26 . [д] Преставление святаго Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Праздник, и разрешение вина и елеа. 27 . [г] Святаго мученика Каллистрата, и дружины его: И преподобнаго отца нашего Савватиа, соловецкаго чудотворца. 28 . [в] Преподобнаго отца нашего и исповедника Харитона. 29 . [а] Преподобнаго отца нашего Кириака отшельника. 30 . [з] Святаго священномученика Григориа, великия Армении: И преподобнаго отца нашего Григориа, иже на пельшме реце. И во святых отца нашего Михаила, перваго митрополита Киевскаго и всея России, чудотворца. Месяц октоврий 1 . [з] Покров Пресвятыя Богородицы: и святаго Апостола Анании, единаго от 70: И преподобнаго отца Романа Сладкопевца: И преподобнаго отца нашего Саввы, вишерскаго чудотворца. 2 . [е] Святаго священномученика киприана: И святыя мученицы Иустины: И святаго и блаженнаго Андреа, Христа ради юродиваго. 3 . [д] Святаго священномученика Дионисиа Ареопагита. 4 . [г] Святаго священномученика Иерофеа, епископа Афинскаго: И обретение честных мощей, иже во святых отец наших Гуриа и Варсонофиа, казанских. 5 . [в] Святыя мученицы Харитины: И святых святителей Петра, Алексиа, Ионы и Филиппа, митрополитов Московских, и всея России чудотворцов. 6 . [а] Святаго и славнаго Апостола Фомы. Разрешение вина и елеа. 7 . [з] Святых мученик, Сергиа и Вакха. 8 . [з] Преподобныя матере нашея Пелагии. 9 . [е] Святаго Апостола Иакова Алфеова: И преподобнаго отца нашего Андроника, и жены его Афанасии. Разрешение вина и елеа. 10 . [д] Святых мученик, Евлампиа и Евлампии. 11 . [г] Святаго Апостола Филиппа, единаго от седми диакон: И преподобнаго отца нашего Феофана начертаннаго и Творца канонов, епископа никийскаго. 12 . [в] Святых мученик, Прова, Тараха и Андроника: И преподобнаго отца нашего Космы Святоградца и Творца канонов, епископа Маиумскаго. В тойже день празднование святому Иоанну Крестителю Господню, на память пренесения из мальты во град гатчину креста из части древа Животворящаго Креста Господня: чудотворнаго образа Божия Матере, писаннаго святым евангелистом Лукою: и десныя руки мощей святаго Иоанна Крестителя:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4 октября, в субботу, на 40-й день преставления владыки Николая, в новом храме подворья Московской Патриархии в Токио – в храме Александра Невского – будет отслужена заупокойная литургия. Автору этой статьи посчастливилось дважды встретиться с владыкой Николаем – в марте и июне 2008 года. Оба раза побеседовать с архиепископом Николаем практически не удалось: не хотелось беспокоить его лишними разговорами, и было радостно просто наблюдать за его общением с другими прихожанами. Начало весны 2008 года выдалось очень теплым: дневная температура в Токио поднялась до 15–16 градусов, а первые цветы сливы стали распускаться еще зимой, с 28 февраля. В первые субботу и воскресенье марта в домовом храме подворья РПЦ в Токио (район Комагомэ) были запланированы торжественная всенощная и литургия с участием заместителя председателя ОВЦС владыки Марка, епископа Егорьевского. Преосвященный Марк специально прибыл в Токио, чтобы возглавить молебен на котловане в районе Мэгуро и провести церемонию закладки камня в фундамент строящегося храма. Так получилось, что в воскресенье, 2 марта, вместе с двумя прихожанками подворья мы приехали в храм святителя Николая Мирликийского в Комагомэ задолго до службы. В храме было очень мало прихожан, постепенно собирались на спевку певчие. Вдруг я заметила входящих в храм двух монахинь и вместе с ними – невысокого роста старца. Раньше я была лишь «заочно» знакома с владыкой Николаем и сестрами монастыря – по фотографиям и рассказам паломников, поэтому в первый момент даже не поверила, что удалось увидеть их всех вместе собственными глазами. Находившиеся поблизости от владыки прихожане бросились за благословением. К архиепископу Николаю подошла паломница из Латвии, и он вспомнил, как девушка три года назад гостила в монастыре, стал радостно расспрашивать ее о нынешней жизни. Пока владыка беседовал с прихожанами, я отважилась познакомиться с матерью Ксенией – первой монахиней, приехавшей в Японию в 2003 году. Стала рассказывать о своих поездках по православным церквям Японии, и вдруг слышу приветливые слова:

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Гроб, в котором был погребён преподобный, в основном разрушился. Облачение и мягкие ткани тела уже полностью утрачены, но кости преподобного сохранились хорошо. После обретения святые мощи были очищены и обмыты митрополитом Арсением и братией монастыря. Вскоре, 8 ноября, мощи преподобного будут перенесены в Спасо-Преображенский храм Нового Валаама и положены в раку для поклонения верующих со всех концов земли. Преподобный Иоанн, схиигумен Валаамский (в миру Иван Алексеевич Алексеев, 1873-1958) родился в Тверской губернии в крестьянской семье. В Валаамский монастырь поступил в 16-летнем возрасте и пребывал в нём (с четырёхлетним перерывом на военную службу и десятилетним — на настоятельство в Трифоно-Печенгской обители) до своей блаженной кончины. При пострижении в монашество в 1910 году получил имя Иакинф. Во иеромонаха он был рукоположен в 1921 году при избрании на должность игумена Трифоно-Печенгской обители. Спустя год после возвращения на Валаам 8 мая 1933 года был пострижен в великую схиму. В обители на острове Валаам, а затем после эвакуации в 1940 году в Хейнявеси исполнял послушание духовника братии. Отец Иоанн обрёл множество духовных чад по всему миру, и его переписка с ними, неоднократно переиздаваемая до сего дня и переведённая на несколько языков, составляет главное его письменное наследие. Для братии отрадно совпадение даты честного преставления преподобного и освящения главного храма обители — оба эти события произошли 5 июня  — в 1958 и 1977 гг. Тропарь преподобному Иоанну Валаамскому — творение монахини Свято-Троицкого Линтульского монастыря Ксении, глас 4:  От юности твоея узким путем подвига шествовал еси,/преподобне отче наш Иоанне./Во образ ангельский облечен быв,/все житие твои молитве предал еси./Яко раб Христов, последовал еси ему, крест на рамо взем./Подвигом благим веры подвизавыйся, имаши дерзновение пред Богом,//емуже молися помиловатися душам нашим. Акафистное пение преподобному Иоанну Валаамскому в день прославления в лике святых. Богослужение совершает высокопреосвященный митрополит Пантелеимон в сослужении с братией Ново-Валаамского монастыря и духовенства Финляндской православной церкви, поёт праздничный хор Ново-Валаамского монастыря.

http://pravmir.ru/na-novom-valaame-obret...

Преполовения Пятидесятницы, где под спудом покоятся мощи святого. Канонизацией К. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, состав к-рого был определен в сер. 70-х гг. XX в. при подготовке к изданию богослужебных Миней (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 367). Позднее имя К. вошло в Собор Вологодских святых (празднование учреждено в 1841). Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 312; СИСПРЦ. 1836. С. 146-147; Савваитов П. И. Описание Великоустюжского Архангельского и приписного к нему Троицкого Гледенского мон-рей. СПб., 1848. С. 30-40; Верюжский. Вологодские святые. С. 53-57; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 290; Описание о российских святых. С. 150-151; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 86-97; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Сент. С. 200-201; Голубинский. Канонизация святых. С. 331; Гиляшев И., прот. В день памяти прп. Киприана Устюжского: К 700-летию со дня преставления//ЖМП. 1976. 9. С. 41-42; Сербина К. Н. Устюжское летописание XVI-XVIII вв. Л., 1985. С. 122; Власов А. Н. Устюжская лит-ра XVI-XVII вв.: Ист.-лит. аспект. Сыктывкар, 1995. С. 38-39; Романова А. А. Чудеса Киприана Устюжского//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 237-238 [Библиогр.]; Турилов А. А. О времени основания Михаило-Архангельского мон-ря в Вел. Устюге// Смирнова Э. С. Иконы Северо-Вост. Руси: Ростов, Владимир, Кострома, Муром, Рязань, Москва, Вологодский край, Двина: Сер. XIII - сер. XV в. М., 2004. С. 211-212; Биланчук Р. П. Предания о св. Киприане в Устюжских летописцах XVII-XIX вв.//Историк и его дело: Судьбы ученых и научных школ: Сб. ст. Ижевск, 2008. С. 476-482; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 552-553. А. Н. Власов Иконография В описании 6-го явления К. келарю Иосифу об облике святого сказано: «...видением же во всем подобен он архимандриту Арсению» (РНБ. ОР. F I. 788. Л. 70; очевидно, подразумевается настоятель Михаило-Архангельского мон-ря в 1658-1681). В иконописных подлинниках под 9 июня облик К. описан таким образом: «Сед, брада аки Сергиева, в схиме, риза преподобническая» (20-е гг.

http://pravenc.ru/text/1684702.html

25 мая 2012 года была опубликована программа Всероссийского конкурса на архитектурно-скульптурное решение проекта памятника священномученику Ермогену в целях увековечения памяти выдающегося церковного деятеля России. В состав жюри под председательством митрополита Волоколамского Илариона, вошли: ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев, руководитель Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Сергей Кравец, президент Фонда содействия инициативе общественных организаций по установке памятника Патриарху Ермогену Галина Ананьина, заведующий отделом современной архитектуры Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук Юрий Волчок, председатель комиссии Общественной палаты Российской Федерации по культуре и охране историко-культурного наследия Павел Пожигайло, заместитель директора по науке Института российской истории РАН Владимир Лавров, руководитель объединения московских скульпторов Московского союза художников Иван Казанский. Все конкурсные работы были выставлены отдельной экспозицией на выставке «Русь Православная – к Дню народного единства», которая проходила в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» с 4 по 8 ноября 2012 года. Победителем конкурса проектов памятника Патриарху Ермогену стал творческий коллектив под руководством народного художника России Салавата Щербакова и заслуженного архитектора России Игоря Воскресенского, в который вошли также заслуженные художники России Константин Зубрилин, Николай Сидоров, Дания Гимальдинова, Екатерина Коваленко, Николай Николаев, Юлия Роткова, Маргарита Салычева, Владимир Убасев. 3 марта 2012 года, в день празднования 400-летия преставления священномученика Ермогена, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл после совершения Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля в своем пастырском слове подчеркнул: «В 1913 году, когда состоялось его причисление к лику святых, в народе распространялась листовка, где в нескольких словах говорилось о жизненном пути Первосвятителя, завершившемся мученической кончиной в Чудовом монастыре. Я оглашу вам эту листовку – три фразы, которые покрывают всю жизнь святителя: «За пламенную веру он был удостоен обрести Казанскую икону Богоматери. За пастырскую любовь он был избран и посвящен митрополитом Казанским. За стойкость в вере православной призван Святейший Ермоген в Патриархи Всероссийские». И добавить к этому можно: за пламенную любовь к Церкви, Отечеству и народу принял мученический венец».

http://pravoslavie.ru/61754.html

  Цифры и факты ( Самые древние приходы: …Русской Православной Церкви, …в России, …в Москве; Сколько приходов в Православной Церкви; Почтовый адрес – по приходу; Чем отличалось село от деревни)//Фома. - – 2005. – С.34. – (рубрика « Тема номера: Приход и прихожане»). Реклама : - С.35.   Приходская жизнь в глобальной сети (Создание храмовых интернет-страничек – еще одно направление приходской деятельности)//Фома. - – 2005. - С.36-37. – (рубрика «Тема номера: Приход и прихожане »).                        ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА (раздел). – С.38-55. (на заставке – фото Сергея Титова) Числа: Сентябрь . Церковные праздники в сентябре/Редакция благодарит за помощь в подготовке рубрики «Числа» Вячеслава Игоревича Петрушко //Фома. - – 2005. – С.40 – 41. – (рубрика « Числа »). 1 сентября (19 августа по старому стилю) – празднование Донской иконы Божией Матери ; 8 сентября (26 августа по старому стилю) – Сретение Владимирской иконы Божией Матери , 610-летие спасения Москвы от нашествия Тамерлана (1395 год); 17 сентября (4 сентября по старому стилю) – день памяти святителя Митрофания , епископа Воронежского; 21 сентября (8 сентября по старому стилю) – Рождество Богородицы ; 22 сентября (9 сентября по старому стилю) – 490 лет со дня преставления в 1515 году преподобного Иосифа Волоцкого ; 26 сентября (13 сентября по старому стилю) – 1670 лет со дня освещения храма Воскресения Христова в Иерусалиме .   Вопрос – ответ:   Если бы Он умер другою смертью, то что? На вопросы читателей отвечает священник Александр Шрамко , клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы, г. Минск//Фома. - – 2005. – С.42-43. – (рубрика « Вопрос – ответ»). Заданы вопросы: Если бы Христос умер Своей смертью, Он бы воскрес? А произошло бы наше спасение? Как Православная Церковь относится к процедурам искусственного оплодотворения? Почему женщин не пускают в алтарь? Год назад меня оставил муж. Мы венчаны. На церковный «развод» он подавать не хочет, хотя в ЗАГСе развелся. Если я подам прошение на расторжение нашего брака церковью, получится, что я оставляю его, а не наоборот. Что делать?

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-29-i...

Блж. Иероним: «При виде бедствий, какие угнетают смертных в мире, я признал более счастливыми мёртвых, чем живых, по оному слову Иова об аде: там успокоились утомлённые телом вместе с теми, кои были связаны; они уже вне опасности, не слышат голоса приставника ( Иов. 5:17–18 )» 4, 1–3]. Умершим лучше, потому что они успокоились от угнетений, от приставников (надзирателей) земных. Однако блж. Иероним подчёркивает и ещё более крайний пессимистический вывод Екклесиаста: «Лучше вовсе не существовать и не иметь ощущения бытия, чем существовать или жить нечестно» [там же]. Это особенно очевидно, если учесть вечные мучения грешника, так об Иуде-предателе Сам Господь Иисус сказал: лучше было не родиться человеку тому ( Мф. 26:24 ). Вопрос приобретает ещё большую остроту – зачем же Всевышний допустил ему родиться?.. Блж. Иероним указывает ещё и на иное толкование: «Умершие лучше тех, кои живут, хотя они были прежде грешники, ибо живые находятся в борьбе и как бы заключены в темнице тела, а умершие уже вне опасности и перестали грешить» [там же]. Вот потому меньший в Царстве Небесном больше Иоанна Крестителя, наибольшего из рождённых на земле ( Мф. 11:11 ). Св. Амвросий Медиоланский отмечает, «что и святые мужи в мире этом претерпели многое тяжкое злое, невзирая на великие их дела», и потому находили, что «гораздо лучше не родиться» «Две книги о преставлении брата его Сатира», кн. 2]. Таково мнение мудрого Соломона и самых превосходнейших философов, последовавших за ним. Св. Амвросий отмечает также, что «это мнение не одного Соломона. Святой Иов также говорит: Погибни день, в который я родился ( Иов. 3:3 ). Этот великий муж знал, что рождение есть начало всех зол» [там же]. Таково открытие мудрого Соломона – небытие лучше бытия, но мы есть, а утешителя у нас нет! Через какие муки и ужасы проходила тропа к грядущему Духу Утешителю, к крестящему в этом Духе Христу-Спасителю! Кто не познает трагедии Екклесиаста, не сможет обрадоваться в Духе Святом. Путь к утешению в Духе Святом лежит через вселенское отчаяние и тоску, пережитые мудрым Екклесиастом и многострадальным Иовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В 1691 г. игум. вологодского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов муж. мон-ря Авраамий, братия мон-ря и вологодцы «всяких чинов» послали челобитную патриарху Адриану , в к-рой писали о том, что «просияша внутрь и окрест Вологды града чудесы преподобный отец Герасим, и преподобный Галактион, и Игнатий, и мощи их нетленны, и чудеса сотворяють недугующим многая». Челобитчики просили об освидетельствовании мощей этих Божиих угодников и о том, чтобы «церковною честию и пением, яко сущих чудотворцев, почествити и прославити». Патриарх поручил Вологодскому архиеп. Гавриилу провести дознание. В дек. 1699 г. Гавриил прислал Первосвятителю отчет, в к-ром, в частности, говорилось: «Галактион и Герасим, какова чина в мире быша, и како пожиша, и в кая лета, известия совершеннаго несть; точию обретается, не в подлинность же, яко бы Герасим бяше прежде в лето 6605-е и скончася в лето 6686-е месяца марта в день, пострижен в монахи Киево-Печерскаго монастыря». Рассказав о почитании вологжанами гробниц подвижников, архиеп. Гавриил выразил сомнение в действительности чудотворений: «Пришедше люди в монастыри их поют по них панихиды и молят о них Бога, а они будто целят, и с гробов емлют землю и мешают с водою святою, юже чином святят в церкве, и тем болезненныя вреды мажут, и пиют, и целбы приемлют... Обитающии же в монастырях и прочии люди старии сказаша, что чудес явных от сих Галактиона и Герасима никогда не видеша. Над кем же быша якобы целбы от них писаны имяны во граде Вологде и инде, никтоже сказася... на лице». В 1691/92 г. патриарх Адриан издал указ относительно Вологодских подвижников, в к-ром говорилось: «Из земли мощей их... изимати не повелеваем, такожде и прославляти в церкви яко совершенных мнимых чудотворцев пением и почитанием и на иконах изображении возбраняем, зане в незнании почитати не подобает» (цит. по: Голубинский. Канонизация святых. С. 432-434). Однако почитание святых, по-видимому, сохранялось. Преставление «преподобного отца Герасима, начальника Троицкаго монастыря у Кайсарова ручья» 4 марта 1178 г. отмечено в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Еп. Евгений (Болховитинов) включил Г. в свой список вологодских святых (1811). Местная канонизация Г. подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. еп. Иннокентием (Борисовым) .

http://pravenc.ru/text/164545.html

В сбережении общеславянских духовных ценностей немалая заслуга и великого русского святителя, сына болгарского народа – митрополита Киевского и всея Руси Киприана, 600-летие со дня преставления которого в прошлом году также отмечалось в Болгарии и России. Во многом благодаря святителю Киприану, перенесшему в Москву кафедру первосвятителей (что способствовало возвышению сего града как политического и духовного центра), в XV веке на исторической арене появилась новая сила – святая Русь. Важной составляющей идеологии православной самодержавной Руси – России, ставшей выразительницей интересов славян, было стремление освободить из под османского ига единоверные братские народы. С середины XIX века Балканы, где решалась судьба Болгарии и Сербии, приковали к себе внимание всей Европы. 24 апреля 1877 года Россия вступила в войну за освобождение славян. Это стало ответом на кровавое подавление властями Османской империи ряда восстаний угнетенных славянских народов. Русское общество с ликованием восприняло манифест императора Александра II о решении стать на защиту единоверных братских народов. После переправы русской армии через Дунай генерал-лейтенант И.В. Гурко двинулся к Балканам и занял Шипкинский перевал. В числе героических битв этой войны – взятие Плевны, оборона Шипки, переход через Балканы и приближение к Стамбулу-Константинополю. Плечом к плечу с русскими солдатами сражались за свою отчизну болгарские ополченцы. Болгарское ополчение из числа болгар, населявших Бесарабию и Таврию, было сформировано в России при помощи славянских благотворительных комитетов. 4 января 1878 года войска генерала И.В. Гурко сумели без кровопролития освободить Софию. Итогом войны 1877–1878 годов и стал Сан-Стефанский мирный договор. Главным уполномоченным России при его заключении был граф Н.П. Игнатьев, блестящий русский дипломат, посол России в Турции с 1864 по 1877 годы. По этому договору Болгария становилась независимым государством, самым большим на Балканах; признавалась независимость Черногории, Сербии и Румынии.

http://pravoslavie.ru/747.html

На иконах, изображающих Успение Богоматери, рядом с Ее ложем всегда возвышается величественный Христос, держащий на руках запеленутую младенческую фигурку: она символизирует душу умершей Богородицы, душу, которую в миг Успения пришел принять на Свои Божественные руки Ее Сын. Эта детская фигурка и являет нам образ того духовного " рождения в смерти " , что вводит человека в вечное бытие. Как говорит о значении события Успения Пресвятой Богородицы преподобный Иоанн Дамаскин, " не смертью назову священное Твое Успение, но преставлением или отшествием или, точнее сказать, водворением. Ведь выходя из тела, Ты водворяешься у Господа... Ты сотворила смерть светлой, освободив ее от уныния и наполнив ее радостью " . 4) История возникновения праздника. В источниках, содержащих те или иные сведения о литургической практике древней греческой Церкви, первые достоверные сведения о празднике Успения встречаются с конца VI века. Во всяком случае именно правивший тогда император Маврикий (592-602) сделал это торжество общецерковным. В ряде поместных церквей Успение поначалу праздновалось 18 января. Возможно, что именно император Маврикий приурочил его впервые к 15 августа - дню своей победы над персами. 5) Характерные особенности праздничного богослужения в различные исторические периоды. Авторы богослужебных текстов. Первый канон праздника Успения был составлен святым Андреем Критским. Однако затем он оказался вытеснен из богослужебного употребления канонами преподобных Косьмы Маюмского (первый канон) и Иоанна Дамаскина (второй канон; ему же принадлежит одна из стихир на литии). Кроме того, отдельные стихиры службы принадлежат перу святителя Германа, патриарха Константинопольского (IX век) (стихира на литии), Феофана Начертанного (IX век) (стихира на литии), Императора Льва VI Мудрого (IX век) (стихира после Евангелия на утрени). Начиная с XV столетия, на третий день праздника - в отдельных поместных церквах - совершается особая служба погребения Божией Матери. В XVI веке она уже была широко распространена и на Руси.

http://ruskline.ru/analitika/2013/08/27/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010