4. О знамении на небесах. В ту же зиму явилось знамение на небесах в Москве: меж [церковью] Благовещения и [колокольней] Ивана Великого явился крест на небесах да звезда с хвостом. Ближние люди возвестили царю Ивану о том знамении, царь же Иван, выйдя на Красное крыльцо и посмотрев на то знамение, сказал окружающим: «Сие знамение ко смерти моей». 5. О преставлении царя Ивана. Вскоре после этого, в ту же зиму, [царь] тяжело заболел и, чувствуя близость смерти, повелел митрополиту Дионисию себя постричь [в монахи]; и нарекли имя ему Иона. На царство же Московское благословил [царь] сына своего царевича Федора Ивановича, а сыну своему меньшому царевичу Дмитрию Ивановичу повелел дать в удел град Углич со всем уездом и с доходами. Сам же отдал душу свою Богу марта в 18 день, на память святого отца нашего Кирилла Иерусалимского. 6. О Нагих и приближенных царя Ивана, о задержании и о ссылках. После преставлении царя Ивана, в ту же ночь, шурин царя Федора Ивановича Борис Федорович Годунов со своими советниками возложил измену на Нагих, и их схватили и приставили к ним приставов; и иных же тут многих схватили, которых жаловал царь Иван, и разослали их по городам, иных по темницам, а к другим приставили приставов, и дома их разорили, поместья и вотчины раздали. 7. Об уделе царевича Дмитрия. Царь же Федор Иванович отпустил брата своего царевича Дмитрия Ивановича с матерью его царицей Марией Федоровной на удел во град Углич; с ним же послал отца царицы Федора Нагого и всю родню Нагих, да с ним же отпустил окаянную мамку ее Марию Волохову, да сына его Данилка, да Никитку Качалова. О них же подлинно написано в главе об убиении царевича Дмитрия Ивановича. 8. О царстве царя Федора Ивановича, как сел на царство. В том же году, по преставлении царя Ивана Васильевича, пришли к Москве изо всех городов Московского государства [люди] и молили со слезами царевича Федора Ивановича, чтобы не мешкал, сел на престол Московского государства и венчался царским венцом. Он же, государь, не презрел моления всех православных христиан и венчался царским венцом вскоре по преставлении отца своего царя Ивана Васильевича, в том же году в день Вознесения, а венчали его, государя, в соборной церкви Успения Пречистой Богородицы митрополит Дионисий и иные [духовные] власти.

http://sedmitza.ru/lib/text/439312/

4. ВСЕВОЛОД, во Святом Крещении наименованный Гавриил, сын Великого Князя Мстислава Владимировича, родившийся и воспитанный в Новгороде и по отце, перешедшем на Киевское Великое Княжение, приявший Удельное Новгородское, в 1136 году Новгородцами изгнан и получил от дяди своего Великого Князя Ярополка близ Киева Вышегородск в 1137 году приня коих в 1158 году февраля 11 и скончался; погребен был на том месте, где по кончине уже его создана церковь Святого Димитрия Солунского, а через несколько лет Мощи его перенесены в Троицкий каменный Собор, им же основанный, где и ныне почивают. При гробе находится и меч его древней Готической работы c надписью на рукоятке Готическими же буквами: honorem meum nemini dabo (чести моей ни кому не дам) и с гербами двух львов под коронами. Был там же и щит его, но давно потерян, Сей Князь с 12 же века причтен в число Святых Российской Церкви и память преставления его празднуется февраля 11, а обретения Мощей ноября 27, Краткое жизнеописание его помещено в Прологе под числом Февраля 11, а о перенесении Мощей его под числом 27 ноября; подробнее же о всем сем сказание напечатано в Москве 1807 года при Повести о начале и основании Печерского Монастыря; а подробнейшее сохраняется в Ризнице Псковского Троицкого Собора. Служба ему на день преставления печатается в Месячных Минеях под числом февраля 11, а на обретение Мощей совершается еще по письменной в Соборе книг. На гробнице его „Преставися Благоверный Князь Гавриил в лето 6646 (1138); а в 1703 году месяца апреля в 8-й день освятися Храм во имя его. В тот же день и Мощи его Святые положены в нем при Митрополите Иосифе Псковском и Изборском.” Сие разумеется о новом уже Соборе Троицком, перестроенном с 1685 года, при коем вновь устроен Придел во имя сего Князя. Сей Князь, по свидетельству некоторых Летописей, в 1123 году сочетался с дочерью Новгородского Тысяцкого, а по сказанию жизнеописателя его, с дочерью Городецкого Князя Николы Святоши, именем Верою. Из детей его упоминаются Ярополк, Иоанн, скончавшийся в Новгороде 1128 года, Владимир и Мстислав, скончавшийся в 1169 году, две дочери его, по именам неизвестные, вышли в 1144 году в супружество за Князей Владимира Давидовича Черниговского и Владимира Ярославича Елецкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Синод постановил поддержать инициативу празднования на общецерковном уровне 400-летия Киевских духовных школ. Для проведения торжественных мероприятий по случаю 400-летия Киевских духовных школ образован Организационный комитет во главе с митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Утвержден предложенный план мероприятий на 2015 год по случаю празднования 400-летия Киевских духовных школ. Решено пригласить представителей Поместных Православных Церквей на торжественные мероприятия по случаю празднования 400-летия Киевских духовных школ. Синод заслушал рапорт митрополита Полтавского и Миргородского Филиппа о почитании останков святителя Илариона (Юшенова), епископа Полтавского и Переяславского, как святых мощей. 16 сентября 2014 г. решением Священного Синода Украинской Православной Церкви (журнал 47) святитель Иларион (Юшенов), епископ Полтавский и Переяславский, был причислен к лику местночтимых святых Полтавской епархии с установлением памяти в день его прославления. Останки святителя Илариона (Юшенова) постановлено считать святыми мощами. Синод УПЦ благословил установить день празднования Собора Херсонских святых 23 августа/5 сентября (старый/новый стиль) и утвердил иконописное изображение Собора Херсонских святых. В состав Собора Херсонских святых решено включить: 1) свт. Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического; 2) сщмч. Прокопия, архиепископа Херсонского; 3) сщмч. Иоанна Херсонского, пресвитера; 4) сщмч. Матфея, пресвитера; 5) прп. Варсонофия Херсонского; 6) прп. Евтропию Херсонскую; 7) прав. воина Феодора Ушакова; 8) блж. Домнику Олешковскую. Синод заслушал рапорт архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, и благословил причислить к лику местночтимых святых Запорожской епархии последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского (+1803 г.). Память праведного Петра Калнышевского постановлено совершать 31 Октября/13 ноября (старый/новый стиль), в день его преставления. Также принято решение о внесении имени праведного Димитрия Горского в месяцеслов Украинской Православной Церкви с установлением памяти в день его преставления 15/28 декабря (старый/новый стиль). 19 июня 2014 года решением Священного Синода УПЦ праведный Димитрий Горский причислен к лику местночтимых святых Северодонецкого епархии.

http://pravoslavie.ru/76051.html

– Полный текст доклада: Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 225–253. Андроник (Трубачев А. С.), игумен. Судьба главы преподобного Сергия//Журнал Московской патриархии. 2001. 4. С. 33–53. Антоний, архимандрит. Слово на день памяти преподобного Сергия// Богословский вестник, издаваемый Московской духовной академией. 1892. Ноябрь. С. 247–251. Перепеч.: Торжественное празднование 500-летия преставления преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена радонежского чудотворца (25 сентября 1892 года). М., 1892. С. 58–61. Антоний, митрополит сурожский . Преподобный Сергий Радонежский//Журнал Московской патриархии. 1992. 10. С. 34. Антонов М. Всему миру свет (Обзор литературы, вышедшей к 600-летию со дня преставления преподобного Сергия Радонежского)//Журнал Московской патриархии. 1993. 5. С. 107–111. Арсений, иеромонах. О вотчинных владениях Троицкого монастыря при жизни его основателя, преподобного Сергия//Летопись занятий Археографической комиссии. 1876–1877 гг. Вып. 7. СПб., 1884. С. 139–175. – Отд. изд.: СПб., 1877. Архангельский А. Печальник земли Русской преподобный Сергий и основанная им обитель Троице-Сергиева лавра. М., 1895. Ахлюстина М. А. Сергий Радонежский (о нравственном воздействии личности на исторический процесс)//Исторические чтения. Материалы научных конференций. Вып. 7–8. Христианство на Урале (2000). Вдали от столиц: страницы городского быта (2001). Краеведение как явление культуры (2003). Челябинск, 2004. С. 28–34. Балашов Д. М. Ветер времени. Роман//Север (Петрозаводск). 1987. 5. С. 2–60, 6. С. 11–68, 7. С. 4–60, 8. С. 4–53. Балашов Д. Похвала Сергию. Роман//Наш современник. 1991. 9. С. 6–46; 10. С. 67–114; 11. С. 20–68. Перепеч.: Балашов Д. М. Похвала Сергию. Исторический роман о Сергии Радонежском. М., 1997. Балашов Д. М. В обители//Сергий Радонежский. М., 1991. С. 256–301 [перепеч. из: Балашов Д. М. Ветер времени. Петрозаводск, 1988. С. 33–76]. Бахметева А. Н. Преподобный Сергий, радонежский чудотворец//Московский журнал. 1992. 7. С. 3–6.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вотха (Ветха) в Пошехонье было указано неким «черноризцем Бестужем», вызвавшимся проводить иноков в «пустыню непроходимую». Монахи обрели на дереве икону Успения Пресв. Богородицы (по др. версии, они принесли образ с собой и укрепили его на большом дубе; см. в ст. Успения Пресв. Богородицы икона , разд. «Адриановская»). После обретения иконы Бестуж таинственно исчез, а Л. и Адриан приступили к обустройству мон-ря. Когда они удалились, чтобы найти место, удобное для строительства кельи, к берегу пристали местные рыбаки, увидевшие икону на дубе. Один из них попытался взять образ, но был отброшен неведомой силой. Пораженные чудом жители оставили под деревом хлеб и рыбу и удалились. По возвращении монахов Л. обнаружил под иконой неведомые дары и показал их старцу Адриану (этот эпизод Жития впосл. стал самостоятельным 18-м Чудом в 1-й редакции). Спустя 3 года монахи отправились в Москву, где свт. Макарий выдал благословенную и безданную грамоты на устройство обители, рукоположил прп. Адриана во иерея и поставил игуменом обители. 17 (31?) мая 1543 г. была заложена деревянная Успенская ц. с трапезной. Иноки устроили 3 кельи, в 4-й находилась поварня и пекарня. Женщин в обитель не допускали. Преподобные установили правило толкования Евангелия за богослужением: «единъ чтетъ, а второй разсуждаетъ» (Житие и страдание. 1873. 4. С. 31). После сообщения о преставлении Л. в Житии следует рассказ о нападении на мон-рь жителей с. Белого и о мученической кончине игум. Адриана 5 марта 1550 г. («И в год по преставлении преподобнаго старца Леонида, лета 7058, марта в 5 день»). Святые Севастиан, Леонид, Адриан, Анна и Петр в «Соборе Пошехонских святых». Икона. До 2006 г. Святые Севастиан, Леонид, Адриан, Анна и Петр в «Соборе Пошехонских святых». Икона. До 2006 г. Как основателя мон-ря Л. стали почитать не сразу. В Месяцеслов Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. внесена память только «преподобнаго Андреяна началника Андреяновы пустыни» (РГБ. МДА. 201. Л. 335 об.) без указания имени Л. На одной из икон Л.

http://pravenc.ru/text/2463403.html

Перед смертью святой сильно страдал от болезни головы, зубов и глаз. Когда же боли прекратились, он понял, что через 3 дня умрет. Тогда он заговорил с братией, всех простил, благословил и принял схиму. Монаху, досаждавшему ему мн. годы, К. завещал свою одежду, рясу и «козичину» (козью шкуру). По просьбе братии святой помолился об урожае, чтобы «прузем и гусеницам ктому бы не бывати». В день преставления К. отстоял литургию и после чтения отходной мирно скончался в своей келье. Согласно 2-й редакции, Конон в отроческом возрасте ушел от родителей и сразу направился в Лукианову пуст. Потом самовольно покинул обитель и пришел в Борисоглебский мон-рь, в котором тогда подвизались 3 монаха под настоятельством иером. Сергия. Игумен долго не принимал Конона, т. к. считал его слишком молодым: отроку на вид было не более 15 лет. Он ночевал у монастырских ворот, пока настоятель не сжалился над ним. В трудах, послушании и строгом посте, питаясь остатками монастырской трапезы только 3 раза в неделю, Конон провел в обители ок. 5 лет, потом был пострижен в монахи своим новым духовником иером. переславского Никольского мон-ря Варлаамом. Через 4 года после пострига по благословению игумена обители К. удалился в затвор, для чего ему устроили маленькую деревянную келью. Здесь он пребывал «неисходно». Однажды ночью он был жестоко избит и выброшен через верхнее окно кельи во двор. Утром его нашли монахи, отнесли в др. келью, где больной пролежал 3 месяца; все это время святой ничего не ел, только пил воду и сок. После выздоровления К. игумен запретил ему возвращаться в затвор. Незадолго до преставления святой обрел дар прозорливости. Но свои пророчества он не произносил, а как бы писал в воздухе рукой, поэтому монахи не поняли его предсказаний о близкой кончине. В Никольском мон-ре К. исповедался духовнику, впервые рассказав историю своей жизни, и причастился. Вернувшись в Борисоглебский мон-рь, он принял схиму и соборовался. К. был погребен в деревянной часовне рядом с основателем обители схим. Адрианом. Почитание

http://pravenc.ru/text/2458681.html

По преданию XIX в., до 1612 г. мощи преподобного были «на вскрытии», но из-за угрозы осквернения их положили под спуд ( Руднев. 1895. С. 10). Согласно самой ранней сохранившейся монастырской описи 7131(1623) г., мощи М. находились в деревянной часовне: «…часовня деревяна брусяная над преподобным Мефодием». В описи 1700 г. сказано: «...церковь Богоявления Господня Бога и Спаса нашего Иисуса Христа каменная, над колокольнею, без трапезы. Подле той же церкви часовня деревянная брусчатая, а в колоколенной стене опочивает преподобный Мефодий, игумен Пешношский, под спудом; над гробницею писан образ его, Мефодия преподобнаго» ( Калайдович. 1837. С. 134, 136, 137). В 1732 г. в обители была построена церковь во имя преподобных Сергия Радонежского и Мефодия Пешношского (Там же. С. 15-16), туда и перенесли раку с мощами преподобного (сохранившиеся фрагменты раки и деревянный потир, принадлежавший, по преданию, М., ныне хранятся в МЗДК). В описи, представленной в Коллегию экономии строителем Филимоном в 1764 г., сказано, что «при раке его ж преподобнаго Мефодия посох деревянный черный, с железным копием» ( Калайдович. 1866. С. 15). В 1800 г. Московский митр. Платон (Левшин) благословил настоятеля обители иером. Макария (Брюшкова; 1788-1811) ходить с посохом М. В 1801 г. установили новую, медную, позолоченную раку, по сторонам которой были вычеканены тропарь и кондак преподобному, а также изображения храмовых праздников обители. Верхней крышкой раки служил ростовой образ М. По сведениям других историков монастыря, придел во имя М. был устроен в ц. св. Сергия только в 1859 г. (Ист. описание. 1893. С. 97), что косвенным образом подтверждает окончательное установление празднования памяти М. только в XIX в. Деревянная часовня была перенесена на место первоначального основания обители - в дубовую рощу; в день преставления святого, к-рый праздновался в обители 14 июня, к часовне из монастыря совершался крестный ход (ныне 4 июня считается днем преставления М., поэтому крестный ход совершается 17 июня).

http://pravenc.ru/text/2563098.html

благоверный князь Довмонт Тимофей и супруга его княгиня Мария («Святыни и древности Пскова», стр. 36). 149. Святый блаженный Никрлае иже Христа ради юродивый Псковский бысть в лето 7078, месяца декабря в 6 день По прозванию Салос (юродивый). Ум. 28 февраля 1576 года. Мощи почивают в Псковском Троицком соборе, в закрытом дубовом ящике. Память местно празднуется в день кончины. Когда Грозный царь, разгромив Новгород, направился к Пскову (в 1570 г.), Псковичи встретили его с хлебом – солью, а Никита Салос, юродствуя, по детскому обычаю, верхом на палочке подъехал к Иоанну и твердил: «Иванушко! Иванушко! покушай хлеба-соли, а не христианской крови!» Царь приказал схватить его, но блаженный стал невидим. Пораженный этим, Иоанн забыл свой гнев, слушал молебен в храме св. Троицы, поклонился гробу св. Всеволода – Гавриила и затем зашел в келью к блаженному Николаю. Последний не убоялся обличить Грозного царя в кровопийстве, и так устрашил его, что он немедленно выехал из города. Благодарные Псковичи чтут местно память блаж. Николая в день преставления. Замечателен древний кондак: «Чудотворец явися, Николае, цареву державу и смысла свирепство на милось обратив, и ныне молим тя, святе, пребуди в нас еще, защити от коварств вражиих; ты бо еси граду Пскову и всем христолюбивым людям похвала и утверждение». По «Иконописному Подлиннику»: «подобием надсед гораздо, аки Павел апостол брадою, но токмо главою плешат, наг весь; нецыи пишут его в рубашке». (Филимонов, стр. 40–41). 150. Преподобный Авраамий игумен Спасского монастыря иже на Мирожи реце бысть в лето 6900 месяца сентября в 24 день Первый игумен Спасо-Мирожского монастыря в Пскове. Памятником трудов его доныне остается древний каменный Преображенский храм, в котором мощи его почивают од спудом. Здесь же погребены убиенные 4 марта 1299 года, при нашествии Немцев, местночтимый преп. игумен Василий с несколькими иноками. Память в день кончины. (См. мою книгу: «Святыни и древности Пскова», стр. 66–67). 151. Преподобный Евфросин, игумен Трехсвятительскаго монастыря, иже на Толве реце преставися в лето 6989 месяца маия в 15 день Урожденец погоста Виделебья (близ Пскова), Елеазар, постриженный в Снетогорском монастыре с именем Евфросина, основал в 1447 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Многие ли из дней в году посвящаются воспоминанию Пресв. Богородицы? Многие. Кроме событий из Ее жизни, многие из дней в году посвящаются воспоминанию Ее св. икон с разными названиями, напр. Владимирской, мая 21 дня, Казанской, 8 июля, и др. Название икон происходит от места их пребывания, от места явления, напр. Владимирская от г.Владимира; или от особенных дел и свойств Пресв. Богородицы, напр. «Всех скорбящих радость», «Утоли мои печали». Какое основание того, что каждый день года посвящается или Самому Господу, или святым Его, или и Ему и им вместе? Следующее: мы обязаны прославлять Бога, потому что Он наш Творец и Господь; Он велик и славен; Его славят ангелы, даже и природа ( Пс. 18 ). Святых Божьих, ангелов и св. человеков мы прославлять должны потому, что они святы, близки к Богу и прославлены на небе от Самого Бога. У нас все от Бога: и пища, и силы, и все необходимое для жизни и телесной и духовной (т.е. святой и добродетельной), и мы всего этого чаем от Него и должны просить у Него; все получаем от Него и должны благодарить Его за то. Святых Божиих мы должны просить и благодарить, потому что они молятся о нас Богу, испрашивают нам у Него и подают то, о чем мы просим их. И эти чувства прославления, прошения и благодарения в отношении к Богу и Святым Его мы должны иметь ежедневно, ежеминутно. Посему-то всякий день и посвящен у нас так или иначе Богу и святым Его. Где обозначается то, какой день в году посвящен какому воспоминанию? В так называемых месяцесловах, или святцах и календарях. По какой причине именно известный день посвящается известному воспоминанию? По той, что когда случилось. Так И. Христос родился 25 декабря, в этот день и вспоминается Рождество Христово; Благовещение было 25 марта, так оно и вспоминается; явление Казанской иконы Пресв. Богородицы было 8 июля; преставление Св. Еванг. Иоанна Богослова было 26 сентября, так и празднуется. Какое назначение праздничных дней по предписанию закона? Назначение будничных дней, по предписанию закона Божия в 4-ой заповеди, – то, чтобы мы в сии дни занимались мирскими, земными и житейскими работами и делами, какие кто имеет, наприм. службою по должности, занятиями по торговле и ремеслу. Назначение же праздничных дней – то, чтобы мы в сии дни, отложив обыкновенные свои мирские и житейские работы и дела, занимались делами святыми во славу и угождение Богу и во спасение своей души. И гражданский закон в праздничные дни освобождает присутственные места от присутствий, учебные заведения от учебных занятий, запрещает торговлю, публичные работы (Св. Зак. т. XIV. Уст. о предупр. и пресеч. прест, ст. 28. 29.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Таким образом, для христианина телесная смерть - только преставление, переход к более совершенной форме бытия. Вот поэтому древние христиане праздновали не день телесного рождения, но день кончины усопшего. " Мы празднуем, - говорит Ориген (ок.185-254), - не день рождения, но день смерти как прекращение всех скорбей и отгнание искушений. Празднуем день смерти, потому что не умирают те, которые кажутся умершими " . Точно так же вместо того, чтобы сказать " умер " , христиане говорили " родился " . " Эту гробницу, - читается в одной надгробной надписи, найденной в римских катакомбах, - построили родители сыну своему Меркурию, который жил 5 лет и 8 месяцев, а после сего родился о Господе в феврале " . Богословский смысл такого отношения к смерти раскрывается в учении о воскресении мертвых, о победе над смертью. Начало этой победы - смерть Христа. Приняв нашу природу, Христос стал причастен смерти не только для того, чтобы соединиться с нами до конца. Будучи главой нового человечества, новым Адамом, Он всех нас заключил в Себе, умирая на Кресте. Любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли (2Кор.5,14). Однако необходимо, чтобы эта смерть стала действенной реальностью для каждого человека. В этом значение крещения: оно как таинство соединяет нас с распятым Христом - " крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились " (Рим.6,3). Во Христе мы умираем для всего того, через что проявилась в мире власть смерти: умираем для греха, для ветхого человека, для плоти, для " стихий мира " (Кол.2,20). Для человека смерть со Христом является, следовательно, смертью смерти. Во грехе мы были мертвы, во Христе живы, " ожившие из мертвых " (Рим.6,13). В этой перспективе телесная смерть приобретает новый смысл для христианина. Она не просто неизбежная участь, которой покоряются; христианин и умирает для Господа, как он жил для Него. Надежда на бессмертие и на воскресение, идущая из глубины древности, обрела себе в тайне Христа твердое основание. Благодаря приобщению к смерти Христа, мы не только живем теперь новой жизнью, но пребываем в уверенности, что " Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши умершие тела Духом Своим, живущим в вас " (Рим.8,11). В воскресении мы войдем в Царство Божие, где " смерти не будет " (Откр.21,4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1374...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010