имея 1389 общение и ублажая память, во-первых, преславной Приснодевы Марии, матери Бога и Господа нашего Иисуса Христа, также блаженных апостолов и мучеников Твоих, Петра и Павла, Андрея, Иакова, Иоанна, Фомы, Иакова, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Симона и Фаддая, Ксиста, Лаврентия, Ипполита, Винцентия, Корнелия, Киприана, Климента, Хрисогона, Иоанна и Павла, Козьмы и Дамиана, Аполлинария, Виталия, Назария и Цельса, Протасия и Гервасия, Виктора, Набора, Феликса, Калимера, Матерна, Евсторгия, Дионисия, (Амвросия, Симплициана, Мартина, Евсевия, Илария, Юлия и Венедикта), и всех святых Твоих, которых заслугами и молитвами даруй, дабы мы ограждены были во всем помощью Твоего покрова, через того же Христа, Господа нашего. Аминь 1390 . Это приношение Ты, Боже, молим (Тебя), сподоби соделать всецело благословенным, приемлемым и благоприятным, да будет оно нам Телом и Кровью возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, – Отходит к левому краю престола и омывает и вытирает оконечности перстов, говоря: Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы слышать голос хвалы Твоей и поведать все чудеса Твои (см. Пс. 25: 6–7 ); – И потом продолжает: Который перед тем днем, когда ради нашего и всех спасения пострадал, взял хлеб в святые и досточтимые руки Свои, возвел очи к небесам, к Тебе, Богу Отцу Своему всемогущему, и, благодарив, благословил, преломил и подал апостолам (и ученикам) 1391 Своим, говоря: «Примите и ядите от него все; ибо сие есть Тело Мое, за многих ломимое». Подобным образом и чашу взяв после вечери, возвел очи к небесам, к Тебе, Богу Отцу своему всемогущему, и также, благодарив, благословил и подал апостолам (и ученикам) 1392 Своим, говоря: «Примите и пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя» 1393 , – заповедав также и сказав им: «Всякий раз, когда будете творить сие, будете творить в Мое воспоминание, (возвещать Мою смерть, исповедовать Мое воскресение, ожидать Моего пришествия) 1394 , доколе Я опять с небес прииду к вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

гл. 2), и как свидетельствует премудрый сын Сирахов: исполнил их проницательностью разума и показал им добро и зло... Он приложил им знание и дал им в наследство закон жизни; вечный закон поставил с ними и показал им суды Свои ( Сир. 17:6, 9–10 ). Таким образом Бог сам был для наших прародителей первым наставником и учителем. Праотец наш был удостоен от Бога даже дара пророчества, – что доказывает святой Иоанн Златоуст теми словами, которые произнес Адам, как только приведена была к нему жена, созданная Богом, Ева: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть едина ( Быт. 2:23–24 ). Здесь Адам ясно определил, как и из чего была создана Ева, хотя она создана во время его глубокого сна, и предсказал, что род человеческий размножится на земле, что образуются в нем семейства, и что оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей. Разгадать и объяснить все это по одним естественным соображениям, и притом так внезапно, без всякого сомнения, невозможно было Адаму. 1390 3 . Для утверждения воли первозданного человека в добре и вообще для преуспеяния его в духовной жизни, Бог с самого начала даровал ему свою благодать, и эта благодать постоянно обитала в наших прародителях, служила для них как бы небесной одеждой, по выражению святых Отцов, 1391 и чрез нее-то Адам и Ева находились в постоянном общении с Богом (см. Простр. Христ. Катех. о чл. 1, отв. на вопрос: рай, в котором пребывали первые люди, вещественный был или духовный?). “Творец, создав человека, говорит святой Иоанн Дамаскин , даровал ему свою божественную благодать, и через нее поставил его в общение с самим собой”. 1392 Без подобия (sine adjutorio) Божия, рассуждает также блаж. Августин, человек даже в раю не мог бы жить благочестиво”; 1393 и в другом месте: “Бог даровал человеку добрую волю, ибо сотворил его правым; но даровал ему вместе и возможность, без которой он не мог бы пребывать в ней, хотя бы хотел; хотение же предоставил его собственному произволу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Как скоро всё это проходит и как настоятельно требует повторения вновь и вновь! И ты уже готова на всё, окаянная душа, лишь бы не разорвался этот порочный круг: все мысли твои – только в нем, в этом круге; ты отдаешься во власть дурного советчика твоего; ты прислушиваешься к его нашептываниям и грешишь так, как он от тебя того требует. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» ( Втор.22:5 ), – так сказал некогда народу Своему Израилю Господь. Почему же ты, душа, так легко меняешь «белые одежды», омытые «кровью Агнца» и уготованные праведникам ( Апок.7:13–14 ), на неподобающие тебе, не свойственные природе твоей одежды греха, которые столь любезно предлагает тебе недобрый советчик твой – коварный враг твой? Не более ли мерзок пред Господом своим поступающий так? И вот – разлад внутри тебя самой. Господь зовет тебя к Себе, ты слышишь этот зов – не можешь не слышать, ведь ты – Его творение, ты сродственна Ему образом и подобием Его, а подобное не может не привлекаться Подобным! И что же? Враг твой, неверный советчик твой встал между тобою и этим святым зовом, он стремится заглушить его, – и твои благие порывы постепенно угасают, ты становишься вялой, небрежешь о спасении твоем, зато как активно, как бодро работаешь ты ежедневно и неустанно на врага твоего! Но посмотри, душа, на плачевный конец Ахитофела, так стремившегося внести раздор в дом Давидов: «И увидел Ахитофел, что не исполнен совет его, и оседлал осла, и собрался, и пошел в дом свой, в город свой, и сделал завещание дому своему, и удавился, и умер» ( 2Цар.17:23 ). «Родственники вынули его, который стал таким образом сам судьею над своей жизнью и смертью, из петли и похоронили его» 1391 . Не напоминает ли тебе, душа, судьба этого «Ахитофела Гилонянина, советника Давидова» ( 2Цар.15:12 ), предавшего своего господина, судьбу другого беззаконного предателя 1392 , дерзнувшего предать беззаконным судиям Учителя своего – праведного Судию, и, в осознании своего стыда, так же, как тот Ахитофел, удавление употребивша 1393 , а " когда он низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его, и это сделалось известно всем жителям Иерусалима» ( Деян.1:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Вскоре на первый план вышли иные события. Тохтамыш предпринял большой поход против эмира Тамерлана , окончившийся неудачно. Хан нуждался в средствах и союзниках. Летом 1392 г. он вызвал в Орду В. Д. У московского вел. князя были свои планы. Он повез дорогие подарки, золото и серебро. Воспользовавшись затруднительным положением Тохтамыша, за привезенные сокровища В. Д. получил от хана ярлык на вел. княжество Нижегородское и посла, к-рый должен был утвердить данное решение. В кон. окт. 1392 г. вел. князь вернулся в Москву, но еще будучи в дороге, из Коломны отправил ордынского посла и своих бояр в Н. Новгород. Там местные бояре изменили своему князю, и правивший в Нижнем вел. кн. Борис Константинович без сопротивления был сведен со стола и отправлен на княжение в Суздаль. Вскоре в Н. Новгород приехал и сам В. Д. Он пробыл там 2,5 месяца, устанавливая новые порядки и посадив в городе и др. адм. центрах своих наместников. Присоединение к Москве Нижегородского княжества, одного из 3 существовавших к тому времени вел. княжеств Сев.-Вост. Руси, стало самым крупным политическим достижением В. Д. И хотя впосл. нижегородские князья неоднократно делали попытки вернуть себе Н. Новгород, Суздаль и Городец, их успехи носили кратковременный характер и важные в стратегическом и экономическом отношениях земли по Н. Оке и Ср. Волге остались за Москвой. В летописных сводах, восходящих к общерус. своду 1418 г. митр. Фотия , сообщается, что одновременно с ярлыком на Н. Новгород В. Д. получил от Тохтамыша ярлыки на Муром, Мещёру и Тарусу. Едва ли такое количество ярлыков вел. князь сумел получить в 1392 г., тем более что ранние летописи молчат о приобретении В. Д. 3 последних земель. Однако о планах присоединения к владениям вел. князя Мурома и Тарусы шла речь в его договоре с кн. Владимиром Андреевичем от янв. 1390 г. В др. договоре тех же князей от 1401/02 г. Муром и Мещёра числились уже в составе владений вел. князя, следов., они были присоединены В. Д. в 1392-1401 гг. Присоединение Тарусы, возможно, произошло между 1392 и 1418 гг., когда был составлен свод митр. Фотия, сообщивший о получении В. Д. ханского ярлыка на Тарусу.

http://pravenc.ru/text/150783.html

Среди последователей Грооте были и женщины. Первая община сестер общей жизни (лат. sorores vitae communis) возникла в доме, отданном им городской общине Девентера. Женщинам, вступившим в общину, запрещалось просить подаяние, они обязаны были жить результатами своего труда. До 1392 г. сестры общей жизни жили как бегинки , каждая сама по себе, пока Ян Бринкеринк, секретарь и последователь Грооте, назначенный духовным руководителем сестер (1392), не завел порядок, сложившийся в доме мейстера Радевейна: общие трапезы, молитвы, имущество и касса, общие занятия, как правило, прядением и ткачеством. С увеличением числа сестер общей жизни стали возникать новые общины, сначала в Девентере, потом в Амерсфорте, Делфте (ок. 1380) и в др. городах Нидерландов и Германии. Дома сестер находились в ведении городских магистратов, к-рые назначали 2 шеффенов для визитаций и священника, обычно из числа Б. о. ж. Повседневными делами ведала ежегодно избиравшаяся сестрами мейстрина. В общины сестер, находившихся в светской юрисдикции городских властей, принимались все женщины без возрастных и сословных ограничений, но основную их массу составляли горожанки. С распространением общин сестер общей жизни их хозяйственная деятельность, не облагавшаяся городскими сборами, привела к конфликтам с цехами. Также сестрам и Б. о. ж. с 90-х гг. XIV в. противодействовали церковные власти и нищенствующие ордена, гл. обр. доминиканцы , обвинявшие их в желании создать новый монашеский орден, что запрещалось IV Латеранским Собором (1215), и в ереси бегинок и бегардов, осужденной Вьеннским собором (1311-1312). В 1401 г. еп. Утрехта Фредерик ван Бланкенгейм официально разрешил институт братьев и сестер общей жизни и одобрил общую жизнь во славу Господа, общность имущества, заработанного своим трудом, а не подаянием. На Констанцском Соборе (1414-1418) при поддержке кард. П. д " Айи и ректора Парижского ун-та Ж. Жерсона деятельность Б. о. ж. была одобрена. Привилегиями пап Евгения IV (1440), Каллиста III (1456) и Пия II (1460) Б. о. ж. был предоставлен статус каноников при городских церквах. Этим правом воспользовались мн. братья, однако часть общин осталась верна принципу «благочестия в миру».

http://pravenc.ru/text/153369.html

Г7 Евангелие-апракос, хранящ. в ризнице Троице-Серг. Лавры, 5, пис. на пергам., в большой лист, в два столбца, по 20 строк, на 300 л. крупным уставом XIV–XV в. Вклад боярина Богдана Матвеевича Хитрово, как видно из надписи по листам. Обложено бархатом рытым по малиновому полю, цветы и узоры голубые. На верхней доске средник и наугольник серебряные с чернью, петли и концы застежек серебряные же. Перед евангелистами изящные в кругу по золотому полю символические изображения, перед евангелистом Иоанном – орла, дежащего книгу, пред Матфеем – ангела, пред Марком – льва, пред Лукой – тельца; сами изображения евангелистов красками по золотому полю, весьма изящной работы, также как заставки и заглавные буквы. Месяцеслов неполный, и русских святых нет. Правописание русско-болгарское, впрочем с ь – рем вм. ъ – ра и без юсов. Леонид, архим. Слав. рукоп. в ризнице Св.-Тр. Серг. Лавры, М. 1880, стр. 17–19. Г8 Евангелие-апракос, хранящ. в ризнице Троице-Серг. Лавры, 6, пис. на отличном пергамине, в большой лист, в два столбца, по 18 строк, на 327 л. (у архим. Леонида ошибочно: 227), около 1392 г., крупным уставом. Обложено бархатом рытым по малиновому полю, цветы зеленые. Верхняя доска серебряная позолоченая, с изображениями святых. По краям с трех сторон закрои серебряные позолоченые, с изображением на них многих святых (подробности у о. архим. Леонида). На верхней доске, по самым полям рамы, по финифтяной наводке чеканная надпись вязью: в л ц (6900–1392) марта ла ковано бы еуе се. при велиц кн васльи дмитрєєві все ру. при пресвшнм кипри митрополи кїевском и все ру повелньемъ ра бь федора андревич. На об. 1-го л. порожнего надпись: Сїе евангелїе дано отъ великаго кн, василї дмитрїевича. Подписалъ Смиренный Плато Митрополїтъ Московскїй, и Архимандритъ Трцкї Сергїевы Лары. 1798 года. Заставки и заглавные буквы разрисованы изящно красками и золотом. Рукопись оканчивается месяцесловом, 31-м августа. 15 августа: Въ тъ днь оуспенїе велика самодръжца роусска, владимира иже въ стмь крщени нарена василїа. Православие русско-болгарское, без юсов. – Леонид, архим. Слав. Рукописи… стр. 19–21.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

На землях Ближ. Востока, фактически утраченных империей в кон. XI в., где осела значительная масса армян, переселявшихся сюда с древности, возник ряд княжеств. Под их властью оказалась прежде всего Киликия, где в 1080 г. основал арм. гос-во Рубен, отпрыск династии Багратидов (см. Киликийская Армения ). В течение XII в., когда держава Сельджукидов на Ближ. Востоке распалась на ряд враждующих эмиратов, а из Европы в Сирию и Палестину пришли крестоносцы, княжество Рубенидов постепенно усилилось, балансируя между политическими союзами с рыцарями и Византией. При Левоне I, на рубеже XII-XIII вв., гос-во достигло апогея своего развития, а сам правитель в 1198 г. получил от Римского папы титул царя. Гос-во армян в Киликии просуществовало до 1375 г. и было завоевано егип. мамлюками. Вход Господень в Иерусалим. Умовение ног. Миниатюры из Евангелия. Мастер Ованнес Хизанеци. 1392 г. Хизан, Васпуракан (Матен. 3717. Л. 12) Вход Господень в Иерусалим. Умовение ног. Миниатюры из Евангелия. Мастер Ованнес Хизанеци. 1392 г. Хизан, Васпуракан (Матен. 3717. Л. 12) В 1236 г. на территорию Кавказской А. вторглась монг. армия под командованием Чармахана. В 1242-1245 гг. монголы овладели юж. и юго-зап. областями А., разбив мусульм. войска эмирата Айюбидов и султанов Рума, господствовавших в М. Азии. При внуке Чингисхана хане Хулагу (1256-1265) А. вошла в состав ильханства - фактически самостоятельного удела с центром в Тебризе в системе монг. империи. Один из его вилайетов (областей) составили Вост. Грузия и арм. владения Захаридов, др.- юго-зап. территории А. Подвластное монголам население облагалось десятками прямых и косвенных налогов. В 1259-1261 гг. произошло объединенное восстание грузин и армян, к-рое было подавлено, и монг. иго продолжалось еще почти столетие. В XIV в. власть ильханов ослабла, усилилось соперничество отдельных местных тюрк. правителей. В 1384 г. хан Золотой Орды Тохтамыш овладел Тебризом, разграбив и разорив соседние области, но уже в 1386 г. Тебриз был в руках центральноазиат. правителя Тимура (Тамерлана), к-рый затем вступил в А. Завоевателям пришлось штурмом брать крепости и города, источники описывают сцены происходивших при этом массовых убийств. После смерти Тимура и распада его гос-ва политический контроль над А. вновь оказался в руках местных кочевых тюрк. племен Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу, обосновавшихся в М. Азии и А. еще в кон. XIII в. С 1410 по 1468 г. в А. господствовал союз Кара-Коюнлу, а затем до 1502 г.- Ак-Коюнлу.

http://pravenc.ru/text/76104.html

590 Кюра Созонова и Василья Щечкина, – 4 Новгородская летопись под 1392 годом. В патриарших грамотах первый посол называется Кириллом и Кириком, – в Памятниках Павлова col. 255 и 287. 591 Обе грамоты и наказ апокрисиарию в Памятниках Павлова col. 235, 253 и 283. Первая грамота от Сентября 1393 года, вторая без даты, но она писана ранее 29 Октября того же года, которым помечен наказ апокрисиарию и в котором она уже упоминается. Первая грамота ещё не была послана в Россию, когда прибыли в Константинополь послы новгородские, а потому обе грамоты и отправлены были вместе. Апокрисиариев было послано собственно двое – архиепископ Михаил и царский чиновник Алексей Аарон. В наказе апокрисиариям замечательно то, что им настоятельнейшим образом предписывается от патриарха соблюдать между собою мир и любовь, ничего не говорить и не делать одному без другого и ни под каким предлогом не видеться порознь с великим князем и митрополитом. Это даёт знать, что константинопольские послы имели обычай вести себя в России далеко не безукоризненно и что, ставя на первом месте свои личные выгоды, они имели обычай править посольства так, как требовали эти последние. 592 В наших летописях записано, что патриарх отвечал послам новгородским «повинуйтеся митрополиту русскому», – 4 Новгородская летопись под 1392 годом. 594 Карамзин и Неволин полагают Кличен близ Устюжны, но см. о нём в Собрании государственных грамот, по Index’y (Семёнов в Словаре полагает Кличен на острове озера Селигера Кличане). 595 Грамота Киприана Новгородцам, снимающая с них отлучение, в Собрании государственных грамот, II, стр. 14. 596 Новгородские летописи 1 и 4. По Никоновской летописи, IV, 253 sqq, Новгородцы послали митрополиту шестьсот рублей, а полчетверта ста рублей дали его боярину, который привёз им от него прощения и благословение. Но относительно невероятно большого подарка боярину за привоз радостных вестей летопись впадает в ошибку. Этот боярин был тот самый Дмитрий афинянин, который ходил от митрополита послом к патриарху, и полчетверта ста рублей, которые дали ему Новгородцы (сверх такового же, по Новгородским летописям, количества рублей князю и митрополиту) были уплатой займа, сделанного у него в Константинополе послами новгородскими: 4 Новгородская летопись под 1394 годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010