Вторая редакция («Послание Антония») представлена несколькими списками: 2) ГИМ, Синод. 562; 4°; нач. XVI в. «Послание Антония» — лл. 304 об. — 315 об.; 3) БИЛ, Рум. 204; 1°; перв. пол. XVI в. «Послание Антония»—лл. 304—315; 4) ГПБ, Соф. 1323; 1°; перв. пол. XVI в. «Великие Минеи Четии», июльская минея. «Послание Антония»—лл. 449—452; 5) ГИМ, Синод. 996; 1°; сер. XVI в. «Великие Минеи Четии» (Успенские или Макарьевские), июльская минея. «Послание Антония»—л. 587; 6) ГИМ, Синод. 182; 1°; сер. XVI в. «Великие Минеи Четии» (Царские), июль ская минея. «Послание Антония»—лл. 804—810. В пользу признания «Списания Стефана» более первоначальной редакцией, нежели «Послание Антония», говорит не только самый текст «Списания» (лишенный ляпсусов и внутренних противоречий, присущих «Посланию»), но и состав сборника, в котором «Списание» содержится. Не уступая по древности списку Синод. 562 (оба они относятся к началу XVI в.), список Синод. 700 лишен той характерной тенденциозности в подборе памятников, которая присуща «Митрополичьему формулярнику». Стоит отметить, что непосредственно за «Списанием Стефана» в списке Синод. 700 следует (л. 298 сл.) совершенно уникальный памятник—послание папе Сиксту от «российских славян» (живущих в «северной стране»), провозглашающих их единомыслие с католиками: «Несть бо разнствия о Христе греком и римляном и нам сущим росийским словяном, вси едино тоже суть». Памятник этот, свидетельствующий о существовании среди какой-то группы русских церковников (может быть в Новгороде, в кругах «литовской партии») униатских настроений, никак не мог бы сохраниться в официальных рукописях конца XV—haчaлa XVI в. Наличие его (наряду с сочинениями против «латин») в Синод. 700 говорит о неофициальном характере этого сборника, об отсутствии последовательной тенденции при его подборе. В сборнике Синод. 562 и в других списках, содержащих «Послание Антония», мы имеем, очевидно, уже тенденциозную обработку первоначального «Списания Стефана». Дело было, конечно, не в том, что (как полагал А.

http://sedmitza.ru/lib/text/433550/

Для получения степени кандидата сочинение удовлетворительно. 4 . Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского, о сочинении студента Береснева Платона, на тему: „Уставные чтения (Проповедь по Типикону)“: „Сравнительно небольшое сочинение г. Береснева (ΧΙ+204+15 табл. приложений) отличается содержательностью, серьёзностью и некоторыми научными достоинствами. Достаточно беглого обзора его содержания, чтобы вполне убедиться в этом. После предисловия (1–9 стр.) и введения, в котором автор даёт краткий очерк истории типика в русской церкви (1–37 стр.), он пишет об уставных чтениях по Студийскому типику. Эта глава распадается на следующие отделы: общие предварительные сведения (38–46), чтения круга годичного (46–57), синаксарного (57–85). триодного (86–103), заключение (103–105) и сравнительный обзор чтений по Студийскому и Евергетидскому типикам (105–109), В следующей главе идёт речь об уставных чтениях по Иерусалимскому типику, распадающаяся на следующие отделы: общие предварительные сведения (111–119). чтения круга годичного (120–125), синаксарного (126–170). триодного (170–192) и заключение (192–193). В общем заключении к своему сочинению автор даёт „краткий сравнительный перечень известнейших проповедников“ (193– 204). В приложении мы находим у него 15 довольно ценных таблиц. Вот содержание их: Табл. I: чт. синаксарные по Студ. типику 330–380 Синод. библ. XII–XIII в. (–II) чт. синакс. по Евергетидскому тип. XI–XII в, (–III) чт. триоди постной по Студ. тип. Синод. библ. 330–380. (–IV) чтение триоди цветной по тому же тип., (–V) чт. синакс. по Иерусалим. тип. Синодальной библ. 328, XIII–XVI в. (–VI) таков. чт. по Иерусал. т. Тр.-Лаврск. библ. 329. перв. пол. XV в. (–VII) так. чт. по Иерусал. тип. Волок. библ. 336, XV в. (–VIII) так. чт. по Иерус. тип. библ. Невоструева, 9, перв. п. XVI в. (–IX) так. чт. по Иерус. —80— тип. Тр.-Лаврск. библ. 249, начала XVI в. (–X) так. чт. по Иерус. тип. Тр.-Лаврск. библ. 244, втор. пол. XVI в. (–XI) так. чт. по Иерус. тип. Синод. – типографской библ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подлинным творцом теоретической астрономии стал Энопид Хиосский (сер. V в.), который, по словам историка астрономии Евдема, был автором первого специального трактата по математической астрономии, то есть небесной кинематике. Он же вполне точно определил угол наклона эклиптики к небесному экватору (24°) и высчитал «большой год» в 59 лет. Его ученик, Гиппократ Хиосский, продолжил работу по математизации астрономии. Число же астрономов-наблюдателей было достаточно велико, но самыми известными в то время (430-е гг.) были Метон и Евктемон из Афин. Роль этих людей по отношению к теоретической астрономии IV-III вв. сравнима с ролью Тихо Браге по отношению к И. Кеплеру. В частности, они определили неравномерность движения Солнца по эклиптике, следовательно, непостоянство расстояния от Земли до Солнца. Метон высчитал большой лунный цикл: 19 солнечных лет почти точно равны 235 синодическим месяцам. Евктемон же впервые в греческой традиции разделил эклиптику на 12 знаков Зодиака и начал публиковать «парапегму», то есть звездный календарь разнообразных астрономических событий. Самым выдающимся достижением астрономии IV в. были следующие. Во-первых, это постановка проблемы «спасения явлений, представляемых планетами» пифагорейцем Евдоксом Книдским (но не Платоном, как ошибочно указывал Сосиген!), то есть задачи нахождения комбинации таких равномерных правильных движений планет, которые объясняли бы данные явления, например попятное движение планет. Во-вторых, решение этой задачи тем же Евдоксом, Калиппом (перв. пол. IV в.) и Аристотелем в виде геоцентрической модели мира, известной под названием «теории гомоцентрических сфер» 665 . Помимо геоцентрической системы мира античная наука предложила альтернативную, которая находилась в стороне от главного русла астрономических теорий древности, но была осознана как истинная 2000 лет спустя. Прежде всего, пифагорейцы перв. пол. IV в. Гикет и Экфант из Сиракуз предположили, что суточное движение звезд можно объяснить вращением Земли вокруг своей оси 666 , и этого предположения держались Платон и его ученик Гераклид Понтийский (р.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Поздний, римский, период античной математики характеризуется, как и вся античная наука, замедлением или прекращением самостоятельных исследований, составлением большого числа компендиумов, схолий, сводов и учебников. Как замечает Л. Я. Жмудь, здесь «мы имеем дело со средой философских школ эпохи Империи – перипатетиков, неопифагорейцев, неоплатоников, средой, в которой знание математики было частью образования и профессии, а отсутствие оригинального вклада в эту науку – нормой». Лучшими из компендиумов были различные работы среднего платоника Теона Смирнского (перв. пол. II в. н. э.) и особенно Паппа Александрийского (р. ок. 320 г. н. э.). Среди хороших комментаторов можно назвать неоплатоников Прокла Диадоха (412–485 гг. н. э.) и Симпликия (перв. пол. VI в. н. э.). Новые открытия делались крайне редко, но к числу математиков, сумевших самостоятельно продвинуть науку, следует отнести Клавдия Птолемея и Диофанта, работавших в Александрии. В это время намечается отход от тотальной геометризации и первые попытки построения настоящей алгебры, что связано отчасти с влиянием вавилонской науки, отчасти с появлением неопифагореизма (Нумений, Никомах) во II в., то есть оживлением интереса к числу. К сожалению, эти новые тенденции уже не могли получить развития в связи с общим упадком античной культуры, ее христианизацией и одичанием. Зверское убийство христианскими фанатиками главы александрийского Мусейона, женщины-математика Ипатии, в 415 г. н. э. считается символической датой заката александрийской математики. Латиноязычная математика в этот же период представляла собой удручающе жалкую картину. Практический склад характера римлян позволял им заниматься и развивать такие «математические науки», как механику, архитектуру и музыку, но теоретическая наука черпалась в незначительных количествах из греческих источников и содержалась только в школьных программах, то есть в традициях. Именно в этой традиции «квадривиум» окончательно превратился исключительно в школьный предмет, не содержавший даже десятой части сделанных к этому времени математических открытий. На латинском языке существовал перевод Апулея из Мадавры популярного трактата «Введение в арифметику» Никомаха из Герасы (II в. н. э.) 652 . Положение дел несколько исправляет все тот же великий умница Боэций, но только к закату античности. Его перу принадлежали трактаты по всем четырем математическим наукам (сохранились «О наставлении в арифметике» и «О наставлении в музыке»), в которых он делает адаптированный перевод арифметических, геометрических, музыкальных и астрономических произведений Никомаха, Евклида и Птолемея. Трактаты по музыке и, вероятно, по астрономии представляли собой весьма солидные, хотя и очень эклектичные компендиумы.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Проложное житие 1-го и 2-го видов Эти тексты чрезвычайно важны, так как они легли в основу всех позднейших житий. Они очень близки друг другу, что видно, например, из публикации Н. И. Серебрянского, но между ними есть и важные отличия. Самым характерным является наличие в 1-м виде чтений «церкви Турова» (на месте крещения киевлян) и «истерзавъ лестное терние изъ Руси», а во 2-м виде «церкви Петрова» и «растерзавъ лестное терние и разрушив». В Прологах 1-й редакции, за небольшим исключением поздних списков, встречается только 2-й вид. В Прологах 2-й редакции обычно читается Проложное житие 1-го вида, но начиная со списка 1406 г. (ГИМ, Усп. 3) встречается 3-й вид и другие модификации переработки 1-го вида. 3-й вид отличается началом, где к имени Владимира добавлен эпитет «благочестивый», отсутствием упоминания о какой-либо церкви на месте крещения вообще и целым рядом мелких правок. В основу публикации 1-го вида положен старший список РНБ, ОР, ПДА А 1/264, 2, Прилуцкий Пролог, л. 190–194 (кон. XIV в., мартовская половина) с разночтениями по спискам: РНБ, ОР, (3. п. 1. 63, л. 3–5 об. (болгарская рукопись XIII в., Б); Прологам 2-й редакции БАН, ОР, Арханг. Д. 100, л. 236–237 об. (1450-е гг., Д); Никольск. 263, л. 265–266 об. (сер. XV в., Н). Рукопись ХШ в. нельзя было класть в основу издания, так как в ней слишком много среднеболгарских фонетических и орфографических особенностей. 2-й вид Проложного жития издан по списку РНБ, ОР, Б. п. 1. 47, л. 78–80 об. (Пролог 1-й редакции архаической традиции, сер. XIV в., А) с разночтениями по Прологам 1-й редакции: РГАДА, Тип. 173 (368), л. 113 об. – 115 (перв. пол. XIV в., Т1); Тип. 171(366), л. 115–118 (архаической традиции, сер. XIV в., Т2); ГИМ, Син. 240 1400 г., л. 139 об. – 140 об. (С). Обычное житие св. Владимира Житие св. Владимира существует в двух видах: Обычное житие (Краткий вид) и Распространенный. Наиболее часто в рукописях встречается Обычное житие, которое легло в основу всех последующих переработок, вплоть до таких обширных компиляций, как Житие из Степенной книги. В основу публикации положен список РНБ, ОР, Пог. 805, л. 157–160 (сер. XV в.) с разночтениями по спискам Пог. 798, л. 162 об. – 165 об. (перв. пол. XVI в., 798), Пог. 800, л. 311–316 об. (сер. XVI в., 800). Деление на разделы в рукописях не делается, в публикации оно отмечает стыки разных источников компилятора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анна, третья ж. киевского кн. Владимира Всеволодовича Мономаха (ум. в 1126 г.) IXb Анна, ж. бана Мачвы Ростислава Михайловича, д. венгерского кор. Белы IV (ум. после 1270 г.) V, IXa, 372 «Анналы краковского капитула» (после 1283 г.) 173, 213, 324, 344–347 «Анналы м-ря св. Дисибода» («Дисибоденбергские анналы» (ок. 1147 г.) 208–209, 337 «Анналы м-ря Св. Креста» («Свентокшиский рочник») (перв. пол. XII в.) 213–214, 344 Аннинский С. А. 354 Аннон, архиеп. кёльнский (1056–1075) 152, 153, 153 Аннон, аб. м-ря св. Маврикия в Магдебурге (937–950), затем епископ вормсский (950–978) 65, 65 Аноним (венгерский), см. «Деяния венгров» Анонима Аноним Галл, польский хронист (перв. треть XII в.) 39, 73, 78, 82, 166–179, 214, 229, 296–298, 300–302, 345, 360 Аноним Равеннский, автор космографического сочинения (VIII в.) 83 Ансгар(ий), св., архиеп. гамбургский (832–865) 146, 150, 150 Ансельм Кентерберийский, архиеп. (1093–1109), церковный писатель, богослов (1093–1109) 338, 338 Ансельм Хафельбергский, еп. (1129–1158), богослов 280 Антонин Суровый, имп. византийский (ошибочно) 348, 348, 354 Анунд Якоб, кор. шведский (1021/2 – ок. 1050) VII, 131 Анунд, кор. шведский (втор. пол. 1060-х гг.) (тождествен Инге I?) 140, 140 Анунд, с. Эмунда Окесона, б. Ингвара Путешественника 140 Ардуин Иврейский, кор. итальянский (1012–1015) 68 Ар(и)бон, мгр. Баварской восточной марки с прибавлением Траунгау (поел. четв. IX – нач. X в.) 31–32 Арнольд, архиеп. кёльнский (1137–1151) 258–259 Арнольд, аб. м-рей в Берге и Нинбурге, немецкий историограф (ум. в 1166 г.) 225, 276–277 Арнольд Брешианский, итальянский проповедник (ум. в 1154 г.) 241 Арнульф, кор. восточнофранкский (887/8–899), имп. франкский (с 896 г.) I, 225 Арпад, вождь венгров (кон. IX в.) V, 350, 354 Арпад, с. венгерского кор. Гезы II V, 371, 371 Арпады (Арпадовичи), династия венгерских князей, с 1000 г. – королей (нач. X – нач. XIV в.) V 350, 356 Аскании, знатный восточносаксонский род (до сер. XII в. именовавшийся гр. балленштедтскими) 232, 342 Аста, м. норвежских кор. Олафа Святого и Харальда Сурового VII

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Послание митрополита Фотия во Псков против стригольников. 23 сентября 1416 г. Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников Послание Фотия 1416 г. издавалось дважды: в «Актах исторических» (т. I, 21) и в «Русской исторической библиотеке» (т. VI, 42). «Послание» 1416 г. известно нам в следующих списках: 1) ГИМ, Синод. 562; 4°; нач. XVI в. «Послание», лл. 319—324. По этому списку это и последующие «Послания» были изданы в АИ; 2) ГИМ, Синод. 280; 1°; нач. XVI в. «Послание», лл. 429—433; 3) БИЛ, Рум. 204; 1°; перв. пол. XVI в. «Послание», лл. 406—412. По этому списку «Послание» было издано в РИБ; 4) ГПБ, Соф. 1323; 1°; перв. пол. XVI в. «Послание», лл. 350—351 об.; 5) ГИМ, Синод. 996; 1°; сер. XVI в. «Послание», лл. 621—623 об. В списке ГИМ, Синод. 182 («Царская Минея») этой и остальных грамот Фотия нет (после «Послания Антония» здесь следует «Сказание о срацынской вере» и «Пленение Иерусалима»). Список Синод. 280 (Хронографический список Новгородской летописи, см. выше стр. 231—232), до сих пор не привлекавшийся при издании данного «Послания», дает значительные разночтения текста — главным образом, в приводимых Фотием цитатах из постановлений вселенских соборов. Мы издаем «Послание» 1416 г. по списку ГИМ, Синод. 562 (С) с важнейшими разночтениями и исправлениями по списку ГИМ, Синод. 280 (X) и БИЛ, Рум 204 (Р). Послание Фотея митрополита Благословение Фотеа, митрополита киевьскаго и всея Руси, в Псков, о святем дусе детем моим, посадником и тысячкым, и старым посадником и тысячькым, и всему священническому и иноческому чину, и всему христоименитому господню исполнению, святому людству, обретающимся всем в богоспасаемей державе пьсковьской.

http://sedmitza.ru/lib/text/433553/

Людовик I Благочестивый, имп. франкский (814–840) I, 17, 18,19, 21, 21–22 Людовик II, кор. итальянский (844–875, имп. с 850 г., самостоятельно – с 855 г.) I, 22, 22–24, 53–54, 53–54, 342, 342, 354 Людовик II Немецкий, кор. восточнофранкский (840–876) I, 18, 18, 21, 22, 29, 32, 32 Людовик III, кор. восточнофранкский (876–882) I Людовик IV Дитя, кор. восточнофранкский (899–911) I, 31–32, 32, 374 Людовик IV Заморский, кор. западнофранкский (936–954) I Людовик VI, кор. французский (1108–1136) II Людовик VII, кор. французский (1136–1180) II, 264, 264, 369–370, 370 Людовинги, знатный тюрингенский род (втор. пол. XI – сер. XIII в.) 231 Людольф, с. германского имп. Оттона I, герц, швабский (ум. в 957 г.) II, 84, 84, 105, 109, 116 Людольф, гр. брауншвайгский (ум. в 1038 г.) II, 338 Людольфинги, см. Саксонская династия Лютар, гр. вальбекский (ум. в 964 г.) 69 Лютар, гр. вальбекский (с. предыдущего), мгр. Саксонской северной марки (985–1003) 328 Лютар (Людер) Удон, гр. штаденский, б. Генриха Доброго (ум. в 994 г.) 341 Лютар (Людер) – Удон I, см. Удон I Лютар (Людер) – Удон II (ошибочно – Удон II), мгр. Саксонской северной марки (1087–1106) 338, 340, 342, 342 Лютольд, с. энингенского гр. Куно (возможно, тождествен нижеследующему) 189 Лютпольд, см. Леопольд (Лютпольд) I Ляскоронский В. Г. 59, 61 Маврикий, св. (умучен ок. 300 г.) 41, 47, 65, 278, 342 Маврикий, монах м-ря св. Иакова в Регенсбурге (перв. четв. XII в.) 285–286, 285 «Магдебургские анналы» (устаревшее название – «Саксонский хронограф») (70–80-е гг. XII в.) 225, 276–278 Магнус I Добрый, кор. норвежский (1035–1047), датский (с 1042 г.) VII, 132 Магнус III Голоногий, кор. норвежский (1093–1103) VII Магнус, с. датского кор. Нильса (уб. в 1134 г.) VII, 235 Магнус, герц, саксонский (1073–1106) 234, 234, 330, 342, 342 Майнверк, св., еп. падерборнский (1009–1036) 85, 338 «Майнцские анналы м-ря св. Альбана» (устаревшее название «Вюрцбургские анналы») (нач. XII в.) 208 Майоров А. В. 347 Македонская династия, династия византийских имп. (кон. IX – перв. треть XI в.) 22, 87, 116

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пржемысл-Отакар I, кн. чешский (1192–1193, 1197–1230, кор. с 1198 г.) VI Пржемысловичи (Пржемысловцы), династия чешских кн. (втор. пол. IX – нач. XIV в.) VI, 262, 265, 303, 358 «Притчей Соломоновых книга» 304–305 «Продолжение (хроники) Георгия Амартола» (сер. X в.) 39 «Продолжение (хроники) Регинона» (970-е гг.) 43–49, 106, 227, 277 Пру М., см. Prou М. Пруденций, еп. труаский (ок. 846–861), один из составителей «Бертинских анналов» 17 «Прюфенингское житие св. Оттона Бамбергского» (перв. пол. 1140-е гг.) 253 «Псалтирь» 23, 198, 207 «Псалтирь Одальрика», см. «Реймсская псалтирь» Пупардэн Р, см. Poupardin R. Пясты, династия польских кн. и кор. (сер. X втор. пол. XIV в.) IV, 173 Равеннский аноним, см. Аноним Равеннский Раевский Д. С. 23 Райнальд III, гр. верхнебургундский (1127–1148) 249 Райнальд, архиеп. кёльнский (1159–1164) 258, 258, 260 Райнальд (Райнхард), еп. мерзебургский (1143–1152) 280 Райнульф (Родульф) I, нормандский гр. Аверсы в Южной Италии (ум. в 1045 г.) 86, 86 Райнфельдены, знатный швабский род (XI в.) 189–190, 190, 337 Райнхард, см. Райнальд (Райнхард) Рапов О. М. 64 Расовский Д. А. 58 Ратибор I, кн. западнопоморский (1135–1155/6) 251 Ратибор, с. западнопоморского кн. Богуслава I (ум. в 1183 г.) IV, 309 «Раффелынтеттенский таможенный устав» (904/6 г.) 31–35 Рау Р, см. Rau R. Рахевин, немецкий хронист, продолжатель Оттона Фрайзингенского (ум. в 1170/7 г.) 238, 250–252 Регинольд, еп. айхштеттский (966–988/9) 277 Регинон, франкский хронист (ум. в 915 г.) (см. также: «Продолжение хроники Регинона») 44–45, 129, 238–239, 348–349, 354 Реглинда, ж. майсенского мгр. Херманна, д. польского кн. Болеслава I (ум. в 1038 г.) IV, 67 «Реймсская глосса» (сер. XI в.) 100–104 «Реймсская псалтирь» («Псалтирь Одальрика») 100 Рейнберн, еп. колобжегский, духовник ж. киевского кн. Святополка Владимировича (ум. ок. 1013 г.) 72, 73, 74, 228–229 Ретар, еп. падерборнский (983–1009) 85 Рёгнвальд, ярл вестъётский (ум., после 1019 г.) 136 Рикард (Ришар) I, герц, нормандский (942–996) VII, 133

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мешко, кн. ратиборский и опольский (ум. в 1211 г.) IV, 318, 320, 320 Микула, сотник галицко-волынского кн. Романа Мстиславича 325 Минь Ж.-П., см. Migne J.-P. Миркода (?), хан половецкий (кон. XI в.) 362, 362 Михаил, архангел 53, 105, 158, 326 Михаил I Рангаве, имп. византийский (811–813) 23 Михаил III, имп. византийский (842–867) VIII Михаил IV, имп. византийский (1034–1041) VIII, 136 Михаил V Калафат, имп. византийский (1041–1042) VIII Михаил VII Дука, имп. византийский (1071–1078, ум. в 1090 г.) VIII Михаил I, митр, киевский (1130 – после 1145) 206 Михаил Всеволодович, кн. черниговский (1223–1235, с перерывами), вел. кн. киевский (1238–1239, уб. в 1246 г.) V, IXa, 372 Михаил Докиан, византийский катепан Италии (1040–1042) 94, 94 Михай (Михаил), б. венгерского кн. Гезы (втор. пол. X в.) V 351 Млада (Мария), д. чешского кн. Болеслава I (поел. четв. X в.) VI, 185–186 Моислав (Маслав, Мецлав), кн. мазовецкий (30–40-е гг. XI в.) 173, 300–301, 300–301 Мойнольт, венгерский гр. (уб. в 1132 г.) 368, 368 «Молитвенник Гертруды», комплекс литургических и календарных текстов, принадлежавший Гертруде, ж. киевского кн. Изяслава Ярославича (втор. пол. XI в., с позднейшими добавлениями) 112, 231 Моноч, половец, участник сражения с венграми в 1099 г. 362 Мошин В. А. 20 Мстислав, кн. ободритов (перв. четв. XI в.) 271, 271 Мстислав Владимирович, кн. черниговский (1024–1036) IXa, 99, 139 Мстислав (Харальд) Владимирович Великий, кн. киевский (1125–1132) V, VII, VIII, IXb, 180–183, 181, 200, 235–236, 257, 271, 368, 371, 371 Мстислав Изяславич, кн. владимиро-волынский (1154–1170) IV, IXb, 200, 251, 265, 310–311, 318, 371 Мстислав Мстиславич Удатный, кн. галицкий (1219–1228) V, IXb Мстислав Ростиславич Храбрый, кн. новгородский (ум. в 1180 г.) IXb ал-Мутасим, багдадский халиф (833–842) 19 «Мученичество св. Климента Римского » 100, 326 Назарова Е. Л. 330, 343 Назаренко А. В. 4, 18, 20, 26–30, 32–35, 38–39, 42, 44–49, 56, 64–66, 68, 71–74, 76, 78–83, 88, 90–92, 97, 101, 106, 108, 117, 120, 133, 135, 143, 153, 159, 167, 175, 177, 180–181, 183, 187, 190–191, 193, 216–217, 224, 231, 233, 244, 252, 277, 281, 294, 339, 351, 360, 363

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010