Вполне можно посодействовать пожилым людям, которым не рекомендовано посещать людные места, ходить в те же магазины. Это касается родственников, соседей, прихожан своего храма. Домовая церковь великомученицы Анастасии Узорешительницы. Фото: Станислав Марченко — Как люди ведут себя по отношению к друг другу у вас в приходе? — У нас, слава Богу, еще ни один человек не заболел. Приход небольшой, несколько сотен человек, но очень стабильный. Есть солидарность, все всех знают. Люди дружат, есть мощные горизонтальные связи, общие трапезы каждое воскресение. У многодетных — дети в воскресной школе, родители преподают, праздники вместе проводят.  Мне было интересно с самого начала создавать такую среду христианского общения и взаимопомощи. Когда я начинал свою деятельность как священник, я это ставил вполне осознанной задачей.  В 80-е годы я делал первые шаги в Церкви и случайно в другом городе остановился у знакомых — попал в среду баптистов. Это был первый опыт знакомства с ними. В воскресение после моления к ним домой приехала куча народу. Там были и родители, и молодые семьи с маленькими детьми. Нам было лет по 25 тогда. Я был поражен тем, что это собрание людей очень органично. Люди разных возрастов, разного социального положения, культуры, но они все вместе, хорошо общаются между собой.  Я не понимал, что их объединяет? Потом уже осознал, что это и называется христианская община, где люди соединены вокруг Христа, вокруг своей веры. Христос объединяет их в одно целое, а не те обычные признаки, которые собирали людей в моем предыдущем опыте. Дальше я нашел такую общину в Ленинграде. Мы собирались, читали Евангелие. Для меня это был базовый опыт церковной жизни. Когда я стал священником и мы искали храм, мне совершенно неинтересно было получить большой городской храм, я хотел какой-нибудь дом, чтобы в нем организовать жизнь людей. Так и получилось.  У нас тут, в общем-то, достаточно разнообразно: детский приют, радиостанция «Град Петров», братство, существующее с начала 90-х годов — первое благотворительное братство в городе, сестричество… Все это началось здесь. Поэтому для меня и моих прихожан такая общинность и взаимная поддержка — естественный образ жизни.

http://pravmir.ru/mesyacz-poterpi-potom-...

В том же году в церкви Святой Троицы, с южной стороны под кровлей наверху, по повелению начальствующих иконописцы писали на церковной стене образ Святой Живоначальной Троицы, а с ними были и прочие мастера, травописцы 216 и плотники – строители лесов. Во время Божественной литургии леса внезапно дрогнули. Мастера соскочили на кровлю церкви Чудотворца Никона, некоторые бросились на придел Серапиона чудотворца, а один плотник стал падать вместе с лесами, молясь в уме чудотворцу Сергию о спасении. Никто даже не успел ничего сказать в спешке и в страхе, но все были спасены и благодарили преподобных Сергия и Никона, потому что по молитвам их остались невредимы. Леса же рассыпались по земле до самых архимандричьих келлий. А плотник тот встал на ноги, словно кем-то поставленный. Мы, видев все это, благодарили Бога и Преподобного Сергия и, записав по цареву повелению, принесли на Печатный двор вместе с другими чудесами святого, но там отнеслись к этому с пренебрежением, как уже было сказано выше, сочли это случаем, а не чудом. Мы же все это записали еще раз: хотя они и пренебрегли нашими записями, но мы, где бы ни сидели, где бы ни находились, в любое время, постоянно имеем на устах святое имя Преподобного Сергия, потому что для нас, сирых, он неизменный отец, ведущий нас к Вечной Жизни. 23. Об утопшем, спасенном по молитвам святого В 7152 (1644) году шло по реке Волге вверх от Астрахани судно купца Надеи Светешникова, и на том судне был приказчик по имени Одинец. Когда подошли к устью Казанки, внезапно с судна свалился человек в Волгу и сразу утонул, потому что был одержим лихорадкой и весьма немощен. Люди, бывшие при этом, закричали, некоторые бросились в небольшую лодку и стали искать его, но не нашли. Решив, что он утонул, они возвратились на большое судно, насад, который тянули на канате, проходя то место, как это обычно делают, на завознях – лодках для завода якоря. Когда человек тот погрузился под воду, словно бы по некоему Промыслу Божию, поднялся сильный ветер, на насаде подняли парус и быстро пошли своим путем. Между тем несчастный, находясь на дне реки, мысленно призывал Бога на помощь. Внезапно видит он светообразного инока, украшенного сединами; взяв утонувшего за руку, инок вывел его из воды и поставил на берегу реки, на суше. Спасенный, думая, что это Никола Чудотворец, так и называл его, но святой сказал: «Нет, я из Троицкого монастыря, Сергий мое имя», и он, услышав это, припал к ногам Преподобного, орошая землю слезами, а святой Сергий в это время стал невидим. Поднявшись, человек тот возблагодарил Бога и чудотворца Сергия, потому что был спасен из воды, да к тому же и от болезни исцелился. От Казани он пошел пешком, не догнав свой насад, и пришел в Нижний Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

По смерти ученика его Лаврентия, игумена, обитель его пришла было в упадок, – здания обветшали, братья почти все разошлись, так что не осталось ни одного иеромонаха. Раз монастырский служитель Марк видит в сонном видении: обитель полна народа; старец в свя­тительской одежде, седой, крестом осеняет обитель и работающих в ней на постройке; другой старец, с брадою до персей, окропляет святою водою; третий среднего роста, с русыми волосами, окаждает за ними; а еще четвертый, молодой, вдали следует за ними. Марк узнал в третьем преподобного Александра, и преподобный по его прошению сказал: первый старец – святитель Николай, имени коего посвящен храм обители, второй – преподобный Кирилл, обещавшийся помогать мне, – по моей просьбе они пришли сюда, а молодой человек – из­бираемый в игумена Матвей. Сын иеромонаха пустынника Матвей, в иночестве Максим, посвященный в игумена архиепископом Сергием (1483–1485), в самом деле восстановил обитель по всем частям. Припостроении нового храма в честь святителя Николая по указанию самого явившегося преподобного найдены были нетленными мощи его. Новый храм освящен при игумене Вассиане 2-м, и при нем же преподобный велел написать образ его. По рассказу одного старца, который знал преподобного еще в земной жизни, преподобный был роста среднего, лицом сухой, с впалыми глазами, с небольшою и не густою бородою, с проседью в русых волосах. В таком виде и был он написан. Затем следовали различные чудеса преподобного. Чудо, которое испытал на себе иеромонах Феодосий, описавший житие и чудеса пре­подобного в 1562 году, весьма замечательно по свидетельству о крест­ном знамении. Феодосий вместе с другими восставал на игумена обите­ли с укоризнами и жалобами. Явившийся преподобный сказал: «А кто здесь игумен? Конечно не ты; игумену скажи: пусть творит свое дело; тебе же говорю: пекись о твоей душе». Феодосий раскаялся; он положил было описать житие и чудеса преподобного, но потом стал волноваться сомнениями и оставил начатое дело. Явившийся преподобный наказал его тремя ударами прута. «И уведех бывшая над собою, – пишет Фео­досий, – яко десная моя река ослабе, длань же о запястиизапястия) согнуся, три же персты верхних едва возмогох вместе сдвинути, еже на лицы своем крестное знамение воображати, два же персты нижних ко длани прикорчишася». Вот как в обители преподобного Александра в 1562 году изображалось крестное знамение! Тремя первыми перста­ми! Сильное вразумление отважному самовластию преподано препо­добным.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Иоанна Златоуста и других отцов церкви и пользовались одинаковым с ними значением в церковном употреблении в древнерусской церкви... На основании сделанных нами замечаний по поводу житийного сказания Пролога о св. Кирилле Туровском , – единственного источника для его жизнеописания, – можно до некоторой степени характеризовать его личность и положение в современном ему обществе. Живя на юге России в то время, когда эпически-героический строй древнерусской жизни, воспроизведенный нашими былинами и «Словом о Полку Игореве» еще не был порушен, когда здоровая молодая жизнь била ключом, несмотря на все опустошения и разорения, сопровождавшие княжеские усобицы и набеги диких кочевников на южные пределы России, – он являет из себя цельный образ того «нового человека», которого начинало вырабатывать на Руси христианство и принесенное им просвещение. Он – человек христиански-просвещенный, ученый и образованный богослов, погруженный в изучение св. Писания и отцов церкви, и вместе – аскет-отшельник, не ищущий и не желающий ничего в этом земном мире и яже от мира; но он, тем не менее, не порывает связей и с этим миром, напротив, живет в нем, находится в постоянном общении и взаимообщении с людьми, с обществом. Так, и в монастыре, и в затворе – он поучает и назидает, словом и делом, учением и примером, приобретает громкую известность святостью жизни и своим учительством и не только не отказывается принять многотрудное святительское служение, но и действует как мудрый пастырь и архипастырь, участвуя в важнейших церковных и церковно-политических событиях своего времени (отношения его к Андрею Боголюбскому и к делу Феодорца). – Таким представляется нам святитель Кирилл Туровский , на основании даже и тех скудных сведений, какие сохранились от древности. Его поучения, издаваемые нами, к рассмотрению которых, в связи с другими творениями св. Кирилла, мы теперь обращаемся, вполне подтверждают такую характеристику. Известный ученый археограф Калайдович издал в 1821 г. 15 небольших церковно-учительских произведений святителя Кирилла Туровского и с этого времени имя его заносится на страницы истории древнерусской литературы, как имя замечательного писателя и красноречивого проповедника XII века.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Настойчивость Соловецких монахов в борьбе с суровою природою севера, кажется, беспредельна. Здесь показывают паломникам, как чудо настойчивости и упорного труда, – мост, сооруженный монахами между Беломорским островом и Муксальмским, где в настоящее время находится монастырская сельско-хозяйственная ферма. Этот мост сооружен из громадных морских камней, которыми монахи забросали морской перешеек на протяжении версты с четвертью! Смотришь на это удивительное произведение человеческих рук и невольно вспоминаются слова поэта: «Куда как упорен в труде человек! Чего он не сможет? Лишь было б терпенье, Да разум, да воля, да Божье хотенье!» Монастырская стена имеет в окружности одну версту и в этом небольшом пространстве заключено десять храмов и до 15-ти громадных корпусов, в которых помещается братия. Вход в монастырь с западной стороны чрез св. ворота, на которых образ Нерукотворенного Спаса, писанный одним из Соловецких угодников 17 в. Елеазарием. В воротах повешены модели тех судов, на которых Петр Великий два раза путешествовал в монастырь. При входе в монастырь, направо, в необычайно толстой монастырской стене (около 6 саж.), помещается лавочка, где богомольцы приобретают чай, сахар, семгу (20 к. Фунт), яйца (30 к. дес.) и другие съестные припасы. Недалеко от нее другая лавка с иконами, книгами, образами, засушенными морскими звездами, ложками с изображением чаек и т. п. предметами. Здесь же можно приобрести литографированные виды монастыря и скитов, описание монастыря и многочисленных чудес. На монастырском дворе вследствие обилие построек – тесно. Кроме того, каждая свободная площадка покрыта стаей чаек. Эти оригинальные птицы смело расхаживают между богомольцами и берут хлеб прямо у них из рук. Монахи, а за ними и богомольцы, относятся к чайкам замечательно хорошо и здесь ходит легенда о том, как чайки, оказали услугу монастырю в борьбе с англичанами. Вообще отношение Соловецких монахов к зверям и птицам, населяющим остров, очень симпатично. Здесь не только безусловно запрещается убивать животных, но даже обижать их. Соловецкие иноки вполне прониклись мыслью, что грешно обижать бессловесных животных, и последние, по – видимому, оценили это и доверчиво идут к монахам в кельи. Инок, живущий в глухом Анзерском скиту, рассказывал нам, как к нему зимою приходят лисицы за хлебом в келью. Это трогательное внимание к животным как нельзя более свидетельствует о том, что среди Соловецких иноков живы еще великие заветы основателей обители, относившихся ко всем с любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 октября 1307 года всех тамплиеров, не успевших укрыться, арестовали и подвергли допросам инквизиции. Их обвиняли в ереси, отречении от Христа и мужеложстве. Под пытками многие рыцари признались во всех обвинениях. Папа издал буллу, согласно которой аресты и изымание имущества у тамплиеров и Ордена в пользу казны и Церкви начались по всей Европе. В 1310 году возле монастыря Святого Антония под Парижем на костер взошли 54 рыцаря, которые отказались от ранее данных под пытками показаний. 5 апреля 1312 года Папа издал буллу об упразднении Ордена. В 1314 году вынесли приговор Великому Магистру Ордена Жаку де Молу. Его и еще нескольких человек приговорили к тюремному заключению, так как они ранее под пытками признали предъявленные обвинения. Однако на суде Жак де Мол и приор Нормандии Жоффруа де Шарне заявили о том, что предпочтут смерть тюрьме. В тот же день они были сожжены. «С Тамплиерами погиб целый мир; рыцарство, крестовые походы кончились с ними. Даже папство получило ужасный удар. Символизм был глубоко потрясен», — Эти слова о последствии падения рыцарей Храма принадлежат Чарльзу Уильяму Гекерторну. Образ тамплиеров нередко использовался в литературе и искусстве. Им нередко приписывали чуть ли не мистические способности, но всё это — не более, чем домыслы. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 19 декабря, 2022 9 декабря, 2022 2 марта, 2024 27 января, 2024 5 января, 2024 4 ноября, 2023 28 октября, 2023 6 июня, 2023 8 мая, 2023 19 декабря, 2022 9 декабря, 2022 2 марта, 2024 27 января, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/tampliery/

А традиционная монашеская литература — мужская — естественно, писалась «для своих»: старец обращается к своим послушникам, при этом ему хорошо известно, что у этих послушников есть фундаментальный половой инстинкт, они не евнухи. Естественно, что этот инстинкт, у большинства из них ориентирован в нормальную сторону — на девушек. Поэтому старец и говорит: смотрите, уклоняйтесь от общения с молодыми девицами, чтобы не было повода никаким искушениям, мыслям и т. д. Одним словом, вполне понятные принципы аскетики. Кстати сказать, общие для всех религий, где есть аскетическая традиция (в буддизме, например, похожие правила есть). Вы хотите сказать, что и здесь нет никакой дискриминации? Конечно. Более того, если бы до нас дошли письма, написанные старицами женских монастырей, там тоже самое было бы сказано по поводу юношей: избегайте встреч с юношами, чтобы их образ не носить в себе, не встречайтесь и не беседуйте с ними и т. д. Здесь речь идет не о том, что женщина хуже мужчины (или наоборот), а о том, что у нормального человека всегда есть эротический интерес к противоположному полу. И если задача монашества состоит в том, чтобы взять под контроль этот инстинкт — не отсечь его, а преобразить, в любовь ко Христу — то соответственно в женских монастырях будут говорить: будьте осторожны при общении с юношами; а в мужских — будьте осторожны при общении с девушками. Повторяю, именно в силу того, что литература была мужская, «мужскоязычная», создалось впечатление, что Церковь против женщин как таковых что-то имеет. На самом же деле просто есть некоторые элементарные правила аскетики. Ну и наконец, есть еще некоторые, уже чисто приходские особенности, и они в большинстве своем заимствованы из язычества. Сегодня почему-то модно говорить, что христианство унизило женщину, а язычество, наоборот, превозносит. Чтобы посмотреть, так это или нет, проведем небольшой эксперимент. Вертикальный лист делим на две полосы. Правая и левая. Справа пишем «добро», «свет», слева — «зло», «тьма». Спрашивается, в какую часть следует написать «мужское», а в какую — «женское», если исходить из фольклора, сказок, языческой философии? Чтобы не гадать, вспомните даосский символ инь и ян, и все станет ясно: женское начало в большинстве нехристианских культур отождествляется с началом тьмы, разрушением, хаосом. Именно этому представлению и противостоит библейское повествование о сотворении человека, сотворении женщины.

http://foma.ru/i-ostavit-chelovek-otcza-...

Описание Борисом Зайцевым внешности старца Феодосия, по существу, очень писательское: добрые небольшие глазки, довольно полные щеки, небрежность в одежде, быстрая речь и общая застенчивая интонация. “Он конфузливо сидел на табуретке, не зная куда девать большие руки, не зная как быть с ногами, и вполголоса скороговоркой давал краткие реплики переводчику” (речь идет о посещении старца немцем–иностранцем и протестантом. — В. М. Е.). Ученых монахов в это время на Афоне было немного. Поэтому о. Феодосий был весьма почитаем начальством Свято—Пантелеимонова Русского монастыря — и игуменом архим. Мисаилом, и духовником архим. Кириком. Многих паломников Святой Горы посылали именно к нему. Так довелось встретиться с ним и Б. К. Зайцеву. У таких “знаменитых” старцев на Афоне свое служение, у них свое место в домостроительстве Господнем, и у них свое послушание в церковной жизни. Отец Феодосий принимает паломников, беседует с ними — это его послушание (иностранец, правда, говорит большей частью глупости, но и глупости тоже бывает полезно выслушать в назидание Церкви). Направили к отшельнику среди скал Карулии о. Феодосию на беседу и Д. Шаховского. Эта беседа была очень характерной. Д. Шаховской поразился, в частности, одной уверенно, убежденно высказанной мысли старца: “Христос любил книжников и фарисеев”. Уже в старости владыка Иоанн вспоминал, что в молодые годы думал, что Христос их отвергал и ниспровергал, и что–то в этом роде начал старцу возражать. Тот отвечал: “Но ведь это же и было Его свидетельство любви к ним. Он же отвергал не душу этих фарисеев, а их фарисейство, то есть то зло, которое мучило их самих, и в этом была Его любовь” с. 58–59]. Обладая этим обоюдоострым мечом духовного рассуждения попытаемся рассечь понятие любви к врагам. Можно видеть, что существует различие между личностью врага (человек есть образ Божий, и поэтому, по свидетельству преп. Ефрема Сирина, “ни в ком прежде смерти не отчаивайся”) и “вражеством” этого врага, то есть тем злом, которое мучает его самого. И тогда любовь к врагам не только становится естественной, но делается абсолютно ясно, что христианину нельзя думать, чувствовать и мыслить как–либо иначе.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1606

10 июня 2015 г. 14:40 Митрополит Арголидский Нектарий: Сердце святителя Луки, архиепископа Крымского, вмещало в себя весь мир В канун дня памяти святителя Луки Войно-Ясенецкого в МИА " Россия сегодня " состоялся видеомост Симферополь – Москва на тему: «Поклонение святыням как образ жизни. Кто и зачем идет к мощам святого Луки?», на котором его участники рассказали, когда впервые было составлено жизнеописания о святом и почему этот святой так почитаем  православными не только в России, но и в Греции. «Если бы у вас был возможность облететь в эти дни Грецию на вертолете, то вы увидели бы оживление, сравнимое в праздником Пасхи, - рассказал посещающий в эти дни Симферополь митрополит Арголидский Нектарий (Антонопулос), (Элладская Православная Церковь). - Везде звонят колокола, люди радуются и благодарят русского святого, который стал для них так близок». По словам митрополита Нектария на это есть две причины: греков всегда поражало само жизнеописание святителя Луки, его глубокая вера, от которой он не отрекся несмотря на все выпавшие на его долю испытания и гонения, которые трогают сердца даже самых закоренелых атеистов. И вторая причина — большое количество чудес, совершаемых святителем по молитвам к нему православных греков. «В Греции святитель Лука является людям воочию- или в архиерейских одеждах или в медицинском белом халате, - пояснил митрополит. - Его видят больные в больничной палате или дома, в хирургическом операционном зале. Они видят его также и во сне, что святитель их оперирует. А утром находят следы крови у себя на одежде или на простыне. Кроме того, святитель Лука много раз являлся людям, которые не отличаются глубиной веры и помогал им победить болезнь. И эти факты чудесной помощи передаются среди людей подобно молнии. Я лично знаком с теми, кто рассказал мне об этих чудесах, случившихся с ними». Преподобный Максим Исповедник говорил о том, что человек, который прожил свою жизнь с любовью, принимает от Бога дар чудотворения. Благодаря этим словам можно понять и объяснить присутствие многих чудес в жизни святителя. Митрополит Нектарий рассказал, что когда ему показали сердце святителя, которое осталось нетленно, то несмотря на то, что оно было небольшое, он почувствовал, что по той силе любви, которая жила в этом сердце, оно вмещало в себя мир.

http://e-vestnik.ru/news/svyatitel_luka_...

– Были, конечно же, и другие интересные направления? – Поездки по России: ближние, дальние монастыри. С молодежью побывали и в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре, и в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре – хотелось показать им святость нашей земли. Была большая поездка в северные пределы (Северную Фиваиду) – Вологодские, Костромские земли, где прославились подвижничеством многие ученики преподобного Сергия Радонежского . Мы служили Литургию в разрушенных храмах, где иногда оставалась только алтарная часть, но под спудом еще были мощи святых Мы приглашали иеромонаха из Свято-Прилуцкого Димитриева монастыря, он брал антиминс, был временный приставной Престол, и мы служили Литургию в разрушенных храмах, где иногда оставалась только алтарная часть, но под спудом еще были мощи святых. Восстановление церквей пока трудно представить, потому что исчезли с лица земли все близлежащие селения. Пусто. Стоят разрушенные храмы, и жители Москвы и Санкт-Петербурга периодически приезжают помолиться. Ходили по реке Пинеге в село Суру, где родился и вырос святой праведный Иоанн Кронштадтский , и у нас было благословение правящего архиерея – крестить. Храмов не было, и многие хотели креститься. Для них оказалось откровением, что уже есть церковная жизнь и что в ней участвует молодежь. С молодежью оптимальная группа – 25 человек. Мобильно, удобно, небольшой автобус, иногда маршрутку или машину ловим – и добираемся до монастырей. Творожковский Свято-Троицкий монастырь      Люди должны видеть не одни лишь благоустроенные монастыри, но и обители, которые только начинают свой молитвенный подвиг – Расскажите, пожалуйста, о запомнившемся месте, о котором мало знают. – По дороге в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, между Санкт-Петербургом и Псковом, есть Творожковский Свято-Троицкий женский монастырь, где всего 12 монахинь. Обитель стоит на берегу красивого озера, монахини молятся. Они были очень рады 50 паломникам. Мы опасались внести суету в их размеренный образ жизни, а матушка потом призналась, что они с сестрами, когда всех нас разместили, пошли служить благодарственный молебен за паломников, которые вместе с ними молились. Люди должны видеть не одни лишь благоустроенные монастыри, но и обители, которые только начинают свой молитвенный подвиг.

http://pravoslavie.ru/80177.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010