Святитель Евфимий лежал, как спящий, персты его были сложены для благословения. " Еще хранит Бог Новгород, за него молится святитель Евфимий " , - громко сказал Евмений и, прочтя грамоту святого Ионы, положил ее в руку почившего святителя. Вскоре после кончины святителя Господь прославил его благодатными дарованиями тем, кто прибегал к его молитвенной помощи. Высоко почитая святителя, благодарные иноки Вяжицкой обители воздвигли церковь в честь святого Евфимия, которая отмечена в переписи 1500 года. Празднование памяти святителя Евфимия было установлено на Московском Соборе 1549 года. Житие святого Евфимия написано по поручению святителя Ионы, архиепископа Новгородского († 1470; память 5 ноября) Пахомием Логофетом. Иконописный подлинник Новгород. XVI. Свт. Евфимий. Резьба. Новгород. 1-я половина XVI века. 175 х 45. Рельеф с крышки раки святого в Вяжецком монастыре. ГРМ. Спб. Новгород. 1549. Свт. Евфимий Новгородский. Шитьё. Новгород. 1549 г. 198.5. х 88. В 1917 году пелена поступила из Вяжищского монастыря. НГОМЗ. Новгород. Русь. XVI. Спас на престоле с припадающим свт. Евфимием Новгородским. Икона. Русь. 3-я четверть XVI века. 42 х 34. Из Собора Покровского монастыря в Суздале. С 1920-х в ГВСИАХМЗе. Суздаль. Русь. XVI. Свтт. Никита, Иоанн и Евфимий Новгородские. Икона (таблетка). Оборот таблетки " Святая Троица " . Русь. 2-я половина XVI века. 25 х 20.2. Из Рождественского собора Суздаля. С 1920-х из Покровского монастыря поступила в ГВСИАХМЗ. Суздаль. Сольвычегодск. XVII. Новгородские святые (фрагмент). Мастерская Анны Иоановны Строгановой. Шитьё. Сольвычегодск. Середина XVII в. 38. х 30.5. После 1926 года поступила из Хутынского монастыря. НГОМЗ. Новгород. Русь. 1694. Св. Евфимий Новгородский. Средник трехстворчатой иконы святого в житии. Русь. 1694 г. Новгородский историко - архитектурный музей - заповедник. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1962-73. Свт. Евфимий. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1962-73 годы. 28.5 х 22.4. Тональный рисунок - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы.

http://patriarchia.ru/db/text/911426.htm...

XVI в.). В изображениях 2-го типа - Г. в хитоне и гиматии (цветовая гамма одежд непостоянна), с руном в одной руке и свернутым или развернутым свитком - в другой (надпись представляет вариации на тему из Суд 6. 37-38). Этот вариант имеет более широкое распространение и известен как в отдельных миниатюрах, иллюстрирующих сюжет «Чудо с руном» (напр., миниатюра из Киевской Псалтири к Пс 71. 6 - РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 96 об.), так и на иконах в пророческих рядах высоких иконостасов на Руси (из Троицкого собора Троице-Сергиева мон-ря, 1425-1427, из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, 1497, КБМЗ - по пояс; из Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., ГММК, из главного иконостаса Софийского собора в Новгороде, XVI в., НГОМЗ - в рост). Возникший в визант. иконописи в XII в. тип изображения Богоматери с пророками на полях получил широкое распространение в палеологовскую эпоху, развившись в сложные иконографические программы с ветхозаветными символами Богоматери. Среди пророков был и образ Г., ростовой или поясной. Самый ранний пример - икона «Богоматерь на троне с пророками и святыми» из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, XII в.; из поздних примеров - икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (XVI в., ГРМ). Законченная схема сюжета «Похвала Богоматери» в монументальной живописи впервые представлена в росписи притвора ц. Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 гг. Образ Г. присутствует и на греч. иконе «Похвала Богоматери» из Успенского собора Московского Кремля (посл. треть XIV в., ГММК). В монументальной живописи Г. иногда представлен в группе пророков, традиц. изображаемых в куполе храма (ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге, ок. 1167). Образ Г. встречается в памятниках прикладного искусства, напр. на окладах Евангелий (Евангелие 1577 г., ВГИАХМЗ) и на резных панагиях (круглый складной костяной панагиар из Софии Новгородской, сер. XVI в., НГОМЗ). Лит.: Ерминия ДФ. С. 83; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 212, 228, 245; Sachs S.//LCI. Bd. 2. Sp. 125-126. И. А. Журавлёва Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен (пам. 9 окт., в Неделю Праотец) ГАД 7-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Зелфы, служанки его жены Лии, и родоначальник одноименного колена (память в Соборе святых праотец и в Соборе святых отец) ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя МОИСЕЙ прав. (пам. 4 сент. и в Соборе Синайских преподобных), ветхозаветный пророк, законодатель и вождь евр. народа НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества

http://pravenc.ru/text/161851.html

Богословие преподобного Максима Исповедника, основанное на духовном опытном знании великих отцов-пустынников, использующее искусство диалектики, выработанное дохристианской философией, было продолжено и развито в трудах преподобного Симеона Нового Богослова († 1021; память 12 марта) и святителя Григория Паламы († ок. 1360; память 14 ноября). На русский язык переведены: " Вопросы и ответы Фалассию " (частично - " Богословский вестник " , 1916-1917 гг.), " Мистагогия " ( " Введение о таинстве " - " Писания святых отцов, относящиеся к истолкованию Православного Богослужения " . Вып. 1. СПб., 1855); отрывки из " Глав о любви " и работы догматического и нравственного содержания - в III томе " Добротолюбия " ; историко-экзегетический трактат " О цели установления царской власти " ( " Радость христианина " 1895, ноябрь). Иконописный подлинник Афон. 1547. Прп. Максим. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г. Неа Мони. XI. Прп. Максим. Мозаика собора монастыря Неа Мони на острове Хиос. Греция. 2-я половина XI в. Византия. XII. Избранные святые (Свтт. Дионисий Ареопагит, Афанасий, Василий Великий, Иоанн Златоуст, прпп. Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин). Миниатюра " Догматическое всеоружие " Евфимия Зигавина. Византия. 1-я половина XII в. ГИМ. Москва. Византия. XIII. Прп. Максим Исповедник. Миниатюра из Минеи. Византия. XIII в. Русский Север. XVI. Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русский Север. 1-я половина XVI в. 55.9 х 40.2. Из коллекции Н.И.Репникова. В 1964 из собрания Ф.А. Калинина поступила в ГРМ. Санкт-Петербург. Русь. XVII. Минея - Январь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 21 января (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Сольвычегодск. XVI. Прп. Максим с житием. Истома Гордеев (?). Икона. Сольвычегодск. Конец XVI - начало XVII в. 197.3 х 157.2. Из сольвычегодского Благовещенского собора. Поставление Максима Яковлевича Строганова. Сольвычегодский музей. Ватопед. 1721. Месяцеслов (фрагмент). Фреска. Монастырь Ватопед (Афон). 1721 г. Россия. 2005. Прпп. Максим Исповедник и Симеон Новый Богослов. Алёшин А.В. (Иконописная школа). Фреска Троицкого собора Троице-Сыпанова Пахомиево-Нерехтского женского монастыря Костромской епархии. 2005 г. Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/909823.htm...

Таковы иконы из ГРМ (см.: София Премудрость Божия: Выст. рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. Кат. 58. С. 176) и происходящая из ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках (ок. 1558, НГОМЗ). На новгородских и среднерус. иконах в первых рядах предстоящих стали изображать местночтимых рус. святых, подчеркивая значение Русской Церкви во всемирной христ. истории. Икона из Успенского собора Богородицкого мон-ря в Свияжске (сер. XVI в.), вероятно созданная мастером московской школы, и икона из Богоявленской ц. с. Ухтостров (ныне Холмогорский р-н Архангельской обл.) (кон. XVI в., АМИИ) различны по характеру письма и прочтению образов, но на обеих над предстоящими, напротив св. Иоанна Дамаскина, изображен св. Иоанн Креститель Ангел пустыни, появление к-рого объяснимо только патрональным характером, поскольку его фигура прочно войдет в иконографию «О Т. р.» лишь в XVII в. В кон. XVI - нач. XVII в. композицию «О Т. р.» начинают сочетать с праздниками пасхального и страстного циклов, Собора архангелов (напр., на иконе годуновских мастеров из бывш. собрания И. С. Остроухова, ГТГ). Иконы «О Т. р.» часто помещали в местный ряд иконостаса. В монументальной живописи XVI - нач. XVII в. композиция «О Т. р.» известна в росписи: зап. галереи Благовещенского собора Московского Кремля (1547-1551; с сев. стороны от портала); Успенского собора Богородицкого мон-ря в Свияжске (ок. 1605) - на западной стене вместо традиц. «Страшного Суда» помещена композиция «Что Ти принесем», содержащая все элементы иконографии «О Т. р.» (на 1-м плане представлены молящиеся Пресв. Богородице с Младенцем чины праведных во главе с равноап. царем Константином, с князьями - равноап. Владимиром, страстотерпцами Борисом и Глебом Киевскими) и включающая изображения волхвов, ведомых звездой, и персонификации земли и моря, отдающих мертвецов. Широкое распространение икон «О Т. р.» в XVII в., в частности, связано с ожиданием приближающегося конца света, поскольку сюжет позволял воплотить эсхатологические идеи.

http://pravenc.ru/text/ О Тебе радуется ...

Филофей Коккин свидетельствует, что на момент написания Жития И. В. (т. е. в 1355-1357) песнопения И. В. исполнялись в церквах ( Τσμης. 1985. Σ. 382). Очевидно, это свидетельство направлено против утверждения Никифора Григоры о том, что каноны И. В. были преданы огню по приказу императора, однако никаких подробностей Филофей не приводит. И. В. является также ключевой фигурой в истории формирования такого жанра церковного песнопения, как акафист. Вместе с Филофеем Коккином (акафисты всем святым и Живоносному Гробу и Воскресению Господним) И. В. стал одним из первых авторов гимнов, построенных по формальной модели Акафиста Пресв. Богородице. Именем И. В. в слав. традиции надписаны следующие акафисты: архангелу Михаилу, св. Иоанну Предтече (2 акафиста и канон), свт. Николаю Чудотворцу, Успению Божией Матери, апостолам Петру и Павлу. Т. о., И. В. и патриарх Филофей написали седмичные акафисты на все дни недели (см. Седмичный круг богослужения ). На слав. язык акафисты И. В. были переведены во 2-й пол. XIV в. Так, уже Канонник прп. Кирилла Белозерского 1407 г. (ГРМ. Инв. ДР/М 16; описание: Варлаам [Денисов], архим. Описание рукописей собственной библиотеки прп. Кирилла Белозерского//ЧОИДР. 1860. Кн. 2. Отд. 3. С. 18-20) содержит «икосы подобны акафисту, творение вселенского патриарха кир Исидора» архистратигу Михаилу, Иоанну Предтече, свт. Николаю. Акафисты И. В. получили широкое распространение в рус. рукописных канонниках и сборниках XV-XVII вв. (напр., ГИМ. Син. слав. 468, 1457 г.; 470, XVI в.; 774, XVI в.; РГБ. Троиц. Ф. 304/I. 797, кон. XV в.; 262, XVI в.; 263, XVI в.; 284, XVII в., и мн. др.; см. также: Попов. 1903 (в некоторых случаях неверно указаны шифры рукописей)). Акафист И. В. Иоанну Предтече послужил образцом и источником для древнейшего слав. памятника этого жанра - акафиста Предтече, написанного Франциском Скориной и изданного ок. 1522 г. в Вильне в составе «Малой подорожной книжицы» (в которую вошли и др. акафисты И. В.- свт. Николаю и апостолам Петру и Павлу).

http://pravenc.ru/text/674898.html

А. (впосл. Иларион (Троицкий) , архиеп.). История плащаницы//БВ. 1912. Т. 1. Март. С. 514). Тот же требник сохранил свидетельства о чине «надгробного пения» перед иконой на службе Великой субботы в русском богослужении нач. XVI в. Для каждения и поклонения на аналой полагалась икона «Снятие с креста. Положение во гроб»: «Поставлене бывши иконе на налои сред церкви, снятие с Креста Господня телесе, и положение в гробе» (Там же. С. 512), что не исключает возможности использования в данном чинопоследовании и иконы с изображением «Спас Уныние». Как позволяют судить сохранившиеся памятники, в рус. иконописании получила дальнейшее развитие и визант. традиция использования парных икон «Спас Уныние» и Богоматери, а также иконография с 3 изображениями: Спаситель, Богородица и ап. Иоанн Богослов. Наиболее ранний сохранившийся пример - икона 1-й пол. XIV в. из Введенской ц. на Княжострове (АМИИ) - представляет композицию с полуфигурой Христа в центре (использован ранний вариант без изображения гроба) и ростовыми фигурами предстоящих по сторонам Спасителя Богородицы и ап. Иоанна Богослова. Эта икона намечает путь дальнейшей эволюции рассматриваемой иконографии, постепенно уклоняющейся от визант. основы, поскольку верхнюю часть средника занимает монументальное изображение Нерукотворного образа Спасителя. Развитие этой иконографической схемы можно видеть на иконах нач. XVI в. из Вознесенской ц. в Кашине (ГЭ) и 2-й пол. XVI в. из Николо-Угрешского монастыря (ГМЗК). Фигура Христа погружена здесь в узкий тесный гроб, а образ Спасителя на убрусе поддерживают летящие ангелы. В композиции последней иконы увеличивается число предстоящих (наряду с Пресв. Богородицей и ап. Иоанном Богословом представлены св. жены-мироносицы, Иосиф Аримафейский и, вероятно, прав. Никодим). Близкая композиционная схема воспроизведена на пядничной иконе мастера Стефана Арефьева, исполненной по заказу Н. Г. Строганова для Благовещенского собора Сольвычегодска (ок. 1600, ГРМ), однако в правой группе наряду с ап. Иоанном Богословом и св. Иосифом изображен св. Лонгин Сотник. Еще один пример этой усложненной иконографии представлен на иконе Петра Иванова Попова «Христос во гробе. Спас Нерукотворный, с клеймами истории Нерукотворного образа» (сер. XVII в., ЯИАМЗ). Перечисленные иконы получили условное наименование «Не рыдай Мене, Мати», хотя надпись с текстом ирмоса на них отсутствует. Содержание песнопения адекватно отражено в деталях композиции: белый плат, к-рый Пресв. Богородица прижимает к щеке (мотив надгробного плача), направление Ее взгляда, изображение гроба, выдвинутого на передний план и максимально приближенного к границе средника и полей. Все эти детали были не просто соотнесены, но противопоставлены монументальному изображению Лика Спасителя на убрусе. Основу для сопоставления (противопоставления) нижней и верхней частей иконы давал текст тропаря канона на праздник Спаса Нерукотворного: «Прежде виден бысть человеком; ныне же явися Образом Нерукотворенным».

http://pravenc.ru/text/2564788.html

В XVI в. на Руси получили широкое распространение небольшие моленные иконы Божией Матери «усеченных» композиций типа «Одигитрия» и «Умиление», бытовавшие и ранее. Они могли фрагментарно воспроизводить древние почитаемые ростовые и поясные образы Божией Матери. В произведениях мелкой пластики образки, напоминающие К. и., существовали на северо-востоке Руси уже в XII в. ( Седова М. В. О двух типах привесок-иконок Сев.-Вост. Руси//Культура средневек. Руси. Л., 1974. Ил. 1. С. 193). Образы Божией Матери типа «Одигитрия» и «Умиление» «сокращенного» варианта помещались, напр., в средниках новгородских икон XVI в. со святыми на полях (ГРМ) («Пречистому образу Твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея. СПб., 1995. 99, 115). Предполагать, что Я. К. и. была первоначально ростовой и обгорела при пожаре, нет оснований ( Рындина А. В. Классицизирующие тенденции в моск. ювелирном искусстве посл. четв. XVI в.- первых десятилетий XVII в.//Рус. искусство позднего Средневековья: Образ и смысл: Сб. науч. тр./Ред.: А. Л. Баталов. М., 1993. С. 157). Икона была найдена спустя 2 недели после пожара завернутой в ветхий (т. е. необгоревший) рукав однорядки и выглядела как только что написанная. Очевидно, в земле она пролежала недолго. По свидетельству летописца, икона была привезена в Казань из Вел. Новгорода после покорения его в 1570 г. царем Иоанном Васильевичем девицей - исповедницей Православия. В Казани та девица перед иконой «тайно молилася и преставися, а тот образ скрыла в землю» (Пискаревский летописец//ПСРЛ. Т. 34. С. 193; Чугреева. О явленной в 1579 г. иконе. 2001. С. 213). Митр. Ермоген в Повести называет обретенную икону образом «Владычицы нашия Богородицы и Приснодевы Мария, честнаго Ея Одигитрия» и отмечает необычность ее «перевода». Я. К. и. отличается от традиц. поясных икон Божией Матери «Одигитрия» типа Смоленской и относится к особому типу Божией Матери «Одигитрия» со стоящим Младенцем Христом ( Кондаков Н. П. Памятники христианского искусства на Афоне.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В описи Антониева мон-ря 1696 г. ( Димитрий. С. 253-273) упоминаются икона А. Р. в житии (в местном ряду иконостаса Рождественского собора); образ Спасителя с припадающими преподобными Варлаамом Хутынским и А. Р. (на столпе собора); образ Спасителя с предстоящими в молении свт. Никитой Новгородским и А. Р. (в приделе А. Р.); икона преподобных Антония Великого и А. Р. «в деянии» (в ц. прп. Антония Великого). В описи Антониева мон-ря нач. XX в. указана икона «Обретение св. мощей Антония Римлянина» 1696 г., находившаяся в Сретенской ц. (НГОМЗ ОПИ. Д. 11820. Л. 37). Ист.: ГАНО. Ф. Р-138. Оп. 3. Ед. 24. Л. 1-34. Лит.: Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 51, 82-83, 120, 308-310; Ласковский В. П. Путеводитель по Новгороду. Новгород, 1910. С. 222; Димитрий (Сперовский), еп. Рязанский. О внутреннем устройстве и убранстве храмов Новгородского Антониева монастыря в XVII в. по сравнению с настоящим их состоянием//Тр. XV Археол. съезда в Новгороде. М., 1911. Т. 1; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. С. 28, 200-201; Русская деревянная скульптура. М., 1994. С. 222-224, 227. Кат. 163, 164; Косцова А. С., Побединская А. Г. Русские иконы XVI - начала XX века с изображением монастырей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 57-60, 133-138. Кат. 50-56; Русские монастыри: Искусство и традиции/ГРМ. Б. м., 1997. С. 142-143; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 56; Кольцова Т. М. Северные иконописцы: Опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 81; Мильчик М. И., Секретарь Л. А. Новгородский Антониев монастырь на иконах XVI-XVIII вв.//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 273-299. Л. А. Секретарь Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН Столобенский (1-я пол. XVI в. - 1614), устроитель Ниловой Столобенской в честь Богоявления муж. пуст., прп. (пам. 22 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/116106.html

иконах: «Благовещение» (1558 и 1580-1590 - обе в СИХМ; 1603, ПГХГ); «Рождество Богородицы» (нач. XVII в., ГМЗК); «Покров Богородицы» (XVII в., СПГИАХМЗ); «Сошествие Св. Духа на апостолов» (1682, Симон Ушаков, Троицкий собор ТСЛ); «Воскресение - Сошествие во ад» (40-е гг. XVII в., ЯХМ); «Сретение», «Крещение» (XIX в., частное собрание). Изображения Г. С. включаются в сложные композиции, основанные на текстах псалмов и литургических песнопений: «Богоматерь Гора Нерукосечная» (кон. XVI в., СИХМ); «Что Тя наречем» (сер. XVII в., ЦМиАР); «Отрыгну сердце Мое слово благо» (2-я пол. XVI в., ЦМиАР); «Богоматерь Непроходимая Дверь» (2-я пол. XVII в., ГРМ); «Державная икона Божией Матери» (XIX в., ц. Казанской иконы Божией Матери в Коломенском) и др. На миниатюрах XVI в., прежде всего в Лицевом летописном своде и Годуновских Псалтирях, Г. С. изображается в «небесах» благословляющим, часто с державой в левой руке. Г. С. как Творец мира представлен в сценах «Творения» в цикле «Бытие» в росписи ц. во имя Св. Троицы в Вязёмах, в церквах во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Ярославле (1673) и в честь Воскресения Христова в Ростовском кремле (1675) и в Тутаеве (1679-1680). В XVII-XVIII вв. образ Г. С. встречается в росписях балканских храмов: в композициях «Отечество» в ц. вмч. Георгия Полошского мон-ря (Македония, 1609), «Сопрестолие» в церкви мон-ря Драгомирна (Румыния, 1607-1609). Образ Г. С. был запрещен на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. как несоответствующий правосл. вероучению, поскольку, согласно соборным определениям, являл собой попытку изображения Бога Отца - неизобразимой первой Ипостаси Св. Троицы. Однако, несмотря на запрет, иконы т. н. новозаветной Троицы - «Отечество» и «Сопрестолие», в композицию к-рых входит образ Г. С., продолжали создаваться, помещались в иконостасы центральных соборов (Успенский собор Московского Кремля), украшали интерьеры храмов (Троицкий собор ТСЛ). Следует отметить, что, несмотря на отчетливую символическую связь с представлением о первой Ипостаси, рядом с подобными изображениями не встречается надпись: «Бог Отец».

http://pravenc.ru/text/166347.html

А. Ю. Никифорова Прор. Аггей. Миниатюра из греко-грузинской рукописи. XV в. (РНБ) Иконография А. отвечает общей типологии изображения пророков - А. облачен в хитон и гиматий, в левой руке свиток (текст на развернутом свитке Агг 1. 7, 8), правая рука либо благословляет, либо в жесте приятия благодати (обращена раскрытой ладонью вовне). Устоявшейся иконографии А. не существовало. Одно из первых известных изображений - в мозаиках алтаря кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае , 550-565 гг. (погрудное изображение средовека с темными короткими волосами). В миниатюрах из Толкований на Книги пророков (Кон. Х - нач. XI в. Torino. В 12) А.- молодой, безбородый, с темными короткими волосами, со свитком в руках. В миниатюре из Книги пророков (XIII в. Vat. Gr. 1153) А. представлен в образе величавого старца с длинными волосами с проседью, прядями спускающимися на грудь и плечи. Предположительно изображение А. было в росписи нач. XV в. ц. арх. Михаила в Сковородском мон-ре . В Книге пророков 1489 г. (РГБ.) А. представлен в полный рост седым старцем с короткими волнистыми волосами. Хитон серо-голубой, гиматий цвета разбеленного санкиря. Правая рука в жесте именословного благословения, в левой - развернутый свиток. Одно из ранних изображений А. в пророческом ряду иконостаса сохранилось на иконе 1497 г. из Успенского собора Кирилло-Белозерского мон-ря (ГРМ). А. представлен по пояс в центре трехчастной композиции (вместе с пророками Нафаном и Самуилом) седым старцем с клиновидной бородой. На нем синий хитон и малиновый гиматий. Правая рука скрыта в складках, в левой - свернутый свиток. В иконописном подлиннике новгородской редакции, XVI в., А. описан «аки Илья пророкъ. Ризы санкирь сь бълилы. Исподъ лазорь»; в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVШ в., «как старец с круглою бородою», произносящий: «Положите сердца ваши в пути ваши» (Ч. 2. § 132. 20). Лит.: Ерминия ДФ. С. 83; Иконописный подлинник новгородской редакции XVI в.//Сб. на 1873 г. Об-во древнерус. искусства при Моск. публ. музее. М., 1873. (под 16 дек.); Bardtke H.//LCI. Bd. 1. Sp. 80-81.

http://pravenc.ru/text/63282.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010