Гог и Магог – это (по мнению блаженного Иеронима Стридонского , святителя Ипполита Римского и некоторых других отцов) «скифы», то есть славянские народы, которые поднимут народы Востока (мусульман) против Иерусалима. Читаем: «Сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог (то есть земле Московской, – О. С.), князю Роша (то есть князю Русских, – О. С.)), Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество… и пойдешь с места твоего, от пределов севера (имеется в виду Россия, земля которой реально граничит с пределом севера, то есть простирается до Северного полюса, – О. С.)), ты и многие народы с тобою… сборище великое и войско многочисленное. И поднимешься на народ Мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни (то есть перед Вторым Пришествием Христовым, – О. С.)), и Я приведу тебя на землю Мою, чтобы народы узнали Меня, когда Я над тобою, Гог, явлю святость Мою пред глазами их (то есть иудеев, – О. С.)» ( Иез. 38:2,15–16 ). Славяне и народы Востока будут разбиты, но именно тогда и произойдет обращение иудеев ко Христу (см.: Зах. 12:9–10 ). И обращенные в Христову веру иудеи после отречения от антихриста будут находить останки своих единоверцев христиан славян и бережно хоронить их (см.: Иез. 39:11–15 ), хотя, как известно, с костями настоящих своих врагов и иноверцев евреи так не поступают ( 3Цар. 13:2 ; 4Цар. 23:14; 23:16 ; 4Цар. 23:20 и т. д.)! Они издревле хоронили кости только тех, кого любили и почитали ( Нав. 24:32 ; 1Цар. 31:13 ; 2Цар. 21:12–14 ; 3Цар. 13:31 ; 3Цар. 14:18 и т.д.)! Такая перемена возможна только тогда, когда «упразднив вражду (между иудеями и христианами, – О. С.) Плотию Своею, а закон заповедей (то есть Моисеев закон, – О. С.) учением (Евангелием, – О. С.), дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека (то есть: «где нет… ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа… но все и во всем Христос» ( Кол. 3:11 ), – О. С.), устрояя мир, и в одном теле (в Теле Церкви, – О. С.) примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» ( Еф. 2:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Господь создал Меня, как начало путей Своих в дела Свои. Он основал Меня прежде века, в начале, прежде нежели Он сотворил землю и прежде нежели сотворил бездны, прежде нежели произошли источники вод, прежде нежели горы утвердились; прежде всех холмов Он рождает Меня. Бог сотворил страну и пустыню и возвышенности, обитаемые под небом. Когда Он приготовлял небо, Я была с Ним, и когда Он определял престол Свой на ветрах, когда укреплял верхние облака и когда установлял источники бездны, когда утверждал основание земли, Я была с Ним, устрояя все. Мною Он радовался и Я ежедневно веселилась перед Ним во всякое время, потому что Он веселился совершив вселенную и веселился о сынах человеческих. Итак, Мой сын, послушай Меня. Блажен муж, который послушается Меня и человек, который будет следовать путям Моим, бодрствуя ежедневно при дверях Моих, наблюдая пороги Моих входов: ибо пути Мои суть пути жизни, и хотение 383 уготовано от Господа. Но согрешающие против Меня нечестивы в отношении к своим собственным душам, и ненавидящие Меня любят смерть» 384 . 62. И это самое, друзья, объявляет Слово Божие и через Моисея, показывая вам, что Бог в том же смысле при сотворении человека говорил к Тому, Который указан, таким образом: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию; и да обладают они рыбами морскими и птицами небесными и скотами и всею землею и всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И Бог сотворил человека, по образу Божию сотворил его, мужа и жену сотворил их. И Бог благословил их говоря: распространяйтесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и господствуйте над нею 385 . Но чтобы вы не извратили мысли приведенных мною слов, выставляя то, что говорят ваши учители, – будто Бог Самому Себе говорил «сотворим», как и мы, намереваясь что-нибудь делать, часто говорим самим себе: сделаем, или Бог сказал «сотворим», обращаясь к стихиям, т. е. к земле и другим веществам, из которых представляем человека созданным – то опять приведу слова самого Моисея, из которых можем несомненно узнать, что Бог говорил к Какому-то от Него различному по числу и разумному Существу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Господь тонко различает степень важности соблюдения несущественного и существенного: первого не нужно оставлять, не нужно опускать, а второе – главное – должно делать; одно выражение в отрицательной, другое в положительной форме: то – как внешнее украшение, дополнение главного; это – как основание, фундамент. Кто пускает пыль в глаза внешними проявлениями благочестия, чтобы незаметно положить гнилое или фальшивое основание, тот лицемер. Но кто добросовестно создает здание Богу, тот, устрояя его на прочном фундаменте, заботится и о красоте его форм, и об изяществе каждой мелочи так, чтобы во всякой детали сияла одна и та же высшая идея и гармония целого. Это и есть вся поэзия обычаев Церкви; и кто строит здание без них, тот строит казармы, а не храм; казенное здание, а не любимое жилище Бога… II «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех клавших в сокровищницу. Ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» ( Мк.12:41 – 44; Лк.21:1 – 4). Милостыня и вообще всякое благотворение имеет свою ценность только с внутренней стороны: она велика или мала только по тому, сильно или слабо было то религиозное, одному Богу ведомое, чувство, которое породило ее. Бог не смотрит на то, тысяча рублей или одна копейка положены в сокровищницу; а, смотрит Он, с какой степенью самоотвержения и преданности Ему сделано это. Вдова, все что имела, положила. Конечно, ее любовь к Богу была сильнее, чем у богача, который положил сотую или тысячную долю того, что имел. Поэтому взгляд на благотворение с чисто внешней стороны должен быть признан не христианским. У нас теперь все только и говорят о росте общественной благотворительности, о тех крупных пожертвованиях, который сделаны на то-то и то-то; мы все ставим в пример Англию, Америку и Францию, где все это доходит до грандиозных размеров.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

«Да будете чисти и непреткновенни в день Христов исполнени плодов правды Иисус Христом, в славу и похвалу Божию». Пользуясь сими дарованиями, сохраните веру чистою, принося Богу плод правды и устрояя, чтобы Он всеми был прославляем. В сем смысле и сказал Апостол: «в славу и похвалу Божию». Пересказывает же к пользе их и бывшее в Риме. Флп.1:12 .  Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования. Флп.1:13 .  Так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим. «Разумети же хощу вам, братие, яко яже о мне паче во успех благовествования приидоша, яко узы мои явленны о Христе быша во всем судищи и в прочих всех». Поскольку филиппийцы по крайней заботливости послали блаженного Епафродита, то Апостол утешает их, извещая, что возложенные на него узы стали для многих поводом ко спасению. Ибо «успехом благовествования» назвал множество верующих. И причина уз, говорит он, стала известна всем в царском доме; ибо «судищем» ( πραιτριον) назвал царский дом. Вероятно же, что он в это время так и назывался, потому что преобладало римское могущество. Флп.1:14 .  И большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие. «И множайшии братия о Господе, надеявшиися о словах моих, паче дерзают без страха слово Божие глаголами». Во многих же из братий вследствие уз моих родилась смелость, ибо, видя, что я с удовольствием переношу злострадание, небоязненно проповедуют Божественное Евангелие. Флп.1:15 .  Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. «Нецыи убо по зависти и ревности, друзии же и соблаговоление Христа проповедуют». Но не у всех одна мысль, потому что одни делают это из горячего расположения к благочестию, а другие по неприязни, какую имеют ко мне, стараются увеличить тем мое бедствование. Ибо сие дает видеть Апостол в последующих словах: Флп.1:16 .  Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Даже он не мог утишить эту борьбу и поэтому обращается ко Христу ее словами: «бедный я      человек! Кто избавит меня от сего тела смерти» ( Рим. 7:24 )? Это говорит за то, чтобы не привязываться к телесным наслаждениям. Кто освободит меня от оков тела и свободного соединения с Богом и более привлечет чувства к трезвой душе, чем к опьяняющему телу? Но так как между людьми апостол не мог найти такого избавителя, то и говорит, обратившись к Богу: «благодарю Бога моего Иисусом Христом» ( Рим. 7:25 ). Если более сильный не положился на свои силы в защите себя от тела смерти, но обратился за помощью ко Христу, то что делать нам немощным? Сознал Авраам тяжесть борьбы этой и потому с самого начала счел должным избегать ее. Упражнение в мире свойственно мудрому, а неблагоразумному приятна ссора» 184 . «Авраам сказал: » да не будет раздора между мною и тобою, и пастухами моими и пастухами твоими, потому что люди мы братья» 185 ( Быт. 13:8 ). Мы знаем, что Авраам дядя, а Лот его племянник: каким же образом здесь Авраам называет его братом? Но надо обратить здесь внимание на то, что мудрый изыскивает, причины к соглашению. Поэтому раньше он сказал, что «люди мы». Все люди произошли от одной природы, в ее утробе зачаты и одним и тем же чревом выношены и произведены на свет. Созданные одним и тем-же отцом, мы, как братья, соединены узами родства, – а как рожденные одной и той-же матерью, мы даже единоутробные братья. Если-же мы дети разумной природы, то, как единоутробные, должны быть связаны взаимной любовью, – не враждовать и не преследовать друг друга. Сказанное всего скорее может относиться к душе, неразумное (неразумная часть) которой имеет родственников – неразумные чувства; разумная же ее часть имеет родство с добродетелями. Отсюда, в силу необходимости, связаны в человеке братскими узами пороки и добродетели, потому что они свойственны плотской и разумной части души. Тело и душа связаны как бы некоторым законом супружества и вместе составляют целого человека. Итак, человек должен приводить в союз свои составные части и склонять их к миру. Но так как никто не был в состоянии и победить плоть, то «и      пришел Мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду плотию Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» ( Еф. 2:14–16 ). Итак, справедливо называл себя несчастным апостол ( Рим. 7:24 ), который претерпевал в себе такую вражду, что не мог угасить ее. Даже о небольшой части страданий, об одном гневе, Соломон говорит: «мудрый лучше храброго и сдерживающий свой гнев лучше завоевателя города " ( Притч. 16:32 ). Итак, блажен тот, кто избежит этой вражды; не пришлец и не путешественник, но согражданин святых и близкий Господу тот, кого при жизни на земле не волнует ничто земное» 186 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другой основной пункт находим в молитве Господней: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Именно обращаясь к Отцу, мы можем обрести прощение – и научиться прощать. Именно на кресте Иисус просит Отца простить палачей. Не Сам Он прощает, но Отец. Как говорит Евангелие от Матфея: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф. 5:48 ), а Евангелие от Луки: «Будьте милосерды, как Отец ваш милосерд» ( Лк. 6:36 ). Можно сказать, что высший источник прощения – это Отец, потому что все мы Его дети. Все мы призваны стать Его детьми, а это братство может утвердиться лишь через прощение. Зародыш зла в сердцах В свете нового закона должны быть пересмотрены обычные понятия: «брат» и «ближний», «соперник» и «враг». Между ними нет перегородок, одно переходит в другое. Закон греха распространяется по всей земле, словно гангрена. От начала он проникает в самое нутро сердца человеческого, разбивая его целостность, внутреннее единство. Человек разлучён, разобщён с самим собою, с Богом, с братьями. Он становиться врагом себе самому, Богу, братьям. Истории Каина и Авеля, Иосифа и его братьев показывают, каковы все наши братские, естественные отношения. Ещё прежде, чем Каин убил Авеля, прародительский грех внедрил в человеческие отношения неприязнь – зародыш всеобщей вражды. Естественные дружба и любовь, родительские, братские, супружеские чувства скрывают порою за приветливым лицом упорную ненависть и зависть. Вспомните слова Господни о побелённых снаружи гробах ( Мф. 23:27 ). Эти слова касаются не одних только тогдашних фарисеев. Сражение с врагом За тайной зла и ненависти просматривается тень Супостата, Сатаны – что по-еврейски и означает «супостат, противник». Он-то и олицетворяет ненависть, он враг по преимуществу, враг людям и Богу. Он вливает зло в сердца. «Пришёл враг... и посеял между пшеницею плевелы» ( Мф. 13:25 ). Иисус противостоит его могуществу и сражается с ним на протяжении всего Своего земного пути – от Вифлеема и искушений в пустыне до Голгофы. Он предаёт это могущество смерти через Свою крестную смерть: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк. 10:18 ); «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин. 12:31 ). Апостол Павел, приступая уже к богословским размышлениям, говорит: «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею... устрояя мир... посредством креста, убив вражду на нём» ( Еф. 2, 1416 ). «Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» ( Рим. 5:8 ). Это коренной переворот в отношениях. Иисус не ждёт, чтобы мы пришли к нему. Так как мы ещё грешники, «под гневом Божиим», враги Богу, изнемогающие под бременем, Иисус приходит к нам. Его посылает Отец. Ибо «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного» ( Ин. 3, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

е. племенам и народам. Есть у Меня и другие овцы, говорит Он, которые не сего двора, (т. е. не из иудейского народа), и тех надлежит Мне привести: и глас Мой услышат, и будет одно стадо и один пастырь ( Ин.10:16 ). Это видно также 3) из того, что апостолы всех верующих во Христа называют одной Церковью и одним телом Его, у которого Он единая глава: Бог, говорит апостол Павел, все покорил под ноги Его, и Его поставил превыше всего, главою Церкви, которая есть Его тело, – а мы многие одно тело во Христе: – ибо как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело: так и Христос ( Еф.1:22–23 , Рим.12:5 , 1Кор.12:12 ). Наконец, об этом должно заключать 4) потому, что Иисус Христос приходил на землю, благовествовал мир отдаленным и близким ( Еф.2:17 ), и умер на кресте для того, чтобы примирить всех людей с Богом и между собою, собрать рассеянных чад Божиих ( Ин.11:52 ), и составить из них одно тело, одну Церковь Божию. Он есть мир наш, говорит апостол, соделавший из обоих (т. е. из иудеев и язычников, составлявших тогда весь род человеческий) одно, и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду плотию своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле (т. е. Церкви) примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем ( Еф.2:14–16 ). II. Основав свою Церковь , Иисус Христос желал, чтобы все ученики Его пребывали в ней единодушно, в любви и согласии, твердо держались одного учения Его и не разделялись, а тем паче не враждовали между собою по вере. Для этого Он: 1) всем им преподал одно учение, содержащееся в Его Евангелии, и внушал им соблюдать оное неизменно: ежели пребудете в слове Моем, говорил Он уверовавшим в Него иудеям: то вы истинно Мои ученики; – кто любит Меня, тот слово Мое соблюдет, – а кто соблюдет слово Мое, тот не узрит смерти вовеки ( Ин.8:31–51, 14:23 ); 2) убеждал их твердо пребывать в Нем, т. е. в Его учении и Церкви, и запрещал им составлять отдельные религиозные общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

его бессмертную и разумную душу: «...какая польза человеку, – говорит Иисус Христос, – если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» ( Мф.16:26 ); «любящий душу свою, погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» ( Ин.12:25 ); «кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» ( Мф.16:25 ; Лк.9:24 ). «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф.7:13–14 ): «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 ). Так говорил Иисус Христос о существе, высоте и трудности христианского подвига; но когда, по одному случаю – вследствие слов Иисуса Христа: «трудно богатому войти в Царство Небесное», ученики Его выразили недоумение, говоря: «кто же может спастись?», Иисус Христос высказал одно из тех откровений, которое освещает самую сокровенную глубину Божественного произволения о Людях и благоволения к ним – даже в мирском их осуетнении, устрояя в Своем промышлении о человеке все, что наибольше, наилучше и вместе «каждому по его силе» ( Мф.25:15 ) взыскательно и спасительно служило бы или к просветлению его духа, или к сохранению в его душе наивозможно-доступнейшего для него подъема веры и умиления в благочестии: «Человекам это невозможно, – сказал Иисус Христос, – Богу же все возможно» ( Мф.19:24–26 ). Смысл этого откровения Христа-Спасителя по вопросу Его учеников следующий: Господь в путях спасительного промышления Своего о людях не оставляет и поклонников мира этого, идущих пространным путем жизни и широкими вратами; невозможное для одних собственных сил человека, плененных в служение мира сего и века сего, Он сделает возможным по действию Своих благодатных и спасительных средств; наконец, данным ответом Иисус Христос, ободряя в делании и в вере всякого верующего в лице Своих учеников, вместе предостерегает и как бы запрещает делать конечное заключение о таких конечных вещах и о последних основаниях, которые, как, например, вечное спасение всех и каждого, как времена и сроки, Отец Небесный «положил в Своей власти» ( Деян.1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Его отвергли вожди иудейского народа. Но Он Себя Самого положил в основание Церкви. Он стал Главою ее. И основания инаго никто же может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ). На сем единственном основании и стоит Церковь Христова. Как Краеугольный Камень, Господь Иисус Христос соединил в Себе некогда разрозненных язычников и иудеев. «Вы, говорит Апостол Павел уверовавшим во Христа язычникам, вы были в то время (до обращения к вере) без Христа, отчуждены от общества Израильского, заветов обетования, не имели надежды и были безбожниками в мире; а теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровью Христовою. Ибо он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотью Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством Креста, убив вражду на нем, и пришед благовествовать мир вам, дальним и близким, потому что чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном духе» ( Ефес.2:12–18 ). Но зиждущии, т.е. книжники фарисеи, ленивые и нерадивые, порочные деятели в Божием винограднике, читавшие пророков и закон, не приняли во внимание голоса Псалмопевца. Намеренно смежили они глаза, чтобы не видеть, и заслонили уши, чтобы не слышать, – отолсте бо сердце людей сих. Камень Христос был ими отвергнут. Но на Нем основывается новое Царствие Божие. Виноградник передается новым виноградарям. Старые деятели изгоняются, ибо они сами не хотят войти в этот обновленный виноградник. По этой то причине, сего ради глаголю вам, продолжал Спаситель Свое слово к слушателям притчи, яко отъимется от вас Царствие Божие, и дастся языку, творящему плоды его ( Мф.21:43 ). Царствие Божие или Церковь Христова, основанная на Камне Христе, дастся, по словам Спасителя, иному языку, другому народу. Какому же это? В Церкви Христовой несть еллин, ни иудей, обрезание и не обрезание, варвар и скиф, раб и свобод, но всяческая и во всех Христос ( Кол.3:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Если бы первые не были гонимы, то последние не спаслись бы. Настал голод, и они не погибли; и не только не погибли, но были спасены тем самым, кого хотели погубить. Вышло царское повеление, и не истребило их; но тогда более и умножались они, когда умер (царь), знавший их. Они хотели погубить своего избавителя, и не имели в этом успеха. 2. Видишь ли, как чрез то самое, чем диавол старался сделать тщетным обетование Божие, оно еще более исполнялось? Тогда-то и следовало им сказать, что Бог премудр и си-лен извести нас оттуда. Премудрость Божия в том особенно открывалась, что и среди гонений народ умножался, будучи порабощен, озлобляем и умерщвляем. Так велика сила обетования! Ведь если бы они умножились в своей стране, то это было бы не столь удивительно. И не малое время они жили в чужой стране, четыреста лет. Отсюда мы узнаем, сколь великое они обнаружили любомудрие, потому что (египтяне) обращались с ними, не как господа с рабами, но как враги и притеснители. Поэтому Бог и предсказал им, что они получат совершенную свободу; это именно означают слова: " будут служить Мне " и " и после того они выйдут " , и притом не без наказания (врагов их) (ст. 7). И посмотри, как Он, по-видимому, нечто предоставляет обрезанию, а между тем ничего не дарует ему; обетование (дано) прежде него, а оно после того. " Патриархи " , говорит (Стефан), " по зависти " ; Иосиф же не вредит им за то, а благодетельствует. " Патриархами " он называет праотцов, так как (иудеи) и ими много гордились; а с другой стороны, показывает этим, что и святые не были свободны от скорбей, но и среди скорбей получали помощь. Они же не только не облегчали (их скорбей), но еще содействовали врагам их, тогда как должны были бы, напротив, прекращать эти скорби. Как (те) сделали Иосифа очень знаменитым, продавши его, так и царь Моисея, повелев умерщвлять младенцев. Если бы он не повелел этого, то и того не было бы. И посмотри на действия Промысла Божия. Тот изгоняет Моисея, а Бог, устрояя будущее, не препятствует этому, чтобы он там сделался достойным (Божественного) видения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1672...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010