После сорокалетнего настоятельства преподобный Андроник скончался 13 июня 1395 года. Мощи почивают под спудом в соборной церкви Спасо-Андроникова монастыря. Драгоценная икона Спаса на убрусе поставлена в иконостасе этой церкви. Преемник Андроника, Савва, по отзыву Пахомия Логофета (знавшего лично современных блаженному Савве старцев), «великий в добродетелях», скончался между 1410–1420 годами. Мощи его почивают в одной раке с мощами наставника его Андроника. Самая память обоих святых совершается в один день, 13 июня. 14-й день. Преподобный Мефодий Пешношский В одно время с Андрониковым монастырем (в 1З61 г.) возникла обитель Пешношская, основанная пустыннолюбивым Мефодием. В молодых летах пришел он к преподобному Сергию и жил несколько лет под его руководством. Потом по благословению старца он уединился в глушь дубового леса за рекой Яхромой в двадцати пяти верстах от Дмитрова, и на небольшом возвышении среди болота поставил себе келлию. Когда около него стали собираться братия, преподобный Сергий, посетив его, посоветовал ему построить обитель и храм на другом, более сухом, месте и благословил то самое, где теперь стоит эта обитель. Преподобный Мефодий сам трудился при ее построении, пеш нося деревья через реку. Оттого обитель получила наименование Пешношской, а речку прозвали Пешношей. По временам преподобный Мефодий для безмолвия уединялся за две версты от обители, и сюда приходил к нему для духовной беседы преподобный Сергий. Отсюда эта местность названа Беседою, и здесь стоит часовня, к которой бывает крестный ход 24 июня; так же, как место начального уединенного жития Мефодиева в лесу, поддерживается в благоговейной памяти другой часовней. Строгий к себе, он был очень милостив к другим. У ворот его обители сидело много нищих, и он питал их. «Собеседник и спостник великого Сергия» – так называется Мефодий в древнем тропаре – переселился в блаженную вечность 4 июня 1392 года. Мощи его почивают под спудом в церкви преподобных Сергия и Мефодия, а до 1732 года почивали они в часовне. При раке преподобного стоит посох его, а в ризнице хранится деревянный потир, с коим совершал он божественную литургию, и ковчежец с частью мощей преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Николаевский Моденский мужеский, 3-го класса, степенью 11-й, Новгородской Епархии в Устюжно-Железнопольском уезде, при речке Модинке. В нем церковь Соборная каменная, во имя Св. Николая Чудотворца. состоит под управлением Архимандрита. Николаевский Одрин мужеский, заштатный, Орловской Епархии, в 8 верстах от города Карачева, на реке Одринке; основан по случаю явления на сем месте иконы Святителя Николая. В нем Соборная церковь во имя Свят. Николая Чудотворца, освящена в 1710 году, в которой находится явленный его образ; 2) во имя Знамения Пресв. Богородицы, построена в 1764 году; 3) во имя Преподобного Сергия Радонежского, построена в 1700 году. В сей монастырь бывает ежегодно из города Карачева в Четверток 8 недели по Пасхе Крестный ход. Николаевский Песношский, а по простонаречию Никольский Пестушинский, мужеский, заштатный, Московской Епархии, в 15 верстах от города Дмитрова, при речке Песношке; построен Преподобным Мефодием, учеником Св. Сергия Радонежского, преставившегося в 1392 году июня 4 дня. Память его совершается июня 14 дня. Св. мощи его в сем монастыре почивают под спудом. В нем 4 церкви каменные: 1) Соборная посреди монастыря пятиглавая во имя Николая Чудотворца; 2) во имя Преподобных Сергия Радонежского и Мефодия Песножского; 3) теплая во имя Богоявления Господня; 4) над святыми воротами во имя Преображения Господня. Церковная служба производится по чину Афонские горы. Николаевский Перекомский или Перекопский и Розважский мужеский, заштатный, Новгородской Епархии, на берегу озера Ильменя, близ речки Веренды, от Новгорода в 25 верстах. Построен в 1450 году, а по переведении братства из уничтоженного Розважскаво монастыря возобновлен в 1796 году. В нем церковь Соборная во имя Святого Николая Чудотворца, вновь великолепно построенная; в ней приделы: 1) Во имя Преподобного Ефрема Перекомского, основателя обители сея, преставившегося в 1492 году сентября 26 дня; Святой мощи его, перенесенные в 1545 г. мая 16 дня, почивают в сем приделе; 2) во имя Тихвинской Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

мон. Таисия (Карцова) Скачать epub pdf Святители Герасим († 1441), Питирим († 1456) и Иона († 1471), епископы Пермские Память их празднуется 29 янв., накануне праздника Собора Вселенских учителей и свт. Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. Свт. Герасиму – 24 янв., свт. Ионе – 6 июня, в день преставления, и свт. Питириму – 19 авг., в день преставления Когда скончался (28 апр. 1392) святитель Стефан, просветитель и первый епископ Пермский, то заместил его святитель Герасим. В это время новопросвещенные зыряне много страдали от набегов соседей своих – диких вогуличей.Несчастные скрывались в лесах. Все время епископства своего святитель Герасим провел в разъездах, всячески помогая своим пасомым. Ездил он ради них и в Москву. Под влиянием его проповеди дикие вогуличи как будто смягчались. Но в 40-х гг. XV в. на возвратном пути после одной из своих поездок его задушил его же омофором слуга его, вогулич, которого он крестил и хотел сделать проповедником. Преемником его был назначен архимандрит Московского Чудова монастыря – Питирим. В то время князь вогуличей, Асыка, был только что взят в плен новгородским воеводой Василием Своеземцевым (в иночестве прп. Варлаам; память его 19 июня), но был освобожден с условием прекратить свои набеги. Едва прибыв из Москвы, святитель Питирим проехал в Уст-Вымь, где собрались все пострадавшие зыряне, нуждавшиеся в помощи и утешении. Следующие 7 лет прошли спокойно, и святитель неустанно проповедовал, объезжая свою епархию. Крестились даже дикие вогуличи, и казалось, что зыряне могут вздохнуть свободно. Но в 1456 г. Асыка нарушил данное им слово: он совершил кровавый набег на Пермь, и среди жертв его был и святитель Питирим, замученный 19 августа по его приказанию. Следующим епископом Пермским был святитель Иона. Наступили мирные времена: вогуличи окончательно смирились перед Великим Новгородом, а Москва покорила враждебную зырянам Вятку. Святитель Иона просветил святым Крещением и Великую Пермь на Каме, причем крестился и князь ее – с именем Михаил. Ближайшими сотрудниками святителя Ионы были иноки созданных еще святителем Стефаном монастырей. Наступило мирное созидание епархии: открывались приходы, освящались храмы, был основан один миссионерский монастырь. Кроме того, святитель Иона немало потрудился для общецерковных нужд Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Арсений Тверской, свт. - житие Святитель Арсений, епископ Тверской, чудотворец (Память 2 марта и в 1-е воскресенье после 29 июня по старому стилю) Святитель Арсений, епископ Тверской, по свидетельству церковного предания, родился в г. Твери. Год его рождения и имена родителей неизвестны. Воспитан он был в благочестии и страхе Божием. Рано потеряв родителей и оставшись наследником богатого имения, он обратил дом свой в приют для странных и бедных, чем навлек на себя поношение сродников. Отчаявшись одолеть «вражду и брань многу», юноша решил расстаться с миром и молил Господа указать путь. Услышав во сне голос, звавший его в Киев, тайно оставил юноша город Тверь и отправился в Киево-Печерскую обитель, где и принял пострижение. Добродетельный и трудолюбивый инок, который «от юности благонравием Христу усвоися», сведущий в церковном уставе, обратил на себя внимание проживавшего тогда в Киеве митрополита Киприана, будущего святителя Московского (U 1406; память 16 сентября). Святитель Киприан полюбил инока Арсения и приблизил к себе, посвятив в сан иеродиакона. Когда святитель Киприан занял престол московской митрополии, он взял с собой в Москву и святого Арсения. Святой Арсений был у Владыки архидиаконом, ему было также поручено письмоводство, он занимался всеми делами, относившимися к внутреннему устроению митрополии. В то время в Твери возникли сильные разногласия между тверским князем Михаилом Александровичем и оклеветанным епископом Тверским Евфимием. Епископ Евфимий был несправедливо лишен кафедры и сослан в Чудов монастырь в Москве, где вскоре скончался (U 1392). На место епископа Евфимия митрополит Киприан назначил своего архидиакона (в Никоновской летописи протодиакона) Арсения, «мужа дивна и нарочита и добродетельна суща». Святой Арсений долго не соглашался, но не мог противиться воле великого князя Михаила Александровича. Среди епископов, участвовавших в хиротонии святого Арсения 15 августа 1391 года в Спасо-Преображенском кафедральном соборе в г. Твери, был святитель Стефан, епископ Пермский (память 26 апреля).

http://pravicon.com/info-1827

Преподобный Евфимий Суздальский Преподобный Евфимий Суздальский родился в 1316 году в Нижнем Новгороде. С раннего детства он был научен грамоте и получил духовное воспитание. Он принял постриг в Нижегородском Печерском монастыре от его основателя, святого Дионисия (впоследствии архиепископа Суздальского; † 1385, память 26 июня и 15 октября). Подвиги преподобного Евфимия были так велики, что святой Дионисий советовал ему их уменьшить. В 1352 году суздальский князь Борис Константинович решил основать в своем городе мужской монастырь и обратился в Нижегородскую Печерскую обитель с просьбой прислать инока для создания монастыря. Выбор святого игумена пал на преподобного Евфимия. После прибытия преподобного Евфимия в Суздаль в северной части города, за рекой Каменкой, суздальский святитель Иоанн (память 15 октября) при громадном стечении народа водрузил крест на месте будущего монастырского собора. Сам князь начал копать землю под фундамент, а преподобный Евфимий вытесал для себя три гробовых камня; дав обет остаться в новой обители до конца жизни. Так было положено основание Спасо-Преображенского Евфимиева монастыря, куда вскоре под руководство преподобного собралось более трехсот иноков. В монастыре был принят общежительный устав. Особенно преподобный следил за тем, чтобы каждый из иноков был готов исполнить любое послушание. Преподобный Евфимий часто ходил за духовным советом в Троице-Сергиеву обитель к преподобному Сергию Радонежскому († 1392, память 25 сентября, 5 июля). Святой Евфимий был строгим подвижником и великим молитвенником. Он неустанно трудился на пользу всей братии. Скончался преподобный Евфимий в 1404 году, 1 апреля. 4 июля 1507 года при копании рва для нового соборного храма были обретены его нетленные мощи. Прославлен святой на Соборе 1549 года. Иконописный подлинник Россия. XIX. Прп. Евфимий Суздальский. Икона. Россия. XIX в. 18. х 14.6. ЦМиАР. Москва. Русь. XVII. Христос Великий Архиерей с припадающими прпп. Сергием Радонежским и Евфимием Суздальским (фрагмент). Георгий Зиновьев. Икона. Русь. 1681 г. 214 х 142. Из собора Рождества Богородицы в Суздале. Россия. XVIII. Прп. Евфимий Суздальский. Икона. Россия. XVIII в. Цареконстантиновский храм г. Суздаля. Москва. XIX. Собор Радонежских святых (фрагмент). Икона. Москва. XIX век. Восточная грань северо - восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева лавра. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Суздаль. Ок. 2003. Собор Суздальских святых (фрагмент). Инокиня Елена. Икона. Суздаль. Около 2003 года. Суздальский Покровский женский монастырь. Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/907444.htm...

Услышав это, преподобный Зосима принял благословение от святых пустынников и, взяв с собою ученика своего Иоанна, снова возвратился на Синай. По прошествии некоторого времени авва Синайской горы послал блаженного Зосиму, вместе с двумя другими иноками, из-за нужд Синайских монастырей, в Александрию Александрийский патриарх полюбил блаженных старцев и, удержав в городе, рукоположил их в епископа, одного в Илиополь другого в Леонтополь а Зосиму в Вавилон Египетский. Ибо в древности было два Вавилона: первый — знаменитейший и древнейший — находился в Халдейской земле и в нем царствовали Навуходоносор и все халдейские цари, а другой — менее известный и меньший по объему и количеству жителей — находился в Египте. Этот город основали на берегу реки Нила переселенцы из древнего Вавилона, назвавшие новое место поселения своего по имени своей оставленной родины. В этом-то Вавилоне Египетском преподобный Зосима, по изволению Божию и согласно пророчеству пустынников, принял престол архиерейский и начал пасти стадо Христово. Он добре управлял святою Церковью, образ бывая стаду словом, действием и чистотою (1 Тим.4:12). Довольно долго пробыл он во главе Вавилонской церкви и многих наставил на путь спасения. Когда же святой достиг глубокой старости, то, видя свою телесную немощь и ожидая близкую смерть, оставил епископский престол и снова возвратился на гору Синай, место своего прежнего жительства. Здесь, пожив немного, святой скончался в Господе и в лике святых иерархов предстоит теперь пред Владыкою нашим, Господом Иисусом Христом; Ему слава во веки. Аминь. В тот же день память святого священномученика Астия, епископа Диррахийского, в Македонии, распятого на кресте, в царствование Траяна, в начале II века. В тот же день преставление преподобного Мефодия, игумена Песношского, в 1392 году. Память 5 июня Память святого священномученика Дорофея, епископа Тирского В царствование нечестивого римского императора Диоклитиана епископом города Тира был святой Дорофей. Когда нечестивый царь воздвиг на христиан жестокое гонение, Дорофей оставил свою кафедру и скрывался по неизвестным местам. Но с воцарением императора Константина Великого когда в Церкви наступило успокоение, святой Дорофей снова возвратился в Тир на свою кафедру и благополучно пас стадо словесных овец, приводя к Богу многих от идолопоклоннического заблуждения. Жизнь Дорофея продолжалась до времени императора Юлиана Отступника Вступивши на престол, Юлиан первоначально преследовал христиан не открыто, повелевая единомышленным с ним областеначальникам всячески стеснять и мучить христиан. Тогда святой Дорофей, видя, что воздвигается на верующих новое гонение, снова оставил кафедру Тирской церкви, избегая, таким образом, рук мучителей: ибо Господь повелел не отдаваться явным напастям со стороны гонителей, но избегать их; Он сказал: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10:23).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Всегда кроткий и покорный Стефан возвратился в Махру, продолжал подвизаться в подвигах духовной жизни, и по временам, как уверяет предание, приходил для беседы к чудотворцу Сергию. Достигнув глубокой старости и предчувствуя приближение кончины, он облекся в великую схиму и предал дух свой Господу 14 июня 1406 года. Мощи его обретены нетленными при построении каменного храма св. Троицы в 1550 году, но оставлены в новом храме под спудом. От кожаного параманда, найденного на персях мощей и вложенного в серебряный крест, последовало несколько исцелений (описание Махрищского монастыря, стр. 16). Описание чудес преп. Стефана и служба ему составлены Вологодским епископом Иоасафом. Махрищский-Троицкий-Стефанов монастырь, приписанный по штатам 1764 года к Троице-Сергиевой Лавре, находится во Владимирской губ., Александровском уезде, в 10 верстах к югу от Александрова и в 40 верстах к востоку от л авры, при впадении речки Махрищи в Молокчу. 89. Преп. Григорий и 90. Преп. Кассиан Авнежские. Ученики преп. Стефана. Оставляя Авнежскую пустынь, он передал настоятельство Григорию, а Кассиана поставил келарем. Оба они были в 1392 году убиты при разорении обители Вятскими татарами. В 1524 году один земледелец, при расчистке леса, выросшего на месте запустелого монастыря, нашел мощи преп. Григория и Кассиана; над ними поставили часовню. Махрищский настоятель Варлаам царским иждивением построил в 1560 году над гробом преподобных монастырь с храмами св. Троицы и великомученика Георгия, а блаж. митрополит Макарий поручил Вологодскому епископу Иоасафу освидетельствовать мощи и затем установлено совершать местно память преп. Григория и Кассиана 15 июня. Авнежский-Троицкий-Сергиев монастырь, ныне погост того же имени, находится в Вологодской губернии, Тотемском уезде, в 150 верстах к юго-западу от Тотьмы и в 60 верстах к северо-востоку от Вологды, при реке Авнеже, впадающей справа в реку Сухону. 91. Блаженный Варлаам, игумен Махрищского монастыря в половине XVI века. Сетуя о пренебрежении, с каким относились в монастыре к памяти основателя, отыскал в кладовой записки прадеда своего Серапиона, лично знавшего Стефана, вспомнил рассказы, слышанные от него еще в детстве, и сам задумал описать чудеса святого, виденные им и сообщенные другими. С писанием своим он явился к царю и митрополиту, которые и поручили Вологодскому епис. Иоасафу составить новое житие. Зная очень мало о жизни святого, Иоасаф поехал в Махрищский монастырь, чтобы расспросить там игумена и братию; те показали ему Серапионовы свитки в хартиях, которые он и воспроизвел в своем труде. По указу Грозного царя и на его иждивение, построил в 1560 г. церковь Св. Троицы в Авнежском монастыре, зависевшем от Махрищского. Глава IX. Ветвь Прилуцкая

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Преподобный Сергий, посетив любимого ученика, дал ему совет построить обитель и храм на другом, более сухом и обширном, месте и благословил то самое, где ныне сто­ит обитель. Преподобный Мефодий, как послушный сын, исполнил волю наставника. Он сам трудился при строении храма и келлий, пеш нося деревья через речку. От того-то за обителью осталось навсегда имя Пешношской, и речку, при которой стоит она, назвали Петношей. Обитель Мефодия, основанная в 1361 году, была обителью трудолюбия для всех. Мефодий был ее игуменом; но только по подвигам труда, поста и молитв он был первым между братиею. Примером подвижнической жизни воспитал он добрых иноков. Строгий к себе, он был милостив к другим. По древним стихирам, составленным в честь его, каждый день при вратах обители его сидело множество нищих, и он питал их. По временам преподобный, как любитель безмолвия, удалялся за две версты от обители и здесь уединенно подвизался в молитве. Сюда же приходил к нему для духовных бесед преподобный Сергий. Потому эта местность названа была «беседой». Ныне здесь стоит часовня, и к ней бывает крестный ход 24 июня, так же как место начального уединенно­го жития Мефодиева в лесу поддерживается в памяти благоговейной другою часовнею. «Собеседник и спостник великого Сергия», так назы вается Мефодий в древнем тропаре, переселился в блаженную вечность спустя 8 месяцев после великого отца Сергия 901 . По рукописным святцам, «преподобный Мефодий, игумен Пешношской обители, ученик свято­му Сергию чудотворцу, преставился в л. 6900 (1392) м. июня в 14 д.» Мощи его почивают под спудом в церкви святых Сергия и Мефодия, а до 1732 года почивали они в часовне. При раке преподобного стоит посох его, а в ризнице хранится деревянный потир, с коим совершал он святую Литургию 902 . Память святого Мефодия, патриарха Константинопольского Родом сицилиец, из Сиракуз; в юных летах постригся на остро­ве Хиосе, а в 811 году, как доверенное лицо, послан был патриархом Никифором к папе Римскому в звании апокрисиария и прожил почти девять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010