый мира, Отец щедрот, Великого Совета Ангела, мир подавающа, послал еси нам. Служба Рождества Христова, канон на утрене, ирмос 5-й песни Именем (Божиим) разрушена смерть, связаны бесы, отверсто небо, открыты двери рая, ниспослан Дух, рабы сделались свободными, враги — сынами, чужие — наследниками, люди — ангелами. Что я говорю: ангелами? Бог стал человеком и человек Богом… Свт. Иоанн Златоуст 1 Библейский текст говорит об ангелах немного. Лишь изредка на страницах Ветхого и Нового Завета встречается краткий рассказ о соприкосновении друг с другом мира ангелов и мира людей. Только иногда происходит легкое и мимолетное взаимопроникновение двух реальностей, а затем — вновь их разделение, обособление. Но именно благодаря такому касанию мы и улавливаем тот подлинный, истинный порядок, то единство строя вселенной, что должны царить в бытии: гармоничную связь двух на первый взгляд столь несхожих между собой родов разумных творений. Но как же произошел их изначальный древний разрыв? Ответ на этот вопрос — уже на первых страницах книги Бытия. В результате грехопадения Адама ангельский и человеческий миры оказались как бы “рассечены”: и вот, в самом начале земной истории Творец ставит на страже у Эдемских врат многоочитого херувима и пламенный обращающийся меч (см. Быт 3:24). Отныне плоды райского Древа Жизни оказываются недоступны для человека; он впадает во тьму богооставленности и смерти. Адам слепо бродит по земле, отыскивая забытую дорогу домой, в свое прекрасное отечество, но обретает лишь голод, болезни, отчаяние одиночества. И он и Ева потеряли право благодатного богообщения; теперь для них невозможно вести таинственные и радостные беседы с Создателем вселенной в тени и прохладе Эдемского сада. Путь туда прегражден недремлющим и грозным стражем — одним из тех, в ком прежде люди видели отнюдь не пугающего и страшного часового, а старшего брата по творению. Человечество заблудилось, потерялось подобно отбившейся от стада овце, неразумному и боязливому животному, сбежавшему от Хозяина далеко в горы и заплутавшему там в темных ущельях. Однако кроме этой овцы, по слову евангельской притчи (ср. Мф 18:11–14), в стаде у Пастыря осталось множество — еще девяносто девять — других, верных Ему, слушающих Его голос и неотступно следующих за Ним. Тысячи тысяч и мириады мириад ангелов (ср. Дан 7:10; Мф 26:53), окружают Божий Престол: бесчисленные воинства Небесного Царя, сонмы вестников Создателя, молниевидные гонцы, готовые исполнить любое повеление Господа. Окружая Творца, ангельские силы образуют вокруг Него стройные хоры, без устали славят и воспевают Его святость и премудрость.

http://pravmir.ru/nebo-i-zemlya-angel-i-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Толкование канона на Воздвижение «Толкование на канон Воздвижения» — сочинение прп. Никодима Святогорца, жанр которого не так легко определить. Во-первых, конечно, как явствует из названия, это некий комментарий на поэтическое творение Косьмы Маюмского. Так как толкуемый текст — литургический, «Толкование» попадает в рубрику литургического богословия. «Канон» переполнен библейскими аллюзиями, Никодиму тем самым приходится толковать Библию — так «Толкования» — пример святоотеческой экзегезы (экзегезы как аллегорической и типологической, так и чисто троплогической, направленной на изменение жизни христианина). Крест — центральный момент всего богословия, тем самым Никодим пишет богословский труд. Наконец, как увидит читатель, Никодим большую часть своего текста тратит на наставления в морали, аскетике и духовной жизни. Добавим, что преподобный почти во всем опирается на труды Святых Отцов. Приведем пример никодимовского толкования: «четвертая песнь есть произведение пророка Аввакума, находящаяся в 3-й главе его пророчества […] Простираясь к воплощенному Сыну Божию, пророк говорит; “Господи: услышал я тайну домостроительства Твоего воплощения» […] Уразумев же глубоко, говорит, страшные дела и ужасные чудеса, которыми Ты, воплощенное Слово, соделаешь спасение человеков, и особенно крест и смерть Твою, размыслив, говорю, о сем, я не мог иного ничего сделать, как прославить Твое Божество; потому что ему одному свойственно творить такие дивные чудеса, т. е. уничижением на кресте победить надменного дьявола; страстью доставить бесстрастие и смертью даровать жизнь всем людям. […] Сей ирмос приложим и к тебе, возлюбленный. Ибо если ты, подобно Аввакуму, станешь на стражу твою и ступишь на камень, как он говорит: на стражи моей стану, и взыду на камень (Ав. 2, 1), то и ты удостоишься благодати пророка Аввакума. Что же обозначает стража эта и что – камень? Послушай! Стража есть внимательность и охранение разума от всякого богохульного, постыдного и лукавого помышления, а камень есть сердце, или лучше, камень есть сладчайшее имя Господа нашего Иисуса Христа, служащее предметом занятия сердца. Сам Иисус Христос есть тот твердый камень, о котором сказал великий Павел: камень же бе Христос (I Кор. 10, 4)»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=108...

ПАСХАЛЬНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО И ЛАДОЖСКОГОВЛАДИМИРА января 2003 Клиру, насельникам и насельницам святых монастырей и всем верным чадам Санкт-Петербургской Митрополии Клиру, насельникам и насельницам святых монастырей и всем верным чадам Санкт-Петербургской Митрополии 2003 г. " Воскресения день, просветимся, людие, Пасха, Господня Пасха, от смерти бо к жизни и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия " (1-й ирмос Пасхального канона) Такими словами начинает святая Церковь во время пасхального богослужения воспевать воскресшего Господа. Факт восстания Христа из мертвых осмысляется Церковью прежде всего, как победа над смертью. Переживание ниспровержения последнего врага человека - смерти является основным духовным откровением пасхального богослужения. Господь по Своей великой милости дает нам возможность еще раз приобщиться той сокровенной тайне, что смерть после Его тридневного восстания из мертвых сокрушена и уничтожена. Пасхальная победа Христова каждого из нас делает новым творением и наполняет нас новым, сокровенным знанием о бытии человеческом. Тайное ликование нашего духа в день святой Пасхи говорит нам о жизни несравненно больше и раскрывает ее несказанно глубже, чем весь пережитый и накопленный годами опыт. Мы желаем во всей полноте насладиться этой победой Христовой над смертью, всецело проникнуться вселенским торжеством и приобщиться в эту ночь пасхального Агнца, Своей божественной силой утверждающего и укрепляющего нас в добре и правде. Нынешняя Пасха особенная для нас, потому что в этот пасхальный период мы празднуем 300-летие нашего города. Мы являемся свидетелями великих исторических свершений. Господь благословил нам быть современниками постепенного духовного воссоздания Санкт-Петербурга. Прежде всего надо отметить, что нашему городу было возвращено его историческое название. Он стал именоваться тем самым названием, какое получил при своем основании - градом святого апостола Петра. Наш великий город, теперь именуемый своим первоначальным христианским именем, полученным при своем рождении, вновь обрел своего небесного покровителя.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=173...

ПАСХАЛЬНЫЙ КАНОН Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Тропарь, глас 5-й Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Трижды.) Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящие Его. Припев: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня. Припев: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся. Припев: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь. Припев: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Слава, и ныне: Ипакои, глас 4-й Предварившия утро, яже о Марии и обретшия камень, отвален от гроба, слышаху от Ангела: во Свете Присносущнем Сущаго с мертвыми что ищите, яко человека? Видите гробныя пелены: тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий. Господи, помилуй (12 раз). КАНОН, глас 1-й Песнь 1 Ирмос: Воскресения день, просветимся, людие. Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе, победную поющия. Припев: Христос воскресе из мертвых. Очистим чувствия, и узрим неприступным светом воскресения, Христа блистающася, и радуйтеся! рекуща, ясно да услышим, победную поюще. Христос воскресе из мертвых. Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное. Богородичны : Слава: Умерщвления предел сломила еси, вечную жизнь рождшая Христа, из гроба возсиявшаго днесь, Дево Всенепорочная, и мир просветившаго. И ныне: Воскресшаго видевши Сына Твоего и Бога, радуйся со Апостолы, Богоблагодатная Чистая: и еже радуйся первее, яко всех радости вина, восприяла еси, Богомати Всенепорочная.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1729...

поиск:   разделы   рассылка Рождественское послание Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир направил Рождественское послание архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви. Христос раждается – славите! Христос с небес – срящите! (Ирмос 1-й песни Рождественского канона) Возлюбленные о Господе архипастыри, досточтимые пастыри, честное во Христе монашество, боголюбивые миряне, братья и сестры! Стремительно течение жизни – и вот мы вновь стоим на пороге наступившего года благости Божией, вновь встречаем великий праздник Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Народные песнопения, прославляющие рождение Богомладенца, радостной вестью озаряют нашу жизнь, оттесняя проблемы и будничные заботы на второй план. В этих духовных гимнах с детской искренностью и чистотой отражается душа нашего боголюбивого народа, его вера, его вековые надежды и чаяния, радость встречи с Тем, Кто явил миру путь, истину и жизнь (Ин. 14:6). С какими чувствами мы должны мысленно приступить к Вифлеемским яслям? Какими словами можем выразить наше благоговение перед Таинством вочеловечения Бога, созерцая " Небо – вертеп, престол Херувимский – Деву, ясли – вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог " ? Тайна воплощения Сына Божия никогда не будет доступна холодному разуму, дерзкому в своих исканиях, не знающему границ и преград. Великое таинство любви Бога к человеку – тайну Боговоплощения – мы постигаем прежде всего своим сердцем, принимая в него новорожденного Богомладенца, так как наш разум недоумевает и смиряется перед Тайной веры. Рождественская радость – это не просто дань традиции или один из праздников в череде ежегодных праздничных мероприятий. Это радость утешения отягощенных грехами и страстями людей, радость долгожданной встречи с Отцом после долгой разлуки, радость осознания того, что мы не забыты и не оставлены Богом, что мы не обречены на отверженность и вечное изгнание.

http://religare.ru/2_71747.html

При современном охлаждении церковного общества к храму Божию едва ли многие в полной мере чувствуют, как Церковь празднует воспоминания " Воплощения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа " . Разве одна только особенность еще не забыта: ирмосы " Христос раждается... " начинают петь в Церкви более чем за месяц до самого праздника. А ведь Церковь целые недели посвящает приготовлению к празднику. В приходских храмах приближение великого праздника мало заметно, потому что устав церковный там потерял всю свою прелесть, свое глубокомысленное богословие; праздник там наступает почти сразу. Не говорю уже о том, что в жизни мирян приближение праздника сказывается лишь в умножении хозяйственных забот и хлопот. Подлинную стихию церковной жизни теперь можно уловить почти в одних только монастырях, особенно в лаврах, где не пропускается ни одного канона, ни одной стихиры, но эти песни церковные громогласно (например, в Киевской лавре) оглашают своды храмов и наполняют своим содержанием сознание всех присутствующих. Поэтому сознание верующих там отрывается от земли не на один день или не на несколько лишь часов, как в храмах приходских, нет, оно отрывается от земли еще задолго до праздника и держится на высоте духовного подъема, духовного восторга почти целую неделю. Только Светлое Христово Воскресение Церковь празднует не менее светло. Но в некотором отношении рождественская служба даже превосходит пасхальную, а если и не превосходит, то носит все же совершенно особенный характер. Пасхальная служба - это одна торжественная, радостная, ликующая песнь Церкви Воскресшему Господу. Рождественская служба - особенная стихия богословия. Во всем круге церковно-богослужебных книг нельзя указать более обильной догматическим содержанием службы, чем именно служба рождественская. Здесь в кратких, но сильных выражениях заключена основная идея христианства - обновление тленного естества человеческого воплощением Сына Божия. Вот, например, бесподобный ирмос канона на повечерии в день предпразднства, неведомый, к сожалению, храмам приходским:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/222/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010