Слово Святейшего Патриарха Алексия после Божественной литургии на Куликовом поле 21 сентября 2005 года 22 вересня 2005 р. 13:59 Многоуважаемый Георгий Сергеевич! Преосвященные собратья архипастыри, всечестные отцы, досточтимые представители власти, дорогие братья и сестры. Сегодня мы совершили Божественную Литургию в храме стоящем на месте, где 625 лет назад в великий праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы дружины русских княжеств под предводительством святого благоверного князя Димитрия Донского вступили в бой с войсками золотоордынского военачальника Мамая. Хорошо известно то великое значение, которое имела Куликовская Битва для истории нашего Отечества, освобождения Руси от иноземного ига и становления российской государственности. Хрестоматийную известность приобрело справедливое выражение, гласящее, что «На Куликово поле пошли дружины отдельных княжеств, а вернулся единый русский народ». Вполне сознавая всю государственную, политическую и общественную значимость воспоминаемого сегодня события, мы в первую очередь должны помнить о его духовном содержании. Ибо по слову Священного Писания: Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. (Пс. 126, 1) Сегодня историческая наука, рассматривая события прошлого, принимает в расчет главным образом закономерности экономические и социальные, однако русская история и события, связанные с Куликовской битвой во многих примерах сохранили убедительные свидетельства о том, как действуют в нашей жизни законы духовные, и это хорошо видно в деятельности святого благоверного князя Александра Невского, святителей Петра, Ермогена и многих других. Известный историк В.О. Ключевский также говорил, что победа 1380 года оказалась возможной только благодаря духовному и нравственному возрождению наших предков. И в этом первостепенное значение имело духовное влияние на русский народ от князей до крестьян преп. Сергия Радонежского и основанного им монастыря.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201921...

Всеукраинский крестный ход. Фото: Сергей Рыжков Православный и нецерковный, теист и гуманист, верующий и неверующий нередко мало отличаются в бытовом поведении. И те и другие едят, пьют, спят, имеют семью, трудятся, отдыхают. Основные различия зачастую связаны с приоритетами, с предпочтениями, с ударениями, которые сдвигаются на тот или иной предмет. К примеру, два человека – верующий и неверующий. Оба – ответственные, честные, сознательные граждане своей страны. Оба стремятся к улучшению благосостояния семьи и страны. Но при этом благосостояние, новые технологии, политическое устройство государства для атеиста становятся основным смыслом жизни, в то время как для человека верующего это всего лишь временные интересы, связанные с условиями его земного существования, а его основные цели и устремления связаны с вечными предметами. В смысле сказанного показательны два небольших отрывка из беседы Владимира Познера с протоиереем Димитрием Смирновым. В разговоре на тему религии Владимир Познер признается: – Я считаю, что вообще религия это вещь интимная. Чуть позже беседа переходит к теме политики и выборной системы. В. Познер: – Сами вы голосуете, нет? О. Димитрий Смирнов: – Это интимный вопрос. В ответе о. Димитрия есть доля иронии, но есть и вполне серьезная позиция, основанная на церковном мировоззрении. Для человека гуманистического мировоззрения, каким, без сомнения, является Владимир Познер, вопрос веры и неверия есть вопрос второстепенный в сравнении с темой политического устройства и межличностных отношений. Манифестом этого мировоззрения можно принять расхожее выражение: «Неважно, во что ты веришь, лишь бы человек был хороший». В этом случае участие в политических выборах представляется главным инструментом, с помощью которого можно изменить жизнь общества в лучшую сторону, а наличие какой бы то ни было веры становится вопросом личным, несущественным, вопросом, который не терпит публичности, т. е. вопросом интимным. Между тем человек с церковным мировоззрением, признавая значение выборов и их важность для жизни народа, из собственного опыта и из истории знает, что решающее значение имеет не политическое устройство, а Божие благословение. Потому что «от Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36, 23), и «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс. 126, 1). А Божие благословение привлекают молитва и жизнь по заповедям. И, как в войне никакой человеческий подвиг не приведет к победе, если Бог обрекает на поражение, так и в политической жизни, никакая, даже самая замечательная Конституция не способна не только спасти человека для вечности, но даже и устроить земную жизнь.

http://pravoslavie.ru/133238.html

В Москве открылась выставка «Памяти погибших за веру Христову» 19 февраля 2017 г. 12:44 18 февраля 2017 года по завершении научной конференции «Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917» в Храме Христа Спасителя в Москве была открыта организованная по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла выставка «Памяти погибших за веру Христову». Выступая на церемонии открытия экспозиции, рассказывающей о жизни Церкви в годы атеистических гонений и судьбах пострадавших за исповедание веры, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион приветствовал собравшихся от имени Предстоятеля Русской Православной Церкви. В архипастырском слове к присутствующим владыка Иларион отметил: «Сам Храм Христа Спасителя своими стенами свидетельствует о том, что наша страна и наша Церковь прошли долгую и трагическую историю. Мы знаем, что этот храм строился на народные средства в память о героях Отечественной войны 1812 года. И мы знаем, как поступила с этим храмом большевистская власть, – как он был взорван, как на этом месте пытались построить Дворец советов со статуей Ленина наверху, как ничего не вышло из этой безбожной стройки, потому что если Господь не созиждет дом, то напрасно трудятся строящие его (Пс. 126:1), как потом на этом месте был плавательный бассейн. Я еще застал тот бассейн и не раз проходил мимо него. Мы знаем, как потом Храм Христа Спасителя возрождался, и вот сейчас находимся в его стенах. Эти стены отражают все, что происходило с Отечеством в трудном XX веке. То был трагический век для нашей страны: две мировых войны, две революции, массовые репрессии. Обо всем этом мы сегодня говорили на конференции. Об этом свидетельствует и выставка, которую мы открываем, где с фотографий на нас смотрят спокойные умиротворенные взоры людей из прошлого людей, которых мы не хотим забывать, потому что они отдали свои жизни за Россию и за веру. Когда сейчас говорят о примирении, важно понимать: это очень важное для стабильности общества понятие, оно нужно, чтобы люди жили в мире, но примирение не означает, что мы должны вычеркивать из истории какие-то имена или «замыливать» те или иные вопросы истории. Были репрессии? Были. Были миллионы невинно убиенных людей? Да. Мы должны об этом говорить прямо. Церковь дала свою оценку XX веку в 2000 году, когда канонизировала новомучеников и исповедников. Мы поименно канонизировали более 1700 человек, но Церковь прославила тогда и всех тех, чьи имена, возможно, никогда не будут известны. Речь идет о десятках, наверное, о сотнях тысяч человек, которые пострадали за веру.

http://patriarchia.ru/db/text/4806921.ht...

Невозможно построить справедливое и благополучное общество, отвергнув Бога Многие сегодня задаются вопросом: почему стремление к справедливому мироустройству, которое сто лет назад декларировали революционеры, на деле обернулось жестокостью, междоусобной бранью и огромными человеческими жертвами? Думаю, лучшим ответом на этот вопрос являются слова Ф.М. Достоевского «Если Бога нет, значит, все позволено». Но, как предупреждает нас пророк Давид, если Господь не созиждет дом, напрасно трудятся строящие его (Пс. 126:1).      Главный урок, который все мы должны извлечь из опыта XX века, состоит в том, что невозможно построить справедливое и благополучное общество, отвергнув Бога и отказавшись от религиозных оснований человеческого бытия. Игнорирование духовного измерения жизни, нравственных ценностей, которые передаются из поколения в поколение, неизбежно приводит общество к утрате самой способности различения добра и зла, порождает нравственную вседозволенность и открывает путь проповедникам идеологии, согласно которой для достижения поставленной цели хороши все средства. Аборт является недопустимым деянием В июне 2016 года Межрелигиозный совет России принял заявление «О защите нерожденных детей». Это одна из наиболее острых проблем нашего общества. Сегодня по числу абортов Россия занимает в мире лидирующие позиции. С точки зрения традиционных религий, аборт является недопустимым деянием, по существу — убийством. Многие сторонники светских мировоззрений также разделяют эту точку зрения. Нашей задачей в данном случае является деятельность, направленная на максимальное снижение числа абортов. Для решения этой задачи требуются комплексные усилия. Во-первых, необходимо утвердить в обществе представление о том, что рождение детей — это не проблема молодых родителей, не событие, которое ставит под угрозу их материальное и душевное благополучие, а прежде всего естественное следствие брака, событие, имеющее высокое нравственное значение. Рождение ребенка — это чудо появления на свет нового человека, которое дает ни с чем не сравнимую радость самим родителям. Но в то же время рождение и воспитание детей — это продолжение рода, оно служит воспроизводству народа в целом. То есть это не только личное, но и общественное событие, и поэтому рождение детей связано с гражданским призванием людей, сознающих себя членами социума, общности в масштабе страны и государства.

http://pravoslavie.ru/101372.html

Новые Петры и Павлы — это мы? В последнее время часто говорят о том, что Петров пост появился в знак солидарности с теми, кто не мог поститься Великим постом и в это время компенсировал свое упущение. Но у этого поста есть и другой, не менее важный смысл. 12 июля, 2011 В последнее время часто говорят о том, что Петров пост появился в знак солидарности с теми, кто не мог поститься Великим постом и в это время компенсировал свое упущение. Но у этого поста есть и другой, не менее важный смысл. День памяти апостолов Петра и Павла можно назвать вторым Днем Святаго Духа . Потому как в жизни первоверховных апостолов действие Святаго Духа проявляется настолько явственно, что христианину остается только одно – всем сердцем, всей душой возблагодарить Господа за тот дар, который мы все получили в лице Петра и Павла. Протоиерей Андрей Ефанов Апостол Петр с самого начала Христова благовестия был рядом с Богочеловеком. Он видел множество исцелений и воскрешений, которые совершил Господь, он присутствовал и на Фаворе и в Гефсимании, причастился на Тайной Вечери и первый исповедал Христа Богом. Но «аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126, 1). Пока Сам Господь не обновил Симона, он не стал Петром. Троекратное отречение от Христа показывает, что человеческая немощь может быть достаточно велика. Но любовь Петра к Своему Учителю не погасла от такого предательства . Он говорит Христу: «Ты Сам знаешь, как я люблю Тебя» и это не пустые слова, потому как на них Господь отвечает словами полного доверия: «Паси овцы Моя» (Иоанн. 21). Обновленный же Духом Святым, апостол Петр становится ревностным проповедником Евангелия и уже не страшится страданий и смерти, но восходит на крест вслед за Своим Божественным Учителем. Апостол Павел впервые предстает перед нами гонителем христианства и участвует в первом в истории Церкви гонении на христиан – казни апостола Стефана. Ему, «фарисею из фарисеев», христианство видится опасной ересью. Но любовь к Богу спасает его. Господь открывает ему истину, и из гонителя Павел становится наиболее плодовитым колосом Христовой нивы. Вся его жизнь становится живым свидетельством того, как Божия благодать может изменить душу, исполненную стремления всецело, без остатка служить Высшей Истине.

http://pravmir.ru/novye-petry-i-pavly-et...

Прихожане в храме Ефросинии Московской. Фото: Александр Кожохин      Даже от православных людей приходится слышать фразы: «На меня навели порчу. Подскажите, как от нее избавиться, кому помолиться, перед какой иконой поставить свечку? А может быть, пойти к альтернативному колдуну, который своими манипуляциями «снимет» порчу»? Давайте для начала зададимся вопросом, а что такое порча. Человек считает порчей то, что кто-то своими действиями сверхъестественного порядка навредил ему, с помощью демонических сил, колдовских манипуляций навел на него беду, скорбь, болезнь. И теперь он мучается и не может избавиться от причиненного вреда. Но если мы христиане, то верим в промысел Божий. Учение о Божием промысле говорит: все, что с нами происходит, зависит исключительно от Бога. Те события, которые нам не нравятся, неприятны, могут быть попущены Богом для какой-то педагогической цели. Если мы говорим о том, что какие-то люди пытаются нам навредить, «навести порчу», здесь тоже вопрос состоит в том, что Господь может это попустить или не попустить. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126, 1). Человек может задумать любое зло и попытаться его реализовать, но, если Богу неугодно, Он не допустит, чтобы намерения злоумышляющего удались. А если Господь допустит, значит, тому, кто это зло претерпевает, для чего-то это надо. И возникшую проблему — причиненную скорбь, болезнь, уныние и подобное — надо решать с Богом, а не с тем человеком, который навредил. Надо всегда помнить, что сила бесов, к которым обращаются колдуны, ничтожна по сравнению с Божией силой. Обращаясь к дьяволу в Таинстве крещения, мы говорим ему: «Познай свою суетную силу, которая не имеет власти даже над свиньями». Это отсылка к евангельскому эпизоду, когда Господь выгнал бесов из человека и они просили у Христа разрешения войти в свиней. Самовольно, без позволения Бога, бесы даже в свиней не могли войти и навредить им, не говоря уже о возможности произвольно вредить венцу творения — человеку. Тем более если мы говорим о христианах, которые соединены с Богом через Таинства, через Церковь. Или, по крайней мере, должны быть таком в единстве. Искать же проблемы в других людях, в том, что какой-то наш недоброжелатель обратился к колдуну, а колдун навел порчу, без попустительства на то Бога, совершенно нехристианский подход.

http://pravoslavie.ru/116687.html

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 9  голосов:  5.0 из  5) Как организовать летний православный лагерь, чтобы отдых стал полезным? Рассказывает иерей Никита Заболотнов, клирик Петропавловского храма города Полевской Свердловской епархии, помощник благочинного по образованию и катехизации, завуч воскресной школы. – Отец Никита, с чего Вы посоветуете начать создание православного лагеря? – Поначалу это кажется чем-то очень сложным, почти невозможным, потому что многое необходимо учитывать. На самом деле нужно две вещи: желание, и, конечно, Божие благословение, потому что «Аще не Господь созиждетъ домъ, всуе трудишася зuждyщiu» ( Пс.126:1 ), а всё остальное приложится. Очень важно перед тем, как организовывать лагерь, поставить себе несколько вопросов.  Потому что очень часто мы начинаем делать дело, не видя конечной цели и не ставя для себя задачи, кроме как задачи это дело выполнить, и, к сожалению, это может приводить к тому, что дело будет либо незаконченным, либо вообще пустым. Дело сделается, а цели достигнуты не будут – по той простой причине, что они просто не были поставлены. Итак, перед организацией лагеря я рекомендую задать себе такие вопросы: Важно, и каким образом лагерь принесет пользу Церкви, конкретно епархии или приходу. То есть польза должна быть измеряемая не только естественно, в материальных ценностях. В нашем случае это, конечно, очень дружная воскресная школа, которая почти в полном составе ездит в наш лагерь. Для детей это особое время, они его ждут, и когда один лагерь кончается, они начинают ждать следующий, и это является таким консолидирующим фактором. Через лагерь многие ребята в воскресную школу пришли, то есть сначала с друзьями приехали в лагерь, потом поступили в воскресную школу, и сейчас многие уже закончили. Необходимо ответить себе и на вопрос, каким образом лагерь может участвовать в решении проблем, стоящих перед обществом и государством. 

http://azbyka.ru/deti/o-nikita-zabolotno...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Преподобноисповедник Никон (Беляев). Уготовить душу свою во искушение. Опубликовано: 09 июля 2022 Осенью 1922 года преподобноисповедник Никон (Беляев) писал матери: «Христос посреде нас, дорогая мамаша. Мира и радованные о Господе Иисусе усердно тебе желаю и прошу твоих святых молитв и родительского благословения. Что касается условий нашего общего жития, то это дело сложное и вместе очень простое: сложное, ибо трудно изложить на бумаге все, что сейчас представляет бывший монастырь, и все, что мы переживаем и предпринимаем, – простое, ибо, “аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие”, по псаломскому слову (Пс. 126, 1). Да, нужно принимать меры возможные, подсказываемые здравым разумом и не противные духу христианского и иноческого жития, но, принимая их, успеха ожидать должно всецело от руки Господней. Гордость человеческая говорит: мы сделаем, мы достигнем, – и начинаем строить башню Вавилонскую, требуем от Бога отчета в Его действиях, желаем быть распорядителями вселенной, мечтаем о заоблачных престолах, – но никто и ничто не повинуется ей, и бессилие человека доказывается со всею очевидностью горьким опытом. Наблюдая опыт сей из истории и древних, давно минувших дней, и современных, прихожу к заключению, что непостижимы для нас пути Промысла Божия, не можем мы их понять, а потому необходимо со всем смирением предаваться воле Божией. Затем второе: никто и ничто не может повредить человеку, если сам себе он не повредит; напротив, кто не уклоняется от греха, тому и тысяча спасительных средств не помогут. Следовательно, единственное зло есть грех: Иуда пал, находясь со Спасителем, а праведный Лот спасся, живя в Содоме. Эти и подобные этим мысли приходят мне, когда поучаюсь я в чтении святых отцов и когда гляжу умственно на окружающее. Что будет? Как будет? Когда будет? Если случится то и то, куда приклониться? Если совершится то и то, где найти подкрепление и утешение духовное? О, Господи, Господи! И недоумение лютое объемлет душу, когда хочешь своим умом все предусмотреть, проникнуть в тайну грядущего, не известного нам, но почему-то страшного. Изнемогает ум: планы его, средства, изобретаемые им, – детская мечта, приятный сон. Проснулся человек – и все исчезло, сталкиваемое суровой действительностью, и все планы рушатся. Где же надежда? Надежда в Боге.

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/748-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО ВИДЕВШЕ» [греч. Ανστασιν Χριστο θεασμενοι; слав.       - [Мы], увидевшие Воскресение Христово], одно из главных воскресных песнопений в правосл. богослужебной традиции. Указания относительно «В. Х. в.» присутствуют уже в памятниках студийского периода. Оно исполняется на пасхальной утрене по 6-й песни канона (в студийском «Ипотипосисе» не указано количество повторений «В. Х. в.»; в более поздних памятниках, описывающих чин пасхальной утрени, указано произносить его трижды), на утрене перед Пс 50 (на Светлой седмице перед каноном) ежедневно в течение периода от Пасхи до Вознесения (включительно), на утрене перед Пс 50 всех воскресений года (кроме особых случаев) и на Воздвижение ( Пентковский. Типикон. С. 256; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 226, 500, 502, 558; Arranz. Typicon. P. 11, 24, 252). Иерусалимский устав, принятый ныне в правосл. Церкви, предписывает исполнять «В. Х. в.» в тех же случаях, а также на пасхальных часах. По аналогии с пасхальной утреней это песнопение присутствует в пасхальном чинопоследовании отпевания (Требник большой. Л. 125 об.- 126). Кроме того, Иерусалимский устав предписывает в воскресные дни между Пасхой и Вознесением произносить «В. Х. в.» трижды. В различных редакциях Иерусалимского устава, вплоть до совр. печатных изданий, тип исполнения не уточняется (Типикон. [Т. 1.] С. 21; [Т. 2.] С. 934). В греч. богослужебной практике 1-й пол. XIV в., согласно «Диатаксису священнослужения» Патриарха К-польского Филофея Коккина, «В. Х. в.» исполнялось певчески братией ( Goar. Euchologion. P. 6). По описанию Арсения (Суханова) , в XVII в. в греч. храмах «В. Х. в.» «говорили на оба лика поделяся по строкам» (Проскинитарий Арсения Суханова 1649-1653//ППС. 1889. Т. 7. Вып. 3 (21). С. 240). В совр. греч. богослужебных книгах указано чтение «В. Х. в.», на практике его читает предстоятель (стоящий в хоре игумен или архиерей) или чтец (Εχολγιον τ Μγα. Σ. 9; Святогорский устав. С. 52).

http://pravenc.ru/text/155308.html

Мы – это не пять бабуль 23.04.2021 16:13:48 Светлана Колосовская             Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его (Пс.126:1) В самый канун Пасхи-1991, то есть 30 лет назад, начала свое вещание радиостанция «Радонеж». Все начиналось бурно и запоминаемо. Но лучше всего сказал об этом наверное публицист, историк Церкви Владимир Махнач, (+5.05. 2009): «Радонеж появился благодаря разгулу демократии. Всем дозволено было создавать различные ассоциации и объединения. И власть решила: пусть и этим пятерым бабулям будет тоже дозволено объединиться. Но выяснилось, что мы – не пять бабуль. Трудно переоценит роль радиостанции «Радонеж». Ничего подобного по масштабу православного влияния на аудиторию в России до сих пор не существует». Вот эта последняя фраза определяет и сегодня суть того, что называется «Радонеж». Круглые даты подвигают к воспоминаниям и размышлениям.  Ну действительно, разве не удивительно, что движение, начатое неофитами, людьми нецерковными, но отчего-то томимыми духовной жаждой, в течение этих 30 лет не только не затерялось среди подобных начинаний, не обросло плевелами, а только возрастало. Сегодня «Радонеж» - это по большому счету – миссия, религиозного объединение Русской Православной Церкви, имеющее разветвленную структуру. Это не только р/с, это Общество «Радонеж», братство «Радонеж», газета, ТВ, три православные гимназии, паломническая служба (со своими юридическими лицами и расчетными счетами, отделениями и филиалами), кинофестиваль «Радонеж»… Если говорить о сколько-нибудь значимых духовных явлениях этого времени, и здесь – «Радонеж». Кто предложил возродить традицию выпускать голубей на Благовещение? Кто инициатор восстановления в Новодевичьем монастыре Креста на могиле Сергея Михайловича Соловьева? А восстановленный в Кремле Крест на месте убиения В. К. Сергея Александровича? А перенесение мощей В.К. в Новоспасский монастырь, в усыпальницу Дома Романовых в 1995 г.? Кто открыл для всей страны наших лучших проповедников, по праву гордившихся своим большим «радиоприходом»? Это и о. Димитрий Смирнов, и о. Артемий Владимиров, о. Олег Стеняев, о. Александр Шаргунов… Это архимандрит (в ту пору) Тихон Шевкунов со своими первыми главами «Несвятых Святых»…

http://radonezh.ru/2021/04/23/my-eto-ne-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010