Святых повели на усечение мечом к месту, отстоящему недалеко от города, оно называлось у жителей той страны Алоний. По дороге к нему страдальцы проявили нечто новое и необыкновенное: во все время мучения они были единодушны и единомысленны, под коней же стали спорить только о том, кому из них первому идти под меч и раньше принять венец. Но этот спор прекратил Феодул, — один из сих святых мучеников, — говоря, что тот из них будет первым, кто после всех подставит свою главу под меч: если, видя пред собою усекновение и смерть всех остальных друзей своих, не убоится ни мало, не проявит никакой скорби, не изменится даже в лице, то он по истине явится славнейшим подвижником и победителем. Все согласились со словами Феодула. Прежде всего они воспели общую песнь к Богу: — «Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их! Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих» (Пс.123:6–7). Потом, придя на названное место, каждый из них произнес следующую молитву: — Прости, Господи, рабам Твоим и приими пролитие крови нашей за нас и за наших сродников и друзей, и за все отечество, пусть освободятся от тьмы неведения и светлыми очами узрят христианскую веру, и познают Тебя, Истинного Света, Царя Вечного! После их молитвы, стали отсекать им одному за другим святые и победоносные головы, души же их с радостью восходили ко Христу Богу. После их усечения, когда ушли мучители, некоторые из христиан, оставшись на том месте, собрали святые тела мучеников и погребли с честью По окончании гонения, когда воссияло опять благочестие, блаженный Павел, епископ города Гортины, прибыв в Константинополь, испросил позволения перенести тела святых из места Алония, — в котором они были погребены после усечения мечом, — в Гортину. Возвратившись в Крит и прибыв на место Алоний со множеством христиан, из которых некоторые были при страданиях святых, и очистив лежащую на них землю, он нашел тела их как бы во влаге, сохранившиеся волею Божией — неповрежденными и целыми, и перенес их со славою, в охранение городу и на помощь всем, в ней нуждающимся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Архив Пн В праздник Усекновения главы Пророка и Предтечи Господня Иоанна Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в домовом храме Патриаршей резиденции в Переделкине 11 сентября 2013 г. 14:35 11 сентября 2013 года, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в домовом храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» Патриаршей резиденции в Переделкине. Его Святейшеству сослужили схиархимандрит Илий (Ноздрин) и иеродиакон Рафаил (Романов). По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к молившимся с Первосвятительским словом: «Дорогие мои, сердечно поздравляю с особым праздником — Усекновением главы святого Пророка и Предтечи Крестителя Иоанна, установленным в честь столь трагического события. Когда читаешь эту историю о гибели святого Пророка и Предтечи Иоанна, то волей или неволей соотносишь ее со своими собственными скорбями, с теми скорбями, которые происходят в нашей жизни. Нам иногда кажется, что все силы зла восстают на нас, что мы несправедливо страдаем — по человеческой злобе, по коварству... Но разве можно сравнить это со страданиями святого Пророка и Предтечи Крестителя Иоанна? Все наши скорби, все наши подозрения, все наши страхи, все наши мысли о том, что мир ополчился против нас — и ближние, и дальние ополчились, — все они ничто по сравнению с тем, как совершенно ни в чем не повинный человек лишился жизни только потому, что пьяному царю захотелось побахвалиться и показать себя героем, показать, какой он великодушный, на этом страшном пиру. И сколько таких историй в человеческой жизни и в человеческой истории! Как много совершенно ни в чем не повинных людей погибало только по злобе, по преступным деяниям других! И если все это соотносить с нашими скорбями, то наши скорби кажутся незначительными. Или, по крайней мере, если они и значительны, то, взирая на пример святых Божиих угодников, мы должны укреплять себя в вере в благой и совершенный промысл Божий, что если Господь и попускает какую-то скорбь в отношении нас, то не потому, что мы самые бедные и несчастные, и сталкиваемся с несправедливостью и неудачами в нашей жизни, а потому что такова Его благая и всесовершенная воля. Ведь без Его воли и волос бы с головы Иоанна Предтечи не упал. Вот с этой глубокой верой в благость и мудрость промысла Божия мы и должны осуществлять свое жительство, имея перед собой великие примеры, которые дает нам слово Божие, жития святых и вся история Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/3225448.ht...

Избрание Апостолов. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства. Свет мира. Две меры праведности.. Главное — угождать Богу. Молитва «Отче наш». Вечное сокровище. Не осуждать. Постоянство в молитве. Узкий путь. О ложных пророках. Исцеление прокаженного. Исцеление слуги капернаумского сотника. Воскрешение сына Наинской вдовы. Посольство от Иоанна Предтечи. Обличение нечестивых городов. Прощение грешницы в доме Симона-фарисея. Исцеление бесноватого и обличив фарисеев. Ответ Господа искавшим знамения от Него. Женщина прославляет Матерь Христову. Учение Господа Иисуса Христа в притчах. Притча о сеятеле. Притча о плевелах. Притча о невидимо растущем семени. Притча о зерне горчичном. Притча о закваске. Притча о сокровище, скрытом в поле. Притча о драгоценной жемчужине. Притча о неводе, закинутом в море. О хозяине, хранящем новое и старое. Ответы Господа колеблющимся следовать за Ним. Укрощение бури. Изгнание легиона бесов. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира. Исцеление двух слепцов. Вторичное посещение Назарета. Жатвы много, тружеников — мало. Христос посылает Апостолов на проповедь. Усекновение головы Иоанна Крестителя. Чудесное насыщение пяти тысяч человек. Хождение Господа по водам. Беседа о хлебе небесном. Третья Пасха Обличение фарисейских преданий. Исцеление дочери хананеянки. Исцеление глухого косноязычного. Чудесное насыщение четырех тысяч человек. Обличение фарисеев, просивших знамения. Исцеление слепого в Вифсаиде. Апостол Петр исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим. Господь предрекает Свою смерть и воскресение. Преображение Господне. Исцеление бесноватого отрока. Чудесная уплата церковной подати. Беседа о том, кто больше в Царстве Небесном. Именем Христовым творились чудеса. Учение о борьбе с соблазнами. Притча о заблудшей овце. Притча о немилосердном должнике. Христос идет на праздник в Иерусалим. Самаряне не принимают Христа. Послание на проповедь 70 учеников. Господь на празднике Кущей. Суд над прелюбодейцей. Беседа с иудеями в храме. Исцеление слепорожденного.

http://sedmitza.ru/lib/text/430477/

Правда, будет там и другая половина, о коей говорится: «Тогда праведницы просветятся яко солнце, в царствии Отца их» ( Мф. 13, 43 ). Но попадем ли мы в число сих блаженных?! Обетование всем дано, но надо исполнять условия. Исполняющий их есть бодренный ревнитель. Почему, если мы будем больше походить на тех, о коих говорится в нынешней притче о пшенице и плевелах ( Мф. 13, 24–30, 36–43 ), то чего от нас ожидать?! Когда спим, т. е. не радим о спасении и мятемся во всякой суете: тогда Ангелу доступа к нам нет, а врагу тут-то все и сподручно. Подходит он смело и влагает всякие дурные мысли и желания и научает всякому злу. Нерадивая душа принимает сии внушения, соглашается на них и при удобном случае приводит в исполнение. Чем дальше, тем хуже. А там и весь человек стал, как плевел посреди пшеницы, которого конец – пожжение. Вот вам краткое указание на то, как держать в отношении к Ангелам. Да не оскорбится душа ваша, что в светлый Ангельский праздник навожу на такие мрачные мысли. Делаю сие затем, чтобы отвратить вас от мрака греха и обратить к свету Ангелоподобного жития, чтоб, здесь в общении с Ангелами поживши, все вы сподобились Ангельского и на небе сопребывания и соблаженствования в Царствии Отца Нашего Небесного. Аминь. 8 ноября, 1864 г. В день Архистратига Божия Михаила Глава 11. Святой Предтеча всею жизнию своею, от начала до конца, дает добрые уроки всем. Святой Иоанн Предтеча Господень есть первый образец, которым первые христиане воодушевлялись в трудах отшельничества. У него учились уединению: ибо он с детства «был в пустынях» ( Лк. 1, 80 ). У него учились постничеству: ибо он питался случайно попадавшимися в пустыне растениями. У него учились простоте в одежде: ибо одежда его была от влас верблюжьих, и «пояс усмен о чреслах его» ( Мк. 1, 6 ). У него учились безбрачию, самоотвержению, смирению, Богопреданности, нежалению живота спасения ради своего и других – добродетелям, черты которых так явны в жизни его. Но как предтеча новой благодати, как проповедник покаяния, как указатель правил Богоугождения и руководитель ко Христу, он есть образец-наставник – и общей всем христианам спасительной жизни. И все возрасты, и все состояния, и все роды занятий и служб найдут себе достаточно вразумительное назидание – то в словах его, то в разных случаях жизни его. Ныне празднуем мы усекновение головы его – конец и венец жизни. Пройдемте же ее воспоминанием с первого зачатия до смерти, чтоб чрез то – и воздавать долг благоговейного чествования ему, и вместе дать возможность всякому заимствовать из его жизни пригодное себе и нужное в урок и подражание.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Иконография сцен мучения, в т. ч. из-за того, что 7 братьев претерпели разные истязания, неединообразна. Напр., в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 49, 1322-1340) изображены Соломония и Елеазар в огне, а также усекновение головы одного из сыновей. Композиции в этой рукописи представляют «скоропись», лаконичны, образ одного брата может вполне подменять изображения всех семи); лист поделен не на 4, а на 3 клейма, так что мученичество братьев представлено в нижней, большей части листа, однако изображение Соломонии-оранты вынесено в зону правого верхнего клейма; Елеазар единственный имеет надписание имени, он представлен обращенным в молении вправо - в верхнем правом углу этого клейма изображен сегмент неба. В Московском минологии (ГИМ. Син. Греч. 9. Л. 136) сцену мучения предваряет изображенный на том же листе суд у Антиоха, перед к-рым стоят Елеазар, Соломония и ее сыновья. В монументальной живописи образы мучеников представлены в одном из наиболее ранних фрагментарно сохранившихся минологиев - в ц. 40 мучеников в Велико-Тырнове (ок. 1230) - Елеазар и Соломония в огне, здесь же - колесование; объятыми пламенем мученики изображены в притворе ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии, Сербия (1561). В составленном на Афоне руководстве для иконописцев восточнохрист. традиции - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - описание Маккавейских мучеников встречается дважды. В разд. «Святые мученики» приведена характеристика каждого из них: Авим - «с пробивающимся усом»; Гурий, Антонин, Елеазар, Евсевон - юные, без бород; Алим и Маркелл - младенцы; Елеазар - «учитель их, старец с длинною бородою»; Соломония - «мать их, престарелая» (Ерминия ДФ. § 10. С. 168. 137-145). В разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» под 1 авг. сказано кратко: «Святые семь отроков Маккавеи, учитель их Елеазар и мать Соломония скончались в разных муках» (Там же. С. 214). В древнерус. искусстве ряд изображений Маккавеев появился благодаря связи с семьей вел. кн. Василия III, у жены к-рого, Соломонии Сабуровой, небесной покровительницей была мц. Соломония. По замечанию А. С. Преображенского, «бездетность княжеской четы внесла особый оттенок в семейное почитание мц. Соломонии, которая представляла собой идеальный образ матери, благословленной многочадием и воспитавшей своих сыновей» (Иконы Владимира и Суздаля. 2008. С. 173). К таким великокняжеским памятникам относится пелена «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому и праздники», шитая в мастерской Соломонии Сабуровой и вложенная семьей вел. князя в Троице-Сергиев мон-рь (СПГИАХМЗ; в лит-ре пелена датируется 1525 г., по расчетам Б. М. Клосса, она была вложена в обитель осенью 1524). Икона Маккавейских мучеников как покровителей великокняжеской семьи также была вложена в суздальский Покровский монастырь (10-20-е гг. XVI в., ок. 1515 (?), с поновлениями XVII-XVIII вв.- ГВСМЗ; см.: Иконы Владимира и Суздаля. 2008).

http://pravenc.ru/text/2561524.html

Σ. 168). Е. Е. Макаров Иконография Мартирием этих мучеников считается Красная ц. в Перуштице - единственный археологически известный памятник IV-V вв. в окрестностях древнего г. Филиппополя (ныне Пловдив, Болгария) в рим. пров. Фракия; его необычный план с сочетанием трифолия и овала исследователи трактуют как мартирий для неск. саркофагов ( Бояджиев Ст. Архитектура, първоначално предназначение и преустройства на Червената църква при Перущица//Археология. 1998. 3/4. С. 24-37; Атанасов Г. 345 раннохристиянски свети-мъченици от българските земи I-IV в. София, 2011. С. 22-23). Сцена казни 3 мучеников вошла в Минологий Василия II 1-й четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 39). Событие развернуто на 1-м плане, ландшафтный фон составляет небольшая горка, симметричная фигуре размахнувшегося палача. В центре - падающее тело обезглавленного и безрукого средовека, видимо М.; на нем охристого цвета туника с длинным рукавом. Следующим казнят также средовека, в тунике розового цвета, к-рому до того были усечены ладони. Оба мученика с короткими волосами и бородами. Слева в ожидании казни стоит со связанными за спиной руками юная мученица с длинными волосами в сером платье; в подписи к краткому сказанию и миниатюре она названа « A σκληπιοδτις». В той же рукописи под 19 февр. как отдельная сцена представлено сожжение 2 святых, названных М. и Ф. (Fol. 413),- имеются в виду, очевидно, Адрианопольские мученики. Из ярко-красных языков пламени костра встают 2 средовека, воздевшие руки в жесте орантов. У обоих короткие темные волосы, у М. борода клинообразная, у Ф. короткая бородка. М. в темном платье, складки к-рого прописаны золотым ассистом, на Ф. белая туника с длинными рукавами, драгоценная вышивка украшает поручи и верха рукавов. Сцена гибели 3 Маркианопольских мучеников включена в греч. рукопись, исполненную в столичном скриптории,- Минологии на февр. и март (ГИМ. Син. греч. 183. Fol. 91v, 2-я четв. XI в.). Среди настенных минологиев сцена усекновения головы М. есть в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18), на юж. стороне сев. нефа - под 16 сент., а страдания всех 3 святых (под 19 февр.)- на юж. склоне юж. свода, 2 мученика изображены погрудно, горящими в огне костра. В притворе ц. Вознесения Господня мон-ря Дечаны (1348-1350) под 19 февр. в верхней части юж. пилястры на зап. стене гибель мучеников представлена как их сожжение. В надписи указано, чья память празднуется 19 февр.: «Сты мчнкъ еодотоу Максима и прочимь».

http://pravenc.ru/text/2561646.html

Усекновение главы святого Иоанна Предтечи – это праздник торжества Небесного над земным, вечной правды над преходящей ложью. Обратимся же к славному и всехвальному пророку и Предтече Спасителя нашего, святому Иоанну: «Поклоняющиеся убо честной главе твоей, молимся ти, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, избави нас от страстей безчестия, от всяких бед свобождай и к покаянию воздвизай нас». И молитвами святого Твоего Предтечи, Господи Иисусе Христе, помилуй всех нас! Аминь. Слово на Патриарший юбилей патриарха Алексия II О жизни в трудах по возрождению Церкви (произнесено в 1995 году) Дорогие во Христе отцы, братья и сестры! Пять лет – такой срок кажется песчинкой на исторических весах. Но сколько вместило в себя это грозное пятилетие! Растаял большевистский «ледник», и лавина событий обрушилась на наше Отечество. Эта ломка строя и страны проходит через живые человеческие сердца, сколько пролито слез и крови, сколько разбитых судеб… Будто в далекое полузабытое время, вглядываемся мы сейчас в год 1990й. И уже не песчинкой, а тяжкой гирей на весах истории видятся эти пять лет. Так и для бытия Церкви – весомым и значительным представляется пятилетний юбилей Патриаршества Алексия II. Еще так недавно воздух свободы пьянил многие головы, розовым энтузиазмом были охвачены самые разные слои общества. Политики наперебой сулили нам «светлое будущее», только «коммунистический рай» в их лозунгах заменялся «потребительским раем» свободы и демократии. Но уже тогда Святейший Патриарх Алексий II с православным трезвением предвидел: народ и Церковь ждут тяжелейшие испытания. Сразу же после интронизации он заявил: «Никому из деятелей церковных не придется почивать на лаврах». Вскоре на страницах светской прессы появилось предостережение Святейшего, обращенное ко всему народу: «Начинаются тяжелые времена. К ним надо быть готовыми. Время нашей скорби может быть сокращено в зависимости от нашего внутреннего состояния». Тогда же Предстоятель указал важнейшее духовное делание: «Главное для Церкви – соединять людей там, где их можно соединить. Именно тогда, когда растет политическая поляризация, для Церкви важнее всего стать для всех убежищем и спасением». И мы видим, как твердо ведет Патриарх Алексий II вверенный ему корабль Церкви Российской над политическими и экономическими бурями, не уклоняясь «ни влево, ни вправо».

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

В западноевроп. искусстве единоличные фронтальные изображения Д. А.- епископа (скульптура хора кафедрального собора в Бамберге, 1235; витраж ц. св. Дионисия в Эслингене, ок. 1300; дверца реликвария нач. XIV в., Лёгумклостер) столь же распространены, как и изображения Д. А. в молитвенном предстоянии, ставшие популярными с XVI-XVII вв.: алтарная картина 28а) ок. 1500 г. (Гос. музей, Амстердам); алебастровая статуя (1658) работы Г. и Б. Марси для капеллы св. Дионисия на Монмартре (ныне в ц. Сен-Жан-Сен-Франсуа в Париже). «Мученичество» Д. А. представлено 2 типами изображений: усекновением главы (алтарная картина нач. XV в. Ж. Малуэля, Лувр) и разбиванием черепа мечом или секирой (2-й тип редок, напр. на фреске капеллы св. Гереона в Кёльне (XII в.), на барельефе сев. портала кафедрального собора Шартра и на витраже ц. св. Дионисия в Сен-Дени-де-Жуэ (XIII в.)). Д. А.- кефалофор нередко изображался или буквально - фигура показана без головы, усекновенная голова (как правило, увенчана митрой) в руках святого (напр., миниатюра из Часослова Карла VIII (Paris. BNF. 1370. Fol. 212v, кон. XV в.)), или в соответствии с вост. традицией изображения кефалофоров, напр. св. Иоанна Предтечи - его облик невредим, усеченная глава как знак мученичества в руках (витраж кафедрального собора в Бурже (XII в.); фреска в ц. св. Куниберта в Кёльне (ок. 1230); реликварий св. Эммерама в Регенсбурге (ок. 1440) и др.). Уникальное изображение представлено на фреске XV в. в капелле св. Грата в Люсераме: Д. А. указывает на рану на шее от усекновения. В многофигурных композициях Д. А. часто изображался вместе с пресв. Рустиком и диак. Елевферием (миниатюра из Часослова Карла VIII (Paris. lat. 1370. Fol. 212v, кон. XV в.) - Рустик и Елевферий обезглавлены), в сопровождении ангелов (миниатюра из Большой хроники Франции - Paris. fr. 6465. Fol. 57, 1-я пол. XV в.); скульптура зап. портала Реймсского собора (1-я пол. XIII в.), среди святых (витраж 102 собора Нотр-Дам в Шартре работы Ж. Клемана (ок. 1220) - с орифламмой; каролингский флабеллум из Турню (Нац. музей, Флоренция) - рядом со св. Мартином Турским; рельеф портала ц. св. Эммерама, ок. 1052,- со св. Эммерамом; картина неизв. художника XV в., Лувр - с имп. Карлом Великим, к-рому Д. А. явился во сне). Д. А. изображался в сценах Богородичного цикла: как свидетель Успения Богородицы (в тимпане портала собора в Энгере, кон. XII в.), преклоненный перед ковчегом, символизирующим гроб Пресв. Богородицы (статуя работы Н. Кордиера, XVII в., капелла Паолина в ц. Санта-Мария Маджоре в Риме).

http://pravenc.ru/text/178443.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Усекновение головы Иоанна Крестителя, икона Усекновение главы Иоанна Предтечи. Греческая икона В Русской Православной Церкви день памяти Усекновения главы святого Предтечи с 1769 года соединяется с Поминовением православных воинов, за Веру и Отечество на брани убиенных , а с 1913 года - также с Днём трезвости . Молитвословия Тропарь, глас 2 Память праведнаго с похвалами,/тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече:/показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,/яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго./Темже за истину пострадав радуяся,/благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию,/вземлющаго грех мира,/и подающаго нам велию милость. Кондак, глас 5 Предтечево славное усекновение,/смотрение бысть некое Божественное;/да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие./Да рыдает убо Иродиа,/беззаконное убийство испросивши:/не закон бо Божий, ни живый век возлюби,/но притворный, привременный. Ин кондак, глас 4 Ирод, Предтече, беззаконновав,/жене подаде главу твою честную,/ейже покланяющеся, веселимся;/Иродия же плачет и рыдает,/и Ирод, и плясавшая Использованные материалы Редакция текста от: 05.09.2019 22:43:32 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/1326.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @4436@ Подпись к иллюстрации: Усекновение головы Иоанна Крестителя, икона Размер файла: 102.02 Кб Кто разместил: Олег Геннадьевич Дата размещения 04.02.2011 20:06:09 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/4436.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010