48:9. Города станут пустынями. ( В оригинале«засеют Моав солью».) См. коммент. к Суд. 9:45 , где говорится о том, что Авимелех «засеял» разрушенный город Сихем солью. Ассирийский царь Тиглатпаласар I утверждает в своих анналах, что засеял солью вражескую крепость Хунусу (Hunusa) и призвал проклятие на каждого, кто решится приступить к ее восстановлению (ср.: Нав. 6:26 ). Перевод древнееврейского слова sits как «соль» основан на угаритской параллели. 48:11. Винный осадок. После того как из винограда отжимался сок, его разливали по большим кувшинам (9 3 / 4 галлона), которые запечатывались глиной, при этом оставалось лишь небольшое отверстие для выпуска газов, образующихся при брожении. После брожения в течение сорока дней в вине возникал осадок. Обращаясь к этой метафоре, Иеремия имеет в виду, что моавитяне никогда не подвергались депортации, а потому процесс их «брожения» не завершен. 48:11,12. Переливание в сосуды. Для завершения процесса производства вина перебродивший виноградный сок необходимо перелить в чистый сосуд. При этом нужно отцедить осадок – для завершения ферментации и для того, чтобы вино приобрело вкус во время «старения» при хранении в подвале, где поддерживалась постоянная температура – 65° по Фаренгейту. Винные погреба такого типа обнаружены в Гаваоне. В конечном итоге вино разливалось в меньшие емкости для перевозки и потребления. 48:13. Вефиль, надежда дома Израилева. Возможно, речь идет о семитской богине Вефиль, имя которой встречается в различных источниках на протяжении целого тысячелетия, в том числе в договорах Асархаддона и в материалах иудейской колонии на острове Элефантина. Упоминание Вефили ( в русском переводе – «Вефиля») наряду с богом Хамосом служит дополнительным аргументом в пользу того, что речь идет именно о богине, а не о городе. С другой стороны, не исключена вероятность, что здесь подразумевается жертвенник Иеровоама в Вефиле (см.: ЗЦар. 13:26–33; Ам. 7:13 ). 48:15,16. Вторжение в Моав. Единственный источник, который подтверждает факт вавилонского вторжения в Моав, – сообщение Иосифа Флавия. Он пишет, что спустя пять лет после разрушения Иерусалима, в двадцать третий год правления Навуходоносора (582/581 г. до н. э.), вавилонский царь предпринял поход в Трансиорданию и завоевал Моав и Аммон. Но, вследствие того, что вавилонские хроники, описывающие события после 594 г. до н. э., едва ли сохранились, это сообщение не может быть подтверждено документально.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Глава XV 1 . Пророчество о Моаве. „И вот рука Господня, простертая на все народы“, говорит пророк в гл. Ис. 14:26 . Надписание главы XV относится к двум главам: этой и XVI. Моав был народ родственный по происхождению Израилю, но происхождение его было нечисто 757 . Удел Моава лежал на восток от Мертвого Моря, на р. Арноне; когда Израиль проходил их земли, то Моавитяне не нападали на них и Израиль не трогал их, но позже царь Моава вызывал Валаама для проклятия их, и тогда лишь, когда Израиль был прельщен по совету Валаама и по уговору с царем Моава, Мадианитскими женщинами, тогда Израиль пошел против него войною 758 . С этого времени отношения Моава к Израилю почти постоянно враждебны. При Давиде и Соломоне Моав находится в подчинении царям объединенного Израиля и отлагается от него лишь со времени разделения царств, хотя снова платит дань царю царства Израильского до времен Месы Моавитского 759 . В то время, когда Исаия произносит пророчество, Моав не подчинен ни Иуде, ни Израилю 760 , но по-видимому подвергается разграблению войск Феглаффелассара, занявшего Дамаск и за-иорданскую сторону, и угнетаем Ассириянами, как видно из этой главы. Угнетение это продолжается и в царствование последующих Ассирийских монархов, все более и более овладевающих Палестиною, при Салманассаре, Саргоне и Сеннахериме. Вероятно, после гибели армии последнего, Моав снова поднимается и выстраивает свои города, так как в 48-й главе Иеремии снова предсказывается гибель Моава и притом в выражениях, очень напоминающих Исаию (см. напр. Иер. 48с Ис. 15:5 ). Но Иеремия говорит уже о войске Навуходоносора. 1 …Так! ночью будет разорен Ар-Моав и уничтожен; так! ночью будет разорен Кир-Моав и уничтожен! Об Ар-Моаве ср. в Чис. 21 (и прим. в 3 т. Св. Летописи). О Кир-Моаве, который есть Кир-Харешет см. 4Цар. 3и описание похода на Моав царя Иудейского Иосафата, вместе с Иорамом Израильским в IV т. Св. Летописи ч. II, глава VII, стр. 103–110. Эти упомянутые здесь крепости защищали северную и южную границы Моава. Пророк видит в пророческом видении своем ночные приступы Ассириян на эти два главные укрепленные пункты Моава и видит их взятие и уничтожение. Может быть это пророчество видит поход Сеннахерима, который прошел Моав и разорил его, не тронув в этот поход Иерусалима: это явствует из следующего стиха, начертывающего путь бегущего Моава, и стиха 4-го следующей XVI главы, в котором Иерусалиму предлагается дать временный приют бежавшим Моавитянам,-что прямо указывает на безопасность Иерусалима, не смотря на погром всей страны, что соответствует времени похода Сеннахерима, двигающагося на Египет-его главную цель.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Ст. 26–30. Моав будет поражен гневом Божиим и сделается посмешищем между народами за то, что сам издевался когда-то над Израилем. За свое высокомерие он вынужден будет искать себе убежища в горных развалинах и пещерах. Иер. 48:26 25. сченъ есть рогъ Мавль, и мышца ег сокршис, глаголетъ Гдь: 25. Отсечен рог Моава, и мышца его сокрушена, говорит Господь. 26. Упойте его, к на Гда возвеличис, и приразитъ Мавъ рк свою ( блевотин), и бдетъ в посмхъ и самъ. 26. Напойте его пьяным, ибо он вознесся против Господа; и пусть Моав валяется в блевотине своей, и сам будет посмеянием. 26 . Под «упоением» Моава разумеется то напоение его из чаши гнева Господня, о котором говорилось в Иер. 25:15, 21 и которое, как там ( Иер. 25:16 ), так и здесь доходит до пресыщения, влекущего за собою насильственное и болезненное извержение принятого в желудок питья вместе с пищею. Что Моав представляется, вместе с тем, падающим в свою блевотину, – это значит, в переводе на обыкновенный язык, что Моав будет глубоко унижен. к на Гда возвеличис=превозносился над наследственным уделом Господа (ср. Иер. 10:16 ), Израилем. Приразитъ Мавъ рк свою ( блевотин) – перевод, следующий более вульгате (allidet manum Moab in vomitu suo), чем переводу 70 толковников. Чтение этого последнего: πιροσει Μωβ ν χειρ ατο=«ударит Моав рукою своею» (во что? – не сказано). Слово толковники повидимому приняли за . Иер. 48:27 27. И аще не в посмхъ бысть теб аще в татств твоемъ бртес, к воевалъ ес его: преселишис инам. 27. Не был ли в посмеянии у тебя Израиль? разве он между ворами был пойман, что ты, бывало, лишь только заговоришь об нем, качаешь головою? 27 . С русским переводом этого стиха согласно греч. чтение, толкуемое блаж. Феодоритом, также чтение Александр. сп. перевода 70-ти (см. примеч.). Над Израилем смеялся Моав: после разделения еврейских царств, он иногда переставал платить дань, которою обложен был при Давиде; он воспользовался смутами, долгое время волновавшими северное царство, до вступления на престол израильский Амврия, отказав в дани ничтожным узурпаторам. Амврий и Ахав были довольно сильными государями, и при них вассальные отношения моавитян к израильскому царству возобновились, но продолжались только до смерти Ахава. Моав платил дань Израилю только когда нельзя было ее не платить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

10. Моав коноб упования моего. Коноб или большой чан, есть сосуд, служащий человеческим потребностям. Сосудом сим Давид выражает гадательно то, что народ моавитский покорится иудеям и будет служить им. Сказал также: упования моего, вместо: уповающих на меня, то есть, иудеев, или вместо: на которых уповаю, что они будут мои По переводу Акилы : Чан бани моей. По Сирскому: кадка измытия моего. Или: лохань топтания моего; или сосуд беззаботливости моей. Итак, он говорит: Моавляне покорятся иудеям; и как брошенные в лохань или чан одежды топчутся моющими их, так будут попираемы и Моавляне. В высшем разумении сии слова изъясняются великим Василием так: Моав был отверженный, имевший запрещение не входить в церковь Господа. Ибо не войдет, говорит, Моавлянин и Аммонянин до третьего и даже до 10го рода в вечное время (Вт.23, 3). Впрочем поелику крещение подает оставление грехов, и оно доставило должникам успокоение от забот, то посему, указывая на искупление чрез крещение и присвоение к Богу, говорит: Моав—чан бани или сосуд беззаботливости. Моав и Аммон—сыны Лота, родились у него чрез беззаконное совокупление с ним дочерей его. Итак, он говорит, что и моавляне—сей прежде безбожный народ возъимеют надежду на меня. А Божеств. Максим говорит, что Моав переводится: внутренность отца, под которою разумеется наше тело, посредством которого при деятельном любомудрии, на подобие бани, которою означает чан, обыкновенно производится очищение грехов. Ибо сосуд упования есть очищение, то есть, готовность посредством очищения в продолжении жизни к наследованию соблюдаемых согласно с упованием благ. Слова Феодорита : Чан в священном писании полагается в значении наказания. Так учит и блаженный Иезекииль, которому было приказано назвать Иерусалим чаном (котлом), жителей его—мясом, Вавилонского царя—огнем, а необходимую пищу—жидкостью, при недостатки которой мяса сгорали (Иез.11, 3). Так и блаженный Иеремия видел сосуд поджигаемый, а лице его обращенным к лицу севера. Впрочем не погрешит и тот, кто под сим сосудом будет представлять Божественную купель, казнящую и сожигающую грех и смывающую нечистоту с тех, которые обновляются в ней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

9–12. И скажут в день тот: вот Он Бог наш! Ожидали мы Его, Он спасет нас! Он Господь; мы уповали на Него; возрадуемся и возвеселимся во спасении Его. Ибо почиет рука Господня на горе сей, и сокрушится Моав под Ним, как истирается солома в повозке. И распрострет руки свои под ним, как плавающий распростирает их для плавания и унижена будет слава его с сокрушением рук его, И укрепления высоких стен твоих падут, унизятся и повергнуты будут на землю в прах. По уничтожении на веки смерти, народ Божий, освобожденный от руки смерти, скажет ко Господу: вот Он Бог наш, Которого неверующие считали только человеком, и мы ожидали Его, т. е. веровали словам Его, что Он исполнит обещания Свои и спасет нас. Поэтому исхищенные Его помощью из челюстей смерти, возрадуемся и возвеселимся в Нем, и рука и сила Его почиют на горе сей, о чем и выше читали: когда воцарится Господь воинств на горе Сионе и в Иерусалиме, и пред лицом старейшин Своих будет прославлен ( Ис. 24:23 ). Моав же, что значит от отца, так будет сокрушен, как обыкновенно перетирается солома повозкою. Это говорит применительно к образу жизни Палестины и многих восточных стран, в следствие недостатка лугов и сена, для корма скота приготовляется солома. Употребляются там железные повозки с колесами по средине, движущимися на подобие пил, который перетирают солому и измельчают ее в мякину. Итак, подобно тому, как этими железными снарядами перетирается солома, так будет истерт Моав под Ним – или под Божиею силою, или в себе самом, так что в нем ничего не останется целого. И как плавающий обыкновенно протягивает все тело, так он из своего могущества будет повержен на землю и упавши издаст звук. И все укрепления высоких мужей его, или стен, как стоит в еврейском, падут и будут унижены и ниспровержены на землю и даже истерты в прах. Итак, речь пророческая хотя вообще слагает пророчество о конце мира, однако, не опуская по видимому совершенно и настоящего, указывает на Моава, который был для Израиля врагом настолько, что соблазнял его к блуду с Мадианитянками и к жертвоприношениям идолу Веельфегору, который означает Приана и против которого Иеремия говорит: «выйдет Хамос в плен, вместе со своими священниками и своими князьями», и еще: «постыжен будет Моав ради Хамоса, как дом Израилев постыжен был ради Вефиля» ( Иер. 48:7, 13 ), и прочее сему подобное.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Ст. 8. ...Сихем – город в 50 км от Иерусалима, участок земли, данный Иаковом Иосифу (см.: Быт. 48:22 ). Долина шатров названа так по имени жилищ, которые построил там Иаков (см.: Быт. 33:17 ). В этом стихе речь идет, по-видимому, о том, что упомянутая земля будет предоставлена древним евреям, вернувшимся из плена. Ст. 9. Галаад – сын Манассии; ...Манассия, Ефрем –сыновья Иосифа (см.: Чис. 26:28–29 ); ...Иуда – сын Иакова (Израиля). В этом стихе перечислены родоначальники некоторых племен (колен) древнееврейского народа; каждое из двенадцати племен носило имя своего родоначальника и владело закрепленной за ним территорией; ...Ефрем – защита главы Моей –букв. «Ефрем – сила, укрепление». Этими словами указывается на то, что потомки Ефрема сделаются сильной частью древнееврейского царства; ...Иуда -царь, поставленный Мной – потомок Иуды станет царем: по окончании вавилонского плена над древними евреями царствовал Зоровавель, происходивший из племени Иудова (см.: 2Езд. 6:2 ). Ст. 10. Моав, Идумея – завоеванные древними евреями страны. Моав – сын Лота и его потомки, название народа и страны, лежащей к востоку от Мертвого моря; Идумея – страна к югу от Мертвого моря. Моав –надежный сосуд Мой – букв. «сосуд моей надежды»; эти слова могут быть поняты так: «Моав вместит в себя (будет сосудом) тех, кто надеется на Меня», то есть будет завоеван древними евреями. Ст. 11. ...град огражденный – Иерусалим.   Псалом 60 Псалом поется от лица человека, томящегося в изгнании. Ст. 1. В конец – см. примеч. к пс. 4:1. Ст. 3. ...на скалу – под скалой подразумевается надежда на Бога. Ст. 7. В этом стихе толкователи под царем исторически подразумевают Зоровавеля, который вернулся с древними евреями из вавилонского плена в Иерусалим в 537 г. до Рождества Христова и ведал там восстановительными работами. Одновременно в этих словах дано пророчество о Господе нашем Иисусе Христе, Который вывел человеческий род из порабощения греховной жизни и показал им путь в Небесный Иерусалим, к Богу; к Господу относится и следующий стих, в котором говорится, что Он будет жить вечно.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Пророчество» – см. Ис.13:1 . «Так», т. е. это совершенно верно. «Ночью». Нападение ночное гораздо страшнее, чем дневное, потому что люди спросонок впадают в совершенную панику. «Ар-Моав» – главный город страны, на р. Арноне (ар по-моавитски значит то же, что ir по-еврейски – город). «Кир-Моав» – южная, самая сильная моавитская крепость, стоявшая на высокой крутой горе (ныне Керак). В надписи царя Меши это слово упоминается четыре раза и везде означает тоже город (Kir по-евр. буквально: стена). Мысль 1-го стиха такая: оба важнейших города Моавитской страны падут во время ночного нападения вражеских полчищ. Ис.15:2 . Он восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать; Моав рыдает над Невó и Медевою; у всех их острижены головы, у всех обриты бороды. «Он», т. е. Моав. – Баит. По-евр. habaith значит собственно: дом и потому может означать дом или капище – главного бога моавитского, Хамоса, который, конечно, стоял на возвышенности (ср. 1Цар.5:2 ). «Дивон» – город к северу от Арнона ( Чис.21:30 ; Чис.32:3 ), где найдена и подпись царя Меши, родившегося в этом городе. «Высоты» – места, где совершалось у хананеев богослужение. Нево – город одноименный с известной горой, где скончался Моисей. Там находился храм моавитский. «Медева» – к юго-востоку от Нево. «Острижение волос на голове», и «обритие бороды» – обычный на востоке знак печали (ср. Иер.16 и Иер.48:37 ). Ис.15:3 . На улицах его пре­поясывают­ся вретищем; на кровлях его и площадях его всё рыдает, утопает в слезах. «Вретище». См. Ис.3:23 . «На кровлях». В Палестине кровли служили местом отдыха, по вечерам; кровли были плоские. Некоторые дома в Вифлееме, напр., и теперь еще соединены один с другим такими плоскими крышами, которые и образуют таким образом непрерывное воздушное сообщение (Гейки. Святая Земля т. 1, с. 431). Поэтому Самуил мог беседовать с Саулом на кровле ( 1Цар.9:25, 26 ). На крышу ведут иногда особые лестницы прямо со двора дома. Ис.15:4 . И вопит Есевон и Елеала; голос их слы­шит­ся до самой Иаацы; за ними и во­ины Моава рыдают; душа его воз­мущена в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

272 Моав, Идумея – завоеванные древними евреями страны. Моав – сын Лота и его потомки, название народа и страны, лежащей к востоку от Мертвого моря; Идумея – страна к югу от Мертвого моря. Моав –надежный сосуд Мой – букв. «сосуд моей надежды»; эти слова могут быть поняты так: «Моав вместит в себя (будет сосудом) тех, кто надеется на Меня», то есть будет завоеван древними евреями. 277 В этом стихе толкователи под царем исторически подразумевают Зоровавеля, который вернулся с древними евреями из вавилонского плена в Иерусалим в 537 г. до Рождества Христова и ведал там восстановительными работами. Одновременно в этих словах дано пророчество о Господе нашем Иисусе Христе, Который вывел человеческий род из порабощения греховной жизни и показал им путь в Небесный Иерусалим, к Богу; к Господу относится и следующий стих, в котором говорится, что Он будет жить вечно. 278 В конец – см. примеч. к пс. 4:1; ...через Идифума – см. примеч. к пс. 38:1. В этом псалме содержится пророчество, относящееся к семейству Маккавеев, которое во II в. до Рождества Христова ожесточенно сопротивлялось проникновению эллинского влияния в иудейский народ и возглавляло войну за независимость Иудеи против сирийского правителя Антиоха IV Епифана. История этой борьбы изложена в трех Книгах Маккавейских. 282 Речь идет о бегстве Давида от Саула (см.: 1Цар. 22–23 ). Скрываясь в пустыне, царь Давид воспел этот псалом, открывающий его чрезвычайную любовь к Богу. Святые отцы воспринимают этот псалом как ликующую песнь души, обретшей Господа. 283 Умягчится и, словно елеем, напитается душа моя – букв. «наполнится салом и жиром», т. е. станет мягкой. 286 В конец – см. примеч. к пс. 4,1. Этот псалом по содержанию продолжает предыдущий, ибо описывает злоумышления Саула и предсказывает будущее избавление Давида. Он приличен и всякому верующему, неправедно преследуемому гонителями (блж. Феодорит Киррский). Читать далее Источник: Перевод на русский язык Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков. Комментарии Т. А. Миллер Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но пора уже поднять знамя целомудрия Иисуса. О Моисее написано, что он имел жену. А Моисея и Господь наш и апостол отожествляют с Законом: имут Моисея и пророки ( Лк.16:29 ) и: царствова смерть от Адама до Моисея и над несогрешившими по подобию преступления Адамова ( Рим.5:14 ), и никто не сомневается, что в том и другом свидетельстве Моисей означает закон. Итак если мы читаем, что Моисей, то есть закон, имел жену, то покажи мне, что Иисус Навин имел или жену или детей, и если сможешь доказать, то сознаю себя побежденным. И при разделении земли иудейской он взял подлинно прекраснейшее место и умирает не в числе двадцать, к которому Писание всегда неблагосклонно, так как в этом числе рабствовал Иаков и продан Иосиф, и это число любит Исав, принимающий в нем некоторые дары, но в числе десять 2 , о похвале которому мы часто говорили, и погребается в Фамнаф-саре, т.е. в совершеннейшем княжестве или в числе нового покрова, чтобы обозначить толпы девственниц, покрытых помощью Спасителя в горе Ефраим, т.е. в горе плодоносной, покрытых от северного ветра горы Гаас, что значит движение: ибо гора Сион ребра северовы, град царя великаго всегда противостоит злобе и после каждого испытания говорит: мои же в мале не подвижастеся нозе ( Пс.72:2 ). И тогда как погребением Иисуса заключается книга, называемая его именем, в книге Судей он опять изображается как бы живой и воскресший, и sub νακεφαλαισει (в сокращении) проповедуется о его делах и читается: «отпустил Иисус людей, и отошли сыны Израилевы каждый в наследие свое, чтобы владеть землею» и «послужил народ Господу во все дни Иисуса» и проч. И затем присовокупляется: и умре Иисус сын Навин, раб Господен ста десяти лет. Далее, Моисей только видел землю обетования и не мог войти «и умер в земле Моав, и погреб его Господь в долине земли Моав против дома Фогор, и не познал муж гробницы его даже до дня сего» ( Втор.34:5–6 ). Сравним погребение того и другого. Мосей умирает в земле Моав, Иисус в земле иудейской. Тот погребается в долине против дома Фогор, что значит поношение (потому собственно, что Фогором на еврейском языке называется Приап); этот – в горе Ефраим, к северу от которой лежит гора Гаас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

О Моаве мы читаем во многих местах Писаний и особенно в книге Числ, когда Валак, царь Моавитский, для проклятия вызвал прорицателя Валаама, который между прочим предсказал и оное таинственное против Моава: «взойдет звезда от Иакова и восстанет человек от Израиля и поразит князей Моава» ( Числ. 24:17 ). Ст. 1. Ибо ночью опустошен Ар, Моав умолк; ибо ночью разрушена стена, Моав умолк. LXX: Ночью погибла Моавитская земля, ибо ночью погибла стена Моавитская. Вместо Ar (), что один только Феодотион поставил так, как читается в еврейском, Акила и Симмах перевели город, не принимая в соображение, что между еврейскими буквами аин и реш не стоит iod, которое если бы было, то правильно было бы читать город. Мудрость мирская, о которой Господь говорит чрез пророка: погублю премудрость премудрых, и разум разумных отвергу ( Авд. 1:8 ; Ис. 29:14 ; 1Кор. 1:19 ), поскольку имеет своим виновником разум, рождающийся вследствие божественного творения, то кажется рождающеюся от отца, что значит Моав ; а так как он прелюбодей и противник народа Божия, то рождается от кровосмешения, в пещере и ночью. Поэтому он погиб среди ночи, то есть в вечном заблуждении. И Египтяне поглощены были волнами в Черном море в утреннюю стражу, указывающую на ночное время ( Исх. 14 ). И Лот, во время погибели Содомлян ночью, пришел в Сигор, и взошло ему солнце ( Быт. 19 ). Разумея это, блаженный апостол пишет о святых и совершенных: «мы сыны не ночи и мрака, но дня. Ибо спящие спят ночью и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи (сынами) дня, должны бодрствовать, облекшись в броню веры и любви» ( 1Сол. 5:5, 7, 8 ). А так как он оставил ночь и уже начал быть сыном дня, то говорит к верующим: «ночь прошла, а день приблизился; как днем будем ходить благочинно, не среди пирований и пьянства, ни среди распутства и сладострастия» ( Рим. 13:12, 13 ). По погибели же земли Моавитской ночью, также и стена его, построенная искусством диалектики, в ту же ночь опустошена и разрушена и умолкла в вечном молчании. Затем Ar , что значит ντδικος, то есть противник, указывает на то, что эта мудрость, противная Богу, побеждена словом церкви, боровшейся против нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010