Потому и речи не может быть о том, что протестанты не против Церкви. К категории людей «кто не против вас, тот за вас» можно отнести всех тех, кто хотя не является активным и воцерковлённым членом Церкви, но и не воюет против Церкви, кто не хулит Её, кто не совершает никаких самочинных богослужений и таинств и приносит Ей какую-то пользу. К таковым можно отнести некоторых учёных, таких как, например, Сергей Аверинцев , который на протяжении почти всей своей жизни не был воцерковлённым христианином, как он и сам о себе свидетельствовал, но много потрудился в научном отношении с пользой для Церкви. Такими людьми нередко могут быть и сильные мира сего и власть придержащие, которые не являются во всём воцерковлёнными православными, чаще номинальными, но не противятся Церкви и помогают Ей в возведении храмов и других делах. Таковыми людьми в редких случаях могут явиться и протестанты. Например, в советское время, когда власти планомерно закрывали церковные храмы и монастыри, православные иерархи приглашали западных протестантов и корреспондентов посетить важные монастыри, после чего советская власть уже не решалась их закрывать. В подобных случаях протестанты могут быть отнесены к группе людей «кто не против вас, тот за вас». Но, в общем, они, как и все секты – штатные враги Церкви. А кроме всего прочего, в вышеприведенном отрывке говорится о тех, кто творит чудеса именем Христа. Протестанты же этого не делают, а если харизматы и «исцеляют», то факт лживости и самовнушимости этих исцелений вызывает смех даже у самих протестантов 7 ] . Возражение 19. Христос, уходя от земли, дал Своим ученикам заповедь проповедовать миру Евангелие: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:19–20 ). Протестанты называют эти слова «великим поручением» и уделяют ему огромное значение, ставя его исполнение если не единственной, то главнейшей целью своей жизни 723 . И кроме того, Христос предсказал, что «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» ( Мф.24:14 ). И поскольку, говорят протестанты, мы больше всех исполняем данное поручение и пророчество Христа, проповедуя Евангелие и распространяя его на разных языках по всему миру миллионами и миллиардами, то мы, конечно же, являемся Церковью – учениками и рабами Христа, творящими Его волю.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Престарелые супруги не имели детей. Это было позором среди людей: таковых считали лишенными Божия благословения. В уничижении и смирении они желали ребенка, как милости Божией и снятия своего позора и поношения среди людей. Таким образом, смирение, молитва и святое обещание посвятить дитя Богу на служение при храме было духовным условием рождения его. И Бог услышал их: у них родилась Дочь, Которую они назвали Марией. Имя Мария в переводе с еврейского означает: высокая, всех превосходящая. Матерь Господа рождается естественно от родителей благочестивых, и могла быть только плодом их духовного подвига, сердечного искания и слезной молитвы к Богу. Духовное существо должно было быть и плодом духа и зачиналось не по стихийному, слепому влечению плоти и обычным законам необходимости плотской природы, а по желанию духа и по действию особой милости и благодати Божией на людей престарелых, увядших уже плотью, но живущих духом. «Если начаток свят, то и целое, и если корень свят, то и ветви» ( Рим.11:16 ). От святого корня произошел и святой плод. Пример обета относительно будущего ребенка дает неплодная Анна, мать св. пророка Самуила. «И была она в скорби души, и молилась Господу и горько плакала. И дала обет, говоря: Господи Саваоф! Если Ты призришь на скорбь рабы Твоей и вспомнишь обо мне и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его...» ( 1Цар.1:10–11 ). По примеру родителей прор. Самуила поступили и святые Иоаким и Анна. Мать Спасителя, Царя по земному происхождению и вечному служению и «Первосвященника будущих благ», естественно, что Сама принадлежит к обоим родам – царскому и первосвященническому в своем народе: по отцу из колена Иудина и дома Давидова, по матери из колена Левиина и дома Аарона. Хотя Христос произошел от одной матери без отца, и Иосиф был только обрученный муж Марии, покровитель и хранитель Ее девичества и номинальный отец Спасителя, но Спаситель не номинально принадлежал к царскому дому, а действительно по матери и по плоти был из этого дома, которому в лице Давида было сказано Господом: «престол твой устоит на веки» ( 2Цар.7:16 ). Престол этот не мог не устоять и Мария действительно Сама необходимо происходила из дома Давидова, чтобы быть Матерью Господа. Введение во храм Пресвятой Девы Марии

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

При оценке людей, живших в языческом обществе и их деяний, христианин должен избегать двух крайностей. Первая сводится к грубо-упрощенному взгляду, что «все там сплошная бесовщина». Такой взгляд ведет к культурному нигилизму и искаженному взгляду на историю. Вторая крайность сводится к идеализации языческой культуры. Позиция эта сформировалась еще в эпоху Ренессанса. Воспринявший такой взгляд, оставаясь номинально христианином, становится реально внутренним язычником. Иногда это приводит к активной антихристианской настроенности. Идеализация языческого мира возникает, как результат неспособности человека подняться на высоту христианской духовности. Все лучшее, что было в истории и культуре языческого мира, имело два источника: образ Божий в человеке и естественное откровение (познание Творца через премудрое устроение окружающего мира). Именно образ Божий в человеке имел ввиду св. апостол Павел, когда писал: ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую ( Рим.2:14–15 ). Св. апостол Павел говорит и о втором источнике духовного познания: Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы ( Рим.1:18–20 ). В отличие от большинства современных людей, страдающих тяжким недугом неверия, представители языческого мира верили в высшее духовное начало. Однако представления эти были неясные и искаженные. Платон отождествлял Божество с идеей добра. Наставник Александра Македонского Аристотель видел в Божестве главным образом источник движения. Первый двигатель, согласно Аристотелю, будучи неподвижным, не может быть материальным. Последнее основание всякого изменения заключается в чистом, совершенном и бесконечном духе. Однако эти отдельные достижения философской мысли не находили выражение в религии. В целом религиозное сознание язычников представляло собой грубую подмену: Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца ( Рим. 1:25 ). Эта подмена и была почвой для демонизма, который так явно проявлял себя во всех областях жизни языческого общества.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Псалмопевец сказал это о вассалах своего царства, но и для великой империи Востока, Ассирии, отложение окраин в период междуцарствия было постоянной опасностью. Вассальные князьки, а порой и собственные ассирийские наместники в периоды между смертью одного царя и воцарением другого уже не считали себя связанными клятвами, данными усопшему, и начинали искать независимости. Возможно, именно в этот период неясности между смертью Тиглатпаласара III и коронацией его преемника Салманасара V и решился последний израильский царь на опаснейшее предприятие – отложиться от Ассирии . Но ассирийская разведка работала хорошо, шпионы и информаторы, как говорят историки, были у ассирийцев повсюду, поэтому новый царь вскоре узнал о заговоре и его реакция не замедлила. Библия об этом говорит так: «И заметил царь Ассирийский в Осии измену, так как он посылал послов к Сигору , царю Египетскому, и не доставлял дани царю Ассирийскому каждый год; и взял его царь Ассирийский под стражу, и заключил его в дом темничный» (4Цар 17:4). Понять Осию не трудно. Оставаться рабом Ассирии, номинальным царьком вассального государства, редуцированного Тиглатпаласаром III до столицы с ее окрестностями – или при военной поддержке египтян освободиться от ассирийцев и не только восстановить независимость, но и вернуть отобранные территории? Направление послов к фараону было жестом отчаяния: задушенная отъятием плодородных земель и непомерной контрибуцией Самария медленно умирала под ассирийским игом. Собственной сколь-нибудь значимой армии у Израиля уже не было, единственной надеждой на возрождение страны стал Египет, вероятно, обещавший Израилю военную поддержку в случае выступления против Ассирии. Эти обещания основатель недолгой XXIV династии Тефнахт I, владевший лишь частью Дельты (со столицей в Саисе) и отчаянно оборонявшийся от напиравших с юга нубийцев, вряд ли мог выполнить. Но вывести Израиль из-под ассирийской зависимости ему, несомненно, было выгодно. Липковский предполагает: «Своими обещаниями о поддержке египтяне умышленно толкнули Израиль на выступление против Ассирии, чтобы задержать ее армию в Палестине и тем самым выиграть время для укрепления собственных позиций» .

http://bogoslov.ru/article/4241753

«Разве я – собачья голова? запальчиво спросил он. Я против Иуды оказал ныне милость дому Саула, отца твоего, братьям его и друзьям его, и не предал тебя в руки Давида, а ты взыскиваешь ныне на мне грех из-за женщины. То и то пусть сделает Бог Авениру, и еще больше сделает ему! Как клялся Господь Давиду, так и сделаю ему. Отниму царство от дома Саулова и поставлю престол Давида над Израилем и над Худою, от Дана до Вирсавии» ( 2Цар. 3:8–10 ). Крайне бессильный и беспомощный пред лицом столь опасного врага, Иевосфей совершенно растерялся от такой угрожающей речи Авенира, и не мог ничего отвечать ему. Его судьба была решена. Авенир оправдал свои слова и завязал тайные сношения с Давидом, предлагая перейти на его сторону и употребить свое влияние для подчинения ему всего Израиля. Ясно было, что Иевосфеево царствование приходило к концу; но Давид, хотя конечно и довольный таким заявлением Авенира в его пользу, был однако же слишком осторожен, чтобы действовать по этим указаниям без дальнейшего испытания его прямодушия и честности. Он обусловил свое принятие этих услуг тем, чтобы Мелхола, жена его юности, была возвращена ему назад. Она, как известно, была отдана Саулом некоему Фалтию, и теперь было желательно, чтобы она была возвращена Давиду, что было весьма важно для него, так как это могло служить указанием по крайней мере на номинальную связь его с домом Сауловым, а вместе с тем могло послужить и испытанием для могущества и искренности Авенира. Когда такое сообщение было послано Иевосфею, то давно оставленная жена была сразу же выдана, и Авенир, предлагая готовность выступить в качестве проводника ее к Давиду, воспользовался этим случаем для личного свидания с Давидом. Дело было столь важное, что скорбь Фалтия не могла расстроить этого плана, хотя он с плачем следовал за своей женой почти до горы Елеонской, и возвратился назад только по строгому приказу Авенира, а Мелхола затем двинулась далее, по направлению к Хеврону. Между тем в промежутке от первого сношения Авенира с Давидом и этого посещения он вошел в сношение со старейшинами израильских колен и даже Вениаминова колена, с целью определить условия, на которых бы все колена могли перенести свою верноподданность от Маханаима к Хеврону.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Рус. перевод: «Ко гласу вопиющего в пустыне: «Приготовьте путь Господу», пришел Ты, Господь, принявший образ раба, прося о крещении, не зная греха. Увидели Тебя воды и убоялись, в трепет пришел Предтеча и воскликнул, говоря: «Как светильник просветит Свет? Как возложит руку раб на Владыку? Освяти меня и воды, Спаситель, подъемлющий мира грех!» (перевод иером. Амвросия (Тимрота)). В этом крещении Спасителя прозревается будущая тайна Голгофской жертвы. Здесь крест присутствует до распятия! Потому не случайно греческое слово «ваптизма», обозначающее омовение, переведено славянским «крещение», поскольку это уже не дословный перевод, а богословское толкование. В позднейшие времена на всех омытых во имя Иисуса Христа и всей Святой Троицы стал возлагаться нательный крестик, очевидно, во исполнение евангельских слов: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Апостол Павел пишет: «Ночь прошла, а день приблизился: итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим. 13, 12). Фактически это повторение и раскрытие того, к чему призывал Иоанн Предтеча, — «покайтесь», то есть обратитесь к свету и образумьтесь. Этот призыв остается по-прежнему злободневным не только для номинальных христиан, часто даже не знающих, во что же или в Кого они крестились и приняли ли они Святого Духа (см. Деян. 19, 1-6), но и для вполне церковных православных. И только подражая божественному смирению, можно стать причастниками немеркнущего света Святой Троицы: «Во свете Твоем узрим свет» (Пс. 35, 10). Явился еси в мире, Иже мир Сотворивый, да просветиши во тьме седящия, Человеколюбче, слава Тебе! Читайте также: По вам будут судить Бога Митрополит Сурожский Антоний Спаситель Христос, Бог наш, ставший человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и в этом случае, по нашим поступкам и по нашей жизни судят о Христе. Какая же это ответственность! Днесь вод освящается естество… Юрий Пидопрыгора

http://pravmir.ru/svet-i-pravda/

Синод прямо заблуждается и вводит других в заблуждение, не различая двух видов «зависимости». Имя Божие находится в зависимости от человека, поскольку может быть призвано недостойно. Но оно может быть призвано недостойно только потому, что сила и свойства его не полагаются призванием достойным, а присущи ему совершенно независимо от призвания всякого (и достойного, и недостойного). Возможностью недостойного призвания и исчерпывается вся «зависимость» Имени Божия от человека. Эта зависимость отрицательная. Но слово «зависимость» имеет и положительный смысл: зависит от нас то, что находится в нашем распоряжении, над чем мы имеем власть, что нам повинуется. Синод совершенно обходит вопрос, в каком отношении находится православное исповедание объективной силы Имени Божия к идее этой положительной «зависимости». Если бы он задал себе этот вопрос, все мнимые трудности сразу рассеялись бы. Подобно тому, как недостойно причастившийся Крови и Тела Господня подвергается объективному действию св. Даров, но только в суд и в осуждение, подобно этому и недостойное призывание Имени Божия становится карою для того, кто его призывает, и если призывание исполнено коварства и злобы, то объективная сила Имени Божия обращается на него губительным и карающим действием. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает», говорит апостол. Имя Божие так же ограждено своей Божественной силой от человеческого поругания, как и св. Дары. Поэтому магически использовано оно быть не может, и если к нему подходят магически, то получают от него не спасительные и благодатные силы, а «суд», который может быть последним осуждением и сравнительно лёгким наказанием, о коем повествуется в Деяниях. Любопытно, что этот разительный случай, в коем говорится определённо об объективно присущей Имени Иисуса Божественной силе, составители Послания и докладчики ухитряются вопреки всякой логике толковать номиналистически. В Деяниях говорится: «Некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Это делали какие-то семь сынов Иудейского первосвященника Скевы. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, – и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» ( Деян. 19:13–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Случай не заставил себя долго ждать. После кончины Давида и полноправного воцарения Соломона Иоав оказался возмутителем против нового царя. Адония не оставил своих честолюбивых планов и снова решил овладеть престолом, опять заявляя об этом так же, как и Авессалом. Он просит руки Ависаги, последней наложницы Давида. Наложницей она была номинально. Соломон заявляет своей матери Вирсавии, что Адония тем самым заявляет о своих правах на престол и в этом деле его сторонниками являются Иоав и Авиафар. «И поклялся царь Соломон Господом, говоря: пусть то и то делает со мною Бог и еще больше сделает, если не на свою душу сказал Адония такое слово; ныне же, — жив Господь, укрепивший меня и посадивший меня на престоле Давида, отца моего, и устроивший мне дом, как говорил Он, — ныне же Адония должен умереть. И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его и он умер. А священнику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твое поле; ты достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвляю тебя, ибо ты носил ковчег Владыки Господа пред Давидом, отцем моим, и терпел все, что терпел отец мой. И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме» (3 Пар.2, 23-27). Соломон выступил, как братоубийца, дал распоряжение убить Адонию. Однако, это убийство было продиктовано высшими соображениями. Во-первых, Адония должен быть удален от царского дворца по распоряжению самого Давида и Господь никоим образом не высказал своего неблаговоления такому распоряжению Давида. А что касается смертного приговора Адонии, то Адония понес его именно как посягатель против законной власти. Смертную кару Адония заслужил еще своим мятежем при жизни отца. К Авиафару Соломон применил другую меру наказания. Он его удалил от священства Господня, т.е. Авиафар был лишен сана. Авиафар и не должен был быть первосвященником, а кроме того, Авиафар явился наряду с Адонией государственным преступником. Но уважая священство Авиафара, уважая то, что он служил Ковчегу завета, Соломон не убивает его, тем самым исполняется известный ветхозаветный принцип, в более позднее время в ясной форме провозглашенный пророком Наумом и в дальнейшем, легший в основу канонического права Православной церкви: «Да не отмстиши за едино дважды». Нельзя двумя различными наказаниями наказывать за одну и ту же вину, за один и тот же грех. Авиафар уже понес наказание в том, что был лишен священства. Лишение жизни было бы уже вторым наказанием, а это было бы прегрешением.

http://sedmitza.ru/lib/text/432132/

Случай не заставил себя долго ждать. После кончины Давида и полноправного воцарения Соломона Иоав оказался возмутителем против нового царя. Адония не оставил своих честолюбивых планов и снова решил овладеть престолом, опять заявляя об этом так же, как и Авессалом. Он просит руки Ависаги, последней наложницы Давида. Наложницей она была номинально. Соломон заявляет своей матери Вирсавии, что Адония тем самым заявляет о своих правах на престол и в этом деле его сторонниками являются Иоав и Авиафар. «И поклялся царь Соломон Господом, говоря: пусть то и то делает со мною Бог и еще больше сделает, если не на свою душу сказал Адония такое слово; ныне же, – жив Господь, укрепивший меня и посадивший меня на престоле Давида, отца моего, и устроивший мне дом, как говорил Он, – ныне же Адония должен умереть. И послал царь Соломон Ванею, сына Иодаева, который поразил его и он умер. А священнику Авиафару царь сказал: ступай в Анафоф на твое поле; ты достоин смерти, но в настоящее время я не умерщвляю тебя, ибо ты носил ковчег Владыки Господа пред Давидом, отцем моим, и терпел все, что терпел отец мой. И удалил Соломон Авиафара от священства Господня, и исполнилось слово Господа, которое сказал Он о доме Илия в Силоме» (3 Пар.2, 23–27). Соломон выступил, как братоубийца, дал распоряжение убить Адонию. Однако, это убийство было продиктовано высшими соображениями. Во-первых, Адония должен быть удален от царского дворца по распоряжению самого Давида и Господь никоим образом не высказал своего неблаговоления такому распоряжению Давида. А что касается смертного приговора Адонии, то Адония понес его именно как посягатель против законной власти. Смертную кару Адония заслужил еще своим мятежем при жизни отца. К Авиафару Соломон применил другую меру наказания. Он его удалил от священства Господня, т.е. Авиафар был лишен сана. Авиафар и не должен был быть первосвященником, а кроме того, Авиафар явился наряду с Адонией государственным преступником. Но уважая священство Авиафара, уважая то, что он служил Ковчегу завета, Соломон не убивает его, тем самым исполняется известный ветхозаветный принцип, в более позднее время в ясной форме провозглашенный пророком Наумом и в дальнейшем, легший в основу канонического права Православной церкви: «Да не отмстиши за едино дважды». Нельзя двумя различными наказаниями наказывать за одну и ту же вину, за один и тот же грех. Авиафар уже понес наказание в том, что был лишен священства. Лишение жизни было бы уже вторым наказанием, а это было бы прегрешением.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

См. подробнее:  Мф. 24:36  и толкования По слову Христа, кончине мира будет предшествовать проповедь Евангелия: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» ( Мф. 24:14 ) См. подробнее:  Мф. 24:14  и толкования. Церковь будет существовать до самой кончины мира, ибо «врата ада не одолеют её» ( Мф. 16:18 ), а «без епископа [как преемника апостолов] ни церковь церковью, ни христианин христианином, не только быть, но и называться не может» (Иерусалимский собор 1672 года). С другой стороны, перед кончиной мира произойдёт отступление ( 2 Фес. 2:3 ). Многие будут называться православными лишь номинально, а с пришествием антихриста поклонятся ему и явно отступят от веры. См. подробнее:  Мф. 16:18  и  2 Фес. 2:3  и толкования. Святые Отцы понимали печать антихриста как физический объект. На лоб или на правую руку поклоняющимся антихристу будут поставлены начертания, содержащие имя антихриста или число 666, выражающее его имя. Хотя отступление совершается в сердце, будут и внешние его признаки, но они будут именно такими, как описано в Апокалипсисе. Нагнетание паники вокруг ИНН, штрих-кодов и QR-koдob  См. подробнее:  митр. Мелетий Никопольский. Печать антихриста в Православном предании . В конце времён состоится обращение иудеев. «Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» ( Рим. 11:25-26 ). По толкованиям Святых Отцов, их обратит в христианство Илия. См. подробнее:  Рим. 11:25–26  и толкования. Второе пришествие Господне будет явно для всех! «Итак, если скажут вам: “вот, Он в пустыне”, — не выходите; “вот, Он в потаенных комнатах”, — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:26-27 ).  «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян. 1:11 )

http://azbyka.ru/quiz/konchina-mira/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010