По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 7-й. Отпуст (в открытых царских вратах): «Иже на горе Фаворстей...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 4-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7-й. Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален святителя, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й (см. в службе прмч. Дометия). По 2-м стихословии – седален святителя, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й (см. в службе прмч. Дометия). Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 8-й: «О всех славных...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й (по выбору, см. в службе прмч. Дометия по 1-м или по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Митрофана...». Стихира святителя, глас 6-й: «Преподобне отче...». Каноны: праздника 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия Преображения: «Лицы израильтестии...». По 3-й песни – кондак и икос праздника, глас 7-й; седален святителя, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Сокровенную молнию...» (см. в службе прмч. Дометия). По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя (дважды). «Слава, и ныне» – светилен праздника (см. в службе прмч. Дометия). «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 6-й – 3 (см. на стиховне утрени в службе прмч. Дометия), и святителя, глас 8-й – 3. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Благий и верный рабе...», «И ныне» – праздника, глас 5-й: «Закона и пророков...» (см. в службе прмч. Дометия).

http://patriarchia.ru/bu/2024-08-20/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?), Овруч (ныне Житомирская обл., Украина) - 7.09.1678, Канев (ныне Черкасская обл., Украина)), прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых), Овручский, Переяславский. Жития М. Прмч. Макарий Овручский. Икона. Нач. ХХ в. (кафедральный собор прмч. Макария Овручского, Полтава) Прмч. Макарий Овручский. Икона. Нач. ХХ в. (кафедральный собор прмч. Макария Овручского, Полтава) Жития М. были написаны в прозе и стихах. По мнению архиеп. Филарета (Гумилевского) , автором первоначального прозаического Жития был Переяславский и Бориспольский еп. Захария (Корнилович ; † 1715). Сочинение не было опубликовано. Оно известно в пересказе в составе «Ведомости о епархии Переяславской», присланной в Синод в 1742 г. игуменом переяславского Свято-Михайловского мон-ря Германом (РГИА. Ф. 796. Оп. 25. Д. 723-б. Л. 61-62 об.). В 1842 г. было опубликовано «Житие св. прмч. Макария, архимандрита овручского, Переяславского чудотворца, нетленно почивающего в переяславской Свято-Вознесенской обители Полтавской губернии», составление к-рого приписывали еп. Полтавскому и Переяславскому Гедеону (Вишневскому) . Последнее Житие неоднократно переиздавалось, несмотря на то что оно содержит множество хронологических ошибок. Стихотворное «Житие и страдания святаго преподобномученика Макария, любопытному читателю стихотворне сложенное в 1766 г.» в кон. XVIII в. увез из Вознесенского мон-ря в Переяславле (ныне Переяслав-Хмельницкий, Украина) бывш. настоятель этой обители Димитрий (Устимович), в 1795 г. хиротонисанный во епископа Смоленского и Дорогобужского. Позже рукопись находилась в Смоленском историко-археологическом музее. Житие предваряла служба прмч. Макарию: «Правило преподобномученику Макарию, Переяславскому чудотворцу, 1762 г.» (опубл.: Лавровский. 1904). Автором стихотворного Жития, по мнению Л.

http://pravenc.ru/text/2561350.html

  25 – прмч. Прокопия Варненского,Смирнского ( +1810)   25 – прп. Филиппа, епископа Филадельфийского ( +около 1325)     ИЮЛЬ     1 – прп. Никодима Святогорца ( +1809)   5 – прп. Афанасия Афонского, игумена и 5-ти учеников его, с ним пострадавших       (+1000)   5 – прп. Киприана Нового, Константинопольского (+1679)   7- прп. Фомы Малеина (+Х в.)   8 – Феофила Мироточивого, Афонского ( +1548)   10 - прп. Антония Печерского, основателя  Киево-Печерской Лавры, в Ближних           (Антониевых) пещерах (+1073) 11 – прп. Никодима Ватопедского ( Афонского) ( +XIY) 11 – прмч. Никодима Албанского, Охридского, Мироточца ( +1722) 11– прмч. Нектария Вриулльского (+ 1820) 28 – прп. Павла Ксиропотамского  ( + 820)        АВГУСТ     4 – свмч. равноапостольного Космы Афонского, Албанского, иеромонаха (+1799)   7 – прп. Дометия Филофеевского, Афонского ( +XYI в.)   8 – прп. Григория Синаита ( +1310 или 1346) 11 – прп. Нифонта  П-го, Патриарха Константинопольского ( +1490) 15 – прп. Герасима Нового, Натараса, Кефалонита, Афонского, иеромонаха (+1579) 19 – прп. Феофана  Нового, Афонского, игумена, чудотворца ( +ХУ в.) 28 – прп. Саввы Крыпецкого, Псковского, ученика пра. Ефросина Псковского (+1495) 30 – общая память святых Сербских святителей и учителей, подвизавшихся на         Афоне: свт. Саввы I-ro , свт. Саввы II-ro, свт. Ефстафия, свт. Никодима,         свт. Даниила, свт. Иоаннского, свт. Ефрема, свт. Арсения.     СЕНТЯБРЬ   13 – прп. Иерофея Нового, Каламского, Иверянина, иеромонаха ( +1745) 15 – прмч. Макария Солунского (Фелассоникийского) (+1523) 16 – свт. Киприана Московского, митрополита, всея Руси чудотворца (+1406) 20 – прмч. Иллариона Критянина, Афонского (+1804) 22 – прп. Космы Зографского (Афонского), иеромонаха, отшельника (+1323) 22 – прмч. Зографских 26-ти ( +1276- 1280) 24 – прп. Силуана Афонского (+1938)     ОКТЯБРЬ      1 – прп. Иоанна Кукузеля, Афонского, доместика (+ XII в.)    1 – прп. Григория Афонского, Доместика Великой церкви ( + около 1360)    1 – прп. Саввы Вишерского, Новгородского ( + 1461)

http://isihazm.ru/1/?id=1818

Ист.: BHG, N 84-90; ActaSS. Ian. T. 2. P. 422-440; T. 3. P. 50-54; PG. 92. Col. 1680-1729; ibid. 114. Col. 773-812; ЖСв. Январь. Ч. 2. С. 265-283; Жуковская Л. П. Реймсское Евангелие: история его изучения и текст. М., 1978. Л. 14; Остромирово Евангелие 1056-1057 гг. Факс. воспроизв. М.; Л., 1988. Л. 263. Лит.: Usener H. Acta M. Anastasii Persae. Bonn, 1894; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. Τ. 4. Σ. 126-148; Janin. Églises et monastères. P. 27; Gignoux Ph. Noms propres sassanides en moyen-perse épigraphique//Iranisches Personennamenbuch. W., 1986. Bd. 2: Mitteliranische Personennamen. Fasc. 2. P. 2/114. Nr. 551. Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 174; MenolBas. Tav. 343, 344; Grabar A. Martyrium: Recherches sur le culte des reliques et l " art chrétien antique. P., 1943. Tf. 17; Менолог. C. 195, 201, 204, 332; Michalowski K. Faras, Kathedrale aus dem Wüstensand. Einsiedeln, 1967. S. 113-114. Tf. 31; Strnad A. A.//LCI. Bd. 5. Sp. 135-136. М. В. Грацианский, О. В. Лосева, Е. П. Беспахотная, Е. А. Луковникова Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ († 25.05.1093), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 8 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВСТРАТИЙ († 1097 или 1098), прмч. (пам. 28 марта, 28 сент.- в Соборе прп. отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВФРОСИН (Ефрем Семенович; †1612), прмч. (пам. 20 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИГНАТИЙ [Афонский, К-польский, Новый, Старозагорский] (в миру Иван; † 1814), прмч. (1 мая и в Соборе Афонских преподобных 2-я Неделя по Пятидесятнице) ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН (IV-V вв.), прп. (пам. 29 февр.), аскетический писатель, богослов, один из основателей зап. монашества ИОВ (Мозовский (Мазовский); † 1628), Ущельский, прмч. (пам. 5 авг., 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых)

http://pravenc.ru/text/114894.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новомученики ( русские святые канонизированные после 1988 г.) ИОАНН Леонтьевич Летников (1860-1930), исп. (пам. 12 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), ктитор ИОАННИКИЙ (Липовац Йован; 1890 - 1945) митр. Черногорско-Приморский Сербской Православной Церкви, сщмч. (пам. 4 июня), ИОАННИКИЙ (Дмитриев Иван Алексеевич; 1875 - 1937), архим., прмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе преподобных Оптинских старцев) ИОАННИКИЯ (Кожевникова; 1859 - 1937), игум., прмц. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАСАФ (Жевахов; 1874 - 1937), сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Курских святых), кн., еп. Могилёвский. ИОАСАФ Стефанович Панов (1859-1918), свящ., сщмч. (пам. 13 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАСАФ (Удалов; 1886 - 1937), еп. Чистопольский, сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАСАФ (Боев Иван Васильевич; 1879-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАСАФ (Крымзин Иван Павлович; 1880-1937), игум., прмч. (пам. 19 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАСАФ (Сабанцев Иван Романович; 1880-1918), иером., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских; в Соборе Пермских святых) ИОАСАФ (Шахов Николай Иванович; 1870-1938), игум., прмч. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОВ (Протопопов Иван Андреевич; 1880-1930), иером., прмч. (пам. 14 янв. ,в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИОНА (Лазарев Иван Иванович; 1869-1937), еп. Велижский, сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/122344_17.html

Ист.: Житие прп. Евфросина Синеезерского/Подгот. к печ.: С. А. Адрианов//ЛЗАК за 1900 г. СПб., 1901. Т. 13. С. 1-32; Яковцевский Г., свящ. Житие и чудеса прп. Евфросина Синозерского, чудотворца//Новгородские ЕВ. Ч. неофиц. 1901. 1. С. 49-62; 2. С. 123-131; 3. С. 173-186; Докладная записка Св. Синоду по возбужденному духовенством и церк. старостами 2-го Устюжнского округа Новгородской епархии вопросу о восстановлении церк. чествования памяти прмч. Евфросина, Синозерского чудотворца, и об устроении по этому поводу нарочитого церк. торжества 29 июня 1912 г. по случаю 300-летия со времени его мученической кончины//Новгородские ЕВ. Ч. неофиц. 1912. 18. С. 559-657; 19. С. 588-595; Журнал исполнительной комиссии гл. распорядительного комитета по устройству торжеств восстановления церк. почитания св. прмч. Евфросина, Синозерского чудотворца, от 7-го июня 1912 г.//Там же. 25. С. 880-886; Спасский В. К. К прославлению прп. Евфросина, Синоезерского чудотворца//Там же. 20. С. 627-631; 21. С. 663-668; К церк. торжеству явления честных мощей прмч. Евфросина, Синозерского чудотворца, из-под спуда и переложения их в раку//Там же. 24. С. 773-780; Торжества восстановления церк. почитания св. прмч. Евфросина, Синозерского чудотворца, в Устюжнском у. Новгородской губ. в Синозерской пустыни с 25 по 30 июня 1912 г.//Там же. 31. С. 1080-1084; 32/33. С. 1144-1151; 37. С. 1268-1275; 38. С. 1303-1310; 42. С. 1434-1437; 45. С. 1544-1549; 47. С. 1602-1605; 51/52. С. 1744-1747; 1913. 14. С. 474-481; 16/17. С. 573-579; 41. С. 1354-1357; 1914. 10. С. 328-332; 14. С. 465-470; П. П. С. [Силин П., прот.]. Житие прпмч. Евфросина, Синозерского чудотворца, и сказания о чудесных знамениях, явленных милостию Божию, ради молитв прмч. Евфросина. СПб., 1913; Житие прп. Евфросина Синозерского/Публ.: М. Ю. Хрусталев//Чагода: Ист.-краевед. альманах. Вологда, 1999. Вып. 1. С. 235-260. Лит.: ИРИ. Т. 6. С. 108-112; СИСПРЦ. С. 93-94; Филарет (Гумилевский). РСв. Март. С. 110-113; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 185; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 56-57; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 118-119; Яковцевский Г., свящ. Кр. сведения о Синеезерской пустыни Устюжнского у. и ее основателе прп. Евфросине Синеезерском//Новгородские ЕВ. Ч. неофиц. 1894. 18. С. 873-886; 19. С. 933-942; он же. Ист. сведения о Синозерской пуст., Устюжнского у., Новгородской губ., и ее основателе св. прмч. Евфросине, Новгородском чудотворце. Новгород, 1912; Силин П., прот. Синозерская пустынь: К 300-летней годовщине страдальческой кончины прп. старца Евфросина. СПб., 1911; Хрусталёв М. Ю. Прп. Евфросин Синозерский и основанная им Благовещенская Синозерская пуст.//Устюжна: Альм. Вологда, 1992. Вып. 1. С. 31-39; Понырко Н. В. Иона Филиппов Суровцын//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 98-99; Ч. 4. С. 725-726 [Библиогр.]; Суворов Е. Сокровища Евфросина Синозерского//Эскöм (Вера): Газ. 2000. 353; Святые Новгородской земли. Вел. Новгород, 2006. Т. 2: XVI-XVIII вв. С. 1170-1183.

http://pravenc.ru/text/187852.html

Игум. Дамаскин (Орловский), М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: ИОАНН (Кевролетин Иван Афанасьевич; 1875-1961), иеросхим., преподобноисп. (пам. 14 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИРАКЛИЙ (Мотях (Митяха) Иосиф (по др. данным, Сергей); 1863 - 1937), преподобноисп. (пам. 28 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских), схим. АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР И ФЕОДОР (Александр Смирнов и Феодор Ремизов; † 1918), священники, священномученики (пам. 1 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ (Алексей Трофимович Коротков); † 1918), инок, мч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНАТОЛИЙ (Ботвинников Анатолий Иванович; 1881-1937), иером., прмч. (пам. 31 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ, СЕРАФИМ И ФЕОГНОСТ преподобномученики Казахстанские (пам. 29 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АРКАДИЙ (Носков Андрей Семенович; 1889-1918), мон., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников Российских ) ВАРЛААМ (Похилюк Виктор Семенович; 1870 - 1930), иером., сщмч. (пам. 14 янв., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ВАРЛААМ (Ефимов Василий Севастьянович; 1903-1937), мон., прмч. (пам. 8 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРНАВА (Надеждин Венедикт Александрович; 1873 - 1918), мон. прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГАВРИИЛ (Игошкин Иван Иванович; 1888-1959), архимандрит, прписп. (пам. 5 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/293441.html

(келейный образ свт. Афанасия (Сахарова)), нач. 50-х гг. XX в., кон. 50-х гг. XX в. (ризница ТСЛ, СДМ). Образ М. включен в Собор Белорусских святых и представлен на иконе с этой композицией с подписью: «Св. Макарий Пинский» (иконописец А. В. Вахромеев, ок. 1984). Икона с единоличным изображением М. работы иконописца М. Максимовича (Каменец, 2000) находится в Симеоновском храме г. Каменца (Белоруссия). Памятники М. установлены в г. Овруч (2008, скульптор Д. А. Стритович) и в г. Канев (2000-е, скульптор В. Ю. Толстопятов). Ист.: Летопись самовидца о войнах Богдана Хмельницкого и о междуусобиях, бывших в Малой России по его смерти. М., 1846. С. 69-70; Величко С. В. Летопись событий в Юго-Зап. России в XVII в. К., 1851. Т. 2. С. 465; [Гедеон (Вишневский), еп.]. Житие св. прмч. Макария, архим. овручского, Переяславского чудотворца, нетленно почивающего в переяславской Св.-Вознесенской обители Полтавской губ. К., 18623-190013; Диариуш берестейского игумена Афанасия Филипповича//РИБ. 1878. Т. 4. Стб. 49-156; Лавровский Л. Я. Стихотворное Житие прмч. Макария, архим. овруцкого и каневского игумена//Киев. старина. 1904. Т. 84. 3. Отд. 1. С. 413-444. Лит.: Максимович Л. М., Щекатов А. Геогр. словарь Российского гос-ва. М., 1801. Ч. 1. Стб. 949-950; Максимович М. А. Воспоминания о стародавнем мон-ре Каневском//Киевские ЕВ. 1864. 24. С. 757; То же//Собр. соч. К., 1877. Т. 2. С. 312-319; Письма преосв. Лазаря (Барановича) с примечаниями. Чернигов, 18652; Филарет (Гумилевский). РСв. Чернигов, 1865. С. 26-34; он же. Обзор. 1884. С. 213; Полиевкт, игум. Сведения о Полтавско-Переяславской епархии и ее архипастырях//Полтавские ЕВ. 1867. Отд. неофиц. 19. С. 259-260; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 339-340; Недельский С. П. Житие и страдание св. прмч. Макария//Благовест. СПб., 1895. Нояб.; он же. Св. прмч. Макарий, архим. овручский, Переяславский чудотворец (1605-1678). СПб., 1896п. И. В. Злотникова Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ († 25.05.1093), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам.

http://pravenc.ru/text/2561350.html

В 1669 г. игум. Сергий испросил благословение Патриарха Иоасафа II на освидетельствование мощей прмч. Галактиона и пение молебнов святому. В 1673 г. Патриарх Питирим разрешил провести освидетельствование и дознание о чудесах от мощей святого, что, вероятно, не состоялось. В 1697 г. Вологодским архиеп. Гавриилом в мон-ре был обретен, но не вскрыт и вновь положен под спуд нетленный гроб святого. До сер. XVII в. у В. м. не было вотчин, братия получали от царя по 1 р. в год на человека. В 1658 г. строитель игум. Иосиф просил царя Алексея Михайловича об увеличении жалованья мон-рю. Царь в дополнение к прежнему содержанию пожаловал на 22 насельника денежную и хлебную ругу: по 2 р. в год на человека, по 2 четверти ржи и по 2 четверти овса. В 1659 г. распорядился выдать единовременно по 3 р. каждому иноку. П. И. Савваитов упоминает о 9 грамотах 2-й пол. XVII в., по к-рым В. м. получал из вологодских таможенных доходов жалованье деньгами, хлебом, воском, ладаном, церковным вином, пшеницей и солью. В XVIII - нач. XIX в. мон-рь приобрел земельные угодья, мельницу и рыбную ловлю. В 1764 г. В. м. был оставлен на своем содержании. В 1775 г., после пожара в Спасо-Каменном мон-ре на Кубенском оз., сгоревшая обитель была переведена в В. м. со штатным содержанием, в ризницу В. м. поступила сохранившаяся церковная утварь из Каменного мон-ря, в Свято-Духовский собор были перенесены мощи прп. Иоасафа Каменского . В. м. стал называться Спасо-Каменским Духовским. В 1824 г. обитель посетил имп. Александр I Павлович . В XIX в. в В. м. велось каменное строительство. В 1810-1811 гг. к Свято-Духовскому собору была пристроена 3-ярусная колокольня. Впосл. храм неоднократно ремонтировался, в 1871-1872 гг. вместо обветшавшей была построена новая алтарная часть. По описанию Г. К. Лукомского, к нач. XX в. Свято-Духовская ц. «представляла собой сооружение в стиле empire». В 1860 г. была разобрана сгоревшая в 1854 г. Знаменская ц., на ее месте к 1867 г. построили 2-этажный храм: верхняя церковь была освящена в честь иконы Божией Матери «Знамение», нижняя - во имя прмч. Галактиона с приделами прп. Иоасафа Каменского и святителей Димитрия и Иакова Ростовских. В нижней церкви при раке прмч. Галактиона хранились его вериги и цепь, а также икона Божией Матери «Знамение» 1776 г. и неск. древних Евангелий (ГА Вологодской обл. Ф. 1041. 131). В XIX в. в мон-ре были также построены каменные 2-этажный настоятельский и братский корпуса, хозяйственные здания. С 3 сторон мон-рь был обнесен каменной оградой с 4 башнями (зап. часть ограды оставалась деревянной). В одной из башен, справа от ворот, располагалась часовня над колодцем, к-рый, по преданию, выкопал прмч. Галактион. Стены часовни украшали 3 картины, изображающие предсказания святого жителям Вологды.

http://pravenc.ru/text/155169.html

Стихотворное Житие святого содержит описание 12 исцелений у мощей М. в Михайловском мон-ре в 1742-1750 гг. Первое чудо датировано 2 марта 1742 г.: в Благовещенскую ц. принесли парализованного полковника Владимирского пехотного полка А. И. Глебова, к-рый после молебна у раки М. «первобытное здравие получи». За время пребывания св. мощей в Вознесенском мон-ре было записано 11 чудес. Одно из них повествует о спасении штабс-капитана А. Г. Белинского во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.: в образок святого, пришитый к мундиру офицера, попала пуля, не причинив ему вреда (Там же. С. 19). Чудеса 2-й пол. XIX в. описаны в составленном иером. Парфением «Сказании о чудесах прмч. Макария» (К., Память «преподобномученика Макариа архимандрита Овруцкаго монастыря» под 7 сент. отмечена в Месяцеслове ростовского купца Н. А. Кайдалова, составленном им в 1868 г. (РГБ. Ф. 231/V. Карт. 2. Ед. хр. 14. Л. 45 об.; совр. шифр установлен Е. В. Романенко). Имя М., местночтимого святого, вошло в составленный архиеп. Сергием (Спасским) «Верный месяцеслов» (М., 1903. С. 32). Канонизация М. подтверждена включением его имени в Собор Белорусских святых, празднование к-рому было установлено 3 апр. 1984 г. Иконография Прмч. Макарий Овручский. Икона. Нач. ХХ в. (ц. Рождества Пресв. Богородицы, г. Черкассы) Прмч. Макарий Овручский. Икона. Нач. ХХ в. (ц. Рождества Пресв. Богородицы, г. Черкассы) Прмч. Макарий Овручский. Хромолитография. 1895 г. Первоначально почитание М. носило локальный характер и географически было связано с местонахождением его мощей. Из-за позднего всероссийского прославления святого иконописные подлинники XVIII-XIX вв. и «Руководство к писанию икон» акад. В. Д. Фартусова (М., 1910) не содержали описания облика М. На немногочисленных сохранившихся иконах (в ц. во имя М. в г. Полтава, в Успенском соборе в г. Канев, в мон-ре в честь Рождества Пресв. Богородицы в г. Черкассы) он представлен, как правило, прямолично в традиц. иерейском облачении (в подризнике с поручами, в фелони, в епитрахили с палицей, на голове митра), с атрибутами, характерными для преподобномученика и настоятеля мон-ря в сане архимандрита (ростовая икона в ц.

http://pravenc.ru/text/2561350.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010