После выхода декрета об отделении Церкви от гос-ва 4 февр. 1918 г. состоялся крестный ход из Перми на Белую Гору, в к-ром приняли участие ок. 20 тыс. чел., т. е 1/5 населения города. Применив оружие, власти разогнали верующих. В авг.-окт. 1918 г. Б. м. был разорен, имущество разграблено, престол осквернен. Архим. Варлаам был арестован и принял мученическую кончину, 102 насельника угнаны на принудительные работы, 41 убит, остальные мобилизованы в армию. Братия Серафимо-Алексеевского скита была замучена и утоплена в яме с нечистотами. Когда тела иноков извлекли из ямы, на них не было следов разложения, очевидцами засвидетельствовано благоухание. На короткое время и. о. настоятеля мон-ря стал иером. Сергий (Вершинин), а после его мученической кончины - иером. Антоний (Арапов; последнее упом. о нем в марте 1919). В февр. 1919 г. Б. м. оказался на территории, занятой армией А. В. Колчака , часть братии вернулась, к сер. марта 1919 г. в мон-ре было 132 чел., из них 35 чел. в скиту (ГА Пермской обл. Ф. 37. Оп. 7. Д. 1. Л. 1, 2). 4 марта 1919 г. еп. Борис (Шипулин) назначил и. о. настоятеля иером. Иосифа (Воробьёва; † 1919?). 19 мая по благословению еп. Бориса (Шипулина) состоялось вторичное (малое) освящение Крестовоздвиженского собора, оскверненного большевиками. 18 июня 1919 г. обитель была временно захвачена большевиками, убито 34 насельника. В авг. 1919 г. братия вновь собралась, 4 сент. и. о. настоятеля стал иером. Афанасий (Одегов; † 1922?), в янв. 1922 г.- иером. Никон (Коробкин; † 1922?), в авг. 1922 г.- иером. Иоанн (Ветер). В марте 1923 г. Б. м. был закрыт, Иверский храм разобран, в корпусах организован детский приемник для малолетних преступников, переоборудованный в 30-х гг. в дом инвалидов. В июне 1923 г. в здании Пермского отдела ГПУ произвели кощунственное «обследование» святынь мон-ря, в т. ч. частиц мощей прп. Серафима Саровского, вмч. Георгия, прмч. Игнатия Афонского. На месте уничтоженного в 1918 г. Царского креста поставили памятник Ленину. В годы Великой Отечественной войны здесь располагался госпиталь, а в 50-70-х гг. ХХ в.- психиатрическая больница. В 20-50-х гг. XX в. в землянке близ Б. м. по благословению прмч. Варлаама подвизалась схим. Евдокия .

http://pravenc.ru/text/77928.html

Свт. Феона Фессалоникийский, прмч. Иаков, вмц. Анастасия Узорешительница. Икона. 1840 г. (мон вмц. Анастасия Узорешительница. близ Фессалоники) [Иаков Новый; греч. Ικωβος] († 1519 или 1520), прмч. (пам. греч. 1 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), мон. В миру Иоанн, род. в одном из селений близ Кастории (Греция) в бедной благочестивой семье. Его родителей звали Мартин и Параскева. В юности Иоанн пас стада и постепенно приобрел собственных овец. Его брат позавидовал преуспеванию Иоанна и донес местным тур. властям, что тот нашел клад. Иоанн был вынужден покинуть родные места, чтобы избежать преследований турок. Он поселился в К-поле, занялся поставкой баранины ко двору султана и постепенно разбогател. Однажды, находясь в гостях у знатного турка, он услышал рассказ о том, как К-польский патриарх Нифонт II (1486-1489, 1497-1498) исцелил бесноватую жену турка, при этом турок видел, как во время чтения Евангелия разверзся купол храма и божественный свет наполнил церковь. После этого Иоанн решил отправиться к патриарху для духовной беседы. Под влиянием патриарха Нифонта он роздал свое имение (300 тыс. гроссов) нищим, удалился на Афон и принял постриг в мон-ре Дохиар . Спустя 3 года он восстановил запустевший скит св. Иоанна Предтечи, принадлежавший Иверскому монастырю , и подвизался в нем 6 лет под рук. старца Игнатия. После смерти Игнатия И., подобно древним подвижникам, подвергся искушениям и бесовским нападениям, от которых его избавила Пресв. Богородица. Ведя строгую аскетическую жизнь, И. достиг совершенства в монашеских добродетелях. Он сподобился дара прозорливости и чудотворения. Кроме того, ему по божественному откровению были явлены видения райских обителей и адских мучений. Постепенно вокруг И. начала собираться братия. Первым его учеником стал инок Маркиан из мон-ря Ватопед . По молитвам И. в скиту св. Иоанна Предтечи забил источник, к-рый получил название Агиасма св. Иакова, пустой сосуд дважды наполнялся елеем, во время засухи пошел дождь. В мон-ре Ватопед он исцелил одержимого бесом послушника. Однажды И. и его спутник были застигнуты в пути туманом и темнотой, так что подвергались опасности сорваться в пропасть. После того как И. помолился, туман расступился, образуя проход на то время, пока они не дошли до кельи.

http://pravenc.ru/text/200221.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прмч. Николай Двали. Житийная икона. XX в. (частное собрание) [Груз. ] († 19.10.1314, Дамаск), прмч. (пам. груз. 19 окт.; 12 февр., в Соборе груз. святых Иерусалима) Грузинской Православной Церкви. Н. Д. род. в с. Цей в груз. пров. Двалети (ныне в Алагирском р-не, Сев. Осетия). Как прмч. Николай Туаллаг (Туальский) почитается также в Сев. Осетии. Мученичество Н. Д. в виде краткой синаксарной редакции было составлено в нач. XIV в. в Иерусалиме мон. Евфимием, подвизавшимся в груз. Крестовом монастыре , и под 19 окт. помещено в сб. Великий Синаксарь XI в. (Hieros. patr. iver. 24a). Из источника известно, что Н. Д. род. в день празднования памяти св. Иоанна Предтечи и родители посвятили мальчика этому святому. В возрасте 12 лет он принял постриг. Подвизался в одном из монастырей Кларджетской пустыни на юго-западе Грузии. Затем он отправился в Иерусалим для поклонения св. местам и остался в Крестовом мон-ре. Им овладело желание пострадать за Христа: он нашел перса-переводчика и перед кади (мусульм. судьей) исповедал Христа и осудил ислам. Его избили и заключили в тюрьму. Вопреки желанию Н. Д. братия выкупила его. Настоятель Крестового мон-ря отправил его на о-в Кипр, где Н. Д. продолжил подвижничество. Вскоре ему захотелось отправиться на Афон. Однажды, когда Н. Д. молился перед иконой св. Иоанна Предтечи, написанной по его просьбе, он услышал голос, повелевший ему вернуться в Иерусалим, найти некоего инока-грузина, к-рый «наставит его на путь спасения и в стезях веры утвердит его». Н. Д. выполнил поручение, однако не решался открыть иноку цель своего визита и лишь позже рассказал все настоятелю Крестового монастыря. Во сне настоятелю предстали Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча, повелевшие отправить Н. Д. в Дамаск, где он сподобится мученической кончины за Христа. В Дамаске сюжет повторился: Н. Д. дважды приходил в молитвенный дом мусульман и исповедовал Христа, его били и сажали в тюрьму. В 1-й раз его выкупил Дамасский митрополит, во 2-й раз св. Иоанн Предтеча чудесным образом исцелил Н. Д. (он получил 500 ударов ремнями), святой 2 месяца провел в тюрьме, затем был выпущен. Дамасская христианская община намеревалась отправить Н. Д. обратно в Иерусалим, однако на улице святой встретил дамасского эмира, который задержал его и привел во дворец эмира эмиров Денгиза (в араб. источниках - Сейф ад-Дин Тенгиз (1312-1340), заместитель султана мамлюков аль-Малика ан-Насира-Мухамада ибн Калауна, известный ненавистью к христианам). Н. Д. соблазняли славой и дарами, однако святой исповедал Христа и вновь оскорбил пророка мусульман Мухаммада. Денгиз приказал его казнить. Н. Д. повернулся лицом к востоку и возблагодарил Господа. Его отсеченная голова 7 раз возгласила: «Слава Тебе, Боже!» Тело мученика сожгли, над этим местом в течение 3 дней был виден столп света.

http://pravenc.ru/text/2566100.html

Это сказание, помещенное в собрание житий святых свт. Димитрия, митр. Ростовского, дословно взято им из Церковной истории Евагрия Схоластика и помещено под 8 июня. В ВМЧ митр. Макария сказание о З. не включено. В католич. Церкви память З. внесена кард. Цезарем Баронием под 30 нояб. также на основании сведений Евагрия Схоластика. В греч. синаксарях при богослужебных Минеях имеется память аввы Зосимы «благочестивого монаха» под 27 апр. (SynCP. Col. 631), а также аввы Зосимы, в мире скончавшегося, под 24 янв. (Ibid. Col. 421). Последнему в печатных греч. минеях посвящены 2 стиха. Ему также приписываются нек-рые апофтегмы, вошедшие в тематические патерики. В «Великом патерике» («Великом собрании изречений старцев») находятся довольно обширные отрывки из сочинения некоего аввы Зосимы «Рассуждения» (греч. διαλογισμο; в лат. традиции Alloquia - «Изречения»). На то, что автор этого сочинения мог быть одним лицом с З. Финикийским, указывает как совпадение времени и места жизни, так и ряд деталей, к-рые сообщает о себе автор «Рассуждений», совпадающих с тем, что известно о З. Финикийском. Автор «Рассуждений» жил в Палестине, он упоминает о своем пребывании в Кесарии Филипповой, на р. Иордане и т. д. Автор «Рассуждений» имел учеников, само сочинение представляет собой не столько авторское произведение, сколько стенографическую запись наставлений аввы, сделанную его учениками. Наконец, автор говорит, что он некоторое время подвизался в мон-ре близ г. Тир как простой монах еще до своего удаления в пустыню. З. знаком с «Аскетиконом» прп. аввы Исаии и, возможно, с сочинениями Евагрия Понтийского. «Рассуждения» З. использовались прп. Дорофеем Газским, который именует их «О смирении». Судя по почтению, с которым прп. Дорофей упоминает о З. (PG. 88. Col. 1632, 1644, 1648, 1709, 1713), тот принадлежал к поколению старших современников прп. Дорофея, и, т. о., время жизни составителя «Рассуждений» следует отнести к 1-й пол. VI в. Тождество З. Финикийского, автора «Рассуждений», и Зосимы, о к-ром упоминает прп. Дорофей Газский, со времени исследования С. Веле ( Vailhé S. St. Dorothée et st Zosime//EO. 1901. T. 4. P. 359-363) признано в науке. Однако попытка этого же исследователя отождествить его с прмч. Зосимой Киликийским (см. в ст. Зосима , прмч. Киликийский, и Афанасий Комментарисий ) кажется неубедительной. Блж. Иоанн Мосх, к-рый пишет о Зосиме Киликийском ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 123-124), говорит, что видел его в Иерусалиме при патриархе Иоанне IV (574-594), и, т. о., этот Зосима является младшим современником прп. Дорофея Газского. З. Финикийский также отличен от прп. Зосимы Палестинского (пам. 4 апр.), похоронившего прп. Марию Египетскую. «Рассуждения» Зосимы частично вошли в «Добротолюбие» .

http://pravenc.ru/text/200019.html

Однако посягательства азнауров на церковные владения не прекратились. Католикос Николай и его сподвижник еп. Ацкурский Николай (Джуаншерисдзе) изобличали «бесчинников», но «никто не склонял слух к словам их» (Там же. С. 166). Более того, под давлением царя Давида VI Нарина (1247-1293; в Зап. Грузии) католикос утвердил право некоего Арванбега Сабаисдзе на владение принадлежавшим Мцхете поместьем в Шеубани (1280 г. Док. 40//Корпус груз. Т. 1. С. 177-179), установив за ним оброк, к-рый тот должен был уплачивать Светицховели ежегодно в Великий четверг. Убедившись в своем бессилии, католикос Николай ушел на покой, оставив на Патриаршем престоле Авраама I (1282-1310). В. Силогава В 1269 г. груз. царем стал св. Димитрий II Самопожертвователь (Тавдадебули). В 80-х гг. XIII в. хан Аргун вызвал в Орду св. Димитрия, вовлеченного после смерти Абага-хана в междоусобную борьбу и обвиненного в заговоре против нового хана. Повторный суд приговорил св. Димитрия к смерти. 12 марта 1289 г. он был обезглавлен. Католикос Авраам и свящ. Моисей, сопровождавшие царя в поездке в Орду, тайно выкупили тело св. царя и при помощи тбилисских рыботорговцев привезли на родину и похоронили в Светицховели. Католикос Авраам 4 раза принимал участие в посольствах к монголам, после смерти св. царя Димитрия он еще дважды посещал Орду, чтобы разрядить напряженность между ордынским правителем и царем Давидом VIII (1293-1311). К 1-й пол. XIII в. относится деятельность прмч. Иоанна Чимчимели . Он был церковным деятелем, переводчиком и философом, получившим образование в груз. Петрицонском мон-ре. Перевел толкования Книги Екклесиаста еп. Григория Акрагантского и Олимпиодора Александрийского , толкования Евангелия от Марка и Евангелия от Луки свт. Феофилакта Болгарского , что имело большое значение для развития груз. духовной литературы того времени. Митр. Тимофей (Габашвили) (XVIII в.), описывая фрески Крестового мон-ря в Иерусалиме, называет его мучеником, а историк XIX в. М. Джанашвили отмечает, что прмч. Иоанн руководил лит. школой в Греми, где преподавал философию, богословие, греч., сир. и араб. языки. Прмч. Лука Иерусалимский (Абашидзе) подвизался в Крестовом мон-ре в Иерусалиме, принадлежавшем в то время Османской империи. В 1277 г., стремясь оградить мон-рь от притеснений со стороны мусульман, он, будучи уже настоятелем мон-ря, отправился к султану, к-рый предложил ему отречься от Христа в обмен на должность эмира. Лука исповедал Христа, за что ему отрубили голову, а тело сожгли. Приблизительно в то же время в Крестовом мон-ре персами была замучена прмц. Саломия Грузинка , мон. одного из жен. мон-рей Иерусалима.

http://pravenc.ru/text/638558.html

В 2010 г. Бобруйское викариатство и К. м. стали епархиями-побратимами, поскольку названия обоих городов происходят от слова «бобр». Кроме того, оба архиерея носят имя Серафим. В июне 2010 г. еп. Бобруйский и Быховский Серафим (Белоножко) и мэр Бобруйска посетили Касторию. Святые, особо почитаемые в митрополии Прор. Илия. Икона. 1180–1200 г. (Византийский музей в Кастории) Прор. Илия. Икона. 1180–1200 г. (Византийский музей в Кастории) покровитель Кастории вмч. Мина, покровитель скорняков прор. Илия, уроженцы окрестностей Кастории прмч. Иаков († 1519 или 1520), прп. Дионисий , основатель мон-ря Дионисиат († 1388), и его брат свт. Феодосий , игум. мон-ря Филофея на Афоне и Манганского мон-ря в К-поле, а затем митрополит Трапезундский († 1392), подвизавшийся в мон-ре св. Бессребреников близ с. Мелисотопос, свт. Григорий Палама († 1357), прп. Нектарий Карейский († 1500), а также покровитель детей прп. Никанор Завордский († 1549). В 2003 г. Александрийская Православная Церковь причислила к лику святых патриарха Александрийского Герасима II Палладу († 1714), занимавшего до этого Касторийскую кафедру. 8 дек. 2011 г. К-польский Патриархат канонизировал касторийскую подвижницу - старицу и юродивую Софию (Хотокуриду) (1883-1974), к-рая родилась в окрестностях Трапезунда в Понте, в 1923 г. вместе с др. греками-беженцами переселилась из М. Азии в Грецию и с 1927 г. подвизалась в мон-ре Рождества Пресв. Богородицы близ Клисуры. 1 июля 2012 г. К-польский Патриарх Варфоломей во время визита в Касторию совершил чин ее канонизации. В 3-е воскресенье нояб. в К. м. празднуется Собор Касторийских святых. Касторийские архиереи Епископы Касторийские: Иоанн (Х в.), Феодор (XI в.), Кир (XI-XII вв.), Михаил (1-я пол. XII в.), Иоанн (ок. 1150), Константин (упом. ок. 1204, согласно Н. В. Томадакису и Е. Дракопулу, после 1220, по мнению Снегарова, ок. 1232), Гавриил (упом. в 1384), Иосиф (упом. в 1481). Митрополиты Касторийские: Акакий (упом. в 1531, 1543), Мефодий (упом. в 1544, 1559), Иоасаф (упом.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

К 1903 г. на А. подвизались более 300 болг. монахов, из них ок. 200 чел.- в Зографе. Эта обитель, имевшая почти исключительно болг. братство, стала общежительной в 1849 г. и при постоянной помощи от рус. Пантелеимонова мон-ря пережила расцвет в сер.- 2-й пол. XIX в., имея 22 храма и параклиса, многоэтажные корпуса и обширные хозяйственные постройки. Нек-рое число болгар находилось в братстве Пантелеимонова мон-ря как в древности, так и в XIX - нач. XX в. Во время 1-й балканской войны в Зографе разместился отряд болг. армии. Во время 2-й балканской войны Зографский мон-рь был осажден греч. солдатами и монахами-ополченцами, игумен Зографа уговорил болг. солдат сдаться в плен, и это предотвратило кровопролитие. К 1965 г. на А. жили 17 болг. насельников, из них 11 - в Зографе. В 2002 г. в Зографе подвизались 10 монахов-болгар. Среди афонцев-болгар были великие подвижники, прославленные правосл. Церковью. Кроме весьма почитаемых 26 преподобномучеников Зографских (пам. 10 окт.) известны св. Иоанн Кукузель (XII в., пам. 1 окт.), прп. Косма, отшельник Зографский (кон. XIII - нач. XIV в., пам. 22 сент.), прп. Ромил (XIV в., пам. 16 янв.), нек-рое время подвизавшийся в скиту Мелана, мч. Иоанн Болгарин, инок Лавры прп. Афанасия, принявший мученическую кончину в К-поле в 1784 г. (пам. 5 марта), сщмч. Дамаскин (XVIII в., пам. 16 янв.), игум. Хиландара, пострадавший от турок в Болгарии, прмч. Онуфрий, подвизавшийся в Хиландарском мон-ре, принял мученическую кончину в 1818 г. на о-ве Хиос (пам. 4 янв.). Учеником прп. Григория Синаита был Климент Болгарин, в кон. XIII - нач. XIV в. нек-рое время подвизавшийся в скиту Морфону в пределах Лавры прп. Афанасия. В 1617-1618 гг. на А. подвизался книгописец и иконописец прп. Пимен Зографский . Сохранилась память о благочестивой жизни насельников Пантелеимоновой обители болгарах схимонахах Порфирии и Филарете. Болгарин иеросхим. Григорий († 1839), живший в местности Капсала, был общим духовником слав. иноков на А., в частности рус. старца иеросхим. Арсения. Своими добродетелями отличились настоятели скита Ксилургу болгары иеросхим. Никифор (40-е гг. XIX в.) и иеросхим. Прокопий († 1899). Также были известны в XIX в. болгары схим. Харалампий из скита Лак († 1845), схим. Василий, подвизавшийся поблизости от Зографа в каливе, схимонахи Иоанникий и Феодосий из Кавсокаливийского скита.

http://pravenc.ru/text/77102.html

При архимандритах Макарии (1783-1791), Мисаиле (1791-1795) и Евгении (Романове; 1795-1799) был возведен и освящен новый Борисоглебский собор, значительный вклад в украшение обители внесли архимандриты Никанор (1800-1818) и Антоний (1864-1887). Нек-рые из настоятелей Н. Б. м. были рукоположены во архиереев, среди них: Сергий (Велтахов), настоятель обители (1680-1682; в 1682-1702 архиеп. Тверской и Кашинский); Иоиль (Вязьмитин, Вязьмитянин), настоятель монастыря (1700-1701; в 1708-1712 еп. Ладожский, викарий Новгородской епархии); Кирилл (Флоринский), настоятель Н. Б. м. (1765-1768); Евгений (Романов; в 1800-1811 еп. Костромской и Галичский); Христофор (Эмаусский), настоятель обители (1849-1850). Численность братии обители известна с 1-й пол. XVII в.: к 1624/25 г. в мон-ре подвизались архимандрит, келарь, казначей и «десеть человек старцов» (Писцовые и переписные книги. 2014. С. 25); к 1686 г. в обители проживали 3 черных священника и ок. 30 чел. братии (Там же. С. 187), в 1915 г.- настоятель, 6 иеромонахов и 6 послушников ( Бочкарёва. 2002. С. 109). Мн. представители братии пострадали в период репрессий 20-30-х гг. XX в., среди них - прославленные в лике святых: управлявший нек-рое время обителью архиеп. сщмч. Феофил (Богоявленский), иером. прмч. Владимир (Загреба); расстрелянные еп. Вениамин (Троицкий), иеромонахи Павел (Кобяков) и Леонтий (Чистяков), иеродиак. Иринарх (Морозов); сосланные иеромонахи казначей обители Модест, Василий (Кожин), Иероним (Коровашкин), Палладий (Тырымов), монахи Иоанн (Кононов), Николай (Орлов), диак. Иаков Соколов ( Лопатина Н. А. За Христа пострадавшие в 1920-30-е гг. монахи, священнослужители и служители Новоторжского Борисоглебского мон-ря//Краевед. альманах. 2004. С. 29-40). Материальное обеспечение Первым сохранившимся документом о материальном обеспечении мон-ря является подтвердительная жалованная тарханно-несудимая грамота царя Василия Иоанновича Шуйского от 24 июня 1610 г., подтверждавшаяся царями Михаилом Феодоровичем (25 февр. 1614) и Феодором Алексеевичем (21 авг.

http://pravenc.ru/text/НОВОТОРЖСКИЙ ВО ...

Вспомнили о мученической кончине членов царской семьи, о том, что останки Великой княгини пришлось вывезти в Харбин, дабы спасти от поругания... Принц Майкл спросил, где находится Алапаевск, далеко ли это от Екатеринбурга. Перекрестившись, он поставил свечу к иконе святых царственных страстотерпцев.  Экскурсию по музею провела начальница обители инокиня Екатерина Принц Майкл заинтересовался фотографиями, где запечатлен визит августейшей семьи в Марфо-Мариинскую обитель  Интерьеры приемной, где Великая княгиня принимала царскую семью и представителей русской и европейской знати, были восстановлены в точности по старым фотографиям  Августейшая семья -- святые страстотерпцы царь Николай II с супругой Александрой Федоровной -- в приемной у прмч.Елисаветы На старых фотографиях английских родственников св.прмч.Елисаветы принц Майкл нашел свою прабабушку -- английскую королеву Викторию  Среди экспонатов -- чудом сохранившийся рояль Великой княгини. Рояль никогда не покидал стен обители Возможно, что надпись ELLA на крышке рояля сделана рукой св.прмч.Елисаветы Обычно ее сравнивают с подписью на этой фотографии  Молельная комната св.прмч.Елисаветы  В завершении визита принц Майкл посетил действующий в обители детский сад для детей-инвалидов  На прощание епископ Пантелеимон подарил принцу альбом с фотографиями св.прмч.Елисаветы и архивными фотографиями обители  После этого гостей провели в музей. Поднимаясь по лестнице в покои первой настоятельницы, принц Майкл не переставал удивляться происходящим переменам («Полное преображение! Здесь все было в лесах!») и сразу же поинтересовался: «А где рояль?». Он запомнил инструмент по первому своему визиту в обитель. Это – единственная вещь, которая сохранилась здесь с дореволюционных времен. Все остальное в покоях Елизаветы Федоровны тщательно, дотошно восстановлено по старым фотографиям и описаниям – вплоть до мельчайших деталей люстры в приемной (посчастливилось найти тот самый завод, изготовивший ее сто лет назад) и войлока, которым совсем не в духе XXI века утеплили стены.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

согласно с самогласными стихирами Октоиха. Первый глас малого знаменного распева, как и большого, совершается в гиполидийской тональности в области пентахорда: ре-ми-фа-соль-(ля) с господствующим звуком ми и конечным ре. Тот же самый пентахорд с тем же конечным звуком лежит в основании и киевского распева с обычными напевами. Но в них господствующей звук находится на терцию выше, именно соль (а не ми) при той же тонике до. Это – простое перенесение мелодии с терции на квинту в том же аккорде или гармоническое замещение звука ми звуком соль, постоянно допускаемое во всякого рода мелодиях при их варьировании и не изменяющее сущности дела. В малом знаменном распеве пентахорд весьма редко дополняется еще снизу звуком до (во 2 строке 1 гл. перед конечной её нотой ре) и убавляется обыкновенно сверху через опущение звука ля, каковой звук и в киевском распеве употребляется только в запевной строке для усиления первого слога с ударением и то не во всех изданиях. Второй глас малого знаменного распева, киевского и обычных нотируется в синодальных изданиях в гиполидийской тональности по примеру ирмосов большего распева, т. е. на кварту ниже против мелодий Октоиха (из издания Н. Потулова), именно в области (си) до-ре-ми-фа(соль) с опущением верхнего соль и добавлением нижнего си 71 и также с господствующим звуком ре и конечным до. Но в конечной строка киевского и обычных напевов после окончания до в виде украшения прибавлен еще небольшой припев, оканчивающийся на си, что и служит единственным их отличием от знаменного. Напев 2 гл. имеет и другой обычный вид (напр. в придворном пении), но с той же областью звуков и с те ми же гласовыми приметами, и только имеет гармонически характер ре минор, а не сольмажор. Трений глас малого, как и большого знаменного распева, нотируется в гиполидийской тональности, в области: си-до-ре-ми-фа, с господствующими звуками ми и ре, и конечным си. С ними во всем имеет буквальное сходство и распев киевский со своими отраслями. Четвертый глас большего знаменного распева совершается в гиполидийской тональности в области: ре-ми-фа-соль-ля 72 с господствующим звуком фа и конечным ми или ре. В малом знаменном распеве – тот же пентахорд и господствующей звук, но с окончанием ре. Ему в точности последует и киевский с своими отраслями, но только в пониженной на кварту области звуков: ля-си-до-ре-ми с соответствующим понижением и гласовых примет. Пятый глас большого знаменного распева нотируется иногда на квинту, иногда на кварту ниже нормальной его гиполидийской тональности, т. е. в области: до-ре-ми-фа-соль или же: ре-ми-фа-соль-ля. В малом знаменном и киевском распеве с обычными глас этот нотирован еще на кварту ниже второй из упомянутых здесь областей, т. е. в пентахорде: ля-си-до-ре-ми с соответствующим понижением и гласовых примет, т. е. с господствующим звуком ре (иногда еще и до) и конечным ля или, что тоже, вне установленных тональностей, на две кварты вниз против нормального его нотирования в гиполидийской тональности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010