Всю ночь плавал и вместе ходил по некоему острову Средиз моря, причем припоминал свое прежнее посещение острова. Многократно пробуждался. Облачно. 6°. Обедня. Бессменная толкотня до самого обеда со множеством уплат. О. Парфений в Горнюю. Пономарь на диво дома. Ризничные соображения. Сама г-жа Соболева с воздухами и чаем. Она же потом с деньгами от товарки и благословением строить на ее счет кафедру игуменскую в Горней церкви. Г. Громов так, ни за чем. О. Вениамин с земляком-кишиневцем, пожертвовавшим нам два подбора свящ облачений плисо-мишурных. Послушник из «Св гор» харьковских Михаил Николаев, ищущий места при Миссии. Настасья Захаровна с посылкой от «Генерала». Санданайская сборщица за ризами. Бетжальцыизвестоделатели за письмом для Иерихона. Илиас за жалованьем. Просто проходу нет сегодня. В 3 часа с небольшим всенощная с полиелеем св. муч Авксентию и помазанием чуть не по самый конец утрени. Боль в мизинце левой ноги от мозолей непомерная. Дома еще бетжальцы, только другого пошиба. Кажется, состоится, наконец, примирение враждующих партий тамошних. Внесение в Синодик имен Болихиной 1326 . Разглаживание бумажек. Стакан чаю. Некие меры против боли нежной. 10 ч. Звон Рождественский в городе у латинцев. Пора приниматься за правило. Сижу одинехонек. Як каждый вечер лытает где-то. Воскресение, 13 декабря Проснулся на свету. Небо опять – ясное, летнее. Молитвы. Обмен золота на серебро. Страх перед мозолью. Служение кривым собором с молебном мученику . На чаю вологодец с новгородцем. Первый рассказал сон сегодняшний, в котором он видел себя служащим со мною и занимающим место с правой стороны – законное... По тупости я никак не понял тонкого намека на причиненный смиренному авве афронт служебный в нашей церкви. О. игумен Саввинский с осведомлениями о колоколе и о смерти некоего брата Неофита, за 9–10 лет перед сим перед смертию видевшего преподобных Савву (сплю решительно поминутно) и Феодосия и 30 дней пролежавшего потом без чувств. Пакет из Ананьевской гимназии с благодарностию за старые монеты 1327 . О. Савватий с чаем на сохранение. Дозволение 4-м американцам иерихонское 1328 . О. Парфений с Горнею выручкой. M-r Lambrou. Обед. В ризницу. Три джентльмена, проторящиеся тоже в Иерихон. Топка печки. Денежные счеты. В 8 ч. к консулу на чай. Болтание всякое. В 10 ч. домой. Письмо Никодимово об интригах иларионо-чернышево-епифаниевских под эгидою του ψεεετης 1329 . Уснул паки и паки. А ведь всего только 11 часов. Что со мною деется, право! Ведь этак и Бога забудешь не сегодня-завтра. До молитвы ли тут, когда в глазах все морочится и поминутно уходишь куда-то в неизвестность и несообразимость. Понедельник, 14 дек

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Я мог бы представить не мало печальных примеров из приходской жизни, так хорошо мне известной, Херсонской епархии, когда лучшие люди в приходе, не находя внимания к своим религиозным нуждам со стороны пастырей, образовав с доброю целью неруководимые ими собрания, незаметно для самих себя переходили потом открыто в сектантство. Укажу некоторые из них. Вот, напр., в м. Николаевке (Жидовское), Ананьевского уезда, прекрасный хор певчих целиком в полном своем составе перешел в штунду; в с. Завадовке, того же уезда, не так давно совратилось туда же и в адвентизм общество трезвенников, а в деревне Карловке, Аннинского прихода, Елисаветградского уезда, перешли в сектантство почти все ревнители Православия, во глазе с своим руководителем. И все это – единственно потому, что во всех указанных приходах священники предоставили лучших, но темных прихожан в решении вопросов веры самим себе. Лишь благодаря крайним усилиям миссии, люди одумались в первых двух местах, а в третьем дело еще до сих пор не поправилось. А между тем в религиозной жизни приходов общества и кружки ревнителей Православия, как это показал уже достаточный опыт, могут принести огромную, неоценимую пользу. Да иначе и быть не может: ведь члены – это соль прихода, это свет его, это лучшие его силы, на их которые пастырь может доверчиво опереться во всех, часто тяжелых обстоятельствах своей приходской жизни и деятельности, во всех добрых начинаниях в борьбе со всяким злом вообще и с сектантством в частности. Вот почему в наше время люди горячей, искренней веры и деятельной христианской жизни особенно дороги, особенно желательны для Церкви: соединенные, под пастырским руководством, в одну тесную семью, они являются не только прекрасною разведочною силою, как ближе стоящие к народу, чем всякий миссионер и пастырь, но и тою именно доброю закваскою, которая квасит все духовное тесто, определяет и направляет христианскую жизнь всего прихода. Разве нам, миссионерам, неизвестно, что многие расшатанные в религиозно-нравственном отношении приходы пока еще сдерживаются, пока еще сохраняются от окончательного своего разложения каким-нибудь десятком истинно-верующих прихожан? Разве нам не приходится посещать такие приходы, где, если храмы не закрылись окончательно, то только благодаря буквально горсти верных сынов Церкви? Не так давно, в одну из своих миссионерских поездок, я посетил самый зараженный в Херсонской епархии приход (Новопокровское, Одесского уезда), где прежде часто не только вечерня и утреня, а даже и обедня служились при одном церковном старосте и стороже, где, кроме крещения и брака, не совершалось ни одного таинства для прихожан, где, кроме погребений, не совершалось для них почти ни одной требы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

В качестве приоритетного направления собственной работы уполномоченный Совета по делам религий по Одесской обл. обозначил передачу молитвенных домов, до войны использовавшихся под культурно-просветительские учреждения, прежним владельцам. На местах власти часто практиковали самовольное закрытие молитвенных домов: в Котовске (30 окт. 1946), в с. Черны (25 нояб. 1946), в с. Очеретяном (май 1945). В 1947 г. были закрыты церкви в селах Мечиславка Грушевского р-на, Соломия, Мощёное Гайворонского р-на, Юзефовка Ульяновского р-на (ныне Йосиповка Благовещенского р-на), в г. Ульяновке (ныне Благовещенское), в селах Шляховое Балтского р-на, Антоновка Красноокнянского (ныне Окнянского) р-на, в пос. Фрунзовка (ныне Захарьевка). Общины не получили взамен ни земельных участков, ни зданий. В 1948 г. молитвенные дома были отобраны у общин в следующих населенных пунктах: в селах Балайчук Берёзовского р-на, Голубочек Савранского р-на, Гербино, Еленовка (ныне Оленовка), Чернече, Кринички Балтского р-на, Байталы Ананьевского р-на, Демидово Берёзовского р-на, в селах Барсуки и Немировское Балтского р-на, Прилиманское и Дальник Овидиопольского р-на, в пос. Кодыма (ныне город) и селах Тымково Кодымского р-на, Саханское Ширяевского р-на, Нестоита Котовского (ныне Подольского) р-на, Казавчин Гайворонского р-на. В 1949 г. были реквизированы Христо-Рождественская и Мариинская церкви в Одессе, церкви в селах Каменная Балка Первомайского р-на, Гулянка Красноокнянского (ныне Окнянского) р-на, в пос. Врадиевка (ныне Николаевская обл.) и селах Любомирка Котовского р-на, Пасат Балтского р-на, Ст. Маяки Ширяевского р-на, Перелеты Балтского р-на, Завадовка Берёзовского р-на, Николаевка Вторая Берёзовского р-на, в г. Гайворон (ныне Кировоградской обл.), в пос. Ширяево, в селах Александровка, Розалевка Котовского р-на, в Овидиополе. В 1950 г. закрылись молитвенные дома в селах Завадовка Берёзовского р-на, Новосёловка Троицкого (ныне Любашовского) р-на, М. Мечетня, Секретарка, Мазурово, Бурилово, Богачовка, Тридубы Кривоозерского р-на, Плоское Балтского р-на, Октябрьское, Синьки и Шамраево Ульяновского (ныне Благовещенского) р-на, Малаевцы Красноокнянского р-на, Соше-Островское Фрунзовского (ныне Захарьевского) р-на, Гвоздовка Вторая Любашовского р-на, Доманёвка Котовского р-на (ныне Николаевской обл.), Будеи, Петровка, Александровка, Голованевск Кодымского р-на и Добрянка Ольшанского р-на (ныне Кировоградской обл.), Ухожаны (ныне Новополь) Балтского р-на, Надсатное, Корытное, Казацкое, Сенное Балтского р-на, Затишье Фрунзовского р-на, в г. Ананьеве (Касперо-Богородицкая ц.).

http://pravenc.ru/text/2578181.html

Кто был основателем этой секты – мне неизвестно. (Если бы основателем её был пастор К. Бонекемпер, то неужели этого не знал бы местный землевладелец?) Но кажется начало её положено в колонии Рорбах 3-го стана Одесского уезда, – откуда она проникла в колонию Вормс, Нейфренденталь и Мариенталь; а ныне нет почти ни одной колонии во всем Березанском округе, где бы не было сектантов. Кроме того, они в виде поселенцев расползлись по уездам Одесскому и Ананьевскому. Не знаю – есть ли из русских последователи этой секты в Ананьевском уезде, но у нас в Одесском уезде первыми стали присоединяться к ней в конце 1864 и начале 1865 годов крестьяне деревни Основки (г. Пассек), состоящей в 3-м стане Одесского уезда, и в скором времени почти половина деревни была обращена в секту штунд. Первый последователь штундовой секты из русских был крестьянин той же деревни М. Ратушный. Причина, почему деревня Основа первая попала в эту секту, та, что она ближайшая к колонии Рорбах. – Едва только соседние крестьяне узнали, что Основцы присоединились к штунду, как и по другим сёлам стали проявляться последователи этой секты; в особенности же раскол стал распространяться с изумительною скоростью в имениях: г. Гижицкого (м. Ряснополь) и г. Свечина (д. Игнатьевка). Но здесь, хотя он нашёл и многих последователей, однако же большинство крестьянского общества д. Игнатьевки оказалось устойчивее и преданнее православной религии, чем Основцы, до того, что приговором, состоявшимся в декабре 1865 г. или в январе 1866 г., положило отдать двух главных руководителей этой секты без зачёта в солдаты. После такого фиаско, какое потерпела штундовая секта в лице своих представителей в д. Игнатьевке, видимый, или, так сказать, осязательный ход её прекратился; но последователи её сильно и не без успеха работают тайно и глухо, так что мы, православные её соседи, должны постоянно быть, на стороже. Так, например, в конце прошлого 1866 г. штундовая секта стала проявляться в д. Куликовке (наследников Значко-Яворских); но благодаря энергической деятельности приходского священника Ново-Покровской церкви, о.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

В Одесском и Ананьевском уездах для деятельности в Слове Божием был назначен брат Михаил Ратушный из деревни Основы на 4 месяца; в Елисаветградском и Херсонском уездах для евангелизации был поставлен брат Трифон Хлыстун из деревин Карловки на 4 месяца; для Киевской губернии, как и отчасти в Елисаветрадском уезде был определён брат Иван Рябошапка из м. Любомирки Елисаветградского уезда на 8 месяцев, т. е. на миссионерский год с полным жалованьем 500 р. Так как брат Рябошапка неоднократно бывал в Киевской губернии для устройства братской общины, то ему препоручила конференция, чтобы главная его деятельность развивалась в Киевский губ., где мы не имели возможности назначить брата тамошнего края: в Таврической губ. конференция назначила двух братьев для дела (евангелизации), а именно братьев из Ново-Васильевки Василия Романовича Колодина на два месяца деятельности и Андрея Ананьевича Стоянова на 4 месяца. Так как депутаты Екатеринославской губернии не имели из числа своих братьев способного на это дело, то брат Андрей Стоянов имеет поручение от конференции 2 месяца посвятить для дела в последней. В Кубанской области и Черномории, куда переселилась большая часть братьев Херсонской губ. с их пресвитером Григорием Трифоновичем Кушнаренком, конференция находила необходимым открыть для этого края новое поле деятельности по многочисленным и многолюдным станциям, тем более, что нужда для этого благого дела была выставлена уже два года тому назад на Рикенадском съезде братьями Герц и Сторожевым. По станциям и городам Кавказской линии весьма быстро развивается страшное заблуждение хлыстовщины, но нет там живого „евангелиста», проповедующего благую весть о нашем спасении чрез Иисуса Христа и мы видим в переселении наших братьев в этот край премудрое провидение нашего Отца Небесного, Который желает, чтобы и туда проник свет истины чрез наших братьев. В этой области мы назначили брата Кушнаренко, чрез которого Бог в Херсонской губ. обратил несколько заблудших из хлыстовской секты к истине Евангелия. По назначению конференции он должен действовать 4 месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

По произведенному дознанию, основателем этой секты оказался причислившийся в ананьевские мещане Адам Антонов Выйсеровский, а распространителями другие 15 человек, поименованные в представляемом при сем списке. При осмотре их домов у каждого найдено св. Евангелие; но подозрительного или соблазнительного, кроме псалмов, не пропущенных цензурою, при сем представляемых, ничего не оказалось. Затем при дальнейших расспросах оказалось, что заблуждение их состоит в следующем: 1) в непризнании св. мощей и богохулении, 2) порицании всех святых, 3) в хулении и непризнании икон на том основании, что Бог в свящ. Писании повелевает „не сотвори себе кумира», 4) в отступлении от православной церкви и всех её обрядов и 5) в непризнании знамения св. креста. Сектанты эти собирались в доме упомянутого Выйсеровского, как основателя и учредителя её, у которого сверх того преподавалось учение 4-м мальчикам и 2-м девочкам бессрочно – отпускным рядовым Львом Поповым, без разрешения Училищного Совета, в духе противном истинам православной церкви и на началах этой секты. Донося о всем вышеизложенном на благоусмотрение вашего превосходительства, долгом считаю доложить, что поступки последователей секты, как существующей в противность мнению Государственного Совета, Высочайше утверждённому 27-го марта 1867 г. (пункт 3-й), по распоряжению моему преданы судебному следователю 2-го уч. ананьевского уезда, вместе со всеми виновными для производства, формального следствия и затем подвержения их ответственности, определённой тем же Высочайшим повелением; приняты также строгие меры к предупреждению распространения секты в соседние селения, воспрещены всякие сборища в доме Выйсеровского и всякое публичное оказательство секты и наконец рядовому Попову воспрещено учение с передачей его самого судебному следователю» 85 . Губернатор и это последнее донесение передал на заключение губернского Правления, которое от 30 июня 1867 г. за 79 отвечало ананьевскому исправнику: „возвращая представленные при рапорте вашем от 14 июля приложения (брошюры, псалмы и пр.), губернское Правление даёт вам знать, что приведенное в рапорте за 2289 Высочайше утверждённое мнение Государственного Совета не относится до дел веры и в отношении образовавшейся в хуторе Николаевском секты штундовой следует поступить согласно §11 наставления».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Немцы издавна пользовались рабочей силой русского человека. Во время крепостничества контингент рабочих в немецких колониях образовался из мещан, обедневшей шляхты, отставных солдат и беглых крепостных. Лица эти, при совместном, жительстве с немцами, подвергались влиянию пропаганды протестантизма. По сообщению полковника Дембровского, во время крепостного права многие из помещичьих крестьян Херсонской губернии были в бродяжничестве; некоторые из них по нескольку лет проживали в Одесском и Ананьевском уездах у колонистов, где во время своего пребывания не соблюдали никаких обрядов, установленных православной церковью. По сообщению одного из благочинных херсонской епархии, крестьяне Елизаветградского уезда, нанимаясь к немцам в работники на срок от одного до пяти и более лет, едят, пьют кофе и молятся вместе с хозяевами 118 . Один из священников херсонской епархии передает, что немцы-наниматели имеют обыкновение смеяться над обрядами православной веры и служащих у них русских побуждают нарушать посты и работать в праздники 119 . Об этом же говорит и профессор Воронов 120 . Достоверность известий относительно пропаганды колонистами протестантских религиозных воззрений подтверждается словами реформатского пастора Карла Бонекемпера, который в разговоре с г. Ушинским передавал ему, между прочим, следующее: «к несчастию, в наших херсонских колониях, в немецких приходах разных протестантских исповеданий, есть много фанатиков, которые, зная русский язык, усиливаются совращать русских поселян каждый в свою веру» 121 . Одесский мещанин В. А. Комаров передавал нам, что пастор колонии Елененталь, Одесского уезда, уговаривал его оставить православие. Г. Шугаевской, бывший судебным следователем в Таращанском уезде, Киевской губ., хорошо знакомый с делами о штундистах, говорит, что пасторы, сталкиваясь с рабочими из малороссов, заинтересовывались ими, беседовали с ними, вручали им Евангелие, объясняя при этом учение Спасителя по-своему 122 . Упомянутый нами Комаров, прежде принятия баптизма, был сначала последователем евангелического, а потом реформатского исповедания, ходил в кирху, причащался там. По его сообщению, в такой же постепенности шли к сектантству Михаил Ратушный и Герасим Балабан. Понятно, совращение этих лиц производилось не без участия пасторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Был такой случай. В 1819 г. Иван Ананьевский завещал свое имение жене, с тем, что все, что после нее останется, должно обратиться в наследство к сыновьям их, а в случае смерти их бездетными, в собственный род завещателя по мужской линии. По смерти вдовы, получившей имение, наследником явился сын ее Петр, и, сверх того, сын умершей ее дочери Казаков претендовал на указную 1/13 часть в степени своей матери. Сенат в 1834 г. утвердил одного Петра, а Казакову отказал на точном основании завещания Ивана Ананьевского. Затем, уже в 1847 году умер и Петр Ананьевский, и к наследству его явились, с одной стороны, Казаковы, потомки родных сестер его, с другой стороны – двоюродный брат его Дмитрий Ананьевский, и последний присваивал себе исключительное право на все наследство, ссылаясь на завещание Ивана Ананьевского и на Сенатское решение 1834 го-да, коим то завещание утверждено; по общему же закону, наследниками после Петра надлежало признать родных его, а не двоюродных. Сенат (I Общ. Собр. 11 февр. 1872 г.) рассудил, что решение 1834 года относилось к наследству после матери Петра Ананьевского, а нынешнее наследство совсем иное – после самого Петра, итак то решение совсем не имеет применения к новому делу. Если в 1834 году завещание Ивана Ананьевского было применено Сенатом к тому делу, то в 1847 г., по смерти Петра, за силой Высоч. указа 18 ноября 1839 года, последовавшего в разъяснение прежних узаконений, имущество его должно поступить к ближайшим наследникам по закону. 2 . Назначив по себе наследника в благоприобретенном имении, завещатель может обязывать его к действиям, ограничивающим полное право владения и пользования, сопряженное с собственностью, т.е. к повинностям или денежным выдачам в пользу другого лица, но лишь на время жизни сего наследника; далее сего срока не может действовать воля завещателя. Это ограничение устраняется, конечно, в том случае, когда имение завещано не физическому лицу, подлежащему смерти, но лицу юридическому, имеющему непрерывное существование: в таком случае и условия, на коих запрещается употребление капитала или имущества, могут быть непрерывные.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

В бухарестских газетах в конце лета — начале осени 1941 г. писали, что Румынская Церковь должна чувствовать себя призванной снова пробудить православный христианский дух на Востоке и в этой связи имеет миссионерские обязанности и ответственна перед историей. [xxxii] Назначенный 19 августа в качестве румынского губернатора провинции профессор Г. Алексяну наградил немецкого капитана, который по своей инициативе открыл церковь в Тирасполе, а позднее лично возглавил Пасхальный крестный ход 1942 г. в Одессе (оккупированной 16 октября 1941 г.). [xxxiii] Военное духовенство и офицеры румынской армии также активно способствовали открытию храмов. Так, по свидетельству командира одного румынского горного полка, их полковой священник освятил на Украине около 200 православных храмов и окрестил свыше 4 тыс. детей. [xxxiv] Впрочем, значительная часть церквей в Транснистрии, как и на других украинских землях, была открыта местным населением и уцелевшими от репрессий священниками самостоятельно. Об этом, как и о румынской помощи, в частности говорится в сообщении полиции безопасности и СД от 1 октября 1941 г. В нем идет речь об округе г. Ананьева, где с 1935 г. не проводились богослужения: «Непосредственно после вступления германских войск были снова открыты церкви и два имеющихся священника начали в трех сохранившихся храмах свою деятельность... Вскоре откроется четвертая церковь. До настоящего времени оба священника крестили в Ананьевском округе около 600 детей в возрасте до 8 лет... С румынской стороны уже проявлена забота, чтобы церкви в Транснистрии были снабжены необходимым церковным инвентарем из Румынии. Доставка этих предметов была ускоренно проведена по указанию префекта. Правда, общины должны оплачивать предоставленные им вещи» [xxxv] (всего в Ананьевском округе в период оккупации действовали 44 православные церкви). В другом подобном сообщении от 14 октября 1941 г. сообщалось, что румыны развернули особенно сильную церковную пропаганду с целью произвести впечатление на население, причем в первых богослужениях демонстративно участвовал высший румынский офицерский состав. Проходившие во многих местах румынские войска силами военных священников сооружали временные церкви и совершали богослужения. [xxxvi] Жителям областей западнее Буга (то есть уже за границами Транснистрии) было объявлено, что румынская сторона берет на себя заботу об организации Церкви, и при необходимости священники будут командированы из Бессарабии. [xxxvii]

http://bogoslov.ru/article/656557

Рясофорный Афанасий, Афанасий Иванов Мисюра, крестьянин Полтавской губернии, Гадячского уезда, Вельтовской волости, села Свинарина. Монах Адриан, Андрей Петров Калиниченко, крестьянин Полтавской губернии, Пирятинского уезда, Ковалевской волости, села Берловка. Монах Никодим, Никита Николаев Рудаков, крестьянин Курской губернии, Тимского уезда, Успенской волости и села. Монах Марин, Михаил Петров Евграфов, мещанин города Оренбурга. Монах Гавриил, Григорий Тарасов Устенко, крестьянин Херсонской губернии, Александрийского уезда, Косовской волости, села Протопоповки. Монах Панкратий, Петр Андреев Лапин, крестьянин Тамбовской губернии, Усманского уезда, Нижне-Матроновской волости и села. Монах Пионий, Прокопий Иванов Шептекита, крестьянин Херсонской губернии, Ананьевского уезда, Гандрабургской волости, села Липецкого. Монах Гурий, Георгий Иванов Попов, крестьянин Семиреченской области, Сыр-Дарьинского округа, Лебединской волости и села. Монах Тарасий, Тимофей Федоров Франко, крестьянин Подольской губернии, Ольгопольского уезда, Чеботаевской волости, села Жаботач. Монах Герман, Григорий Андреев Воронов, крестьянин Курской губернии, Белгородского уезда, Мельховской волости и села. Монах Августин, Александр Захаров Полылин, крестьянин Ставропольской губернии и уезда, Донской волости и села. Монах Иринарх, Иларион Фомич Назаров, крестьянин Херсонской губернии, Ананьевского уезда, Врадивской волости, села Комарова. Рясофорный Леонтий, Леонтий Иванов Валиков, крестьянин Курской губернии, Льговского уезда, Ольшанской волости, деревни Пантеевой. Монах Сергий, Семен Евдокимов Семенов, крестьянин Рязанской губернии, Сапожковского уезда, Саровской волости, села Кривского. Монах Далмат, Дамиан Моисеев Давымук, крестьянин Подольской губернии, Ольгопольского уезда, Ободовской волости, села Соболевки. 48 Монах Иов, Иван Андреев Андрейченко, крестьянин Харьковской губернии, Волковысского уезда, слободы Коломак, той же волости. Монах Геннадий, Герасим Мартиянов Барский, крестьянин Подольской губернии, Балтского уезда, села Даниловой Балки, той же волости.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

   001    002    003    004   005     006    007    008