Преображенский храм Е. м. находит аналоги среди соборов 80-х гг. XVI в. московского в честь Вознесения Господня и Пафнутиева Боровского мон-рей . Они имели не только схожие пропорции плана, но и выделенный в отдельный объем придел, правда размещенный не с юга, а с севера. Характерна для архитектуры времени царя Феодора Иоанновича и конструкция перекрытия Евфимиева придела коробовым сводом, прорезанным несущим сводиком распалубки (как, напр., в приделах Троицких церквей в Хорошёве, 1596-1598, и Б. Вязёмах, 1597-1599, и в приделе св. Ирины в соборе Пафнутиева Боровского монастыря). Однако иконография декора и пластика архитектуры Преображенского собора радикально отличаются от иконографии декора и пластики архитектуры кон. XVI в., когда всеобщее распространение получают итальянизирующие мотивы. Архитектура храма Е. м. прямо повторяет детали собора суздальского Покровского мон-ря (1510-1513): пропорции аркатурно-колончатого пояса, килевидные закомары, упрощенные балясины в карнизе апсид, импосты порталов и многое др. Подобное обращение к местным образцам характерно для архаизирующей архитектуры времени активного монастырского строительства в 40-х гг. XVI в. (после прекращения деятельности последних итал. мастеров); это направление существовало и в 50-60-х гг. XVI в.; типичные примеры - соборы Микулина Городища и Богоявленского Анастасиина монастыря в Костроме. Килевидные закомары последнего отсекаются от прясел стен антаблементом, близким по профилировке к антаблементу собора Е. м. Характерны и капители лопаток собора Е. м. с их перевернутой выкружкой, часто применяемой в это время для замены гуська. Наиболее близок к Преображенскому собору собор (1564) переславль-залесского во имя вмч. Никиты мон-ря . Кроме общих стилистических особенностей их объединяют и конкретные декоративные мотивы: профилированные ниши в карнизе центрального барабана (в суздальском соборе им придано стрельчатое очертание), ступенчатые кронштейны в малых барабанах. В Суздале практически повторяется строительная история собора Никитского мон-ря, также возведенного в камне при вел. кн. Василии III и полностью перестроенного в 1564 г. с добавлением 2 приделов, в т. ч. прп. Никиты Переславского. Перестройка собора Е. м. была связана с общерус. прославлением прп. Евфимия на Московском Соборе 1549 г. и с желанием возвести посвященный ему придел, выделенный в отдельный объем. Это соответствовало новому направлению в храмостроительстве сер.- 2-й пол. XVI в., когда в русле общей тенденции к созданию многопрестольных соборов формируются разные варианты многопридельных композиций. Все это позволяет датировать собор Е. м. в границах 50-60-х гг. XVI в. По-видимому, он был построен после ц.-колокольни Рождества Иоанна Предтечи, датирующейся 50-ми гг. XVI в., т. к. деревянный переход (на к-рый указывает портал дверного проема во 2-м ярусе колокольни) мог соединять ее только с собором, у к-рого были 2-этажные паперти: это мог быть собор 1-й четв. XVI в.

http://pravenc.ru/text/187637.html

В 80-х гг. XVI в. в местном ряду иконостаса Софийского собора в Новгороде появилась икона В. М., зеркально повторяющая икону 1563 г. (под записью XVII в., оклад - 50-е гг. XVII в., НГОМЗ). В кон. XVI - нач. XVII в. икона того же извода была написана для псковского Троицкого собора. В дореволюционных путеводителях, как правило, указывалось, что местонахождение «второй иконы» в соборе было «на столпе» (в наст. время перед иконостасом главного придела). Эта иконография соответствует описанию облика В. М. в иконописном подлиннике XVIII в. по списку С. Большакова: «Рус, власы с ушей, брада аки Василия Кесарийского, пошире на нем, шуба червчата, испод лазорь, на главе шапка, в левой руке церковь празелен с белилом, об одном верху, Святая Троица» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 52-53). Существовали и др. варианты иконографии этого святого. В клейме псковской иконы «Церковь походная» в чине св. князей В. М. изображен с крестом в правой руке и с мечом в левой (3-я четв. XVI в., ТКГ). На иконе 2-й пол. XVII в. (ГМЗК) князь держит в правой руке Троицкий собор, а в левой - меч. В Сводном иконописном подлиннике XVIII в. описан др. вариант иконографии святого: «Неции пишут на руце церковь, под ногами лежит бранное оружие и щит». Образ В. М. мог быть включен в деисусную композицию: напр., на шитой вставке «Благовещение Пресв. Богородицы с деисусом» (сер. XVI в., ПИАМ); на иконе из деисусного чина (похищен из Изборского музея в 1963, местонахождение неизв.) иконостаса ц. Сергия Радонежского в Изборске (кон. XVI в.); на серебряной цате XVI в. (ПИАМ). В. М. представлен в 3/4-ном развороте, обе руки в жесте моления. Так же он изображен на боковом поле псковской иконы «Св. Троица» (кон. XVI в., ГТГ). в среднике иконы - Св. Троица, на полях - кнг. Ольга и кн. Всеволод (Гавриил), можно предположить, что икона связана с историей Троицкого собора в Пскове, основательницей к-рого, по преданию, была кнг. Ольга, а обновлял собор в XII в. В. М. В кон. XVI в. в Пскове появились иконы с изображением видения старца Дорофея - чуда, происшедшего во время осады города Стефаном Баторием в 1581 г. Наиболее ранняя икона с изображением явления Пресв. Богородицы старцу Дорофею (т. н. Псковско-Покровская) была написана для ц. Покрова от Пролома вскоре после 1581 г. и представляет собой изображение Божией Матери с предстоящими Псковскими святыми (преподобные Антоний и Корнилий, князья Владимир Киевский, Гавриил и Тимофей Псковские, блж. Николай Псковский), в числе к-рых на фоне панорамы Пскова - В. М. (до 2001 находилась в частной коллекции в Австрии, в наст. время - в Троицком соборе Пскова). Список с этой иконы с краткой летописью был в Успенском соборе Московского Кремля (прорись опубликована в кн.: Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. Рис. 10).

http://pravenc.ru/text/155468.html

В 1-й пол. XVI в. писали отдельные иконы «Перенесение мощей Иоанна Златоуста», одна из них упомянута в числе пядниц в деревянной трапезной ц. Успения Пресв. Богородицы Соловецкого мон-ря (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 43). Наиболее ранние иконы И. З. с житийными клеймами, сер. XVI в., возможно из Александровой слободы (ГИМ) и из Феодоровского собора одноименного мон-ря в Переславле-Залесском (ПЗИХМЗ), возникли, вероятно, под влиянием ВМЧ митр. Макария. Они исполнены по сходной программе, близки по составу, последовательности, композициям клейм. Образцом для изображения И. З. в среднике послужили иконы Московских святителей и чудотворцев Петра и Алексия работы Дионисия (кон. XV в.) из местного ряда иконостаса Успенского собора Московского Кремля - И. З. в крещатом саккосе (на иконе из ПЗИХМЗ - в белом; на иконе из ГИМ - в фиолетовом), в омофоре, на левой, покровенной платом руке - Евангелие, правая отведена в сторону в жесте благословения. Житийный цикл на обеих иконах включает эпизоды от крещения до успения и перенесения мощей. Помимо традиц. событий, в т. ч. сцены пострижения и поставления в степени сана, в клеймах обеих икон воспроизведены сюжеты жития, повествующие о противостоянии И. З. неправедной власти, об исцелении бесноватого (на иконе из Переславля-Залесского), о чудесных явлениях И. З. апостолов Петра и Павла (до призвания И. З. на престол епископа К-поля), ап. Павла (во время написания им произведений), апостолов Петра и Иоанна Богослова (во время ссылки), мч. Василиска (незадолго до смерти И. З.). «Свт. Иоанн Златоуст. Перенесение мощей святителя». Икона. XVIII в. (Византийский музей, Афины) «Свт. Иоанн Златоуст. Перенесение мощей святителя». Икона. XVIII в. (Византийский музей, Афины) В XVII в. в житийных иконах И. З. количество клейм увеличилось, иллюстрирование текста стало более подробным, что привело к изменению соотношения образа в среднике и клейм. На иконе И. З. с житием в 52 клеймах из Троице-Варницкого мон-ря в окрестностях Ростова (1-я пол. XVII в., ЯХМ) в среднике воспроизведен иконографический извод, близкий к иконам сер. XVI в. В традиц. цикл введены сцены крещения родителей И. З. и обращенных им учителей, еретиков, детей, женщин; явления небесных посланников людям, причастным к жизни И. З.; встреч И. З. с императором и императрицей; церковных Соборов. Житийная икона И. З. из ц. во имя И. З. в Коровницкой слободе (?) в Ярославле (80-е гг. XVII в., работа мастера круга Семена Спиридонова Холмогорца, ЯХМ) из-за вытянутого по вертикали формата напоминает надгробный покров. Центральный образ святителя, облаченного в испещренный золотым узором саккос, на небесном фоне в окружении барочных картушей и широкой, орнаментированной золотом рамы, монументален, в то время как 40 клейм вокруг него воспринимаются как драгоценные миниатюры. Фонами клейм служат изображения многоглавых зданий с башнями и со шпилями, морских видов, заимствованных из европ. гравюр и книжных иллюстраций.

http://pravenc.ru/text/541598.html

И. Некрасов ( Некрасов. 1948. С. 173). Успенская ц. стоит на высоком подклете. Ее четверик завершается 2 рядами закомар, оформляющими переход к восьмерику, увенчанному невысоким шатром; поверхность обширной апсиды разделена лопатками на 8 граней. Невысокий одноглавый придел увенчан 3 ярусами закомар. Облик сооружения позволяет его датировать не ранее сер. XVI в. Первым твердо датированным шатровым трапезным храмом была ц. прп. Сергия Радонежского на Троицком подворье в Кремле (1557, не сохр.); они известны в Солотчинском (ц. свт. Алексия, 1560, не сохр.) и старицком Успенском (ц. Введения во храм Пресв. Богородицы, 1570) мон-рях. К кон. XVI в. относятся Введенская ц. Герасимова Болдинского мон-ря , ц. вмч. Георгия Победоносца серпуховского Владычного мон-ря . Сузить хронологические границы до посл. четв. XVI в. позволяет посвящение придела, к-рый связан с известным вкладчиком мон-ря - Диомидом Ивановым Черемисиновым, купившим земли в Юрьев-Польском у. в 70-80-х гг. XVI в. и погибшим в бою на Тереке в 1604 г. ( Мордвинова С. П., Станиславский А. Л. Состав особого двора Ивана IV в период «великого князя» Симеона Бекбулатовича//АЕ за 1976 г. М., 1977. С. 189). Такой датировке соответствуют композиционные особенности этой церкви. Устройство выделенного в отдельный объем придела, завершенного рядами кокошников, характерно именно для конца столетия. В архитектуре шатровых церквей конца столетия есть др. особенность - граненая апсида, присутствующая у трапезного шатрового храма Герасимова Болдинского мон-ря. Вместе с тем в декоративной обработке апсиды заметны мотивы, заимствованные у более ранних построек Е. м., напр. килевидные ниши, аналогичные использованным в церкви-колокольне. Здесь поле ниш украшено керамическими вставками. Церковь-колокольня Рождества св. Иоанна Предтечи. 50-е гг. XVI - 1 -я пол. XVII в. Фотография. 2007 г. Церковь-колокольня в честь Рождества св. Иоанна Предтечи возведена, вероятно, в 50-х гг. XVI в. Ее композиция сложилась под влиянием столпообразной ц.-колокольни в честь Происхождения честных древ (1515) суздальского Покровского монастыря.

http://pravenc.ru/text/187637.html

Подвиг юродства И. принял в Ростове, где жил при Успенском соборе, там И. «учини себе жилище и постави келию». Согласно Житию прп. Иринарха Ростовского, И. предсказал прп. Иринарху его учительство «по всей вселенней», посоветовал носить вериги, а свой уход в Москву объяснил так: «Аз же иду к Москве ко государю земли прошати, что у меня на Москве будут видимых бесей, что в них едва уставятся хмелевыя тычи, и тех Святая Троица силою Своею изженет» ( Кузнецов. 1910. С. 481). Позднее эти слова И. интерпретировали как предсказание событий Смутного времени . Прп. Иринарх преставился в 1616 г. в возрасте 69 лет, маловероятно, что его встреча с И. произошла ранее 70-80-х гг. XVI в. Согласно уникальному свидетельству Жития ростовского блж. Иоанна Власатого, Милостивого (по списку Милютинских Четьих-Миней), И. жил в Ростове в одно время с блж. Иоанном Власатым († 3 сент. 1580 (?)): «Бе в Ростове человек праведен и именем Иоанн, зовомый Болшой Колпак, млад, и той многа знамения и чюдеса творя, и прорицая многим и архиепископу Евфимию, и збысться, и отъиде в царствующий град Москву, и чудодействуя много, и почи о Господе у Покрова Пресвятыя Богородицы на Рву» (ГИМ. Син. 808. Л. 1448, 1646-1654 гг.). Архиеп. Евфимий занимал Ростовскую кафедру в 1583-1585 гг. Следов., И. в 1-й пол. 80-х гг. XVI в. жил в Ростове и был тогда молод. В службе И. и в 1-й редакции его Жития говорится, что блаженный провел в Ростове «многая лета», а в Москве «собеседник быв святому и блаженному Василию, Христа ради юродивому» ( Кузнецов. 1910. С. 477-478). Однако св. Василий Блаженный преставился ок. 1557 г. и вряд ли мог быть «собеседником» И. Вероятнее всего, И. оставил Ростов не ранее сер. 80-х гг. XVI в., поскольку в Москву, согласно Житию, он пришел «на свое преставление», незадолго до кончины. В перемышльском Лютиковом мон-ре сохранилось предание о том, что И. предупредил жителей Калуги о пожаре криком: «Железные двери, железные затворы!» Возможно, это сказание навеяно историей тушения пожара в Новгороде св. Василием Блаженным ( Кузнецов. 1910. С. 467).

http://pravenc.ru/text/469402.html

По приказу Б. Г. был построен храм Николы Явленного на Арбате, отлит большой колокол для Успенского собора Московского Кремля. Архиеп. Арсений Элассонский сообщал, что Б. Г. возобновил и украсил «девичий монастырь» близ Москвы (Новодевичий). «Вид с Ивановской площади на Грановитую палату и колокольню Ивана Великого». Хромолитография Ж. Арну. Сер. XIX в. «Вид с Ивановской площади на Грановитую палату и колокольню Ивана Великого». Хромолитография Ж. Арну. Сер. XIX в. Желая поднять престиж Москвы как центра христ. мира, Б. Г. стремился уподобить ее древнему центру этого мира - Иерусалиму. В 1598-1599 гг. на Красной площади было поставлено каменное резное Лобное место. Тогда же возник проект строительства на Соборной пл. Кремля грандиозного храма Воскресения Господня по образцу храма в Иерусалиме. Колокольней при нем должна была стать надстроенная по приказу Б. Г. в 1600 г. колокольня Ивана Великого, для нее был отлит огромный колокол. Строительство было прервано смертью царя. Для буд. храма был изготовлен саркофаг, к-рый воспроизводил хранившийся в иерусалимском храме Гроб Господень, вокруг саркофага находились золотые статуи 2 ангелов, Богоматери, прав. Иосифа, св. Никодима и 12 апостолов. Одни статуи были разбиты при захвате Москвы сторонниками Лжедмитрия I, др. разрублены на куски и розданы в виде жалованья солдатам после захвата Москвы поляками. Б. Г. активно содействовал основанию мон-рей и храмов на территории Поволжья и в Сибири. После установления в сер. 80-х гг. XVI в. дипломатических отношений с Кахетинским царством туда из Москвы стали посылать иконы, книги «и всякое строенье церковное». Искреннее благочестие и забота об интересах Православия сочетались у Б. Г. со стремлением к сближению с зап. гос-вами и интересом к достижениям зап. культуры, за что его порицал Авраамий (Палицын) . После вступления на трон Б. Г., ища союза сначала с Австрией, затем с Данией, предлагал руку своей дочери Ксении одному из австр. эрцгерцогов, затем - брату дат. кор. Кристиана IV Иоганну; царь предполагал выделить буд. зятю удел в России, не требуя его перехода в Православие. Б. Г. посылал за границу агентов не только для найма иностранных специалистов (это делалось и ранее), но и для приглашения в Москву учителей. В нач. XVII в. большая группа детей боярских была отправлена в Зап. Европу «для науки разных языков и грамоте».

http://pravenc.ru/text/153195.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНТРРЕФОРМАЦИЯ [лат. Contrareformatio; англ. Counter-Reformation; итал. Controriforma; нем. Gegenreformation; франц. Contre-Réforme], в узком смысле - меры по реорганизации структуры и институтов Римско-католической Церкви, упорядочению отдельных положений католич. вероучения, принятые в сер. XVI-XVII в. в целях противодействия распространению Реформации и становлению протестант. церквей; в широком смысле - масштабные изменения в католической религиозной культуре в сер. XV - кон. XVIII в. («католическая Реформа»), затронувшие как структуры католич. Церкви (реформы папской курии, деятельность инквизиции , создание новых религ. орденов, расширение миссионерской деятельности), так и религ. практики католиков-мирян (появление молитвенных организаций и об-в благочестивой жизни, литургическая реформа, контроль над книгопечатной продукцией и т. д.). Термин Термин «Контрреформация» появился в 70-х гг. XVIII в. Впервые он был использован нем. историком права И. С. Пюттером применительно к правовым коллизиям, возникавшим в Свящ. Римской империи в период между Аугсбургским религиозным миром (1555) и Вестфальским миром (1648), когда территории, ранее находившиеся под контролем протестантов, оказывались в подчинении у правителей-католиков и подвергались рекатолизации; изначально термин не использовался вне обозначенных выше географических и хронологических рамок ( P ü tter J. S. Die Augsburgische Confession. Gött., 1776). К 30-м гг. XIX в. термин получил известность в нем. университетской среде. Нем. историк Л. фон Ранке (1795-1886) в исследовании «Римские папы, их Церковь и государство» ( Ranke L., von. Die römischen Päpste, ihre Kirche und ihr Staat im 16. und 17. Jh. B., 1834-1836. 3 Bde) использовал термин «Контрреформация» для обозначения резкого роста политической активности и влияния Римских пап во 2-й пол. XVI в., особенно в Италии. Ранке считал, что К. началась с созыва Тридентского Собора (1545-1563) и завершилась примерно в 10-х гг. XVII в. (историк применял этот термин, лишь говоря о религ. политике). В 70-80-х гг. XIX в. благодаря Ранке термин «Контрреформация» стал общепринятым среди нем. историков; иностранные студенты, учившиеся в Германии, способствовали его распространению и в др. странах. Использовавшие этот термин немецко- и англоязычные исследователи были, как правило, протестантами, и их взгляд на историю католицизма в XVI в. определялся конфессиональной позицией. К. называли «реакционной» политикой в прямом и переносном смысле слова: как противоположность «прогрессивному» протестантизму и как «реакцию» на идеи Мартина Лютера (1483-1546). Подобная трактовка К. получила широкое распространение в Германии в связи с политикой Kulturkampf ; среди русских историков К. подобным образом рассматривал Н. И. Кареев (1850-1931).

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Титульный лист изд. «A Farewell Sermons». Гравюра. Сер. XVII в. (Национальная портретная галерея, Лондон) Титульный лист изд. «A Farewell Sermons». Гравюра. Сер. XVII в. (Национальная портретная галерея, Лондон) К нач. 70-х гг. XVI в. священники-кальвинисты нового поколения призывали к полному искоренению остатков католицизма в Церкви Англии во всем, что касалось обрядности, а также к упразднению епископата. В 1570 г. Т. Картрайт в Кембридже прочитал курс лекций о «Деяниях апостолов» и организации Древней Церкви, заявив, что структура Церкви Англии противоречит Свящ. Писанию; схожие идеи были высказаны в «Предостережении парламенту» 1572 г. Эти выступления положили начало пресвитерианскому направлению в англ. пуританизме, из которого в 80-90-х гг. XVI в. выделились более радикальные индепенденты (конгрегационалисты), которые де-факто вышли из Церкви Англии; нек-рые из них испытали влияние анабаптистов и меннонитов, известных в Англии с 1-й пол. XVI в. Значительные группы сепаратистов образовались в Вост. Англии (браунисты, последователи Брауна) и в Лондоне (барроуисты, последователи Генри Барроу). При восшествии на престол кор. Яков I Стюарт (1603-1625) попытался достичь компромисса с различными группами англ. протестантов, если они признавали его власть как монарха и главы Церкви, для чего в 1604 г. в Хамптон-Корте была созвана конференция, в к-рой участвовали пуритане и представители офиц. Церкви. Несмотря на определенные договоренности (король обещал провести реформу канонического права, поддержать создание нового перевода Библии и т. д.), к-рые были выполнены, нек-рые священники-пуритане отказались признать королевскую супрематию и были лишены приходов. Деятельность пуританской оппозиции и ее недовольство арминианскими симпатиями кор. Карла I Стюарта (1625-1649) и архиеп. Кентерберийского У. Лода стали причиной конфликтов монарха с парламентом. В 1-й пол. XVII в. и в период Английской революции среди индепендентов возникали многочисленные радикальные группы диссентеров - баптисты , квакеры , люди пятой монархии и др. В годы революции и протектората О. Кромвеля отменен Акт о единообразии и была предпринята попытка реформировать Церковь Англии по пресвитерианскому образцу и инкорпорировать в нее радикалов, влияние которых в отдельных регионах страны было весьма значительным. В 1654 г. создана пресвитерианская гос. Церковь, священники к-рой не должны были подписывать доктринальных документов, при этом отношение к не признавшим ее диссентерам оставалось терпимым.

http://pravenc.ru/text/2577933.html

В. Интерес И. В. к церковной службе хорошо известен: сохранилось свидетельство того, что во время освящения в 1564 г. собора в переславль-залесском муж. мон-ре во имя вмч. Никиты «сам же государь пел на заутрени и на литургии». В совр. медиевистике принято считать, что царь не только пел и сам вел церковные службы, но и создавал тексты песнопений и молитв. Архим. Леонид (Кавелин) считал, что И. В. подражал в этом визант. имп. Льву VI Мудрому . По мнению Н. П. Парфентьева , в произведениях И. В. ярко проявляются осознание им роли самодержца, возрождение им визант. традиции царя-песнотворца ( Парфентьев. 2005). Стихиры митр. Петру на подобен «Коими похвальными» «царя Иоанна, деспота россииского». Сб. певч. Логгина (Шишелева). Сер. 80-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 428. Л. 98) Стихиры митр. Петру на подобен «Коими похвальными» «царя Иоанна, деспота россииского». Сб. певч. Логгина (Шишелева). Сер. 80-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304. 428. Л. 98) В наст. время И. В. приписывают ок. 12 песнопений и молитв, авторство к-рых в разной степени доказано или предполагается в качестве научной гипотезы. Их перечень представлен в обобщающей публикации С. В. Фомина (1999). Однако научно обоснованной является атрибуция только тех произведений, к-рые включены в изд. «Библиотека литературы Древней Руси» (СПб., 2001. Т. 11). Это тропарь и кондак на перенесение мощей святых блгв. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского и боярина его мч. Феодора (14 февр.; «Троичнаго Божества» 8-го гласа и «Солнца мысленаго» 5-го гласа соответственно), канон Ангелу Грозному воеводе 6-го гласа (начало 1-го тропаря: «Прежде страшнаго и грознаго твоего ангеле, пришествия») с «Молитвой ко Господу нашему Исусу Христу, ко святому архаггелу Михаилу», стихиры свт. Петру , митр. Московскому (21 дек.), и стихиры Сретению Владимирской иконы Божией Матери (23 июня). Текст тропаря и кондака на перенесение мощей Михаила Черниговского опубликован по списку 1-й пол. XVII в. РНБ. Тит. 3802 (Л. 156 об.- 158; см.: Рамазанова. 1988); нотированный тропарь со значительными расхождениями в словесном тексте и без атрибуции И.

http://pravenc.ru/text/Иоанну IV ...

Существование З. м. осложнялось и тем, что Ягеллоны, Вазы и их преемники активно содействовали созданию в ее границах католич. еп-ств, поддерживали лат. Церковь в ее стремлении обратить православных в католичество. В связи с этим деятельность правосл. Церкви уже в кон. XIV - 1-й четв. XV в. была серьезно ограничена, это положение сохранялось и во 2-й пол. XV в.: действовал запрет на строительство новых правосл. храмов, права правосл. населения были ущемлены (правосл. знати в Великом княжестве Литовском не дозволялось занимать высшие гос. должности, правосл. мещане в городах Галичины (см. Галицкая Русь ) не допускались в состав городских магистратов, не принимались в цехи, правосл. крестьяне должны были платить десятину на содержание католич. священников и др.). Несмотря на то что в 1-й пол. XVI в. в Великом княжестве Литовском ограничения, направленные против православных, уже не действовали (этому способствовало желание власти обеспечить их лояльность в борьбе с Русским гос-вом), относительно благоприятная ситуация не была надлежащим образом использована, чтобы усилить позиции З. м. и укрепить ее внутреннее положение. В сер. XVI в. в Польско-Литовском гос-ве широко распространилась Реформация , что привело к переходу в протестантизм мн. правосл. магнатов и дворян. Начиная с 70-х гг. XVI в. и особенно в 1-й пол. XVII в. в результате активизировавшейся в ходе Контрреформации прозелитской деятельности католич. Церкви, главную роль в к-рой играл орден иезуитов , стал массовым переход западнорус. правосл. шляхты и городского мещанства в католицизм. Сменив веру, феодалы присваивали себе имущество находившихся под их опекой церковных учреждений. В результате этого перестали существовать мн. древние правосл. обители, епископские кафедры и мон-ри З. м. лишились части владений. Активные попытки укрепить позиции Православия в Польско-Литовском гос-ве, прежде всего в Вильно и во Львове, делались объединениями правосл. мещан ( братствами ) и правосл. магнатами, в частности князьями Константином Константиновичем Острожским и А. М. Курбским . При участии рус. первопечатников Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца появились первые правосл. издания, в кон. 70-х - 80-х гг. XVI в. стали создаваться уч-ща для правосл. молодежи (Острожская школа, Львовское и Виленское уч-ща), были написаны полемические произведения, направленные против католиков и протестантов. В посл. десятилетия XVI в. все эти начинания нашли поддержку у вост. патриархов - К-польского Иеремии II и Александрийского Мелетия I Пигаса .

http://pravenc.ru/text/182581.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010