Похож на безумного Похож на безумного: Тот, кто собирает мусор на улицах и тащит его в свой дом, Тот, кто собирает камни на пустырях и складывает их на своем поле, Тот, кто собирает сплетни среди людей и копит их в себе, Тот, кто принимает дурные мысли и хранит их в своем сердце. 43. «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.» (Пс. 144:18). Истинное знание Того, кто пробовал мед, сахар не привлекает, Того, кто выбрался из трясины, обратно в нее не загонишь, Того, кто отрекся от мира, в миру ничто не удержит, Того, кто постиг истинное знание, не заставишь от него отказаться. 44. «…Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим.» (Пс. 118:135). Ни во что не ставить Чтобы все тревоги закончились, следует научиться: Ни во что не ставить свои желания, Ни во что не ставить свои мысли, Ни во что не ставить весь мир, Ни во что не ставить самого себя. 45. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.» (Пс. 126:1). Если разделить поровну Если даже разделить все деньги поровну среди всех людей, то очень скоро у одних их будет больше, чем у других. Если разделить знание поровну, то очень немного людей сможет им правильно воспользоваться. 46. «Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни.» (Пс. 117:17). Терпение и решимость Если нет терпения, комар покажется лютым зверем, Если есть терпение, укротишь и бешеного быка. Если нет решимости, и мышь покажется тигром, Если есть решимость, расступятся горы и моря. 47. «Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных.» (Пс. 144:14). Мучительный кошмар Дом без фундамента долго не простоит, Стена без раствора долго не продержится. Воля без силы – источник всех бед, Ум без молитвы – мучительный кошмар. 48. «Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли.» (Пс. 146:6). Самолюбие Змее не укрыться на проезжей дороге, Блохе не спрятаться в белой одежде, Осе не прожить долго в комнате, Самолюбие не прикрыть лицемерной улыбкой.

http://isihazm.ru/1/?id=120

—233— гнутся враги, ибо не подлежит сомнению, что аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий ( Пс.126:1 ). Итак, надобно иметь вышнее ограждение; меньше всего надеяться на самих себя, но больше на Бога спасающего, не превозноситься помощью человеческой и не думать, что можно избежать гнева, когда Бог прогневан (против нас); ибо никто не может избавить от беспокойства и бед того, на кого прогневался Бог всяческих. И божественный Давид весьма премудро воспевает и говорит: не на лук мой уповаю, и меч мой не спасет мене ( Пс.43:7 ), но сотворю силу о Бозе, по древнему его изречению ( Пс.107:14 ). Ст. 14. Воду одержания восхити себе сама. Говорят, что когда Кир и бывшие с ним опустошали соседние с Ниневией страны и пресекли возможность всякой помощи с их стороны; тогда Ниневитяне, уже опасаясь, как бы не был разрушен (сам город), пересекли окружающую город местность многими и длинными рвами и, соединив с ними реки каналами и наполнив их водой, сделали местность болотистой и таким образом непроходимой для врагов. Но враги или вернее воля оставляющего их Бога восторжествовала над такими их предприятиями. А что эти усилия их не будут иметь никакого успеха, показывает говоря: воду одержания восхити себе. Некоторым кажется, что здесь под водою собранною можно разуметь собрание или множество народов, призванных на помощь. И таким способом понимаемое слово не отвлечёт нас от цели, потому что водами часто называется и множество народов. И утверди трердели твоя: влези в брение, и поперися в плевах, утверди паче плинфа. —234— Не побуждает их к этому Бог, но, в совершенстве зная будущее, осмеивает их опору и через это, как я только что сказал, показывает, что усилия их будут совершенно напрасными. Поскольку оказалось, что стены имеют нужду или в укреплениях, или в других каких либо исправлениях (почему они и работали кирпичи, очевидно, из глины, но очень крепкие, ибо обжигаемый кирпич есть самый необходимый предмет для работ и они имели весьма прочный кирпич): то поперися, говорит, в плевах, работай и кирпичи. Будь даже такой твёрдой и несокрушимой в сражении, как твёрд, без сомнения, и самый кирпич; – и всё-таки будешь легко взята и отнюдь не останешься несокрушимой и без труда потерпишь поражение от тех, кои очень искусны в этом и отличаются стремительностью сильнейшей твоей твёрдости.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Время удалятися отъ oбъuмahiя. Кто освоился с добродетелью, тот чуждается сношения с пороком. Ибо кое oбщehie свету ко тме, или Христови съ beлiapoмъ? или как возможно тому, кто служит двоим противоположным между собою господам, соделаться угодными для обоих? Ибо любовь одного производит ненависть в другом. Посему, когда чувство любви имеет хорошее последствие, а это есть благовременность, тогда действительно последует отчуждение от противоположного. Если истинно возлюбил ты целомудрие, то возненавидишь противоположное. Если с любовью взираешь на чистоту; то явно, что возгнушался ты зловонием грязи. Если привязан к доброму, то непременно стал далек от привязанности к худому». [с. 118–119]. «Время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить» (Еккл. 3:7). «Сии мысли, кажется мне, внушаются сказанным: (7) время раздрати, и время сшити, а именно, чтобы мы, отторгшись от того, с чем на зло себе сроднились, прилепились к тому, единение с чем для нас благо. Ибо сказано: мне прилеплятися Богови, благо есть, полагати на Господа ynobahie мое (Пс. 72:28). Иной может сказать, что совет сей полезен и для многого иного; например: измите злаго отъ васъ самехъ (1 Кор. 5:13). Сие повелевает божественный Апостол об осужденном за беззаконное смешение, приказывая отторгнуть его от общей полноты Церкви, чтобы и малъ квасъ, как говорит он, порока в осужденном не соделал бесполезным все cмeшehie церковной молитвы. Отторгнутого же за грех снова сшивает Апостол покаянием, говоря: да не многою ckopбiю пожренъ будетъ (2 Кор. 2:7). Так благовременно умел он и отодрать загрязненную часть церковной ризы, и снова пришить благовременно, когда стала омыта от скверны покаянием» [стр. 126–127]. «Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» (Еккл. 3:8). «Посему сказавший: время любити, указал, что действительно заслуживает дружбу и достолюбезно; и предписавший время для ненависти научил, от чего надлежит иметь отвращение. Ибо одно только достолюбезно по естеству – истинно Сущее, о чем законоположение говорит в десятословии: возлюбиши Господа Бога твоего отъ всего сердца твоего, и от всего помышления твоего (Втор. 6:5). И одно также поистине ненавистно, это — изобретатель греха, враг нашей жизни, о котором закон говорит: возненавидиши врага твоего (Мф. 5:43). Любовь к Богу соделывается крепостью любящаго; а расположенность к пороку приносит погибель любящему зло. Ибо так говорит пророчество: возлюблю Тя Господи крепость моя: Господь ykpenлehie мое, и прибежище мое, и избавитель мой (Пс. 17:2,3). О противоположном же говорит: любяй неправду, ненавидитъ свою душу. Одождитъ на грешники сети (Пс. 10:5,6). Посему время для любви к Богу – вся жизнь, и время для отчуждения от сопротивника – целая жизнь. Кто хотя малую какую часть жизни своей пребывает вне любви Божией, тот, без сомнения, бывает вне Того, от любви к Кому отдалился он» [с. 143–144].

http://sedmitza.ru/lib/text/431615/

Мы надеялись на вождя, как на Бога, забыв слова псалмопевца: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения. Изыдет дух его, и возвратится в землю свою: в той день погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего…» (Пс. 145: 3–5). Мы остались такими же неблагодарными атеистами. И после войны, во время которой вождь позволил оживление Церкви, снова, еще при его жизни, стала усиливаться антирелигиозная пропаганда, снова начались ограничения влияния Церкви, особенно на молодежь. А при Хрущеве был рецидив прямых гонений на веру. Мы надеялись на наши мощные охранные структуры, забыв слова псалмопевца: «Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс. 126: 1). Бог не спасает нас без нас Господь не будет оказывать человеку Своего содействия, если с его стороны не будет соответствующего волеизъявления У многих такое рассуждение: то, что сказано в предыдущей подглавке, вызовет протест. Они скажут: неужели все неимоверные усилия и самоотвержение людей на фронте и в тылу ничего не стоили и не имели никакой цены в деле достижения победы? Конечно, как и во всяком деле, и в данном случае было именно взаимодействие, совместное действие, сотворчество Бога и человека. Одно без другого не бывает. Человек без помощи и содействия со стороны Бога ничего не в состоянии сделать. И Господь тоже не будет оказывать человеку Своего могущественного содействия, если с его стороны не будет соответствующего волеизъявления и приложения всяческих стараний, употребления всех дарованных ему Богом сил и способностей. В том числе напряженные усилия того же Сталина, полководцев, создателей военной техники оказывались удачными лишь постольку, поскольку они сочетались с Божиим содействием. Но всегда и во всех случаях успех – не повод для гордыни, которая поистине губительна для души, ибо отталкивает спасительную и помогающую во всяком деле благодать, без которой человек не может творити ничесоже . Отсюда и необходимость помнить слова Давида, которыми заканчивается предыдущая подглавка, и совет Господа, сказавшего, что если человек и достигнет успеха, то, чтобы не потерять спасительного смирения и не возгордиться, он должен благодарить Бога, а себе сказать: «Я раб неключимый – то, что должен был сотворить, сотворил».

http://pravoslavie.ru/146152.html

Мы помним, как Спаситель, будучи в Назарете, не мог совершить там чудес по неверию местных жителей (Мф. 13:58; Мк. 6:5-6). Тем же, кого исцелял, Он говорил: Иди, вера твоя спасла тебя (Мк. 10:52; Лк. 17:19). Чудо может укрепить веру, но чудо не может служить непременным требованием для веры во Христа. Есть чудеса человеческие, рукотворные и, казалось бы, не нуждающиеся ни в вере, ни в помощи Божией. В наше время принято использовать выражение " чудо " для обозначения различных выдающихся достижений человечества: " научное чудо " , " экономическое чудо " и так далее. Но христианин знает, что без помощи Божией любое, даже самое невероятное человеческое усилие тщетно. Первым таким " чудом " , упомянутым в Библии, была Вавилонская башня и мы помним, как бесславно закончился этот проект: " Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии " (Пс. 126:1). Подлинное чудо Божие порой происходит именно тогда, когда уже все человеческие силы исчерпаны в ответ на последнее усилие человеческой воли. Оно является там, где оно действительно необходимо для жизни человека, для его спасения. Оно требует встречного действия от человека, его убежденной молитвы и устремленности к Богу, готовности предать себя на волю Божию. В память о завершении войны, которая 140 лет назад принесла освобождение болгарскому народу, на российских медалях был выбит стих из псалма: " Не нам, не нам, а имени Твоему " (Пс. 113:9). Это смиренное признание воли Божией, признание Божественного чуда, свершившегося в событиях войны, и помощи Божией, восполнившей немощь человеческих сил. Историки говорят о том, что ни Россия, ни болгарский народ не были готовы к этой войне. Болгария была обескровлена жестоко подавленным в ней восстанием, Россия еще не восстановилась после неудачного конфликта с европейскими державами в предшествующие годы. Война грозила лечь тяжелым бременем на все население России, обострить ее отношения с Европой. Но страдания единоверного народа потрясли тогда наш народ, Россию, и она выступила на защиту болгар, презрев собственное благополучие и возможную политическую выгоду от невмешательства в этот конфликт.

http://patriarchia.ru/db/text/5156395.ht...

(55) Православное учение говорит: каждый человек может войти в Царство Небесное, вход в него зависит лишь от нас. Это противоположно тому, что предлагают оккультные учения, где достижение совершенства (на самом деле, ложного) обещано лишь избранным, где человек, обладающий способностями, может развить их до степени " сверхчеловека " , а бездарный - безнадежен. Действительно, способности у людей разные. Не всякий христианин может достичь высоких духовных состояний во временной жизни. Но для вечной жизни важно не это - в вечности высота человека определяется тем, насколько он умалился здесь, то есть насколько смирил себя в этой, временной, жизни. А видеть свои грехи, укорять себя за них, смиряться перед Богом - это зависит только от нас, это доступно каждому. Мы можем кичиться и хвалиться своими мнимыми достоинствами, а можем, напротив, честно сознаться перед собой, и перед Богом, и перед людьми, кто мы такие на самом деле, и тогда есть надежда, что будем на Страшном суде помилованы милостивым Богом. 8. Надобно воображать, как живут на небесах: там зависти, подозрения или чего сему подобного - нет! Там нет никаких противностей, никакого противоречия, там все повинуется манию Создателя! (69) Если наши души останутся такими, какие они сейчас, если не изменятся с Божьей помощью, то не смогут войти в Царство Небесное, потому что они чужды ему по своим свойствам. Помню, когда я еще был алтарником, пожаловался духовному отцу на своего друга, чем-то меня огорчившего, а духовный отец меня отрезвил: " Мы все должны войти в Царство Небесное, а как мы туда войдем с нашими укоризнами? " Такие чувства, что кто-то перед нами виноват, что кто-то нам чужд, отсекают нас от Царства Небесного. Мы должны знать, что, когда внутренне восстаем на ближнего, восстаем на самого Бога. 9. " Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии " (Пс. 126, 1): надобно просить Господа, чтобы Он был камень краеуголен в душевном нашем строении. (407) Если даже и великолепное душевное здание выстроим, но не Христос будет его фундаментом, погибнем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2229...

II) и так как под солнцем они ничего не могут делать: то теперь приводит, как людское заблуждение, самый способ их взаимного убеждения пользоваться благами мира сего. По обычаю риторов и поэтов он делает олицетворение, говоря: о человек, если таким образом после смерти ты ничто и сама смерть ничто, то послушай совета моего и пока живешь в этой краткой жизни, пользуйся наслаждениями, употребляй драгоценные ткани, предавайся вину и пойми, что все это Богом дано тебе в пользование. Ходи разодетый в белые одежды, голова твоя пусть будет раздушена благовониями, какая бы из женщин тебе ни понравилась, наслаждайся в ее объятиях и суетную и краткую жизнь проводи в суетном и кратком наслаждении. Ибо кроме этого ничего у тебя не будет чем бы тебе можно было насладиться; спеши срывать все, что тебе может доставлять удовольствие, спеши, чтобы оно не исчезло. И пусть не тревожат тебя пустые сказки, будто в каждом деле добром ли или худом тебе нужно будет отдать отчёт во аде. Ведь в смерти нет никакой премудрости: по прекращении этой жизни не остается никакого ощущения. Так скажет, говорит, какой-нибудь Эпикур, Аристипп, Киринеики и другие скоты из философов. А я, тщательно размыслив сам с собою, нахожу, что не случайно все происходит и не слепая Фортуна играет делами человеческими, как некоторые худо думают, а все это происходит по определению Божию. Ни быстроногий, если он бежит, не должен бег считать своим, ни сильный пусть не полагается на силу свою, ни умный пусть не думает, что богатство и имение он собирает умом своим, ни красноречивый и ученый, что он приобретает любовь у народа своим красноречием и учёностью; нет, но все делается устроением Божиим. И если Он не направит всего Своею волею, если Он не созиждет дом, то напрасно трудились строящее его; если Он не сохранит города, то напрасно бодрствуют стерегущие его ( Пс.126:1 ). Итак не один исход всем, и не случаен порядок жизни этой, как они думают: потому что, когда они о том не думают, похищенные мгновенно смертью, они пойдут на суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Духовное влияние и наследие преподобного Сергия пережило его земное бытие. Имя угодника Божьего из исторического воспоминания сделалось образцом деятельного служения Богу и Отечеству, с ним связано нравственное возрождение нашего народа, благодаря которому стало возможным и укрепление государства. В контексте современных секулярных тенденций, охвативших западный мир и оказывающих сильное влияние на настроение умов в России, память о наследии преподобного Сергия является крайне востребованной. В современном мире бытует устойчивое мнение о том, что многие нравственные нормы являются относительными и каждый человек может для себя установить ту или иную систему нравственных координат, в которой он живет и выстраивает свои отношения с окружающими. Христианство воспринимает нравственность как фундамент, свод писанных и неписанных правил человеческого общежития, источником которых является Сам Бог, а потому их характер является неизменным. Апологеты нравственного релятивизма проповедуют свое понимание свободы — свободы от традиционных нравственных начал и ценностей, от ответственности за свои поступки. Сегодня мы являемся свидетелями деструктивных и агрессивных проявлений такой свободы. Вместо уважения к чувствам других людей она проповедует вседозволенность, игнорирующую убеждения и ценности большинства; утверждает принцип неудержимого удовлетворения человеческих страстей и пороков. Еще несколько десятилетий назад сложно было себе представить, что подвергнется ревизии такой древнейший институт человечества, как семья. Казалось бы, что может быть очевиднее семейных ценностей? Продолжение и умножение рода было заложено в природе человека самим Творцом, а благословенный Им супружеский союз стал средством исполнения Его воли: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Дети, рожденные в семье, всегда были желанным даром свыше для людей как Ветхого, так и Нового Заветов. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева», — восклицает царь и пророк Давид (Пс. 126:3).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3545141...

И тут наступает время Господу действовать (Пс. 118:126), Бог дает смиренному рабу намного больше, чем тот мог бы и просить: вместо одного помощника — семьдесят, а вместо одного котла мяса — пресыщение всего народа в течение месяца: «Собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, Я сойду и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил. Народу же скажи: очиститесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо; не один день будете есть, не два дня, не пять дней, не десять дней и не двадцать дней, но целый месяц, пока не пойдет оно из ноздрей ваших и не сделается для вас отвратительным» (Числ. 11:16-21). До смерти опечалился из-за растения Пророк Иона был готов на все, даже утонуть в пучине морской, только бы не идти в Ниневию к развращенным язычникам с обличительной проповедью. Корабельщиков, узнавших, что именно из-за его непослушания началась буря, Иона уговаривает принести его в жертву: «Возьмите меня и бросьте в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря» (Ион. 1:12). Но Богу оказывается не нужна такая жертва, Ему намного важнее, чтобы Иона дошел до Ниневии и там проповедовал. Спасенный из пучины морской и чрева кита, Иона не верит в спасение язычников, которое кажется ему невозможным и ненужным: «Ч ерез сорок дней Ниневия будет разрушена , — проповедует он с полной уверенностью, — ибо злодеяния ее дошли до Господа !» Когда же после глубокого раскаяния ниневитян Господь не навел на них бедствие, Иона начинает снова пререкаться с Богом: «Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить» (Ион. 4:2-3). Требование уничтожить город лишь ради того, чтобы пророчество исполнилось, заставляет Господа дать Ионе небольшой урок милосердия. Возле Ионы, пока тот сидит и продолжает ждать разрушения Ниневии, вырастает некое растение, которое становится его единственной отрадой и утешением, закрывая от палящего солнца.

http://pravmir.ru/prizvavshie-smert/

А сколько может дать человеку Псалтирь – если человек привык не расставаться с нею! С чтением, конечно, беда. На толстые книги, на изучение святоотеческих трудов времени действительно нет. Но ведь иногда нам достаточно одного изречения святого отца, одной или нескольких фраз из его труда, чтобы задуматься надолго, чтобы в чем-то важном попытаться себя изменить. Сейчас очень много православных интернет-ресурсов, и на каждом можно найти то, что станет для тебя руководством к действию. А сколько может дать человеку Псалтирь – если человек привык не расставаться с нею, читать ее в дороге, где-то еще – было бы несколько свободных минут! А еще можно использовать DVD – плейер и наушники – слушать молитвенное правило, беседы священников. Когда я лежала в больнице, я именно так и делала – не расставалась с наушниками. Что касается утренней молитвы – ничто не мешает встать раньше, чем проснулись дети. Если действительно хочешь, если тебе действительно нужно – ты на все найдешь время, тем более на жизнь с Богом. Марина Шмелева Марина Шмелева , руководитель информационно-издательского отдела недавно образованной Покровской епархии: «Жатвы много, а делателей мало» (Лк. 10: 2) – это к молодой епархии относится в полной мере, как вы догадываетесь, а Марина в ней – один из первых (хронологически) делателей: – Я не сказала бы, что работа отнимает у меня все силы и всё время. Нахожу же я время для того, чтобы, например, пообщаться с друзьями. Мне кажется, наша проблема – не в нехватке времени, а в неумении им распорядиться. Не в том, что у нас много работы, а в том, что мы не можем выстроить иерархию своих «надо». Для этого необходимо, может быть, трезвение. Хотя это и очень трудная для нас добродетель, и во всей полноте она нам недоступна, но помнить о ней мы должны. Хотя бы для того, чтобы понять: вот эта цель не стоит таких средств. И вспомнить слова Псалмопевца: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126: 1). Вспомнить, что на самом-то деле мы ничего такого не свершим без Его воли и Его помощи.

http://pravoslavie.ru/70309.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010