212 В этой духовной грамоте чудотворец Кирилл поручает обитель свою покровительству князя Андрея и говорит: «Если кто не захочет жить по моему преданию и не станет слушать игумена, вели, государь, выгнать тех из монастыря». Житие преподобного Кирилла и множество чудотворений описаны Пахомием Логофетом со слов преп. Мартиниана и других учеников чудотворца. 214 Обитель преп. Кирилла во многих актах называется лаврою. Наружный вид ее подобен укрепленному городу: высокая трехъярусная ограда, более 700 саж. в окружности, с 10 огромными башнями, не считая малых, окружает монастырь, разделенный на несколько частей; одна из них, заключающая в себе тот холм, в котором была землянка преп. Кирилла, называется Ивановским монастырем. Кириллов монастырь был некогда весьма богат и имел до 20000 крестьян. Теперь средства его значительно оскудели, но следы прежнего богатства еще видны в украшениях храмов и икон, и в драгоценностях ризницы, которая почитается одной из лучших в России. 215 О подвигах духовнаго потомства преп. Сергия, которое возникло в лавре Кирилловой и других обителях, основанных учениками Радонежского чудотворца, мы будем говорить в одной из следующих глав. 216 Житие преп. Степана написано игуменом (в последствии епископом Вологодским) Иоасафом, по воле митрополита Макария, при пособии кратких записок, составленных столетним монахом Серапионом. Автор жития (рукопись Сергиевой лавры 692 л. 712) полагает, что Стефан рукоположен митрополитом Феогностом; но Феогност скончался прежде великаго князя Симеона, а Стефан получил грамоту от Uoahha II , при архипастырстве св. Алексия. 218 При этом случае Стефан сказал Сергию: «Ничтоже есть в монастыре сем, еже возбранено тебе». Знаменательные слова, служащие как бы основанием продолжающейся доныне духовной зависимости обители Махрищской от лавры Сергиевой. 221 Оставляя Авнежскую пустынь, преп. Стефан передал настоятельство Григорию, а Кассиана поставил келарем. Оба они были в 1392 убиты при разорении обители их Вятскими татарами. В 1524 году, один земледелец при расчистке леса (выросшего на месте запустелого монастыря), нашел мощи преп. Григория и Кассиана; над ними поставили часовню. Махрищский настоятель Варлаам царским иждивением построил в 1560 году над гробом преподобных монастырь с храмами св. Троицы и великомученика Георгия, а блаж. митрополит Макарий поручил вологодскому епископу Иоасафу освидетельствовать мощи и затем установлено совершать местно память преп. Григория и Кассиана 15 июня. Обитель упразднена в 1764 г., но придел Троицкого храма остается посвященным имени преподобных, а на гробнице стоит древняя икона их. Явление мощей и чудеса блаж. Григория и Кассиана описаны тем же Иоасафом, который написал житие преп. Стефана (Обзор Русс. Дух. Литературы I. § 133).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

мон. Таисия (Карцова) Скачать epub pdf Преподобные Кассиан и Григорий Авнежские († 1392) Память их празднуется 15 июня в день их гибели Когда прп. Стефан Махрищский (память его 14 июля), бывший собеседником прп. Сергия, пожелал переселиться в лесные пустыни Вологодского края, то он взял с собой иеромонаха Григория, уроженца тех мест. Новую обитель они основали в Авнежском княжестве, причем им много помогал богатый крестьянин Константин. Наконец прп. Стефан решил вернуться в Махрищи. Прп. Григорий заменил его, а Константин принял постриг с наречением ему имени Кассиан и стал его помощником. В 1392 г. во время татарского набега оба преподобные были убиты, Авнежский монастырь разорен, и все это место заросло лесом и заглохло. В 1524 г. во время рубки леса святые мощи их были обретены нетленными, а впоследствии по желанию царя Uoahha I Авнежский монастырь был возобновлен. • Григорий был рукоположен во пресвитера в Махрищинской обители. • Авнежский Троицкий монастырь находился в Вологодской епархии, от Вологды в 60 верстах, близ р. Сухоны. Прп. Григорий был настоятелем обители, а прп. Кассиан – келарем. В 1560 г. монастырь был возобновлен царским иждивением, игумены посылались из Махрищинского монастыря, с 1612 г. был приписан к Троице-Сергиевой лавре, закрыт в 1764 г, монастырские храмы преобразованы в приходские, придел Троицкой церкви был освящен во имя прмч. Григория и Кассиана. Читать далее Источник: Русские святые : Жития святых русской церкви/Монахиня Таисия (Карцова) - Пальмира, 2017. – 720 с. ISBN: 978-5-521-00779-0 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Роман Киржачский (+ 1392) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 29 июля в день преставления, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Прп. Роман, ученик прп. Сергия, был первым настоятелем основанной им Киржачской обители (во Владимирской обл.). В 1764 г. монастырь был упразднен. Благовещенская церковь стала приходской, где мощи преподобного почивают под спудом. • После введения в Свято-Троицкой обители строгого общежительного устава в 1371 г. и недовольства им некоторых из братии прп. Сергий Радонежский был вынужден удалиться из монастыря. В это время прп. Сергий основал Благовещенскую обитель на р. Киржач (приток Клязьмы), вместе с ним ушли из Троицкого монастыря и верные его ученики. Когда прп. Сергий вернулся в родной монастырь, то в Благовещенской обители он оставил вместо себя настоятелем прп. Романа. Место подвижничества преподобного — в Киржачском р-не Владимирской обл. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/437525/

(Преосв. Филарета: Русские Святые, 3-го Июля). – 14 ч. Преставление преп. Мефодия игумена, иже на Песноше, на реке Яхроме жившего, ученика св. Сергия Радонежского. 15 ч. Убиение св. вел. князя Лазаря Сербского в лето 6764 (в действит. это было 1389 года). И преставление св. Симеона, архиепископа Новгородского (1421 г. Июня 15). И преподобных Григория и Кассиана, иже на Авнезе, учеников Стефана Махрищского, (@нозоски новы чю о . сухоны рк, в версты. а ни володы, о вестъ@) (в сей день убиты 1392 г.). – 16 ч. Препод. Тихона, игумена Луховского, нов. чуд. (@Тихо луховскїй успе в л т , заі@). (1503 г.) (@в цртво блгочтива велико кнз. родо литви, сы б великаго пана. выха к москв со кнземъ е о ромъ глинскимъ@). – В тот же день память Нифонта, арх. Новгородского. – 19 ч. Преставление Антония Сийского (@в лто зк@); но препод. скончался в 1556 году Дек. 7. В 1520 г. им положено начало Сийской обители. – 21 ч. Преп. отца нашего Аврамия (чит. Варламия) Пенежского, нов. чуд. (Преосв. Филар., Рус. Свят. 19 Июня). – Под 23 ч. пишется: (@В тои днь сртенїе іконы прты бцы вламискї@). И св. о. н. Игнатия Углицкого (см. выше 10 Мая). – 25 ч. Св. Князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотв. – 26 ч. Преп. Дионисия, архиеп. Суздальского. И преподобного Онурия пустынника Соловецкого монастыря (неизвестен). – 27 ч. Препод. Луки пустынника (какого – неизвестно. У преосв. Филарета, Русские Святые. 19-го Июня). 29 ч. Преставление св. Петра. Царевича Ордынского (слич. Янв. 16). Июля (л. 171) 2 ч. Преставление св. Фотия, митроп. Московского. – 3 ч. Преставление св. Иоанна. Ростовского юродивого, (@и есть на москв у трцы на рву@) (в Покровском Соборе, известном более по приделу Василия Блаженного). (@В лто, зчи@) (1589 г ), (@родо вологжани@). – 4 ч. Обретение мощей преп. Евфимия, архим. Суздальского. (@в л т , зєі@). – 5 ч. Обретение мощей преп. Сергия, игумена Радонежского. – Под 6 ч. пишется: (@В сїи днь бы знаменїе іконы прты бца, в велико нов град.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Е.Н. Погожев Св. Преподобный Мефодий Пешношский Ученик, «спостник и собеседник» великого игумена Сергия, преподобный Мефодий провел несколько лет под руководством дивного наставника иноческой жизни. Затем, в 1361 году удалился, по благословению его, искать безмолвия. За рекой Яхромою, в дубовой роще, на месте, окруженном болотами и лесами, он поставил себе келию. Тут он жил в совершенном уединении. Вскоре к нему начали сходиться ревнители пустынножительства. Преподобный Сергий посетил своего ученика. Он дал ему совет построить обитель и храм на другом месте, более сухом и обширном. На этом месте, избранном преподобным, и стоит нынешняя обитель. Св. Прп. Мефодий Пешношский. Преподобный Мефодий, при построении храма во имя чудотворца Николая, трудился, «пеш нося» деревья через речку. Отсюда и имя обители и преподобного – «Пешношский». Обитель эта находится в нынешнем Дмитровском уезде, в восьмидесяти верстах от Москвы. Она отличается особенною продолжительностью богослужений, при которых допускается только столбовое пение. Преподобный Мефодий был первым между братией по неутомимым подвигам труда, поста, молитвы, нищелюбия и странноприимства. В поисках еще большего безмолвия, он иногда удалялся для молитвы за две версты от обители. Тут посещал его дивный наставник его, преподобный Сергий. Эта местность и доселе называется «Беседою». † 1392 г. Мощи почивают в Николо-Пешношском монастыре. Память празднуется 4 и 14 июня. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Града Дмитрова святыя 209. Преподобный Мефодий игумен Песношский, иже бысть в обители св. Николы, ученик св. Сергию Чудотворцу, преставися в лето 6900 месяца июня в 14 день Ученик преп. Сергия, по благословению учителя своего, основал в 1361 году на реках Яхроме и Песноше, в 25 верстах от Дмитрова, монастырь Песношский, и был первым его игуменом. Он сам трудился при строении храма и келлий, «пеш» нося деревья через речку, а потому за обителью осталось навсегда имя «Пешношской», и речку, при которой стоит она, назвали «Пешношею». (Филарет, Русск. Св., июнь, стр. 87). Преставился в 1392 году, в один год с преп. Сергием. Мощи его покоятся в церкви, построенной во имя св. Сергия и Мефодия. (Мои «Рассказы из Ист. Р. Церкви», изд. 1873 г., стр. 193 и 194). 210. Преподобныя отцы: Никон, Василий, Тихон, иже быша во пустыни Соколовской жители, яже близ монастыря Воскресенскаго на реце Истре, братия по плоти Близ села Соколова, в 15 верстах от Воскресенского (Новый Иерусалим) монастыря, в роще стоят два дуба. Здесь, по преданию, спасались пустынники: Никон, Тихон и Василий. Последнего местные жители позабыли, но о двух первых память сохранилась; даже соседние крестьяне называют село Соколово не иначе, как «Тихон-Никон». Время и обстоятельства жизни этих пустынников неизвестны. Икона их находится в местной церкви. Не канонизированы. Читать далее Источник: Книга глаголемая «Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых/Доп. биогр. сведениями [и снабдил предисл.] гр. М.В. Толстой. - Москва : В Унив. тип., 1887 (обл. 1888). - 288, III с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Что касается до сходства текста печатного деяния с текстом нашей рукописи, в этом можно быть совершенно почти уверенным. В нашей библиотеке имеется другой экземпляр означенного деяния, писанный на бумаге уставом начала XVIII столетия. Текст этой рукописи, по сличении К.И. Невоструевым с печатным изданием соборного деяния, совершенно одинаков. Еще прежде, нежели высокопр. митрополиту, я имел честь представить ваш дар преосвящ. викарию. Его преосвященство с любовью принял его из моих рук, и поручил мне благодарить вас. Примите, высокопреподобнейший о. ректор, и от меня усерднейшую благодарность за ваш прекрасный дар. Признаюсь вам откровенно: для меня хорошая книга дороже всяких других подарков. Хоть стыдно, а надобно сознаться, что к книгам я чувствую какую-то манию. У меня редкая пройдет неделя, чтоб я не купил какой-нибудь книги. Я не имел еще времени прочитать до конца ваше —116— сочинение: но и из немногого, что я успел прочесть, я получил ужо некоторое понятие о достоинстве вашего произведения. Дай Бог, чтобы почаще являлись у нас подобные произведения». 24–30 ч. июня писал мне из деревни– «Хороший Колодезь», Ливенского уезда, Орловской губ., не раз упомянутый уже товарищ по академии, чиновник Московского Главного Архива мин. ин. дел, А.Е. Викторов : «Добрейший, бесценный мой о. Савва! Вопреки своему обещанию пишу к вам почти спустя месяц после своего отъезда. Простите мне этот грех . Положение моих дел было и есть таково, что, как увидите, почти не могло случиться иначе. Начну с того, что я далеко не уверен, чтобы даже это письмо прибыло в Москву прежде моего возвращения. Так трудна в деревне пересылка писем! – Но пора же приступить к описанию своего путешествия. До Орла я доехал очень удобно и без особенных приключений, за исключением разве маленьких неприятностей со стороны дождя и холода. В Орле пробыл 3 дня. Был у архиерея, 1391 у большей части профессоров, у родных новой жены брата и вообще провел время довольно разнообразно и приятно. Останавливался у о. ректора. В Орле, в первый-же день я расчел, что взятых мною денег будет мало и потому отправил к Ивану Дм. 1392 письмо с просьбою взять у вас и переслать мне 10 р. с. Деньги эти теперь получены и на днях будут пересланы мне. Не писал я тогда на ваше имя с одной стороны потому, что еще не накопилось материалов для письма, а с другой – потому, что доставка денег на почту – комиссия довольно обременительная и мне не хотелось её налагать на вас. Как я после жалел, что из Орла не послал к вам хоть коротенького письма, когда, приехавши в деревню, увидел, что целые горы отделяют меня от почтовых сообщений! Но буду продолжать опи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Обуявшей премудрости передайте мое благожелание, чтоб отбросила буесть, и взялась за разум. Пора! ныне-завтра смерть. А там никаких извинений не возьмут во внимание.    Родину возвращаете; а она не возвратилась. Бунт!    С малюткою нечто необыкновенное. Крестите ее тогда, и святою водою кропите. Но не браните.    Будьте здоровы и веселы! Спасайтесь!     Ваш доброхот Еп. Феофан. 24 дек. 87 года. Письмо 1391. Перемена священника. О сыне Илье. Настроения меняются как погода    Милость Божия буди с вами!    Поздравляю с принятием св. Христовых Таин! Да будет сие во спасение.    Перемена священника, хоть не всегда приятна; но беда от этого не слишком велика. Господь правит Церковью и всем, что в ней. Священники — орудия Его. Что для кого нужно, то подаст Господь чрез священника, каков бы он ни был, — коль скоро ищущий ищет с полною верою и усердно.    Об Илье молитесь. И Господь управит дух его. Худое прилипчиво. Но, может быть, худые прорывы в нем случайны, а не составляют установившийся нрав.    «Тяжело на душе». — Такова уж доля наша на земле, что — то погода, то ненастье, то светло, то пасмурно. Этого переменить или отменить никто не в силах. Наше дело — только пользоваться тем и другим в спасение души. Одно терпеть и сокрушаться, другим утешаться с благодарением, не забываясь однако ж.    Благослови вас, Господи! Спасайтесь!    Ваш доброхот Еп. Феофан. 8 июля. Ваше письмо от 28 июня. Письмо 1392. Не загадывай жить широко. О воспитании малютки    Милость Божия буди с вами!    Дай вам Господи поскорее поправиться и с малюткою!    Это вам Бог послал, чтоб вы не забыли, что на земле нечего загадывать жить широко. Тесный путь — настоящий путь. Буди имя Господне благословенно во веки!    Очень жалею, что с малюткой надо употреблять строгости. Избегайте их коль скоро возможно.    Помоги Господи и Беличке оправиться. Жалею о положении мужа ее.    Да молится! И терпение да подаст вам Господь всем.    Ваш доброхот Еп. Феофан. 28 февраля, 88 года Письмо 1393. Еще о колеблющемся сыне. Ответ на опасение лишиться храма и проч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

М. Клоссом предположение о существовании когда-то и второй части текста Епифания. Однако на этот вопрос следует дать отрицательный ответ – судя по всему, ее никогда не существовало. Обратившись к предисловию, написанному Епифанием, легко заметить, что агиограф нигде не заявляет о том, что закончил свой труд, а сообщает о том, что лишь приступил к его написанию. Говоря о том, что с момента кончины Сергия прошло уже 26 лет, Епифаний рассказывает о своих подготовительных работах и о том, что за 20 лет им были приготовлены отдельные главы о жизни старца – «ова убо въ свитцехъ, ова же в тетратех, аще и не по ряду, но предняа назади, а задняа напреди... и того ради сиа вся събравшъше, начинаем писати» 33 . При этом в предисловии он еще несколько раз подчеркивает, что именно начинает писать текст, надеясь завершить его полностью. Определяя программу предстоящего труда, агиограф намечал и хронологические рамки будущего изложения: «Ныне же, аще Богъ подасть, хотелъ убо бых писати от самого рожества его, и младеньство, и детьство, и въ юности, и въ иночьстве, и въ игуменьстве, и до самого преставлениа... Но боюся усумняся прикоснутися повести... яко выше силы моеа дело бысть, яко немощенъ есмь...» 34 . Последние слова агиографа о собственной немощи не являются обычным литературным приемом, а отражают реальное положение дел. В частности, укажем на следующие факты. Известно, что Епифаний начал работу над «Житием» Сергия осенью 1418 г. – указание на это содержится в предисловии к нему, где агиограф сообщает, что после смерти преподобного (25 сентября 1392 г.) прошло уже 26 лет 35 . Между тем, уже 14 июня 1419 г. Епифаний Премудрый скончался. Тем самым становится понятным, что главное произведение его жизни осталось незаконченным. Таким образом, в руках у биографов Сергия оказалось два варианта «Жития» преподобного, отличающихся между собой. Но при этом текст, составленный Епифанием Премудрым , выглядит явно неполным и доводит изложение лишь до середины жизненного пути Сергия. Другой, автором которого является Пахомий Логофет, рассказывает обо всей жизни святого.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ч. 1. 1. С. 23-24). 21 окт. 1391 г. датирована уставная грамота К. одному из монастырей митрополичьего дома - владимирскому Константино-Еленинскому, определявшая пошлины и повинности крестьян после спора по этому вопросу между игуменом и крестьянами (Там же. 201. С. 179-180). К первым годам этого московского правления К. следует относить и договор (докончание) с вел. князем, определявший статус митрополичьих владений и духовных лиц в Великом княжестве Московском (АСЭИ. Т. 3. 6. С. 18-20). Вопрос о дате этого документа является предметом дискуссии. В течение длительного времени дата документа - 28 июня 1392 (6900) г. не вызывала сомнений у исследователей. В дальнейшем было отмечено противоречие между датой и указанным в грамоте 12-м индиктом, к-рый в правление К. приходился на 1404 г. Однако содержание договора, в котором говорится о сохранении или восстановлении порядков, существовавших при митрополитах Феогносте и Алексии, не позволяет согласиться с поздней датой: вероятно, индикт указан ошибочно. Договор подтверждал права митрополичьего дома на села, к-рые и до митр. Алексия, и при нем принадлежали кафедре. Жители этих сел освобождались от налогов, кроме дани для уплаты «выхода» в фиксированном размере, установленном «оброчной грамотой» вел. князя. Вместе с тем они должны были давать «ям по старине с шестой день». «Митрополичи люди» освобождались от уплаты тамги при торговле «домашним товаром». В то же время договор определял, что «митрополичи люди, которые живут в городе, а тянут к дворцу» должны быть обложены таким же оброком, как и др. люди, работающие в дворцовом хозяйстве. Это 1-е упоминание о конфликтах вокруг налогообложения городских владений Церкви и их населения, к-рые заняли видное место в отношении гос-ва и Церкви в последующие столетия. Подтверждались права митрополичьей кафедры на мон-ри Константино-Еленинский во Владимирском у. и Борисоглебский в Переяславском у. и на их владения. Вся полнота судебно-адм. власти над их населением должна была принадлежать игуменам. О власти митрополита в докончании ничего не сказано, очевидно, потому что по традиции митрополит обладал всей полнотой власти над своими подданными и служилыми людьми своего двора. Их единственной обязанностью по отношению к гос-ву было ходить на войну «под митрополичьим воеводой», и только в том случае, если на войну пойдет вел. князь. В договор были внесены и конкретные установления, касавшиеся митрополичьих владений в волостях Луховецкой и Сенежской Владимирского у. Здесь проводились «обыски», чтобы определить размеры этих владений. Боярам и слугам, купившим земли в Луховецкой вол., предписывалось «лести вон». Жители волости были освобождены от наложенной на них недавно обязанности ставить хоромы на дворе вел. князя во Владимире.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010