Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . «Великие жены Святой Руси», передача 9, автор и ведущая Л.С. Акелина 12.04.2016 20:29 Режиссер и тележурналист Л. Акелина завершает рассказ о судьбе княжны Евпраксии Всеволодовны - королевы Адельгейды - и обращается к истории, случившейся на Руси двумя веками позже с другой Евпраксией. В городок Красный (будущий Зарайск) приходит икона святителя Николая Корсунского, чтобы прославить подвиг князя Феодора, княгини Евпраксии и их сына младенца Иоанна, прозванного Постником. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 13.04.2016 - 15:52 Адельгейда - не католическое, : Адельгейда - не католическое, а мирское, германское имя, в те века оно могло получаться женщиной в новой семье, на свадьбе, и не имеет отношения к перекрещиванию. Что же касается Евпраксеи Комнин, то сказочного в повестях о ней особенно и нет. Битва на Калке была не в 1224, а 31 мая 1222 года (лето 6723-е ультрамартовского стиля в Лаврентьевской и Псковской летописях), предшествовав комете Галлея (осень 1222) [Бережков " Хронология... " , 1963, гл.2]. Этот год (мартовское л. 6730-е) сохранили ТОЛЬКО Повести о Николе Зарайском (Волоколамский и Погодинский списки). Их подтверждает биография Ярослава Всеволодовича - в 1-й2 1222 г. еще воевавшего с ливонцами (после 1222 Евстафий следует через немецкий Кесь), а в 1224 его уже не было в Новгороде [Экземплярский " Великие и уд.князья... " , 1998, с.15]. Задержавшись там, Евстафий через Смоленск (войдя в р.Осетр не доходя до Рязани) прибыл в Осетровский Новгородок в л. 6333... Наконец, прозвище " Постник " указывает на рождение в вел.пост [Лихачев, 1946] - весной 1236 г. [см. Буслаев " О лит-ре " , с.268]; красавицей Евпраксею характеризуют хронографы, а не летописи, летописцы были сухи и деловиты, и хотя цитировали оные (уже в Новгородской 4-й и Карамзинской 2-й лет.), но не вдаваясь в лирику. Нужно всё-таки больше интересоваться биографией героев своих очерков (я и сам журналист, а не историк, но необходимое, однако, нормально отыскал)... Добавить комментарий

http://radonezh.ru/radio/2016/04/12/20-2...

Первые сведения о княжеском столе в Костроме, который просуществовал здесь только до 1272 г., относятся к сер.— 3-й четв. XIII в. (Кучкин В. А. Формирование территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 119). Первым известным костромским князем был Василий Ярославич (сын великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича), родившийся только в 1241 г. Правильно: 1205 г. (Бережков Н. Г. Хронология. С. 88). См. коммент. Правильно: 1231 г. Это событие не отражено в раннем новгородском летописании. По летописи, однако, эта церковь посвящена св. Никифору (Новгородская первая летопись. С. 43, 237). Отнюдь не ясно, была ли Успенская церковь, созданная в 1153 г. при основании Аркажа монастыря, деревянной. Автор основывается на летописном сообщении под 1188 г., где речь идет о заложении каменной Успенской церкви. Но и в статье 1153 г. употреблен термин «заложи», обычно применявшийся к каменным храмам, тогда как о деревянных говорится «постави» или «сруби» (Новгородская первая летопись. С. 39, 215). Сведения о прп. Варлааме Хутынском, приведенные митр. Макарием с опорой на летописи и проложное житие святого, содержат внутреннее противоречие. Дело в том, что дата смерти прп. Варлаама — 6 ноября 6701 (1193) г., которую сообщают Новгородская IV и Софийская I летописи (ПСРЛ. 2-е изд. Пг., 1915. Т. 4. Вып. 1. Ч. 1. С. 176; СПб., 1853. Т. 5. С. 169), несовместима с указанием проложного жития, что прп. Варлаам преставился по возвращении из Царьграда Добрыни Ядрейковича (будущего Новгородского архиеп. Антония), которому и передал монастырь (Ключевский В. О. Древнерусские жития святых. С. 58–64; Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII–XIV вв. Л., 1973. С. 13–18). Но Добрыня вернулся из Константинополя и постригся в Хутынском монастыре только в 1211 (Новгородская первая летопись. С. 52) или 1210 г. (Янин В. Л. К хронологии новгородского летописания первой трети XIII в.//Новгородский исторический сборник. Л., 1984. Вып. 2(12). С. 93). Исследователи по-разному пытались разрешить это противоречие. Иные отвергают свидетельство жития (Л. А. Дмитриев, В. О. Ключевский, который считает, что в достоверном в целом проложном сказании не было первоначально имени архиепископа, погребавшего прп. Варлаама), иные сомневаются в точности летописной даты кончины прп. Варлаама (Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1(2). С. 595–596) или же прямо отрицают ее, относя тем самым преставление преподобного ко времени после 1210/1211 г. (Янин В. Л. Новгородские акты XII–XV вв. М., 1991. С. 207–210).

http://sedmitza.ru/lib/text/435852/

1547 Lovag Sz. Catalogi Musei Nationalis Hungarici. Seria Archaeologica. 3. Mittelalterliche Bronzegegenstande des ungarischen Nationalmuseums. Budapest, 1999. S. 24, 129–130. 1–12. 1548 Balcarek P. Some Remarks on the Dating of Pectoral Crosses/Byzantino–Slavica. 2009. Vol. 67. 1–2. P. 365–372. 1549 Корзухина Г.Ф., Пескова А.А. Древнерусские энколпионы: Нагрудные кресты–реликварии 11–13 веков. СПб., 2003 (на обложке книги ошибочно указано: 10–13 вв.); Пескова А.А. Древнерусские энколпионы 11–13 веков в русле византийской традиции/Ставрографич. сб. Кн. 3. С. 134–183. 1550 Федоров Ю. Образ креста: история и символика православных нагрудных крестов. СПб., 2000; Кириков А.А., Бережков В.Н. Антология православного художественного литья: Неизвестная коллекция. Т. 2. Кресты. М., 2003; Гнутова С.В. Крест в России. М., 2004. 1552 Находится в ризнице церкви Св. Петра в Ватикане: Leclercq Н. Bassus (Sarcophage de Junius)/Dictionnaire d’archeologie chretienne et de liturgie. Paris, 1925. T. 2, 1. Col. 608–614. 1553 Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Т. 1. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа: Исторический иконографический очерк. СПб., 1905 (2–е изд.: М., 2001); Deichmann К Einfurung in die christliche Archalogie. S. 142–166 (библиогр.: S. 155–166); Skubiszewski P. Cristo/Enciclopedia dell’arte medievale. 1994. Vol. 5. P. 529–557; Bisconti F. Cristo/Temi di iconografia paleocristiana. P. 156–158. 1554 Von Campenhausen H.F. Die Passions–sarkophage: Zur Geschichte eines altchristlichen Bildkreises/Marburger Jahrbuch fur Kunstwissenschaft. 1929. Bd. 5. S. 39–85; FelleA.E. Croce (Crocifissione)/Temi di iconografia paleocristiana. P. 159–160. 1555 Darsy M.D. Les portes de Sainte-Sabine dans l’archeologie et Piconographie gen6rale du monuments/Actes du 5 е Congres International d’Archeologie Chretienne. Aix–en–Provence, 1954. Citta del Vaticano, 1957. P. 471–485 [Studi di Antichita Cristiana 22]. Полное изд. памятника с детальным анализом иконографической программы см.: Jeremias G. Die Holztiir der Basilika S. Sabina in Rom. Tubingen, 1980.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отпевали митрополита Макария 12.6.1882 в Чудовом монастыре, а погребли в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. 51 Митрополит Флавиан (Городецкий, 26.7.1840 †4.11.1915), Киевский и Галицкий – окончил юридический факультет Московского университета. По принятии монашества назначен начальником Православной миссии в Пекине. Перевел на китайский язык составленное им «Объяснение православного богослужения» и др. сочинения. Епископ Аксайский (1885), епископ Люблинский (1885), епископ Варшавский и Холмский (1891, с 1892 – архиепископ), экзарх Грузии (1898), архиепископ Харьковский (1901), митрополит Киевский и Галицкий (1903). За свою благочестивую жизнь ему было возвещено о грядущих судьбах России (см.: Всероссийский церковно-общественный вестник. 1915. Ноябрь). 52 Архиепископ Арсений (Брянцев, 27.8.1839 †28.4.1914), Харьковский – родился в семье дьячка. После окончания Смоленских духовных училища и семинарии поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил (1867) со степенью магистра. Учительствовал. Рукоположен во священника (1868), служил в качестве законоучителя во многих мужских и женских учебных заведениях Киева. Ректор Таврической духовной семинарии (1893), протоиерей. Принял монашество (1875), удостоен сана архимандрита. Хиротонисан во епископа Ладожского, викария С.-Петербургской митрополии (1882). Ректор С.-Петербургской духовной академии (1883). Епископ Рижский и Митавский (1887). Изыскивая средства, построил много храмов, открыл немало приходских школ, ввел духовные беседы с народом, устроил библиотеки, издавал брошюры духовного содержания. Способствовали созданию Пюхтицкого Успенского женского монастыря и Троице-Сергиева монастыря в Риге. Архиепископ (1893). Архиепископ Казанский и Свияжский (1897), архиепископ Харьковский (1903). По воспоминаниям современников владыка Арсений был большим любителем церковного благолепия, службы любил длинные, торжественные, особенно ценил хорошее стройное пение. 53 Епископ Евгений (Бережков, 15.3.1864 †1922), Костромской и Галичский – уроженец Владимирской губернии. Окончил Московскую духовную академию (1897) со степенью кандидата богословия, принял монашество. Архимандрит (1899), ректор Владимирской духовной семинарии. Хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии (1905). Епископ Приамурский и Благовещенский (1909). Епископ Костромской и Галичский (1914). В 1918 г. епархией не управлял.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН IV Приезд митр. Иоанна из К-поля на Русь. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 218) Приезд митр. Иоанна из К-поля на Русь. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Лаптевский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 218) († 1166, Киев), митр. Киевский. Поставлен в К-поле в 1162 или 1163 г., после получения в Византии известия о кончине митр. Феодора . И. не сразу был признан на Руси. В 1163 или 1164 г. киевский кн. св. Ростислав (Михаил) Мстиславич «отрядил» в К-поль посольство во главе с боярином Гюрятой (Георгием) Семковичем, имевшее целью добиться утверждения на митрополичьей кафедре русина Климента Смолятича , избранного в митрополиты Собором рус. епископов еще в 1147 г., но не получившего признания в К-поле. У Олешья в низовьях Днепра Гюрята встретился с И., к-рый в сопровождении посла имп. Мануила I Комнина следовал в Киев. Из летописного изложения неясно, произошла ли эта встреча до того, как киевская делегация побывала в Византии (так считали Н. М. Карамзин , Е. Е. Голубинский ) или на обратном пути послов в Киев (в такой последовательности события описывали С. М. Соловьёв , М. С. Грушевский , Н. Г. Бережков). Вероятно, цель визант. посольства на Русь состояла не только в поставлении на Киевскую кафедру митрополита-грека, но и в заключении политического союза с киевским князем (об обмене посольствами между Киевом и К-полем сообщает под 1165 визант. историк Иоанн Киннам; см.: Бибиков М. В. Визант. историк Иоанн Киннам о Руси и народах Вост. Европы. М., С. 66-67). Император прислал «дары многы Ростиславу: оксамиты, и паволокы, и вся узорочь разноличная». Первоначально князь «не хоте… прияти» И. Летописный рассказ обрывается на речи «царева посла» Ростиславу: «Молвить ти цесарь: аще примеши с любовью, благословение от Святыя Софья…» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 522). Уникальное известие содержится в «Истории российской» В. Н. Татищева : Ростислав будто бы согласился принять И. лишь с тем условием, что «впредь, ежели патриарх без ведома и определения нашего противо правил святых апостол в Русь митрополита поставит, не токмо не приму, но и закон зделаем вечный избирать и поставлять епископом руским с повеления великого князя. И тако повелел митрополита ввести в дом его, а послов отпустил к царю с дары и любовью» ( Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1964. Т. 3. С. 79-81). По-видимому, историк дополнил летописный рассказ, исходя из собственных представлений, без опоры на к.-л. источник.

http://pravenc.ru/text/469576.html

20 марта 1205 г. в Новгород прибыл новый князь Константин Всеволодович , старший сын Владимиро-Суздальского князя (вместо младшего, Святослава), которого встретил крестный ход новгородцев во главе с М.; князь был торжественно посажен ими на престол в соборе Св. Софии (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 423; Т. 25. С. 104). Последующие годы 1-го срока архиерейства М. были отмечены нарастанием в Новгороде политического противостояния, от к-рого в итоге пострадал и сам М. В 1205 г. посадником стал Дмитр Мирошкинич, представитель, по всей видимости, близкого М. и придерживавшегося просуздальской ориентации боярского клана из Людина конца Новгорода. В 1207 г. владычный летописец сделал запись о чудесном знамении - плаче иконы Пресв. Богородицы «у святого Якова в Неревьскемь конци» (НПЛ. С. 50, 247). Чудо объяснялось тем, что 17 марта на Ярославовом дворище по распоряжению брата посадника Дмитра Мирошкинича Бориса «без вины» был убит Олекса Сбыславич, представитель Неревского конца. Недовольство самоуправством Мирошкиничей, введших новые подати с населения, привело в том же году к восстанию против этого боярского клана ( Бережков. Хронология. С. 170). Посадник Дмитр Мирошкинич был ранен под Пронском во время участия новгородского войска в походе Всеволода Большое Гнездо на Рязанскую землю. В его отсутствие по возвращении новгородского войска дворы Мирошкиничей были сожжены, а их имущество конфисковано (о причинах, ходе и последствиях восстания см. подробнее: Янин В. Л. Очерки истории средневекового Новгорода. М., 2008. С. 93-99; Лукин П. В. Новгородское вече. М., 2014. С. 182-186). Для М. это событие имело особое значение, поскольку он изначально пользовался политической поддержкой Мирошкиничей. Судя по летописным данным, архиепископ не пытался усмирить враждующих (поскольку в данной ситуации не воспринимался бы как занимающий нейтральную позицию), однако после восстания смог воспрепятствовать надругательству над привезенным из Владимира телом скончавшегося Дмитра Мирошкинича (новгородцы хотели сбросить его с моста в Волхов); бывш. посадник был погребен в Юрьевом монастыре рядом с отцом. В февр. 1208 г. посадничество получил Твердислав Михалкович, принадлежавший, как и его отец Михалко, к боярству Прусской ул., выступавшему нередко в союзе с Людиным концом. Князем вновь стал Святослав Всеволодович, однако в следующем году его сменил враждебно настроенный к Владимиро-Суздальскому князю блгв. кн. Мстислав (Феодор) Мстиславич Удатный, старший сын княжившего в Новгороде в 1179-1180 гг. и похороненного в Софийском соборе блгв. кн. Мстислава (Георгия) Ростиславича Храброго.

http://pravenc.ru/text/2563420.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИМЕНТ († 22.05.1299), архиеп. Новгородский (1275/76-1299). К 1273 г. К. имел сан игумена, был духовником Новгородского архиеп. Далмата . Перед кончиной архиеп. Далмат († 21 окт. 1273) по просьбе «мужей старейших» (бояр) назвал 2 кандидатов на Новгородскую кафедру: К. и настоятеля Юрьева новгородского муж. мон-ря архим. Иоанна. Судя по тому, что К. в новгородской владычной летописи (отразилась в НПЛ старшего и младшего изводов) назван «Богом назнаменанным», он был избран по жребию (с некоторым нарушением сложившейся традиции: и ранее и впосл. выбор осуществлялся, как правило, из 3 кандидатов, определенных не архиепископом, а вечем). Архиеп. Далмат благословил своего преемника. После смерти архиеп. Далмата в том же году К. отправился для поставления в Киев. Хиротонию К. зимой 1275/76 г. возглавил св. митр. Кирилл II (вероятно, задержка была связана с отсутствием в Киеве митрополита, в то время подолгу пребывавшего в Сев.-Вост. Руси). В Новгород К. вернулся 2 авг. 1276 г. (о датировке см.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 286-288; Щапов. 1978. С. 183-184), проведя несколько месяцев скорее всего при митрополите в Киеве. Поставление митр. Кириллом II Климента архиепископом в Новгород Великий. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31. 7. 30-1. Л. 85) Поставление митр. Кириллом II Климента архиепископом в Новгород Великий. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31. 7. 30-1. Л. 85) На время пребывания К. на Новгородской кафедре приходится борьба за великое княжение (и соответственно за княжение в Новгороде, как это установилось с сер. XIII в.) между сыновьями св. кн. Александра Ярославича Невского - св. кн. Димитрием Александровичем и Андреем Александровичем. Об участии К. в этих событиях источники, за единственным исключением, умалчивают. 6 (или 7) дек. 1280 г. в Переяславле (где была резиденция вел.

http://pravenc.ru/text/1841347.html

Станюкович А. К., Осипов И. Н., Соловьев Η. М. Тысячелетие креста. Произведения русской христианской металлопластики X–XX веков из частных собраний. – Μ.: РОО «Историко-изыскательское общество «Клуб РАРИТЕТ», 2003. – 256 с.: ил. Предметом данной публикации являются кресты-энколпионы, нательные и наперсные кресты, хранящиеся в нескольких частных коллекциях. Все они были найдены за последние 10 лет при помощи селективных металлоискателей в пределах Европейской части России. Большинство находок опубликовано впервые. В книге детально описаны около 200 крестов X–XX веков. Степень редкости публикуемых крестов оценивалась авторами по частоте встречаемости их аналогий в публикациях, музейных коллекциях, частных собраниях и практическом поиске. К сожалению, донный подход является абсолютно субъективным, поскольку до настоящего времени не существует сводных каталогов коллекций ни музеев России, ни частных собирателей. До тех пор, пока большинство памятников страны не будет опубликовано, говорить о степени редкости такого массового материала, как модная мелкая пластика, на мой взгляд, преждевременно. Авторы книги достаточно полно привели списки аналогий по доступным им источником, однако не избежали ошибок в датировке крестов и в иконографических изводах (см., например: с. 42–43. 18 ростовое изображение свт. Николая на оборотной створке энколпиона описано как «Образ Христа Пантократора»). Подобные ошибки иногда можно «списать» на плохое качество отливки, на её затёртость и сохранность. Важным представляется указание места происхождения или находки креста, то есть его локализация. В целом, появление книги «Тысячелетие креста» является вполне обоснованным, поскольку умножаются частные коллекции России, и они нуждаются в атрибуции. С. В. Гнутова Кириков А. Л., Бережков В. II. Антология православного художественного литья. Неизвестная коллекция/Науч. конс. С. В. Гнутова, макет и худож. оформ. С. М. Музалевской, А. В. Бородина. Т. 2. Кресты. – М., 2003. – 286 с. В книге впервые публикуются 395 крестов из двух частных собраний Москвы. В альбоме представлены раритетные образцы русской сакральной пластики от X до начала XX века, приведены каталожные данные и описаны иконографические изводы. Большинство крестов публикуются в натуральную величину.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

С. 76–77. Сомнения по поводу того, что Михаил побывал в Орде Ногая, а не в Волжской Орде (Клюг Э. Княжество Тверское (1247–1485 гг.). Тверь, 1994. С. 78), неосновательны (см.: Горский А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII века и отношения с Ордой. С 89. Примеч. 65). 126 HIЛ. С. 328; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 483; Т. 18. С. 83. О дате см.: Бережков Н.Г. Указ. Соч. С. 290. 128 Борзаковский B.C. История Тверского княжества. СПб., 1876. С. 87–89; Клюг Э. Указ. соч. С. 78, 94. 130 Э. Клюг, пытаясь обосновать мнение, что Михаил Ярославич Тверской до 1293 г. не был союзником Дмитрия Александровича и никогда не ориентировался на Ногая, приводит в качестве аргумента получение Михаилом в 1305 г. ярлыка на великое княжение от Тохты (Клюг Э. Указ. соч. С. 79). Но Михаил в первые годы XIV в. был союзником Андрея Александровича (это отмечает и сам Э. Клюг – Там же. С. 82), а вассалом Тохты он признал себя, по-видимому, еще в 1296 г. (см. ниже). В условиях 1305 г., когда Ногая несколько лет как не было в живых, факт десятилетней давности союзничества с ним Михаила уже не играл никакой роли. 132 То же было и в Троицкой летописи, судя по выписке Н.М. Карамзина и Владимирскому летописцу (Приселков М.Д. Указ. соч. С. 346 и примеч. 3; ПСРЛ. Т. 30. С. 98). Слова об убитых и плененных появляются только в Симеоновской летописи (ПСРЛ. Т. 18. С. 83). 134 Ср.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 482 («к Смоленску»), 483 («на Тферь»), 484 («на Переяславль», «к Смоленску»), 486 («на Рязань»). 135 Веселовский Н.И. Заметки по истории Золотой Орды//Изв. ОРЯС АН. Пг., 1915. Т. 21, кн. 1. С. 14–15. 136 Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М.; Л., 1960. Т. 2. С. 71, 73–74. Предположение о тождестве Токтомера с Тоглубеком, сыном Тохты (Spuler В. Op. cit. S. 85), явно ошибочно, так как предполагает очень сильное искажение имени в летописях, для чего нет оснований. 137 Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 2. С. 74. В 1288 г. Токта-Муртад возглавлял набег на владения Хулагуидов, в 1290 г. был одним из предводителей большого ордынского похода на Иран (Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Там же. Т. 1. Стб. 314; Т. 2. Стб. 330; М.; Л., 1949. Т. 25. С. 38. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им/Пригот. к изд. Д. И. Абрамович. Пг., 1916 (Памятники древнерусской литературы. Вып. 2). С. 199. Щапов Я• Н.Туровские уставы XIV в. о десятине//АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 255—256, 271. Darrouzes I.Op. cit. P. 367. Poppe A.Panstwo i Koscioi. S. 184. Успенский сборник. С. 43. Лысенко П. ?.Города Туровской земли. Минск, 1974. С. 23, 33, 69, 192. Там же. С. 16—27 (карты). «Михаил Гурьевский» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 171; Успенский сборник. С. 62). Лаврентьевский список пропускает это упоминание, как он пропустил и упоминание юрьевского епископа Марина в 1091 г., но Радзивилловский и Академический его содержат (см.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 211). Раппопорт П. А.Указ. соч. С. 31. 43а. «В лето 6540 Ярослав поча ставити городы по Реи» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 137). Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 689. Патерик. С. 10—11. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 199, 202, 280. Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 689. Максимович М. А.Собрание сочинений. Киев, 1876. Т. 1. С. 113—114; Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 689. ПСРЛ. Т. 1. Стб. 183; Т. 2. Стб. 173; ПВЛ. Ч. 1. С. 122. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 634; см.: Бережков Н. Г.Указ. соч. С. 201, 202. Голубинский Е. Е.Указ. соч. Т. 1, 1-я пол. С. 689. Патерик. С. 10—11. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 199, 202, 280. Рорре A.Panstwo i Kosciot. S. 190. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 219. Там же. Стб. 341. Там же. Стб. 476. «? ?? ??????» (Darrouzes J.Op. cit. P. 367. Note 768). ПСРЛ. Т. 2. Стб. 479—480. «??? ????? ???????? ??? ??? " ????? ???????» («8. Св. Георгий на реке Роси») [Darrouzes J.Op. cit. P. 403 (Notitia 17, appendix 3)]. Алпатов М В.Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси//ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т. 12. С. 292—310. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 317. Алпатов М В.Образ Георгия-воина в искусстве Византии и Древней Руси//ТОДРЛ. М.; Л., 1956. Т. 12. С. 292—310. В сообщении 1183 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 634) об освящении церкви Василия в Киеве на княжеском дворе наряду с митрополитом упомянут только один епископ «гюрговский» (без имени), что вновь выделяет его из числа других епископов.

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010