Игумен как добрый пастырь должен «неусыпным оком» наблюдать за братьями и ни в коем случае не позволять им искажать и нарушать образ жизни обители. Он должен заботиться о неукоснительном соблюдении всеми монастырского режима дня, где отведено определенное время для работы на послушании и отдыха, чтобы оставалось время на уединенную келейную молитву и чтение. Монастырь, который не предоставляет братьям достаточно времени, особенно в ночные часы, на молитву и чтение, хотя бы четырех часов после повечерия, лишит сил и доведет до изнеможения братство и выжмет из душ монахов все духовные соки. Игумен сам должен вкусить сладкий мед этого священного ночного духовного делания, чтобы любой ценой сохранить его в своем братстве во Христе. Вот, братья и отцы, я представил вам некоторые свои мысли и свой опыт монашеской жизни, в которую сам я вступил в качестве послушника, а позднее стал игуменом и старцем. Мысли эти почерпнуты, главным образом, из живого предания и учения преподобных отцов наших Иосифа Исихаста, Иосифа Ватопедского и Паисия Святогорца. Прошу ваших молитв обо мне. Благодарю за внимание. Ответы на вопросы Вопрос: Ваше Высокопреосвященство, благословите! Хотела бы спросить Вас, насколько важно ощущать, что монастырь – это духовная семья, что делать, если не чувствуешь единения с сестрами? Ответ: Если человек не чувствует, что монастырь – это духовная семья, то об этом он должен был подумать прежде, чем принимать монашество. Если он уже принял постриг, то с легкостью оставить монастырь он не может. Исходя из своего небольшого опыта, я могу сказать, что обычно в таких случаях виноват бывает не монастырь и не братство, но мы сами, наши порочные желания и страсти. Я советую обратиться к духовным врачам, раскрыть перед ними все свои переживания, исполнить их советы, и тогда все встанет на свои места и все будет хорошо. Вопрос: Владыка, благословите! Скажите, пожалуйста, допустимы ли какие-либо чувства во время молитвы и надо ли их искать? Ответ: Когда человек молится, он должен стоять перед Богом с великим смирением, как мытарь. Не следует стремиться к ощущениям, нужно искать только милости Божией. Когда мы говорим: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» – то в этом содержится всё. Дать нам некое духовное ощущение – это дело Божие, а мы сами во время молитвы не должны культивировать в себе никакие человеческие переживания.

http://pravoslavie.ru/94056.html

Напротив — первый из известных иконописных сводов богородичных икон, датируемый 1622 годом. В обрамлении Владимирского образа Божией Матери (сам средник не сохранился, и его место зияет пустотой, но имя иконописца рама до нас донесла: Иван Дорофеев) — множество небольших изображений различных икон Богородицы. По словам Комашко, в начале XVII века на Руси активно собирали сведения о чудотворных иконах Божией Матери. Люди хотели знать, как выглядит тот или иной образ Царицы Небесной, но в храме познакомиться с ними не могли. Поэтому издаются сборники, иллюстрированные мелкими гравюрами с различными изводами богородичных образов на больших листах. Они-то и послужили основой для подобных сводов. «Этот ценнейший памятник важен для нас еще и потому, что на нем впервые запечатлены такие иконы Божией Матери, которые сейчас известны только узким специалистам или крайне эрудированным знатокам иконографии: Огнеборная (удостоившаяся впоследствии большого почитания у старообрядцев), Германовская, Византийская...», — напоминает Комашко. Мастера на окладе, или Факультет повышения квалификации Когда говорят об иконописцах Оружейной палаты, обычно имеют в виду так называемых жалованных мастеров. Они жили в стольном граде, получали заработную плату (жалованье) — как правило, дважды в год — и авторское вознаграждение за каждую выполненную работу. Царь их уважал и относился к ним с известным пиететом: так, при пожаре из казны им безвозмездно выделялись «подъемные» в размере 20 руб. и предоставлялся земельный участок для нового двора. Но общий штат царских изографов в иные годы превышал две сотни человек. Такого количества иконописцев Москва содержать не могла, да их постоянное присутствие в столице и не требовалось. Помимо жалованных, задачи Оружейной палаты выполняли городовые (то есть местные, провинциальные) мастера. В случае срочного заказа им с нарочным на дом доставлялись иконные доски, краски и подробное описание работы. Для написания большого образа, где спешка не требовалась, мастеров могли, наоборот, вызвать в Москву.

http://e-vestnik.ru/culture/zhivopodobna...

Последующие 28 лет святитель Иннокентий трудился на огромных просторах восточных пределов России, просвещая светом Христовой веры народности, не приобщенные до того к Благовестию Христову. Под непосредственным руководством и при ближайшем участии святителя Иннокентия были осуществлены в эти годы переводы Священных книг на якутский и тунгусский языки, составлены соответствующие словари и грамматика. Под его редакцией вышли переводы на якутский язык всех книг Нового Завета (кроме Апокалипсиса), из Ветхого Завета были переведены книги Бытия и Псалтирь; из богослужебных книг — Служебник, Требник, Каноник, Часослов. В 1852 г. Якутская область была причислена к Камчатской епархии, и город Якутск стал резиденцией епископа. Учитывая кочевой образ жизни якутов, святитель благословил устраивать в населенных пунктах небольшие часовни, а приходских священников снабдил переносными антиминсами, чтобы они могли чаще посещать эти часовни, а в случае необходимости совершать богослужения под открытым небом. В 1854 г. — во время нападения англичан (в связи с Крымской войной) на российские дальневосточные территории — святитель Иннокентий отправился на Амур через Аян, захваченный англичанами, и вел с ними переговоры. Как человек преданный своей Родине и близко принимавший к сердцу ее интересы, он проявил большую заботу о благоприятном разрешении Амурского вопроса. В эти края в качестве миссионера он назначил своего сына, священника Гавриила. В июле 1859 г. святитель Иннокентий совершил первое богослужение на якутском языке. Промыслом Божьим 5 января 1868 г. святитель Иннокентий стал преемником митрополита Филарета на кафедре Московских первоиерархов. Через Святейший Синод митрополит Иннокентий закрепил вековой миссионерский опыт Русской Церкви (еще в 1839 г. он предложил проект улучшения организации миссионерского служения). Находясь на кафедре московских святителей, митрополит Иннокентий учредил Православное миссионерское общество, которое в течение девяти лет под его председательством достигло больших успехов. Попечением митрополита московский Покровский монастырь был преобразован в миссионерский, а в 1870 г. учреждена Японская православная духовная миссия во главе с архимандритом Николаем (Касаткиным) (впоследствии святитель Николай Японский, память 3/16 февраля), которому святитель Иннокентий передал многое из своего духовного опыта. Весьма плодотворно было и управление святителем Иннокентием Московской епархией. Его стараниями построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Московской духовной академии.

http://patriarchia.ru/db/text/51628.html

Чтобы понять разделившиеся во времена Иисуса воззрения и выяснить себе бесконечную противоположность их по духу новой доктрине, необходимо перенестись в тогдашнюю атмосферу. Удаление, с примесью презрения, от всех языческих путей, мыслей и сообщества, поклонение букве закона, самооправдание и гордость происхождения и еще более гордость знания становятся, таким образом, понятными для нас, также как и абсолютный антагонизм в деле притязаний на Мессию, столь не походившего на них и их собственный идеал. Правда, первые вещания о Нем могли вызвать надежды, которые скоро же оказались напрасными, и Его чудеса встревожить на некоторое время. Но, намечаемые Им границы царства существенно отличались от границ, которые устанавливались ими самими и внутри которых ими распределялись все предметы, как для настоящего времени, так и для будущего. Если бы Он согласился безропотно пойти вместе с ними, завершить и осуществить то, что предполагалось ими, то дело могло принять совершенно иной оборот. Он не согласился принять даже их основных идей, хотя в деталях здесь было столько прекрасного, истинного и даже великого. Но все различие крылось именно в первом. Для реформы и прогресса здесь также не имелось никакой возможности. Прошедшее, настоящее и будущее, как относительно языческого мира, так и относительно Израиля, было установлено здесь бесповоротно; или скорее можно сказать, что здесь всего этого не было, так как все продолжалось именно так, как было от творения мира, даже задолго до сего. Тора действительно существовала за 2000 лет до творения; 365 патриархи имели свои академии знания и знали и соблюдали все обряды;·сам традиционализм относительно времени и авторитета имел то же происхождение, что и закон. Что касается языческих народов, то Бог предложил и им закон, но они отвергли его; их позднейшее покаяние окажется лицемерным, так как оправдания их будут усмотрены ничтожными. Что же касается израильтян, то, как бы ни были малы их добрые дела, но чрез собрание их со всего народа они окажутся, в конце концов, великими; Бог взыщет за их грехи возмездие подобно тому, как взыскивает его человек со своих друзей, беря по временам небольшие суммы. В этом именно смысле раввины разработали тот возвышенный образ, представлявший церковь под видом тела, в котором все члены страждут и радуются вместе, который впоследствии был принят и усвоен в бесконечно различном, духовном значении апостолом Павлом. 366

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prig...

— Патовая ситуация. Выходит, ничего сделать нельзя? — Тюрьма — образ общества. У одного — крабы и икра , а других в это время пытают. Решить вопрос о насилии в тюрьме можно лишь одним способом: изменив в обществе в целом отношение к насилию.  Если в обществе проблемы принято выяснять через насилие — словесное, эмоциональное, физическое — то что говорить о тюрьме? — Есть грех, а есть преступление. За грех не сажают в тюрьму, за проступок очень даже. Однако в глазах общества именно заключенный, даже бывший — печать навсегда. Это тот, кто редко может быть оправдан, потому что «просто так не сажают». Церковь способна хоть как-то изменить отношение общества к заключенным?  — Люди, которые считают, что «просто так не сажают», были всегда. На них, простых гражданах, а не на государственных структурах, держится принцип презумпции виновности. Они духом не причастны мученикам и новомученикам, Иоанну Предтече, самому Спасителю и всем, кто сидел «просто так». Они духом причастны телевизору или диктору в черной тарелке радио. Для них власть всегда права. А когда за ними самими приезжал черный воронок, они писали жалобные письма: «Товарищ Сталин, произошла чудовищная ошибка…» Я согласен с тезисом, что разговор о сталинизме в России — это разговор не о прошлом нашей страны, а о ее настоящем и будущем. Все это слишком похоже на то, что мы читаем в свидетельствах тех, кто пережил (или не пережил) сталинский террор. Если мне, служащему в Испании, люди рассказывали о том, как в России им защемляли дверью ногти, чтобы заставить дать нужные показания, как били до тех пор, пока они не подпишут чистый лист, то есть ли в самой России священник, который не слышал бы этих историй от сидельцев и их родственников? Интервью было взято в 2018 году. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/v-tyurme-chelovek-mozh...

Лик Богоматери – продолговатый, нос – удлиненный и тонкий, рот – небольшой и узкий, глаза – темные и большие, под дугами ресниц. Слегка приподнятые брови, складки между ними, неподвижность взгляда, устремленного в бесконечность, – все это придает лицу Богоматери выражение глубокой и впечатляющей скорби. Выражение грусти усиливают и уголки рта. Тень ресниц затемняет зрачки, глаза будто погружены в неизмеримую глубину, недоступную посторонним взорам. Глаза Младенца выпуклы, благодаря чему кажутся широко открытыми, уста Его несколько велики. Пресвятая Дева держит Младенца на правой руке, едва касаясь Его левой и как бы указывая всем на Него. Младенец с любовью прижался лицом к лицу Матери, полностью отдавшись порыву нежности и утешения. Его внимание, сосредоточенное на состоянии духа Матери, явно проявляется в направлении Его взгляда, вызывая ассоциацию с другой иконописной композицией: «Не рыдай Мене, Мати». Жест Младенца полон успокоительной ласки, одна рука Его сжимает мафорий, другая нежно обвивает шею Матери. А Мать охвачена предчувствием будущих страданий. Легкий наклон Ее головы к Младенцу смягчает величие Богоматери. Она – образ Церкви, несущей грядущее спасение. Она его возвещает, прозревая Воскресение сквозь крестные муки. Рублев знал эту икону Богородицы. Кто сможет описать бездонную глубину взгляда Отца на иконе Пресвятой Троицы, глубину, которая удивительно схожа с напряженностью и таинственностью взгляда Богоматери на Ее Владимирской иконе? Излияние любви выражается на обеих иконах одинаковым наклоном головы. Любовь Отца распинается, душу Матери пронзает оружие ( Лк.2:35 ). В иконе Троицы мы чувствуем тайну Agape, божественной любви, превосходящей собственную трансцендентность. Икона Пресвятой Девы Умиление являет нам взаимную нежность, близость, имманентность Божества во Христе. Отцы считают, что начало Церкви было положено в Раю. Бог «ходил в раю во время прохлады дня» ( Быт.3:8 ) и беседовал с человеком. Сущность Церкви выражается в общении между Богом и человеком и в наивысшей степени проявляется в тайне Воплощения, полном ипостасном соединении Божественной и человеческой природ в Лице Слова. За редкими исключениями («Оранта», «Покров») иконы Богоматери всегда изображают Ее с Младенцем Иисусом, являясь именно иконами Воплощения или Церкви, как высшего единства Божества (Младенец–Слово) и человечества (Мать). С изумительным мастерством, хотя и чрезвычайно сдержанно, иконописец изображает на Владимирской иконе потрясающую взаимную любовь: божественное Человеколюбие, «безрассудную» 272 любовь Бога к человеку и страстный порыв человека в ответ на эту любовь к Тому, «Кого любит моя душа» 273 , порыв «любви, agape, укорененной в сердце» 274 . Здесь выражено предвечное желание Бога стать человеком, чтобы человек стал богом. Таким образом, в иконе мы созерцаем тайну Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Говорят: Он принял образ раба, потому что, препоясавшись полотенцем, умыл ноги учеников. Это ли образ раба? Это не образ раба, а дело раба. Иное заниматься делом раба, а иное принять образ раба. Иначе – почему не сказано, что Он совершил дело раба, что было бы яснее? Да и нигде в Писании не употребляется (слово) «образ» вместо дела, потому что между ними большое различие: одно – принадлежность естества, а другое деятельности. И в обыкновенном разговоре мы никогда не употребляем образ вместо дела. Иначе говоря, Он, по их мнению, и дела не сделал, и не препоясывался. Если дело было мечта, то не было истиной; если Он не имел рук, то как умыл? Если не имел бедр, то как препоясался полотенцем? Да и какую «одежду» взял? А ведь сказано: «Надел одежду Свою» ( Иоан. 13:12 ). Допустив, что здесь представляется не то, что на самом деле было, а призрак только, надобно допустить, что Он не умыл и ног ученикам. Если бесплотное естество не сделалось видимым, значит оно не было и в теле. Итак, кто ж умыл учеников? Что еще скажем против Павла самосатского? А что, спросите, он говорит? Он говорит то же: имеющему естество человеческое и настоящему человеку умыть подобных себе рабов – не есть умаление. То же самое, что мы сказали против ариан, нужно сказать и против них. Все различие между ними состоит только в небольшом промежутке времени: и те и другие называют Сына Божья творением. Итак, что же скажем против них? Если человек умыл людей, то Он не умалил и не унизил Себя; если, будучи человеком Он не восхитил равенства с Богом, то в этом еще нет похвалы. Богу сделаться человеком – это великое, неизреченное и неизъяснимое смирение; а человеку совершать дела человеческие – что за смирение? И где образ Божий называется делом Божьим? Если Он был простой человек и называется образом Божьим за Свои дела, то почему не говорим того же и о Петре, который сделал больше Его? Почему и о Павле не говоришь, что Он имел образ Божий? Почему Павел не представил в пример себя самого, хотя исполнял множество рабских дел, и ни от чего не отказывался, как сам говорит: «Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса» ( 2Кор. 4:5 )? Смешно это и нелепо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Что же это значит? И это противоречие, скажут. Противоречия нет никакого, а какое–то пустое и смешное с их стороны умствование. Говорят: Он принял образ раба, потому что, препоясавшись полотенцем, умыл ноги учеников. Это ли образ раба? Это не образ раба, а дело раба. Иное заниматься делом раба, а иное принять образ раба. Иначе — почему не сказано, что Он совершил дело раба, что было бы яснее? Да и нигде в Писании не употребляется (слово) « образ » вместо дела, потому что между ними большое различие: одно — принадлежность естества, а другое деятельности. И в обыкновенном разговоре мы никогда не употребляем образ вместо дела. Иначе говоря, Он, по их мнению, и дела не сделал, и не препоясывался. Если дело было мечта, то не было истиной; если Он не имел рук, то как умыл? Если не имел бедр, то как препоясался полотенцем? Да и какую « одежду » взял? А ведь сказано: « Надел одежду Свою » (Ин. 13:12). Допустив, что здесь представляется не то, что на самом деле было, а призрак только, надобно допустить, что Он не умыл и ног ученикам. Если бесплотное естество не сделалось видимым, значит оно не было и в теле. Итак, кто же умыл учеников? Что еще скажем против Павла самосатского? А что, спросите, он говорит? Он говорит то же: имеющему естество человеческое и настоящему человеку умыть подобных себе рабов — не есть умаление. То же самое, что мы сказали против ариан, нужно сказать и против них. Все различие между ними состоит только в небольшом промежутке времени: и те и другие называют Сына Божия творением. Итак, что же скажем против них? Если человек умыл людей, то Он не умалил и не унизил Себя; если, будучи человеком Он не восхитил равенства с Богом, то в этом еще нет похвалы. Богу сделаться человеком — это великое, неизреченное и неизъяснимое смирение; а человеку совершать дела человеческие — что за смирение? И где образ Божий называется делом Божиим? Если Он был простой человек и называется образом Божиим за Свои дела, то почему не говорим того же и о Петре, который сделал больше Его? Почему и о Павле не говоришь, что Он имел образ Божий? Почему Павел не представил в пример себя самого, хотя исполнял множество рабских дел, и ни от чего не отказывался, как сам говорит: « Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса » (2 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

– Опыт, мудрость и понимание приходят постепенно, – продолжает Ольга свою мысль. – И ошибки с нашей стороны тоже были. Например, с Ирой я пыталась реализовать идеальную картинку, которую я себе нарисовала. И соответственно, я от нее очень много требовала, на многое обижалась, часто раздражалась, так как она никак не хотела вписываться в мой придуманный образ. Я молчала, накапливая негодование, а когда проблема разрасталась и терпению приходил конец, начинала ей все высказывать, и конечно, начинался конфликт. Разговаривала я с ней сразу по-взрослому, четко, лаконично, а подросткам надо много внимания, любви, заботы, особенно когда в детстве они это недополучили. С маленьким ребенком как? Мы их нацеловываем, валяемся с ними на кровати. С подростком так же не будешь, это уже вроде как взрослый человек. А им, оказывается, тоже этого хочется. Они смотрят, что ты тискаешь маленьких, и переживают по этому поводу. Ты не поймешь, что их нужно обнять, поцеловать, ведь они смотрят исподлобья, да и не подпустят же сначала!  Помню, мы с Ирой и Семеном пошли в небольшой поход. Нам нужно было перейти через реку, не глубокую, но с хорошим течением. Родион надул матрас, уложил туда наши рюкзаки и палатку, в центре посадили Семена и приготовились переплавить все это через реку. И тут 14-летняя Ира подходит и тоже садится на матрас. Я ей говорю: «Ты что? Мы с тобой сами дойдем, а папа переплавит все остальное, вставай». А она, показывая на Семена, говорит: «А почему ему можно сидеть, а мне нет?» Она искренне злилась, и не понимала, почему ей нужно идти самой, и думала, что мы просто ее не любим, хотя Семену был только год.  Сейчас я это вижу у Дашки. Когда мальчишки болеют, мы укладываем их спать с собой, чтобы следить ночью за температурой. И если болеет несколько человек, они начинают между собой спорить, кто будет спать с мамой. И иногда забавно слышать из соседней комнаты, как Дашка тоже участвует в этом споре: «Я так-то тоже болею, и еще ни разу с мамой не спала!»  Еще наша ошибка поначалу была в том, что, когда у нас с Ирой были конфликты, муж не вмешивался в воспитание. Он говорил: «Я в ваши женские склоки вообще не лезу». Есть правило: родитель – это авторитет. И это не две одинаковые по статусу девочки поругались, а ругаются мама и дочка. Детей надо сразу осаживать и вставать на сторону мамы, даже если мама не права, родители должны быть всегда в одной упряжке. И если папа с мамой не согласен, то это потом нужно говорить, когда взрослые остались один на один. Ребенок должен знать, что у мамы есть защита в виде отца, а слово папы – закон, и мама не решит по-другому, если уже папа принял какое-то решение или вынес вердикт. Но по неопытности мы этого не делали. Родион отмалчивался, а мы бились с Ирой за право быть главной в доме.

http://pravmir.ru/esli-zhdete-blagodarno...

" И были тогда дети великого царя Горгасала Арчил (и) Дарчил в крепости той, которую называют Анакопия. ибо скрывались они (в ней) от страха перед персами. И вступили вперед с небольшим войском в сражение с язычниками, но были осилены ими, ибо убили брата старшего Арчила, а Дарчил вернулся в ту же крепость Анакопию " . " История Вахтанга Горгасала " : после разгрома Мерваном ибн Мухаммадом Картли правители последней Мир и Арчил " ушли в Эгриси, а оттуда скрылись в Абхазии " . Мухаммад " стал преследовать их по пятам и сокрушил все города и крепости страны Эгрисской " . Затем арабский полководец прошел " Клисуру, которая в ту пору была рубежом между Грецией и Грузией, разгромил город Апшилети Цхуми и подступил к крепости Анакопии, в которой пребывает нерукотворный, свыше ниспосланный образ Пресвятой Богородицы и о котором неведомо, кто явил его на вершину той горы, граничащей на юге с морем, а на севере с лесом болотистым. В ней (Анакопии) пребывали тогда цари картлийские Мир и Арчил. Отец же их помер и был погребен в Эгриси. А эристав кесаря Леон (Абхазский) находился в крепости Согбиси, расположенной на Овсетском перевале. И никто не мог противостоять Глухому, ибо были войска его более и многочисленнее лесов Эгриси... " " И было при них немногое число придворных и родни эриставов и питиахшей - около тысячи (человек), а из бойцов абхазских - две тысячи... " " И, уповая на Бога, вышли на борьбу с ними. Сразились, и ниспослал Господь мощь малому люду христианскому; погибло от недуга тридцать пять тысяч сарацин, а от меча же - три тысячи. И был ранен Мир копьем в пах. Христиан в день тот было убито шестьдесят, а кони сарацин попадали во множестве, словно леса, и выбросили их всех в море " [Джуаншер Джуаншериани. Указ. раб. С. 102-104.] . Сопоставление этих сведений об одном и том же событии свидетельствует, что автор " Мученичества Давида и Константина " был далек от тех знаний исторических фактов и событий, которые он мог почерпнуть из " Истории Вахтанга Горгасала " , если бы он ею пользовался.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010