Характер почерка писца этого документа и особенности частоты вержеров бумаги, на к-рой этот акт был написан, относятся не к кон. XIV, а к 1-й пол. XV в. Поэтому Б. М. Клосс датировал пожалование Морозовым необходимых Троицкой обители соляных колодцев уже к событиям не ранее 5 июля 1422 г., т. е. к периоду после обретения мощей прп. Сергия ( Клосс. Т. 1. С. 66-67. Примеч. 75). Кроме того, следует учитывать возраст и служебный статус этого боярина, а также тот факт, что все известные др. сведения источников о его деятельности относятся к 1-й трети XV в. Поэтому можно сделать вывод о том, что пожалование Морозова в пользу Троицкого мон-ря не могло быть осуществлено, по крайней мере в кон. XIV в., при жизни прп. Сергия. Оно состоялось значительно позднее, т. е. в период самостоятельного настоятельства Н. в обители. Учитывая возвращение в Москву митр. Киприана 6 марта 1390 г., можно предположить, что выдвижение Н. в настоятели Троицкого мон-ря было связано с действиями первосвятителя. Нельзя не принимать в расчет того, что близкий к свт. Киприану прп. Афанасий Старший, послушником у которого был Н., в 80-90-х гг. XIV в. поддерживал тесные связи с серпуховским Высоцким и Троицким мон-рями. Согласно Житию прп. Саввы Сторожевского, написанному иноком Маркеллом в сер. XVI в., после смерти прп. Сергия († 25 сент. 1392) Н. был вынужден оставить игуменство в мон-ре и уйти в затвор, Троицким игуменом с кон. 1392 по 1398 г. был прп. Савва (ВМЧ. Дек. Дни 1-5. Стб. 70). Данную версию разделяют не все исследователи, нек-рые считают, что Н. оставался игуменом Троицкого мон-ря ( Строев. Списки иерархов. Стб. 137; Кучкин В. А. Антиклоссицизм//ДРВМ. 2003. 1(11). С. 117-118). Троицкие акты за 90-е гг. XIV в. с упоминанием преподобных Саввы и Н. не сохранились. Лишь с 1-й четв. XVI в. в перечнях настоятелей Троицкой обители вслед за прп. Сергием фиксируется, что «по нем 2 игумен ученик его Никон, игуменил лет 37». Однако перечни XVI-XVII вв. имеют разную полноту сведений о настоятелях, они далеко не всегда последовательно упоминают всех троицких игуменов (ср.: Брюсова В. Г. Списки игуменов Троице-Сергиева мон-ря 1-й пол. XVI в.//АЕ за 1969 г. М., 1971. С. 292-295; ВКТСМ. С. 15).

http://pravenc.ru/text/2566240.html

Павла цвет его хитона - небесно-голубой, 10-е гг. XV в., ГТГ). Встречаются поясные или ростовые образы верховных апостолов в 3/4-ном повороте к центру: поясные - как на иконе из Высоцкого чина (80-90-е гг. XIV в., ныне в ГТГ); ростовые - как на иконе из Деисуса в иконостасе московского Благовещенского собора (работы мастеров круга Феофана Грека, кон. XIV в., ГММК) или в чине из владимирского Успенского собора, написанном прп. Андреем Рублёвым с товарищами (1408, икона ап. Павла ныне в ГРМ). С развитием в Московской Руси высокого иконостаса именно этот вариант станет основным в произведениях 2-й пол. XV - нач. XVI в., эпохи мастера Дионисия. Таковы образы, написанные им для Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря или собора в честь Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (1497 и 1502, КБИАХМЗ). Сохранились иконы первоапостолов из Деисусов поясных чинов, напр., из Покровской ц. с. Гуменец близ Ростова (1-я треть XVI в., ГМЗРК). Апостолы Петр и Павел, ведущие праведников в рай. Фрагмент фрески «Страшный Суд» в Успенском соборе во Владимире. 1408 г. Мастера прп. Даниил Чёрный, прп. Андрей Рублёв, Прохор с Городца В произведениях монументальной живописи XIV-XVI вв. первоапостолов продолжали изображать в тех же композициях, что и в домонг. традиции. Здесь они первенствуют в чине апокалиптических старцев, молящихся Спасителю Судии, а также ведут праведных в рай - в росписи Успенского собора во Владимире (1408, мастера - преподобные Даниил Чёрный, Андрей Рублёв и Прохор с Городца). В нек-рых новгородских фресковых ансамблях во 2-й пол. XIV в. появляются новые для древнерус. монументальной живописи сюжеты; в них подчеркивается значение образа ап. Петра в истории домостроительства и личного спасения. Напр., в росписи Успенской ц. новгородского мон-ря на Волотовом поле (90-е гг. XIV в.) в алтарной композиции «Причастие апостолов» вместо традиционной двоицы первоапостолов, возглавляющих шествие к Престолу, вместе с Петром изображен Иуда. Ап. Петр в левой части возглавляет группу из тех, кто принимают вино. Ниже ярусом в алтарной апсиде (во фризе под алтарной конхой, на сев. стене вимы, рядом с проходом в жертвенник) помещен Страстной цикл, включающий помимо традиционных «Омовения ног» и «Моления в Гефсимании» сцены 3 отречений Петра, из к-рых 2 первые сопоставлены с самоубийством Иуды. В сцене 3-го отречения и раскаяния ап. Петра используются архитектурные элементы - базилика за спиной апостола и античная колонна, на к-рую опирается плачущий Петр. Эти характерные для искусства позднепалеологовского периода детали создавали аллюзию с именем Петра - на греч. языке (камень) и с обетованием, данным ему Спасителем; в росписях выделена архитектура (в отличие от миниатюр на полях греч. лицевых Псалтирей сер. IX в., напр. Хлудовской, где фигурирует петух). В этих деталях сопоставлены духовные пути падения и раскаяния, а путь Петра показан как иной, отличный от предательства, путь, неизменно ведущий к Спасителю ( Царевская. 2007. С. 72-77, 80).

http://pravenc.ru/text/2580452.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВХАИТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» (Евхаитская). До 1345 г. (мон-рь Хиландар на Афоне) Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» (Евхаитская). До 1345 г. (мон-рь Хиландар на Афоне) [Серрская, Сересская, царя Стефана Душана], чудотворный литийный образ из мон-ря Хиландар на Афоне, прославившийся в сер. XIV в. Название (засвидетельствовано в сер. XVI в.) икона получила вслед. того, что г. Серры (ныне Серес, Греция) в греч. Македонии в средние века у юж. славян ошибочно отождествлялся с малоазийскими Евхаитами. Единственным источником исторических сведений об иконе служит монастырское предание, записанное в 1559 г. в Москве в числе др. рассказов о святынях Хиландарского мон-ря («Повесть страшна и ужаса исполнена и душеполезна верным») со слов участников хиландарского посольства и представленное уникальным списком 3-й четв. XVI в. (ГИМ. Хлуд. 147Д. Л. 80-97; Турилов. 1996); в южнослав. традиции (включая афонскую) не засвидетельствованы ни цикл сказаний, ни отдельное сказание о Е. и. Согласно этому преданию, Е. и. была взята серб. царем Стефаном Душаном из г. Битола (Пелагония) в Юго-Зап. Македонии во время военного похода на Серры (1345). Город был сильно укреплен, и серб. войско приступило к его осаде. Осажденные вынесли на городские стены кресты и иконы. Благочестивый царь приказал прекратить осаду и направил к городу крестный ход во главе с Е. и., когда же греки начали стрелять со стен по процессии, царь Стефан Душан повелел ее участникам вернуться. В это время греч. вельможа, по имени Каваларь (вероятно, от франц. cavalier - рыцарь), итальянец или француз («фрязин») родом (судя по всему, католик), прицелился, выстрелил из лука и попал в изображение прор. Илии на обороте иконы, из которой чудесным образом потекла кровь. Чудотворный образ развернул несших его в обратном направлении, устремился к городским воротам и с силой ударил в них. Ворота рухнули, а икона «мало пощепися».

http://pravenc.ru/text/187896.html

Погод. 1553; РНБ. Соф. 1521; ГИМ. Син. 840 и др.) читается продолжение этой записи: «А писал сию повсть Корнилей, игумен пещеры Сивонския, еже есть во Псков, того же монастыря Богородицына». При создании своей редакции Повести К. использовал Краткую, в к-рой история мон-ря заканчивалась временем игуменства Дорофея, т. е. сер. 20-х гг. XVI в. (один из списков Повести: РНБ. Соф. 432, по филиграням датируется 30-ми гг. XVI в.; Охотникова. 1993. С. 259-263). Как и в Краткой редакции, в тексте К. рассказывается об открытии пещер, о возникновении обители, о 1-м иноке Ионе, строительстве «ветхого» мон-ря при Мисаиле; большое внимание уделяется деятельности дьяка М. Мунехина, игум. Дорофея, содержится описание чудес, произошедших в мон-ре. Текст Краткой редакции К. дополняет вступлением, в к-ром сообщает, что приступил к описанию истории обители по благословению игуменов Дорофея и Герасима. К. стремился устранить «нелепые» противоречия в рассказах о начальной истории мон-ря, соотнося их содержание с собственными впечатлениями: «...яже слышахом, иная же и видехом». Так, К. исключил читающийся в Краткой редакции рассказ о 1-м старце печерском Марке, существование к-рого подвергал сомнению. Комментарии К. позволяют представить суровую монастырскую жизнь нач. XVI в., о своем времени писатель замечает, что «нын же Божиею милостию и Пречистыа Богородица и великого князя жалованием хлбом доволни». История текста в редакции К. не изучена окончательно, не выяснено, какие списки ближе к авторской редакции, почему имя К. как ее «списателя» в одних упоминается, а в других отсутствует (РГБ. Вол. 639; РГБ. Троиц. 679; РГБ. МДА. 175 и др.). Редакции, созданные после К., в 80-х гг. XVI и в XVII в., восходят напрямую к Краткой, ни одно из дополнений К. о жизни монастыря при Дорофее и Герасиме не отразилось в последующих текстах Повести. Прмч. Корнилий Псково-Печерский. Фрагмент иконы на раке. 1892 г. (?), поновление — кон. XX в. (собор в честь Успения Пресв. Богородицы Псково-Печерского мон-ря) Прмч.

http://pravenc.ru/text/2458689.html

В XVI в. серьезные последствия для ордена К. имела Реформация . Однако во 2-й пол. XVI - нач. XVII в. возобновился бурный рост мон-рей К., к-рые основывались не только в Европе, но и в Нов. Свете. В 80-х гг. XVI в. действовали ок. 600 мон-рей К. Тридентский Собор предписал К. строгое соблюдение затворнической жизни. После появления в 1525 г. капуцинов (официально орден утвержден в 1560) по инициативе испанки Марии Лоренсы Лонго (1463-1542) в ордене К. была проведена похожая реформа (подробнее см. ст. Капуцины ). В 1540 г. католич. св. Петр Алькантарский основал алькантарскую ветвь францисканцев-обсервантов, отличавшуюся самым строгим соблюдением устава и отказом от ношения обуви. Жен. ветвь алькантарских К. была утверждена в 1676 г. папой Римским Климентом X . Монахини этой обсервации давали обет молчания, практиковали непрерывную молитву (материальными нуждами таких мон-рей занимались терциарии ). В 1618 г. Франческа Фарнезе основала в мон-ре св. Лаврентия в Риме конгрегацию К. строгого соблюдения устава (фарнезианки). К 1680 г. в ордене К. насчитывалось ок. 70 тыс. монахинь, подвизавшихся в 934 мон-рях. Клариссы. Фрагмент росписи зала капитула в ц. Сан-Франческо в Сиене. Худож. А. Лоренцетти. 1324–1329 гг. Клариссы. Фрагмент росписи зала капитула в ц. Сан-Франческо в Сиене. Худож. А. Лоренцетти. 1324–1329 гг. С сер. XVIII в. из-за антиклерикальной политики в нек-рых европ. странах численность мон-рей К. и количество их насельниц сокращалось. В Свящ. Римской империи герм. нации в 1782 г. имп. Иосиф II в рамках проводимой им церковной политики (см. Иозефинизм ) издал рескрипт о закрытии мон-рей, монахи к-рых не занимались благотворительной и социальной работой, затронувший К. и др. созерцательные монашеские ордены. Во время Французской революции 1789-1799 гг. Национальное собрание декретом от 13 февр. 1790 г. запретило деятельность всех созерцательных монашеских орденов, в т. ч. К. Мн. К. были арестованы, нек-рые казнены (напр., в 1794 католич. блж. Жозефина Леру). Однако и в этот период возникали конгрегации К. В 1806 г. в Венеции была основана конгрегация К.-сакраментинок, уделявших особое внимание поклонению Св. Дарам. Деятельность К.-сакраментинок была утверждена папой Григорием XVI в 1845 г. В 1839 г. основана конгрегация К. Божественного Провидения; утверждена в 1891 г. В 1854 г. учреждена монашеская конгрегация К. постоянного поклонения Св. Дарам; с 1912 г. ее члены соблюдают строгий затвор.

http://pravenc.ru/text/1841265.html

Вместе с 3 святителями образ И. З. представлен в центре на миниатюре из Лондонской (Феодоровской) Псалтири 1066 г. (Lond. Brit. Lib. Add. 19352) - средовек с темными волосами, в фелони; не в центре, а справа на миниатюре из Евангелия (Ath. Vatop. 762. Fol. 88v, кон. XI в.) - на красном фоне, в крещатой ризе; на мозаичной к-польской иконе с образами 3 святителей и свт. Николая Чудотворца в раме с образами святых и с мощевиками (ранний XIV в., ГЭ) - поясное изображение, в крещатой фелони, с Евангелием на покровенных руках; в Киевской Псалтири (РНБ. F. 6. Л. 113 об., 1397 г.) изображен рядом с текстом Пс 80. В рус. памятниках изображение 3 святителей нередко дополнялось образами святых, прославленных РПЦ: на лицевой пелене с образами свт. Николая Чудотворца, святителей Петра и Алексия Московских в среднике и поясными фигурами 3 святителей на верхнем поле (1-я треть XVI в., ГИМ); на епитрахили московской работы, возможно из мастерской царицы Ирины Феодоровны (сер.- 2-я пол. XVI в., ГММК); на иконе-таблетке из собора Св. Софии в Вел. Новгороде (кон. XV в., НГОМЗ); на иконе «Три святителя, с житием свт. Василия Великого» из новгородского с. Спас-Пискупицы (ныне дер. Песчаное) (кон. XVI в., НГОМЗ); на псковской иконе с вмц. Параскевой из часовни Снетогорского мон-ря под Псковом (1-я четв. (?) XV в., ГТГ) - в группе 3 святителей с избранными святыми. И. З. изображают стоящим не только в центре, но и, напр., справа, как на иконе мастера Семена Хромого (ок. 1616, ПГХГ). Изображение 3 святителей встречается на панагиях, напр. на наружной стороне нижней створки 2-створчатой панагии новгородской работы из кости в сканом окладе (3-я четв. XVI в., Музей исторических драгоценностей Украины, Киев; см.: Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода. 2008. Кат. 151. С. 422-423), на головных уборах рус. первоиерархов, как на архиерейском клобуке 1665 г., принадлежавшем митр. Ионе (Сысоевичу) Ростовскому (строгановские мастера, РЯХМЗ),- И. З. молодой, черноволосый, с короткой бородой, в саккосе.

http://pravenc.ru/text/541598.html

Богослужения в Б. с. были прекращены в марте 1918 г. в связи с переездом советского правительства из Петрограда в Москву. Свободный доступ в Кремль был возобновлен после организации музея, открытого для посещения с 20 июля 1955 г. В 1993 г. в соборе возобновились богослужения, 7 апр., в день престольного праздника, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II служил в соборе литургию. В наст. время богослужение в соборе совершается один раз в году - на праздник Благовещения. С 1995 г. в этот день, следуя старинному рус. обычаю выпускать на волю птиц, после литургии в Б. с. Святейший Патриарх на Соборной пл. Кремля выпустил на волю голубей. 7 мая 2002 г. в Б. с. Патриарх Алексий II отслужил молебен по случаю 2-й годовщины инаугурации Президента РФ В. В. Путина . А. Л. Баталов Монументальная живопись В Б. с. практически полностью сохранился уникальный ансамбль фресковой росписи сер. XVI в. В кон. XIX в. В. Д. Фартусовым и Н. М. Сафоновым была проведена антикварная реставрация стенописи, в результате сохранность красочного слоя отличается неоднородностью, иногда он утрачен почти полностью, но система росписи, обладающая рядом уникальных черт, уцелела. До нач. 80-х гг. XX в. стенопись датировали, согласно летописной записи, 1508 г. и приписывали кисти сыновей мастера Дионисия - Феодосия и Владимира, а росписи галерей - 60-ми гг. XVI в. После полного раскрытия живописи в 1980-1984 гг. появилась возможность более тщательного изучения иконографии и стиля и было высказано предположение об одновременной росписи собора и галерей в 1547-1551 гг. после московского пожара 1547 г. Часть сев. паперти была расписана заново при ее ремонте в 1564 г., юж.- впервые украшена росписью в 1836 г., когда в ней был устроен Никольский придел. Роспись сев. подпружной арки и свода. XVI в. Роспись сев. подпружной арки и свода. XVI в. Б. с. трижды перестраивался и каждый раз украшался фресками. Первая роспись, известная по письменным источникам (Троицкая летопись нач. XV в.), была создана в 1405 г. Феофаном Греком, прп. Андреем Рублёвым и Прохором с Городца. Мон. Епифаний в своем письме Кириллу Тверскому (как полагают исследователи, игумен Спасо-Афанасиевского мон-ря в Твери) указывает, что Феофан Грек включил в программу росписи Апокалипсис (первое упоминание об иллюстрировании Откровения Иоанна Богослова в правосл. традиции) и «Древо Иессеево» (впервые в России). Эти композиции сохранили центральное место в росписи существующего храма по исполнении новой живописи, что свидетельствует об их значимости. От фресок собора, упоминаемого в летописи под 1416 г., дошел единственный фрагмент (ныне в ГИМ), позволяющий отнести его к кругу прп. Андрея Рублёва.

http://pravenc.ru/text/149295.html

Поддержка, поступавшая на Св. землю из Византии, Грузии, Сербии и др. правосл. стран, была недостаточной для выживания обителей И. п. Их история в мамлюкский период по сути представляет собой хронику упадка деятельности монастырей. После XII в. не упоминается мон-рь свт. Иоанна Златоуста под Иерихоном. Последним свидетельством существования лавры прп. Харитона Исповедника стала написанная там в 1223 г. араб. рукопись. На развалинах мон-ря Каламон в XIII в. выросла араб. дер. Хаджала, впосл. тоже покинутая жителями под натиском бедуинов. Свт. Савва Сербский был последним из паломников-писателей, кто посещал обители преподобных Феодосия и Евфимия до их запустения. Рус. архим. Агрефений в 70-х гг. XIV в. видел только руины мон-ря прп. Феодосия. Он же последним упоминает мон-рь Хозива. C кон. XIV в. исчезают упоминания о насельниках мон-ря Искушения. Мон-рь прп. Герасима Иорданского, еще действовавший в 1395 г. во время паломничества Игнатия Смольнянина , был уже заброшен, когда в Палестину пришел следующий рус. богомолец - диак. Зосима (1420-1421). Диакон был последним, кто посетил крупнейший в долине Иордана мон-рь св. Иоанна Предтечи, когда там были монахи. Позднейшие паломники (80-е гг. XV в.) описывают его как пристанище разбойников. Последним мон-рем в И. п. осталась лавра прп. Саввы. Паломники кон. XIV - нач. XV в. сообщали, что там проживали от 15 до 30 иноков. К кон. XV в. их было 5 или 6 чел., а на рубеже XV и XVI вв. на нек-рое время под натиском бедуинов монахи покинули лавру. Только в 1504 г. (дата условна) она была вновь заселена серб. монахами из мон-ря арх. Михаила в Иерусалиме. Османская эпоха (XVI - нач. XIX в.) До сер. XIX в. лавра прп. Саввы оставалась практически единственным действующим монастырем в И. п. На протяжении XVI - 1-й трети XVII в. ее заселяли серб. монахи. Серб. мон-рь арх. Михаила стал метохом лавры в Иерусалиме. По источникам 2-й пол. XVI в., в 2 мон-рях подвизалось от 30 до 80 иноков. Община савваитов не была этнически однородной, в лавре было немало греков и арабов. Корпорация савваитов напоминала монашескую республику, подобную Св. Горе Афон, Синаю или Святогробскому братству ИПЦ. Она обладала автономным статусом и охраняла корпоративные интересы, развивала собственную экономику, опиравшуюся на подворья в разных регионах Вост. Средиземноморья, и этнически окрашенную субкультуру.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

Церковь во имя свт. Николая Церковь во имя свт. Николая От росписи, выполненной в 80-х или 90-х гг. XIII в., сохранились фрески в зап. части храма: 6 сцен из Страстного цикла (юж. и зап. стены), 5 композиций с чудесами архангелов и «Видение свт. Петра Александрийского» (сев. стена). Живопись может быть атрибутирована диак. Иоанну, македон. мастеру 2-й пол. XIII в., руководившему росписью ц. св. Николая в с. Манастир (1271). У входа в церковь, на пилястрах зап. фасада, сохранились фрески 80-х гг. XIV в., изображающие коронацию Марко, последнего христ. правителя Македонии, и его покойного отца Вукашина, погибшего в битве на р. Марица (1371). Марко, над головой к-рого представлена Божественная десница с короной, изображен в белом траурном одеянии. Фрески вост. части храма относятся к поствизант. периоду. В 1861 г. церковь была капитально отреставрирована: купола заменены сводами, к зап. части пристроены портик и колокольня, воздвигнуты монастырские корпуса. Во время работ по консервации в 80-х гг. ХХ в. купол над зап. частью храма был восстановлен. В наст. время - жен. монастырь, община состоит из 5 чел., игум. Георгина. К югу от мон-ря Архангелов, в центре нынешнего поселения В., расположена ц. вмч. Димитрия. Первоначальное здание, сооруженное в посл. десятилетия XII в., представляло собой однонефную постройку с полукруглой апсидой. В сер. XIII в. с сев. стороны к храму была пристроена открытая галерея, выполненная каменной и кирпичной кладкой в стиле эпирской архитектуры. Во 2-й пол. XIII в. галерея была преобразована в придел, и церковь превратилась в двухнефную постройку с поперечным сводом. В кон. XIII в. храм был перестроен в крестово-купольную церковь: с юж. стороны была добавлена прямоугольная пристройка, с зап.- нартекс. Кирпичная кладка расположена горизонтальными поясами и отличается гармоничностью и виртуозностью исполнения.На сев. стене юж. нефа находится портрет ктитора и инициатора реконструкции церкви визант. вельможи Димитрия Мисинополита и его небесного покровителя вмч. Димитрия. Ок. 1290 г. поверх фрагментов древнейшего слоя была выполнена новая роспись, от к-рой сохранились композиция в апсиде и изображения Богородицы с Младенцем и вмч. Димитрия на столбах, по сторонам от иконостаса. Их стилистическое сходство с фресками ц. арх. Михаила указывает на участие в росписи артели диак. Иоанна. Ок. 1380 г. была выполнена роспись купола; в верхних регистрах стен были помещены композиции «Вознесение» и «Успение», а в нижней зоне изображены фигуры святых. Монументальность, большие размеры фигур, искусный рисунок, насыщенный теплый колорит позволяют предположить, что среди мастеров мог быть митр. Иоанн из Зрзе. Деревянный иконостас церкви датируется кон. XV - нач. XVI в.

http://pravenc.ru/text/154311.html

Создание мон-рей продолжалось и в XVI в. В 80-90-х гг. на северо-западе Костромского края, на р. Монзе (правый приток р. Костромы), прп. Адриан Монзенский основал Благовещенский Ферапонтов мон-рь. Два с лишним года в мон-ре прожил прп. Ферапонт Монзенский . Костромской край является родиной свт. Ионы , митр. Московского. В 1433-1453 гг. территория К. и Г. е. неоднократно подвергалась разорению во время междоусобной войны за московский престол между вел. кн. Московским Василием II Васильевичем Тёмным и его дядей Георгием (Юрием) Димитриевичем , князем галичским и звенигородским, а впосл.- его сыновьями Василием Георгиевичем Косым и Дмитрием Георгиевичем Шемякой. После поражения Дмитрия Шемяки в битве под Галичем в 1450 г. Галичское княжество было присоединено к Московскому и преобразовано в Галичский у. В XV - 1-й пол. XVI в. в вост. части Галичского у., примыкающей к р. Унже, стали почитать прп. Макария Унженского и Желтоводского, которого местные жители считали защитником от вражеских набегов. После взятия в 1552 г. войсками Иоанна IV Васильевича Грозного Казани и покорения Казанского ханства рус. население постепенно освоило Ветлужско-Унженское междуречье, вошедшее в состав Галичского у. Жившие здесь черемисы (марийцы) приняли Православие и постепенно ассимилировались. Во 2-й пол. XVI в. Дмитрий Иванович Годунов и его племянник Борис Феодорович Годунов способствовали расцвету Ипатиевского мон-ря, где находилось родовое кладбище Годуновых. С 1584 г., когда Б. Ф. Годунов стал фактическим правителем гос-ва при царе Феодоре Иоанновиче , в мон-ре развернулись широкомасштабные строительные работы, продолжавшиеся ок. 20 лет. За это время на месте деревянной обители был выстроен каменный мон-рь. С сер. XVI в. в крае началось строительство каменных храмов. Во 2-й пол. XVI в. были возведены 6 храмов: Успенский и Троицкий в Костромском кремле, Богоявленский в Богоявленском мон-ре в Костроме, Троицкий и Богородице-Рождественский в Ипатиевском мон-ре, Богоявленский в с. Красном (ныне пос. Красное-на-Волге Красносельского р-на Костромской обл.).

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010