Пребывай в молитве: Господь любит постоянного молитвенника и являет ему щедроты Свои (25,284). Одному безмолвствующему в пустыне, когда он прилежно молился, явились демоны и в продолжение двух недель играли им, как мячом, бросали его вверх и подхватывали его на рогожу, однако же никак не могли отвлечь ум его от пламенной молитвы (44,194). В одно время вошел ученик к авве Виссариону в келлию и застал его стоящим на молитве. Руки его были простерты к небу, и он оставался в этом положении 14 дней. После того призвал он ученика и сказал: «Следуй за мной». Они шли по пустыне, почувствовав жажду, ученик сказал: «Авва, я хочу пить». Старец взял его милоть, отошел на вержение камня и, сотворив молитву, принес милоть, полную воды (74,51). ЧЕТВЕРГ. Лк. Зач. 57. (11,14–23) О БОРЬБЕ С ДЕМОНАМИ Сатана сам по себе не может ни в ком быть виновником греха; но пользуясь иногда естественно происходящими движениями, а иногда и запрещенными страстями, через них старается не бодрствующих над собою вводить в дела, свойственные страстям…. Бывает же сие с теми, которые по нерадению оставляют в себе невозделанными естественные семена добра (5,213). Брань с теми, которые предали себя миру, враг презирает частью потому, что весьма многие из них произвольно стремятся к поражению, будучи уловляемы в грех различными удовольствиями и доставляя противнику нетрудную над собою победу; частью же потому, что, по-видимому и противящиеся несколько греху, разными развлечениями легко бывают уклонены от борьбы, обращая хребет и неослабно поражаемые, несут на себе позорные знаки одержанной над ними победы (5,344). Никто да не осмеливается сопротивное ополчение обратить в бегство, не взяв в руки апостольское всеоружие Божие – облецитеся во вся оружия Божия ( Еф. 6,11 ). И, конечно, всякому (должен быть) известен способ Божественного оного вооружения, которым апостол стоящего перед дружиною врагов делает неуязвимым сопротивным стрелам. Ибо, разделив добродетели на виды, каждый вид добродетели апостол соделал особенным оружием, пригодным для нас в каждом обстоятельстве. С верою соплетши и соткав справедливость, вооружаемому уготовляет броню, прекрасно и безопасно ограждая воина тою и другою. А если вера и справедливость отделена одна от другой, то броня не может соделаться безопасной для того, кому вручается, и вера без дел правды недостаточна ко спасению, а также справедливость жизни для спасения небезопасна сама по себе, не сопряженная с верою (15,350).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Скачать epub pdf Седмица 28-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Лк. Зач. 97. (19,37–44) О ПРОСЛАВЛЕНИИ БОГА Посей славословие Бога, чтобы пожать венцы, и почести, и похвалы в Царстве Небесном (1,213). Когда Бог прославляется и благословляется людьми, тогда Он обыкновенно подает обильнейшее благословение Свое тем, ради которых Сам благословляется (35,309). Чтит и прославляет Бога, кто исполняет волю Его, а бесчестит Бога, кто преступает закон Его (3,310). Не будем считать хвалу делом маловажным, но прежде пусть возносит ее жизнь наша и прежде языка пусть взывает наше поведение. Тогда и молча мы можем хвалить Бога и, взывая, будем совершать стройную песнь жизнью (36,322). Не иначе возможно Богу прославляться в человеке, как разве когда добродетель его свидетельствует, что причина благ в Божием могуществе (14,421). Если бы не было обещано и никакой награды, то удостоиться славить Бога само по себе было бы славою (40,577). Слава Богу воздается и тогда, когда мы живем в союзе и единении, когда единодушно благословляем Бога, переносим того, кто немощнее нас, и не презираем отторгающегося члена (40,820). Если мы будем воздавать Богу честь, то чрез это себе самим доставим честь. Подобно тому как человек, который открывает глаза для того, чтобы видеть солнечный свет, себе самому доставляет пользу чрез это, удивляясь красоте этого светила, а не ему что-нибудь дает, потому что не делает его чрез это более светлым… оно остается тем же самым. Так точно и даже гораздо больше (бывает, когда прославляем) Бога. Кто с удивлением взирает на Бога и воздает Ему честь, тот снискивает самому себе спасение и получает величайшую пользу… Каким же образом, спросят, Бог прославляется, если Он ничего не приемлет от славы, нами воздаваемой? Таким же, как говорится о Нем, что Он терпит голод и жажду: все наше Он присвояет Себе, чтобы, по крайней мере, этим привлечь нас, – принимает и почести, и обиды, чтобы хотя бы этим внушить нам страх, а мы, несмотря на это, не приближаемся к Нему (42,648). В теле прославляет Бога тот, кто не предается блуду, кто не пресыщается, кто не печется о внешнем украшении, кто настолько показывает заботливости о себе, насколько это нужно только для здоровья; кто не прелюбодействует, равно как и та, которая не намащает себя благовониями, не расписывает красками своего лица, которая довольна тем видом, каким наделил ее Бог, и ничего не прибавляет к тому искусственного (42,649).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

СРЕДА. Мф. Зач. 60. (14,35–15,11) О ПОСТЕ Ты хочешь питать тело? Оставь же лишнее, давай ему необходимое, не нагружай его слишком, чтобы не потопить (43,246). Пост отражает искушения, умащает подвизающихся в благочестии, он – сожитель трезвости, делатель целомудрия… Пост – добрая стража души, надежный сожитель телу, оружие людей доблестных, училище подвижников… Пост в бранях совершает дела доблестные, во время мира учит безмолвию (4,10). Пост предпосылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями при восхождении горе… Пост – приращение домов, матерь здравия, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешественников, надежный сожитель супругам (4,12). Пост – благообразие города, благоустройство торжища, мир домов, спасение имущества (4,18). Охранители жизни нашей – Ангелы, деятельнее пребывают с теми, кои очистили душу постом (4,21). Приимите пост, здоровые, – это охранитель вашей телесной крепости… Приимите пост, больные, – это матерь здравия (4,26)… Пост не есть сам по себе благо, или сам по себе необходим; он с пользою соблюдается для приобретения чистоты сердца и тела так, чтобы, притупив жало плоти, человек приобрел умиротворение духа; он не есть благо неизменно и всегда… он иногда обращается даже в погибель души, если не благовременно соблюдается. Но и то не есть существенное зло, что кажется противным ему, т. е. приятное по природе своей вкушение пищи, которое нельзя считать злом, если с ним не соединяется невоздержанность, сластолюбие или другие какие-либо пороки, потому что не входящее во уста сквернит человека ( Мф. 15,11 ) (50,550). Пост, возлюбленные, радует Ангелов – хранителей наших, потому что посредством поста и молитвы мы делаемся их сродниками… Посту… радуются святые пророки, о нем ликуют апостолы и мученики, потому что все они с неумолимою ревностью подвизались в посте… Посту радуется и Христос, Господь наш, если только постимся с любовью, надеждою и верою (25,108). Сам Спаситель наш содержал пост и научил нас, как должны мы поститься, вести брань с лукавым и одолевать сатану… Будем и мы содержать пост сей ревностно, как научены Господом нашим, чтобы некогда иметь нам часть в Царстве Его (44,202).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

93) Примечания: 258. Digest, XXIII,2,1. Ср. Basilic. XXVIII,4,1, - Номоканон в XIV титулах, XII,13. Синтагма Властара, Г,2 (Аф. Синт., I,271; VI,153). Кормчая, гл.48, гр.4,1 (упом. изд., II,86). 259. Православное исповедание, I,115. 260. Ср. выше стр.215-16. 261. Тимофея Александр. 11; Номоканон при Б. Требнике, пр.53; Никифора Исповедника правило 153; 64-й канонич. ответ Вальсамона александрийскому патриарху Марку (Аф. Синт., IV,495). - Ср. Justin. nov. XXII, 16,1; Leon. Philos. nov XXX (Zachariae, Jus gr.-rom., III,114); Leon Kaz. IV nov. (там же, III,53-54); Синт. Властара, Г,4 (Аф. Синт., VI,156); Кормчая, гл.48, гр.39 (упом. изд., II,168). 262. См. выше стр.121-2. 263. Cod Justin, V,17,9: Si constante matrimonio, communi consensu tam mariti quam mulieris, repudium sit missum... licebit mulieri non quinquennium expectare, sed post annum ad secundas nuptias convolare. 264. Номоканон в XIV титулах, XIII,4 (Аф. Синт., I,294). 265. Cod. Theod., III,16,1,2; Cod. Justin., V,17,8,9. 266. Nov. XXII, c.3,4: de nupt. 267. Nov. XVII, c.8,9,12; nov. CXXXIV, c.11. 268. Nov. II (Zachariae, III,6). 269. Кормчая, гл.48, гр.11,4 (упом. изд., II,104). 270. Cod. Theod., III,16,1. 271. См. законы: Юлиана 363 г., Гонория, Феодосия и Константина 421 г., Феодосия II и Валентиниана III 449 г. и Анастасия 497 г. (Cod. Theod., III,13,2 и 16,2; Cod. Justin., V,17,8,9). 272. Nov. CXVII, c.8,12. Basilic. XXVIII, 7,1,3,5. 273. Nov. CXXXIV, с.11; Basilic. XXVIII,7,6. 274. XIII,4 (Аф. Синт., I,294-296). Кормчая, гл.44, гр.13,14 (упом. изд., II,61-63). Синт. Властара, Г,13 (Аф. Синт., VI,176-177). 275. См, толкование Вальсамона на 5-е Ап. правило, Зонары на 87-е трул. правило и Аристина на 9-е правило Василия Вел. (Аф. Синт., II,8,506; IV,123). См. Кормч., гл.21 (упом. изд., I,229). 276. Кормчая, гл.48, гр.11; гл.49, зач.2,9 (упом. изд., II,103 и сл.,179). Ср. новеллу XXXI имп. Льва Философа (Zachariae, III,115-116), а также закон 1187 г. имп. Исаака Ангела (Аф. Синт., V,321-323). 277. Ср. архим.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1316...

Крест наш состоит в страхе Господнем. Посему, как распятый не может двигать членов своих или обращать их как бы ему хотелось, так и мы свою волю и желание должны направлять не к тому, что приятно нам и что льстит нашим похотям, но по закону Господа, с Которым мы сораспялись; и как пригвожденный ко кресту не думает о настоящем и предметах своей страсти, не заботится о завтрашнем дне, не желает владений, не гордится, не спорит, не ревнует, не скорбит о настоящих, не помнит прошедших обид, но считает себя умершим для всего вещественного, думает только о том, куда он пойдет через несколько минут, – так и мы, пригвоздившись к страху Господню, должны умереть всему, то есть не только для плотских пороков, но и для всего мирского, и обратить внимание туда, куда можем в каждую минуту переселиться, ибо таким образом мы можем умертвить все наши похоти и плотские страсти (50,44). Несение креста значит то, чтобы мы были настроены к перенесению опасностей… готовые к претерпению (страдания) и ежедневной смерти, все делая так, как если бы уже не надеялись, что наша жизнь не угаснет до наступления вечера (34,911). Всякий раз, как ограждаешь себя… знамением (креста), преисполни свое чело великим дерзновением: грудь, очи и всякий член представь в качестве угодной Богу жертвы: в этом состоит разумное служение Богу (34,913)… Крест – символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, основание святости (34,915). НЕДЕЛЯ 7-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. Мф. Зач. ЗЗ. (9,27–35) О ВЕРЕ Вера есть матерь всякого доброго дела, и ею человек достигает исполнения на себе обетовании Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа, по написанному: без веры невозможно угодить Богу ( Евр. 11, 6 ) (23,184). Оскорбительно для веры не в сердце ее иметь, но поставлять в каком-нибудь цвете. Краску не трудно смыть, а я люблю то, что проникло в глубину (11,362). Основание веры – духовная нищета и безмерная любовь к Богу (30,330). Вера есть щит, который, отражая раскаленные стрелы похоти, умерщвляет ее страхом будущего суда и верованием Царству Небесному (50,284).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Глава 5 Зач. 19. Исцеление бесноватого в стране Гадаринской. Читается в четверг 14-й недели по Пятидесятнице. Повествование о чуде исцеления Иисусом Христом бесноватого в стране Гадаринской находится и в Евангелии Матфея ( Мф.8:26–4 ). Но здесь у евангелиста Марка оно отличается особенными подробностями. Мк.5:1 . И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. Это было после укрощения бури (чит. 4 гл. 35–41). На другой берег моря. Море это – Галилейское (иначе Тивериадское или Геннисаретское озеро. Чит. о нем в объясн. 16 ст. 1 гл.). Другой берег, это – юго-восточный берег от Капернаума (4 гл. 1 ст.). В страну Гадаринскую. Так названа местность, где лежал город Гадара ( Лк.8:26 ). У еванг. Матфея названа она Гергесинской от г. Гергесса или Гераза, лежавшего недалеко от Гадары. Из этого мы ясно видим, что Евангелисты при написании Евангелий не входили в предварительные соглашения между собой, иначе они называли бы здесь один и тот же город. Так равно и другие, – заметим кстати, – встречающиеся, по-видимому, разноречия в Св. писании свидетельствуют не против, а за божественное вдохновение свящ. писателей. Мк.5:2 . И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его из гробов человек, одержимый нечистым духом, У еванг. Матфея говорится об исцелении двух бесноватых, а Марк говорит об одном; является, по-видимому, разноречие. Но тут нет разноречия, потому что, говоря об исцелении одного, Марк не исключает другого. Предполагают (напр. блаж. Августин), что собственно исцеленных бесноватых было два, но что один из них был особенно известен, может быть, как житель самого города Гадары, или как наводивший на всех большой страх, и поэтому исцеление сего несчастного произвело сильное впечатление и прославило Иисуса Христа; тогда как другой был неизвестен и не так страшен, и потому исцеление его, при том первом, не обратило на себя особенного внимания. Подобное повествование встречается у евангелистов относительно двух, распятых со Христом, разбойников: Матфей и Марк вообще говорят, что оба разбойника поносили Христа ( Мф.27:44 ; Мк.15:32 ); Лука же определеннее говорит, что только один из них ругался над Спасителем ( Лк.23:39–43 ). Человек, одержимый нечистым духом (в духе нечисте). О бесноватых чит. в объясн. 23 ст. 1 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Псалом (ст. 11). Внегда сокрушахуся кости моя, поношаху ми врази мои, внегда глаголати им мне на всяк день: где есть Бог твой? Толк. Во время спасенные страсти Его поношаху Христу и на кресте висящу: аще Сын еси Божий, сниди со креста, и прочая; а прежде страсти беспристанно стязахуся с Ним и гоняху Его неблагодарные. О сем Евангелие свидетельствует. Псалом (ст. 12). Вскую прискорбна еси, душе моя, и Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лицу моему и Бог мой. Толк. Всяк правоверный в гонении не скорби и душу свою страхом Божиим ограждай, уповая на Бога и призывая в помощь к себе; крепко молися тогда убо, яко Иулиан великомученик во огни стоя моляся, даже изменися в молитве образ его. Тако подобает и всякому страждущему к Богу изливати душу свою о Христе Исусе Господе нашем. Псалом 44-й Псалом (ст. 2). Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви: язык мой трость книжка скорописца. Толк. Кое слово благо отрыгну сердце пророче и коему царю дела глаголет языком, яко тростию скоро пиша книги? Яве есть, яко назнаменуя Царю небесному вочеловечение, издалеча уразумев Святым Духом, сице рече. Псалом (ст. 3). Красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах твоих. Сего ради благословится Бог во веки. Толк. Христос Бог наш краснейше добротою паче всех человек, егоже доброты и красоты небеса не вместят. Излияся благодать во устнах Его, и Лука Евангелист свидетельствует, зач. 4: дивляхуся народи о словесех благодати, исходящих из уст Исусовых. Сего ради благословен Богом во веки, понеже истинный Сын Отца благословенного. Псалом (ст. 4). Препояши оружие свое по бедре твоей сильне. Толк. Которое оружие пророк глаголет во Христе и кого стрелял Господь наш? Яве есть, яко непобедимую силу Его Божественную глаголет. Застрелил и победил шуяго, и некрепкого и мрачного диавола и аггелов его. Псалом (ст. 5). Красотою твоею и добротою твоею и наляцы и спей, истинны ради и правды, наставить тя дивно десница твоя. Толк. Силен-де Ты, Христе, наляцая налячеши лук свой на скипетр сатанин и спешно-де сотвори добротою Твоею красною, испровергше диявола; царствуй над грехом, кротости ради и правды истинныя; наставит тя дивно десница твоя. Мудро Господь диавола-того победил, братия; обманул его, яко рыболов рыбу удицею подцепил. Евсевий Самосадский пишет: якоже льщение ловец на уду вонзе рыбу уловляет, тако и Христос плоть облече на Божество, утаився, диавола уловил. Дурачищо болшо, не Адама в породе снедном обмануть! Сам, что собака бешеная, в петлю попал! Да ладно так Христос Сын Божий сделал, – заколол его древяным копием, еже есть трисоставным крестом, и нам приказал тем же крестом его побеждать и власть дал наступати на змию и на скорпию и на всю силу вражию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Братие, егоже любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. Аще наказание терпите, якоже сыновом обретается вам Бог . Который бо есть сын, егоже не наказует отец? Аще же без наказания есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове. К сим, плоти нашей отца имехом наказателя, и срамляхомся: не много ли паче повинемся Отцу духовом, и живи будем? Они бо в мало дней, якоже годе им бе, наказоваху нас, а Сей на пользу, да причастимся святыни Его. Всякое бо наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученым тем воздает правды. Темже ослабленныя руки, и ослабленная колена исправите. И стези правы сотворите ногами вашими: да не хромое совратится, но паче да исцелеет. Аллилуия, глас 4. Стих 1: Одержаша мя болезни смертныя, и потоцы беззакония смятоша мя. Стих 2: Болезни адовы обыдоша мя, предвариша мя сети смертныя. И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия, Господа Бога молим. Евангелие от Луки, зач. 16 (4, 37–44). Во время оно, вниде Иисус в дом Симонов, теща же Симонова бе одержима огнем велиим, и молиша Его о ней. И став над нею, запрети огню, и остави ю: абие же воставши служаше им. Заходящу же солнцу, вси елицы имеяху болящия недуги различными, привождаху их к Нему: Он же на едином коегождо их руце возложь, исцеляше их. Исхождаху же и беси от многих, вопиюще и глаголюще: яко Ты еси Христос Сын Божий. И запрещая не даяше им глаголати, яко ведяху Христа Самаго суща. Бывшу же дни изшед иде в пусто место: и народи искаху Его и приидоша до Него, и держахуся Его, да не бы отшел от них. Он же рече к ним: яко и другим градовом благовестити Ми подобает Царствие Божие, яко на се послан есмь. И бе проповедая на сонмищах галилейских. Песнь 7 Ирмос: Божия снисхождения: Милостиве Господи, помилуй рабов Твоих. Опаляет пещь безмерных болезней, и сжигает мя непрестанно огневиц губительных пламень безстуднейший: но росою милости Твоея, Спасе, прохлади поюща: благословен, Бог отец наших. Милостиве Господи, помилуй рабов Твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Оставльше заповедь Божию, держите (держитесь) предания человеческая и пр. У Евреев часто выходило так, что они ставили вымышленное ими предание выше заповедей закона Божия, когда, например, не исполняя в точности заповедей, до мелочей держались предания и придавали ему более важности, чем самым заповедям,– добре отметаете (хорошо ли, что вы отменяете) заповедь Божию, да предание ваше соблюдете (чтобы соблюсти свое предание)? Например, Моисей бо рече (ибо Моисей сказал): чти отца и пр. Эти слова Спасителя объясняются следующим образом: Иудеи имели обычай посвящать Богу разные предметы из своего имущества, и закон требовал, чтобы таковые предметы; если они обещаны для принесения в дар Богу, непременно принесены были ( Втор.23:21–23 ). Вследствие сего образовалось у них такое предание, что так как дар Богу важнее, чем дар даже самым близким людям, например, родителям; то родителям можно и не давать каких-либо предметов, если только эти предметы будут обещаны в дар Богу. Таким образом, фарисеи и сами нарушали, и детей учили нарушать заповедь Божию о почтении к родителям ради предания. Например, если родители говорили детям: дайте нам овцу или тельца, или что другое, то дети могли отвечать им: „это, чем желали бы вы воспользоваться от нас, мы отдаем в дар (корван) Богу, – потому вы не можете получить“. Отсюда нередко происходило двоякое зло, –и Богу не приносили дара, под предлогом обязанности к родителям, и родителей лишали его, под предлогом приношения Богу (Злат.). Таким образом, фарисеи учили, как можно обойти, не исполнить заповедь Божию, – и успокоить свою совесть. Нет сомнения, что Господь Иисус Христос указанными словами не отвергает принесения даров Богу, и Евангелие требует сего, как равно и закон Моисеев; да и Сам Он похвалил вдовицу, положившую две лепты в церковную сокровищницу ( Мк.12:43–44 ). Но Он только осуждает нарушителей заповеди ради предания (Мих.), учит, что должно прежде всего исполнить прямую заповедь Божию, а потом уже приносить дары Богу. Зач. 29. Беседа Иисуса Христа с народом и учениками о ядениии хлеба неумытыми руками (Окончание).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В отношении же к делам, которых совершение должно длиться или навсегда, или более или менее долгое время, не только в начале приступания к ним надлежит иметь в сердце искреннее решение трудиться в них только для угождения Богу, но и после, до самого конца, должно почасту обновлять такое благонастроение. Ибо если ты не будешь так поступать, то находиться будешь в опасности быть опять оплетену узами единственной к самому себе любви, которая, склоняясь более к самоугодию, нежели к Богоугождению, с продолжением времени нередко успевает незаметно уклонить нас от первоначального доброго благонастроения и доводить до изменения первых добрых намерений и целей… Кто не внимает добро сему, тот, после того как начнет делать дела с единственною целью благоугодить Господу, потом мало-помалу нечувствительно вводит в то дело самоугодие, находя в нем удовлетворение своим пожеланиям, и это в такой степени, что уже совсем забывает о воле Божией. И связывается он услаждением от того дела так сильно, что если Сам Бог воспрепятствует ему исполнить его или посредством болезни какой, или чрез искушение от людей и бесов, или другим каким образом, то он возмущается против того весь и нередко осуждает то одного, то другого, что послужили ему препоной в любимом ему течении дел, иной же раз ропщет на Самого Бога, что служит явным признаком, что его сердечное настроение не Божие, а породилось от поврежденного и гнилого корня самолюбия (59,39–41). СУББОТА. Лк. Зач. ЮЗ. (20,45–21,4) О ТЩЕСЛАВИИ Будем убегать тщеславия, этого льстивого грабителя духовных богатств; этого червя, подтачивающего добродетели (5,351). Тщеславие бывает не только искоренителем добрых дел, но и путеводителем к делам лукавым (5,352). Иногда хорошие, по-видимому, начинания приводятся в исполнение ради славы и людской похвалы, а сие пред Богом равно неправде, татьбе и другим грехам (30,47). Бегай тщеславия и сподобишься быть причастником славы Божией в Будущем Веке (31,216). Сливается и черта, проведенная на воде, и добродетельный труд в душе тщеславной (44,217).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010