Блаженный Иероним пишет: « То же самое значение имеет и известная притча в Евангелии от Луки, в которой старший сын завидует младшему и не хочет, чтобы он был после раскаяния принят, и обвиняет отца в несправедливости. А чтобы мы знали, что она имеет указанный нами смысл, и начало притчи, и конец ее согласны между собою: «Так будут, – говорит Он, – последние первыми, и первые последними» ». Здесь святой Иероним обличает зависть иудеев к христианам, когда первые (старшие), позавидовали последним (младшим). Но как я часто говорю, и для иудеев откроется дверь спасения в последние времена, когда они примут Христову Веру. Ибо и они дети обетования (см. Рим.11:25–26 ), и не веруют в это только еретики маркиониты. Истолковывая слова: « ибо много званых, а мало избранных », святитель Григорий Великий рассуждает о действительных и номинальных христианах, он пишет: « Устрашающе то, что за этим следует. Ибо много званных, а мало избранных; многие приходят к вере, но только часть их входит в Царство Небесное. Вот, смотрите, на сегодняшний праздник сколько нас собралось, мы заполнили стен Церкви; только кто знает, как много людей из нас будут зачтены в стадо избранников Бога? Здесь каждый голос восклицает «Христос», но каждого ли жизнь восклицает тоже? Многие следуют за Христом на словах, но бегут от Него в делах своих. потому и говорит Павел: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» ( Тит.1:16 ), и Иаков тоже: «вера без дел мертва» ( Иак.2:20 ). И Господь говорит через псалмопевца: «Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас – кто уподобиться Тебе! – хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число» ( Пс.39:6 ). По зову Господа число верующих возросло так, что не исчесть, потому что к вере приходят и не относящиеся к числу избранных. В этой жизни они смешиваются с верующими через вероисповедание, но в грядущей они не заслуживают быть зачтенными в ряды верующих по причине порочного образа жизни. Паства нашей святой Церкви включает и «агнцев» и «козлят», но, как свидетельствует Евангелие, когда явится Судия, Он отделит добро от зла, как пастырь отделяет овец от козлов.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Божественный творческий процесс, начавшийся с сотворения мира, не прекращается на земле, и земное служение Сына Божия является его прямым продолжением. Сын Божий пришел для того, чтобы исполнить волю Отца – совершить дело, которое Отец поручил Ему ( Ин. 17:4 ). Но и у ученика Иисуса есть свое дело: оно заключается в том, чтобы веровать в Иисуса. Вера же предполагает не только убежденность в том, что Иисус есть Христос, Сын Божий, но и воплощение в жизнь того, чему Он научил Своих последователей. Исполнять слова Иисуса – значит исполнять волю Бога Отца. Тот, кто не только слушает, но и исполняет, подобен человеку, построившему дом на твердом основании. Этим основанием, фундаментом, камнем, который отвергли строители, но который сделался главою угла ( Мф. 21:42 ; Мк. 12:10 ; Лк. 20:17 ; Пс. 117:22 ), является Сам Иисус. А домом, согласно толкованию христианских авторов, является созданная Им Церковь . Об этом говорится в Первом послании Петра: Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое... ( 1Пет. 2:4–5 ). По словам Оригена , под благоразумным мужем, построившим дом свой на камне, понимается «Сам Господь, построивший Церковь на камне, то есть на собственной твердости и силе... Все гонения устремились на дом тот и ничего не достигли, ибо он был построен на камне» 464 . Гонения первых веков христианской эры стали для Церкви и ее членов испытанием на прочность. Сама Церковь как дом духовный, как Тело Христово, как совокупность всех верующих в их единении с Богом устояла, и врата ада не одолели ее ( Мф. 16:18 ). Однако отдельные члены Церкви не выдержали гонений. Слушая слова Иисуса, но не исполняя их, называя себя христианами, но не живя по-христиански, эти люди строили дом на песке. Пока не пошел дождь, не подули ветры и не разлились реки, их дом стоял, как казалось, достаточно прочно. Но когда начались гонения, устояли только те, кто строил свой дом на прочном фундаменте исполнения заповедей Иисуса. Если в эпоху благоденствия в Церкви сосуществуют номинальные и реальные христиане, то в эпоху гонений пространство для номинальных христиан предельно сужается и многие из них отпадают от Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В наше время смешанных браков бывает очень много. В западных странах, где православные составляют незначительное меньшинство, число их постоянно растет. А в России в частых случаях брака между верующей и неверующей сторонами неизбежно встает та же самая проблема невозможности настоящей любви " во Христе " без общей веры во Христа. Очень часто смешанные браки бывают по-человечески вполне счастливыми, более счастливыми, чем многие браки между номинальными членами Церкви, никогда не понимавшими христианский смысл брака и не принявшими всерьез свою собственную христианскую ответственность. Было бы поэтому неправильно запрещать систематически все смешанные браки, придавая абсолютное значение каноническим текстам. Ясно, что Церковь может и даже должна, если церковная польза или спасение отдельных душ или абсолютная внешняя необходимость этого требуют, мириться с частичным выполнением нравственных норм христианства: в этом и есть то, что называется церковной " икономией " . Но снисходительность в частных случаях не может заменить самой нормы. Господь призывает нас к совершенству, а не к половинчатости и компромиссу: " Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершен " (Мф.5:48). Без стремления к совершенству нет истинного христианства. Религиозная индифферентность и теплохладность, поверхностное восприятие христианской веры несовместимы с подлинной жизнью во Христе. Допуская смешанные браки, Церковь не отказывается от евангельского критерия христианской жизни и в каждом отдельном случае надеется, что в конечном итоге неправославная сторона примет Православие, осуществляя полноту единства веры и тем самым полноту таинства брака. Допуская смешанные браки между христианами, Церковь не может благословить союз между православной и нехристианской сторонами: призывать имя Божие, совершать таинство во имя Христово возможно только там, где есть вера в Бога и в Христа. Иначе не только само таинство становится богохульным, но и достоинство неверующей стороны оскорбляется совершением обряда, который для неверующего лишен смысла. Правда, говоря о семьях, где одна сторона уже после брака (заключенного вне Церкви) принимает христианство, апостол Павел призывает к сохранению семейного мира: " Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем, верующим; иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь " (1Кор.7:12-15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В неделю Торжества Православия святая Христова Церковь предаёт анафеме как раз те лжеучения, которые смертельно вредят душе исповедующего их христианина. Главное анафематствование относится к тем, кто не почитает Иисуса Христа Богом: «дерзающим утверждать, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, также и Дух Святой; не исповедующим, что Отец, Сын и Святой Дух — един Бог: анафема» . Эта анафема распространяется не только на тех, кто выдумывает очевидно вздорные небылицы о Господе Иисусе Христе, но и на тех, кто «всего лишь» не верит в Божество Иисуса Христа, распространяется, в частности, на (номинально) православного Тома Хэнкса и всех тех, кто «не видит ничего дурного в идее фильма». 45-е Апостольское правило гласит: «Если кто, приняв имя христианина, оскорбляет Христа; таковому нет никакой пользы от наименования» . Кто потворствовал кощунству? По статистике сайта InOut.ru 24 мая 2006 г. (на момент написания этой статьи) 68 московских кинотеатров устроили показ кощунственного фильма. Хочется спросить: что же, среди руководителей этих кинотеатров нет ни одного крещёного человека? Спросим подробнее: Неужели среди этих людей не было ни одного крещёного человека? Неужели все они – сплошь иудеи и гностики (истинные авторы богохульной идеи, использованной Дэном Брауном)? Думаю, что нет. А раз так, то все те из них, кто, будучи крещёным, устраивал показы, продавал билеты, тиражировал диски и проч. и проч., – соучастники кощунства, как бы ни была мала их должность. «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф., 5:10–11). В Евангелии говорится, что «невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» (Лк., 17:1-2). Многие из нас живут, забывая о Божиих заповедях, когда дело касается личной выгоды. Но рано или поздно наступают времена, когда свою веру надо подкреплять делами. И для многих из нас такое время настало. Каждый должен добросовестно исполнять свою работу, но лишь в той мере, в какой она не противоречит его христианской совести. Это тот случай, когда подобно Апостолам надо твёрдо сказать своим начальникам: «справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?» (Деян, 4:19) И при необходимости за Христа пострадать.

http://pravoslavie.ru/5755.html

Вместе с этим Давид отправил формальное посольство к Иевосфею с требованием возвратить ему Мелхолу. Иевосфей не нашел требование Давида несправедливым, взял Мелхолу от Фалтия, которому она была отдана Саулом, и послал ее с Авениром к Давиду. Иевосфей или не верил в угрозу Авенира, или думал, что дело ограничится присоединением к Давиду колен по правую сторону Иордана, против чего ему и бороться не стоило, так как они принадлежали ему только номинально. Этим, вероятно, дело ограничилось бы и действительно, если бы Иевосфей не погиб. Муж, у которого отняли жену, чтобы отдать ее другому, долго провожал ее со слезами, пока Авенир не приказал ему сурово возвратиться восвояси. Дорога из Маханаима в Хеврон лежала через Ефремово колено, важнейшее и сильнейшее из северных, и через Вениаминово, наиболее заинтересованное в династическом вопросе. Авенир обращался к старейшинам этих колен с воззваниями такого рода: «и вчера, и третьего дня (т. е. всегда) вы желали, чтобы Давид был царем над вами. (Авенир не мог бы так говорить, если бы это не была правда). Теперь сделайте это. Ибо Господь сказал Давиду: «рукой раба Моего Давида, Я спасу народ Мой, Израиля, от руки филистимлян и от руки всех врагов его». Неизвестно, кому и где Господь говорил это (может быть, Самуил в последние дни жизни открыл тайну помазания Давида), но голос народный был именно таков. Колена Ефремово и Вениаминово, находившиеся под непосредственным гнетом филистимлян, не могли быть равнодушны к речам Авенира. Прибыв в Хеврон, Авенир сообщил Давиду, должно быть, весьма приятные вещи, потому что он устроил для Авенира и его свиты пиршество. Затем Авенир отправился продолжать начатое им дело. Лишь только он ушел, как возвратился Иоав из какого-то счастливого похода. Здесь он узнает, что приходил Авенир и, обласканный Давидом, ушел. Подозрение и злоба закипели в его неукротимом сердце. Он решился погубить Авенира во что бы то ни стало, потому что и подозревал в его замыслах опасное для себя, как первого при Давиде, и ненавидел Авенира, как убийцу брата своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

Всецелая жертва, прообразом которой в Ветхом Завете была жертва всесожжения, есть истинный смысл и заветное желание христианской жизни. Но так как обычный человек, даже просвещенный святым Крещением и другими таинствами, не часто бывает готов к такой жертве, а кроме того, мы бываем нужны Богу в этом мире, где борьба со злом ещё далеко не завершена, жертва всесожжения растягивается на всю жизнь и превращается порой в длинную череду «копеечных» свечей. Однако, невзирая на это, мы всё-таки должны понимать, что приносим Богу в жертву не животных, как это делалось раньше, во времена прообразов и теней, а самих себя. Как написано у апостола: «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, разумного служения вашего» (Рим. 12: 1). Важнейшее положение всех законов о жертвоприношениях гласит: в жертву приносится только чистое . Ради этого Христос пострадал и умер за нас — очистив нас «банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит. 3: 5), Он сделал из нас, Своего тела, чистую и непорочную жертву. И в Ветхом Завете были мученики, но пролитая ими кровь сделалась угодной Богу только после распятия Христа. Поэтому все праведники Ветхого Завета приносили в жертву невинных существ: тельцов, агнцев и птенцов голубиных, вместо себя. «В чем застану, в том и сужу» — такие слова Господа передал нам апологет II в. Иустин Философ. Когда христианин, окончив земной путь, уходит в вечность с благими помыслами, это угодное Богу приношение. «Блаженны мертвые, умирающие о Господе... и дела их идут вслед за ними» (Отк. 14: 13). Если же человек умирает с дурными мыслями или за плохим делом, тогда номинальное христианство ему не вменяется. Даже добрые дела, сделанные ранее, становятся как ничто. «Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность, и сделает неправду, то все праведные дела его не помянутся, — и он умрет от неправды своей, какую сделал» (Иез. 33: 13). Но если это касается всей жизни, то должно касаться и каждого момента жизни. А каждый момент нашей жизни, который что-нибудь значит, есть наше дело .

http://bogoslov.ru/article/418880

Вспомним о католических судах, предавших костру Яна Гуса и других и казнивших множество христиан из числа реформаторов. Вспомним религиозные войны, французскую «кровавую баню в Васси» (март 1562 года), страшную Варфоломеевскую ночь 1572 года и многое другое. Можно вспомнить также нашего Афанасия Брестского, казненного по приговору польского духовного (католического) суда в 1648 году. В своей нетерпимости и жестокости католикам никогда не уступали и протестанты, разрушавшие католические монастыри и убивавшие католических священников (например, гибель на корабле сорока иезуитов под ножами кальвинистов около 1560 года). И эта братская христианская кровь кощунственно проливалась «во имя служения Христу», часто по благословению и распоряжению пап, по постановлениям духовных трибуналов и судов. Замечательно, однако, что не кровь только, пролитая в религиозных распрях, ставится в вину блуднице. Откровение говорит, что в Вавилоне (в мнимой церкви Христовой) была «найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле» ( Откр.18:24 ). Итак, вся кровь земли ставится в вину христианским Церквам. И действительно, если бы христианские правители и их советники были действительно учениками Христа, то давно бы ужасы войны были изжиты человечеством. Но так как громадное большинство правителей были лишь номинальными христианами и их благословляли и покровительствовали им также мнимо-христианские представители Церкви, то войны и заливали землю кровью на протяжении всей новозаветной истории. Вот почему, согласно тексту Откровения, святой апостол Иоанн «дивился удивлением великим» ( Откр.17:6 ). Власть зверя была так велика, что уверенность в правильности мерзких действий, творимых «во имя Христа», господствовала в целых поколениях. Зверь умело скрывал свою «тайну» ( Откр.17:5 ), и сатана «правил свой бал» руками мнимых учеников Христовых и представителей официальных Церквей. В главе 18 Откровения продолжаются гневные обличения великой блудницы. «После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице; ибо яростным видом блудодеяния своего она напоила все народы, и цари земные любодействовали с нею, и купцы земные разбогатели от великой роскоши ее» ( Откр.18:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Выражение «внести свою лепту» давно и прочно вошло в наше словоупотребление. Обычно предполагается, что это некий весьма скромный вклад. Однако Христос, напротив, оценивает две лепты вдовы выше всех богатых подношений. Что же представляла собой эта сумма — две лепты во времена земной жизни Спасителя? Лепта — самый мелкий номинал для обозначения денежных сумм той эпохи. Название монеты — римское. Но тот факт, что вдова опустила свой дар в сокровищницу Храма, указывает, что монета была иудейской чеканки. Дело в том, что кроме тирских статиров римские оккупационные власти разрешили иудеям чеканить мелкую медную монету — пруту. Вероятнее всего, упомянутая в Новом Завете лепта была разновидностью иудейской пруты. Как можно увидеть в тексте Евангелия, две лепты составляли кодрант — также мелкую медную монету. Четыре кодранта были равны одному медному же ассарию. А вот шестнадцать ассариев можно было обменять уже на серебряный динарий. Столько составляла тогда плата наемному работнику за один день. На эти деньги можно было купить ягненка. То есть вдова положила в сокровищницу 1/64 стоимости ежедневного заработка рабочего. В переводе на сегодняшний счет это примерно рублей двадцать. Но это было всё, что вдова имела. Больший уровень нищеты трудно себе представить. Однако Господь воздает награду, обращая внимание не на то, сколько человек жертвует, а на то, сколько у него остается после этой жертвы. Поэтому и сегодня каждый из нас не должен смущаться тем, что, возможно, у него недостаточно средств на дела милосердия в трудные времена. Обладая даже самым мизерным достатком, можно и нужно помогать ближним в ту меру, которая нам доступна. И пускай это будут совсем небольшие деньги. В любом случае, они, наверное, будут уж никак не меньше двух лепт вдовы по стоимости. Но зато и никак не ниже этих же двух лепт по цене в очах Господа. КАКОЙ ТАЛАНТ САМЫЙ ВАЖНЫЙ? Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить.

http://pravoslavie.ru/76988.html

Господь в последние часы Своей жизни с нами сказал:«Доныне вы ничего не просили во Имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна… Истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во Имя Мое, даст вам»   . Эти слова Христа являются и догматическим, и аскетическим основанием для молитвы Его Именем. Нет сомнений, что ученики Христа соблюдали эту заповедь. Тем более это достоверно, что они уже познали силу Его Имени, когда были посланы, как»агнцы среди волков», нести людям мир, исцелять больных, возвещать приближение Царствия Божия.«Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили:«Господи! и бесы повинуются нам о Имени Твоем» " ; и другой случай:«…мы видели человека, Именем Твоим изгоняющего бесов…»   Таким образом, история молитвы Именем Иисуса начинается с апостольских времен. Не сохранились словесные формулы их молений личных, но весь Новый Завет полон свидетельств, что они совершали многие поразительные чудеса сим Именем. Но что значит Имя Божие? Чтобы молиться»во Имя» — нужно ли понимать его значение, его свойства, его природу? Да, необходимо даже, чтобы»радость наша была совершенна». Глубины жизни во Христе — неисчерпаемы; усваиваются они в длительном процессе с великим напряжением всех наших сил. И постижение содержания и смысла Имени Божьего стяжевается лишь постепенно. Обрадовать наше сердце может и мимолетное призывание его; и это ценно. Но не должно останавливаться на полпути. Коротко наше пребывание здесь, и должно использовать каждый час так, чтобы созревало наше познание Бога. Когда же сольются воедино и радость сердца, и свет ума, тогда мы приближаемся к совершенству. С великой культурой этой молитвы я встретился на Святой Горе. Естественно, я желал учиться у отцов — как они понимают сей важнейший аспект христианской аскетики. Приехал я на Афон в 1925 году. Незадолго перед тем там произошли бурные споры о природе Имени Божьего. В напряжении самих споров, подобных богословской полемике XIV века о природе Фаворского Света, было допущено с обеих сторон немало поступков, которых не должно было бы быть среди людей, предавших свои души в руки Святого Вседержителя. Есть в этой полемике некая аналогия с вековыми распрями между номиналистами и реалистами, идеалистами и рационалистами. По временам они затихают, чтобы затем снова вспыхнуть в иной форме. Наблюдается наличие двух различных естественных расположений: с одной стороны — пророки и поэты; с другой — ученые и технократы   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

до 3,41 г. 128 К этому добавлялась и «порча металлов», масштабы которой определить, конечно, затруднительно. Во-вторых, обесценение древних денежных единиц происходило в форме снижения реальной массы и объема однородных товаров, особенно сыпучих тел и жидкостей (зерна, масла и пр.) при сохранении их номинальной массы. По этой причине, между прочим, крайне затруднительно, анализируя те или иные древние источники, в том числе и Библию, сравнивать цены на товары, услуги или недвижимость в сделках, отделенных друг от друга во времени десятилетиями или столетиями. Несмотря на свой относительно низкий темп, инфляция была заметна древним, и они видели в этом проблему. Пророк Иезекииль, например, выступал как против роста и лихвы, так и против обесценения денег и уменьшения мер и весов. «Ефа и бат должны быть одинаковой меры,та чтобы бат вмещал в себе десятую часть хомера и ефа десятую часть хомера: мера их должна определяться по хомеру. В сикле двадцать гер; а двадцать сиклей, двадцать пять сиклей и пятнадцать сиклей составлять будут у вас мину» 129 . Обязанность обеспечивать, выражаясь современным языком, стабильность покупательной способности денег лежит, считал Иезекииль, на князьях Израилевых, т.е. на правительстве 130 . Новозаветный взгляд на лихву и процент Для более глубокого понимания смысла приведенных выше стихов Евангелия от Луки полезно обратиться к вариантам перевода фразы: «Kai daneizete mhden apelpizontej». Синодальный перевод: «…взаймы давайте, не ожидая ничего» — недостаточно точен. Церковнославянский текст чуть ближе к греческому оригиналу «и взаимъ дайте ничесоже чающе». В Вульгате: «et mutuum date nihil desperantes» (и взаймы давайте, ничего от этого не ожидая). Это еще дальше от греческого первоисточника, чем синодальный перевод. Неточность перевода Вульгаты имела важные последствия. По мнению М. Вебера, (приводящего, правда вариант «Nihil inde sperantes») 134 это даже стало причиной запрета взимать проценты на христианском Западе на основании лишь договора о ссуде, введенного Ахенским имперским синодом Карла Великого в 789 г.

http://azbyka.ru/sbornik-statej-o-xristi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010