Выпуск 2 → Содержание Предисловие Глава первая. Церковь по изображению в притчах 1. Притча о винограднике и виноградарях. (Мф.21:33–44; Марк. 12:1–11; Лк. 20:9–18) 2. Притча о званных на вечерю (Лк.14:16–24; зач. 76) 3. Притча о царском брачном пире (Мф.22:1–14) 4. О добром семени и плевелах (Мф.13:24–30; 36–43) 5. Притча о неплодной смоковнице (Лк.13:6–9) 6. Притча о неводе, закинутом в море для улова рыб (Мф.13:47–50) Глава вторая. Притчи, в которых Господь Иисус Христос изображает условия вступления частных лиц в церковь 1. Притчи о старой одежде и новой заплате и о молодом вине в мехах новых (Мф.9:16–17; Мк.2:21–22 и Лк.5:36–39) 2. Притчи: о постройке столпа или здания и о царях, ведущих войну (Лк.14:28–33) 3. Притча о заблудшей овце (Мф. 18:11–13; Лк.15:1–7) 4. О потерянной драхме (Лк.15:8–10) 5. Притча о блудном сыне (Лк.15:11–32) Глава третья. Царство Божие в душе верующего, или притчи о силе и действии слова Божия на ум и сердце человека 1. Притча о семени и сеятеле (Мф.13:1–9, 18–23; Мк.4:1–9, 14–20; Лк.8:4–8, 11–15) 2. Притча о растущем семени (Мк.4:26–29) 3. Притча о закваске (Мф.13:33; Лк.13:20–21) 4. Притча о сокровище, сокрытом на поле (Мф.13:44) 5. Причта о драгоценной жемчужине (Мф.13:45–46) 6. Притча о горчичном зерне (Мф.13:31–32; Мк.4:30–32 и Лк.13:18–19)     Предисловие В чудесах, совершенных Господом нашим Иисусом Христом на земле, проявилось во всем величии Его Божественное всемогущество. Читая или слушая благовестие о них, мы все ясно понимаем, что Он есть Владыка и Господь вселенной, Податель жизни и Победитель ада, Царь царствующих и Господь господствующих. Вместе с царским Своим служением роду человеческому Господь наш Иисус Христос совершил служение пророческое, учительское. Аз на сие родихся: и на сие приидох в мир, говорил Сам Он, да свидетельствую истину ( Ин.18:37 ). О Себе же Самом Он изрек: Аз есмь путь и истина ( Ин.14:6 ). Свидетельствовать истину значит проповедовать и учить истине. И мы все знаем, что Господь наш Иисус Христос точно учил, проповедовал благовестие о наступающем благодатном царстве Божием, открыл людям нужные для них истины, чтобы все могли достойно и право веровать в Бога и души свои спасти.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

О новом еретическом мнении одного из членов Белокриницкого священства Австрийской лже-иерархии именуемый архимандрит Иаков, проживающий в станице Цимлянской и рассылающий старообрядцам послания, извлечения из которых напечатаны в «Братском Слове», стараясь в одном из этих посланий оправдать поповцев в том, что у них 200 лет не было епископа, между прочим говорит следующее: «А что у нас епископа не было, (то) не нашим отрицательным произволением, но Божиим на то устроением. На небеси без Царя ни одной минуты не следует быть; а было. Господь наш Иисус Христос в сердце земли три дня и три нощи пробыл; день по писанию полагается за тысячу лет; а дела на небеси совершались! Так и церковь наша, по писанию исчитается, только пять часов без епископа была: тысяча лет яко един день». Для обличения нелепых еретических слов Иакова: «на небеси без Царя ни единой минуты не следует быть, а было», и проч, достаточно, без сомнения, и приведенного редактором «Братского Слова» указания на церковную песнь: «во гробе с плотию» и проч. Однако мы приведем еще слова Самого Господа, сказанные к Никодиму, никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын Человеческий, сый на небеси (Ин. зач.9). Блаженный Феофилакт оные слова Спасителя толкует сице: «Таже да не слышав, яко сниде, мниши, яко сшед, и ктому уже не на небеси, приложи, рече: сый на небеси. Ельма бо слышав, яко сниде, не мни не быти ми тамо, но любо аще и зде есмь плотию, но тамо сежу со Отцем божески» (Благовестник, л. 44 об.). А еретическое мнение Иакова не только противно приведенному Евангельскому изречению, но и весьма грубо, человекообразно, не приложимо к Богочеловеку, сущему в двух естествах, Божестве и человечестве, и Божеством вся исполняющему. Однако же проповедание Иакова не дивно, ибо старообрядцы не гнушаются и самыми еретическими мыслями, лишь бы как-нибудь оправдывать прекращение у них иерархического преемства. Известно, что и Павел Белокриницкий оправдывал прекращение у старообрядцев благодати в таинстве хиротонии по преемству от Апостолов заключением оной в кладезе еретичества, по примеру ветхозаветного жертвенного огня, заключенного в кладезь и паки возгоревшегося. И как это еретическое мнение Павла, так же точно и еретическое мнение Иакова о временном небытии Царя на небеси, не может служить к оправданию прекращения у старообрядцев иерархии, но только к обвинению их в еретичиских противо-евангельских мудрованиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Толкование Евангелия на каждый день года. Четверг 3-й седмицы по Пасхе Ин., 22-е зач., 6: 40–44 Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес? Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.   Мы никогда бы не могли даже искать Его, если бы Он раньше не нашел нас. Бог все может, кроме одного – заставить нас любить Его. Жизнь – это принятие Бога или отказ от Него. Когда мы принимаем Христа Бога, наше сердце обретает то, к чему оно всегда неосознанно стремилось, и наша жизнь перестает быть просто существованием, и исполняется радости, смысла и покоя. И мы узнаём, что в последний день, когда человечество пройдет через все бури истории, Господь введет нас в гавань, в которой нет опасности. Господь предлагает нам жизнь во времени и жизнь в вечности. Мы лишаемся этого величия и славы, обманывая себя, когда отвергаем Его дар. Христос – хлеб жизни. Это значит, что Он – то, чем питается жизнь. Потому отвергнуться Его и заповеди Его – лишиться жизни и умереть. Те, кто не решился войти в землю обетованную, был осужден на странствование в пустыне, пока не умерли все. И отцы говорят, что они лишились не только земли обетованной, но лишились и будущей жизни. Отвергнуться Христа – значит, лишиться истинной жизни в этом мире и в будущем. А принять Его дар – обрести истинную жизнь здесь на земле и славу будущего века. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Вечную жизнь, венец славы предлагает нам Господь. Это наше высокое призвание. Каждый человек, верующий во Христа, с несомненностью обретает их. Всякий видящий Христа и верующий в Него спасется. Надо только научиться смотреть оком веры. Не слепой веры требует от нас Христос, не того, чтобы мы с закрытыми глазами следовали за Ним, а чтобы видели Его и знали, на чем зиждется наша вера. Верующего в Него Он воскресит Своей силой в последний день.

http://pravoslavie.ru/3222.html

Сказывал мне общий наш друг, что ты весьма обо мне сожалеешь и плачешь, зачем я сделал переход из именуемого старообрядчества в греко-российскую церковь . За любовь твою и от любви сожаление и попечение о мне душевно благодарю тебя; но прошу рассудить и сообразить, кто более достоин плача – я ли, ищущий соединения с церковью, или вы, доселе пребывающие в поморском согласии. Имеете ли вы, обещанного Христом с верными во век пребывать (от Ин. зач. 48), в день пятидесятный пришедшего, Утешителя Бога? Поставляет ли Он вам пастырей (епископов), да пасут стадо, по слову Апостола Павла: внемлите себе и всему стаду, в немже вас Дух Святой постави епископы пасти церковь Господа и Бога (Деяний Апост. зач. 44), да раздают дары священничества с возложением руку, и все таинства церковные да совершают (к Тимофею посл. зач. 285 и 290)? Где Дух Святой пребывает, тамо неотложно должно быть и все сие: якоже сам Он, по слову Христа Господа, с верными пребудет во век, так же во век и пастырей поставлять будет и дары раздаять. И если которая именуемая церковь поставления пастырей от Духа Святого, чрез возложение руку священничества, и раздаяния даров в совершение всех таинств церковных не имеет: сие достовернейший есть знак, что церковь та Духа Святого в себе не вмещает. Увы, скорби и плача достойное положение! И где, в которой именуемой церкви, пастыри с возложением руку не поставляются, тамо, в той церкви, и ключей царства небесного не обретается: ибо ключи, отверзающие царство небесное, даны от Господа только Апостолам и преемникам их, а прочим, не поставленным вожатаям, они неприступны. О коликое ослепление! Непоставленные путеводители, бесключные дверники о том не имеют печали, как войти и иным указать вход в царство небесное, но печалью сокрушаются о тех, которые, дабы войти во врата царства небесного, припадают к имущим ключи оного, от Господа Апостолам вверенные и чрез преемство рукоположения от Апостолов ими наследованные! Ты плачешь обо мне? Не дивно! К сему побуждает тебя сожальливая душа твоя, при мысли о гибельной якобы перемене в моем положении; но зачем не посмотришь ты беспристрастно на свое собственное положение? Не вкусивши живота и источника бессмертного, почему имеешь надежду быть живым? Не имея ключей царства небесного (ибо не вверены тебе), как надеешься ввести в него водимых тобой? Не будучи поставлен от Духа Святого, как не боишься присвоят себе пастырство стада Божьего, за негоже Христос кровь свою пролия? Вам не только бояться надобно, но и дрожать, обмирать от страха, помышляя, на чтó произвольно дерзнули…

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Евангелие недели Торжества Православия о призвании Нафанаила: " Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства " 9 мин., 24.02.2018 Великий пост — совершенно неповторимый период в церковном году. Каждый день, каждая служба наполнены особым смыслом. Важнейшее место занимают евангельские чтения воскресных дней поста и подготовительных недель. Мы попросили разных людей прочитать эти евангельские отрывки и рассказать, как они их понимают и что лично для себя выносят, в рубрике  Евангелия Великого поста . Евангелие первой недели Великого поста - Торжества Православия - читала вместе с «Фомой» Олеся Николаева, поэт, писатель, профессор Литературного института. Ин., 5 зач., I, 43-51 43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. 44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. 45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. читать весь отрывок 46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. 47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. 48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. 49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. 50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. 51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Призвание Этот Евангельский фрагмент говорит нам о том, что волнует всякого человека, — о призвании, об указании своего пути, по большому счету — о замысле Божьем, касающемся непосредственно его. Святое Благовестие обращено к каждому, направлено в самую сердцевину души и может быть понято не только рациональным сознанием, не только как информация «к сведению», но глубинным чувством, постигнуто изнутри экзистенциально, то есть опытно.

http://foma.ru/evangelie-o-prizvanii-naf...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Чтение и краткое объяснение Богослужебного Евангелия среды 21 седмицы по Пятидесятнице, у микрофона протоиерей А. Шаргунов, настоятель храма святителя и чудотворца Николая в Пыжах 01.11.2022 20:01 Протоиерей Александр Шаргунов Христос говорит: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».( Мф., 47 зач., 12, 30–37) В нашей духовной войне есть только один выбор – за Христа или против Христа, собирание со Христом или расточение с сатаной. Божественная благодать – любовь, прощающая грехи, идущая за пределы смерти. Сердце Христова благовестия: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, да всякий верующий в Него не погибнет, но имеет жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Эта благодать прощения познается в полноте во Христе, в Том, Кто взял на Себя грех мира и заплатил за него ценой искупительной любви. «Всякий грех простится человеку». Даже если грех наш вопиет к небу, у Господа – милосердие, которое превыше небес. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2022/11/01/20-0...

Особенность l-ro часа та, что на нем после Богородична часа читается паремия из книги пророка Иеремии, в которой изображается кротость Божественного Страдальца и злоба Его врагов. Чтение паремии предваряется и заключается пением прокимнов. На утрени, после 1-го часа, а также после изобразительных отпуст совершается тот же, который произносился в первые три дня, т.е. «Грядый Господь на вольную страсть...» 168 . Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительные со слов: «Во Царствии Твоем...» совершаются вместе, «поскору», без пения 169 . Лишь в конце изобразительных, после возгласа диакона «Премудрость», поется «Достойно есть...» и прочее. Литургия совершается по чину св. Василия Великого в соединении с вечерней (без кафизмы). Она совершается после вечерни по той причине, что и Сам Господь установил Евхаристию вечером 170 . После стихир на «Господи, воззвах...» и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), причем перед 1-й и 2-й паремиями поются особые прокимны. После третьей паремии произносится малая ектения, поется Трисвятое и далее – обычный порядок литургии святого Василия Великого . На литургии читается Апостол (Кор., зач. 149) и Евангелие – избранные места в благовествовании трех евангелистов (Мф., зач. 107; Лк., зач. 109 и Ин., зач. 44). Вместо Херувимской песни, причастного стиха и стиха: «Тело Христово приимите...» (при причащении народа), а также вместо: «Да исполнятся уста наша...» поется песнь: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими...», в которой содержится обличение Иуды и исповедание благоразумного разбойника. Вместо «Достойно есть...» поется ирмос 9-й песни канона, в котором верующие приглашаются насладиться «странствия (гостеприимства) Владычня и безсмертныя трапезы». Задостойник Великого Четверга (ирмос 9-й песни канона) «Странствия Владычня и безсмертныя трапезы на Горнем месте высокими умы, вернии, приидите, насладимся: возшедша Слова от Слова научившеся, Его же величаем». «Гостеприимства (угощений) и бессмертной трапезы на Горнем месте, приидите, вернии, насладимся, устремив горе наш ум. Слово пришло сюда на Горнее место, как снедь верным, это узнали мы от Самого Слова, Которое мы прославляем» ( Лк. 22, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Ты потерпел какое-нибудь зло? Но, если хочешь, – оно вовсе не будет злом. Возблагодари Бога, и зло обратится в добро (42,555). Божие Домостроительство таково, что чем нам вредят, то самое служит к нашей пользе (40,420). Хотя страждущие от злоумышленников и делаются славнее, но это зависит не от намерения злоумышленников, а от мужества подвергающихся злоумышлению. Поэтому последним определяются и готовятся награды, а первым – наказание за злобу (35,479). СРЕДА. Ин. Зач. 26. (7,14–30) ХРИСТОЛОГИЯ (Евангельские) речения (о Христе) более возвышенные относи к Божеству и природе, которая выше страданий и тела, а речения более унизительные – к Тому, Кто сложен, за тебя истощил Себя и воплотился, а не хуже сказать, и вочеловечился, потом же превознесен, чтобы ты, истребив в догматах своих все плотское и пресмыкающееся по земле, научился быть возвышеннее и восходить умом к Божеству, а не останавливаться на видимом, возносился к мысленному и знал, где речь о естестве Божием и где о Его Домостроительстве. Ибо было, когда Сей… был выше тебя. Ныне Он человек, а был и несложен. Хотя пребыл и тем, чем Он был, однако же, восприял и то, чем не был. Вначале был Он и без причины, ибо что может быть причиною Бога? Но впоследствии начал бытие по причине, и причиною было – спасти тебя – ругателя, который презирает Божество за то, что Оно приняло на Себя твою грубость и посредством ума вступило в общение с плотью: и дольний человек стал богом после того, как соединился с Богом и стал с Ним едино, потому что препобедило лучшее, дабы и мне быть богом, поскольку Он стал человеком. Он родился, но и прежде был рожден, – родился от жены, но и от Девы, – родился человечески, рожден Божески, здесь без отца, но и там без матери; и все сие есть знак Божества. Он носим был во чреве, но узнан Пророком, который сам был еще во чреве и взыграся пред Словом, для Которого получил бытие ( Лк. 1,44 ). Он был повит пеленами, но, воскресши, сложил с себя гробные пелены. Положен был в яслях, но прославлен Ангелами, указан звездою, почтен поклонением волхвов… Он спасался бегством в Египет, но и все египетское обратил в бегство.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пусть язык, приобщившись Тела Господня, не произносит ничего неприятного (42,660). Кого нам одобрить? Тех ли, которые причащаются однажды, или тех, которые часто, или тех, которые редко? Ни тех, ни других, ни третьих, но причащающихся с чистой совестью, с чистым сердцем, с безукоризненною жизнью (43,153)… Скорее душу свою положу, чем дозволю причаститься Крови Владычней недостойно, и скорее пролью собственную кровь, чем допущу до причастия столь страшной Крови недостодолжным образом (43,547). Приобщением называется причастие Божественных Тайн, потому что оно дарует нам единение со Христом и соделывает нас соучастниками Царства Его (47,142). ЧЕТВЕРГ. Ин. Зач. 22. (6,40–44) О ВЕРЕ В ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ Когда око веры, как свет, сияет в сердце человека, тогда ясно, светло и чисто созерцает он и Агнца Божия, за нас закланного и даровавшего нам святое и пречистое Тело Свое для всегдашнего причащения… во оставление грехов (24,384). Бог приемлет от людей веру, дарует верным небесные дарования (46,168). Вера делает того, кто обращается, небесным гражданином (33,936). Слыша о Воскресении мертвых, не усомнимся в сем… потому что все возможно Богу… (24,122). Придет время, что тленное сие облечется в неветшающее и неистлевающее. Вечно жив Тот, Кто сотворил сие тленное и воздвиг сие из ничего. По Его животворящему гласу воскреснет оно из гроба для царства (25,504). Восстанет человек, оживотворенный и одушевленный, свергнувши с себя предшествовавшее тление, облеченный же в Божественное нетление (45,315). Как солнце не чужим светом рассеивает тьму… так в день Воскресения праведники просветятся, ризою их будет свет, покровом их – сияние, и сами для себя соделаются они светозарными звездами (26,286). Бог в надлежащее время, во мгновение ока, воскресит человеческие тела, цветущие своею красотою и столь лучезарные, что Божественною светлостью превзойдут сияние неодушевленного солнца (45,317). Хотя Воскресение будет общим для всех, но Воскресение во славе – только для живущих праведно (36,241).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Прощение врагам нашим и делание им добра есть истинное великодушие, один из величайших признаков Богоподобия (59,31). Инок по имени Адала поселился затворником в кленовом дупле. Он устроил себе оконце, через которое говорил с приходящими к нему. Однажды во время варварского нашествия враги проходили мимо затворника. Увидев старца, один из варваров извлек меч и замахнулся, чтобы убить отшельника, но его поднятая рука вдруг остановилась без движения. При виде этого чуда изумленные враги поверглись на землю перед старцем, прося прощения и молитв. Сотворив молитву, старец исцелил пораженного и отпустил их с миром (70,85). ЧЕТВЕРГ. Мк. Зач. 52. (11,27–33) О ЛЖИ Диавол учит нас изворотливости в слове, когда спрашивают не высказывать нам вины своей и чтобы, сделав грехи, извернуться и оправдать себя (26,307). Храни себя от лжи, ибо она изгоняет страх Господень (31,199). Злополучен и жалок тот, кто коснеет во лжи, потому что диавол ложь есть и отец лжи ( Ин. 8,44 ). Кто коснеет во лжи, тот не имеет дерзновения, потому что ненавистен и Богу, и людям… Лживый человек ни в каком деле не заслуживает одобрения и во всяком ответе подозрителен… Нет язвы глубже этой, нет позора выше этого. Лжец для всех гнусен и всем смешон. Поэтому будьте внимательны и не коснейте во лжи (22,20). Диавол вовлекает нас в хитрословие, чтобы человек оправдывал себя, когда виновен, извинял себя в грехах и беззаконии, а извинением и виновностью усугублял свое бедствие (26,306). Ложь – гнусное бесчестие человека; избежим обвинения, вызываемого ложью, не делай себя в глазах друга не заслуживающим доверия, боясь не встретить к себе более веры даже и тогда, когда говоришь истину: тот, кто оказался лжецом в одном, уже не стоит того, чтоб ему верили, даже и в том случае, если бы когда он сказал правду (33,925). Как горючее вещество от дома, удаляй ложь от уст твоих (36,610). Ложь так дурна, что и сами лжецы ненавидят того, кто лжет (36,610)… Нет ничего бессильнее лжи, хотя бы она прикрывалась бесчисленными покровами (39,184).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010