Будем же, дорогие братие и сестры, превыше всего дорожить даваемой нам Господом возможностью стать наследниками Вечной Жизни, устрояя свою сегодняшнюю жизнь целомудренно, праведно и благочестно, ревнуя о праведных делах и уповая на Второе славное Пришествие Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Будем дорожить нашим званием и, главное, призванием христианским, будем осуществлять это призвание в нашей жизни, чтобы и нам сподобиться стать наследниками Царства Божия, к чему единственно и призывает нас всех Господь, давая нам для этого такое обилие Своей благодати. Аминь. Слово на Сретение Господне (2/15 февраля 1971 г.) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение. Тропарь праздника Сретения Господня Возлюбленные братие и сестры! Великий двунадесятый праздник Сретения Господня посвящен памяти о принесении Богомладенца Христа Спасителя из Вифлеема в Иерусалимский храм в сороковой день после Его рождения, чтобы представить Его – как первенца – пред Господом, как требовал того древний иудейский религиозный закон. Этот закон поначалу следовал словам, сказанным Господом Моисею и включенным Церковью в 1-ю паремию на Сретение: Освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми... [потому что] Мои они ( Исх 13,2 ), а также отдавай Мне первенца из сынов твоих ( Исх 22,29 ). Эти первенцы обычно посвящались тогда в храмовые служители. Когда же для постоянного служения при храме были избраны представители «колена Левиина» – левиты, то каждая семья иного колена стала вносить в храм как бы некий выкуп: женщина в сороковой день после родов должна была прийти со своим первым чадом мужского пола в храм, принеся в качестве благодарственной жертвы однолетнего агнца для всесожжения и – в качестве жертвы очистительной – молодого голубя и горлицу. Если же семья была бедна, то вместо этого можно было принести двух горлиц или двух голубей – одного во всесожжение, а другого в жертву «за грех»: и очистит ее священник, и она будет чиста ( Лев 12,8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В апостольской проповеди Апостол Павел потрудился более всех Апостолов, как он сам свидетельствует: «Благодатию Божией есмь, еже есмъ, и благодать Его, яже во мне, не тща бысть, но паче всех потрудихся» ( 1Кор.15:10 ). Словом своей проповеди Апостол Павел обращал ко Христу целые народы, устрояя Церкви Божии, насаждая веру. Апостолу Павлу принадлежат четырнадцать апостольских посланий, которые читаются за Божественной литургией. Нелегка была эта проповедь для Апостола Павла. Она сопровождалась многими скорбями. По его собственному признанию, он переносил беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии. «Я гораздо более (других Апостолов) был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской» ( 2 Кор.11:26, 23-25 ). Таким скорбным, узким, тернистым путем великий Апостол Павел искал на земле Царства Божия. И еще будучи во плоти, поистине нашел его: «Знаю человека во Христе…» ( 2 Кор.12:2-5 ). Великий Павел при всей высоте своего апостольского достоинства не скрывал свои немощи, говоря: «И чтоб я не превозносился…» В мрачном подземелье римской темницы Апостол Павел провел последние дни своей земной жизни… На холодном полу тюрьмы лежал великий труженик Евангелия. За всю свою многотрудную жизнь он не сберег никакого для себя достояния. Плащ и кожаные книги, которые по его просьбе доставил в темницу его ученик, святой Апостол Тимофей, — вот все его достояние. И теперь, проводя долгое время в тюрьме, он плащом прикрывал свое уже больное тело, изможденное и исхудалое, а душу свою питал словесами этой «кожаной книги». «Все меня оставили! — с болью сердца писал святой Апостол Павел ученику своему Тимофею из римской темницы. — Один Лука со мною» ( 2 Тим.4:16, 10 ). Только святой Лука, составитель Деяний апостольских и одного из Евангелий, делил с Апостолом языков, Павлом, его предсмертные дни и часы.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

– «В горах»: пасли и пасут не только в горах, но и в долинах, и равнинах, и на полях; в горах оставлять одних овец опаснее частью потому, что там более хищных животных, частью потому, что там более опасности заблудиться и другим овцам; но такова сила любви пастыря к погибшей овце, что несмотря на опасность для стада, он оставляет его в горах и идет отыскивать одну овцу. – «Так, нет воли Отца» и пр.: Бог сам ищет заблудившегося, различным образом устрояя ему возможность покаяться и обратиться на путь истинный. «Кратко, это означает, что Бог печется об обращении грешников, и радуется о них более, нежели об утвердившихся в добродетели» (Феофил.). Мф.18:15 . Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; «Согрешит против тебя»: поступит несправедливо в отношении к тебе, на словах ли то, или на деле, причинит например, без вины обиду, нанесет оскорбление, что похитит и т.п. – «Брат твой»: по вере. Христиане называются братьями, потому что принадлежат к одному великому семейству искупленных и спасаемых, потому что имеют одного Отца небесного и одну матерь – Церковь , соединены одними узами благодати и будущего предназначения. – «Пойди и обличи его между» и пр.: «так как оскорбивший от стыда не охотно бы пошел просить прощения, то Он посылает к нему оскорбленного, и посылает его с тем именно намерением, чтобы исправить происшедшее между ними расстройство... Оскорбивший тебя от гнева и стыда находится как бы в усыплении, а ты – здоровый и должен прийти к оному больному, и для того, чтобы врачевство твое могло быть скорее принято, ты должен производить суд не публично... а обличать только наедине, дабы обличение в присутствии многих свидетелей не показалось слишком тяжким, и обличаемый вместо того, чтобы исправиться, не сделался еще наглее. Слово «обличи» не другое что значит здесь, как: напомни ему о грехе и скажи ему о том, что ты от него потерпел» (Злат.). Братское, дружеское обличение согрешившего ближнего со стороны того, против кого он согрешил, иногда бывает действительнее всяких законом налагаемых взысканий и лучше всего исправляет его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

в) Единородный – таково ипостасное свойство Божественного Логоса – Слова, также указывающее на внутреннее единство в Боге. О Единородном Сыне: Ин. 1:14,18; 3:16,18 ; 1Ин. 4:9 ; Евр. 11:17 . – Одна жертва Единородный Сын Божий, воплотившись, единожды принес Себя в жертву за весь падший мир. Он «со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» ( Евр. 9:12 ). «По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» ( Евр. 10:10 ). Прообразом этому было вхождение однажды в год ветхозаветного первосвященника во Святое Святых за грех народа ( Евр. 9:7 ). Эту единую жертву принес Он один: «Я топтал точило один» ( Ис. 63:3 ). «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками – человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим. 2:5–6 ). Так Он один объединил собою всех, бывших разделенными, т. е. бывших в грехе объединил всю тварь, соединив ее с Единым Творцом – Богом. Об этом так пишет апостол: «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою». Он единожды принес Себя в жертву, «дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста» ( Еф. 2:13,15–16 ). Крест – это собрание мира воедино. 4 – мир. Крест – собрание четырех в одно. – Едина Церковь Единую соборную Церковь исповедуем мы в никео-цареградском Символе веры . Это – вера в то, что Христос Собою все собрал воедино. Как и в Боге, это единство и нумерическое, и сущностное. Церковь одна, только она искуплена, только в ней единство твари с Богом. Сущностное же единство Церкви в её соборности, в том, что она – не сумма всех, а соединение всех, она – одно Тело. Отъединение от Церкви («собрания» воедино) есть отъединение от целого, а потому и существует много сект, а не одна. Об этом так говорит Св. Писание: «Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас: ибо Я призвал его одного и благословил его» ( Ис. 51:2 ). Авраам же – отец веры, родоначальник ветхозаветной Церкви. «Израиль живет безопасно один... Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе?» ( Втор. 33:28–29 ). О единстве новозаветной Церкви ясно учит апостол: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» ( 1Кор. 12:12–13 ). И в другом месте: «Одно тело и один дух... один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф 4:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

" В народе одни кричали одно, а другие другое. Он же, не могши по причине смятения узнать ничего верного, повелел вести его в крепость. Когда же он был на лестнице, то воинам пришлось нести его по причине стеснения от народа, ибо множество народа следовало и кричало: смерть ему! (в ц.сл.: возьми его) " (ст. 34-36). Что значит: " смерть ему (возьми его) " ? У иудеев был обычай – говорить это против тех, кого они обвиняли; так и о Христе они гово­рили: " смерть ему " , т.е. истреби Его из среды живых. А иные думают, что выражение: возьми его значит то же, что у нас по римскому обычаю: посади его под арест. " При входе в крепость Павел сказал тысяченачальнику: можно ли мне сказать тебе нечто? " (ст. 37) Когда несли его по ступеням, он просит дозволения сказать нечто тысяченачальнику, и смотри, как кротко: " можно ли " , говорит, " мне сказать тебе нечто? " " А тот сказал: ты знаешь по-гречески? Так не ты ли тот Египтянин, который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников? " (ст. 38)? Этот египтянин был нововводи­тель и мятежник. Павел оправдывает себя и ответом своим отстраняет это подозрение. Но обратимся к вышесказанному. " Есть у нас " , говорят (пресвитеры), " четыре человека, имеющие на себе обет. Взяв их, очистись с ними " . Павел не противится этому, но повинуется. Отсюда ясно, что не непременно следовало сде­лать это (потому они и убеждают его), – а что это было делом предусмотрительности и снисхождения. Это не было препятствием проповеди, потому что они же дали заповедь (касательно языч­ников). Потому и сам (Павел), устрояя таковое дело, впослед­ствии укоряет Петра, и делает это не без причины, так как, что сделал он здесь, то Петр там, таясь и держась своего мнения (Гал.2:11-14). Не сказали, что не нужно учить (иудеев) подобно язычникам, или что можно им и не проповедовать, но что должно сделать нечто большее, чтобы они удостоверились, что ты соблюдаешь закон. Это – дело снисхождения, не бойся. И смотри, не прежде убедили его, как изъяснив наперед, что (этого требует) предусмотрительность и польза.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В приведенных словах апостола пропущен момент, предваряющий причащение, – благословение, силою которого хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христову, так как апостол уже упоминал о нем в предыдущей главе когда вопрошал: «чаша благословение, юже благословляем, не общение ли Крове Христовы есть; хлеб, егоже ломим, не общение ли тела Христова есть?» ( 1Кор. 10:16 ). Несомненно, коринфяне в точности исполняли чин евхаристии, преданный им от апостола именем Самого Господа, так как самим апостолом засвидетельствована их верность его преданиям. Но одна объективная точность обессмысливает богослужение, если самая жизнь водится в это время сторонними побуждениями. В таком случае то самое, что бывает по чину в объективном смысле этого слова, является возмутительным бесчинством в смысле субъективном. Так именно случилось у коринфян. Верующие сходились в дом молитвы со своими приношениями, устрояя, таким образом, проскомидию. Некоторые из них, предваряя общее собрание и не ожидая евхаристийного освящения трапезы, наедались и упивались, обнаруживая господствующую в них похоть плоти, что бросало густую тень помрачения на их ум и сердце и производило разрушительное расстройство в самом организме. Чтобы восполнить односторонность понятия о богослужении и прекратить роковое бесчинство, апостол предписывает причастникам Тела и Крови Христовых строгую дисциплину самоиспытания, которой суждено было сыграть огромную роль в истории христианского богослужения: «Да испытывает же себя человек, – говорит апостол и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем». ( 1Кор. 11:29 ). Самоиспытание (αυτοσ δοκιμζετε) процесс самокритики с точки зрения определенно установившегося положения, не допускающего и тени сомнений и колебаний ( Рим. 14:22 ). Это центростремительное тяготение души к Богу своему, обнимающее все её силы. Отражением этого процесса в мышлении служат дифференцирующие суждения, избирающие предпочтительное с точки зрения божественной воли ( Рим. 2:18 Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В самом деле, дорожа мнением многих, мы, будучи худыми, пока думаем, что нас не знают, стараемся быть лучшими; а когда сделаемся всем известными и потеряем одобрение, происходящее от неизвестности, то становимся более бесстыдными и нерадивыми. И как раны, открытие и часто подвергающиеся влиянию холодного воздуха, делаются более жестокими, так и душа согрешившая становится более бесстыдною, если пред многими обличается в том, в чем она согрешила. Итак, чтобы этого не случилось, слово наше врачевало вас незаметно. А чтобы вы убедились, что это тайное врачевание приносит большую пользу, послушайте, что говорит Христос: « если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его »; не сказал: между тобою и городом, или между тобою и народом, но: « его между тобою и им одним » (Мф. 18:15). Без свидетелей, говорит, пусть будет обличение, чтобы легко было изменение к лучшему. Таким образом, великое благо делать увещание не всенародное; довольно совести, довольно этого неподкупного судии. Не столько ты укоряешь согрешившего, сколько собственная его совесть, — это более горький обвинитель, — и ты не точнее знаешь его проступки. Не прибавляй же раны к ранам, объявляя согрешившего, но делай увещание без свидетелей. Это и мы делаем теперь, как делал и Павел, без свидетелей устрояя обличение согрешившего между коринфянами. И послушай, как это. Потому, говорить он, « братия, приложил я к себе и Аполлосу » (1 Кор. 4:6). Не сам он и не Аполлос разделяли народ и производили раскол в церкви; и между тем он неясно высказал обличение и, прикрыв лица виновных своим и Аполлосовым именами, как бы некоторыми масками, дал им возможность освободиться от такого нечестия. И еще: « чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали » (2 Кор. 12:21). Смотри, как и здесь неопределенно говорит он о согрешивших, чтобы, сделав явное обличение, не довести души согрешивших до большего бесстыдства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Второе сравнение: стали близко, как близки члены одного семейства и между собою и с главою. Это сравнение слышится в словах Апостола ( Еф. 2:19 ): «вы … свои Богу», т. е. как бы домашние, к одному семейству принадлежащие. Еф. 2:20–22 . Третье сравнение: стали близко, как близки части здания и друг к другу и к живущему в нем. Это сравнение проводит Апостол, говоря об язычниках; вы уже не чужие «быв утверждены на основании апостолов и пророков, имя Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание (церкви), слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе. На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом». Т. е. вы спасаетесь так же верой апостольской и пророческой, имеете того же начальника и правителя Иисуса Христа, от которого все верующие получают силу и освящение, все таинства и дары Св. Духа, и возрастают в храм и в жилище Божие. Нарочитого примечания в этом отделении заслуживают апостольские слова: «Упразднив вражду плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир» ( Еф. 2:15 ). Какой закон заповедей и каким учением упразднил Господь? Закон ветхозаветный с его многочисленными заповедями упразднил Господь своим новозаветным учением «о спасающей вере». Сие упразднение нужно понимать, однако же, не в смысле разорения – ибо не разорить, а исполнить закон приходил Господь, – а в смысле заменения его высшим и лучшим законом, который не повелевать только умел и предписывать разные заповеди, но и силы благодатные сообщал к исполнению (Златоуст, Феофилакт). Здесь следует припомнить слова евангелия, что если закон дан чрез Моисея, то благодать и истина чрез Иисуса Христа ( Ин. 1:17 ). «Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф. 2:20 ). Уместно здесь заметить, что если Христос есть краеугольный камень, на котором создана Церковь , то было бы великим заблуждением провозглашать таковым камнем какие-либо другие личности – как это делают, например, римские католики – по отношению к личности Св. Ап. Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

входить в эту сокровищницу с совершенною тишиною, и тогда конечно получим все, чего только будем просить полезного. Молитва великое благо, когда она совершается с благодарным и бодрым расположением духа. Когда же дух бывает благодарным? Когда мы приучаем себя благодарить Бога, не только получая просимое, но и не получая. Бог иногда дает, а иногда не дает; но то и другое делает с пользою, так что, хотя ты получаешь, хотя не получаешь, ты получаешь и чрез то самое, что не получаешь; хотя ты достигаешь желаемого, хотя не достигаешь, ты достигаешь и чрез то самое, что не достигаешь. Не получить просимого часто бывает полезнее, нежели получить. Если бы для нас часто не было полезно не получать просимого, то Бог конечно всегда давал бы; а не получать с пользою значит достигать просимого. Вот почему Он часто медлит исполнять наше прошение, не желая мучить нас медленностью, но отсрочкою дара научая постоянной внимательности. Так как мы часто, получив просимое, после получения ослабляем усердие в молитвах, то Он, желая усилить нашу ревность в молениях, откладывает дар. Так поступают и чадолюбивые родители: детей ленивых и предающихся детским играм они часто обещанием большого подарка удерживают при себе, и потому иногда откладывают дар, а иногда и вовсе не дают его. Бывает и то, что мы просим себе чего–нибудь вредного; но Бог, лучше нас зная полезное для нас, не удовлетворяет нашим молитвам, устрояя полезное для нас и без нашего ведома. Впрочем, удивительно ли, что мы бываем не услышаны, когда то же бывало и с Павлом? И он часто не получал просимого, но не только не скорбел, а еще благодарил Бога. « О том », говорит он, « трижды молил я Господа » (2 Кор. 12:8). Слово: « трижды » означает: часто. Если же Павел часто не получал просимого, то тем более мы должны быть терпеливыми. Но посмотрим, какое он, часто не получая просимого, имел расположение духа при неполучении. Он не только не скорбел, но еще хвалился тем, что не получал. Так, сказав: « трижды молил я Господа о том, но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи », он прибавляет: « потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами » (2 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

[Гл. III:] Обратитесь, дети, говорит Господь, ибо Я – ваш Муж [ст. 14]. [Гл. IV:] Если ты Израиль обратишься, то обращайся ко Мне, говорит Господь. Если ты удалишь от лица Моего то, что огорчает Меня, то не будешь подвергаться опасности. И [если] будешь клясться: «Жив Господь» поистине, верно и справедливо, тогда благословят Его и народы, и будут хвалить Его [ст. 1, 2]. Неразумный народ Мой не познал Меня; они – сыны безумные и злосердечные; они хитры на злодеяния, – а делать добра не умеют [ст. 22]. [Гл. V:] Обойдите пути Иерусалима, посмотрите и подумайте и поищите на площадях его, не найдете ли вы там человека, делающего правду и ищущего веры, и Я буду к нему милостив. Ибо хотя они и произносят клятву: «Жив Господь»; но в этом они ложно клянутся. Господи, очи Твои взирают на веру. Ты поразил их, а они не выказали скорби; Ты их утеснил, но они не хотят принять наставлений: они ожесточили лица свои больше камня и не хотели обратиться. Я же сказал: «Может быть это бедные, неразумные, незнающие пути Господа и суда Бога своего. Пойду-ка я к богатым и буду им говорить, ибо они познали суть Господа, праведный суд Бога своего». Но они также и еще больше сокрушили ярмо и порвали узы [закона] [ст. 1–5]. Сыны твои оставили Меня и клянутся теми, которые не суть боги. Я насытил их, а они блудодействуют и развратничают в доме блудницы. Они, как рьяные припускные кони, каждый ржет на жену ближнего своего. Разве Я не обращусь против таких, говорит Господь, и разве рука Моя не отмстит такому народу? [ст. 7–9]. Кто поставил песок границею моря, как вечное заповедное место, которого море не преступить; и движутся [волны], но бессильны; и вздуваются потоки его, но не перейдут за него. А у этого народа сердце сделалось недоверчивым: отступили они и ушли, и не сказали в сердце своем: «Будем бояться Господа Бога нашего» [ст. 22–24]. В народе Моем нашлись нечестивые; устрояют засады, как птицеловы, устрояя силки и ловушки для захвата людей. Как птичник полон птиц, так и дом их полон хитрости; потому они возвеличись и расширились, разжирели, растолстели и самым беззаконным образом обошли Мои слова. Дела сироты вы не разбирали, и судебных дел не обсуждают. Разве Я не обращусь против таких, говорит Господь, против подобного народа не обратится-ли с возмездием душа Моя? Изумительное и поразительное дело совершается на земле. Пророки проповедали ложь, священники рукоплескали им руками своими, и народ Мой любил таких. Итак, что же будет [с ними] в последнее время? [ст. 26–31].

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010