В защиту христианской веры Размышления на избранные места Священного Писания «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя (1 Тим. 4:16).» Будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое (2 Тим. 4:5). Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен (2 Тим. 3:13—14). «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:15).» Между Царством Божиим на земле и царством сатаны — постоянная борьба. Царство Божие на земле — Церковь Христова Православная. Всякий, кто борется с Церковью Божией, в той или иной степени работает против Бога, за господство сатаны на земле. Конечно, для сатаны и царства его борьба с Богом и с Церковью кончится полным поражением (1 Кор. 15:24—27). Но здесь, на земле, по Божиему попущению сатане дана возможность мучить и всячески вредить слугам Христовым. И сатана со своим царством именно жалит рабов Божиих скорбями, болезнями, а иногда убивает их... Но победить последователей Спасителя сатана не может, если они постоянно держатся своего Господа. Христианину нужно постоянно помнить про козни сатаны и удары его, иногда очень тяжкие. Не унывать, а благодушно переносить их, всю надежду свою возложить на Бога! «У дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним (Быт. 4:7).» Для христианина вся жизнь земная есть борьба с грехом, именно борьба, а не подчинение греху. С помощью Божией благодати ученик Христов побеждает грех. А если случится ему поскользнуться в этой работе, — по преданию или самонадеянности, — он спешит к таинству покаяния и в нем очищается от грехов своих... А у безбожника нет борьбы с грехом; невер отдается в полное подчинение греху, он — раб греха... В безбожии именно рабство духовное, а в христианской вере — свобода духовная.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

В коранической истории Марии очень много разного рода неточностей, что требует дальнейших исследований. Для начала следует заметить, что Марию спутали с пророком Илией, который затворился в одиночестве, и вороны приносили ему хлеб и мясо ( 1Цар.17:6 ). Тем не менее именно имя матери Марии Анны указывает на то, откуда первые составители этой истории взяли исходный материал. Много веков назад Анна действительно молила Бога о ребенке, обещая посвятить его Богу ( 1Цар.1:11 ). Она была матерью Самуила, который после своего рождения был вверен Богу в служители ( 1Цар.1:28 ), и именно Самуил помазал царя Давида на царствование в Израиле. Понятно, откуда в Коране появилась эта история, но вот как возникли хронологические ошибки? Ответ можно найти в другом отрывке: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. ( Лк.2:36-37 ) Теперь ясно и то, откуда взялась хронологическая ошибка. На сцене вновь появляется женщина с еврейским именем Анна, но это уже именно та женщина, которая не покидала храма, пребывая в молитве и посте день и ночь. Марию, очевидно, спутали не только с Илией и Анной, матерью Самуила, но также и с Анной пророчицей. Дальше прослеживается еще одна аналогия – между восхвалениями Анны и Марии после того, как они были осчастливлены зачатием своих сыновей силой Бога. Оба восхваления начинаются выражениями прославления в адрес Бога, который низложил сильных с престола и вознес смиренных, алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем ( 1Цар.2:1-5 ; Лк.1:46-53 ). Проницательный читатель немедленно поймет, что Анна была моделью Марии, точно так же, как ее сын Самуил был моделью Иисуса Христа, сына Марии. Однако некоторые менее внимательные умы перепутали две истории и соединили их в одну, смешав двух Анн из Ветхого и Нового Завета, добавив хронологическую ошибку из жизни Илии, тем самым создав удивительную историю исключительно апокрифического характера. Но самое интересное заключается в том, что ее основные положения нашли пристанище в Коране с претензией на истинность. Нет никаких сомнений в том, что Мухаммад зависел от легенд прошлого и не мог отличить библейскую истину от апокрифических мифов.

http://azbyka.ru/koran-svyashhennaya-kni...

Во-вторых, чтобы объявить о присутствии в человеке Бога посредством благодати Святого Духа, так что когда человек соделывает нечто божественное, мы можем допускать, что Бог пребывает в Нем Своей благодатью. В связи с этим [Писание] говорит: «Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса» ( Гал. 3, 5 ). Но то и другое было сообщено людям о Христе, а именно и то, что Бог пребывал в Нем благодатью, причем не принятия, а соединения, и то, что Его сверхъестественное учение было от Бога. Поэтому Ему в высшей степени приличествовало соделывать чудеса. В связи с этим Сам Он говорит: «Когда не верите Мне, верьте делам Моим» ( Ин. 10, 38 ); и еще: «Дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии... свидетельствуют о Мне " ( Ин. 5, 36 ). Ответ на возражение 1 . По мнению Златоуста, слова: «Знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы», следует понимать так, что «им не дастся то знамение, которое они ожидают, а именно – с небес», а не так, что Он не дал им никакого знамения вообще. А еще, возможно, так, что «Он соделывал знамения не ради тех, о которых Он знал, что они только ожесточат их, но ради исправления других» 176 . Поэтому знамения давались не им, а другим. Ответ на возражение 2. Хотя Христос явился в «немощи» плоти, что было обнаружено в Страстях, тем не менее, Он явился также и в «силе Божией» ( 2Кор. 13, 4 ), и это должно было быть обнаружено в чудесах. Ответ на возражение 3. Чудеса уменьшают заслугу веры постольку поскольку обнаруживают заскорузлость сердец тех, кто не желает верить сказанному в Священном Писании дотоле, доколе это не будет подтверждено чудесами. Однако гораздо лучше быть обращенным к вере посредством чудес, чем не быть обращенным к вере вообще, в связи с чем читаем, что знамения даются «для неверующих» ( 1Кор. 14, 22 ), а именно для того, чтобы те были обращены к вере. Раздел 2. Соделывал ли Христос чудеса посредством божественной силы? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Христос не соделывал чудеса посредством божественной силы. Действительно, божественная сила всемогуща. Но дело представляется так, что Христос не был всемогущим при соделывании чудес, поскольку читаем, что Он «не мог совершить там», то есть в Своем отечестве, «никакого чуда» ( Мк. 6, 5 ). Следовательно, похоже, что Он не соделывал чудеса посредством божественной силы.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Возражение 7. Далее, чем настоятельнее потребность в суждении, тем легче оно должно быть получено. Поэтому представляется недолжным, что Закон предписывает им идти в установленное место и просить там вынести суждение о затруднительных вопросах (Вт. 17, 8, 9). Возражение 8. Далее, бывает, что не только двое, но трое и даже большее количество людей решается на лжесвидетельство. Поэтому сказанное о том, что «при словах двух свидетелей или при словах трех свидетелей состоится всякое дело» (Вт. 19, 15), представляется необоснованным. Возражение 9. Далее, наказание должно быть адекватным серьезности преступления, по каковой причине сказано: «Смотря по вине его, по счету» (Вт. 25, 2). Тем не менее, за некоторые преступления Закон установил неадекватные наказания; так, [в Писании] сказано, что вор «пять волов заплатит за вола, и четыре овцы – за овцу» ( Исх. 22, 1 ). Кроме того, за некоторые небольшие преступления наказывали излишне строго; так, человека, собиравшего дрова в день субботы, побили камнями ( Чис. 15, 32–36 ), и точно так же было предписано поступать с непокорным сыном, причем не за столь уж и страшные преступления, а именно потому, что «он буен... и пьяница» (Вт. 21, 18–21). Следовательно, Закон установил наказания не лучшим образом. Возражение 10. Далее, у Августина читаем следующее: «Туллий пишет, что в законах указываются восемь родов наказаний, а именно: штраф, тюрьма, телесное наказание, возмездие, лишение чести, ссылка, смерть, рабство» 194 . Затем, некоторые из этих наказаний были предписаны Законом. «Штраф», когда вор был обязан вернуть похищенное в четырехкратном или пятикратном размере. «Тюрьма», когда предписано было брать провинившегося под стражу ( Чис. 15, 34 ). «Телесные наказания», когда читаем: «Если виновный достоин будет побоев, то судья пусть прикажет положить его и бить при себе» (Вт. 25, 2). «Лишать чести» было предписано того, кто отказывался жениться на вдове умершего брата, поскольку она должна была снять «сапог его с ноги его» и плюнуть «ему в лицо» (Вт. 25, 9). Существовало также и наказание «смертью», как это явствует из следующих слов [Писания]: «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» ( Лев. 20, 9 ). А ещё Закон признавал «закон возмездия», поскольку наказал: «(лаз – за глаз, зуб – за зуб» ( Исх. 21, 24 ). Поэтому представляется неразумным, что в Законе не упомянуты два оставшиеся наказания, а именно «ссылка» и «рабство».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Глава 55. Обилие даров благодати в церкви Христа Спасителя. Непреложность обетований о спасении 1. Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. (Жаждущии идите на воду, и елицы не имате сребра, шедше купите, и ядите (и пийте) без сребра и цены вино и тук). Некогда, при путешествии по пустыне Аравийской, еврейский народ смертельно томился жаждой и голодом: и Господь, Избавитель его из рабства, чудодейственно даровал ему неиссякаемое обилие воды и неистощимое множество мяса. Народ употреблял то и другое даром, без всякой цены – платы. Так и впоследствии, в Новом Завете, Господь дарует Своему народу обилие благ, существенных для жизни и лучших по качеству. Через Пророка Господь и призывает верующих к принятию этих благ. Речь пророка образная. Вода, вино и тук (лучший плод пшеницы) подаются верующим как дары благодати Нового Завета (ст.3). В новозаветной Церкви, верующие, под образом воды, в таинстве крещения, принимают дар благодати возрождающей; а под видом вина и тука (в смысле тучной или лучшей пшеницы), в таинстве Евхаристии, принимают кровь и плоть Христа, как дары благодати освящающей. И такие драгоценнейшие дары жизни верующие получают именно без цены серебра в неоскудевающем изобилии. К принятию именно этих даров Святого Духа, впоследствии призывал верующих и Сам Христос Спаситель. Именно, однажды, в последний день праздника Кущей, находясь в Иерусалиме, Он обратился ко всему народу и воззвал: «Кто жаждет, да приидет ко Мне и да пиет!...» Это Он сказал о Святом Духе, дары Которого имели принимать верующие во имя Его ( Иоан.7:2,37–39 ). 2–4. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. (Вскую цените серебро не в хлебы, и труд ваш не в сытость? Послушайте Мене, и снесте благая, и насладится во благих душа ваша. Внемлите ушима вашима и последуйте путем Моим: послушайте Мене, и жива будет во благих душа ваша, и завещаю вам завет вечен, преподобная Давидова верная. Се, свидетельство во языцех дах его, князя и повелителя языком).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами (Лк 4:16–21). Именно с этого момента начинается проповедь Христа. 24 Быть может, эта цитата не вполне корректна, так как относится не к началу служения Христа, а к Его стоянию перед Пилатом. Но весь Евангельский контекст говорит именно о изначальном неприятии царства от мира сего нашим Господом и о надмирном понимании им Своей миссии. Об этом красноречиво свидетельствует Христов выбор на горе искушений непосредственно перед выходом Его на проповедь. Все три вопроса, предложенные Ему диаволом, Сын Человеческий категорически отвергает именно потому, что они предлагают выбор мира сего (Мф 4:1–11; Лк 4:1–13). (См. об этом: Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. Гл. “Великий Инквизитор”, а также Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. М., 1994. Т. 2. С. 124–140, где в своем произведении “Миросозерцание Достоевского” в VIII главе (Великий Инквизитор. Богочеловек и человекобог) философ проводит подробный анализ соответствующей главы произведения великого русского писателя.) 25 Известно, что Христовы страдания по времени накладываются на празднование иудеями ветхозаветной Пасхи, которая была установлена в воспоминание исхода евреев из Египта. За двенадцать с половиной веков до Евангельских событий ангел-губитель прошел мимо домов, косяки которых по указанию Моисея были помазаны жертвенной кровью пасхального агнца, забрав из всех остальных домов (естественно, не еврейских, а египетских) первенцев. Отсюда возможное истолкование слова Пасха (Пейсах) — прохожу мимо. Какой ужасный переворот — народ проходит мимо обетованного Спасителя.

http://pravmir.ru/seyte-razumnoe-dobroe-...

«Исаак изобилует славой, потому что он родился как награда отцу его Аврааму, величайшему и неподражаемому мужу. И это, право, не удивительно, поскольку он (т.е. Исаак – О.С .) был прообразом рождения и страсти Господа… Итак, самим своим именем он прообразует милость, ибо Исаак в переводе означает смех, а смех – это признак радости. Кто же не знает, что он – это радость всех, который, сдержав страх ужасной смерти и отринув скорбь, сделался для всех отпущением грехов? Итак, один именовался (т. е. Исаак – О.С. ), а другой обозначался (т. е. Христос – О.С. ), один изображался (т. е. Исаак как икона Христа – О.С. ), а другой возвещался (т. е. Сам Христос – О.С. )» . И обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог (Быт. 21, 4). – Исаак – это первый человек, который был обрезан по Закону Божьему, то есть именно в восьмой день , как и сказано в Законе Божьем (Лев. 12, 3). Потому что Аврааму было, когда он был обрезан, 99 лет, Измаил был обрезан в 13 лет, а Исаак именно по закону был обрезан на восьмой день, как и положено, как и Господь наш Иисус Христос был обрезан на восьмой день после Рождества. Причем наречение имени всегда совершалось именно при обрезании, как и читаем: когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус (Лук. 2, 21). – Подобно тому и в христианской традиции имя нарекается в таинстве Крещения, которое и предвосхищал обряд обрезания; обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым (Кол. 2, 11). – Поэтому вопрос о крещении младенцев не вызывает сомнения, а все возражения на этот счет выглядят библейски необоснованными и легкомысленно праздными. Рождение Исаака Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется (Быт. 21, 5–6). Действительно, это у многих людей вызывало улыбку, что девяностолетняя женщина родила сына (зачав от 99-летнего старца), – вот сейчас опять кто-то захихикал , – но вы ничего не нарушили, потому что пророчество есть, что будут смеяться. Что делать? Действительно, когда люди слышат об этом случае, они улыбаются и даже смеются.

http://pravoslavie.ru/109223.html

Истинным светом, " Который просвещает всякого человека, приходящего в мир " (Ин 1, 9), стал Христос. Этот Свет мы должны узреть и принять, ибо только тогда он может сделать нас " чадами Божиими, которые … от Бога родились " (Ин 1, 12-13). Слово, Которое было у Бога и Которое было Богом (ср. Ин 1, 1), должно сотворить Богу новый народ, Ему посвященный. Это Слово призвано собрать разобщенных детей у Отца, поэтому Оно было явлено не сильным мира сего, а простым, бедным, презренным пастухам. Таким образом, уже в момент пришествия в мир Спасителя была явлена Его миссия – " спасти погибшее " (Лк 19, 11). Он должен стать Пастырем Нового Народа, чтобы эти малые, презренные грешники могли стать возлюбленными чадами Бога. Поэтому среди них и рождается Сын Божий, и им первым была объявлена тайна Божия: " Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель " (Лк 1, 11). Рождество Христово в Вифлеемской пещере напоминает, что именно грешники и малые мира сего являются возлюбленными чадами Божиими. Оставив свое стадо, они спешат на встречу со Спасителем (ср. Лк 2, 15), за что Господь вознаграждает их благодатью лицезреть Его. После Марии и Иосифа именно они стали первыми, кто мог созерцать величайшую тайну нашей веры – Боговоплощение, ибо " Слово стало плотью, и обитало с нами " (Ин 1, 14). Согласно традиции пастухи часто пребывали в пещере, где родился Христос, искали там убежища и отдыха. Это была их обитель, в которой среди нищеты и убожества пришел в мир Спаситель, ставший одним из них. В убожестве и нищете пастухам была дана благодать лицезреть " бессилие " Всемогущего. Они " видели славу Его, славу, как Единородного от Отца " (Ин 1, 14). Одаренные этой благодатью, именно они стали первыми вестниками столь радостного события: " Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи " (Лк 2, 17-18). III. Немощь как вызов Встреча человека с Богом в Вифлееме беспрецедентна, ибо в ней выражено величайшее смирение Бога. Чтобы спасать бедного, Бог становится бедным и обнаженным, малым и беспомощным, но, тем не менее, Светом, Жизнью и Силой, способной преобразить весь мир.

http://religare.ru/2_24324.html

Итак, является ли православный Царь тем удерживающим, о котором писал апостол? Первоначально приведем сами слова Священного Писания: «День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею... Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время; ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2, 3-8). Итак, мы видим из рассмотрения самого текста, что удерживающий настолько мощен, что может сдерживать натиск мирового зла, а с другой стороны, заметим, что апостол не дает нам возможности втиснуть какое-либо значительное время между взятием удерживающего от среды и явлением антихриста. Если мы примем мнение, что удерживающий - именно православный Царь, тогда мы встаем перед рядом проблем. Как мог сдерживать разгул мирового зла царь Константинополя на закате Византии, когда его владения ограничивались лишь пределами города и окрестностей? Почему прошло уже более восьмидесяти лет со дня убийства последнего православного Императора, а антихрист еще не пришел? Где был удерживающий в первые три века христианства (а ведь именно тогда о нем упоминает апостол Павел)? Но посмотрим, как понимали эти стихи апостольского послания святые Отцы. Для начала развеем заблуждение, возникшее благодаря сочинениям архиепископа Аверкия (Таушева) и архимандрита Константина (Зайцева), что все святые Отцы якобы учили, что удерживающий - именно православный миропомазанный Царь. Напротив, нет ни одногоОтца Церкви, который учил бы так, и это толкование вовсе не известно Древней Церкви. Святые отцы дали три вида толкований этого места. Первое толкование говорит, что удерживающим является Римская империя, боязнь могущества которой не дает воцариться последнему узурпатору-антихристу. Это толкование восходит к видению пророка Даниила.

http://ruskline.ru/analitika/2015/12/20/...

Кто такой «удерживающий», о котором говорил апостол Павел Теперь коснемся вопроса, является ли православный царь тем Удерживающим, о котором писал апостол. Первоначально приведем сами слова священного Писания: «День тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею… Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды Удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» ( 2 Фес.2:3–8 ). Итак, мы видим из рассмотрения самого текста, что «Удерживающий» настолько мощен, что может сдерживать натиск МИРОВОГО зла, а с другой стороны, мы заметим, что апостол не дает нам возможности втиснуть какое–либо значительное время между взятием Удерживающего и явлением антихриста. Если мы примем мнение, что Удерживающий – именно православный царь, тогда мы встаем пред рядом проблем. Как мог сдерживать разгул мирового зла царь Константинополя на закате Византии, когда его владения ограничивались лишь пределами города и окрестностей? Почему прошло уже более 80 лет со дня убийства последнего православного императора, а антихрист еще не пришел? Где был Удерживающий в первые три века христианства, а ведь именно тогда его упоминает апостол Павел? Но посмотрим, как понимали эти стихи Трубы Духа, Святые Отцы. Для начала развеем заблуждение, возникшее благодаря сочинениям архиеп. Аверкия (Таушева) и арх. Константина (Зайцева), что все Святые Отцы учили, что Удерживающий – именно Православный миропомазанный царь. Напротив, нет ни одного Отца Церкви, который учил бы так, и это толкование вовсе неизвестно древней Церкви. Святые Отцы дали три группы толкований этого места. Первые говорили, что Удерживающим является Римская империя, боязнь могущества которой не дает воцариться последнему узурпатору.

http://azbyka.ru/apokalipsis/iskusheniya...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010