Архимандрит Георгий (Тертышников). Проповеди Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 28 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 30, 2001 Христианин тот, кто носит в сердце своем Христа. Проповедь в день рождества Христова Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся! Ирмос 1-й песни Рождественского канона Такими словами великий песнописец нашей Церкви — преподобный Иоанн Дамаскин начал свои бессмертные песнопения во славу настоящего праздника. Этою величественной песнью Святая Церковь предначинает за несколько недель до праздника свои величественные гимны родившемуся в вертепе Спасителю мира. Великая тайна пришествия в мир Сына Божия многократно и многообразно была возвещаема устами святых пророков (ср.  Евр 1:1). Но пророки предвозвещали пришествие в мир Господа Искупителя не как новую весть, а как издревле, от начала рода ожидаемое событие. Уже праотец рода человеческого Адам ожидал грядущего Богочеловека. Итак, в продолжение более пяти тысяч лет благодать Божия призывала к сретению грядущего Искупителя, в продолжение более пяти тысяч лет глас Божий громко вопиял: Христос с небес — срящите! Рождество Христово принесло радость всему миру. Тайна, от века сокровенная, которую предвозвещали пророки, ныне совершилась в Вифлеемском вертепе. “Ныне Бесплотный воплощается, — говорит святитель Григорий Богослов, — невидимый становится видимым. Безлетный начинается. Сын Божий становится Сыном Человеческим”. Священное событие Рождества Спасителя рода человеческого совершилось следующим образом. Перед пришествием в мир Господа Иисуса Христа иудеи находились под властью римлян. Римский кесарь Август приказал сделать всенародную перепись, и каждый из римских подданных должен был записаться в своем исконно родовом городе. Праведный Иосиф с обрученной ему Святою Девою Мариею как происходившие из рода Давидова отправились для переписи в Вифлеем. Не найдя места в гостинице, они остановились для ночлега за городом в вертепе, или пещере. Здесь, в убогом вертепе, и родился Господь наш Иисус Христос и, повитый пеленами Пречистой Девой Марией, был положен в ясли. Первыми узнали о рождении Спасителя местные пастухи и, приняв от Ангела радостную весть, пришли поклониться Богомладенцу. За ними пришли в Вифлеем восточные мудрецы, которых привела ко Христу явившаяся на небе звезда. Они принесли Ему свои дары: золото как царю веков, ладан как Богу, и смирну как человеку.

http://pravmir.ru/arhimandrit-georgiy-te...

Богослужебные и житийные тексты Великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина Празднику Воскресения Христова предшествуют семь недель 31 Великого поста. Первая часть Великого поста – Четыредесятница – установлена в память о тех сорока днях, которые Христос постился в пустыне [ Мф.4:1–2 ; Лк.4:1–2 ]. Седьмая неделя посвящена воспоминаниям о Страстях Христовых и называется Страстной седмицей. В великопостном богослужении преобладает тема покаяния. Каждая из основных частей великопостного чина включает молитву преподобного Ефрема Сирина 32 . Во время чтения этой молитвы священник и молящиеся совершают поклоны – великие (земные) и малые (поясные). Гди и влко живота моег, дхъ праздности, 1) и не даждь м. Дхъ же и любв дарй ми раб твоем. Ей, гд и црю, дарй м зрти мо и не сждати брата моег, к блгословенъ во вки вквъ. Аминь. Примечание: 1) властолюбия. Замечательное поэтическое переложение этой молитвы принадлежит А.С. Пушкину: Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв, Сложили множество божественных молитв; Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! Дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей. Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи. Канон Канон 33 (κανν – норма, правило) – форма литургической поэзии, сложно организованный ряд кратких песнопений – ирмосов (εрμς – связь, сплетение) и тропарей (τрοπριον – обращение). Каноны входят во многие церковные службы, содержание их различно. Канон состоит из девяти песен, каждая из которых включает ирмос и несколько тропарей. Вторая песнь канона, как правило, опускается. Ирмосы задают общую тему песни, представляя собой вариацию на определённый фрагмент Св. Писания (эти фрагменты называются библейскими песнями). Библейских песен девять:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Богослужения Великого Четверга Песнопения Великого четверга полны глубоких чувств и мыслей в связи с рядом Евангельских событий этого дня. Здесь преклонение перед смирением Спасителя, которое проявилось в умывании ног ученикам; благоговение перед таинством Тела и Крови Христовых; прославление бесконечного самоотвержения Христова; скорбь о Его страданиях; негодование против ожесточения иудеев и вероломства предателя Иуды. 20 апреля, 2011 Песнопения Великого четверга полны глубоких чувств и мыслей в связи с рядом Евангельских событий этого дня. Здесь преклонение перед смирением Спасителя, которое проявилось в умывании ног ученикам; благоговение перед таинством Тела и Крови Христовых; прославление бесконечного самоотвержения Христова; скорбь о Его страданиях; негодование против ожесточения иудеев и вероломства предателя Иуды. Великий четверг Песнопения Великого четверга полны глубоких чувств и мыслей в связи с рядом Евангельских событий этого дня. Здесь преклонение перед смирением Спасителя, которое проявилось в умывании ног ученикам; благоговение перед таинством Тела и Крови Христовых; прославление бесконечного самоотвержения Христова; скорбь о Его страданиях; негодование против ожесточения иудеев и вероломства предателя Иуды.   Ирмос Великого Четверга (Женский хор. Диск «Время поста и молитвы») 1.86MB Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни. Жизнь во гробе положился еси, Христе, и Ангельская воинства ужасахуся, снизхождение славяще Твое. Блажени испытающии свидения Его, всем сердцем взыщут Его. Жизнь, како умираеши? Како и во гробе обитаеши, смерти же царство разрушаеши и от ада мертвыя возставляеши? Вечери Твоея (Хор свято-Ионинского монастыря) 3.06MB Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. «Сын Божий! сделай меня ныне участником Твоей тайной вечери (удостой причаститься), потому что я не расскажу тайны врагам Твоим, не дам такого Тебе целования, как Иуда (не буду изменять Тебе худою жизнью), но, как разбойник, исповедаю Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».

http://pravmir.ru/bogosluzheniya-velikog...

Глава 11 1–5. Мессия как отрасль из корня Иессеева, Его одарение дарами Духа Божия и Его праведное управление. 6–9. Царство Мессии: его характер. 10–14. Участники Царства Мессии. 15–16. И устроение его. Ис.11:1–5 . Пророк видит в своем пророческом созерцании, как после сокрушения силы Ассирийского государства подымается росток из срубленного дерева – дома Давидова и как этот росток становится могучим деревом – Владыкою земли и Основателем на земле царства Божия. Будучи по своему телесному происхождению потомком Иессея и Давида, этот Владыка владеет всею полнотою даров Духа Божия. В силу этого Он будет вполне справедливым Судиею – Правителем своего царства, воздающим каждому должное. Ис.11:1 . И про­изойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь про­израстет от корня его; «И» – этот союз показывает, что появление отрасли из корня Иессеева воспоследует после сокрушения могущества Ассирийского царства, но точно срок этого появления – не определяет. «Отрасль» – по-евр. choter – прут, тонкая, легко гнущаяся трость, (ср. Притч.14:3 ). Идея, заключенная в этом названии, та же, что и в термине zemach ( Ис.4:2 ). «От корня Иессеева». Корень по-евр. geza, т. е. обрубленный ствол. Имя Иессей берется вместо Давида, подобно тому как в кн. Судей имя Махира берется вместо имени Манассии ( Суд.5:14 ). Пророк этим хочет указать, что ко времени пришествия Мессии царский род Давидов будет представлять собою подобие дерева, у которого вся верхняя часть срублена: остался один пень. (Православная Церковь прямо именует Христа «жезлом из корня Иессеева и цветом от него» (ирмос канона на Рождество Христово, песнь 4-я).) Так и было в действительности. Члены царского рода Давидова, Иосиф и Пресвятая Дева Мария вели крайне скромный образ жизни, всего менее похожий на блеск царской жизни. «Ветвь» – по-евр. nezer. Это обозначение Мессии, вероятно, имел в виду евангелист Матфей, когда говорил, что Мессия должен был быть, по пророчествам, назореем ( Мф.2:23 ). Ис.11:2 . и по­чиет на Нем Дух Го­с­по­день, дух пре­мудрости и ра­зу­ма, дух совета и крепости, дух веде­ния и благо­честия;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Говорить о Боге в стихах – примерно как описывать свет при помощи цвета. Например, солнце на картине. Прямого пути тут нет и быть не может, буквальная передача невозможна.  Источник: Лампада 2(53)  Говорить о Боге в стихах – примерно как описывать свет при помощи цвета. Например, солнце на картине. Прямого пути тут нет и быть не может, буквальная передача невозможна. Хороший живописец запечатлевает сияние света посредством цвета и контрастов. Для выражения духовного смысла есть икона, она противопоставлена картине, как свет и цвет. Конечно, можно сказать, что адекватной передачей света будет икона, в нашей аналогии – литургическая поэзия. Но это особая тема. А как говорить о Боге и религии средствами обычной литературы? Душе моя, ликуй и пой, Наследница небес: Христос воскрес, Спаситель твой Воистину воскрес! … Из света вечного Господь Сошел в жилище тьмы, Облекся в персть, оделся в плоть – Да не погибнем мы! Ликующее, написанное традиционным «одическим» размером стихотворение В.Кюхельбекера интересно тем, что в нём практически нет ничего личного, если не считать, конечно, искренней веры и пасхальной радости автора. Он прямолинейно использовал готовые слова и понятия, большая часть которых заимствована из богослужебных текстов. Этот метод, назовем его «методом готовых понятий», чаще всего используют непрофессиональные поэты. Поэзия полностью поглощается благочестием, и, увы, стихотворение не достигает цели, если считать таковой передачу поэтом своих мыслей и настроения. Впрочем, чеканные стихи Кюхельбекера я лично отношу к удачным, ибо тут благочестие и мастерство идут рука об руку. Позднее поэты, как правило, старались идти более окольным путем. Тема стихотворения К.Бальмонта «Вербы», скорее, не сам праздник Пасхи, а восприятие его поэтом через внешние черты: …Ветви пасхальные, Нежно-печальные, Смотрят весёлыми, Шепчутся с пчёлами. Кладбище мирное Млеет цветами, Пение клирное Льётся волнами. Светло-печальные Песни пасхальные Сердцем взлелеяны, Вечным овеяны. «Пение клирное», которое «льется волнами», – явная аллюзия на субботний ирмос «Волною морскою»… Итак, одна крайность – прямая декларация, выходящая за рамки поэзии.

http://pravmir.ru/pasxa-v-russkoj-poezii...

Закрыть itemscope itemtype="" > День Рождества Христова есть мать всех праздников Рождественское послание митрополита Константина пастырям, диаконам, монашествующим и всей богоспасаемой пастве Петрозаводской и Карельской епархии Русской Православной Церкви 05.01.2018 990 Время на чтение 5 минут Ликуют Ангели вси на Небеси, и радуются человецы днесь: играет же вся тварь Рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки. (Стихира на литии в канун праздника) Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! От всего сердца, со светлой радостью приветствую вас и поздравляю с величайшим праздником Рождества Христова и Новолетием. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «... день Рождества Христова есть важнейший из всех праздников, мать всех праздников, начало и основание их... Ибо к чему праотцы так сильно стремились, что пророки предвозвещали, что праведники желали видеть, - всё это совершилось в день Рождества Христова: Бог явился на земле во плоти и вселился между людьми» . Праздник Рождества Христова - это встреча человечества с Богом Воплотившимся: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1: 14). Сын Божий стал Сыном Человеческим и явился во всём подобный нам, кроме греха , чтобы спасти мир, вывести человеческий род из-под власти смерти, даровать полноту бытия в Боге и жизнь вечную каждому, кто услышит призыв Божий и последует Ему. Родившегося в Вифлееме от Девы Марии Иисуса евангелист Иоанн Богослов именует Светом Истинным, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин. 1:9 ). И Церковь Божия ныне радостно свидетельствует о том, что, благодаря Рождеству Христову, воссиял миру Свет Разума. Но перед Христом, Который принес на землю Божественную правду, мир и любовь, земля закрыла двери своих домов. С Вифлеемских яслей - начался Крестный путь Спасителя мира к Голгофе: «В яслех Повиваемого убити ищет Ирод; но мы Христу поим: славно бо прославися» (ирмос 1 -й песни канона Навечерия Рождества Христова). И Церковь Христова в своём историческом спасительном странствовании, и наше христианское Отечество повторяют путь земной жизни Богомладенца Иисуса.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/05/de...

Закрыть itemscope itemtype="" > О борьбе с греховными помыслами 30.04.2015 1308 Время на чтение 4 минуты Духоносные отцы нашей Святой Православной Церкви говорят следующее: «Развиваешь эти мысли и творишь грех, не менее тяжкий, чем самое зло, ибо растлеваешь душу беседой с помыслами. Ужели Господь, питающий даже гадов, оставил человека? Брось все свои помыслы. Когда они придут, встречай их, как бесов, явившихся к тебе. От тебя зависит отогнать их молитвой и сокрушением сердца или впустить к себе, чтобы они нагадили в душе твоей и ушли, чтобы потом прийти в большем числе и еще сильнее ранить душу. Все вы не малые дети. Читаете, слушаете, а делания духовного бегаете. Только людей осуждаете, не зная ничего» (иг. Никон (Воробьев) «О началах жизни» стр. 248). По роду своего призвания обязан наблюдать за теми процессами в душах пасомых, коих Бог доверил мне вести к Нему, к своему Творцу, которые оказывают прямое воздействие на образ мыслей, веру, поведение, самочувствие и прочее. Процессы эти, естественно, в большинстве скрыты от желающих приобщиться благодати Божией, ищущих единения с Богом, для чего и нужны священнослужители-духовники способные по некоторым «симптомам» дать совет, верное лекарство к уврачеванию души. Тогда, при рассудительном следовании совету, может быть и епитимии, православному легче согласовать свою волю с Волей Божией, узнать себя и войти в большее духовное единение с Творцом. Здесь немаловажным является способность христианина сопротивляться беседе с собственными помыслами. Бесноватый язычествующий мир вполне естественно вращается в дезоморфиновом дурмане помыслов - этих орудий бесов, демонов, желающих склонить нас к всяческим беззакониям, грехам, извращениям, которые являются некой питательной средой для падших духов, неспособных самим творить грех по причине отсутствия тела. «В безне греховней валяяся» (ирмос 6 песни), к сожалению, и тот, кто считает себя православным верующим, являет абсолютную неспособность противиться помыслам, беседе с ними и, соответственно, становясь неспособным к осознанию своих грехов и, как следствие, в свою очередь - неспособность к покаянию и изменению своего ума. Внешней, заметной и видимой стороной этого тяжелого греховного повреждения являются недоуменные слова этих людей, как реакция на вразумление - «А, что такого неправильного я сделал? Что не так-то?», «Нет. Вы мне объясните, в чем я неправ!»...

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Сретение Господне. Рассказ о Празднике 15.02.2006 766 Время на чтение 7 минут Душевными Тя рукама сподоби мя, Благодетелю, восприяти, яко же древний Симеон, и насладитися Твоея благодати. Ты бо Един еси желание и сладость Превозжеленный. (Канон предпразднства Сретения, тропарь 9-й песни) В праздниках Рождества Христова и Крещения Господня Святая Церковь раскрывает перед нашим духовным взором Тайну пришествия на землю и явления вселенной Воплощенного Слова Божия, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес...Глубина Премудрости сокровенного Таинства ныне является человекам, - говорится об этом в одном из песнопений предпразднства Крещения Господня, - Божиих бо судеб бездна ныне верным открывается. Богу с плотию на земли явившуся на обновление человеческого рода, Егоже вся тварь благословляет, славящи вовеки. На протяжении многих недель, начиная с радостного всенощного бдения под праздник Введения, когда впервые прозвучали дивные рождественские ирмосы, и кончая отданием праздника Богоявления, Святая Церковь своим богослужением вводила нас в постижение этой великой тайны. Она говорила нам в эти дни о любви Божией к грешному человеку, о вольном обнищании Сына Божия ради спасения человека от греха, о явлении во вселенной Света Христова Божества, Который просвещает всякого, кто пожелает причаститься этого Божественного Света. Непосредственно после отдания Богоявления Святая Церковь готовит нас к встрече праздника Сретения Господня. Начиная с 15 января, в воскресные и праздничные дни уже поются ирмосы Сретенского канона: Сушу глубородительную землю. Они подготавливают нас к восприятию духовного содержания наступающего праздника, раскрывая его в прообразах Ветхого Завета. Особенное значение имеют в этом отношении ирмосы 1-й и 9-й песен, из которых первый связывает нас с духовными переживаниями праздника Крещения, а последний непосредственно подводит к постижению смысла Сретения Господня и значения его для нашей духовной жизни. Ирмос 9-й песни говорит о ветхозаветном посвящении Богу первенцев израилевых в память избавления их от руки Ангела, поразившего первенцев египетских,...всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

игумен Филипп (Симонов) Песнь 3 Чти понедельнику первыя седмицы. Ирмос: На недвижимом, Христе, камени заповедей Твоих утверди мое помышление. Когда Господь разрешил неплодие Анны, жены Елканы-Ефрафянина, и родила она сына Самуила, что значит испрошенный у Бога 490 , «молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем. Нет столь святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш. Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены. Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою; сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает. Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит; Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает. Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную. Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек. Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего» ( 1Цар.2:1–10 ). Церковь не забыла этой молитвы – она не может забыть ни одного чуда, коим Господь отвечает на веру чад Своих, как не забывает она и о том, как праведный человек славит Господа, когда прошение его наконец услышано. Анна дала обет посвятить Богу младенца, если родит его ( 1Цар.1:11 ), – и Господь внял сердечной молитве и благоволил исполнить ее слезное прошение. Она же в радости своей возвеличила все дела Его – в пример нам, многогрешным, так часто забывающим о благодарности в благополучии своем, как будто не Господь – виновник этого благополучия, а мы сами! Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Огнь от Господа иногда Господь одождив, землю содомскую прежде попали.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

игумен Филипп (Симонов) Песнь 9 Ирмос: Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества. Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь,православно величаем «Обновляет все сотворенные сущности Христос Рожденный несказанно от бессеменного зачатия, нетленный Плод безмужной Матери, Божие Рождение. Зная это, мы все народы, православно величаем Тебя, Матерь Богоневестную», – этим ирмосом завершает Церковь Великий канон. Девятая песнь канона основывается на пророческой песни Захарии, отца Иоанна Предтечи, который жил «во дни Ирода, царя Иудейского, и был священник из Авиевой чреды; женой его была Елисавета, из рода Ааронова, родственница 1706 " Пресвятой Богородицы ( Лк. 1, 36 ) 1707 . «Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» ( Лк. 1, 5–6 ). Эту песнь Захария произнес в духе после того, как разрешился от немоты своей, наложенной на него за то, что не уверовал он словам, которые принес ему от Господа Архангел Гавриил (См.: Лк. 1, 8–25 ), после того, как благая весть, полученная им от Бога, исполнилась и у него, от прежде неплодной Елисаветы (См.: Лк. 1:7, 36 ), родился младенец (См.: Лк. 1, 57–64 ), коему надлежало предварить своею проповедью явление Христово избранному народу. Как гласит Писание, Захария «исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицом Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» ( Лк. 1,67–79 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010