С. 127. Феофан Затворник, свт. О нашем спасении. М.: Ковчег, 2003. С. 340. На эту проблему указывал патриарх Алексий II: «Характерная для воцерковляющихся ущербность церковного сознания, в котором не находится места понятию о соборности и вселенскости Церкви, поддерживается такими пастырями, внушающими своим чадам, что спасение возможно лишь в пределах их общины, и для утверждения в этом осуждающими других священнослужителей, тем самым отталкивая людей от них. Это ведет к самоизоляции подобных общин от других приходов, от епископа и в конечном счете от Церкви» (Из выступления на Епархиальном собрании Москвы 23 декабря 1998 года [Электронный ресурс]//Патриарх Алексий II и народ. URL: (дата обращения 27.04.2023)). См.: Федоров С., Ярасова Н. Опасность феномена «веры в справедливый мир»//Азбука веры. URL: (дата обращения 27.04.2023). Филоник М. С. Психологический анализ феноменов искажений религиозного опыта: проблемы зависимости от авторитета и искажений образа Бога. С. 129. Рощеня Д., Скуратовская Н. Все мы немного невротики. Откуда родом невротичность и что с ней происходит в Церкви [Электронный ресурс]//Портал «Православие и мир». URL: (дата обращения 27.04.2023). Иоанн Златоуст, свт. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей [Электронный ресурс]//Азбука веры. URL: (дата обращения 01.06.2023). В популярном труде епископа Варнавы (Беляева) можно прочитать следующее: «Проклятие и нечистота оскверняют роды и делают женщину виновной потому, что им предшествовала и являлась обусловливающим началом похоть» (Основы искусства святости: опыт изложения православной аскетики (1997 г.) [Электронный ресурс]//Азбука веры. URL: (дата обращения 01.06.2023). «В церковных номоканонах и богослужебных книгах они (поллюции – прим. наше) носят наименование осквернений. Как уже само название показывает, они оскверняют человека, главным образом не тело его, а душу, потому что излишек соков в организме сам по себе ничего не значит, но, вызываемый похотью , делает душу повинной греху и наказанию.

http://azbyka.ru/zdorovie/nevroticheskaj...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Царское Дело - дело русского народа: его жизнь и его судьба Виктор Корн   12:04 23.06.2017 2783 Время на чтение 20 минут От редакции : Как сообщалось, 18 июня в Москве в Коломенском состоялась конференция к 100-летию мученического подвига Царской семьи «Екатеринбургские останки» - где правда, а где вымысел?» . Мы уже опубликовали выступления на конференции вдовы племянника Царя-Мученика Николая О.Н.Куликовской-Романовой , историка и публициста Б.Г.Галенина , старшего следователя-криминалиста Главного управления криминалистики Следственного комитета РФ В.Н.Соловьева , изложение основных положений резолюции конференции ее организатором президентом Русского культурно-просветительского центра им. Святителя Василия Великого В.В.Бойко-Великим . Сегодня предлагаем вниманию читателей доклад на конференции историка Виктора Ивановича Корненко (Корна). В своем дистанционном выступлении 17 марта этого года на Царской конференции в Сологубовке, епископ Тихон (Шевкунов) напомнил собравшимся, что 23 сентября 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла была создана Церковная комиссия во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием. Стратегия работы Комиссии была определена самим Святейшим Патриархом. «Главным ее принципом стало проведение независимой всесторонней высокопрофессиональной экспертизы, включающей генетическое, антропологическое и историческое направления. В связи с этим перед членами Комиссии была поставлена задача организации и применения указанных комплексных антропологических, генетических и исторических экспертиз «екатеринбургских останков» и предоставление научной аргументации относительно их принадлежности или непринадлежности убиенной Семье Страстотерпца Императора Николая II и лиц, сопровождавших его в заточении», - отметил владыка.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Для полноты утверждения следует добавить, что действия внешнего характера также влияют на внутренние процессы, в том числе и духовные. Однако сердцевиной человеческого естества является дух. Следовательно, именно он должен главенствовать над душой и телом и воздействовать на окружающий мир. Прот. Александр Мень. «Вечные вопросы». Выступление о. Александра на Первом канале Центрального телевидения СССР 6 ноября 1989 г. URL: http://www.youtube.com/watch?v=L8pAYIfL34M. Кант И. Сочинения в 6 томах, т. 4, ч. 1. М., 1965. С. 270. Данное этическое предписание демонстрирует, что светская этика может не только удаляться от нравственных принципов, но, наоборот, приближаться к ним. Однако, пока духовное начало не станет законообразующим фактором формирования этики, между нравственностью и этикой неизбежен конфликт. Прот. Игорь Прекуп. Что же такое наша совесть? Стр. 1, 2. URL: http://www.pravoslavie.ee/docs/ethics_02.pdf. Фромм Э. Человек для себя. Пер. с англ. и послесл. Л. А. Чернышевой. Глава «Характер и моральная оценка». Термин «философия» (греч. φιλοσοφα) так и переводится — «любовь к мудрости». Прот. Евгений Аквилонов . Об истинной свободе и нравственном долге. Санкт-Петербург, 1905 г. типография Училища глухонемых, ул. Гороховая, Прот. Игорь Прекуп. Что же такое наша совесть? URL: http://www. pravoslavie.ee/docs/ethics_02.pdf. Там же. Имеются в виду Десять Заповедей (Декалог), данных через пророка Моисея. Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. Ступень 5, п. 37. Архиеп. Платон (Левшин) . Слово в день Преображения Господня//Поучительныя слова. Том IV. М., 1780 г. Слово в день Преображения Господня. Термин «сотериология» происходит от двух греческих слов: σωτηρα («спасение») и λγος («учение, слово»). Прот. Игорь Прекуп. Основы христианской этики. Часть 1. URL: http://korolev.msk.ru/books/6/ethics_01s.html. Фарисейство — религиозное лицемерие; личина праведности и набожности, состояние честолюбивого самодовольства (часто неосознаваемое), основанное на невидении своей греховности и развивающееся при соблюдении церковных правил и обрядов без исполнения заповедей любви к Богу и ближним. URL: http://azbyka.ru/farisejstvo.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Молитва в лаборатории Американские ученые пытаются примирить науку и религию Владимир Иванов   04:00 19.10.2007 853 Время на чтение 7 минут Нобелевский лауреат, один из авторов знаменитого " письма академиков " президенту России физик Виталий Гинзбург в феврале текущего года в интервью газете " Вести образования " раскритиковал намерения Русской Православной Церкви ввести в школах преподавание " Основ православной культуры " . По его словам, преподавание в школах Закона Божьего или чего-то подобного абсолютно недопустимо. " Представьте, детям вбивают с малых лет в голову, что Бог создал человека, а потом у них будет урок биологии, на котором они узнают, что есть эволюция. Это абсурд " , - возмущался ученый. Спустя неделю, в интервью " Российской газете " Гинзбург смягчил тон, заявив, что преподавание религиоведения в школе необходимо, ведь " даже если не считать Библию священной книгой, она, несомненно, является выдающимся художественным и историческим памятником " . Более того, по словам физика, каждый человек имеет право придерживаться любой точки зрения относительно происхождения Вселенной. " Нас интересует другое, - подчеркнул Гинзбург. - Можно ли в младших классах государственной (а не частной) школы преподносить креационизм детям? Как и многие другие, я отвечаю на этот вопрос отрицательно " . Академик Гинзбург выступает против клерикализации школы уже не первый год. В 2004 году президент России Владимир Путин отчасти солидаризировался с позицией академика, поддержав высказанную им на заседании Совета по науке и высоким технологиям идею поручить Академии наук совместно с общественными организациями обсудить вопрос о преподавании в школах православной культуры. А совсем недавно, 13 сентября этого года, Путин подчеркнул на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, что по Конституции РФ Церковь отделена от государства и менять Основной закон страны никто не собирается.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Издевательство тем более вопиющее, что с помощью управленческих механизмов оно императивно, безапелляционно навязывается православным детям. Неужели «окна Овертона» будут реализованы теперь и в жизни Церкви? И, честно сказать, поднимая тему духовной безопасности в контексте усиливающейся гибридной войны против Православия и России, хотелось бы назвать диакона Илью Кокина и иже с ним «иноагентами» падшего мира. И это уже совсем не «прикольно» и, к сожалению, здесь нет ни капли преувеличения! Благодарим всех православных братьев и сестер, которые просили написать данную статью и оказывали в этом всяческую поддержку. Всем нам благих дел и мира в душе!   Автор-составитель – протоиерей Андрей Хвыля-Олинтер, академик Всемирной академии наук Комплексной безопасности, кандидат юридических наук, руководитель секции «Духовная безопасность» при Совете ветеранов Академии управления МВД России, полковник внутренней службы в отставке     Перечень публикаций (в хронологическом порядке). Шаргунов А. прот., Марнов С.Д., Шикалова О.К., Штейнер О.А. УМК «Приходская школа “под ключ”» или ключ от ящика Пандоры? [Электронный ресурс]. URL: http://pravoslavie.ru/142267.html Дата публикации: 12.10.2021. Есть комментарии читателей. Понкин И.В., Слободчиков В.И., Кузнецов М.Н. Комплексное заключение от 12.10.2021 на материалы Учебно-методического комплекта «Приходская школа “под ключ”» (авторы – диакон Илья Кокин и др.). [Электронный ресурс]. URL: http://moral-law.ru/index.php?p=post&id=202 Дата публикации: 12.10.2021. URL: Дата публикации: 24.10.2021. Соловьев А.Ю. Крайне аморальная и педагогически неадекватная книга. Отзыв на учебник диакона Ильи Кокина «Страх возводит стены, любовь строит мосты» (М.: «Никея», 2019). [Электронный ресурс]. URL: Дата публикации: 16.10.2021. Кокин И., диакон. Суд любви или суд Линча? [Электронный ресурс]. URL: http://pravoslavie.ru/142396.html Дата публикации: 18.10.2021. Есть комментарии читателей. Шаргунов А., прот. Ответ комментариями, или похвала послушанию.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/28/...

При этом необходимо учитывать, что полученные результаты никак не претендуют на какое-то новое догматическое объяснение вопроса о «неведении» во Христе, а носят полемический характер и служат защите православной вере от попыток поставить под сомнение Божественное достоинство и совершенство знания Сына Божия со стороны мусульман и некоторых псевдохристианских сект. 1 В качестве примера можно привести диспут «Существует ли consensus patrum в православном Предании?» между кандидатом богословия иереем Георгием Максимовым и кандидатом исторических наук, филологом и переводчиком А.Г. Дунаевым 17 сентября 2016 г. Сам диспут см. в: [Электронный ресурс]: сайт. URL: consensus-patrum-v-pravoslavnom-predanii/#notel2 (дата обращения: 05.06.2017). Загл. с экрана. 2 Здесь уместно вспомнить мысль, высказанную свт. Игнатием (Брянчаниновым) : «Как же Вы хотите произвольно понимать духовное слово, которое и произнесено не произвольно, a по внушению Духа, и само запрещает произвольное толкование себя. Дух произнес Священное Писание , и только Дух может истолковать его. Вдохновенные Богом мужи,– святые Отцы истолковали его. Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познание Священного Писания, необходимо чтение святых» ( Игнатий (Брянчанинов) , свт. Собрание писем. M., 2009. С. 141). 7 Сидоров А.И. Вопрос о пределах ведения Господа нашего Иисуса Христа и Его решение в контексте святоотеческого предания//Богословский вестник. Сергиев Посад, 2005–2006. 5–6. С. 229–272. Эл. версия статьи: [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 18.05.2017). Загл. с экрана. 8 Чернявский А.Л. Новые проблемы в христианском богословии. Ч. 1. История понятий «ипостась», «природа», «лицо» и проблема неведения Христа [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.bogoslov. ru/text/4062587.html (дата обращения: 11.06.2017). Загл. с экрана; Он же. Новые проблемы в христианском богословии. Ч. 2. Современное понимание проблем [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4079100.html (дата обращения: 11.06.2017). Загл. с экрана; Он же. Новые проблемы в христианском богословии. Ч. 3. Попытка решения: богословская система Пауля Тиллиха [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://www.bogoslov.ru/text/4094477.htnil (дата обращения: 11.06.2017). Загл. с экрана.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

#lx_718112 #lx_718112 .lx_home_button #lx_718112 .lx_home_button svg #lx_718112 .lx_home_button svg path #lx_718112 .lx_home_button:hover #lx_718112 #lx_718112 .lx_close_button #lx_718112 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718112 .lx_no_click #lx_718112[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0,#ya-site-form0 .ya-site-form__form,#ya-site-form0 .ya-site-form__input,#ya-site-form0 .ya-site-form__input-text,#ya-site-form0 .ya-site-form__search-precise,#ya-site-form0 .ya-site-form__submit#ya-site-form0 .ya-site-form__form-form#ya-site-form0 .ya-site-form__input#ya-site-form0 .ya-site-form__search-precise#ya-site-form0 .ya-site-form__gap,#ya-site-form0 .ya-site-form__gap-i,#ya-site-form0 .ya-site-form__logo-wrap#ya-site-form0 .ya-site-form__logo#ya-site-form0 .ya-site-form__logo-img#ya-site-form0 .ya-site-form__search-wrap#ya-site-form0 .ya-site-form__search#ya-site-form0 .ya-site-form__search-input#ya-site-form0 .ya-site-form__search-input-layout,#ya-site-form0 .ya-site-form__search-input-layout,#ya-site-form0 .ya-site-form__search-precise#ya-site-form0 .ya-site-form__search-precise-i#ya-site-form0 .ya-site-form__input-text#ya-site-form0 .ya-site-form__input-text_type_hint#ya-site-form0 .ya-site-form__submit#ya-site-form0 .ya-site-form__arrow-wrap#ya-site-form0 .ya-site-form__arrow#ya-site-form0 .ya-site-form__arrow-a#ya-site-form0 .ya-site-form__wrap#ya-site-form0 .ya-site-form__gap#ya-site-form0 .ya-site-form__logo#ya-site-form0 .ya-site-form__submit_type_image#ya-site-form0 .ya-site-form__submit_type_image background: url(http://site.yandex.net/v2.0/i/search.png) no-repeat .ya-site-form__form .ya-site-form__form .ya-site-form__form .ya-site-form__form .ya-site-form__form font-size: 16px !important .ya-site-form__form .ya-site-form__input-text font-style: normal!important .ya-site-form__form .ya-site-form__input-text font-weight: normal!important .ya-site-form__form .ya-site-form__input-text color: #000000!important .ya-site-form__form .ya-site-form__input-text border-color: #7f9db9!important .ya-site-form__form .ya-site-form__input-text:focus border-color: #7f9db9!important .ya-site-form__form .ya-site-form__input-text background-color: #ffffff!important .ya-site-form__search, #ya-site-form0 .ya-site-form__search td, #ya-site-form0 .yaform__precise-i background-color: transparent !important .ya-site-form__search-precise__label color:#000000 !important .ya-site-form__arrow-a border-left-color: transparent @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " "

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/01/v_...

Катехизис Русской Православной Церкви. Проект [Электронный ресурс]//URL: (Дата обращения: 23.11.2022). Кривовичев С., иер. Православие и естественные науки: Учебник бакалавра теологии. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Издательский дом «Познание», 2022. Леонов В., прот. Основы православной антропологии: Учебное пособие. М.: Издательство Московской Патриархии РПЦ, 2013. Макарий (Булгаков) , митр. Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. М.: Паломник, 1999. Т. 1. Максимов Ю. Новомученики российские и Дарвин [Электронный ресурс]//URL: обращения: 23.11.2022). Малиновский Н. , свящ. Православное догматическое богословие. Ставрополь-Губернский: Типо-литография Т.М. Тимофеева, б.г. Ч. 2. Мейендорф И. , протопресв. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы [Электронный ресурс]//URL: (Дата обращения: 15.12.2022). Мумриков О., иер. Концепции современного естествознания: христианско-апологетический аспект. Учебное пособие для духовных учебных заведений. Сергиев Посад – М.: Паломник, 2013. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010. Основы православного вероучения: Учебное пособие/Под общ. ред. митр. Волоколамского Илариона. М.: Издательский дом «Познание», 2020. Серафим (Роуз) , иером. Бытие: сотворение мира и первые ветхозаветные люди. М.: Братство прп. Германа Аляскинского, Валаамское общество Америки, 2004. Серафим (Роуз) , иером. Православный взгляд на эволюцию//Его же. Приношение православного американца. М.: Издательский дом «Русский паломник», Валаамское общество Америки, 2008. The Charismatic Renewal and the Catholic Church [Электронный ресурс]//URL: обращения: 08.12.2022). 1 Мейендорф И. , протопресв. Византийское богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы [Электронный ресурс]//URL: (Дата обращения: 15.12.2022). 2 Свт. Григорий пишет так: «Пусть будет засвидетельствовано, что не предложим учений противных тому, что о миробытии любомудрствовал святой Василий, хотя бы слово наше, по какой-либо последовательности мыслей, пришло и к иному истолкованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

431 Akaфichuk. Льbib: Монастир Cbяmo-Ibahibcьka лавра, видавничий biддiл «Cbiчaдo». Кн. 1.2008. С. 3–16. 432 Помимо акафистников этот текст печатается практически в любом молитвослове (наприм., Православный молитвослов и Псалтирь. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1988. С. 48–55), а также в Псалтири следованной (Ч. 1. М.: Донской мон-рь, 1993. С. 234–242). 433 См.: URL: http://kafist.narod.ru/S/Iisus_Sl_in.htm (дата обращения: 01.10.2012; перенабор с рукописи сер. XX в.). 438 См.: URL: (дата обращения: 01.10.2012). 444 См.: URL: (дата обращения: 01.10.2012). 445 См.: Служба и акафист Всемилостивому Спасу, пречудному обновлению Его Нерукотворного образа в Свято-Борисо-Глебском женском монастыре Харьковской области, совершившемуся 20 июля 1997 года. Харьков: Свиток, 1998. 450 См.: Акафист ко Причащению Божественных Тайн, самем токмо иереем приличный. СПб.: Синод, тип., 1888. 458 См.: Акафист умилительный Господу Иисусу Христу, Судии Праведнейшему и Мздовоздаятелю нашему, в память всеобщего Воскресения и Страшного Суда. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2000. 466 См.: URL: (дата обращения: 01.10.2012). 468 В т. ч. гимнов, написанных Патриархом Константинопольским Исидором Вухирасом († 1349; см., наприм., рукописный Канонник: НИОР РГБ. Ф. 304. Оп. 1. Ед. хр. 285. Л. 370, 380, 405, 445). 471 См.: Акафист/Православная энциклопедия. Т. 1. М.: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2000. С. 378. 472 Помимо перечисленных далее акафистов есть акафисты Зачатию Божией Матери, Положению Ее Пояса и Ее Ризы, на Ее Собор (26 декабря) и т. д., т. е. всего в этом разделе акафистов больше, чем суммарно по основным праздникам. 473 См.: «Радуйся, Невесто Неневестная!»: Акафисты Божией Матери. Троице-Сергиева лавра, 2003. С. 64–75; на греч. яз.: URL: (дата обращения: 01.10.2012). Сектантского происхождения, творение Вениамина Янкельмана (именующего себя архиеп. Иоанном), лидера т. наз. «Богородичного центра»: Иоанн (Береславский), архиеп. «Радуйся, Мать богатырей Славянского двора»: Акафисты на святорусском языке. Новая Святая Русь, 1998. С. 8–30.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Очерки Новейшего периода истории Русской Православной Церкви (1917 – 1944 гг.). С. 28. 89 Маленков В.В. Государственная политика в области религии на Дальнем Востоке России (1917–1937 гг.). (дата обращения: 30.11.2020). 90 См.: Дестивель И. свящ. Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918гг. и принцип соборности./Православная энциклопедия «Азбука веры». – [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 02.11.2020). 91 См.: Цыпин В., прот. История Русской Церкви (1917–1997)./Православная энциклопедия «Азбука веры». – [Электронный ресурс]: сайт. URL: (дата обращения: 15.11.2020). 92 Соколов А.В. Государство и православная Церковь в России, февраль 1917 – январь 1918 гг.: дис. … док. ист. наук: 07.00.02. – СПб, 2014. С. 691. (Эл. вариант: 94 Там же. С. 692. В Туле во время расстрела крестного хода был ранен епископ Каширский Корнилий (Соболев) и много других лиц, убиты 13 верующих (в т. ч. 2 рабочих оружейного завода), десятки ранены (http://genby.livejournal.com/734956.html). 95 Новомученики Солигалича/Русская линия. – [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://rusk.ru/st.php?idar=59765 (дата обращения: 01.12.2020). 96 Сизов С.Г. Крестные ходы в Омске в 1918–1919 годах как способ выражения гражданской позиции Церкви в условиях смуты//Вестник Омской православной духовной семинарии. 2016. С. 125–126. 100 См.: Коростелев В.А. Крестьянские восстания в Рязанской губернии в 1918 году. [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://62info.ru/history/node/7495 (дата обращения: 12.11.2020). Осипова Т.В. Российское крестьянство в революции и гражданской войне. М.: Стрелец, 2001. С. 267, 275. О религиозной составляющей тамбовского восстания см.: Абрамова Г.А. Тамбовская Вандея. – [Электронный ресурс]: сайт. URL: http://gazetakifa.ru/content/view/4276/202/(дата обращения: 12.11.2020). 101 Худобородов А.Л., Яшина М.А. Репрессивная политика советского государства в отношении Русс кой православной церкви (1920–1930-е гг.).//Вестник ЮУрГУ. – 2011. 30 (247). С. 63. 102 Документ. Приказы Тухачевского во время подавления Антоновского восстания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010