Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛ I (II) митр. Киевский (1224-1233 (27.11?)). По происхождению, вероятнее всего, грек (по сомнительному сообщению позднейшей Густынской летописи XVII в., «русин» - ПСРЛ. Т. 40. С. 116). Поставлен в митрополиты всея Руси Никейским патриархом Германом II в 1224 г. Предшественник К., митр. Матфей , скончался в 1220 г. Продолжительное вдовствование Киевской кафедры может свидетельствовать о трудностях поддержания связей с К-польским Патриархатом, центр к-рого после 1204 г. был перенесен в Никею. Е. Е. Голубинский называет К. Кириллом II, помещая «не упоминаемого летописями» митр. Кирилла I после митр. Феопемпта (ок. 1037) ( Голубинский. История РЦ. Т. 1. Ч. 1. С. 285, 289). 6 янв. 1225 г. К. был торжественно возведен на кафедру (настолован) в Софии Св. соборе в Киеве . По словам киевского летописца, новый первосвятитель был «учителен зело и хитр ученью Божественных книг» (ПСРЛ. T. 1. С. 447; см. также: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 107). Поставление Кирилла I (II) митрополитом Киевским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 894 об.) Поставление Кирилла I (II) митрополитом Киевским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233. Л. 894 об.) После того как в 1226 г. почил Суздальский еп. св. Симон , один из авторов Киево-Печерского патерика , 14 марта 1227 г. во Владимире-на-Клязьме К. с 4 епископами в присутствии кн. мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича , великокняжеской семьи, бояр и «множества народа» хиротонисал во Владимирского и Суздальского еп. сщмч. Митрофана (это 1-е известие о съезде митрополита и епископов на Ростовской земле). Вероятно, тогда во Владимире-на-Клязьме на церковном Соборе было принято решение о крещении карел: сообщение об этом читается в Лаврентьевской летописи сразу после рассказа о поставлении Владимирского епископа. В 1229 г. оставил архиерейскую кафедру и принял схиму Ростовский еп. Кирилл I ; 6 апр. 1230 г. на нее был возведен духовник кн. Василька Константиновича Кирилл II , хиротонисанный в Киеве К. и собором архиереев, в который входили Черниговский, Полоцкий, Белгородский и Юрьевский епископы. В 1230 г., «по чистеи недели на Сбор», очевидно в Киеве, К. поставил во архиепископа Новгородского Спиридона , избранного в Новгороде (до епископской хиротонии, в неделю сыропустную, Спиридон был рукоположен К. во иерея).

http://pravenc.ru/text/1840357.html

Из Монастырского приказа в уезды для сбора денег и финансовой документации направлялись приказные служащие. Записи об этом есть и в расходной книге. Так, например, в сентябре 1701 г. подьячий Григорий Волков был послан Макарьев Желтоводский монастырь «для взятья денежной казны» (см. публикацию, л. 8). С этой же целью в декабре 1702 г. ездил в Соликамский уезд в Преображенский Пыскорский монастырь подьячий Иван Лапшин (см. публикацию, л. 56) и др. Именным указом от 30 декабря 1701 г. было установлено штатное содержание монахам «по 10 рублев денег, по 10 четвертей хлеба и дрова в довольность их». Бедным, безвотчинным монастырям назначалось также хлебное жалованье, «без чего по самой нужде быть невозможно» . В расходной книге Монастырского приказа имеются записи о выплатах в соответствии с данным указом. Так, например, в сентябре 1701 г. деньги «на церковную утварь и на всякие росходы пятьдесят рублев с полтиною» получили власти московского Новинского Введенского Богородицкого монастыря, что в Бережках (см. публикацию, л. 8 об.). В январе 1702 г. деньги были переданы в московский Симонов монастырь «на нынешней 1702 год в указное число в тысячю рублев на росход братье» (см. публикацию, л. 17 об.) и др. Если у архиереев или монастырских властей возникала дополнительная потребность в финансах, сверх текущих расходов, им также следовало обращаться в Монастырский приказ. Так, в феврале 1702 г. были выделены средства в московский Чудов монастырь «на церковь Благовещения Пресвятые Богородицы чюдотворца Алексея митрополита на главах зделать железные кресты и позолотить» (см. публикацию, л. 18 об.). Государственное жалованье, судя по всему, назначалось не только монахам, но и монастырским слугам. 30 июня 1702 г. из Монастырского приказа в Бежецкий Верх, Устюжну Железопольскую и Кашин стольнику Петру Травину была направлена грамота, по которой ему «велено тех монастырей стряпчих, и слуг, и служебников, и работников… разобрать и учинить им… великого государя денежное и хлебное жалованье по окладу шеснатцеть рублев шеснатцеть алтын четыре денги» (см. публикацию, л. 43–43 об.). Еще в одной записи говорится о выплате «зажилого» «слугам и служебником на жалованье и на покупку рыбы, и икры, и иных припасов и на всякое строение и на починку и на наем работных людей, и на иные всякие всякие росходы» в Макариевом Желтоводском монастыре (см. публикацию, л. 52).

http://sedmitza.ru/lib/text/10159754/

По мнению Я. Н. Щапова , при М. в структуре Русской Церкви появилась также Угровская епархия по времени создания хронологически последняя до нашествия монголов. Новая кафедра была основана по инициативе Галицко-Волынского кн. Даниила Романовича при поддержке М. и Киевского кн. Мстислава Романовича, в 1219-1220 гг., «сразу после возвращения Забужья и основания города Угровска» (Там же. С. 53; см. также: Иоасаф , еп. Угровский). В Лаврентьевской летописи отмечается, что М. скончался «месяца августа в 19 на память святаго Андрьяна и Натальи» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 445). Между тем память указанных святых отмечается 26 авг. (по ст. ст.). В летописи, очевидно, допущена ошибка; 19 авг. празднуется память св. мч. Андрея Стратилата, в день которого, по-видимому, скончался митрополит (см.: Степанов Н. В. К вопросу о календаре Лаврентьевской летописи//ЧОИДР. 1910. Кн. 4. С. 20-21; Цыб С. В. Древнерус. времяисчисление в «Повести временных лет». СПб., 20112. С. 207; ср.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 317. Примеч. 108). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. 435, 438-439; Т. 10. С. 62, 64, 67, 69, 82, 86, 87; Т. 25. С. 108, 118; НПЛ. С. 52, 163, 473. Лит.: Строев. Списки иерархов. 1877. Стб. 2; Голубинский. История РЦ. Т. 1. Пол. 1. С. 289-291, 338-340; Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989 (по указ.); Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 294, 398, 402; Поппэ А. Митрополиты и князья Киевской Руси// Подскальски Г. Христианство и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237). СПб., 19962. С. 463-464; Ольшевская Л. А. Матфей//ДРСМ. 2014. С. 478; Макарий (Веретенников), архим. История Рус. Церкви: Митрополичий период, 988-1589 гг. Н. Новг., 2016. С. 107-111. Архим. Макарий (Веретенников), М. В. Печников Иконография Изображения М. встречаются в Лаптевском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233). Цикл из 5 миниатюр иллюстрирует посредничество М. в примирении черниговских князей Ольговичей с вел. кн. Всеволодом Юрьевичем: М. беседует с князьями (л.

http://pravenc.ru/text/2562670.html

Это основные пункты. Они трудно выполнимы. Но этого добиться легче и реальнее, чем полного запрета, а толку будет много больше. Конечно, со временем. И яркое тому доказательство недавний законопроект, запрещающий замужним женщинам аборт без документального согласия на то мужа . Вы знаете, какую реакцию он вызвал в светских кругах… В общем, я очень надеюсь, что через несколько лет опять буду голосовать на Бережковской, передо мной остановится знакомая «Ока», пахнуть в ней будет ладаном,   из обретенного радио польется пропаганда «беременного образа жизни», а водитель приобретет немного оптимизма. В конце-то концов, в России взлет рождаемости! См. также: Иерей Александр Ильяшенко: « Аборт » « Право врача на отказ от аборта « Акушер, не сделавший ни одного аборта: Бывают ли дети желанными, или беременность — дар Божий Непридуманные рассказы об абортах и сохраненных жизнях Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 11 декабря, 2012 2 марта, 2011 4 декабря, 2009 10 декабря, 2008 31 декабря, 2008 6 октября, 2007 17 июня, 2007 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/ne-ubij-ne-zapreti/

29/30 окт. 1921 г. В. был арестован Рязанской губЧК в Егорьевске по обвинению в «вымогательстве и религиозном шантаже» (подразумевалось его согласие занять кафедру и принять содержание от приходов), помещен в Рязанскую тюрьму. Жители Егорьевска и окрестных деревень 16 нояб. обратились в Рязанский ревтрибунал с заявлением в защиту архиерея, в к-ром, в частности, говорилось, что В. «в основу своей работы на пользу Церкви и верующих положил только учение Христа Спасителя, раз навсегда при этом определенно заявив о своем решении не допускать ни в стенах храма, ни вообще в своей деятельности никакой политики… Не зная за арестованным никакой вины перед законом страны... нижеподписавшиеся верующие [неск. сот чел.- Авт.], как сознательные полноправные граждане РСФСР, обращаются в Рязанский ревтрибунал с убедительной просьбой при возможности немедленно освободить епископа Вассиана под полную их - граждан - ответственность». Довольно быстро инициаторы обращения были установлены и арестованы. Однако «дело» было прекращено, в дек. 1921 г. всех арестованных должны были освободить «без предъявления обвинения». 2 янв. 1922 г. В. доставили в Москву в Бутырскую тюрьму, из к-рой он был освобожден в февр. по ходатайству Политического Красного Креста. После освобождения В. поселился в Москве на Плющихе, служил в храме Благовещения Пресв. Богородицы на Бережках. Вокруг В. сформировалась большая духовная семья. В Благовещенском храме трудились девушки и молодые женщины, они следили за чистотой в храме, украшали его цветами к праздникам. Летом всем приходом ездили в паломничества (в Киев, Саровскую и Дивеевскую пустыни). В. по-прежнему окормлял дивеево-кашинских сестер, к-рые приезжали к нему из Сергиева. Дружил с прихожанами, особенно с семьей юристов Краснопевцевых (Б. И. Краснопевцев, студент юридического фак-та МГУ, был иподиаконом Патриарха Тихона, к-рый благословил Бориса стать старшим иподиаконом В.). Священноисп. Вассиан (Пятницкий), архиеп. Мичуринский. Фотография Священноисп. Вассиан (Пятницкий), архиеп. Мичуринский. Фотография В кон. сент. 1923 г. В. присутствовал на собрании епископов в Донском мон-ре по вопросу о примирении с обновленцами (см. Обновленчество ), выступил против сближения. В. участвовал также в Архиерейском совещании РПЦ 12 апр. 1925 г . (погребение свт. Тихона), подписал акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому) .

http://pravenc.ru/text/149863.html

Кучинко М. М.Древний город Владимир на Волыни//Древнерусский город. Киев, 1984. С. 68. Тихомиров М. Н.Древнерусские города. 2-е изд. М., 1956. С. 315—316. Успенский сборник. С. 96. Рорре A.Chronologia utworow Nestora hagiografa//Slavia Orientalis W-wa, 1965. R. XIV, N 3. S. 292—297 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 211. По мнению М. Д. Приселкова, это было после 1089 г. (см.: Очерки. . . С. 155—156). Поппэ относит создание кафедры к 1078—1085 гг. Рорре A.Panstwo i Kosciol. S. 178. НПЛ. С. 60, 261. О дате см.: Бережков Н. Г.Указ. соч. С. 260. Митрофан был встречен в. Новгороде 17 марта 1219 г., но Антоний мог быть поставлен в Киеве на перемышльскую кафедру и ранее, зимой 1218/19 г. НПЛ. С. 64, 269; Бережков Н. Г.Указ. соч. С. 269. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 793. Podskalski G.Christentum und theologische Literatur in der Kiever Rus> (988—1237). Munchen, 1982 (Anhang Ib (zusammengestellt von A. Poppe)). S. 296; см. также Прил. I в настоящей книге. Раппопорт П. А.Указ. соч. С. 112. Длугош упоминает епископскую кафедру в церкви Иоанна под 1104 годом. Крип " якевич I. П.Галицько-Волинське khязibcmbo. Kuib, 1984. С. 17—18, 30—31. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 731; Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М.; Л., 1950. С. 200;/Срия " якевич/. П.Указ, соч С 89 Татищев В. Н.Указ. соч. М.; Л., 1964. Т. 3. С 88 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 731. Там же. Т. 1. Стб. 445. Theiner A.Vetera monumenta historiam Hungariae sacram illustrantia Roma, 1859. T. 1. N 65; Грушевський M.Icmopiя Ykpaihu — Pyci. Льbib 1905 Т. III. С. 42; см.: Крип " якевич I. П.Указ. соч. С. 91. Пашуто В. Т.Указ. соч. С. 198—207 Darrouzes J.Op. cit. P. 367. Татищев В. Н.Указ. соч. Т. 3. С. 60. Darrouzes J.Op. cit. P. 367. См.: ЩаповЯ. И.Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в сообраниях Польской Народной Республики. Вып. II. С. 140. ПСРЛ. Т. 2. Стб. 314. Возможно, что здесь в Ипатьевской летописи оказалась использованной запись о митрополичьих освящениях за этот год — в ней указаны две акции: освящение церкви св. Апостолов в Белгороде и поставление туровского епископа.

http://sedmitza.ru/lib/text/438144/

Т. 1. Стб. 356; Т. 2. Стб. 552). Некий митр. упомянут среди присутствовавших на Константинопольском Соборе 24 марта 1171 г. Это, как и некоторые другие соображения, дает основание полагать, что после митр. Константина II и до Никифора II следует поместить предстоятельство в Киеве митр. Михаила II, в летописях, однако, не упоминаемого: митрополит, встречавший в Киеве в 1174 г. (надо, вероятно,— в 1171 г.) кн. Романа Ростиславича, не назван по имени (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 568) (Поппэ А. Митрополиты Киевские. С. 199–200); см. также коммент. По январь 1198 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 707). Неясно, почему А. Поппэ приписывает Никифору II рукоположение Новгородского архиеп. Митрофана 3 июля 1201 г. (Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. С. 45) (Поппэ А. Митрополиты Киевские. С. 201). Избранный на кафедру вскоре после 26 августа 1199 г., Митрофан был «посажен» новгородцами «донележе будеть от митрополита позвание» (Новгородская первая летопись. С. 44). «Позвание» случилось только через два года, и это показывает, что в конце лета 1199 г. митрополичий стол, скорее всего, пустовал. Следовательно, прибытие митр. Матфея на Русь с большой вероятностью можно отнести к 1200 г. Правильнее: 1236 г. (Бережков Н. Г. Хронология. С. 270). На недавно обнаруженной печати Ростовского еп. Леонта, современника первого Новгородского архиеп. Ильи (Иоанна), он титулуется также архиепископом: Янин В. Л. Моливдовул Ростовского архиепископа Леонтия//Вспомогательные исторические дисциплины. 1994. Т. 25. С. 5–18. Правильнее: 1184 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 391; Бережков Н. Г. Хронология. С. 82). Речь идет, надо думать, о монастыре св. Петра в Ростове, так как Пахомий был духовником Константина Всеволодовича, тогда еще князя ростовского (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 438). Правильнее: 1214 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 438). Говоря о «князьях литовско-новгородских», автор имеет в виду, разумеется, не Новгород Великий, а Новогородок Литовский (Новогрудок) в верховьях Немана, который уже в сер. XIII в., когда он появляется на страницах летописей (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 816), выступает как находящийся в сфере влияния Литвы. Приводимая митр. Макарием генеалогия и хронология литовских князей Новогрудка — позднейшего происхождения и не заслуживает доверия. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435831/

39 Воронин Н. Н. Сказание о победе над болгарами 1164 г. и празднике Спаса//Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. Сборник статей к 70-летию академика М. Н. Тихомирова. М., 1963. С. 92. 40 Архиепископ Черниговский Филарет. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Опыт описания жизни их. Май-Август. СПб., 1882. С. 187–194. Икона, перед которой молился страдалец-князь, называется Игоревской, в последующее время находилась в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры и почиталась; см.: Земная жизнь Пресвятой Богородицы/Сост. С. Снессорева. Ярославль, 1993. С. 175. 41 Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси XI–XII вв. С. 209–210. Е. Е. Голубинский говорит, что его память стали чтить “как святого с самой минуты его убиения”. — Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М., 1903. С. 58. 45 Митрополит Харьковский и Богодуховский Стефан. Блаженный Константин, Митрополит Киевский (К 800-летию со дня кончины)//ЖМП. 1959. 6. С. 68. 47 ПСРЛ. Т. 9. С. 214. Этот же мотив, бегство во время гонений, содержится в девятом правиле священномученика Петра Александрийского (†311; пам. 25 нояб.); см. Архимандрит Макарий. Священномученик Пётр, архиепископ Александрийский//Альфа и Омега. 1998. 4(18). С. 229. 48 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 503; ПСРЛ. Т. 25. С. 66. Позиция князя Ростислава была обусловлена, как считает митрополит Макарий, “внушением епископа Мануила” Смоленского; см. Митрополит Московский и Коломенский Макарий. История Русской Церкви. Кн. 2. С. 293. 50 ПСРЛ. Т. 2. Стб. 503–504. См. также: Соловьёв С. М. Сочинения в восемнадцати книгах. Кн. 1: История России с древнейших времен. Т. 1–2. М., 1988. С. 489. О продолжительности княжеских переговоров см. Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С. 171. 51 Монахиня Зосима (Верховская). К 840-летию со дня преставления святого благоверного князя Ростислава Смоленского, в св. крещении Михаила//Смоленские епархиальные ведомости. 2007. 1. С. 37.

http://pravmir.ru/kievskiy-mitropolit-ko...

С. 56, 256). ПВЛ. С. 109; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 240; Т. 2. Стб. 230. ПВЛ. С. 112, 117; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 263, 265. «Святополк и Володимер посласта к Олгови, глаголюща сице: “Поиди Кыеву, да поряд положим о Русьстей земли пред епископы, и пред игумены, и пред мужи отець наших, и пред людьми градьскыми (курсив мой.– М. П.)”» (Там же. С. 96). НПЛ. С. 19, 202. Патерик Киевского Печерского монастыря. С. 92; Древнерусские патерики… С. 38. Ядрышников В. А., Гордиенко Э. А. Никитский (Никтинский) корпус//Великий Новгород: История и культура IX–XVII вв. (Энциклопедический словарь). СПб., 2009. С. 350. ПВЛ. С. 119; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 280–281; Т. 2. Стб. 256–257; ср.: НПЛ. С. 19, 203. НПЛ. С. 19, 203. Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949. 103. С. 160. «В лето 6616… месяца генваря в 30» – в Синодальной рукописи (НПЛ. С. 19); 31 zydfhz – в младшем изводе НПЛ (Там же. С. 203). См. также: Бережков Н. Г. Хронология русского летописания. М., 1963. С. 218, 220, 229. Ср.: Щапов Я. Н. Указ. соч. С. 62, 67, 207 (исследователь указывает годом кончины Никиты 1108 г.). «Положен бысть у Святеи Софеи в Акима и Анны» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 140; см. также: Янин В. Л. Некрополь новгородского Софийского собора: Церковная традиция и историческая критика. М., 1988. С. 169–175, 187–189. Гроб епископа Никиты был обретен 30 апреля 1551 г. В связи с общерусской канонизацией святителя 1558 г. в конце 50-х – начале 60-х гг. XVI в. были составлены 4 редакции его Жития ( Охотникова В. И. Житие Никиты епископа//Великий Новгород: История и культура IX–XVII вв. (Энциклопедический словарь). СПб., 2009. С. 177–178; см. также: Смирнова А. Е. Два безбородых Древней Руси: Святитель Никита Новгородский и его агиограф Маркелл//От средневековья к Новому времени: Сборник статей в честь О. А. Белобровой. М., 2006. С. 118–142). В. Л. Янин высказал скептическое мнение относительно обнаруженных мощей свт. Никиты, поскольку приписываемые ему мощи принадлежат человеку молодому, около 20 лет, или человеку более старшего возраста «евнухоидной конституции» ( Янин В.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

См. коммент. Этот монастырь считали в числе древнерусских и позже: Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. 2-е изд. М., 1904. Т. 1(2). С. 750. Однако по контексту летописного повествования (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 729) трудно решить, находился ли Лелесов монастырь «близ Галича», или даже вообще в пределах Галицкой земли. Вероятнее всего, имеется в виду венгерский г. Лелес в верховьях Тисы. См. коммент. Все сведения домонгольского времени говорят лишь о церкви свв. Бориса и Глеба в Кидекше, не упоминая о монастыре (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 349, 417, 469; Т. 2. Стб. 493). Правильнее: 1176 г. (Новгородская первая летопись. С. 35; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 383; Бережков Н. Г. Хронология. С. 79–80). В древнем (XII в.) сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери этих подробностей о постройках Андрея Юрьевича в Боголюбове нет (Ключевский В. О. Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. СПб., 1878). Нет положительных сведений домонгольского времени о существовании монастыря при знаменитом ныне храме Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли (несомненно, постройке кн. Андрея Боголюбского). Ввиду того, что и Вознесенский, и Спасский монастыри летопись помещает рядом с Золотыми воротами, возникает естественное предположение, что речь идет об одной и той же обители в честь Вознесения Господня (Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 1(2). С. 320–321). Однако на плане г. Владимира 1715 г. Вознесенский монастырь обозначен вне города, а Спасская церковь — внутри городских стен (Воронин Н. Н. Социальная топография Владимира XII–XIII вв. и «чертеж» 1715 г.//Советская археология. 1946. Т. 8. С. 150–151; Щапов Я. Н. Государство и Церковь. С. 146). Не противоречит ли этому, впрочем, свидетельство Суздальской летописи, что татары, штурмуя город в 1237 г., «заидоша от Золотых ворот у с[вя]т[а]го Сп[а]са и внидоша по примету в город чрес стену» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 517)? Житие прп. Никиты Столпника относится предположительно к рубежу XIV–XV вв.; точные даты — исцеления Михаила Всеволодовича, а также преставления святого (23 мая 1193 г.) — присутствуют отнюдь не во всех списках и являются скорее всего позднейшими добавлениями (Ключевский В. О. Древнерусские жития святых. С. 47; Понырко Н. В. Житие Никона Столпника Переяславского//Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 1. С. 307–310).

http://sedmitza.ru/lib/text/435852/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010