Бердяев, Миросозерцание Достоевского, стр. 178. 1135 Подробнее см. в моей книге «Русские мыслители и Европа» (гл. IX). 1136 См. об этом замечательную книгу П. И. Новгородцева; Об общественном идеале (3–е изд. Берлин 1921). 1137 Я имею в виду построения С. Булгакова. 1138 Наиболее полную биографию Леонтьева, читатель найдет в книге Бердяева Л. Н. Леонтьев, Paris, 1926. Со времени появления книги Бердяева новых биографических материалов, насколько мне известно, опубликовано не было, — кроме очень ценной автобиографии Леонтьева («Моя литературная судьба». Литературное Наследство. Москва 1935, т, 22–24, стр. 427–496). Кроме книги Бердяева, см. Леонтьев Страницы воспоминаний (изд. 1922), сборник под заглавием «К. Н. Леонтьев», где есть статья Коноплянцева, посвященная биографии Леонтьева. Там же напечатана замечательная статья о нем В. В. Розанова («Неузнанный феномен»). Существует (судя по указанию в «Литературном Наследстве», стр. 472, примеч. 3), неизданная, составленная самим Леонтьевым биография («Хронология моей жизни»). Сочинения Леонтьева вышли в 9 томах (1913–1914), 10–й том был уже готов к печати, но начавшаяся, война, приостановила все издание. Письма Леонтьева еще не изданы полностью, насколько мне известно (см. библиографию в книге Бердяева и в книге Аггеева «Христианство и его отношение к благоустроению земной жизни». Опыт критического изучения и богословской оценки учения К. Н. Леонтьева). Для оценки Леонтьева, см. статью С. Булгакова «Победитель — побежденный». (Сборник «Тихие думы» 1918). См. еще о. Фудель, Леонтьев и Вл. Соловьев (Русская Мысль, 1817 Х1–Х11), статью Л. А. Зандера «Учение Леонтьева о прогрессе» (оттиск из журнала «Восточное Обозрение» за 1921 г.), Massaryk. Ор. cit., В. П, стр. 209–221, Флоровский, Ор. cit., стр. 300–308, см. мою книгу «Русские мыслители и Европа» гл. VI. Статьи С. Трубецкого «Разочарованный славянофил». (Собр. соч., т. 1, стр. 173–312) и П. Милюкова «Разложение славянофильства». (Сборник «Из истории русской интеллигенции», а также в «Вопросах Филос. и Психол.» 1896, т. XVIII, стр. 46–97), дают очень мало для правильной оценки Леонтьева. 1139

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

I, 284—302. 22 «Свет Невечерний», стр. 223. Москва, 1917, книгоизд. «Путь». 23 «Философия хозяйства», Москва, 1912, с. 146, книгоизд. «Путь». 24 Там же, 149—150. 25 Там же, 150. 26 «Свет Невечерний», 212. 27 «Философия хозяйства», 122. 28 Ср. его «Философию хозяйства», стр. 146, где как раз учение о «нарушении изначального единства Софии» прямо опирается на обширную цитату из Шеллинга. 29 «Свет Невечерний», 215. 30 Такие посредствующие существа, чуждые божественной полноте и потому не могущие заполнить пропасть между нею и тварью, характерны для учений гностических, не победивших в себе дуализма. 31 Ср. о. Павел Флоренский, «Столп утверждение Истины», стр. 384—385,388—396. 32 Обманчивый, как луна. 33 Не даром в Евангелии самые приступы беснования приурочены к новолуниям (Матф., XVII, 15). 34 См. мои «Метафизические предположения познания», с. 324—325. 35 «История и будущность теократии» (П. С. I изд.), 304. 36 См., напр., известный рассказ Мотовилова о беседе его с преподобным Серафимом. 37 См. выше, стр. 267. 38 Выражение высокопреосвящ. Антония, митрополита Харьковского: «Догмат искупления» (Сергиев посад, 1917, с. 41). 39 Ibid. 40 В частности, выводят за пределы научного опыта все те космографические теории, которые решаются утверждать (или отрицать) бесконечное продолжение вселенной или бесконечное действие во времени известных нам из опыта законов природы. 41 Это — как раз то понимание временной жизни, которое выражается в известной евангельской притче, где суд Божий удерживает руку жнецов до полного созревания посева. 42 По–видимому, третьим исключением является Богоматерь, величаемая нашим церковным богослужением как Всенепорочная — притом по тем же основаниям, как и Христос: ибо в лице Христа она зачинает новый человеческий род. 43 «Столп и утверждение истины». Москва, 1914 (Книгоизд. «Путь»), стр. 65. 44 Там же, 489,. 45 Там же, 67. 46 «Смысл этого пари, всегда себе равный, — несомненен: стоит верное ничто обменить на неверную бесконечность, тем более, что в последней меняющий может снова получить свое ничто, но уже как нечто: однако если для отвлеченной мысли выгодность такого обмена ясна сразу, то перевесть эту мысль в область конкретной душевной жизни удается не сразу» и т. д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=784...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИСИМОВ Юлиан Павлович (9.06.1886, Москва - 11.05.1940, там же), поэт, переводчик, искусствовед. Из дворянской семьи, крещен в Елоховском Богоявленском соборе . Получил начальное домашнее образование, затем окончил 6 классов московской гимназии. В 1907 г. посетил Париж и Геную, в 1909-1910 гг. в Париже занимался живописью и скульптурой, слушал лекции в Сорбонне. В 1910 г. поступил в Строгановское художественно-промышленное уч-ще, к-рое не окончил из-за болезни (туберкулез). А. симпатизировал эсерам, в 1907, 1910 и 1911 гг. подвергался обыскам и арестам за революционную деятельность. В 1911 г. женился на В. О. Станевич (1890-1967), поэтессе, переводчице. В кон. 1900-х гг. А. участвовал в литературно-артистическом кружке «Сердарда» (С. Н. Дурылин , К. Г. Локс, Б. Л. Пастернак , Б. А. Садовской и др.), входил в круг поэтов при изд-ве «Мусагет». Первая его публикация - «Стихи мои, нежные гости…» (Современник. 1912. 7). А. был одним из учредителей поэтического объединения и изд-ва «Лирика» (Н. Н. Асеев, С. П. Бобров, Пастернак, Дурылин и др.), в одноименном сборнике, выпущенном объединением в 1913 г., было опубликовано неск. стихотворений А. Стихотворения первой кн. А. «Обитель» (1913) полны образов, несущих в себе искренность и непосредственность религ. мироощущения (образы «воцерковленной» природы: «голубая лампадка - роса», «облачный клир»). «Внутреннюю жизнь» кн. «Обитель», по выражению Дурылина, составляет духовное смирение, «религиозное приятие меча слез как бесценного и радостного Божьего дара» (О лирическом волнении//Труды и дни. 1913. 1-2. С. 114). Асеев высоко оценил простоту поэтики А.: «Верой спокойной и ясной веет от этих чистых стихов» (РГАЛИ. Ф. 2554. Оп. 2. Д. 697. Л. 2 об.). Религ. мотивы А. во многом вторичны (перепевы А. А. Блока , подражания народным поэтам). Если Дурылин и Эллис (Vigilemus! М., 1914) воспринимали творчество А. в русле традиции духовной поэзии, то для др. современников поэзия А. была предметом насмешки ( Брюсов . С. 408). В 1913 г. по совету Пастернака А. перевел «Книгу часов» Р. М. Рильке.

http://pravenc.ru/text/115518.html

Дневник, мин. иностр. дел за 1915 и 16 гг. Красн. Арх. ΧΧΧI-ΧΧΧΙI. Дубенский. Как произошел переворот в России. Записки дневники. Русск. Летоп. III. Париж, 1922г. Жанен. Воспоминания. «Monde Slave». Жевахов. Воспоминания. Мюнхен, 1923г. За кулисами царизма. (Архив Бадмаева). Ред. Семенников. Гос. Изд. 1925г. Завадский. На великом изломе. Арх. Рус. Рев. VIII. Записки «германского крон-принца». Госуд. Изд. 1923 г. Записки составл. в кружке Римского-Корсакова. Арх. Рус. Рев. V (перепечатано из книги Блока). Заславский. Протопопов. Былое, 23. Занер. Константинополь и проливы. Кр. Арх. VI–VII. Капнист. Перед крушением империи «Возрождение», 30г. 2858. Каррик. Война – революция. (Записки 1914–17 гг.). Гол. Мин. 1918г. Керенский. La Révolution russe. (1917). Париж, 1928г. La Vérité sur le massacre des Romanov. Предисл. Пёрса. Париж, 1936г. Кирсановский. История русской армии. Белград, 1938г. Козловский. Русская революция и независимость Польши. Париж, 1922г. Коковцев. Из моего прошлого. Париж, 1933г. Константинополь и проливы. По секретным данным б. мин. ин. дел. Под ред. Адамова. Москва, 1926г. Константин Николаевич, вел. кн. Дневники. Кр. Арх. X. Константин Константинович, вел. кн. Дневники. Кр. Арх. XLV. Конференция союзников в Петрограде в 1917г. Ред. Мартынов. Кр. Арх. XX. Ксидиас. L’intervention frangaise en Russie. Paris, 1927. Курлов. Гибель Императорской России. Берлин, 1923г. Куропаткин. Дневники. Кр. Арх. XXXIV. Легра. Mémoires de Russie. Париж, 1921г. Лемке. 250 дней в Царской Ставке. 1920г. Ленин. Империализм, как новейший оплот капитализма. М., 1925г. Les Alliés contre La Russie Préface P. Margueritte. Париж, 1926г. Лисовский. Лагерь Ля Куртин. Арх. Рус. Рев. XVII. Лукин. Не состоявшееся назначение. «Посл. Нов.» 33г. 4421 и 4438. Смена верховного. «Посл. Нов.» 33г. 4542 и 4549. Людендорф. Souvenirs de guerre. Париж, 1924. (Meine Kriegserinnerungen). Маклаков. В. Некоторые дополнения к воспоминаниям Пуришкевича и кн. Юсупова об убийстве Распутина. «Сов. Зап.» кн. XXXIV.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

105. К. Арсеньев. Новейшие произведения Салтыкова. — BE, 1888, с. 361. 106. Уничтожающая характеристика «читателя-ненавистника» имела о виду, конечно, Каткова и руководимую им «торжествующую прессу». 107. К. Победоносцев. Печать. — «Московский сборник». М., 1896, с. 60–61. 108. Характерно, что новыми формами злободневного репортажа, фельетонного жанра вынуждена была овладевать и такая серьезная, «профессорская» газета, как «Русские ведомости» (см. прим. к с. 220). 109. К. Победоносцев. Печать. — Московский сборник М., 1896, с. 57. 110. М. вед., 1886, 10 декабря, 111. «Критические опыты Н. К. Михайловского. II. Щедрин», с. 97. 112. А. М. Скабичевский. Беллетристы-публицисты. М. Е. Салтыков-Щедрин. — «Новости», 1889, 113. Цифры в скобках обозначают последовательность первоначальной публикации глав. 114. По цензурным соображениям вместо этюда «Газетчик» в журнале приведено лишь его заглавие и четыре ряда точек. Впервые он напечатан в Изд. 1887. 115. Это объясняется тем, что каждая из них рассматривалась Салтыковым как самостоятельная глава цикла (см. письма Салтыкова к Соболевскому этого периода). 116. Р. вед., 1886, 17 и 31 августа. 117. В. Е. Евгеньев-Максимов. Из прошлого русской журналистики. Л., 1930, с. 74–77. 118. Имеется в виду «Внутреннее обозрение», значительная часть которого посвящена отчету крестьянского поземельного банка. 119. Некоторые из вариантов впервые опубликованы В. П. Кранихфельдом в статье «Литераторы и читатели. (По неизданным рукописям Щедрина)». — «Утро юга», 1914, 27 апреля, 120. Часть вариантов этюда «Газетчик» впервые опубликована В. П. Кранихфельдом в статье «Литераторы и читатели. (По неизданным рукописям Щедрина)». — «Утро юга», 1914, 27 апреля, Тематические страницы — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://predanie.ru/book/220975-melochi-z...

Важнейшие анафематизмы св. Кирилла (на стр. 42–43) наверное, списаны из догматики еп. Сильвестра, § 90, т. 4. стр. 83, так как греческие слова в русском тексте приведены те же, что и у Сильвестра. Слова Евтихия на 44 стр. по-русски и по-гречески взяты у Лебедева. Вселенские соборы, стр. 199. От себя о. Малиновский привносит лишь несколько опечаток в греческих словах. У Лебедева же на стр. 266–267 взято (на стр. 45–46) вероопределение четвёртого вселенского собора с несколькими словами, в которые опять о. Малиновский не преминул внести достаточное количество опечаток. О монофелитстве целая 47 стр. буквально списана с Лебедева. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков. Изд. 2. Москва 1897, стр. 73 и 74. Отсюда же (стр. 84 прим. 1) взято и указание на сочинение Галина во 2 прим. на стр. 47–48. Книги, из которых сделаны буквальные заимствования, лишь перечислены в качестве «литературы» в начале параграфа (стр. 27 прим. 1), но цитат на них не делается, так что скрывается степень зависимости от пособий. На стр. же 52 есть выписка и из неуказанной вначале этого же параграфа книги свящ. М. Златоверховникова. Учение Господа Иисуса Христа о Себе, как Мессии и Сыне Божием. Чернигов 1876, стр. 5. Конец параграфа наполнен краткими речами о школах тюбингенской и ричлианской. Здесь автор преимущественно основывается на труде проф. прот. Н. Я. Светлова – Хри- —624— стианское вероучение в апологетическом изложении, т. 2-й. (У меня новейшее издание, у автора же прежнее). Речь прот. Малиновского иногда близка к речи прот. Светлова, а иногда и тождественна с ней. Срвн. стр. Малиновского 53 с II, 580 и 589 Светлова, 54 и примеч. 2 с II, 579 и 591 прим., 55 с II, 580, 56 с II, 581 и 600, 58 с II, 737 и 738, 59 с II, 739. Но особенно замечательно вот что: на стр. 54–59 о. Малиновский очень щедр на разные указания «литературы», книг и статей. Эти указания в изобилии даются на каждой странице, кроме 56, но хоть какого-нибудь указания на сочинение прот. Светлова мне так и не удалось открыть. § 75. Господь И. Христос есть истинный Бог по естеству, как Сын Божий (стр. 60–78).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Берлинского Университета A. Harnack публично выразил свое сожаление по поводу того, что даже на немецком языке до сих пор не появилось вполне достойного своего предмета ученого исследования об этом рассматриваемом нами творении Августина (DG). – Не существует также и русского перевода «De Trinitate» бл. Августина, как, впрочем, большинства и других сочинений Иппонского богослова, имеющих ближайшее отношение к его учению о Св. Троице. Что касается русского перевода творений блаж. Августина вообще, то нужно сказать, что он и доднесь обнимает собою только весьма незначительную, поистине ничтожную, часть всего обширного состава литературной производительности нашего знаменитого западнохристианского писателя-богослова, справедливо почитаемого одним из плодовитейших представителей мировой литературы. Названный отечественный перевод, везде нами цитуемый, параллельно с изданием Migne " я, в подстрочных примечаниях настоящей диссертации, предпринят Киевской Духовной Академией (с 1880 г.) и к данному времени представлен одиннадцатью частями или книгами. («Библиотека творений св. отцов и учителей церквей западных»). Есть на русском язык и более ранние переводы некоторых отдельных сочинений бл. Августина (напр., его «Исповеди», «0 христианской науке», нескольких проповедей, писем и проч. Академический перевод означенных творений имеется ныне во 2-ом изд., а «Исповедь» переиздавалась даже неск. раз: 3-е изд. Киев, 1914; Москва, 1914). – Нельзя, однако, не заметить здесь о большинстве этих переводов, что проверка, или новое редактирование их, по крайней мере, в некоторых их частях, было бы делом далеко не излишним. Таковы, напр., а) Проспер Аквитанский, после 455 г.): Sententiarum ex operibus s. Augustini delibatarum lib….. (из 392-х положений) – Migne, Patrol, curs, compl., s. 1., t. 51, col. 427–496. Epigrammatum ex sententiis Augustini liber unus – col. 497–532. О нем см. Herzog-Hauck. Real-Encyklopädie für protestantische Theologie und Kirche. Aufl. 3. Bd XVI, Ss. 123–127. Art.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Таким храмом был, очевидно, лежавший вблизи ниппурский храм Энлиля. Сообщаются крупные цифры пожертвований от Исаков (патеси) разных городов; они выражаются в сотнях голов. См. Thureau-Dangin, La trouvaille de Drehem. Revue d " Assyriologie. VII. Genouillac, Tablettes de Drehem (из Лувра). 1911. La trouvaille de Drehem (из Константинопольского и Брюссельского музеев). 1911. Langdon, Tablets from the Archives of Drehem, 1911. Документы относятся уже к эпохе царей Ура. Общий обзор истории периода. Leonard W. King, A history of Sumer and Akkad. Lond., 1910. В 1916 г. появилось 2-е издание. Более важные статьи: Heuzey, Une villa royale chaldeenne. Par., 1900. Heuzey et Тнигеаи- Dangin, Restitution materielle de la stele des Vautours. Par., 1909. Heuzey, Musique Chaldeenne. Rev. d " Assyriol. IX. Pancritius, Der kriegsgeschichtliche Wert der Geirstele-Mtmnon II (дает свое объяснение предполагаемой «фаланге»). М. В. Никольский , О сомнительных древностях. Древности восточные, I, 1, 118–125. Н. П. Лихачев, Древнейшая сфрагистика. Спб., 1906. Его же, Древнейшие буллы и печати Ширпурлы. Спб., 1907. По поводу этого последнего издания считаем нелишним заметить, что в нем Н. П. Лихачеву принадлежит описание булл собственной прекрасной коллекции, а разбор текстов на них сделан М. В. Никольским. Это мы делаем в виду того, что в большинстве иностранных трудов (напр., у King " a, p. 173, у Genouillac " a и др.), по странному недоразумению, повторяется легенда «о сокровищах Петербургского Эрмитажа, изданных Лихачевым». Несколько важных документов этого собрания издано В. К. Шилейко, Вотивные надписи шумерийских правителей. Пгр., 1915. Во введении дается весьма ценный очерк истории Вавилонии до Хаммурапи на основании -самостоятельных изысканий автора. См. его же статьи «Вавилония» и «Клинопись» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (2 изд.), также Notes presargoniques в Revue d " Assyriologie, XI (1914) и его статью в сборнике, посвященном Мальмбергу (Москва, 1917). И. Мещанинов, Эламские древности.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Оцуп Николай Авдеевич Родился 23 октября 1894 г. в Царском Селе в семье придворного фотографа. Окончил Царскосельский лицей. В 1913 г. уехал в Париж. Учился в Сорбонне, слушал лекции философа А. Бергсона. В августе 1914 г. вернулся в Санкт-Петербург. Был зачислен на историко филологический факультет Петербургского университета. Во время Первой мировой войны в действующей армии. В начале 1920-х гг. сотрудничал в организованном Горьким издательстве «Всемирная литература». Был, наряду с Н. С. Гумилевым и М. Лозинским, одним из создателей Нового цеха поэтов. С 1922 г. в эмиграции. В начале Второй мировой войны записался добровольцем во французскую армию, около двух лет находился в плену, совершил два побега из концлагерей и с 1943 г. Принимал активное участие в итальянском Сопротивлении. По окончании войны преподавал в парижской «Эколь Нормаль», где в 1951 г. им была защищена докторская диссертация, посвященная Н. Гумилеву. Умер в Париже 28 декабря 1958 г. 26 сентября 1958 г. «Очень прошу Вас: пошлите еще один экземпляр Вашей книги моему великому другу – владыке Афанасию, одному из самых духоносных епископов Русской Церкви». (Из письма П. Н. Савицкого). Вот почему, дорогой Владыка, позволяю себе послать Вам одновременно с этими строками мою библейскую драму 240 . Я был бы счастлив, если бы она Вас заинтересовала и вызвала у Вас желание написать о Вашем впечатлении П[етру] Н[иколаевичу] или непосредственно мне. Слова, которыми Вас П[етр] Н[иколаевич] охарактеризовал, глубоко запали мне в душу. Незнакомый Вам, но почитающий в Вас и просвещеннейшего Пастыря и угодного Христу человека. Николай Оцуп (Николаи Авдеевич) Д. 35. Л. 52. Подлинник. Автограф. Читать далее Источник: Письма разных лиц к святителю Афанасию (Сахарову) : в 2 кн./Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [вступ. ст., примеч., подгот. текста О. В. Косик]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2013-2014. (Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви)./Кн. 2: О - Ю. - 2014. - 791 с. : ил., портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Ист.: Дубровин Н. Ф. Отеч. война в письмах современников (1812-1815 гг.). СПб., 1882; Бумаги, относящиеся до Отеч. войны 1812 г./Изд.: П. И. Щукин. М., 1897-1908. 10 ч.; Отеч. война 1812 г.: Мат-лы Военно-ученого архива Гл. штаба. СПб., 1900-1914. Отд. 1. Т. 1-21; 1903. Отд. 2. Т. 1; Харкевич В. И. 1812 г. в дневниках, записках и восп. современников. Вильно, 1900-1907. 4 вып.; Акты, док-ты и мат-лы для полит. и бытовой истории 1812 г./Ред.: К. А. Военский. СПб., 1909-1912. 3 т.; Военский К. А. Отеч. война 1812 г. в записках современников. СПб., 1911; Савёлов Л. М. Московское дворянство в 1812 г. М., 1912; Толычева Т. Рассказы очевидцев о двенадцатом годе. М., 19122; Французы в России: 1812 г. по восп. современников-иностранцев. М., 1912. 3 ч.; М. И. Кутузов: [Док-ты]. М., 1954-1956. Т. 4-5; Внешняя политика России XIX и нач. ХХ в.: Док-ты рос. МИД. М., 1962-1970. Т. 6-7; Листовки Отеч. войны 1812 г. М., 1962; 1812 г.: Воен. дневники. М., 1990; 1812 г.: Воспоминания воинов рус. армии. М., 1991; 1812-1814: Реляции, письма, дневники. М., 1992; Приходское духовенство в Отеч. войне 1812 г./Публ.: С. А. Малышкин, В. И. Цвиркун//Рос. архив: История Отечества в свидетельствах и док-тах XVIII-XX вв. М., 1994. Т. 5. С. 85-96; 1812 г. в восп. современников. М., 1995; Москва и Отеч. война 1812 г./Авт.-сост.: Д. И. Горшков. М., 2011-2012. 2 кн.; «Война перьев»: Офиц. донесения о боевых действиях 1812-1814 гг.: Сб. док-тов/Сост.: А. А. Подмазо и др. СПб., 2014; Дневник полкового священника 41-го егерского полка Евфимия Левитского. М., 2015. Лит.: Ахшарумов Д. И. Описание войны 1812 г. СПб., 1819; Бутурлин Д. П. История нашествия имп. Наполеона на Россию в 1812 г. СПб., 1823-1824. 2 ч.; Михайловский-Данилевский А. И. Описание Отеч. войны в 1812 г. СПб., 1839. 4 ч.; Богданович М. И. История Отеч. войны 1812 г., по достоверным источникам. СПб., 1859-1860. 3 т.; Розанов Н. Павл. История Моск. епарх. управления со времени учреждения Свят. Синода (1721-1821). М., 1871. Ч. 3. Кн. 2; Шильдер Н.

http://pravenc.ru/text/2581703.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010