Торжок. Воскресенский женский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В историческом центре города, на левом берегу реки Тверцы, важную роль в облике города играет ансамбль Воскресенского девичьего монастыря, основанного в 16-м веке. Среди всего комплекса построек выделяется Воскресенский собор 1796 года и колокольня 1766 года. На территории монастыря находится также церковь усекновения головы Иоанна Предтечи, постройки архитектора Львова И.Ф. 1840 года. Корпус игуменских келий, 1824 года, корпус сестринских келий - начало 19-го века, часовня Нерукотворного Спаса - 1778 года и фрагменты стен 18-го века. Монастырь закрыт в 1923-1931 годах. В настоящее время в зданиях монастыря находится швейная фабрика. Источник информации: «Краеведческий альманах» 2004 год, г.Торжок. Воскресенский монастырь, 2 класса, общежительный, в городе Торжке. Основан в XVI веке. Монастырский соборный храм Воскресения построен в 1796 году. Здесь замечательна икона Воскресения Христова, деревянного письма, пожертвованная монастырю инокиней царицей Марфой Ивановной, матерью царя Михаила Федоровича. При монастыре — школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Воскресенский Новоторжский монастырь, женский, в Торжке, на левом берегу Тверцы. Известен с 16 века. В начале 17 века разорен польско-литовскими интервентами. В конце 17 века мон. принадлежали деревни Погорелово, Попово, Свинино, Паника, Вески, Владычня с 466 крестьянами и 482 дес. земли, а также рыболовные угодья на озере Теригощ. Монастырь владел мельницами на реках Логовеж и Тверце. В 1722 по приказу Петра 1 в Воскресенском Новоторжском монастыре начата выработка тканей для нужд армии. Была устроена " палатная " фабрика и школа прядильного мастерства (существовали до 1726). Первоначальные постройки монастыря - деревянные. Во 2-й пол. 18 в. развернулось значительное каменное строительство. В 1842 в монастыре открыта школа для девушек из духовного сословия.

http://sobory.ru/article/?object=08547

Когда люди, не имеющие реального духовного опыта молитвы, начинают рассуждать о ценности икон, об иконописной школе, левкасе и темпере, то они теряют то главное, что является выражением, смыслом иконы. Она становится просто изображением или композицией, с особенностями пропорций, красок, теней. Но это все второстепенное. Основное в иконе — это ее глубокий духовный смысл. Был у нас такой случай. В 1992 г. наша епархия получила в Калуге новое здание, где расположилось епархиальное управление. Я в кабинете у себя повесил старинную икону Спаса Нерукотворного. Ко мне часто приходил один из руководителей области, он был ученый — физик, и мы с ним подолгу беседовали. Касаясь религии, он всегда подчеркивал, что в Бога не верит, и чтобы ему поверить, бытие Бога надо доказать, как все доказывается в физике. Каждый раз после беседы он подходил к иконе Спаса Нерукотворного и подолгу на нее смотрел. В конце года мы закончили оборудование домового храма, и икона Спаса Нерукотворного была помещена в иконостас. Как-то ко мне приходит этот господин, мы встретились у меня в кабинете, долго у нас шла беседа, во время которой он постоянно посматривал на то место, где раньше висела та самая икона. Когда же закончилась встреча, он спросил меня: «А где икона Иисуса?». Я сказал, что она в домовом храме, и проводил его туда. Он минут пять стоял перед ней, а потом сказал: «Иисус мне что-то говорит, но я не могу понять Его». Я ему ответил: «Христос говорит, что языком физики Меня ты не поймешь, надо поверить». — Длительный конфликт между музеем «Рязанский кремль» и епархией недавно обострился. Часть помещений, где располагались музейные экспозиции, передана Церкви. Экспонаты отправлены в запасники. Как Вы прокомментируете ситуацию? — Вопрос в Рязани действительно возник не сегодня, он стоит давно. Я помню, были варианты решения его и 3, и 5 лет назад, но представители музея от всех возможных предложений его решения отказывались. Вот поэтому ситуация там с возвращением Церкви принадлежавшего ранее ей имущества вышла за рамки разумной дискуссии. Сейчас некоторые «горячие головы» пытаются обвинить Церковь в том, что она насильно отнимает у горожан их культурный центр. Но на самом деле происходит обратное — будет воссоздан храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, существовавший здесь более 400 лет. Все сохранившиеся храмы будут отреставрированы, кроме того, Рязанской епархией там будет организован музей церковных древностей (древлехранилище), подобно тому, который существовал там до революции 1917 года. И все это будет доступно для всех желающих.

http://patriarchia.ru/db/text/592080.htm...

Василия Стрельцова. В 1834 году (или в конце 1833) Михаил Никифоров принимает фамилию Сокольский, которой и заверяет все документы последующих лет. Интересен тип записи, которой священник завершал метрику на каждого родившегося: «Молитвословил, имя нарек и крещение совершил священник Михаил Никифоров Сокольский». 2. Диакон Стефан Стефанов. 3. Дьячки: Михаил Никифоров (упомянут в 1830 г.), Михаил Капитонов (упомянут в 1827-1835гг.). 4. Пономари: Герасим Петров (1827-1833), Николай Григорьев (упомянут в 1835 году). В 1849 г. радением нового священника Василия Стрельцова на выркинскрм погосте возводится ныне существующий каменный Богородицерождественский храм с приделами Св. Николая Чудотворца и Обретения главы Св. Иоанна Предтечи (что, опять же, ставит под сомнение существование Крестовоздвиженского придела в старой деревянной церкви, проданной затем в Дубровку, а еще впоследствии времени - в Кабаново; кроме того, некоторые источники утверждают, что Иоанновский придел был освящен в память Усекновения головы Иоанна Предтечи: этот вопрос, к сожалению, также пока остается открытым). Именно в этот период Дубровка и Зуево образовывают самостоятельный приход. Копия самого старого документа, подписанного новым священником и хранящаяся в архиве автора, датируется 1865 годом. О построенном им храме имеются следующие интересные свидетельства. Автором проекта называют П. А. Елецкого. Десятипудовый язык для нового колокола на новую же колокольню в одиночку занес по лестнице крестьянин деревни Федорово Федор Иванович Ванцинов – богатырь по прозванию «Наковальня». Плохо сохранившиеся метрические книги 1870-х годов позволяют восстановить штат данной церкви за этот период: 1. Священник Василий Стрельцов. Самая поздняя из обнаруженных его записей датируется 1878 годом. 2. Диакон Тимофей Смирнов. 3. Исполняющий должность псаломщика Евгений Никольский (упоминается с 1874 года – это наиболее ранняя запись о его служении: именно он станет отцом прославленного в сонме новомучеников священника Василия Никольского, благочинного, настоятеля Богородицерождественского Зуевского собора).

http://sobory.ru/article/?object=06322

Табл. 7. Карло Дольчи. Саломея с головой св. Иоанна Крестителя. 1665–1670 гг. Дрезден, Картинная галерея В сценах казни обращает на себя внимание одна особенность: православными мастерами отсеченная голова мученика компоновалась всегда осмысленно. В Грачанице ее поворот использован как художественное средство, соединяющее соседние композиции (табл. 8). В Дечанах обезглавленный Дионисий Ареопагит подает свою голову Божией Матери. В других композициях поворот отсеченной головы обращен к палачу как последнее увещевание (табл. 9), в иных случаях – ради укрепления веры – к другому мученику, который еще не умерщвлен (табл. 10). А глава Иоанна Предтечи устойчиво развернута к самому Иоанну, даже без сцены казни (табл. 11) . И если мученики могли изображаться в обезглавленными, то Предтеча – довольно редко. По всей видимости, здесь сказывался опять-таки иерархический фактор: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11: 11). Табл. 8. Усекновение святого Агапия и других святых. Фреска. Грачаница. XIV в. На Руси в раннем средневековье трудно найти изображения на тему казни и убийства людей. В киевском Софийском соборе, по крайней мере, их нет, не считая, конечно, «Распятия», двух сюжетов насилия с благополучным исходом («Три отрока в пещи огненной», «Жертвоприношение Авраама») и двух сцен охоты на животных. По всей видимости, непопулярность темы насилия в искусстве была связана с принятием христианства. Не случайно же князь Владимир (по данным историков, впервые в мире) пытался отменить смертную казнь. Хотя прибывшие из Византии священники убеждали князя в правомочности и даже в княжеском долге «казнить злых», но, тем не менее, креститель Руси отвечал им, что «боится греха». И только разгул преступности да настойчивость священства заставили Владимира в 996 году вернуться к практике наказания смертью . Словно в назидание нам, епископы и киевские старейшины побуждали также Владимира в конце его жизни не полагаться на мир с соседними правителями, но всегда иметь боеспособную рать, ибо только при наличии отточенного оружия можно гарантировать мир .

http://pravoslavie.ru/35081.html

Авторы этой книги, например, поясняют: «Из этих девяти темных изображений (речь идет о гравюрах, приложенных в конце книги. – И.А.) восемь действительно относятся к жизни Иисуса Христа. А девятое – к усекновению головы Иоанна». Надо быть, действительно, ловкими нахалами, чтобы под маркой «научной книги» на десятом году революции давать такую чепуху читателю советской страны, где даже каждый пионер знает, что легенда о существовании Христа не что иное, как поповское шарлатанство». Но часто поношения такого рода оборачивались прославлением, показывали достойное поведение людей в это страшное время. «Плуг и молот» в номере от 17 мая «заправилой монашеского коллектива» назвал о. Диомида, которого обвинил в том, что он якобы за некоторую «мзду» «допускал жаждущих приложиться к оскверненным мощам». Здесь же «обвинения» в адрес барона В.Д. Дервиза: ««Научный» работник Дервиз, руководя экскурсиями, благоговейно снимал головной убор перед мощами Сергия». Аналогичны и «преступления» графа Ю.А. Олсуфьева: «Недаром Олсуфьев на предложение т.Пяткова, после появившейся в Рабочей газете заметки, написать опровержение, что он, Олсуфьев, ни в каких связях с господом богом не состоит, ответил: «Мои личные убеждения мне этого не позволяют, а на них никто не имеет права посягать»». Доносы посыпались как из рога изобилия. «Рабочая газета» от 18 мая насыпала их целый короб: «Кооператив «Смычка» в руках наших врагов... Колбасной «Смычки» заведует бывший жандарм Чистов. Конным двором заведует бывший монах Езов. Дочь купца Когтева работает кассиршей в магазине гор. Сергиева. (Другая кассирша Гаврилова, также дочь купца.) В этом же магазине служит бывший торговец Макаров. Все они устроились, потому что магазином заведует бывший купец Орлов. Три брата Александровы – бывшие торговцы – орудуют в бараночной «Смычки»... Учитель географии 1-й семилетки Михин – антисемит. По поводу жертв Октябрьской революции у него составилось особое мнение. Он говорит: – Так им и надо! He затевали бы!.. Преподавательница курсов Разецкая в прошлом была богатой женщиной.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

(мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Житийные циклы Г. по древности и степени популярности опережают циклы др. воинов-мучеников. Древнейшие варианты жития Г. повествуют только о мучениях святого, описания чудес появились позже, с X в. их цикл складывался постепенно. так, в текстах визант. минологиев XI в. описаны 3 чуда: с колонной вдовы, с пронзенным образом и с плененным пафлагонским отроком. Внутри житийного цикла Г. можно выделить темы мучения и чудес, отдельно прижизненных и посмертных. В зависимости от редакции текста жития святого в иллюстрировании житийного цикла встречаются варианты. цикл может начинаться сюжетом раздачи имущества нищим и заканчиваться положением Г. во гроб (напр., на иконах XIII в. (20 клейм) и XV в. (14 клейм) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае), на полихромной рельефной иконе XIII в. (Византийский музей, Афины)). В др. варианте в начале - исповедание веры Г. перед имп. Диоклетианом (напр., на визант. деревянной полихромной рельефной иконе XIII в. с 12 клеймами (НХМУ) - последняя сцена не сохр.), в конце - усекновение головы (житийная рама со сценами из житий великомучеников Г. и Димитрия, XVI в., ЦИАМ). Вмч. Георгий (Кефалофос). Икона из собр. Л. К. Зубалова. Крит. XVI-XVII вв. (ГИМ) Вмч. Георгий (Кефалофос). Икона из собр. Л. К. Зубалова. Крит. XVI-XVII вв. (ГИМ) В монументальной живописи самый ранний житийный цикл частично сохранился в росписи Георгиевского (сев.) придела собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). Живописные сцены из жития могли помещаться на фасадах храмов, напр. фрагменты сцен на юж. фасаде ц. в Курбинове, Македония (90-е гг. XII в.), на фасадах церкви Георгиевской башни в мон-ре Хиландар (сер. XIII в.). В XIV в. житийный цикл Г. украсил ряд серб. церквей: ц. Георгия мон-ря Джурджеви Ступови близ Нови-Пазара (1282-1283) - над входом в наос размещается грандиозное изображение Г. на коне, а на сводах нартекса - 4 сцены из житийного цикла; ц. Богородицы Левишки (ок. 1310-1313). Один из самых обширных циклов в монументальных росписях (20 сцен) находится в ц.

http://pravenc.ru/text/162188.html

ТРИСВЯТОЕ - молитва " Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас " . Обращена ко всем трем лицам Святой Троицы. Согласно преданию, была услышана мальчиком от ангелов во время землетрясения в Константинополе (ок. 438-439 г.). После пения трисвятого народом землетрясение прекратилось. С V в. входит в широкое богослужебное употребление. Трисвятое находится в составе начала обычного, поется перед чтением Апостола на литургии, в конце великого славословия на утрене и др. ТРОИЧЕН - тропарь, посвященный прославлению Св. Троицы. ТРОПАРЬ - жанр церковной гимнографии. Исходно представлял собой краткое песнопение музыкально-поэтический комментарий к богослужебным чтениям Ветхого и Нового Заветов. Ранние тропари писались ритмической прозой, в IV-V вв. появились стихотворные тропари. При переводе богослужебных текстов на славянский язык метрика тропарей нарушилась. С развитием церковной гимнографии возникло несколько типов тропарей: ирмос и тропари канона, стихира, ипакои, кондак и др. В настоящее время собственно тропарем называется краткое песнопение, посвященное празднику, к.л. святому, данному богослужению и т.п. Мелодия тропарей подчиняется гласом. УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ - праздник православной церкви 29 августа ст.ст. (II сентября нов.ст.), принадлежит к числу великих. Установлен в память отсечения головы Иоанну Предтече по приказу галилейского четверовластника (тетрарха) Ирода Антипы (см. Мф. 14; 612; Мк. 6; 17-29). В этот день установлен строгий пост. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 15 августа ст.ст. (28 августа нов.ст.). Посвящен Успению - праведной кончине Божией Матери. Согласно преданию в этот день апостолы чудесным образом собрались из мест, где они проповедовали, чтобы проститься с Пресвятой Богородицей и совершить погребение Ее пречистого тела. УСТАВ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ - сумма указаний, определяющая строение богослужений на все дни года. В настоящее время наиболее широкое распространение получили новая редакция Устава Великой церкви (византийского), осуществленная в XIX в. и предназначенная для приходского богослужения - распространена в церквах греческого языка и в Болгарии; и славянский Типикон - сложившийся в XVIXVI1 вв. на основе древних монашеских уставов иерусалимского (VIVI1 вв.) и студийского (константинопольского, ок. IX в.) распространен в Русской православной и некоторых других церквах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/123/...

Закона ради Господня/во главу усекновен был еси,/о всесвятый Иоанне!/Обличил еси царя злочестива, беззаконновавша/дерзновением непорочным./Темже дивятся тебе воинства ангельская,/славят тя лицы апостол и мученик./Чтим твою и мы летнюю память, всеславне,/славяще Святую Троицу,/тебе венчавшую, Предтече блаженне. За Закон Господень/главу тебе отсекли,/о всесвятой Иоанн!/Ты царя нечестивого, беззаконие совершившего/обличил с дерзновением непорочным./Потому удивляются тебе воинства Ангелов,/славят тебя сонмы Апостолов и мучеников./Чтим и мы твою ежегодную память, всеславный,/прославляя Святую Троицу,/увенчавшую тебя, Предтеча блаженный. Стих: Возвеселится праведник о Господе/и уповает на Него. Иже от пророка пророк/и болий пророков быв,/из чрева матерня освященный в служение Господне,/днесь от беззаконна царя в главу усекновен бысть,/и безчестно плясавшую отроковицу,/ясно и прежде усекновения и по усекновении обличив,/посрами греха полк./И сего ради возопием:/Крестителю Иоанне,/яко имея дерзновение,/прилежно молися о душах наших. От пророка рожденный пророк/и большим всех пророков ставший,/от чрева матери освященный на служение Господу,/в сей день беззаконным царем был обезглавлен,/и непристойно плясавшую девицу/ясно и до отсечения главы и по отсечении обличив,/посрамил полчище греха./И потому мы взываем: “Креститель Иоанн,/как имеющий дерзновение,/усердно моли о душах наших!” Слава, глас 8: Предтече Спасов,/ты царя изобличил еси беззакония не делати./Темже играние беззаконныя жены/повину Ирода отсещи твою главу,/и сего ради от восток солнца даже до запад хвально имя твое./Дерзновение имея ко Господу,/прилежно моли спастися душам нашим. Слава, глас 8: Предтеча Спасителя! Ты царя обличал,/убеждая его беззакония не делать./Вот почему беззаконной жены игра/побудила Ирода отсечь твою главу;/но из-за того от востока солнца до запада/восхваляется имя твое./Дерзновение имеющий пред Господом,/усердно моли о спасении душ наших! И ныне, Богородичен: Безневестная Дево,/Яже Бога неизреченно заченши плотию,/Мати Бога Вышняго,/Твоих рабов мольбы приими Всенепорочная,/всем подающи очищение прегрешений:/ныне наша моления приемлющи,/моли спастися всем нам.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/useknoven...

З акона ради Господня во главу усекновен был еси, о, всесвятый Иоанне! Обличил еси царя злочестива, беззаконновавша дерзновением непорочным. Темже дивятся тебе воинства Ангельская, славят тя лицы Апостол и мученик. Чтим твою и мы летнюю память, всеславне, славяще Святую Троицу, тебе Венчавшую, Предтече преславне. Стих: В озвеселится праведник о Господе и уповает на Него. И же от пророков пророк и болий пророков быв, из чрева матерня освященный в служение Господне, днесь от беззаконна царя во главу усекновен бысть, и безчестно плясавшую отроковицу, ясно и прежде усекновения и по усекновении обличив, посрами греха полк. И сего ради возопием: Крестителю Иоанне, яко имея дерзновение, прилежно молися о душах наших. Слава, глас 8-й: П редтече Спасов, ты царя изобличил еси беззакония не делати. Темже играние беззаконныя жены повину Ирода отсещи твою главу, и сего ради от восток солнца даже до запад хвально имя твое. Дерзновение имея ко Господу, прилежно моли спастися душам нашим. И ныне, глас тойже. Богородичен: Б езневестная Дево, Яже Бога неизреченно заченши плотию, Мати Бога Вышняго, Твоих рабов мольбы приими, Всенепорочная, всем подающи очищение прегрешений: ныне наша моления приемлюще, моли спастися всем нам. На благословении хлебов, тропарь дважды [писан на малей вечерни], и Б огородице Дево , единожды: и чтение. На утрени, По 1-й стихологии седален, глас 5: Подобен: С обезначальное Слово: Х одатая согласно закона и благодати, вернии сошедшеся восхвалим: яко покаяние нам проповеда, и Ирода яве обличив дерзновенне, в главу свою усечен бысть. и ныне со ангелы живущи, Христу молится спастися нам. Слава, глас 4. Подобен: Я вился еси днесь: С ветлую твою память днесь творяще, Спаса и Господа молити прилежно, тя молим, Предтече, всем дати согрешений прощение. И ныне, Богородичен: Подобен: Т еплое Заступление сущым в бедах, и Помощницу нашу, и к Богу пременение, Еюже тли избавихомся, Богородицу вернии ублажаем. По 2-м стихословии седален, глас 5: Подобен: С обезначальное Слово:

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-svya...

– Проси у меня чего хочешь – и дам тебе даже до полуцарства моего. Обещание свое он подтвердил клятвою. Саломия тотчас же поспешила к матери за советом: чего просить? Иродиада подала ей блюдо и велела требовать головы ненавидимого ею пророка. Девица, возвратясь в собрание, подошла к царю и сказала: – Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Такая просьба опечалила и ужаснула Ирода, но, опасаясь показать пред подданными пример непрочности своих обещаний, он не решился отказать Саломии и послал воинов в темницу за головою Иоанна. Воин, исполнив данное ему приказание, возвратился с усеченной главою праведника и на блюде представил ее девице, а девица этот дар отнесла к своей матери. Ученики Иоанновы, услышав о мученической кончине своего учителя, пришли и погребли тело его. Так окончил жизнь свою тот, выше которого не было из рожденных женами. Совесть однако мучила Ирода за преступную слабость; и потому, когда он услышал о чудесах Иисусовых, то в смущении спрашивал у своих приближенных: – Не Иоанн ли Креститель это воскрес из мертвых, что совершаются такие чудеса? И искал случая увидеть Иисуса Христа, но Господь всегда уклонялся от него. Самария, город, находится в 2 часах расстояния к северо-западу от Сихема. Она была основана израильским царем Амврием и названа так потому, что была построена на горе Семерона, купленной Амврием у Семера. Со времени Ахава она сделалась резиденциею израильских царей и была великолепно украшена. Теперь от нее остаются только одни развалины, свидетельствующие о прежнем ее величии. По преданию 16 , смерть Иоанна Крестителя последовала в Самарии, куда он был переведен из Махерона. Над сводом темничного или погребального подземелья, в котором он был усекновен, а потом погребен, около времен св. Елены выстроена была церковь , остатки которой существуют доселе. § 45. Чудесное насыщение 5000 человек народа пятью хлебами Mф. XIV:13–23 ; Mk. VI:30–45 ; Лk. IX:10–17 ; Uh. VI:1–15 . Вскоре после смерти Иоанна Крестителя Апостолы возвратились с проповеди и рассказали своему Учителю о том, что они делали и чему учили.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010