Скончался заместитель председателя Императорского православного палестинского общества Н.Н. Лисовой 8 января 2019 г. 17:48 В ночь на Рождество Христово, в три часа утра 7 января 2019 года, после продолжительной и тяжелой болезни скончался заместитель председателя Императорского православного палестинского общества Н.Н. Лисовой. Церемония прощания пройдет в Успенском храме Новодевичьего монастыря в Москве. Отпевание состоится 10 января 2019 года в 10.30. Адрес: Москва, Новодевичий пр., 1, стр. 30. Метро: «Спортивная», «Лужники». Николай Николаевич Лисовой (23.10.1946 — 07.01.2019), известный российский ученый, писатель и общественный деятель, заместитель председателя ИППО в 1995-2019 гг., член Общества с 1974 г., главный научный сотрудник Института российской истории РАН. Родился в городе Станислав (ныне Ивано-Франковск) на Украине, в офицерской семье. Учился в Москве, сначала на факультете теоретической и экспериментальной физики МИФИ, а затем на физико-математическом факультете МГЗПИ, который блестяще окончил в 1967 г. В 1968 г. поступил на заочное отделение Института философии АН СССР, где в 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию. В 1969-1992 гг. внештатно сотрудничал с Издательским отделом Московской Патриархии, где соработничал его председателю митрополиту Волоколамскому и Юрьевскому Питириму (Нечаеву). Н.Н. Лисовой работал в Институте прикладной математики АН СССР (с 1967 г.), в Институте иностранных языков им. М. Тореза (1974-1975), на филологическом факультете МГУ им. М. В. Ломоносова (1975-1978), в Государственном историческом музее (1981-1995). В 1995-2019 гг. работал старшим, а затем главным научным сотрудником Института российской истории РАН. В 2007 г. защитил докторскую диссертацию по теме «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX века». В 1974 г. Н.Н. Лисовой вступил в РПО при АН СССР. Активно работал в Обществе, сотрудничал с редакцией Палестинского сборника, неоднократно выступал с лекциями по истории Общества, в том числе с большим циклом, прочитанном в Политехническом музее. В 1989 г. был избран членом Совета Общества, в составе которого бессменно работал до конца жизни. Николай Николаевич был признанным хранителем традиций и самым авторитетным специалистом по истории ИППО. Он известен в России и за рубежом как один из виднейших ученых, занимающимся историей русско-иерусалимских духовных, политических и гуманитарных связей, историческим и современным состоянием Святой Земли. В 1992 г. он стал одним из инициаторов возвращения Обществу исторического названия — Императорское православное палестинское общество. В 1994-1998 гг. Николай Николаевич принимал активное участие в первых паломнических поездках на Ближний Восток, которые были организованы ИППО в постсоветский период, привозя из них новые и неизвестные ранее материалы и документы о русском присутствии на Святой Земле.

http://patriarchia.ru/db/text/5339441.ht...

22 Хрущов И. Исследование о сочинениях Иосифа Санина преподобного игумена Волоцкого М., 1868, сс. 188–189. 23 Такой же чрезмерный акцент на ветхозаветные тексты характерен для размышлений Мартина Лютера на эту тему. Если конфликт идет из-за религии, пишет Лютер почти в те же годы, что и русский книжник Иосиф, «на такой войне — дело христианское, дело любви — безбоязненно громить, грабить, жечь врага, делать все, что вредит ему» (Лютер М. О светской власти. В какой мере ей следует повиноваться//Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения 1520–1526 гг. Харьков, 1992, с. 146). Впрочем, хотя Лютер и не смог уберечь созданный им протестантизм от возрождения в нем инквизиции, он все же выступал против костров: «Еретиков надо преодолевать Писанием, как делали в старину Отцы, а не огнем. Если бы преодоление еретиков огнем относилось к числу искусств, то тогда палачи были бы ученейшими докторами на земле; тогда мы могли бы больше не учиться, а жить по правилу: кто превосходит другого силой, тот может его сжечь» (Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства//там же, с. 65). 24 Соловьев В. С. Письмо Императору Николаю Второму//Логос. Религиозно-общественный экуменический журнал. 50. Диалог Восток-Запад. — Брюссель-Мюнхен-Москва, 1995. с. 342. 25 Хомяков А. С. Несколько слов о философическом письме//Сочинения. т. 2. М., 1994, с. 455. 26 Льюис К. С . Письма Баламута.// Льюис К. С . Любовь, Страдание, Надежда. — М., 1992, с. 39. Для тех, кто еще не знаком с этой замечательной книгой, поясню, что в ней излагаются основы христианской аскетики, но как бы из Зазеркалья: это взгляд на христианство глазами беса. В переписке двух искусителей отражается духовное становление искушаемого ими человека… В конце жизни Льюис (протестант-англиканин) с глубоким интересом присматривался к Православию и даже совершил паломничество на Афон. 27 Преподаватель Петербургской Духовной Академии прот. Георгий Митрофанов с подобным духовным шантажом встретился и у себя в Академии. Одвоенный им студент начал клянчить: «Отец Георгий, ну Христа ради хотя бы четверочку поставьте!». И напросился на еще один урок: «милый мой, когда просят Христа ради, сумму не оговаривают!».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

Новый поворот в истории П. П. о. на рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. связан с восстановлением дипломатических отношений СССР с гос-вом Израиль и изменением внешнеполитической концепции. В 1989 г. в об-во пришли новый председатель - ректор Дипломатической академии О. Г. Пересыпкин и ученый секретарь В. А. Савушкин. Именно в этот период произошли основные для об-ва события: оно, получив самостоятельность, стало работать по новому, приближенному к первоначальному уставу, восстановило свои основные уставные функции, в т. ч. содействие правосл. паломничеству. Члены П. П. о. активно участвовали в научных конференциях в России и за рубежом. Уже в янв. 1990 г. организован международный научный симпозиум «Россия и Палестина: Культурно-религиозные связи и контакты в прошлом, настоящем и будущем», в к-ром приняли участие ученые из араб. стран, Израиля, Англии, США, ФРГ и Канады. Осенью того же года члены об-ва впервые смогли осуществить паломническую поездку на Св. землю для участия в «Иерусалимском форуме: Представители трех религий за мир на Ближнем Востоке». Впосл. Св. землю посетили многочисленные паломнические группы, организованные П. П. о. 22 мая 1992 г. Президиум Верховного Совета РФ принял постановление восстановить историческое имя - ИППО и рекомендовал правительству принять необходимые меры по практическому восстановлению и возвращению об-ву его имущества и прав. 14 мая 1993 г. председатель Совета Министров правительства В. С. Черномырдин поручил МИД «провести с участием Госкомимущества России переговоры с израильской стороной о восстановлении права собственности Российской Федерации на здание Сергиевского подворья (г. Иерусалим) и соответствующий земельный участок. По достижении договоренности оформить указанные здание и земельный участок как государственную собственность Российской Федерации, передав в соответствии с рекомендацией Президиума Верховного Совета Российской Федерации (постановление от 25 мая 1992 г. 2835-I) квартиру в здании Сергиевского подворья в бессрочное пользование» П. П. о.

http://pravenc.ru/text/2578717.html

Собрание древних литургий (2007) – Собрание древних литургий восточных и западных. Анафора: евхаристическая молитва/Сост. А. В. Белоусов. М.: Даръ, 2007. Успенский (2006) – Успенский Н. Д. Византийская литургия: историко-литургическое исследование. Анафора: опыт историко-литургического анализа. М.: Издат. Совет Русской Православной Церкви, 2006. Шмеман (1992) – Шмеман А. , протопр. Евхаристия. Таинство Царства, М.: Паломник, 1992. Anaphorae syriacae (1939–1981) – Anaphorae syriacae: Quotquot in codicibus adhuc repertae sunt. Vol. 1–3. Roma: Pontificium Inst. Orientalium Studiorum, 1939–1981. Hanggi, Pahl (1968) – Hanggi A., Pahl I. Prex Eucharistica: Textus e variis Liturgiis antiquoribus selecti. Freiburg, Éditions universitaires, 1968. P. 101­–141. (Spicilegium Friburgense. 12). Kallistos Ware (2005) – Kallistos (Ware), bishop. Not an Image or a Figure: St. Nicolas Cabasilas on the Eucharistic Sacrifice//Le Feu sur la terre. Mélanges offerts au Père Boris Bobrinskoy pour son 80e anniversaire. Paris: Presses Saint-Serge-Institut de théologie orthodoxe, 2005. P. 141–153 (Analecta Sergiana. Vol. 3). Mantovanis (1984) – Mantovanis P. C. The Eucharistic Theology of Nicholas Cabasilas. PhD Thesis. Oxford: University of Oxford, 1984. Metso (2010) – Metso P. J. Divine Presence in the Eucharistic Theology of Nicholas Cabasilas. Joensuu: University of Eastern Finland, 2010. (Diss.). Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio/éd. S. Salaville//SC. 4 bis. 21967. P. 56–307. Tsirpanlis (1976) – Tsirpanlis C. N. The Liturgical and Mystical Theology of Nicholas Cabasilas. Athens, 1976. P. 348–351. γγελπολος (1965) – γγελπολος . περ τς Θεας Εχαριστας ς θυσας κα γιασμο διδασκαλα το Νικολου Καβσιλα//ρθδοξος πιστασα. 1965. 123–125. Σ. 22, 30–31, 36–38. Τρεμπλας (1935) – Τρεμπλας Π. Ν. Α τρες λειτουργαι κατ τος ν θναις κδικας. θναι: Μ. Πατριαρχικ Επιστημονικ Επιτροπ, 1935. 243 σ. 2 См.: «[…] πρ τς οκουμνης· πρ τς γας, καθολικς κα ποστολικς κκλησας· πρ τν ν γνε κα σεμν πολιτε διαγντων […] κα πντων κα πασν» [Τρεμπλας, 1935, 120–121].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

24 . Тиллих П. Избранное: Мужество быть. Пер. с англ. – М.: Юрист, 1995. – 479 с. – (серия «Лики культуры») 25 . Тиллих П. Систематическое богословие. Пер. с англ. – СПб.: «Алетейя», 1998. – 500 с. 26 . Тиллих П. Избранное: Теология культуры. Пер. с англ. – М.: Юрист, 1995. – 479 с. 27 . Трубецкой Е.Н. Избранное/Сост., послесловие и комментарии В.В. Сапова. – М.: Канон, 1995. – 480 с. 28 . Философский словарь/Под ред. М.М. Розенталя. – 3-е изд. – М: Политиздат, 1975. – 496 с. 29 . Флоровский Георгий , прот. Восточные отцы V–VIII веков: [Из чтений в православном богословском институте в Париже]. – Репринт. изд. – М.: Паломник, 1992. – 260 с. 30 . Франк С.Л. С нами Бог. – М.: ООО « Издательство АРТ», 2003. – 750 с. 31 . Христианство : Энциклопедический словарь: в 3т./Ред. кол.: С.С. Аверинцев и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 32 . Цветков Игорь, протоиерей. Проблема соотношения бытия и небытия/Под общ. ред. проф. Н.М. Солодухо. По материалам всероссийского семинара. Казань: Изд. Казан. гос. техн. университета, 2004. – 140 с. 33 . Цветков Игорь, протоиерей. Богословское и философское понимание Ипостасности//Материалы Казанской юбилейной историко-богословской конференции «Современный мир и богословские науки»: Издательство Казанской Духовной семинарии. – Казань, 1999. – 179 с. 34 . Яннарас Христос . Вера церкви. Введение в православное богословие/Пер. с новогреческого Г.В. Вдовиной под редакцией А.И. Кырлежева. – М.: Центр по изучению религий, 1992. – 232 с. 35 . Patrologiae cursus completus... Ser. graeca/Accurante J.-P Migne. – Paris, 1858. – T.36. – 1366 стб. Gregorius Nazianiensus. Opera, guae, exstant, omnia, T.2. – 223 c. 36 . Patrologiae cursus completus. Ser. graeca/Accurante J.-P Migne. – Paris, 1857. – T.32. – 1524 стр. Basilius Caesariensis episcopus. Opera, omnia, guae, exstant. T.4. – 381 c. Церковная история Елдашев А.М. Седмиозерная Богородичная пустынь I. Основание пустыни Есть места, которые сами по себе не ознаменованы чем-либо могущим поразить воображение с первого взгляда, но они оставляют в сердце глубокое впечатление, потому что оно проникает постепенно и уже более не может изгладиться. Такова Седмиозерная Богородичная пустынь...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Кроме того, в ИПЦ существовали служения «пророков» (Деян 15. 32) и 7 диаконов (Деян 6. 3-6). Сохранилась ли группа из 7 диаконов после казни одного из них (Стефана) и последовавшей за этим 1-й волны гонений или исчезла, неизвестно. Во всяком случае отождествлять этих диаконов со священным чином последующей христ. традиции не вполне правомерно (подробнее см. ст. Диакон ). Состав общины В кн. Деяний приводятся значительные цифры роста численности ИПЦ (ок. 3 тыс. новокрещеных в Деян 2. 41; ок. 5 тыс. уверовавших в Деян 4. 4; неск. тысяч «ревнителей закона» в ИПЦ в Деян 21. 20), достоверность к-рых долгое время оспаривалась. Однако, если принять во внимание, что только постоянное население Иерусалима в ту эпоху могло составлять до 120 тыс. чел., цифры становятся вполне реальными ( Reinhardt. 1995). Состав общины отличался весьма многообразной социальной стратификацией. Помимо галилейских рыбаков в нее входили бывшие домовладельцы (Деян 4. 36-37; 5. 1) средней руки (имевшие слуг) (Деян 12. 12-17), священники Иерусалимского храма (Деян 6. 7), левиты (Деян 4. 36), а также множество женщин (Деян 1. 14; 5. 14; 6. 1; 8. 3; 22. 4). Вероятно, с первых дней существования Церкви в христианство обращались целыми семьями (ср. «крещения домов» в кн. Деяния св. апостолов). Хотя одним из наименований состава ИПЦ могло быть определение «нищие», по свидетельству автора книги, «не было между ними никого нуждающегося» (Деян 4. 34). В этническом отношении ИПЦ также не была единой. Выделялись 2 большие группы - «евреи» и «эллинисты» (Деян 6. 1). В наст. время общепризнано, что это различие относится прежде всего к языку, т. е. указывает на семито- и грекоязычных христиан общины ( Hill. 1992). Рассказ о Пятидесятнице в кн. Деяний показывает, что в общине было множество паломников-евреев из диаспоры. Упоминаются и бывш. язычники (напр., Николай Антиохиец). Общинная жизнь и богослужение Согласно кн. Деяний, члены ИПЦ имели общее имущество и жили как одна большая семья (Деян 2. 44; 4. 32). Желавшие присоединиться к Церкви продавали свои земли и вырученные деньги приносили апостолам (Деян 2. 44-45; 4. 32 - 5. 11). На эти средства, а также за счет пожертвований, к-рые присылали христ. общины диаспоры (Деян 11. 29-30; 12. 25), устраивались ежедневные раздачи необходимого для жизни (Деян 6. 1). Хотя большинство ученых оценивают эти сведения как пример социальной утопии, идея обобществления имущества и ее практическое воплощение были известны в античном мире (см.: Plat. Crit. 110D; Idem. Resp. 3. 22. 416D; 5. 10. 462C, 464D; Idem. Leg. 5. 737C; Philo. Apol. 11. 4-11 (о ессеях); Epict. Diss. 3. 24. 68; Iambl. Pythag. 18. 30; 30. 167 (о пифагорейцах)). Напр., широкое хождение имели такие пословицы, как «У друзей все общее» или «Друзья - одна душа» (см.: Mitchell. 1992). Вероятно, под влиянием эллинистической культуры в Палестине еще в дохрист. эпоху идеал братской жизни нашел воплощение в практике кумранитов (ср.: 1QS 6. 13-23).

http://pravenc.ru/text/293788.html

Помню, о. Павел был уставщиком, заведовал переплетной мастерской, библиотекарем был долгое время. Я всегда встречал в нем желание понять, войти в положение, сопереживание, сострадание, даже на какие-то бытовые свои нужды находил у него отклик, он шел навстречу. Я был дневным дежурным по храму, а он – помощником благочинного. Здоровье у меня было слабое, разные немощи одолевали, астма допекала сильно, да и послушаний хватало – и на книжном складе, и на письма отвечал в тюрьмы, рассылал литературу, ездил на почту и прочее. Были и другие помощники благочинного, но там все было очень жестко: «Нет, некем заменить», или незабываемое: «Так ты же недавно уже болел». А к о. Павлу подходишь: «Батюшка, плохо очень себя чувствую, прошу немного дать отдохнуть, подлечиться». И он доставал свой маленький блокнотик, там были микроскопическим почерком скрупулезно вписаны фамилии, имена – что-то ручкой, что-то карандашом. «Да, да, сейчас мы кого-то поищем, подменим, да, конечно, отдохни, подлечись». Ясно, что это доставляло ему некое неудобство, ложилось на его плечи: надо кого-то найти на замену, и еще неизвестно, сможет человек или не сможет. Я всегда это вспоминал с благодарностью: для болезненного человека важно, когда его понимают, снисходят к немощи. Помню, когда нужно было сделать выговор, он делал это без гнева, а так, чтобы человек понял и усовестился, чтобы не на страхе попытался исправиться, а на совести. Один брат рассказывал: в 1992 г. у него было послушание пономаря, и ему надо было пробовать вино перед Проскомидией – не скисшее ли. Когда он спросил у о. Павла, можно ли после этого есть просфору, тот ответил, что нельзя. И брат этот огорчался, так как вино он пробовал в 5 часов утра, а просфору можно было съесть только в 9, по окончании литургии. Может быть, со временем о. Павел стал мягче, снисходительнее, а тогда была строгость первой пастырской ревности. Вспоминаются воскресные беседы, которые он периодически проводил в 1992–1993 гг. Он любил читать старца Силуана, открывал книгу и зачитывал некоторые места. Видно было, что он это глубоко переживал, жил этим. Хотя старец Силуан был из простых монахов, но его книга по глубине сравнима с трудами преподобного Симеона Нового Богослова . И о. Павел старался донести это до людей. Но паломники – разношерстная публика, приезжавшая на несколько дней, – жили совершенно другими заботами. В то время страна переживала такие крахи, инфляцию, неразбериху, – их чаще интересовали более конкретные практические вопросы. Люди слушали чтение довольно вяло и оживлялись, когда уже можно было спрашивать.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Филарет, митр. Московский. Творения. Слова и речи. Т. 2. Сл. 34. М., 2005. С. 128). А вот что написано в «Откровенных рассказах странника»: «Первое наставление в изречении Апостола о молитве есть то, что он поставляет дело молитвы прежде всего: «Молю прежде всех творити молитвы». Много дел благих, которые требуются от христианина, но дело молитвы должно быть прежде всех дел, потому что без нее не может совершиться никакое другое дело благое. Не можно без молитвы найти путь ко Господу, уразуметь истину, распять плоть со страстьми и похотьми, просветиться в сердце светом Христовым и спасительно соединиться без предварительной, частой молитвы» (Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Рассказ 1. С. 21). 69 Преп. Исихий. Добротолюбие. Т. 2. К Феодулу о трезвении и молитве. § 97. СТСЛ., 1992. С. 177. 87 См.: Пентковский А.М. Кто же составил оптинскую редакцию рассказов Странника?//Символ. 32. С. 262. 95 «Еще в миру я «Странника» прочитал и по «Страннику» стал молиться. И как в Пантелеимоновом жил (на Афоне), так все по «Страннику» и молился» (Беседа со схимонахом Никодимом об Иисусовой молитве.//Непрестанно молитесь! М., 1992. С. 75). 97 Молитвенный дневник старца Феодосия Карульского. Предисловие. С-Пб. 1997. С. 4. Сначала схимонах Феодосий совершал 100 четок, т.е. 10 тысяч Иисусовых молитв, «два часа сидя, два часа ходя, два часа стоя» (Беседа со схимонахом Никодимом об Иисусовой молитве.//Непрестанно молитесь! С. 75), а затем довел счет молитв до 12 тысяч, как у «Странника», совершая «с вечера, после ужина, 20 четок (2000 молитв); на утрени столько же (после четырехчасового ночного отдыха); на часах столько же (после двухчасового утреннего отдыха); после чая утреннего до обеда – столько же (после часового отдыха) после обеда столько же и, наконец, за вечерню – столько же до ужина. Правило совершал в разном положении тела: по три четки и сидя, и стоя, и ходя» (Молитвенный дневник старца Феодосия Карульского. 1 августа. С. 10). 99 Ср.: «После обеда читали о молитве Иисусовой из: 1) “Странника” (изд. 3-е, 1884), 2) “Русского Инока”, 3) Добротолюбия, и 4) из писем Еп. Феофана по вопросу: кому можно и кому нельзя заниматься “художественной” молитвой по Добротолюбию» (Молитвенный дневник старца Феодосия Карульского. 30 августа. С. 31). 103 К примеру, свят. Игнатий Брянчанинов считал, что «житие Василиска есть евангельское, мудрова­ние его евангельское, очищенное и просвещенное» (См.: Полное собрание писем. Т. 2. Переписка с монашествующими. М.: Паломник. 2011. Переписка с П.П. Яковлевым. 10. С. 577). Конечно, он не был лично с ним знаком (когда умер старец ему было всего лишь 17 лет), однако знал и дружил с бли­жайшими его учениками (см.: свят. Игнатий Брянчанинов . Слово о смерти. М., 1993. С. 75).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Родился 20 января 1952 года в Славгороде Алтайского края. В 1969–1970 гг. работал художником-конструктором на Павлодарском тракторном заводе. Окончил Свердловский архитектурный институт (1976) и Высшие курсы сценаристов и режиссеров (1981, мастерская Н.С. Михалкова). Был ассистентом режиссера на фильмах Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979) и «Родня» (1981). С 1978 года работал на Свердловской киностудии художником-постановщиком, а с 1983-го – режиссером-постановщиком. С 1992 года – художественный руководитель студии «Рой», сопродюсер своих последних картин. Поставил фильмы: «В стреляющей глуши» (1985), «Зеркало для героя» (1987), «Рой» (1990), «Спальный вагон» (1990), «Патриотическая комедия» (1992), «Макаров» (1993), «Мусульманин» (1995), «72 метра» (2003), телесериал «Гибель империи» (2004), документальный телесериал «Паломничество в Вечный город» (2006), «1612» (2007), «Поп» (2009), телесериалы «Достоевский» (2011, 8 серий) и «Бесы» (2014, 4 серии), «Наследники» (2015), «Демон революции» (2017, 6 серий), «Меморандум Парвуса» (2018, 8 серий), «Ленин. Неизбежность» (2019) и др. С 1995 года ведет режиссерскую мастерскую во ВГИК; с 1999-го – режиссерско-сценарную мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссеров (совместно с П. Финном, В. Фенченко). С 2009 года – заведующий кафедрой кинорежиссуры во ВГИК. Призер отечественных и международных фестивалей. Лауреат национальных премий «Ника» за лучший игровой фильм и за лучшую режиссуру (1993); «Золотой орел» за лучший игровой фильм (2004), за лучший мини-сериал (2005); «ТЭФИ» за лучшую режиссуру телевизионного художественного фильма/сериала (2005), сценарист телевизионного документального фильма/сериала (2006). Действительный член Национальной академии кинематографических искусств и наук России и Российской академии кинематографических искусств. С 26 июля 2010 года – член Патриаршего совета по культуре (РПЦ). С 2016 года – член Общественного совета при Министерстве культуры РФ. С 2017 по 2020 год – член Общественной палаты РФ. В 2019 году награжден орденом Почёта.

http://fest.radonezh.ru/2024/01/17/zhyur...

По утверждению папы Дамаса I, конфликт между группировками рим. христиан сопровождался мятежами (seditio) и даже убийствами (caedes). Император выслал М. из города, но вражда не утихла и при еп. Евсевии, к-рый также подвергся ссылке; вместе с ним был изгнан его главный противник Гераклий. Ссылку епископов не следует рассматривать как возобновление репрессий против христиан, т. к. Максенций лишь стремился восстановить общественный порядок ( Duchesne. 1910. P. 96; Caspar. 1930. S. 101-102; Kriegbaum. 1992. P. 40-43; Curran. 2000. P. 65; Castelli. 2013. P. 806). По мнению Каспара, в 235 г. подобным образом поступил имп. Максимин I Фракиец , который изгнал из столицы еп. Понтиана и его соперника Ипполита ( Caspar. 1928. S. 331). Вероятно, меры, принятые Максенцием, способствовали прекращению конфликтов после избрания папы Мильтиада в 310 г. (согласно Тёрнеру, Каспару и Дейвису) или в 311 г. (согласно Дюшену и Барнсу). Только тогда Римской Церкви было возвращено имущество, конфискованное во время гонения, прежде всего молитвенные здания (Breviculus conlationis cum Donatistis. III 18. 34//Gesta conlationis Carthaginiensis anno 411. Turnhout, 1974. P. 299; см.: Kriegbaum. 1992. P. 48-49; Green. 2010. P. 219). Почитание Поминовение еп. Маркеллина, указанное в календаре «Depositio episcoporum» под 15 янв., обычно связывают с М. По свидетельству папы Дамаса I, понтифик скончался в изгнании. Скорее всего его останки были перенесены в Рим, т. к. в Иеронимовом мартирологе под 16 янв. указано: «...в Риме, на Соляной дороге, на кладбище Присциллы, погребение св. епископа Марцелла» (MartHieron. Comment. P. 42). О том, что М. был похоронен на кладбище Присциллы, упоминается в Liber Pontificalis и в «Страстях св. папы Марцелла». Согласно паломническим итинерариям VII в., гробница М. находилась в базилике вместе с захоронениями Римских пап Сильвестра I , Сириция и Келестина I . В соч. «Notitia ecclesiarum urbis Romae» (2-я четв. VII в.) сохранилось описание «церкви св. Сильвестра, в которой почивает множество святых...

http://pravenc.ru/text/2562318.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010