Усиление церковных и адм. позиций К-поля и Иерусалима в сер. V в. при постепенном ослаблении Антиохии привело к формированию 2 во многом самостоятельных литургических центров внутри «антиохийского литургического пространства» (подробнее см. ст. Антиохийское богослужение ) и «литургических областей», с ними связанных. Развитие богослужения в этих центрах определило дальнейшее развитие В. б. Тем не менее принадлежность обоих к «антиохийскому литургическому пространству», а также использование одного и того же греч. языка в качестве богослужебного предопределили возможность последующего взаимовлияния и взаимообмена литургическим материалом между ними в процессе развития В. б. Иерусалимское богослужение Центром формирования и развития богослужения в Иерусалиме был церковный комплекс, в состав к-рого входила ротонда Воскресения (Анастасис) и большая базилика (Мартириум). Этот церковный комплекс был построен имп. Константином на месте Крестных страданий и погребения Спасителя и освящен в 335 г. Подобно антиохийской литургической традиции, движущей силой развития иерусалимского богослужения были городские аскетические общины - «тагмы спудеев», существовавшие при храме Воскресения и др. иерусалимских храмах. Именно спудеи («монашествующие», греч. μονζοντες) обеспечивали регулярное совершение служб суточного круга богослужения в иерусалимских храмах. Основу этих служб составляло антифонное пение (см. Антифон ) «коротких» стихов иерусалимской Псалтири, однако употреблялись и сложные гимнографические сочинения, связанные по своей структуре и организации текста с античной лит. традицией. Иерусалимские спудеи использовали муз. систему, восходящую к античной муз. культуре. Прп. Савва Освященный. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 89 об.) Прп. Савва Освященный. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 89 об.) Годовой круг богослужения регламентировал иерусалимский Лекционарий , определявший праздники, места совершения богослужений, чтения из Свящ. Писания и содержавший краткие литургические рубрики. Иерусалимская литургическая традиция имела собственный набор евхологических текстов, входивших в иерусалимский Евхологий . Его составляли молитвы Божественной литургии ап. Иакова , служб суточного круга богослужения, чинопоследований таинств . Структуру служб суточного круга определял иерусалимский Часослов , содержавший неизменяемые псалмы и нек-рые молитвословия.

http://pravenc.ru/text/158428.html

Есть сведения о существовании в VI в. в К-поле, возможно в квартале Галата, мон-ря в честь Д. П. Вероятно, он существовал и в более позднее время. Частицы мощей Д. П. хранятся в мон-ре вмч. Пантелеимона на Афоне ( Meinardus O. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 172). Наиболее раннее изображение Д. П. сохранилось в т. н. Капелле Врачей в ц. Санта-Мария Антиква в Риме. На фреске, датирующейся понтификатом Иоанна VII (705-707), Д. П. изображен в ряду святых целителей как монах в капюшоне с медицинскими приспособлениями в руках ( Knipp. P. 4, fig. 3). Ист.: BHG, 560-561; Acta graeca st. Dometii martyris/Ed. J. van den Gheyn//AnBoll. 1900. Vol. 19. P. 286-320; BHO, N 263; Bedjan. Acta. T. 6. P. 536-556; Greg. Turon. Glor. martyr. Cap. 99; Ioan. Malal. Chron. P. 328; Latyšev. Menol. T. 1. P. 275-278, T. 2. P. 253-257; SynCP. P. 97, 103-104, 284, 869-871; PG. 117. Col. 89 [Минологий Василия II]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 174- 176; ЖСв. Авг. С. 119-120. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 313-315; Peeters P. S. Dometios le martyr et S. Dometios le médicien//AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 72-104; Janin. Églises et monastères. P. 99-100; Aubert R. Dometius (saint)//DHGE. Vol. 14. P. 589-590; Amore A. Domezio il Persiano//BiblSS. Vol. 4. Col. 746; Lucchesi G. Domezio il Medico//Ibid. Col. 745-746; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 118; Burns R. Monuments of Syria: An Hist. Guide. L.; N. Y., 1999. P. 72-74, 233-234; Knipp D. The Chapel of Physicians at Santa Maria Antiqua//DOP. 2002. Vol. 56. P. 1-23. Луховицкий Л. В., Артюхова Т. А. Иконография Св. Доментий Персиянин. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) Св. Доментий Персиянин. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O. I. 58. Л. 124) Большинство ранних иллюминированных рукописных минологиев в части, где указана память святого, не сохранились. Однако можно говорить об устойчивом изображении Д. П. в цикле миней благодаря настенным росписям. Так, в настенном минологии ряда балканских храмов представлено мучение святого (побиение камнями): в нартексе ц. Сорока мучеников в Велико-Тырнове (1230), в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- под 9 авг., в нартексе церкви в Пече, Косово и Метохия (1561, прописи 1667). Ростовое изображение Д. П.- в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718).

http://pravenc.ru/text/178835.html

В системе служб суточного круга бенедиктинского обряда и в др. зап. системах служб суточного круга, основанных на ней, в последовании служб суточного круга со времен прп. Венедикта (VI в.) Песнь А. пелась по вторникам на Laudes . В эфиоп. Псалтири (Mezmure Dawit we celotat ze nabijat. Addis Abeba, 1962. P. 309-312; см. Эфиопская Церковь ) она находится между «третьей» Песнью прор. Моисея из Второзакония (Втор 32. 22-43) и молитвой Езекии , царя Иудейского (Ис 38). Песнь А. используется в зап.-сир. богослужении: в Маронитской Церкви - на утрене, в Сиро-яковитской Церкви - в чине Тикрита (ночном богослужении) ( Mateos. Les matines.). Содержание Песни А. перефразируется в ирмосах 3-й песни канонов: «                              » (Великий канон прп. Андрея Критского), «                                      » (канон прп. Космы Маиумского из службы свт. Григория Богослова, 25 янв.), «                                      » (воскресный канон 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа прп. Иоанна Дамаскина). Наиболее часто используемые строки из Песни А.: «        », «          ». Лит.: Скабалланович. Толковый Типикон. Ч. 2. С. 259-260; Fortesque A. Canon dans le rite byzantine//DACL. Vol. 3. Col. 134-150; Τομαδκης Ν. Η κκλησιαστικ μν ποησις κα συμφωνα ατς πρς τ δγμα κα τ κεμενα τν Γραφν. Αθναι, 1949; Lods A. Histoire de la littérature hebraique et juive depuis les origines jusqu " à la ruine de l " État juif. P., 1950; Mateos J. Les matines chaldéenes, maronites et syrienes//OCP. 1960. Vol. 26. P. 70-71; idem. Quelques problemes de l " Orthros byzantin//Proche Orient Chrétien. 1961. Vol. 11. P. 31-32; Grelot P. Sens chrétien de l " Ancien Testament. Tournai, 1962; Пигулевская Н. В. Сирийские рукописи Ленинграда//ППС. 1965. 6. C. 12; Древний Иадгари/Изд. Е. Н. Метревели, Ц. А. Чанкиева, Л. М. Хевсуриани. Тбилиси, 1980; Taft R. F. Mount Athos: A Late Chapter in the History of the Byzantine Rite//DOP. 1988. Vol. 42. P. 188-190. В . В . Василик Иконография Изображения А. в основном известны в визант. иллюстрированных рукописях - Минологиях (на дек.) и Псалтирях (перед Песнью А.), где представлено моление святой: в Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129; IX в.) - с младенцем Самуилом на руках; в Царьградской Псалтири (РНБ. Греч. 214. Л. 306 об.; XI в.) - фигура А., протягивающей руки к Самуилу, вписана в инициал «Е»; НЗ с Псалтирью (ГИМ. Гр. 407; XIV в.); в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 89 об., XV в.) - с поднятыми в молении руками и др. Иногда А. представлена коленопреклоненной, с воздетыми в молении руками (Laur. Cod. B 26. Fol. 264a; XII-XIII вв.; Vatop. Cod. 851. Fol. 186а; XII-XIII вв.). В ряде рукописей (Вашингтон. Dumbarton Oaks. Cod. 3. Fol. 75 г.; ок. 1084 г.; Paris. Cod. 610; XI в.) святая изображена дважды: в молении и на троне с младенцем Самуилом на коленях.

http://pravenc.ru/text/115544.html

Апр. Т. 1. С. 162). В каноне Родиону 10 нояб. говорится о том, что этот святой пострадал в Риме вместе с апостолами Петром и Олимпом (Μηναον. Νομβριος. Σ. 199; Минея (МП). Нояб. Т. 1. С. 246). В каноне того же автора на Собор 70 апостолов (4 янв.) И. и Родион также различаются (Μηναον. Ιανουριος. Σ. 68; Минея (МП). Янв. Т. 1. С. 128). Несмотря на это, в кратких житиях, помещенных в Минее (МП), Родион и И. представлены как варианты имени одного и того же лица, сказания об их мученической кончине объединены в одно (см., напр.: Минея (МП). Апр. Ч. 1. С. 165). Ист.: BHG, N 2174; Index apostolorum discipulorumque Domini (textus Pseudo-Dorothei) 19//Vitae prophetarum. 1907. P. 138; Epiphanius. Index discipulorum [Sp.] 24//Ibid. P. 121; ActaSS. April. T. 1. P. 741 sqq. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 84, 88-89, 101-102; Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор святых 70 Апостолов. Каз., 19072. C. 96-98; Spadafora F. Erodione, Asincrito e Flegonte//BiblSS. Vol. 5. Col. 73-74; Dunn J. D. G. Romans 9-16. Dallas, 1988. (WBC; 38b). P. 895-896; Lampe P. Herodion//ABD. 1992. Vol. 3. P. 176; Jewett R., Kotansky R. D., Epp E. J. Romans: A Comment. Minneapolis, 2007. (Hermeneia). Иконография Апостолы Иродион и Олимп. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 103 об.) Апостолы Иродион и Олимп. Фрагмент миниатюры из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 103 об.) И. изображается человеком средних или преклонных лет, волосы короткие, борода средней длины, облачен в хитон и гиматий, в руках свиток (или без него); в поздних памятниках знаком его апостольского служения становится омофор, одетый поверх хитона и гиматия, в руках - кодекс. В греческом иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - И. предписано изображать старцем (Ч. 3. § 7. 50). В русских иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) описание облика И. встречается под 10 нояб. и 8 апр., в дни памяти других апостолов от 70. Так, в подлиннике, изданном С.

http://pravenc.ru/text/674095.html

Прп. Патапий Фивский. Роспись кафоликона мон-ря вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония. 1317/18 г. Фото: И. Ванев На миниатюре в лицевом месяцеслове Служебного Евангелия кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 270v) у П. тот же облик, но больше седины в волосах, то же облачение, жест П., как и др. святых преподобнического чина в этой рукописи, решен единообразно: руки на уровне груди, ладонь левой развернута от себя, в правой держит крест - знак принятия воли Божией. Как преподобный, с крестом в руке П. представлен и на миниатюре в Минологии из б-ки Амброзиана в Милане (Ambros. gr. 107. Fol. 109v). В созданной для деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога рукописи с минейным циклом (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 20v, 1322-1340 гг.) образ П. (полуфигура в верхней правой части нижнего левого клейма миниатюры; указано имя) также не имеет признаков, характерных для изображения епископа,- святой в серо-зеленой мантии, без омофора. В греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O.I.58. Л. 89 об.) П. показан фронтально в рост: старец с большой плешью надо лбом, с бородой до середины груди, сужающейся книзу и раздвоенной на конце, в правой руке перед грудью держит крест, голова не покрыта. Выбор преподобнического типа изображения П. последовательно прослеживается в первую очередь в минейных циклах, поскольку они напрямую связаны с Житием святого. Образ П.-монаха представлен не только в лицевых, но и в настенных и иконных минологиях: напр., в циклах на февр. в росписях притворов храмов Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350), Св. Троицы мон-ря Козиа (между 1390 и 1391), в притворе ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии (1561), ц. свт. Николая в Пелинове (1717-1718) (см.: Менолог. С. 328, 354, 367, 381), а также на т. н. Синайском гексаптихе - иконе на дек.-февр. из комплекта миней мон-ря вмц. Екатерины на Синае (2-я пол. XI в.) - в рост, старец с клиновидной бородой, в монашеском облачении (7-й в 1-м ярусе) (см.: Galavaris G. An 11th Century Hexaptich of the S. Catherine " s Monastery at Mount Sinai. Venice; Athens, 2009. P. 70. Pl. 157).

http://pravenc.ru/text/2579730.html

XVI в.) и богородичны на 8 гласов (Cantabr. S. Trinit. 1165. Fol. 156-160, ок. 1400 г.). С именем И. Г. сохранился распев 11 евангельских стихир, зафиксированный во многих списках начиная с 1-й пол. XV в. (БАН. РАИК. 154. Л. 422-427; 30. Л. 89-99; 38. Л. 33 об.- 45, сер. XVII в.; РНБ. Греч. 126. Л. 142-148; 136. Л. 68-82, 100 об.-115, 1-я четв. XVII в.; 237. Л. 73-79 об.; 135. Л. 113-129, 1698 г.; 130. Л. 197 об.- 202; 203. Л. 71-82, нач. XVIII в.; 808. Л. 131-150, 1-я пол. XVIII в.; 139. Л. 337-340 об., 1752 г.; 711. Л. 141-144 об.; 238. Л. 24 об.- 42 об., 1-я пол. XVIII в. (в нотолинейной квадратной нотации); 132. Л. 227-232; Ath. Pantel. 966. Fol. ΙΓv, нач. XVI в.; 919. Fol. 62-69, 1687 г.; 1008. Fol. 92v - 108v, посл. четв. XVII в.; Ath. Xeropot. 269. Fol. 51-66v; 271. Fol. 68-82v, 1-я пол. XVII в.; 389. Fol. 99v, кон. XVII в.; Lesb. Leim. 277. Fol. 62v - 76v, 2-я пол. XVI в.; Lesb. Ypsilou. 48. Fol. 44-58, 2-я пол. XVI в.; Ath. Xen. 128. Fol. 103v - 113v, 1671 г.; Ath. Doch. 386. Fol. 230v - 243, сер. XVII в.; 324. Fol. 68-75v, 1686 г.; Ath. Cutl. 449. Fol. 56v - 62, кон. XVII в.; Ath. Paul. 14. Fol. 270-308, нач. XVIII в.; РНБ. ОЛДП. О. 117. Л. 87 об.- 97 об., 1729-1731 гг.). Мелос И. Г. впосл. украшали разные мелурги: Мануил Хрисаф (Ath. Iver. 950. Fol. 395-401v, кон. XV в.), Герман , митр. Нов. Патр, по др. версии - Косма Македонец (Ath. Iver. 951. Fol. 53v - 57; 970. Fol. 85-90, 1686 г.), Хрисаф Новый (XVII в.) (Ath. Karakal. 234. Fol. 121-136, 1685 г.; Ath. Iver. 961. Fol. 65v - 71v, кон. XVII в.). Версия И. Г. была переписана в нотации Нового метода Петром Византийским (РНБ. Собр. Александро-Невск. лавры. Ю I2. Л. 273-325, нач. XIX в.) и Хурмузием Гиамалисом (БАН. РАИК. 48. Л. 28-66, 1-я треть XIX в.). Встречающаяся в нек-рых поздних рукописях атрибуция И. Г. Анастасиматария и кекрагариев (стихов «Господи, воззвах»), по-видимому, является ошибочной. Песнопения литургии И. Г. сохранились во мн. рукописных источниках. Трисвятое (Δναμις. Αγιος Θες) на 2-й глас известно по Пападики Ath.

http://pravenc.ru/text/471114.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУНИЯ Апостолы Иуния и Андроник. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 114 об.) Апостолы Иуния и Андроник. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 114 об.) [Иуния; греч. Ιουνα, Ιουνις], ап. от 70 (пам. 17 мая, 30 июля и 4 янв. в Соборе апостолов от 70). В НЗ И. упоминается только в Послании к Римлянам: ап. Павел приветствует Андроника и И.- «сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа» (Рим 16. 7). Имя И., к-рое могло принадлежать как мужчине, так и женщине, стоит в винительном падеже, и из-за отсутствия в греч. рукописях до VII-IX вв. ударений неясно, какого оно было рода: Ιουναν или Ιουνιν (в именительном падеже соответственно Ιουνα или Ιουνις). Визант. списки с проставленными надстрочными знаками дают форму жен. рода Ιουναν ( Arzt. 1993. S. 89-94; Metzger B. A Textual Commentary on the Greek New Testament. Stuttg., 19942. P. 475; Epp. 2002. P. 264-265; Belleville. 2005. P. 238-239), которая сохранялась во всех изданиях греч. текста НЗ с 1516 (издание Эразма Роттердамского) до 1927 г. (13-е издание Э. Нестле), за исключением издания Олфорда 1852 г. ( Alford H. The Greek Testament: With Critically Revised Text. L.; Camb., 1852. Vol. 2. P. 467), и была восстановлена в 1993 г. в 4-м издании Объединенных библейских об-в (UBS Greek New Testament) и в 27-м издании Нестле-Аланда (Novum Testamentum Graece). Во всех сохранившихся ранних переводах НЗ (старолатинский, Вульгата, коптский (сахидский и бохарский) и сирийский) имя Иуния жен. рода ( Thorley. 1996. P. 20). В «Комментариях на Послание к Римлянам» Оригена в одном случае стоит жен. форма имени ( Orig. In Ep. ad Rom. X 21//PG. 14. Col. 1280), а в другом - мужская (Ibid. X 39//PG. 14. Col. 1289), которая зафиксирована лишь в неск. поздних списках (Der Römerbriefkommentar des Origenes: Krit. Ausg. d. Übers. Rufins. Freiburg, 1998. Bd. 3: Buch 7-10/Hrsg. C. P. Hammond Bammel. S. 836-837, 853), скорее всего данный текст был испорчен ( Moo. 1996. P. 922). В каталоге апостолов Псевдо-Епифания (V-VI вв.) фигурирует «Иуния... епископ Апамеи Сирийской» (Vitae prophetarum. 1907. S. 126). Однако подавляющее большинство визант. авторов считают И. женщиной: свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. In Rom. XXXI 2//PG. 60. P. 669), Феодорит Кирский ( Theodoret. In Rom. 16. 7//PG. 82. Col. 220), «Пасхальная хроника» (Chron. Pasch. 1832. Vol. 1. P. 421), прп. Иоанн Дамаскин ( Ioan. Damasc. In epistolas S. Pauli: In epistolam ad Romanos. 16//PG. 95. Col. 565), Икумений ( Oecumenius. Comm. in ep. ad Rom. 20//PG. 118. Col. 629-632), Феофилакт Болгарский ( Theoph. Bulg. Exp. ad Rom. 16//PG. 124. Col. 551-552) и др. Представление о том, что спутник Андроника был мужчиной, распространилось в средневек. Европе, начиная с Эгидия Римского (1245-1316) (Aegidius Romanus. Opera exegetica. Opuscula 1. Franrfurt, 1968. S. 97).

http://pravenc.ru/text/1237889.html

126-154; Кекелидзе К. Два Евфимия в древней груз. лит-ре// Он же. Этюды. 1957. Т. 4. С. 90-104; Фонкич Б. Л. Переводческая деятельность Евфимия Святогорца и б-ка Иверского мон-ря на Афоне в нач. XI в.//ППС. 1969. Вып. 19(82). С. 165-170; Никитин В. Преподобный Евфимий Иверский, Мтацминдэли: К 950-летию преставления//ЖМП. 1978. 12. С. 41-47; Хинтибидзе Е. К истории груз.-визант. лит. взаимоотношений. Тбилиси, 1982. С. 108-112 (на груз. яз.); Esbroeck M., van. Les Acta Iohannis traduits par Euthyme l " Hagiorite//Bedi Karthlisa. P., 1975. N 33. P. 93-98; Метревели Е. Очерки из истории афонского культурно-образовательного очага. Тбилиси, 1996 (на груз. яз.); Курцикидзе Ц. Своеобразие перевода Евфимия Святогорца 43-й гомилии Григория Богослова//Филол. разыскания. Тбилиси, 1995. Вып. 2 (на груз. яз.); она же. К вопросу жанра грузинского перевода 29-й и 31-й гомилий Григория Назианзина//Лит. разыскания. Тбилиси, 2004. Вып. 25. С. 89-94 (на груз. яз.); Отхмезури Т. Ambiqua ad Iohamem Максима Исповедника в груз. переводческой традиции//Мравалтави. 1999. Вып. 18. С. 236-252 (на груз. яз.); Безарашвили К. Теория и практика риторики и перевода по груз. переводам произведений Григория Богослова. Тбилиси, 2004. С. 18-97 (на груз. яз.). Ц. Курцикидзе Иконография Изображения Е. С. сохранились в неск. средневек. настенных росписях (костница Бачковского ( Петрицонского ) мон-ря, 2-я пол. XII в.- датировка Э. Бакаловой; кон. XI - нач. XII в.- датировка Д. Мурики; ц. Богородицы мон-ря Ахтала , 1205-1216; церковь Крестового мон-ря в Иерусалиме, XVII в.), а также на миниатюрах греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книги образцов (РНБ. Q.I.58. Л. 47, 59 об., XV в.). Е. С. представлен вместе с др. святыми Грузинской Православной Церкви - преподобными Георгием и Иоанном Святогорцами и Иларионом Грузином . Иконография Е. С. следует традиции создания образов преподобных, типичной для восточнохрист. искусства: в монашеском одеянии, седовласый, с непокрытой головой, с седой длинной остроконечной бородой, с крестом (Ахтала) или со свитком (Крестовый мон-рь) в руке.

http://pravenc.ru/text/187800.html

ГИМ, Москва Хлудовское собр. 117 – «Служебник прозвитера Николая». Конволют: служебник конца XIII в., не ранее 1282 г. (л. 1–6:15–57), среднеболгарский, далее Евангелие XIV в. (л. 7–14:58–213), сербского письма, 8°, 213 л., пергамен, полуустав. Начальные листы рукописи – палимпсест на глаголице XI в. На ектениях л. 56 об., 57 упоминается краль Стефан Милутин (время правления 1282–1321). ЛИЗ, ЛВВ. [СК 2002: 656–661]. Далее Хлуд. 117. Первая половина XIV в. РНБ, Санкт-Петербург ОСРК, O.n.I.4 – ок. 1342 г., 8°, 37 л., древнерусский, пергамен, устав. На первом листе помета «в лет(о) раба б(о) ж(ия) Наста(сья)... сменовая преставися» [Гранстрем 1953: 48–49]. ЛИЗ. [ПС 1966, 1086]. Часть рукописи находится в Художественной галерее Уолтерса, г. Балтимор, США: Walter Art Museum (W. 548) [Афанасьева 2009: 48–55]. Далее O.n.I.4. ОСРК, Q.n.I.67 – ок. 1316 г., 4°, 89 л., древнерусский (Псков), пергамен, устав. На л. 40 запись о смерти княгини Марии Довмонтовой (1317 г.). ЛИЗ, ЛВВ. [СК 2002: 591]. Далее Q.n.I.67. ГИМ, Москва Синодальное собр. 605 – «Служебник Антония Римлянина», 4°, 30 л., древнерусский, пергамен, устав. ЛИЗ. [ПС 1966, 598]. Далее Син. 605. Уваровское собр. 46 – 1-я половина (начало?) XIV в. (л. 1–31:36–92), среднеболгарский, XV в. (л. 32–35) сербский, 8°, 92 л., пергамен (л. 1–31:36–46), бумага (л. 32–35). ЛИЗ, ЛВВ. [NCXVд: 45]. Далее Увар. 46. Уваровское собр. 574 – середина XIV в., 8°, сербский, крупный устав, бомбицина. ЛВВ. Передатировка рукописи с XVI в. [Леонид 1893: 6] на XIV в. принадлежит А. А. Турилову (устное замечание). Далее Увар. 574. Народная библиотека им. Кирилла и Мефодия, София, Болгария НБКМ 590 (24) – 8°, 23 л., среднеболгарский, пергамен, полуустав. Фрагмент ЛВВ. [Цонев 1923: 102–117]. Уточнение датировки первой половиной XIV в. принадлежит А. А. Турилову на основании того, что почерк этого служебника отождествляется с одним из писцов Норовской Псалтыри [Турилов 2012: 308]. Далее НБКМ 590. Ярославль Ярославский музей-заповедник, 15472 – 8°, 142 л., древнерусский, пергамен, устав. ЛИЗ, ЛВВ. [ПС 469]. Уточнение датировки второй четвертью XIV в. на основании поминовения за упокой архиепископа новгородского Давида (1325) на л. 62 принадлежит А. А. Турилову (устное замечание). Далее ЯМЗ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Илии. Эта же композиция с пальмой, произрастающей близ пещеры и использованной в качестве композиционной оси, с симметричным расположением фигур святых, повторена в росписи ц. Сорока мучеников в Велико-Тырнове (1230); вероятно, к ней была близка сохранившаяся во фрагментах (листья пальмы, куколь одного из святых) композиция на сев. стене монастырского собора Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского мон-ря близ Пскова (1313; Сарабьянов. 2008. С. 81, 84). В ином варианте, без пальмы, эта же сцена встречается в росписях ц. Рождества Пресв. Богородицы мон-ря Матейче (1356-1360), в цикле из 6 сцен в притворе кафоликона мон-ря Хиландар (1321/22), в лити/большом притворе Хиландара, на вост. и юго-вост. сегменте крестового свода - 8 сцен из цикла о прп. Антонии Великом и П. Ф.: моление П. Ф. о преследовании демона, изгнание демона, П. Ф. разговор с неизвестным анахоретом; в центре крестового свода над входом в лити (с улицы) - 3 сцены, предшествующие встрече прп. Антония Великого и П. Ф., и сама сцена их встречи; подобный сюжет присутствует также в росписи притвора ц. св. Архангелов в Хиландаре (2-я пол. XIV в.), в монастырской ц. свт. Николая Чудотворца в Йошанице (Вост. Сербия, кон. XIV в.); в ц. прп. Антония в г. Суйя на Крите (кон. XIV в.). Во 2-й пол. XVII в. иконы на этот сюжет писали с элементами ландшафта, используя приемы европ. живописи, как, напр., на иконе из афонского мон-ря Ксиропотам (см.: Treasures of Mount Athos: Exib. cat. Thessal., 1997. Cat. 2.103). В облике, характерном для средневек. балканских произведений, П. Ф. изображен в лицевой греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов (РНБ. O.I.58. Л. 94 об., кон. XV в.), на копт. иконах, повторяющих облик святого на поствизант. произведениях XVI-XVII вв. Таким он описан в Строгановском иконописном подлиннике и восходящих к нему подлинниках ( Большаков. Подлинник иконописный. Прил. С. 89). Как рогожу из листьев финиковой пальмы описывает одеяние П. Ф. иером. Дионисий Фурноаграфиот (Ерминия ДФ. § 13). В текстах рус.

http://pravenc.ru/text/2578583.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010