Направляя свою мольбу к Богу о помощи – дабы избавил Господь его „из руки грешного, из руки законопреступнаго и обидящаго (ст. 4): каковых в отношении к евреям, в пору Вавилонского плена было, конечно, гораздо больше, чем у Давида с его преследователями Саулом и Авессаломом (как любят почти повсюду предполагать толкователи отмеченного нами типа), составитель 70-го псалма и предваряет это прошение обычными для псалмов изъявлениями своего „упования на Бога, как и просьбою: „быть ми в Бога защитителя и в место крепко – спасти мя. В последующих же словах еще тверже именует псалмопевец Его – „терпением и упованием своим – от юности. „В Тебе утвердился я, – говорит он, – от утробы от чрева матери моей Ты – мой Покровитель, и это – в такой степени, что „я, как чудо, был многим, и Ты – Помощник мой крепок (ст. 6–7). И потому – „да исполнятся уста мои хваления Твоего (Господи), так чтобы воспеть мне славу Твою, весь день – великолепие Твое. Часть вторая (9–18а), в коей – и в начале, и в конце – писатель псалма говорит о своей старости, содержит в себе особенно усиленные моления, даже вопли его к Богу – о помощи: „Боже мой, не удались от меня: Боже мой, в помощь мою внемли. Видится, то был в жизни его перелом, когда Господь как бы задержал Свою милующую и охраняющую руку к нему, чем и воспользовались, злорадствуя, его враги, призывая один другого: „пожените и возьмите его, ибо нет у него Избавителя. И вот здесь (единственный раз так в этом псалме) у псалмопевца вырывается как бы протест против этих его зложелателей: „да постыдятся и исчезнут оклеветающие душу мою!. Пусть в стыд и срам облекутся те, кто ищут мне злая... А затем, сейчас же к Господу направляет душу свою он, обещаясь и всегда возуповать на Него и „приложить ко всякой похвале Его. Простец, „не познавший книжная, он будет, однако весь день „возвещать спасение Его и правду Его как до старости и преставления – чудеса Его.... Так и третья часть (ст. 18б–24) наполнена подобными излияниями: то – благодарной признательности за оказанные ему от Бога „величия, ибо явив ему сколь многие и злые скорби, Господь все же оживотворил его и от бездн земли возвел его; то – прославления силы и правды Божией, радостной хвалы Ему и в песнях, и в „сосудех псаломских, чтобы еще и язык его весь день поучался этой Божией правде, и он мог возвещать мышцу Господню „роду всему грядущему.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Таблица 3 Рукопись Слова свт. Феофана Затворника «В день преставления св. Славного Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова» с. 60] Типографское издание Слова «В день преставления св. Славного Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова» с. 31] «Видите ли какая связь любви с Богом, и следовательно Боговедением, – и Боговедением конечно истинным 15 и следовательно с верою истинною 16 , которая одна подает истинное Богоследование?! Так что, у св. Иоанна Богослова…» «Видите ли, у него нет слова о любви без слова о Боге и Спасителе. – Любовь от Бога и к Богу ведет; так что кто говорит, что он любит брата, а Бога и Спасителя не знает и не любит, тот лжец есть и истины в нем нет ( 1Ин. 4:20; 2:4 )». Святитель Феофан в рукописном варианте данного текста употребляет простое предложение, осложненное вводными словами, однородными членами предложения и двумя завершающими знаками: восклицательным и вопросительным. По сути, святитель Феофан высказывает одну и ту же мысль о том, что подлинная любовь без веры в Бога невозможна, но в типографском варианте синтаксическая конструкция значительно изменена. Вид предложения сложноподчиненный с придаточными изъяснительными. Если в рукописном варианте святитель Феофан с помощью вводных слов со значением уверенности и логическим изложением мысли говорит о подлинной любви, рождающейся от веры в Бога, то в типографском варианте он сокращает вводные слова, тем самым акцентируя внимание читателя на самой главной мысли, которую он прослеживает на протяжении всей проповеди: «У него нет слова о любви без слова о Боге и Спасителе». Другими словами, он перестраивает предложения из простого в сложноподчиненное с придаточными изъяснительными, также добавляя цитату св. Иоанна Богослова. Таблица 4 Слова свт. Феофана Затворника «В день преставления св. Славного Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с. 60] «Почему все учение св. Евангелиста о любви можно сократить в следующих словах: чтобы возлюбить брата, надо Бога возлюбить. «Но уже – само собою, – чтобы Бога возлюбить, надобно познать Его, и в себе самом и в Его спасительных действиях в отношении к нам. Познать? – Стало и веровать; ибо без веры кто познает Бога? Отсюда в чем вся воля Божия? – Не в одной любви, но и в вере, – и в вере прежде, а потом в любви. Ибо так говорит Св. Богослов: возлюбить…»

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В 1992 г. началось возрождение Далматовского Успенского мон-ря. По благословению и при участии еп. Курганского и Шадринского Михаила (Расковалова) 6 авг. 1994 г. состоялось обретение мощей Д., почивающих с того времени открыто в деревянной резной раке в Скорбященской ц. мон-ря. Почитание В 1864 г. по просьбе жителей Далматова, «отягченных бедствиями от пожаров», был установлен ежегодный крестный ход «к отвращению бедствий» 24 июня, в день преставления Д. (дата неточна). С 1871 г. в Далматовском монастыре велись записи чудес по молитвам к преподобному, в монастырском архиве сохранилось ок. 30 таких записей XIX в. На Урале Д. считался покровителем воинов - молодые люди перед отправкой в армию приходили к гробнице преподобного, надевали кольчугу и шлем. Во 2-й пол. XIX в. в периодике, в офиц. документах, на литографических изображениях (в частности, выпущенных в Екатеринбурге в 90-х гг.) Д. часто называется преподобным. Он поминается в службе всем святым, в земле Российской просиявшим, составленной Ковровским еп. священноисп. Афанасием (Сахаровым) . В 1997 г., к 300-летию преставления Д., были написаны служба и акафист ему. В 2004 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил «причислить основателя Свято-Успенского мужского монастыря Далмата Исетского к лику местночтимых святых Курганской епархии и включить имя преподобного Далмата Исетского в Собор Сибирских святых с установлением дня памяти 25 июня/8 июля» (цит. по: Варнава (Аверьянов), игум. С. 68). 4 фев. 2013 г. Архиерейский собор Русской Православной Церкви утвердил его общецерковное прославление в лике общероссийских святых. Д. широко почитается на Урале. Частицы его мощей находятся во мн. храмах Курганской, Екатеринбургской и Челябинской епархий. В Далматовском мон-ре ведутся записи свидетельств паломников и местных жителей о благодатной помощи и исцелениях по молитвам к Д. Ист.: Вкладные книги Далматовского Успенского мон-ря (посл. четв. XVII - нач. XVIII в.)/Сост.: И. Л. Манькова. Свердловск, 1992. С. 184-186 [«Известие об основании Далматовского монастыря»]; Первое столетие сибирских городов, XVII в. Новосиб., 1996. С. 52-53. (История Сибири. Первоисточники; Вып. 7); «Велено быть на государевой службе в Сибири»: Док-ты XVII в. о назначениях и деятельности приказчиков уральских слобод/Публ. подгот. И. Л. Манькова//ИА. 2005. 4. С. 180-195.

http://pravenc.ru/text/168654.html

2. Возблагодарить Господа Вседержителя за продолжающееся церковное возрождение в Нижегородской Епархии, возобновление монашеской жизни в Свято-Успенской Саровской пустыни и благоустроение Свято-Троицкого  Серафимо-Дивеевского женского монастыря. 3. Выразить благодарность Высокопреосвященнейшему Георгию, архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому за труды по организации торжеств и гостеприимство, проявленное по отношению к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и сопровождавшим его лицам. 4. Благодарить полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе А.В. Коновалова и губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева за проявленное внимание и помощь в проведении праздничных мероприятий.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством Патриарха — СЛУШАЛИ:  сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о праздновании 600-летия преставления Святителя Киприана, митрополита Московского. Справка В 2006 году исполнилось 600 лет преставления Святителя Киприана, митрополита Московского(1330–1406). Торжества, связанные с юбилеем проходили в Москве с 29 сентября по 1 октября , а также в Болгарии, на родине  святого, где 15-17 сентября состоялась научная конференция «Киприановские чтения» с участием многочисленных исследователи из Болгарии, России, Украины, Швеции и других стран. В торжествах проходивших в Москве приняла участие делегация Болгарской Православной Церкви , в состав которой вошли митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл, митрополит Великотырновский Григорий и митрополит Ловчанский Гавриил,  а также болгарские ученые профессор Н. Дончева-Панайотова и профессор А. Джурова. Началом юбилейных торжеств стала Божественная Литургия, в день памяти святого 29 сентября, которую совершили на подворье Болгарской Православной Церкви в Москве в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах митрополит Великотырновский Григорий (Болгарская Православная Церковь) и епископ Егорьевский Марк . На богослужении  присутствовал новоназначенный Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгарии в РФ Пламен Грозданов, сопровождал хор Софийского Патриаршего кафедрального собора -памятника в память освобождения Болгарии Россией во имя св. блгв. кн. Александра Невского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1203735...

2. Возблагодарить Господа Вседержителя за продолжающееся церковное возрождение в Нижегородской Епархии, возобновление монашеской жизни в Свято-Успенской Саровской пустыни и благоустроение Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря. 3. Выразить благодарность Высокопреосвященнейшему Георгию, архиепископу Нижегородскому и Арзамасскому за труды по организации торжеств и гостеприимство, проявленное по отношению к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию и сопровождавшим его лицам. 4. Благодарить полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе А.В. Коновалова и губернатора Нижегородской области В.П. Шанцева за проявленное внимание и помощь в проведении праздничных мероприятий. ЖУРНАЛ 87 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о праздновании 600-летия преставления Святителя Киприана, митрополита Московского. СПРАВКА: В 2006 году исполнилось 600 лет преставления Святителя Киприана, митрополита Московского(1330–1406). Торжества, связанные с юбилеем проходили в Москве с 29 сентября по 1 октября, а также в Болгарии, на родине святого, где 15-17 сентября состоялась научная конференция «Киприановские чтения» с участием многочисленных исследователи из Болгарии, России, Украины, Швеции и других стран. В торжествах проходивших в Москве приняла участие делегация Болгарской Православной Церкви, в состав которой вошли митрополит Варненский и Великопреславский Кирилл, митрополит Великотырновский Григорий и митрополит Ловчанский Гавриил, а также болгарские ученые профессор Н. Дончева-Панайотова и профессор А. Джурова. Началом юбилейных торжеств стала Божественная Литургия, в день памяти святого 29 сентября, которую совершили на подворье Болгарской Православной Церкви в Москве в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах митрополит Великотырновский Григорий (Болгарская Православная Церковь) и епископ Егорьевский Марк. На богослужении присутствовал новоназначенный Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Болгарии в РФ Пламен Грозданов, сопровождал хор Софийского Патриаршего кафедрального собора-памятника в память освобождения Болгарии Россией во имя св. блгв. кн. Александра Невского.

http://pravoslavie.ru/18722.html

Видимо, неслучайно совершителя миссии спасения Господь в день начала спасения, явленного Им роду человеческому, призвал в Свои небесные обители. И потому по сложившейся традиции каждый год в день Благовещения Пресвятой Богородицы Патриарх, отслужив Божественную Литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля, устремляется сюда, к этой святыне, чтобы с монашествующими, с братией и со всеми вами, мои дорогие, совершить молебное поклонение Тихону, святителю всея Руси. Его молитвами да сохранит Господь державу Российскую, всю историческую Русь, в Православии, в единомыслии и да поможет нам преодолеть всякого рода нестроения, в том числе и риски братоубийственных конфликтов и междоусобных браней, чтобы под Покровом Пресвятой Богородицы, в мире, благочестии и чистоте протекала жизнь нашего народа. Из слова по окончании молебна у раки с мощами святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, в Большом соборе Донского монастыря в Москве, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и день преставления святителя, 7 апреля 2014 года Христос явил нечто, что превосходит всякое человеческое разумение Сегодня, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, мы отмечаем великий двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим. И апостольское чтение, которое было предложено нам сегодня за Божественной литургией, – это небольшой отрывок из послания апостола Павла к христианам, жившим в городе Филиппы на севере Греции, – Флп. 4: 4–9. Апостол говорит в этом послании удивительные по глубине и значимости слова: «Мир Божий, который превышает всякое человеческое разумение, да совершит – то есть усовершенствует – сердца и помышления ваши во Христе Иисусе, Господе нашем». Почему этот отрывок читается сегодня, когда Церковь празднует вход Господень в Иерусалим? Совершенно неслучайно. О каком мире Божием, который превышает всякое человеческое разумение, говорит апостол Павел? Что это за мир? Несомненно, речь идет о системе ценностей, которые превышают всякое человеческое разумение. Что же это такое? Неужели нечто осталось тайной для пытливого человеческого разума? Ведь ценности описаны и философами, и учеными, они вырастают из человеческого опыта, они могут быть более возвышенными и менее возвышенными, более духовными и более материальными. О каком же мире, который превышает всякое человеческое разумение, говорит апостол Павел, и почему Церковь напоминает об этом в день, когда воспоминается Вход Господень в Иерусалим?

http://pravoslavie.ru/69950.html

Область его заключала в себе при нем города: Углич, Кашин, Бежецкий верх, Устюжну, Дмитров, Звенигород и он еще построил на высоком берегу Волги, напротив слободы Борисоглебской, новый город Романов. Под кров доброго князя приходили и из других княжеств. Им устроены были богадельни и странноприимные дома и первые содержались на его счет, а последние от монастырей. До 15 храмов построено им в разных местах княжества его. Каждый день слушал он службу Божью и часто беседовал с опытными иноками, любил читать душеспасительные книги. В 1278 году оплакал он смерть матери, за тем спустя года два умерла и бездетная супруга его. Осиротевший в мире блаженный Роман посвящал последние годы жизни своей преимущественно подвигам благочестия, молитве, посту и благотворительности. Он скончался 3 Февраля 1285 года и погребен был в соборном храме г. Углича. 244 В 1486 году при основании нового соборного храма обретены нетленные мощи благоверного князя Романа. По распоряжению патр. Иова они были вновь свидетельствованы (в 1505 году) казанским митрополитом Гермогеном. – В 1609 году ляхи предали огню соборный храм и св. мощи князя: но останки их продолжают источать исцеления: они хранятся ныне в приделе, посвященном имени благоверного кн. Романа. 245 4 ч. Преставление преп. КИРИЛЛА новоезерского Земной родиной блаж. Кирилла, родившегося для неба в 4 день февраля, был гор. Галич. Родители его были люди богатые и благочестивые, дворяне Белые. 247 Кирилл еще отроком почувствовал непреодолимое желание иноческой жизни и тайно оставил родительский дом, чтобы найти на р. Обноре преп. Корнилия, о котором много слышал он от родителей. От Галича до келлии Корнилия было 80 верст. Отрок прошел 13 верст и не знал, куда идти далее. Но на дороге увидел он старца, украшенного сединами. На вопрос старца: куда идет он? Кирилл отвечал: «к Корнилию; у него, как слышно, учатся спасению, а мне хотелось бы спастись». «Благословен Бог, вразумивший тебя, отвечал старец; если хочешь, иди за мною к Корнилию». На другой день в виду было местопребывание Корнилия: указывая на него, старец сказал: «иди, чадо, к блаженному Корнилию; я попрошу его за тебя и благословил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Βο-1-х, некоторые эфиопские месяцесловы, более полные чем копто-арабские, и под 1-м тоут-маскарам (правда в конце и после других памятей) отмечают «память св. Иоанна Крестителя» 13 . Во-2-х, абиссины для выражения того, что данная церковная книга (напр. «myъrâf») обнимает полный круг на весь год, употребляют стереотипную фразу: «на все дни от Иоанна до Иоанна» 14 . В-3-х, эфиопские «антифоны (вазема) на праздник Иоанна Крестителя в первый день абиссинского года, в который (день) поминается также и преставление апостола Варфоломея» 15 , не оставляют никакого сомнения, что 1-го маскарам Эфиопская церковь празднует именно Предтече. Эти «вазема» представляют 94 небольшие гимна, и только три из них посвящены апостолу Варфоломею, все прочие – в честь Предтечи. О тоне праздника можно судить по след. выдержкам: (Самое начало гимнов): «Вазема святого Иоанна. Глас простой 1-й». «Блажен еси, Иоанне, яко был еси возвещаяй и грядый пред Господом. Молися за ны». «Во главу круга лет написася память твоя. Благослови мя, да прииму благословение твое». «Ответ: Во главу – твое». – «Вопияше церковь ко Иоанну и глаголаше: Христос ли еси? И глагола: несмь. Се агнец Божий, вземляй грехи мира». Лишь в одном антифоне упоминается о его кончине: «Иоанн славный, пустыни Сина насельник, в совершение свидетельства его, мечем усечен бысть». Обыкновенно же он восхваляется как пророк, пустынник и креститель, как священник от священника, друг женихов, друг Слова, сродник Его по плоти, муж евангельский, и т.п. Одним словом, эти антифоны написаны не на усекновение главы, а на праздник «собора Предтечи». – В-4-х, для абиссин новый год и «кыддус Йоханныс», «св. Иоанн», – понятия, неразрывно связанные 16 . Все это вместе с тем фактом, что на востоке и на западе память усекновения главы Предтечи совершается 29 августа, говорит за то, что некогда так было и в Александрийской церкви. Смысл перемены, совершившейся позже, понять не трудно. Ведь и западная церковь в конце концов поста в 1-е января не установила; требования в этом смысле негласно взяты назад, как слишком строгие. И Александрийская церковь в виду того, что для естественных человеческих представлений новый год – день светлый и начинать его воспоминанием усекновения главы Крестителя печально, перенесла эту память на 2-е тоут. Практика церкви Эфиопской выражает тот переходный момент, когда усекновение главы было заменено собором Предтечи, праздником, который впоследствии в Египте впал в забвение, отодвинутый на второй план церковным празднованием новолетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В 1705-1706 гг. святитель часто бывал в Москве, служил и проповедовал. Последние годы жизни, преставление и почитание В 1707 году он возвратился в епархию. К этому времени его здоровье значительно ухудшилось, однако он не отстранился от пастырских обязанностей. Житие свт. Димитрия и местное предание сохранили сведения об аскетических подвигах и духовных дарованиях святителя. Он был строгим постником, на 1-й и последней неделях Великого поста вкушал пищу один раз, значению поста посвящены многочисленные его проповеди. Святитель часто подолгу молился, лежа крестообразно; в загородной резиденции в Демьянах он изнурял себя, подставляя тело мошкаре. Святитель устраивал трапезы в крестовой палате архиерейского дома для нуждающихся и увечных, поучаясь у них терпению. Известны также многочисленные свидетельства об исцелении им бесноватых. Скончался святитель Димитрий в 1709 году, в ночь на 28 октября через день после своего тезоименитства. Погребение состоялось только 25 ноября (6 декабря) 1709, оно откладывалось до приезда блюстителя патриаршего престола Стефана Яворского, который был другом святителя и обещал отпеть и похоронить его. Последняя воля митрополита Димитрия была исполнена — его погребли в Троицком соборе Яковлевского монастыря. Мощи святителя Димитрия почивали открыто в юго-зап. углу Зачатьевского храма в серебряной раке, устроенной по повелению имп. Елизаветы Петровны, государыня также пожаловала ризы из золотой парчи для облачения мощей святителя. Вместе с останками других Ростовских святых мощи святителя Димитрия были подвергнуты экспертизе в ходе вскрытия мощей, в 1930 г. были выставлены в экспозиции музея Ростовского кремля, затем поступили в запасники музея. 4 июня 1991 г., после возобновления иноческой жизни в Спасо-Яковлевском монастыре, мощи были возвращены в обитель и установлены в церкви во имя свт. Иакова Ростовского. Почитание святителя началось сразу же после его кончины. Сохранились записи о многочисленных чудотворениях, совершавшихся при гробе святителя. В апреле 1757 г. Синод издал указ, по которому мощи святителя Димитрия были признаны нетленным. Тогда же были установлены дни празднования святителю: 21 сентября — в день обретения мощей, 28 октября — в день преставления. Святитель Димитрий Ростовский стал первым святым, канонизированным в синодальный период истории Русской Церкви, и единственным подвижником, прославленным к общерусскому почитанию в XVIII в. Тропарь святителю Димитрию Ростовскому, глас 8

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

День второй. Память преподобного Тита Чудотворца, пресвитера С юных лет монах и подвижник (вероятно, в Студийской оби­тели Царьграда), был пресвитером и отличался кротостью, любовью и милостью ко всем; Бог прославил его многими чудесами. Скончался в IX веке. День третий. Преставление преподобного Нектария Бежецкого В рукописных святцах читаем о святых города Твери: «Преподоб­ный Нектарий, начальник Введенского монастыря Пресвятой Богоро­дицы, преставился в лето 7000 (1492) апреля 3 дня». По этим словам преподобный Нектарий был основателем Введенского монастыря, на­ходившегося в Бежецке и закрытого с 1764 года. Мощи его почивают под спудом 507 . День четвертый. Память преподобного Зосимы Ворбозомского Преподобный Зосима Ворбозомский, соименный преподобному Зо- симе Палестинскому, коего память 4 апреля, приобретал спасение на ме­сте глубоко безмолвном, на острове озера Ворбозомского, в 22 верстах от Белозерска. Начальное иноческое воспитание получил он у препо­добного Корнилия Комельского. Оставив Комельскую обитель, он под­визался на уединенном острове сперва один; потом построил храм в честь Благовещения Богоматери, и к нему собирались любители пустынной тишины. Люди мирские думают о себе, что они крепки, что мир – не по­меха спасению души. Печальная мечта! Ныне и вчера душа полна об­разами нечистыми, раздражающими страсти; ныне и вчера заняты всем, за исключением Бога; ныне и вчера убито время без пользы для души. И это нипочем! «Как глаз, – говорит Василий Великий , – когда не­престанно движется и обращается то на стороны, то вверх, то вниз, не мо­жет ясно видеть предметы и, чтобы хорошо рассмотреть вещь, должен устремить зрение на нее одну; так и уму человеческому, когда развлекают его бесчисленные мирские заботы, невозможно ясно видеть истину» 508 . Вдали от сует и тревог людских, на безмолвном острове, преподобный Зосима посвящал все свое Господу и заботился об одном – о душе. Нет­ление мощей его свидетельствует, что он шел верным путем; мирно почил в 1550 году 509 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010