Мы веруем, что сей Сын, будучи всегда с Отцем, исполнил волю Его о сотворении всего. Яко Той рече и быша; Той повеле, и создашася ( Псал. 148, 5 ). Повелевающий другому повелевает кому нибудь, который, мы уверены, не другой кто есть, как единородный Сын Божий – Бог , Которому Отец говорил: сотворим человека по образу нашему и по подобию ( Быт. 1, 26 ). Главным же образом о Нем говорит Евангелие: вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть ( Иоан. 1, 3 ); и Апостол: Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася ( Кол. 1, 16 ). А это показывает, что Он действительно существует и действует, как Слово и вместе Бог , чрез Которого Отец сотворил все, но не как чрез орудие, и не как чрез знание, не имеющее личного бытия. Поскольку Отец родил Сына, как Силу живую, лично существующую, действующую все во всем; то и Сын не смотрел и присутствовал только, но и действовал при сотворении всего, как написано: бех при Нем устрояя ( Прит. 8, 23 ). Мы говорим, что сей Сын приходил и являлся Аврааму под дубом Мамврийским; Он был один из трех, с которым патриарх беседовал, как с Господом и Судиею, так как Он весь суд получил от Отца ( Иоан. 5, 22 ). О Нем написано: Господь одожди на Содом и Гоморр жупел и огнь от Господа с небесе ( Быт. 19, 24 ). Он-то, исполняя волю Отца, является патриархам и беседует в одних и тех же отделениях и главах Писания, то как Ангел, то как Господь, то как Бог . Нечестиво думать и называть Бога всяческих Ангелом; но Сын есть Ангел Отца, будучи сам Господь и Бог; ибо о Нем написано: велика совета Ангел ( Ис. 9, 6 ); равно как и в других местах, на пример в словах к Аврааму: ныне бо познах, яко боишися ты Бога, и не пощадел еси Сына твоего возлюбленного Мене ради. И нарече Авраам имя месту тому: Господь виде; да рекут днесь: на горе Господь явися ( Быт. 22, 12. 14 ). И в истории Иакова сказано: и рече ми Ангел Божий во сне: Иакове. Аз же рех: что есть? И рече: воззри очима твоима; и далее: Аз есмь Бог, явивыйся тебе на месте Божии, идеже помазал Ми еси тамо столп, и обетовал Ми еси тамо обет (Быт, 31, 11. 13). И после борьбы с Ним, и притом как с предобразованным человеком, присовокупляется: и прозва Иаков имя месту тому: вид Божий; видех бо Бога лицем к лицу, и спасеся душа моя ( Быт. 32, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/poslan...

11:27). О том же, мне кажется, говорит и Отец в следующих словах: «тайна моя Мне» (и моим)    А что безумию только свойственно думать, будто Сын Божий произошел из не сущаго, и имеет временное бытие, видно само собою из выражения: «происходит из не сущаго», хотя несмысленные и не понимают безумия своих слов. Выражение: «некогда не существовал» — должно быть относимо или ко времени или к некоему продолжению вечности. Если же справедливо, что «вся Тем быша», то явно, что и время, и вечность, и отделы времен, и самое «некогда», в котором содержится «несуществование Его», чрез Него получили бытие. И что же может быть нелепее, как сказать, что Создавший времена и веки и лета, в которых должно заключиться так называемое «некогда», сам некогда не существовал? В самом деле, было бы крайне безсмысленно и невежественно полагать, что делатель какой нибудь вещи получил свое бытие после происхождения сделанной им вещи. По мнению еретиков, продолжение времени, в которое, как они говорят, Сын еще не произошел от Отца, предшествует бытию все сотворившей Премудрости Божией. Значит, по их образу мыслей, св. Писание не справедливо называет Сына Божия «перворожденным всея твари» (Кол. 1:15). А эти слова снова подтверждает апостол Павел, когда ясно говорит о Сыне Божием: «Егоже положи наследника всем, Имже и веки сотвори» (Евр. 1:2); также: «Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще власти, аще господства, аще престоли: всяческая Тем и о Нем создашася: и Той есть прежде всех» (Кол. 1:16—17).    Итак, если бы было крайне нечестиво предполагать происхождение Сына Божия из не сущаго, то необходимо допустить, что Отец всегда есть Отец. И Он действительно есть Отец всегда присущаго Ему Сына, — почему и называется Отцем. — И как Сын всегда присущ Ему, то Он есть Отец совершенный, не имеющий недостатка ни в каком совершенстве, родивший единороднаго Сына не во времени, ни в продолжении времени, и не из несущаго. Также крайне нечестиво было бы утверждать, что некогда Премудрость Божия не существовала, когда она сама свидетельствует о себе: «Аз бех при Нем» (при Боге), «вся устрояя: Аз бех о нейже веселяшеся» (Прит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2609...

СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ЕРМОГЕНА, ПАТРИАРХА МОСКОВСКАГО И ВСЕЯ РУСИ. Паримии святителем. 24 ФЕВРУАРИА. ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ СВЯТАГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ. Паримии Иоанну Предтече. МАРТ 2 МАРТА. СВЯТИТЕЛЯ АРСЕНИЯ, ЕПИСКОПА ТВЕРСКАГО. Паримии святителем. 9 МАРТА. СВЯТЫХ 40 МУЧЕНИК СЕВАСТИЙСКИХ. Паримии мучеником. 11 МАРТА. СВЯТИТЕЛЯ ЕВФИМИЯ, АРХИЕПИСКОПА НОВГОРОДСКАГО. Паримии святителем. 17 МАРТА. ПРЕПОДОБНАГО МАКАРИЯ КАЛЯЗИНСКАГО. Паримии преподобному. 25 МАРТА. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ НА ВЕЧЕРНИ. Паримии Пресвятей Богородице НА ЛИТУРГИИ. 1. Исхода чтение. Вниде Моисей в гору Божию Хорив, явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины, и виде, яко купина горяше огнем и купина не сгараше. Рече же Моисей: прешед, узрю видение великое сие, что яко не сгарает купина? Якоже виде Господь, яко приступает видети, призва его Господь, из купины глаголя: Моисее, Моисее. Он же рече: что есть? И рече: не приближися семо. Иззуй сапог от ногу твоею: место бо, на немже ты стоиши, земля свята есть. И рече ему: Аз есмь Бог отца твоего, Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль. Отврати же Моисей лице свое, стыдяше бо ся зрети пред Богом. Рече же Господь к Моисею: видя, видех озлобление людей Моих, иже во Египте, и вопль их услышах от насильствующих в делех. Вем бо болезнь их, и снидох, еже изъяти их от руки египтян, и извести их от земли оныя, и ввести их в землю благу и многу, в землю, точащу мед и млеко. Исх 3:1–8 2. Притчей чтение. Господь созда мя начало путей Своих в дела Своя. Прежде век основа мя в начале, прежде неже землю сотворити, и прежде неже бездны соделати, прежде неже произыти источником вод, прежде, неже горам водрузитися, прежде же всех холмов раждает мя. Господь сотвори страны, и пустыни, и концы, населены под Небесем. Егда готовяше небо, с Ним бех, и егда отлучаше Себе престол на ветрех, егда крепки творяше вышния облаки и яко тверды полагаше источники поднебесныя. Внегда полагати морю предел его, и воды не мимо идут уст Его, и крепки творяше основания земли, бех при Нем устрояя подобна. Аз бех, о нейже радовашеся: по вся же дни веселяхся пред лицем Его на всяко время. Притч 8:22–30

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

Сие первое хотение Божие начало во первых открывать премудрость Божию, которая, по изображению Соломона, есть свет и сияние не угашаемое, пара или дыхание Божеской силы и луч славы Всемогущего; есть сияние вечного Света, непорочное зерцало Божия действия и образ благости Его 52 ; есть начало творения, или явления Божия чрез творение. О сем сама она говорит так: Господь стяжа мя начало путей Своих в дела Своя; прежде век основа мя, вначале, прежде неже землю сотворити, прежде неже бездны соделати, – кратко, прежде всего творения, егда, далее продолжает она, небо готовяше Господь, с Ним бех; и егда Крепкий творяше вышния облакии, и тверды полагаше источники поднебесныя, и крепка творяше основания земли, бех при Нем устрояя. Аз бех, о нейже Он радовашеся, и аз на всяк день веселяхся пред лицем Его на всяко время 53 . Аз, и вдругом месте говорит она, из уст Вышняго изыдох и, яко мгла, покрых землю; Аз на высоких вселихся, и престол мой в столпе облачне; круг небесный обыдох едина, и во глубине бездны походих; волну морскую и всю землю, и вся люди и язык стяжах. Прежде века из начала созда мя, и даже до века не оскудею 54 . Чтож убо всемогущий Бог Отец, восхотевший сообщить Себя созданным существам, сотворил чрез Сына Своего при содействии Святого Духа Своего Божественною премудростию Своею? В начале, повествует Моисей, сотвори Бог небо и землю 57 . Некоторые Святые Отцы Церкви под словом небо разумеют сотворение мира невидимого, Ангельского; и кажется, иначе не можно разуметь сего, как только в сем смысле. Другого бо, то есть, сего наружного неба, названного твердию не было; оно во второй день видимого творения сотворено было. Посему сперва Ангельский мир и Ангели сотворены были: что можно и из других Священного Писания мест усмотреть. Как-то, Апостол Павел говорит: верою разумеваем совершитися векам глаголом Божиим, во еже от неявляемых, невидимых видимым ими быти 58 ; – паки: егда вводит Первороднаго во вселенную, глаголет: да поклонятся Ему вси Анегли Божии. И ко Ангелам убо глаголет: Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя огонь палящь 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Аз премудрость вселих, – говорит она о себе, – совет, и разум, и смысл аз призвах (8, 12); мною царие царствуют, и сильнии пишут правду (законы) (15); Господь стяжа мя начало путей своих в дела своя (прежде дел своих); прежде век основа (русск. помазал) мя; в начале, прежде неже землю сотворити; прежде неже горам водрузитися, прежде же всех холмов рождает мя; егда готовяше небо, с ним бех; и егда полагаше морю предел его, да воды не мимо идут уст его, и крепка творяше основания земли, бех при нем устрояя (ст. 22, 23, 25, 27, 29). Эта Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь, закла своя жертвенная и раствори в чаше своей вино, и уготова свою трапезу; посла своя рабы созывающи с высоким проповеданием (на чашу) глаголюще: иже есть безумен, да уклонится ко мне, и требующим ума рече: придите, ядите мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам (9, 1–6). Епископ Ириней отмечает: «В Евангелии Христос приточно уподобляет царствие Божие человеку царю, иже сотвори браки сыну своему и посла рабы своя призвати званныя ( Мф. 22, 2–3 ). Этот человек царь есть Бог Отец, устрояющий на земле чрез Сына и для Сына Своего брачный пир, на который созовет многих. Дом премудрости, в котором должен происходить этот пир, по изъяснению святых отцов, есть пречистая плоть Христова (св. Игнатий Богоносец ), или лучше есть Церковь Божия на земле (св. Амвросий, блаж. Августин и др.); ее семь столбов – семь таинств, низводящих на верующих седмичисленные ( Ис.11, 1–2 ) и несчисленные дары всесвятаго Духа, или семь соборов вселенских, утвердивших во вселенной веру православную. Жертва, закланная по случаю сего пира, есть сам Единородный Сын Божий, растворивший вместо вина свою кровь и уготовавший в пищу верующим свою плоть. Он-то послал своих апостолов и евангелистов с высокою проповедью, чтобы призвать всех на божественную вечерю любви, и вечно вещает устами пастырей: примите, ядите хлеб живота вечного, иже есть плоть Моя, и пийте вино – кровь Мою, и живы будете во веки!» 55 4. Книга Екклесиаста

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Далее от лица премудрости, как существовавшей прежде мира и человека, говорит Соломон, перечисляя дела Божия в мире: Господ сдтвори страны и ненаселенные, и концы населенные поднебесные. Егда готовяше небо с Ним бех, и егда отлучаше престол свой на ветрех, и егда крепки творяше вышния облака, и егда тверды полагаше источники поднебесные, и егда полагаше морю предел его, да воды не мимоидут уст его, и крепки творяше основания земли, бех при Нем устрояя: аз бех о нейже радовашеся (26–29). Вот что говорит премудрость. А это несомненно показывает, что в намерении Божием она существовала прежде мира, почему и мир получил устройство; следовательно существовала и прежде частей мира. Таким образом Тот, кто существовал прежде, будучи зрителем дел природы, перечисляет совокупность их посредством премудрости, которую изобрете смыслом своим и которою одарил человека. Кто же сотворил и даровал человеку эту мудрость, исчислившую дела Его? Конечно не другой кто, как Тот же, кто сотворил землю в вечное время, наполнил ее скотом двуножным и четвероножным, кто посылает свет и идет, призвал его и повинуется ему с трепетом, кто на земли явися и с человеки поживе: вот кто наследник мудрости. Итак выражение: Господ созда мя – относится не к Сыну Божию, но к разумной мудрости, которую Господь сотворил и дал человеку, ради коего создан и мир. Таким образом все показывает совершенно очевидно, что это сказано о мудрости, принадлежащей разуму и здесь (только) олицетворенной. 7. Другое возражение философа. Епископ. Как же говорит премудрость Соломонова: трие ми суть невозможная уразумети и четвертого не вем ( Притч. 30. 18 )? т. е. о трех вещах премудрость Соломонова говорит, что не может уразуметь их, а о четвертой, именно о путях мужа в юности его, прямо говорит, что не знает. Если мудрость Соломонова есть мудрость Божия, то как же она будет судить мир, когда не знает путей мужа в юности его? – В самом деле, как поверить тому, что Создавший человека по образу Божию, т. е. Сын Божий, (как свидетельствует Моисей пророк, и как говорит о Нем Иоанн евангелист: вся Тем быша), не знает путей мужа в юности его? Пророк говорит о Нем: создавый наедине сердца их, разумеваяй на вся дела их ( Пс. 32, 15 ); испытая сердца и утробы ( Пс. 7, 10 ); потом: ты познал еси седание мое и востание мое, ты разумел еси помышления моя издалеча; стезю мою и уже мое ты еси исследовал и вся пути моя провидел еси ( Псал. 138, 2–3 ); и в другом месте: наказуяй языки не обличит ли, учай человека разуму? Господь вест помышления человеческая, яко сут суетна ( Псал. 93, 10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Если же была бы какая необходимость внутренняя, в роде какой-либо потребности Божеского естества, так, чтобы Творчество было неотъемлемым существенным свойством Божества, тогда акт творения надо было бы признать безначально или присно действующим в Боге, а творение совечным и собезначальным Богу, чего нельзя допустить.    Сотворением сего необъятного для нас мира ничего не прибавилось к Божественной полноте и ничего от нее не убавилось. Между тем, однако ж, мир не чужой Богу, а Свой Ему. Благоволение благости, давшее начало миру, лежит в основе и продолжения бытия Его. Выражением этого есть всевозможное облаженствование тварей, которое составляет основную идею строя мира и основной тон движения явлений миробытия, с физической и нравственной его стороны. В этом цель промыслительных действий Божиих, которую указывает вера и к ясновидению которой, хоть и безуспешно пока, стремится ум, не теряя, однако ж, надежды на успех. Для этого надо сквозь видимое прозреть в невидимое; видимое же останавливает и преграждает путь зрению, — оттого все и темно. Только одна вера крепко верит, что наконец все явится в свете полного совершенства и блаженства.    Она же, сочетавая этот чаемый конец с началом, видит предначертание всего сущего и бывающего в первоначальном плане мира. Когда и как в вечном предначерталось все временное и потом осуществилось, это — тайна Божия. Но оно было предначертано, и что теперь есть и бывает, — есть и бывает по тому предначертанию. В этом и премудрость Божия. Премудрость же Божия сама говорит о себе у Премудрого: «Господь стяжа мя начало путей Своих в дела Своя: прежде век основа мя, в начале, прежде ниже землю сотворити»; и потом прибавляет: «егда готовяше небо, с Ним бех..., егда... крепка творяше основания земли, бех при Нем устрояя. Аз бех, о нейже радовашеся..., егда веселяшеся, вселенную совершив» (Притч. 8:22—23, 27, 29—31). Таким образом, и начало, и продолжение, и совершение творения — все по премудрому предначертанию, прежде век положенному. Когда, окончив творение, Бог сказал: «се вся добра зело» (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Мудрый же, услышав слова божественные, будет еще премудрее. Ибо если он, узнав закон Божий, сохранит его, не ослабевая и не предаваясь небрежению в изучении путей Господних, то сделается сыном премудрым, и, изумившись опытно, скоро получит познание о Боге, а это и есть главный предмет, которому должны учиться мудрые. Далее 2) разумение словес мудрости – означает приобретение познания о едином истинном Боге. Ибо что касается до Еллинов, то одни из них богом назвали вещество, а другие уподобили его идолам. Что – до еретиков, то и они в учении о Самосущем оказались сумасшедшими. Посему-то Соломон в сей книге излагает истинное понятие о Боге; и во-первых о Его неизреченности говорит так: слава Божия крыет слово (25, 2); о промысле: на всяком месте очи Господни сматряют злые же и благия (15, 3); и опять: богат и нищ сретоста друг друга: обоих же Господь сотвори (22, 2); также: заимодавцу и должнику, друг со другом сошедшимся, посещение творит обема Господь (23, 13); и еще: пред очима бо суть Божиими путие мужа, вся же течения его назирает (15, 21). О правосудии Его так говорит: жертвы нечестивых мерзость Господеви: обеты же правоходящих приятны Ему (15, 8); и опять: домы досадителей разоряет Господь, утверди же предел вдовицы (ст. 25). Говоря о силе Божества творческой, изображает ее не просто, но присовокупляя, что Бог творит все Словом своим и Премудростию, так как свойство истинного Бога составляет то наипаче, что Он есть Отец Сына. Почему и говорит: Бог премудростию основа землю (3, 19); и опять: Господь сотвори страны и ненаселенные и концы населенные поднебесные. Егда готовяше небо, с Ним бех, и егда отлучаше престол свой на ветрех, и егда крепки творяше вышния облаки, бех при Нем устрояя. Аз бех, о нейже радовашеся, на всяк же день веселяхся пред лицем Его (8, 26. 27. 30). 3) И звитиями слов (στροφα λγων, обороты слов) притчи называются потому, что, вращая их умом, открываем и находим сокровенный в них смысл; каковы: спасется от зноя сын разумный, ветротленен же бывает на жатве сын беззаконный (10, 5); и опять: прилежи о злацех сущих на поли, и пожнеши траву, и собирай сено нагорное, да имаши овцы на одеяние (27, 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Сотворением сего необъятного для нас мира ничего не прибавилось к Божественной полноте и ничего от нее не убавилось. Между тем, однако ж, мир не чужой Богу, а Свой Ему. Благоволение благости, давшее начало миру, лежит в основе и продолжения бытия Его. Выражением этого есть всевозможное облаженствование тварей, которое составляет основную идею строя мира и основной тон движения явлений миробытия, с физической и нравственной его стороны. В этом цель промыслительных действий Божиих, которую указывает вера и к ясновидению которой, хоть и безуспешно пока, стремится ум, не теряя, однако ж, надежды на успех. Для этого надо сквозь видимое прозреть в невидимое; видимое же останавливает и преграждает путь зрению, — оттого все и темно. Только одна вера крепко верит, что наконец все явится в свете полного совершенства и блаженства. Она же, сочетавая этот чаемый конец с началом, видит предначертание всего сущего и бывающего в первоначальном плане мира. Когда и как в вечном предначерталось все временное и потом осуществилось, это — тайна Божия. Но оно было предначертано, и что теперь есть и бывает, — есть и бывает по тому предначертанию. В этом и премудрость Божия. Премудрость же Божия сама говорит о себе у Премудрого: «Господь стяжа мя начало путей Своих в дела Своя: прежде век основа мя, в начале, прежде ниже землю сотворити»; и потом прибавляет: «егда готовяше небо, с Ним бех, егда крепка творяше основания земли, бех при Нем устрояя. Аз бех, о нейже радовашеся, егда веселяшеся, вселенную совершив» (ср.: Притч. 8, 22—23, 27, 29—31). Таким образом, и начало, и продолжение, и совершение творения — все по премудрому предначертанию, прежде век положенному. Когда, окончив творение, Бог сказал: се «вся добра зело» (ср.: Быт. 1, 31) — это значило, что все вполне соответствует премудрому плану и намерениям Божиим. Положить эту печать одобрения на все бывающее или на движение миробытия еще не пришло время. Только всевидящее око Божие видит, как все направляется к тому, чтобы в конце всего движения изречено было: се «вся добра зело», чтобы всеми было это узрено и исповедано, — и это будет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=862...

Для сего надлежало укрепить вверху облака, т.е. заключить воды в облаках, чтобы сдерживаемые облаками воды не проторгались из облаков с неудержимою силой, как было при всемирном потопе по действию гнева Божия, и не затопляли земли. Подобное надлежало сделать с водами, находящимися на земле, заключенными в источниках поднебесной и в морях. Господь твердо ставил источники поднебесной, т.е. текущие по земной поверхности воды, орошающие землю, осеняемую воздушным небом. Эти воды твердо поставлены, т.е. заключены в своих вместилищах, как бы в крепких затворах, и удерживаемые в них, не производят опустошительных наводнений. Равным образом и морю Господь положил предел, за черту которого оно не переходит. Этот предел составляют берега, – морские воды не переступают их, как речь не выходит из замкнутых уст. Воды текущие по лицу земли и вмещающиеся в морях, питаемых подземными источниками, составляют такую огромную массу, что можно по-видимому опасаться, как бы они не размыли земли, не поколебали ее в основании. Но такое опасение напрасно. Господь утвердил землю на крепких основаниях. Каменные громады, опоясывающие земной шар, составляющие непроницательную кору его, суть такие твердыни, которые могут уступить давлению водной стихии только по особенному, чрезвычайному действию силы Божией, как было при всемирном потопе. Дивны дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси! Но чрез кого Господь проявил столь изумительную творческую мудрость? Чрез Премудрость Ипостасную. Аз бех при Нем устрояя, говорит Она о Себе, о Своем участии в благоустроении земли. 30. Аз бех, о нейже радовашеся, на всяк же день веселяхся пред лицем Его на всяко время. Господь сотворил мир единственно по благости Своей, для того, чтобы иметь причастников Своего блаженства. Сам по себе Он не имел нужды в тварях; к полноте Его блаженства они ничего не могли прибавить, потому что источник блаженства в Нем Самом заключается. О человеке говорится, что ему радость не в радость, если не с кем ее разделить, счастие не счастие, если он одинок и не встречает сочувствия к себе с чьей-нибудь стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010