Ученики прп. Александра Свирского , канонизированные Святой Православной Церковью Прмч. Адриан Ондрусовский Прп. Геннадий Важеозерский Прп. Никифор Важеозерский Прп. Афанасий Сяндемский Прп. Макарий Оредежский Прп. Игнатий Островский, Свирский Прп. Леонид Островский, Свирский Прп. Корнилий Островский, Свирский Прп. Дионисий Островский, Свирский Прп. Феодор Островский, Свирский Прп. Ферапонт Островский, Свирский Прп. Афанасий Островский, Свирский СВИРСКИЙ МЕСЯЦЕСЛОВ 18/31 января – прп. Афанасий Сяндемский, Вологодский. 9/22 февраля – прп. Геннадий Важеозерский, прп. Никифор Важеозерский (день преставления в 1557 г.). 17/30 апреля – прп. Александр Свирский (первое обретение мощей в 1641 г.). 2/15 мая – прп. Афанасий Островский, Свирский (тезоименитство). Неделя 3-я по Пятидесятнице – Собор Санкт-Петербургских и Ладожских святых; Собор Новгородских святых и 21 мая/3 июня – Собор Карельских святых: прп. Александр Свирский ; прмч. Адриан Ондрусовский; прп. Киприан Стороженский; прпп. Геннадий и Никифор Важеозерские; прп. Макарий Оредежский; прп. Афанасий Сяндемский, Вологодский; прпп. Игнатий, Леонид, Корнилий, Дионисий, Феодор, Ферапонт и Афанасий Островские, Свирские; прпп. Сергий и Варвара Островские, Свирские. 17/30 июля – прп. Александр Свирский (второе обретение мощей в 1998 г.). 9/22 августа – прп. Макарий Оредежский (день преставления в 1532 г.). 26 августа/8 сентября – прмч. Адриан Ондрусовский (тезоименитство). 30 августа/12 сентября – прп. Александр Свирский (день преставления в 1533 г.), преподобные Сергий и Варвара Островские, Свирские. В народе почитаются и другие памятные дни: 8/21 января – прп. Геннадий Важеозерский (день преставления в 1516 г.). 9/22 февраля – преподобные Игнатий, Леонид, Корнилий, Дионисий, Феодор, Ферапонт и Афанасий Островские, Свирские. 2/15 мая – прп. Афанасий Сяндемский, Вологодский (день обретения мощей в 1720 г.). 15/28 мая – прмч. Адриан Ондрусовский (день преставления в 1550 г.). 17/30 мая – прмч. Адриан Ондрусовский (день обретения и перенесения мощей в 1552 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

226-227 ГЕРМАН († между 666 и 675), аббат мон-ря Грандис Валлис; совр. Швейцария, прмч. (пам. зап. 21 февр.) ГЕРМАН († 1589), прмч. Печенгский, Кольский (пам. 2 дек. , 15 дек. - в Соборе Кольских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 227-228 ГЕРМАН (Джаджанидзе), прмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 14 авг.) - см. Назарий, Герман, Иерофей, Симон, Виссарион, новомученики Грузинской Православной Церкви ГЕРМАН (Полянский Борис Иванович; 1901 - 1937), архим., прмч. (пам. 22 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 228-229 ГЕРМАН мч. Диррахийский (пам. 7 июля) - см. Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторин и Герман, мученики Диррахийские ГЕРМАН мч. Кесарие-Палестинский (пам. 13 нояб.) - см. Антонин, Никифор и Герман, мученики Кесарие-Палестинские 229-233 233-234 234-235 235-236 ГЕРМАН (Свайко Джозеф; род. 1932), архиеп. Вашингтонский и Нью-Йоркский, митр. всей Америки и Канады ( 2002 - 2008) 237-239 ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря 239-241 241-245 245-246 246-247 247-248 ГЕРМАН (Косолапов Николай Васильевич; 1882-1919), еп. Вольский, сщмч. (пам 27 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 248-249 249-250 250-251 251-252 ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец 252-253 ГЕРМАН (Хребтович [Хрептович] Юрий Федорович; † 1558), архиеп. Полоцкий, Витебский и Мстиславский 253-254 ГЕРМАН I (630-650...653-658 - † до 754), патриарх К-польский (11 авг. 715 - 17 янв. 730), свт. (пам. 12 мая) 254-260 260-262 ГЕРМАН III († не позднее нояб. 1278), патриарх К-польский (1265 - 1266), сторонник союза лат. и греч. Церквей 262-263 263-264 264-265 ГЕРМАН ГАРЕДЖИЙСКИЙ прмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 12 авг.) - см. Геронтий, Серапион, Герман, Виссарион, Михаил, Отар, Симон, преподобномученики Гареджийские 266-355 266-295 295-334

http://pravenc.ru/vol/xi.html

ИОАНН-ТОРНИКИЙ (Чордванели, Чорчанели) [Синкелл; Святогорец (Мтацмидели)] (ок. 920 - 984), прп. (пам. груз. 12 июня; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИОАНН ТУЛЬСКИЙ (Котельников [Кательников] Иван Степанович; 1773-1850), блж. (пам. 12 янв. и 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИОАНН ЧЕШСКИЙ [Пустынник] (IX в.), прп. (пам. 24 июня и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Чешских святых) ИОАСАФ (Горленко Иоаким Андреевич; 1705 - 1754), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский ИОАСАФ († ок. 1567), Нижегородский, схим., прп. (пам. в 1-е воскресенье после 26 авг.- в Соборе Нижегородских святых) ИОАСАФ (Андрей Дмитриевич, кн.; ранее 1436 - 50-е гг. XV в. (?)), прп. (пам. 10 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ИОАСАФ (Жевахов; 1874 - 1937), сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Курских святых), кн., еп. Могилёвский. ИОАСАФ Стефанович Панов (1859-1918), свящ., сщмч. (пам. 13 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАСАФ (Удалов; 1886 - 1937), еп. Чистопольский, сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАСАФ († 1299), Снетогорский, Псковский, прмч. (пам. 4 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) ИОАСАФ (Боев Иван Васильевич; 1879-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАСАФ (Крымзин Иван Павлович; 1880-1937), игум., прмч. (пам. 19 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАСАФ (Сабанцев Иван Романович; 1880-1918), иером., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских; в Соборе Пермских святых) ИОАСАФ (Шахов Николай Иванович; 1870-1938), игум., прмч. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_27.html

419-422 ИОНА († после 1592) Яшезерский, основатель Благовещенской Ионо-Яшезерской пуст., прп. (пам. 22 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), 422-424 ИОНА (Климентов Иван Иванович; 1464-1534), прп. (пам. 6 июня, 21 мая - в Соборе Карельских святых) 424-427 ИОНА (Мирошниченко Иван Павлович; в схиме Петр; 1805 (1809?) - 1902), прп. (пам. 9 янв. и 20 сент.- в Соборе Брянских святых), архим., основатель киевского Ионинского во имя Св. Троицы мон-ря 427-430 ИОНА (Лазарев Иван Иванович; 1869-1937), еп. Велижский, сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 430-431 ИОНА († 1561), прмч. (пам. греч. в 1-е воскресенье после 10 июля и в следующее воскресенье после праздника Всех святых - в Соборе Патмосских святых), мон. ИОНА прмч., Валаамский - см. в ст. Тит, Тихон и 32 инока и послушника, преподобномученики Валаамские ИОНА (Иоанн; † 1589), прмч. Печенгский (пам. 15 дек.- в Соборе Кольских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 431-432 ИОНА (Санков Иван Андреевич; 1873-1938), иером., прмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря преподобных отец) ИОНА (Смирнов Иван Афанасьевич; 1870 - 1938) иером., прмч. (пам. 23 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Тверских святых) 432-433 ИОНА (Паффхаузен Джеймс; род. 20.10.1959), архиеп. Вашингтонский и Нью-Йоркский, Блаженнейший Митрополит всей Америки и Канады (с 12 нояб. 2008) Православной Церкви в Америке 433-434 ИОНА († 843), еп. г. Орлеана (Франция), церковный писатель и богослов эпохи позднего Каролингского возрождения 434-437 437-438 438-443 ИОНА (Архангельский; † 1627), митр. Сарский и Подонский (Крутицкий), местоблюститель Патриаршего престола 443-445 ИОНА (Борзобогатый-Красенский Иван Яцкович, ок. 1505 - 1585), еп. Луцкий и Острожский (Западнорусская митрополия)

http://pravenc.ru/vol/xxv.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новомученики ( русские святые канонизированные после 1988 г.) ГАВРИИЛ (Игошкин Иван Иванович; 1888-1959), архимандрит, прписп. (пам. 5 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАВРИИЛ (Яцик Гавриил Петрович; 1880-1937), архим., прмч. (пам. 10 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГАЛАКТИОН (Урбанович (Новиков) Григорий Станиславович (Степанович); 1870-1937), иером., прмч. (пам. 7 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕННАДИЙ Николаевич Здоровцев (1868-1918) свящ., сщмч. (пам. 22 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕННАДИЙ (Летюк Григорий Лаврентьевич; 1874-1941), иером., прмч. (пам. 5 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово–Ярославских святых) ГЕННАДИЙ (Ребеза Григорий Матвеевич;1880-1937), архим., прмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕОРГИЙ Фёдорович Архангельский (1872-1937), свящ., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и Соборе новомучеников пострадавших в Бутове) ГЕОРГИЙ Платонович Бегма (1873 - 1918), диак., сщмч. (пам. 10 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕОРГИЙ Яковлевич Извеков (1874-1937), прот., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских ) ГЕОРГИЙ Иосифович Колоколов (1876-1937), прот., сщмч. (пам. 26 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ГЕОРГИЙ Никитич Никитин (1870 - 1930), свящ., сщмч. (пам. 20 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Санкт-Петербургских святых) ГЕОРГИЙ Степанюк (1880-1918), свящ., сщмч. (пам. 26 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕОРГИЙ (Пожаров Георгий Дмитриевич; 1886-1930), иером., прмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122344_10.html

В Рождество-Богородицком соборе Суздаля почивают мощи свт. Иоанна, в суздальском Покровском мон-ре - мощи прп. Софии Суздальской. В суздальской ц. во имя равноапостольных Константина и Елены (приход принадлежит к «суздальскому» расколу) находятся мощи прп. Евфимия, основателя Спасо-Евфимиева мон-ря, и прп. Евфросинии. В храме в честь Смоленской иконы Божией Матери в Суздале хранятся частицы мощей преподобноисп. Леонтия (Стасевича). В муромском Благовещенском мон-ре почивают мощи блгв. кн. Константина Муромского и его сыновей Михаила и Феодора . В муромском Свято-Троицком мон-ре находятся св. останки благоверных кн. Петра и кнг. Февронии. В муромском Николонабережном храме покоятся мощи прав. Иулиании Лазаревской, за алтарем храма находится источник свт. Николая Чудотворца. Мощи прп. Космы Яхромского почивают под спудом в Космином Успенском мон-ре в с. Небылом Юрьев-Польского р-на. В Покровском храме в Юрьеве-Польском хранятся мощи блгв. кн. Святослава (Гавриила) Всеволодовича. В Стефановом Махрищском мон-ре под спудом почивают мощи прп. Стефана Махрищского и свт. Варлаама Суздальского. В киржачском Благовещенском мон-ре находятся мощи основателя мон-ря прп. Романа Киржачского. Мощи прп. Лукиана , основателя Рождество-Богородицкой пуст. и александровского Успенского мон-ря, почивают в Рождество-Богородицкой пуст. в г. Струнино. В александровском Успенском мон-ре покоятся мощи прп. Корнилия. Св. мощи прп. старца Алексия (Соловьёва) почивают в Смоленской Зосимовой пуст. Александровского р-на. Св. останки священноисп. Петра Чельцова почивают в Пятницком храме в с. Пятница, близ храма находится св. источник. Святые источники Казанской иконы Божией Матери во Владимире (ул. 50-летия Октября), близ храма в честь Казанской иконы Божией Матери в Лакинске, в с. Новом Юрьев-Польского р-на, в Волосовом Николаевском мон-ре (Собинский р-н), в Боголюбском мон-ре. Другие святыни В числе древнейших почитавшихся в епархии святынь - Боголюбовский поклонный белокаменный крест XII в., стоявший на отмели р. Нерли, затем у храма Покрова Пресв. Богородицы, ныне хранится в ГВСМЗ. Белокаменный Святославов крест с предстоящими 1234 г., сооруженный в память закладки Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, в наст. время является экспонатом Юрьев-Польского историко-художественного музея и выставлен в стенах Георгиевского храма. В муромском Троицком мон-ре почитался крест, принесенный в Муром в 1658 г. арзамасским сыном боярским В. С. Микушиным после бывшего ему во сне откровения; Микушин нашел святыню в 1657 г. при взятии рус. войсками Вильно на «помосте» одной церкви. В Сретенской ц. Мурома хранится чудотворный деревянный большого размера десятиконечный крест с предстоящими.

http://pravenc.ru/text/154964.html

2411 Система григорианского пения может быть представлена в след. виде: 1) автентический лад: ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре. 1) плагальный – ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля. 2) автентический – ми, фа, соль, ля, си, до, ре, ми. 2) плагальный – си, до, ре, ми, фа, соль, ля, си. 3) автентический – фа, соль, ля, си, до, ре, ми, фа. 3) плагальный – до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. 4) автентический – соль, ля, си, до, ре, ми, фа, соль. 4) плагальный – ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре. 2412 Чтения в общ. любит. дух просв. 1889 г., I, 21 стр., статья: Богослужебная музыка Западной Церкви. 2415 ПреображенскийРеформа богосл. пения в кат. церкви. Русск. муз. газета, 1847, 11, 1527 стр. 2420 Оратория происходит от Лат. слова: oratorium – молитвенный зал. Применение этого названия к рассматриваемой музык. форме объясняется следующим образом. Некто Филипп Нери – священник, стал устраивать религиозные собеседования в молитвенном доме (oratorio) монастыря св. Джироламо и позднее в церкви Santa Maria в Валличелле. Для того, чтобы придать этим собраниям более торжественный характер Нери, вошел в соглашение с композитором Анимуччьа, который написал музыку, исполняемую на таких собраниях, так. назыв. «Laudi Spirituali». В зависимости от места исполнения и самые музык. произведения эти стали называться ораториями. 2425 9-го ноября прочитав одну очередную лекцию и придя снова в аудиторию, чтобы читать другую, я нашел на кафедре обращенную ко мне записку: «просим вас сказать свое слово по поводу смерти Льва Николаевича Толстого». Желание студентов в данном случае выслушать меня – православного апологета – я нашел естественным и законным. Я сказал то, что думал о Толстом. Но застигнутый врасплох предложением своих слушателей я, понятно, излагал свои мысли не в систематической и литературной форме и опустил нечто, что, мне кажется, следовало бы добавить. Теперь я печатаю свою речь, сообщая ей лишь некоторую отшлифовку и небольшие дополнения, но, не изменяя её существа и не снабжая её никакими дополнительными справками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(SynCP. Col. 258-260); на полях рукописи Paris. gr. 1589, XII в., память мученика указана под 24 нояб. В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. и его списках, а также в Минологии имп. Василия II, в нек-рых визант. Синаксарях и греч. печатной Минее (Венеция, 1593) память М. и сказание о нем на основе 2-й редакции Мученичества М. содержатся под 25 нояб. ( Дмитриевский. Описание. С. 26; Mateos. Typicon. T. 1. P. 114; Laurent. S. Marco. 787, 1050 г.; Ambros. D. 74. Sup., XII в.; Bodl. Auct. T. 3. 16, 1307 г.). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца память М. и сказание о нем помещены под 25 нояб. На то, что М. широко почитался не только в Византии, но и в поствизант. пространстве, указывает его упоминание в душеполезной «Повести о недостойном иерее» (сохр. в рукописи XVI в.); М. фигурирует в ней как реальное лицо, с к-рым был знаком главный герой повести - священник, наказанный за неканонический проступок невозможностью умереть в свой срок. Прожив неск. сотен лет, он рассказывает, что был соседом М. и свидетелем его страданий ( Afinogenov D. The Story of an Unworthy Priest in Cod. Parisinus gr. 1632//Scrinium. СПб., 2011. N 7. P. 91-102). По нек-рым неподтвержденным сведениям, частицы мощей М. также хранились в К-поле: «В той части [города] покоится святой Меркурий, убивший Юлиана Отступника» (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 454). Под «той частью» следует понимать мон-рь мч. Диомида рядом с Золотыми воротами. Частицы мощей М. хранятся в Большом Метеорском монастыре и в мон-ре св. Варлаама в Метеорах (Фессалия), в обители Св. Лавра (Агия-Лавра), близ Калавриты, в мон-ре 40 Севастийских мучеников в Спарте, в монастыре Успения Пресв. Богородицы в Кинурии, в ц. св. Андрея в Ахее, в мон-ре Кехровуниу на о-ве Тинос, в мон-ре Пресв. Богородицы Платитеры на Керкире (Корфу), в мон-ре свт. Николая и мон-ре Агиас на Андросе, в мон-ре Св. Троицы, мон-ре Св. Креста и мон-ре Вронда на Самосе, в Иоанна Богослова апостола монастыре на Патмосе , в мон-ре святых Таксиархов на Серифосе ( Meinardus O.

http://pravenc.ru/text/2563008.html

Филофея), которая составила подробный отчет об имуществе К., переданном игум. Ефрему: мощах, богослужебных предметах, а также мулах, лошадях и др., в т. ч. был создан перечень документов из архива К. ( Oikonomid è s. 1978. P. 19). В 1808 г. в К. насчитывалось 27 монахов ( Δωρθεος. 1986. Τ. 1. Σ. 430). В улучшении положения К. в нач. XIX в. важную роль сыграло покровительство Василики, жены Али-паши Янинского, номинального вассала Османской империи, де-факто управлявшего Албанией и Эпиром. В 1819-1820 гг. на ее средства была построена часть монастырских корпусов. В ризнице хранится подаренное ею Евангелие в серебряном с позолотой окладе, изготовленном в 1820 г. мастером Афанасием Дзимурисом из Каларите близ Янины. В связи с греч. национально-освободительной революцией 1821-1829 гг., в ходе к-рой множество монахов поддержали восставших, на К. и афонские мон-ри обрушились гонения со стороны османских властей. Кастамонитским мон. Досифеем был составлен рассказ о трагических событиях на Афоне после подавления в 1821 г. восстания в Македонии. В нем в т. ч. говорится о 5 насельниках К., замученных в тюрьме в Фессалонике и ныне почитаемых 12 июня в сонме новых преподобномучеников-святогорцев: Тимофее († 4 июня 1822), Савве Простом († 10 июня 1821), Венедикте († 1821), Синесии († 1824) и Павле († 1824). Из них прмч. Тимофей также является местночтимым святым в Веррийской и Наусской митрополии, прмч. Савва Простой - в Иерисской митрополии, преподобномученики Венедикт, Синесий и Павел - в мон-ре К. Прмч. Павел (в миру Петр) был уроженцем Янины и обучался в этом городе в знаменитой школе Баланоса. По просьбе жены Али-паши Василики кастамонитский игум. Хрисанф и прмч. Венедикт взяли юношу на Афон. Он принял мученическую кончину в Фессалонике в возрасте 30 лет. В 1844 г. в К. поселился иером. Мелетий из мон-ря свт. Афанасия Великого «тис Сфиницис» близ Веррии, впосл. ставший помощником кафигум. Симеона Стагирита. В 1851 г. долг К. достиг 172 тыс. гроссов. В 1854 г. велись переговоры о передаче мон-ря румын.

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГУРИЙ († между 1603 и 1613), прп. (пам. 15 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Шалочский, Устюженский, основатель и 1-й игумен Шалочской (Шалацкой, Шалатской) Успенской пуст., сомолитвенник и друг прмч. Евфросина Синозерского , основателя Синозерской Троицкой пуст. близ Устюжны Железнопольской. Сведения о Г. содержатся в Житии прмч. Евфросина, написанном в 1650 г. иноком Синозерской Троицкой пуст. Ионой (Филипповым Суровцыным). В 1592 г. Г. поселился вместе с прмч. Евфросином и др. его учеником, прп. Филаретом, вблизи р. Чагодощи, при Гвозденском ручье. Это место позже получило название Старая пуст. или Пустынька. В поисках совершенного уединения Г. покинул своего учителя и поселился при впадении р. Шалочи в р. Мологу, в 35 верстах от Устюжны. Здесь он основал пустынь в честь Успения Пресв. Богородицы, ок. 1603 г. стал ее игуменом ( Строев. Списки иерархов. Стб. 120). В 1595 г. Г. участвовал в освящении храма в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Синозерской пуст. (ср. грамоту царя Михаила Феодоровича 1636 г., сообщающую об освящении - Яковцевский Г. , свящ. Ист. сведения о Синозерской пуст. Устюжского у. Новгородской губ. и ее основателе св. прп. мч. Евфросине, Новгородском чудотворце. Новгород, 1912. С. 10). В нач. XVII в. Г. постриг прмч. Евфросина в великую схиму. Возможно, Г. перед кончиной также принял великую схиму (как иеросхимонах он поминался в Моденском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре , к к-рому была приписана во 2-й пол. XVIII в. Шалочская пуст., вплоть до кон. 20-х гг. XX в., когда Моденский мон-рь был окончательно закрыт). В 1613 г. Гуриева Шалочская пуст. была сожжена поляками (к этому времени Г. уже не было в живых), в следующем году возобновлена. Патриарх Иоаким (1674-1690) приписал ее к череповецкому в честь Воскресения Господня мон-рю, в 1704 г. пустынь была отписана Олонецкой верфи, затем принадлежала новгородскому архиерейскому дому, в 1764 г. упразднена, преобразована в приход, приписанный к Николаевскому Моденскому мон-рю, к-рому отошло имущество пустыни. К сер. XVIII в. в Шалочской пуст. действовали деревянные храмы в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя ап. Иоанна Богослова, в нач. XIX в.- церкви во имя прор. Илии и свт. Димитрия Ростовского. В 1837 г. храмы в бывш. Шалочской пуст. были разобраны, на их месте тогда же построили каменную ц. в честь Рождества Христова, где под спудом почивали мощи Г. На раке святого находилась икона с его изображением в полный рост, вероятно одна из ранних (местонахождение неизв.), при раке хранился посох святого. Рождественский храм был разрушен в 30-х гг. ХХ в., могила святого утрачена.

http://pravenc.ru/text/168362.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010