Варда Фока, византийский полководец, предводитель мятежа против имп. Василия II (ум. в 989 г.) 87 Вартеслав, с. киевского кн. Святослава Ярославича (ошибочно; см. Ярослав Святославич) 339 Вартислав I, кн. западнопоморский (уб. в 1134/47 г.) 253 Василевский I, см. Wasilewski Т Василий I, имп. византийский (867–886) VIII, 22–24 Василий II Болгаробойца, имп. византийский (976–1025) VIII, 73, 83, 86–87, 87, 94, 94 Василий Блаженный, св. (ум. в 1557 г.) 77 Василий Виоанн (в латинизированной форме – Вулкан), византийский катепан Южной Италии (1017–1028) 87, 94, 94 Василий Педиадит, византийский военачальник в Сицилии (1040-е гг.) 95 Васильев A. A. (Vasiliev А.) 54 Васильевский В. Г. 32, 34, 87, 275 Василько Романович, кн. владимиро-волынский (1238–1268/9) IXb, 372 Василько Ростиславич, кн. теребовльский (ум. в 1124 r.)IXa, 199, 201–202, 255, 361 Василько (Ярополчич ?), кн. дорогичинский (ум. после 1182 г.) IV, IXb, 318 Васой (Василий), двоюродный б. венгерского кор. Иштвана I Святого (перв. пол. XI в.) V 137, 351, 356, 356 Вата, предводитель языческой реакции в Венгрии (ср. XI в.) 356 Вацлав, св., см. Вячеслав (Вацлав), св. Вацлав (Вячеслав) I, кор. чешский (1230–1235) VI «Великопольская хроника» (нач. XIV в.) 311, 324 Вельф II, гр. швабский (ум. в 1030 г.) III, 189 Вельф III, герц, каринтийский (1047–1055) III Вельф IV, герц, баварский (1070–1101) III, VII Вельф V, герц, баварский (1101–1120) III, 337 Вельф VI, мгр. тосканский, герц, сполетанский (1152–1191) III, 188, 279, 279 Вельфы, знатный немецкий род (с IX в.) III, 81, 188–190, 221, 267, 347 «Венгерский хроникальный свод XIV в.» 224, 348–349, 351, 353–372 «Венская иллюстрированная хроника», см. «Лицевая (иллюстрированная) хроника» Вергилий Публий Марон, римский поэт (ум. в 19 г. до н. э.) Вернер, мгр. Саксонской северной марки (1003–1009; ум. в 1014 г.) 328 Вернер, архиеп. магдебургский (1063–1078) 154 Вернер, еп. мерзебургский (1059 [?]–1093) 154 Вернер, еп. мюнстерский (1132–1151) 280 Верхуслава, ж. польского кн. Болеслава IV, д. новгородского кн. Всеволода Мстиславича (ум. ок. 1160 г.) IV, IXb, 200

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мильман. Натюрморт. 1911 г. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань Что касается 1930-х годов, то мы постарались выбрать работы из региональных музеев, которые мало знакомы московским зрителям и которые с трудом известны даже специалистам. Они создают удивительно разнообразную картину, которая, я думаю, позволит покончить с представлением об искусстве 1930–1950-х годов как искусстве сплошного тоталитарного соцреализма. Попков В.Е. На работу. 1961 г. Ульяновский областной художественный музей И последний раздел выставки представляет выдающихся художников, которые начали работать в эпоху оттепели. Это, например, Дмитрий Жилинский и Виктор Иванов. Последнему сегодня 92 года, и он один из двух или трех последних художников так называемого «сурового стиля», который сформировался в те годы. Это очень яркий, свободный и открытый взгляд на мир, создавший образ человека интеллектуального труда, который творит новую жизнь и новую страну. Никулин А.О. Голубой Алтай. 1808-09 гг. Государственный художественный музей Алтайского края. Барнаул Даже для нас, тех, кто работал над этой выставкой, возможность проанализировать, что хранится в музейных собраниях 50 региональных музейных центров и отобрать из них 280 работ, было открытием огромного количества произведений и изрядного количества новых имен. Я уверена, что те, кто в течение трех недель придут на эту выставку, увидят очень много нового, и одновременно перед ними явится вся панорама развития отечественного искусства с XVIII века по вторую половину XX века. В частности, они смогут увидеть образы тех святых, которые являлись покровителями той или иной губернии, того или иного географического места, точки или части России. Для меня было большой радостью работать над экспозицией в качестве приглашенного куратора вместе с командой РОСИЗО. Макаров И.К. Портрет великой княгини Марии Александровны. Перв. пол. XIX в. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой Я хочу обратить внимание еще на то, что к выставке издан богато иллюстрированный каталог, и все это было сделано в какие-то невероятные кратчайшие сроки. Также я благодарна моим коллегам из Третьяковской галереи, которые обеспечили научное сопровождение проекта, написали замечательные тексты и для каталога, и для аудиогидов, и оказывали всяческое содействие, консультируя нас и специалистов из региональных музеев.

http://pravoslavie.ru/116960.html

Если испытуемый прочтет и разберет без ошибок предложенные ему стихи, то «приимите его с любовью и честию», но «силою не держите». Горький подтекст заключен в этих строках, в них святогорец, сам считавший себя «пришельцем философом», осуждает, ссылаясь на Гомера, тех, кто грубой рукой насильно удерживает человека свободной профессии, носителя высокой культурной миссии: «…несть бо похвально ниже праведно, но ни полезно земли вашей, яко же и Омир глаголет премудрый» (14, Э, 286–288). Максим Грек не случайно предлагает экзаменовать претендующих на высокое звание учителя «языковым» испытанием. Будучи сам хорошим лингвистом, он считает, что подлинная образованность немыслима без хорошей филологической подготовки, без овладения искусством устной и письменной речи. Классическое греческое образование давало хорошее знание языка, умение разбирать грамматические формы, понимать значение терминов и улавливать тончайшие оттенки речи. Штудируя Гомера, византийцы приобретали прекрасную школу красноречия и усваивали «сумму всех искусств и знаний» (30, «, 417). Средневековая латинская подготовка, основанная на римской традиции, включала в число «семи свободных искусств» начальный гуманитарный тривиум(грамматика, риторика, диалектика), за которым следовал в, основном «естественнонаучный» квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Афонцу известны обе системы подготовки, сам же он избрал путь не «западноевропейского, схоластического, а своего, греческого, филологическо – философского» образования (38, перв. пол., 667). В «Беседовании о пользе грамматики» Максим дает развернутое обоснование серьезной филологической подготовки, без которой невозможно подлинное философствование: «Грамматика есть начало и конец всякому любомудрию» (13, 14). Грамматика, разделяемая на орфографию, просодию (стихосложение), синтаксис и этимологию, понимается в широком смысле как учение о языке. Она предшествует изучению любой науки, она двери в храм знания, которые может открыть лишь постигший ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

Глава 3. В борьбе за иконопочитание. VIII – перв. пол. IX века Эстетика противников икон История византийской культуры богата парадоксами. Многие из них связаны и со сферой эстетики. Более чем столетний период иконоборчества (726–843 гг.) привел к относительному упадку ряда составляющих византийской культуры. В частности, практически приостановилось развитие изобразительного искусства. Но именно этому периоду обязана византийская (а шире – и вся восточнохристианская) культура интересной эстетической, специфически византийской теорией, интенсивно разрабатывавшейся в течение всего столетия. Лучшие умы того времени были вовлечены в полемику вокруг проблем изобразительного искусства, его места в культуре, его функций в системе византийского мировосприятия. В этот период в Византии сформировалась глубокая, всеобъемлющая теория образа, изображения, иконы, которая, будучи важнейшим звеном в византийской философско-богословской системе, явилась прочным теоретическим фундаментом всего византийского, а вслед за ним и старославянского, и древнегрузинского, а отчасти даже и западноевропейского средневекового искусства. Византийская теория образа (также и символа, и знака), как мы убедились уже, рассматривая эстетику ранних периодов, объединяла собой основные сферы духовной культуры византийцев – онтологию, гносеологию, религию, искусство, литературу, этику. И объединение это осуществлялось, что характерно именно для византийской культуры, на основе эстетической значимости образа. Выполняя самые разнообразные функции в духовной культуре, образ, в конечном счете, был обращен к сокровенным основаниям человеческого духа, к его вселенскому первоисточнику. Самим этим обращением и проникновением в глубинный, не выходящий на поверхность мир человека, образ возбуждал духовное наслаждение, свидетельствовавшее о со-звучии, со-гласии, со-единении на сущностном уровне субъекта восприятия с объектом, выраженным в образд, в конечном счете – человека с Богом. Этот эстетический эффект образа хорошо ощущали византийцы и умело использовали в своей культуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ma...

Кроме того, из авторов конца IV – начала III в. надо назвать имя Арата из Сол (ок. 310–245 гг.), автора знаменитой дидактической поэмы «Явления», в которой излагается Евдоксоватеория сфер, описываются различные небесные явления и дается первое у греков систематизированное описание созвездий. При описании этих явления Арат опирался на какой-то чрезвычайно древний источник, самые первые данные которого относятся, по современным вычислениям, к III тыс. до н. э. Перипатетик Евдем Родосский пишет первую «Историю астрономии», а Евклид подводит итог современной ему астрономии в своих «Явлениях». Эллинистическое время характеризуется, во-первых, все возрас-тающим влиянием астрологии, начало которой в Греции положил вавилонский жрец, историк и астролог Берос (Бел-ушур, ок. 350–280 гг.), основавший в 280-х гг. на Косе астрологическую школу, во-вторых, глубоким знакомством эллинской науки с материалами вавилонских наблюдений (в частности, указывают на записи жреца Кидинну), и в-третьих, развитыми математическими построениями. Например, Аполлоний Пергский предложил теорию эпициклических форм движения планет, вытеснившую теорию гомоцентрических сфер Евдокса 668 . Самым же знаменитым астрономом этого времени был Гиппарх из Никеи (ок. 190–125 гг.), главной заслугой которого было создание звездного каталога, включавшего 850 звезд с их угловыми координатами, а также разделение видимого блеска звезд на шесть звездных величин, которыми мы пользуемся и сегодня. Здесь он опирался на звездные списки своих предшественников в деле каталогизации – Тимохариса и Аристилла (перв. пол. III в.). Плиний говорит, что к составлению каталога его побудило наблюдение сверхновой звезды 134 г. Он же проделал множество точных наблюдений: составил таблицы движения Луны и Солнца, определил различные аномалии этого движения, с точностью до нескольких секунд вычислил продолжительность солнечного тропического года и синодического месяца, вычислил наклон плоскости лунной орбиты, открыл и определил скорость вращения узлов лунной орбиты, и, наконец, открыл явление прецессии равноденствий, то есть прецессии оси вращения Земли. Он же считается изобретателем важнейшего астрономического прибора дотелескопной эпохи – астролябии. Глубоким вниманием к физической проблематике отличались средние стоики, из которых Посидоний Апамейский пытался построить всесторонне разработанную физическую картину мира. Он исследовал связь между приливами-отливами и фазами Луны, развивал климатические астрономические теории. Именно у Посидония впервые встречается тот порядок светил, которого придерживалась вся последующая античная астрономия: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн 669 . Последователь Посидония, астроном, математик и астролог Гемин с Родоса (рубеж I в. до н. э. – I в. н. э.), написал известный и сохранившийся до наших дней комментарий на «Введение в астрономию» Посидония.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

230 «Прикованный Прометей» – трагедия отца античной драматургии Эсхила (ок. 525–456 до Р. X.); впервые полностью была переведена на рус. язык И. А. Коссовичем (1873). 231 Авдотья (Евдокия) Петровна Елагина (урожд. Юшкова, в перв, браке Киреевская) (1789–1877) – мать И. В. Киреевского, племянница В. А. Жуковского, автор множества переводов с нем. и фр., напечатанных в журналах, издававшихся И. В. Киреевским («Европейце» и «Москвитянине»), а также в серии детской литературы «Библиотека для воспитания». С 1820-х и до вт. пол. 1840-х гг. хозяйка литературного салона, в котором собирались друзья и единомышленники ее детей. «Все, что было в Москве интеллигентного, просвещенного и талантливого, съезжалось сюда по воскресеньям. Приезжавшие в Москву знаменитости, русские и иностранцы, являлись в салон Елагиных. В нем преобладало славянофильское направление, но это не мешало постоянно посещать вечера Елагиных людям самых различных воззрений, до тех пор пока литературные партии не разделились на два неприязненных лагеря – славянофилов и западников» (Кавелин К. Д. Авдотья Петровна Елагина//Русское общество 30-х гг. XIX в. М., 1989. С. 139). Она всегда была посвящена в творческую жизнь своих сыновей и их друзей. После кончины своего вт. мужа, А. А. Елагина, Авдотья Петровна по большей части стала жить в деревне Уткино-Белевского уезда и только на зиму приезжала в Москву. 233 Российским Библейским обществом в 1819–1821 гг. впервые были изданы в рус. переводе все тексты Нового Завета. 234 Под Божественным Откровением понимается в богословии Православной Церкви сверхъестественное сообщение Богом человеку каких-либо религиозных истин. Возможность Откровения рассматривается с трех сторон: 1) со стороны Бога, его сообщающего: Бог как Существо Всеведущее, Которому подчинено все, Им сотворенное и сохраняемое, Духовное, т.е. действующее непосредственно на душу, и Владыка мира вещественного, т.е. действующий на душу и через материю, – Существо Беспредельное и Вечное, т.е. способное сообщать Свои Откровения в любом пространстве и времени, Праведное и Благое, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

150 По скопческим легендам, Мартынушка был полковник Дашков, бросивший военную службу и ушедший в скопчество (Кальн. Рус. сек., стр. 184, прим.) 153 «Когда повезли меня в Тамбов, – рассказывает Селиванов в «Страдах», – то народу было несчетное число: кто бранил, кто плевал и всячески надо мною ругались… Привезли меня в Сосновку, стали наказывать кнутом и секли долгое время так, что не родись человек на свет. И было мне весьма томно»… «рубашку мою свю окровавили с головы до ног и была вся в крови, как в морсу, и детушки мои эту рубаху выпросили себе и надели на меня свою белую» (Чтен. в Общ. ист. и древ. 1864 г., кн. 4, отд. V, стр. 81–82). 155 Свящ. В. Просор. Почему Селиванов (Петр III) назыв. Христом Сыном Бож. (Мис. Обозр. 1901 г., март, стр. 353–5). 157 На могиле Шилова был поставлен в 1929 г. памятник, в котором были выдолблены два отверстия, куда скопцы опускали кусочки хлеба для освящения. Сам Шилов причислен скопцами к лику святых, почему его имя всегда поминается на радениях (свящ. К. Кутеп., стр. 161–162). 158 Свящ. К. Кутеп., стр. 164–173; свящ. А. Рождествен., стрю 90–93; П. Мельников, т. VI, стр. 379–381. 161 Высоч. указ 25 июля 1806 г. и Перв. пол. собр. зак. т. XXXIII, 26485, 22462, т. XXXIX, 22422. 165 Свящ. К. Кутеп., стр. 331–332. «Иуда не удавился на осине, а женился на Аксинье», – говорит Андриянов в своем донесении о скопцах. Донесение это по своей обстоятельности является одним из важных источников при изучении скопчества. Напечатано оно в Чтен. Общ. ист. и древ. за 1872 г., кн. 3, отд. V, стр. 295–314. 170 По представлению галацких скопцов, первые люди были сотворены с половыми органами, только в невинном состоянии; впоследствии же дьявол , явившись во сне Еве, стал соблазнять ее на грех и действительно соблазнил (свящ. К. Кутеп., стр. 366). Читать далее Источник: История и обличение русского сектантства (мистического и рационалистического)/Сост. применительно к курсу духов. семинарий К. Плотников. - 3-е изд., испр. и доп. - Петроград : Тип. И.В. Леонтьева, 1916. - V, 328 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Л. 377 об.). Ко «внутреннему самововращению», которое противопоставлялось «внешнему настроению к чувственности», AT призывал в своей книге, посвященной рассуждению о бессмертии души (Троепольский. 1846: 71). Появление термина «вовращение» в русской традиции следует связывать с деятельностью московских мартинистов, так как он регулярно встречается в русском переводе «Духовного путеуказателя» Мигеля де Молиноса, выполненном в конце XVIII в. (Духовный путеуказатель, служащий к отвлечению души от чувственных вещей и к приведению ее внутренним путем к совершенному созерцанию и ко внутреннему миру. М., 1784. Ч. I. С. 90–137), где соответствовал французскому «recueillement». В перв. пол. XIX в. указанный термин активно использовался последователями московских мартинистов для обозначения используемой ими аскетической техники (Халтурин Ю. Д. Мистический опыт и мистические практики в свидетельствах российских розенкрейцеров XVIII-XIX вв.//Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета: Богословие. Философия. М., 2013. Вып. 5 (49). С. 71–72). Следует отметить, что AT был хорошо знаком с принадлежащими к этой особой традиции сочинениями П. Д. Маркелова, о чем свидетельствует выписка «О самововращении», сделанная 28 октября 1840 г. «из рукоп П Д М » (Муз-9265. Л. 378–379), а также составленное 12 декабря 1839 г. «Исследование способов к приобретению внутренней молитвы, почерпнутое из рукописи П Д М » (Кол-177/3. Л. 463–466). «Присутствие Божие» и «хождение пред Богом» входили в число основных понятий, которые использовал AT в своих текстах. О «хождении в присутствии Божием» AT упоминает еще в 1840 г. в «Четырех книгах о молитве», где отмечено: «Хождение в присутствии Божием, которое есть беспрестанное воспоминание о Боге и преданное поставление себя пред Ним в ожидании от Него помощи, во внутреннем успокоении (покое), составляет превосходный способ к молитве» (Кол-177/3. Л. 89). В марте 1855 г. им был составлен небольшой трактат «О присутствии Божии, или хождении пред Богом» (Муз-9265.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Конец 1-й части Прилож. к I ч. кн. «Права и обязан. просв.» Забелина Сравнительный указатель статей Уст. Дух. Кон. по изд. 1841 г.» помещенных в I ч, кн. «Права и обязанности пресвитеров», со статьями того же Уст. по изд. 1883 г. а) Статьи Уст. Дух. Кон. по изд. 1841 г. буквально тождественные со статьями того же Устава по изд. 1883 г. Ст. Уст. Ст. Уст. Ст. Уст. Ст. Уст. Ст. Уст. Ст. Уст. Кон. изд. Кон. изд. Кон. изд. Кон. изд. Кон. изд. Кон. изд. 1841 г. 1883 г. 1841 г. 1883 г. 1841 г. 1883 г. перв. пол. 112 п. 3 106 п. 3 121 п. 1 105 п. 1 245–248 242–245 б) Ст. Уст. Дух. Кон. изд. 1841 г. измененные и дополненный по изд. того же Устава 1883 г. Ст. Во всех приходских Во всех приходских церквях иметь церквях иметь исповедные росписи по исповедные росписи по данной форме, и один данной форме, и один экземнляр сих росписей экземнляр сих росписей представлять в представлять в Консисторию к 1 Консисторию или октября. Из них Духовное правление к 1 составляется перечневая окт. Из них составляется табель, представляемая перечневая табель по Св.Синоду ежегодно. форме (прилагаемой) ежегодно, представляемая Св. Синоду в виде приложения к отчету преосвященного о состоянии епархии. Кто, несмотря на Та же самая, только убеждение священника дополнена замечанием, окажется два или три года что публичная не бывшим на исповеди и епитимия налагается у Св. Причастия, о том без отвлечения доносить еп. архиерею должностных лиц и особенно и т. д. поселян от домов. Еслибы кто из «Православные, в случае православных, паче совращения в раскол, чаяния, совратился в назидаются, по раскол или ересь, то усмотрению духовного наблюдать следующее начальства, в истинной (излагаются четыре вере и увещеваются чрез пункта). местных священников, миссионеров или других лиц, назначенных епарх. нач. Но такия увещания и назидания производятся над совращенными без отвлечения их от места жительства или от обыкновен ных их трудов и занятий. Если замеченное совращение простирается на значительное число людей, или соединено с

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Болеслав III Кривоустый, кн. польский (1102–1138) IV, IXa, IXb, 166, 167, 175–178, 176–179, 197, 197–200, 199, 202, 202–203, 207, 214, 235, 235–236, 240, 250–251, 253, 255–257, 255–257, 263, 265, 280, 303–308, 303, 307, 311, 318, 322, 365, 368–369 Болеслав IV Кудрявый, кн. польский (1146–1173) IV, IXb, 198, 200, 200, 250–251, 250–251, 265, 265, 270, 280, 308, 308, 311 Болеслав I, кн. чешский (929/35–972) IV, VI, 184,185 Болеслав II, кн. чешский (972–999) VI, 106, 106, 117–119, 118, 184–186, 185, 227 Болеслав III, кн. чешский (999–1002, ум. в 1037 г.) VI Болеслав, с. польского кн. Мешка III, кн. куявский (ум. в 1195 г.) IV, 309, 309–310, 315, 317, 319 Болеслав Высокий, кн. силезский (1163–1201) IV, IXa, 318, 320 «Большая люнебургская хроника» (XII в.) 326–327 «Большие хильдесхаймские анналы» (XI в.) 84, 105–106, 109, 117 Бонифаций, см. Бруно (Бонифаций) Кверфуртский Бонифаций (Винфрид), св., англо-саксонский миссионер, первый архиеп. майнцский (ум. в 754 г.) 55, 66, 69–70, 278 Боняк, хан половецкий (кон. XI – перв. треть XII в.) 362 Борживой I, кн. чешский (ум. в 888/94 г.) VI Борживой II, кн. чешский (1101–1107, 1109–1110, 1117–1120, ум. в 1124 г.) VI, 219, 219, 264, 303 Борис (Кальман), претендент на венгерский престол, с. венгерского кор. Кальмана, не признанный отцом (уб. после 1153 г.) V, 202–203, 236, 240–241, 240–241, 247, 248, 249, 249, 252, 255, 257, 264, 307, 364, 364–365, 367–370, 368 Борис Владимирович, св., кн. ростовский (уб. в 1015 г.) IXa, 63, 73–74 Борис Вячеславич, с. смоленского кн. Вячеслава Ярославича, внук киевского кн. Ярослава Владимировича Мудрого (уб. в 1078 г.) IXa, 345 Боэмунд I, с. апулийского и калабрийского герц. Роберта Гвискара, герц, тарентский (со втор. пол. 1080-х гг.), один из предводителей Первого крестового похода, кн. Антиохии (1098–1111) 212, 212 Боэций Анций Манлий Северин, богослов, полигистор (ум. в 524 г.) 300 Бресслау Х., см. Bresslau Н. Бретхольц Б., см. Bretholz В. Бржетислав I, кн. чешский (1034–1055) VI, 110, 110, 118, 177, 229–230, 229

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010