Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Крест прп. Ефросинии Полоцкой. Копия 1997 г. Оборотная сторона Крест прп. Ефросинии Полоцкой. Копия 1997 г. Лицевая сторона (XII в.), золотых дел мастер, эмальер. В 1161 г. по благословению прп. Евфросинии Полоцкой выполнил для храма Спасо-Преображенского собора полоцкого Спасо-Евфросиниева мон-ря золотой шестиконечный воздвизальный крест (см. ст. Евфросинии Полоцкой, прп., крест ). В 1941 г. крест был похищен и вывезен из страны немецко-фашистскими оккупантами; местонахождение в наст. время не известно. Имя мастера сохранилось в молитвенной надписи на оборотной стороне внизу креста: «Г[оспод]и, помози рабоу своему Лазорю, нареченомоу Богъши, съделавшемоу крьстъ сии црькви стаго Спаса и Офросиньи». Крест, украшенный многоцветными тонкими перегородчатыми эмалями с погрудными изображениями святых, стилизованным растительным и геометрическим орнаментом и надписями, а также драгоценными камнями и жемчугом отличался высоким художественным уровнем исполнения. В манере работы Б. Л. сочетались геометричность и живописность рисунка. Наличие точной даты изготовления и имени мастера ставят золотой крест в число величайших ценностей в истории культуры Др. Руси. В 1997 г. была изготовлена копия-реконструкция креста (находится в Спасском соборе Спасо-Евфросиниева мон-ря) по сохранившимся архивным фотоснимкам и рисункам святыни, выполненным в XIX в., а также по аналогии с древнерус. перегородчатыми эмалями XII в. Изучение индивидуального почерка мастера и своеобразных технологических приемов изготовления, по мнению исследователей, позволяет связать с творчеством Б. Л. ряд др. подобных работ, являющихся лучшими достижениями в эмальерном искусстве Др. Руси XII в. Лит.: Алексеев Л. В. Лазарь Богша - мастер-ювелир XII в.//Сов. Арх. 1957. 3; Макарова Т. И. Перегородчатые эмали древней Руси. М., 1975. С. 68-73, 95, 99; Высоцкая Н. Ф. Декоративно-прикладное искусство Белоруссии XII-XVIII вв. Минск, 1984. Ил.: Кат. 6; Багадзяж М. Лазар Богша//Праз смугу Сб. Минск, 1993; Алексеев Л. В., Макарова Т. И., Кузьмич Н. П. Крест - Хранитель всея Вселенныя//Вестник Белорусского Экзархата. Минск, 1996. 15 (1/96). В. В. Игошев Рубрики: Ключевые слова: АНАНИЯ ( кон. XV-haч. XVI вв.), свящ., резчик, исполнивший 2 створки миниатюрного складня «Премудрость созда себе дом. Праздники» (ГРМ)

http://pravenc.ru/text/Богшей ...

Прп. Александр Свирский в житии. Икона. 1655 г. (ГРМ) Иконография А. С. складывалась на протяжении 2-й пол. XVI в. в соответствии с уже существовавшей традицией изображения преподобных: средовек, в монашеской одежде, с благословляющей десницей и свитком в левой руке. После обретения мощей святого, в 1644 г., была создана серебряная рака (сохранилась крышка: ГРМ. БК-2891). Одновременно развивались 2 типа изображения А. С.: поясное, как на иконе-пяднице 2-й пол. XVI в. (ГММК. Инв. 4974 соб.), напрестольных серебряных крестах 1576 и 1592 гг. (ГРМ. БК-2889; БК-2890), и ростовое - напр., на иконах «Избранные святые: Николай Чудотворец, Никита Новгородский, Иоанн Новгородский, Александр Свирский» 1560 г. (ГТГ. Инв. 14192); «Трехрядница: Воздвижение креста, Покров, избранные святые» 1565 г. (ГТГ. ДР-48); «Преподобный Александр Свирский в житии» 1655 г. (ГРМ. Инв. 2657); на шитых покровах 1581 г. (ГТГ. Собр. П. Корина. Инв. 42), 1582 г. (ГРМ. ДРТ-303), 1644 г. (ГРМ. ДРТ-263), 1670 г. (ГРМ. ДРТ-292), 1686 г. (ГРМ. ДРТ-302). Существуют варианты изображений со свитком, развернутым вверх или вниз; свернутым (складень трехстворчатый с образом А. С. в среднике 2-й пол. XVI в. и сценами его жития на створках нач. XVIII в. (ГТГ. Инв. 1446)). В сводном иконописном подлиннике XVIII в. о святом сказано: «Подобием стар и сед, власы просты, брада бела, редка, широка, длиною с Сергиеву, ризы преподобническия, рука благословенна, в другой свиток, одежда же его бе свита толста вельми и искропана, яко рубищем на ризе его многим изошвенным быти: поживе 85 лет» (Филимонов. С. 434). Число клейм в сохранившихся житийных иконах варьируется: 10 - на иконе XVIII в. (ЯХМ. Инв. 647); 14 - на иконе XVII в. (ГИМ. Инв. 53054 ); 16 - на иконе рубежа XVII-XVIII вв. из придела прп. Александра Свирского в соборе Покрова на Рву (ГИМ); 39 - на иконе 1655 г. (ГРМ). Иконографические программы житийных икон отражают различные аспекты почитания А. С. Имеются лицевые (с 6 миниатюрами) списки жития А. С.: РГАДА. Ф. 181. Оп. 1. 135, кон. XVII в.; ГИМ. Муз. 344, сер. XVIII в.; РГАДА. Ф. 188. 1209.

http://pravenc.ru/text/64396.html

На иконах др. извода А. Р. изображен в молении Богородице стоящим на камне в водах Волхова на фоне основанного им мон-ря,- напр., на иконах: кон. XVI в. (ГТГ); кон. XVI в. из собора Покрова на Рву (ГИМ) с надписью: «а се труд мой, [Госпо]же моя Пречистая, имже строех Сына ради Твоего»; 1680 г., письма Семена Никитина (ПИАМ); XVII в. (ГИМ); XVII в. из Соловецкого мон-ря (АМИИ); нач. XVIII в. (ГРМ); на фреске 1702 г. в Знаменском соборе Новгорода. Мон-рь показан с запада, со стороны реки, постройки воспроизводятся с разной мерой условности; иногда изображена только деревянная стена со святыми вратами, как на иконе XVII в. (Народный музей. Краков). Иконы XVII в. (ГЭ) и 1-й пол. XVIII в.? (ГМЗК) совмещают черты обоих изводов. На иконе 1-й пол. XVIII в. (ГРМ) у преподобного в правой руке развернутый свиток и пальмовая ветвь, мон-рь представлен необычно: не со стороны Волхова, а с юга, со стороны города. На двусторонней выносной иконе кон. XVII в. северных писем (ГЭ) в руках святого, стоящего фронтально, макет храма и развернутый вверх свиток с текстом: «Терпя потерьпехъ Г[оспо]да внят ми оуслыш». В приделе прп. Онуфрия Великого Рождественского собора Рождества Богородицы мон-ря находилась икона А. Р. «со свитком и видом соборной церкви» (НГОМЗ ОПИ. Д. 11820. Л. 22 об.). Сохранились памятники с еще одним типом изображения А. Р.: прямолично, в рост, облаченным в схиму, с куколем на голове, благословляющей десницей и свитком в левой руке. Наиболее древним является резной рельефный образ с крышки первой деревянной раки А. Р. (ГРМ), созданный в 1573 г. (до канонизации святого) новгородским резчиком Евтропием Степановым . Этот же тип изображения святого представлен на 2 покровах - 1633 г. и кон. XVII в. (НГОМЗ). Примером включения А. Р. в деисусный ряд иконостаса является икона нач. XVIII в. сев. писем (ГЭ), на к-рой преподобный изображен держащим свиток, а также подписная икона 1778 г. работы И. В. Минина (СГИАПМЗ), происходившая из придела Трех святителей ц. Входа Господня в Иерусалим дер. В. Мудьюга (Архангельская обл.). Образ А. Р. присутствует в изображениях Собора Новгородских чудотворцев, напр. на иконе 1721 г. (ГЭ), на иконе Божией Матери «Знамение» с деисусом и избранными святыми, кон. XVII - нач. XVIII в. (ГРМ).

http://pravenc.ru/text/116106.html

Прор. Иезекииль. Икона. 2-я четв.— сер. XV в. (ГРМ) Прор. Иезекииль. Икона. 2-я четв.— сер. XV в. (ГРМ) Источником изображения Спасителя, сидящего на престоле-троне «в силах», послужили гл. обр. тексты видений прор. Иезекииля и Откровение ап. Иоанна Богослова. Евангельский текст на раскрытой книге, к-рую держит Иисус («Не на лiцa соудите…»), известен по рус. памятникам XV-XVI вв. в основном в 2 редакциях - московской и новгородской. В иконе К. ч. он ближе к московской (ср.: Ин 7. 24; Мф 7. 2; подробнее см.: Плугин В. А. Мировоззрение Андрея Рублёва. М., 1974. С. 86-101). Раскрытые от поздних записей иконы архангелов по иконографии близки к деисусным чинам XIV-XV вв. В руках архангелов жезлы, символы Божественных вестников, и прозрачные сферы-зерцала с монограммой Иисуса Христа, через надписи на к-рых архангелы, согласно учению свт. Дионисия Ареопагита, обретают «повеление от Господа». Каймы их плащей украшены шитыми надписями криптографического типа, что является редким вариантом. Воскрешение Лазаря. Икона. 2-я четв.— сер. XV в. (ГРМ) Воскрешение Лазаря. Икона. 2-я четв.— сер. XV в. (ГРМ) Праздничный ряд предположительно состоял из 19 икон, как и иконостасы кремлевского Благовещенского и Троицкого Троице-Сергиевой лавры соборов, аналогом этого ряда также можно считать не полностью сохранившийся праздничный ряд из ц. во имя Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле близ Вел. Новгорода (2-я пол. XV в., НГОМЗ). Вместе с тем очевидно, что мастера К. ч. не следовали в полной мере за устойчивой для первых десятилетий XV в. иконографической традицией, но обращались к др. источникам. Дополнительными образцами для них явились скорее всего произведения визант. иконописи и монументальной живописи палеологовской эпохи кон. XIV - 1-й трети XV в., времени святителей Киприана и Фотия, митрополитов Московских. Это наиболее очевидно на примере икон праздничного ряда. Сошествие св. Духа. Икона. 2-я четв.— сер. XV в. (ГТГ) Сошествие св. Духа. Икона. 2-я четв.— сер. XV в. (ГТГ) В их индивидуальной иконографической и пластической трактовке, в пространственных и динамично решенных работах лучшего и, по-видимому, ведущего мастера, к-рому принадлежат иконы «Рождество Христово», «Сретение», «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим» (об иконе «Рождество Христово» как аналоге московским памятникам этого же времени см.: Осташенко.

http://pravenc.ru/text/1683971.html

Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». 1691 г. (ГРМ) Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». 1691 г. (ГРМ) На нек-рых иконах «Г. Н.» кон. XVI-XVII в. прообразовательные изображения надписаны: на иконе рубежа XVI и XVII вв. из Крестовоздвиженской ц. Переславля-Залесского (ПЗИХМЗ) Богоматерь прославляется как Неопалимая Купина, Лествица Иаковля, Дверь Иезекиилева, Древо, Руно Гедеоново, «Клеща» из видения Исаии, процветший Жезл Ааронов, Киот Давидов, Гора, Престол, Палата, Одр, Свеща, Свещница. На свитке в руке Младенца текст: «Внемлите люди Мои, яко Аз есмь Бог… преж(д)е бе рож(д)ен... от Отца и от Девы после без мужа воплощеся, да спасу Адама падшаго прелщением змииным». С кон. XVI в. к традиц. для «Г. Н.» символическим атрибутам добавились впервые появившиеся в «Неопалимой Купине» изображения Христа Царя в стенах града (Пс 86. 3), древа (7-й икос Акафиста) и запечатанного источника (Песн 4. 12). В XVII-XVIII вв. в композицию «Г. Н.», как и в нек-рые др. Богородичные сюжеты, часто включают изображения облаков, солнца и луны. Облака образуют над Богоматерью и Младенцем подобие арочного завершения. Иногда Богородице предстоят архангелы Михаил и Гавриил (икона мастера Александра Иванова Казанцева, 1691, ГРМ). На иконе из ярославской ц. во имя прор. Илии (сер. XVII в.) известная по строгановским иконам композиция получила развернутое решение «небесной части». Господь Саваоф представлен в окружении 9 ангельских чинов. Избыточной декоративностью отличается икона «Г. Н.» XVII в. из ц. в честь Воскресения Христова в Кадашах (ныне в ГИМ). Хитон Богоматери обильно покрыт золотым орнаментом, а мафорий - крупными белыми и красными цветами. Среди прообразовательных символов представлены гора и камень, лествица, город, в стенах к-рого помещено поясное изображение Христа Царя, а также цветущий зеленый луг на лоне Божией Матери. Такое решение темы «Г. Н.» могло быть связано с характерной для 2-й пол. XVII в. «вертоградной» символикой, с темой сада-рая. С XVII в. предпочтение все чаще отдавалось поясному варианту изображения Богоматери, при этом количество символических атрибутов может изменяться.

http://pravenc.ru/text/166171.html

Иконописный подлинник Русь. XVII. Минея - Апрель (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии. Москва. XVI. Св. Стефан Пермский. Миниатюра Лицевого Жития прп. Сергия. Москва. Конец XVI в. 31.8 х 20. л. 214. РГБ. Москва. Русь. XVI. Свт. Стефан Пермский. Рисунок (перевод с иконы). Русь. XVI век. ГРМ, ПМ-4464. Ретушировано. Сольвычегодск. 1650-1660-е. Ростовские святые (фрагмент). Шитая пелена. Сольвычегодск. 1650-1660-е гг. 39 х 30. Вклад Г.Д. Строганова в нижегородский Преображенский собор. С 1924 г. В Нижегородском государственном историко-архитектурном музее. Русь. XVII. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 26 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Москва. XVI. " Боголюбская " с избранными святыми (Левая сворка: святители Московские Алексий, Киприан, Филипп и Стефан Пермский). Истома Савин. Икона (Складень трехстворчатый). Москва. Конец XVI - начало XVII в. Размер створок 35 х 15. ГТГ. Москва. Русь. XVII. Свт. Стефан Пермский с житием. Икона. Русь. 1-я половина XVII в. 100 х 71. Из Никольской церкви сольвычегодского Крестовоздвиженского монастыря. Сольвычегодский государственный историко - художественный музей. Архангельская обл. Россия. 1717. Свт. Стефан Пермский с деисусом и свт. Николаем, Пермскими святителями, бл. Прокопием и Иоанном Устюжскими. Россия. 1717 г. 107.5 х 87.2. Из церкви с. Цилеба Ленского р-на Архангельской обл. ЦМиАР. Москва. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1999. Одигитрия со свв. иконописцами на полях (фрагмент). Конюшевский А.В. (выпускник Иконописной школы 1998 года). Икона. Сергиев Посад. 1999 год. Дипломная работа. Собрание Иконописной школы. Календарь ← 7 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/907932.htm...

XIX в.) Г. м. был обнесен каменной оградой с 4 башнями по углам. С зап. стороны ограды имелись большие въездные ворота, с южной - малые. За оградой располагались 2 деревянных дома для богомольцев, конюшенный (к 1918 - 16 лошадей) и скотный (к 1918 - 16 коров, 2 бычка, 13 телят) дворы с домами, каретный двор, мельница с избой на р. Пельшме, погреб, баня и 2 овина с крытым гумном, прачечная. К нач. XX в. мон-рю принадлежали 3 каменные и 3 деревянные часовни, в т. ч. в г. Кадникове, на р. Сухоне близ дер. Коржи, за р. Пельшмой при дер. Дор. В Григориевской ц., у сев. стены, над мощами прп. Григория Пельшемского стояла рака. Ее украшал шитый покров (сер. XVI в.; ВГИАХМЗ), на к-ром святой изображен в рост, с прижатой к груди десницей и свитком в левой руке. Преподобный облачен в схиму с куколем на голове и в мантию. В 1810 г. была поставлена новая рака, обложенная медными чеканными посеребренными листами. 25 июня 1844 г., при строителе иером. Анатолии, по благословению еп. Вологодского и Устюжского Иринарха (Попова) была установлена рака с деревянным балдахином, увенчанным короной и украшенным золоченой резьбой. На карнизе балдахина с 4 сторон находились 4 круглые иконы с изображением нек-рых событий из жизни святого. На раке хранился образ прп. Григория Пельшемского в серебряной ризе, а также железные вериги, полумантия и кольчатая рубашка основателя мон-ря. Григориевскую ц. украшали «древние» иконы Господа Вседержителя, прп. Григория Пельшемского с житием, Усекновения главы Иоанна Предтечи с житием, Божией Матери «Одигитрии», к-рая, по свидетельству Муравьёва, особо почиталась окрестными жителями. Рождество Христово. Икона. Мастер И. Марков (?). 1702 г. (ГРМ) Рождество Христово. Икона. Мастер И. Марков (?). 1702 г. (ГРМ) В XIX в. в Богородицком храме «за правым клиросом» находился «весьма древний» образ прп. Григория Пельшемского. Святой был изображен в монашеской мантии с открытой главой и с благословляющей правой рукой. В левой он держал развернутый свиток со словами: «Молю вы, братия моя, елико в вас сила, подвизайтеся о своем спасении».

http://pravenc.ru/text/166513.html

Более распространенная иконография А. Д., известная по сохранившимся памятникам иконописи, складывалась не ранее 2-й пол. XVII в. одновременно с составлением жития святого, вероятно под влиянием иконографии прп. Варлаама Хутынского. Описание облика А. Д. имеется в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. в основном старообрядческого происхождения. В одном указано, что преподобный «подобием аки Варлаам Хутынский, брада руса, схима на плечах» (РНБ. O.XIII.1. Л. 124 об., 3-я четв. XVIII в.); в др. отмечено, что «в схиме, брада аки Александра Ошевенскаго» (БАН. Двин. 51. Л. 260, кон. XVIII в.), в 3-м - «рус, брада аки у Василия Кесарийскаго, на конце остряя, на плечах схима, риза преподобническая, ряска вохра» (РНБ. Погод. 1931. Л. 138 об., 20-е гг. XIX в.). В текстах подлинников отсутствует упоминание, а на иконах - изображение железной шляпы, хранившейся у раки А. Д. Образ А. Д. на фоне своей обители (типичный для основателя мон-ря иконографический извод) представлен, напр., в иконах посл. четв. и кон. XVII в. (ГРМ; МИИРК): А. Д. изображен в схимническом одеянии, с куколем на голове, без свитка, в молении Иисусу Христу в небесном сегменте, на фоне густого леса, озера и панорамы деревянного мон-ря, окруженного высокой оградой. К данному изводу относится икона из ризницы Антониева Дымского мон-ря, описанная в 1907 г. К. К. Романовым (не сохранилась): «Образ преподобного Антония Дымского старого письма. На нем изображен монастырь Дымский, обнесенный деревянною стеною с деревянными башнями, деревянной церковью и кельями внутри. Церковь изображена шатровая с папертью, над которой две главки, над шатром главка, а за нею еще две также над шатрами» (ИИМК. Ф. 29. Ед. 472. Л. 4-4 об.). Подобное изображение деревянного мон-ря (отстроенного ок. 1655 игум. Филаретом) соответствует описанию его построек в описях 1682 г. и 1689 г. после пожара 1687 г. (СПб ФИРИ. Ф. 132. Оп. 2. Ед. 609. Л. 3), при этом изображение 2 глав на соборной церкви, очевидно, восходит к облику мон-ря в XVI в., согласно его древнейшей описи 1583 г. (ВОИДР. С. 89). Во 2-й четв. XIX в. появились иконы, на к-рых А. Д. с развернутым свитком в руке обращен в молении к Казанской иконе Божией Матери (этому образу был посвящен соборный храм обители) на фоне панорамы каменного мон-ря, архитектурный облик к-рого сложился к 30-40-м гг. XIX в. (деревянной оставалась лишь ц. во имя св. Иоанна Предтечи), напр., на иконе ок. 1815 г. (ГМЗК), на гравюре 1815 г. (частное собрание), иконах 1-й трети XIX в. (частное собрание. С.-Петербург), 1842 г. (ГРМ), сер. XIX в. (ГРМ), сер. XIX в. (частное собрание. Тихвин).

http://pravenc.ru/text/116056.html

Видение прор. Иезекииля. Икона. 2-я пол. XVI в. (ГММК) В визант. иконографии облик И. сложился позднее, чем внешний вид 3 др. «больших» пророков. Вначале И., как и др. пророков, изображали в виде юноши в светлых одеждах, с копной коротких кудрявых волос, слегка закрывающих уши: на фресках синагоги в Дура-Европос (244/5, Национальный музей, Дамаск); на мозаиках кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае (550-565). Со временем И. стали представлять как средовека с темными волосами или с проседью; старцем в хитоне и гиматии, с седыми, длинными, волнистыми волосами, спускающимися на плечи отдельными прядями, с бородой средней длины, заостренной книзу: в ц. св. Апостолов в Фессалонике (1312-1315); в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в мон-ре Студеница, Сербия (1314); в росписи мон-ря Пантократор на Афоне (ок. 1538); на миниатюре из Книги пророков (РГБ. Ф. 304.I. 90. Л. 177 об.; 1489 г.); на иконе «Пророки Иезекииль, Исаия, Иаков» из Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (ок. 1497, ГРМ). В палеологовскую эпоху И. стали изображать более экспрессивно - с взлохмаченными короткими волосами, что, видимо, связано с визионерством ветхозаветного пророка: в росписи ц. Успения Богородицы на Волотовом поле (ок. 1363); на иконе «Пророк Иезекииль» из пророческого ряда иконостаса Преображенского собора в Кашине (1449-1450, ГРМ). Отличия от др. пророков (кроме атрибута - затворенных врат храма, символизирующих непорочное зачатие) в иконографии И. отсутствуют. Исследователи особенно отмечают сходство иконографии И. и прор. Исаии. Цвет одежд И., форма его бороды в изображениях варьируются. Так, на обороте оклада Евангелия 1568-1577 гг. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае), выполненного по заказу валашского княжича Александру II Мирчи и его семьи, И. представлен с гладкими прямыми волосами, открывающими уши, и длинной, узкой, расчесанной надвое бородой. В иллюстрациях Sacra Parallela (Paris. gr. 923, IX в.) И. трижды изображен по-разному: с круглой и с заостренной бородой, с темными и со светлыми волосами. Помимо атрибута в руках И. может находиться свиток с текстом, напр. «Дверь сия затворена будет и не отверзется и никто ж може пройти сквози…» (Иез 44. 2). Образы видений И. толковались как пророчества о Пресв. Богородице, о Страшном Суде, о пришествии Мессии. Соответственно варьировались и тексты на свитках И. (Иез 37. 1; 37. 4-6; 37. 12; 34. 20; 14; 19. 1). Тексты Ис 6. 1 (мозаики кафедрального собора Санта-Мария Нуова в Монреале, между 1183 и 1189) и Вар 3. 36 (мозаики Палатинской капеллы в Палермо, ок. 1143-1146) встречаются редко.

http://pravenc.ru/text/Иезекииль.html

Чаще извод включен в состав получивших широкое распространение 4-частных икон с образами Божией Матери, с Распятием в перекрестье (икона кон. XIX в., собрание А. А. Кирикова, Москва) или без Распятия (икона XIX в., ЦМиАР). На иконах «И. от б. с.». обычно присутствуют образ Пресв. Богородицы «Умягчение злых сердец» (с подписью «Умягчение злых сердец» или «Семистрельная»), иконографически восходящий к гравюре «Богоматерь Ченстоховская» 1711 г. Г. П. Тепчегорского, «Утоли мои печали» («Утоление печали Пресв. Богородицы» или «Утоли болезни»), «Взыскание погибших». Подобный подбор может косвенно свидетельствовать о западнорус. или польск. происхождении иконы-протографа и быть связанным с порядком чередования изводов на иконе «Распятие и Страсти Господни, с 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы» из Богоявленского собора в Елохове, кон. XVIII - нач. XIX в. (гипотеза о происхождении образов, подобных последнему, от гравюры в ст.: Кочетков И. А. Свод чудотворных икон Богоматери на иконах и гравюрах XVIII-XIX вв.//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. 1996. C. 404-420). На «четырехчастных» и многосоставных Богородичных иконах с изводом «И. от б. с.» кроме названных могут быть представлены образы Божией Матери Южская, Троеручица, Ахтырская (икона «София Премудрость Божия и чудотворные иконы Богоматери», 1825, ГРМ), а также «Нечаянная Радость». Лит.: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителя. М., 1993р. Ч. 2. С. 1573; «Пречистому образу твоему поклоняемся...»: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ. М., 1995. Кат. 148; Сидоренко Г. В. «Пята Спасителя»: Об иконографической особенности нек-рых чудотворных икон//Чудотворная икона в Византии и Др. Руси/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 1996. С. 321-335; Кондаков. Иконография Богоматери. 1999р. Т. 3; Рус. чудотворная икона: «О Тебе радуется…»: Иконы Богоматери XVI-XIX вв. М., 2000. С. 314-317; Акафист иконе Божией Матери «Избавление от бед страждущих»/Николаевский Арзамасский жен. мон-рь. [Арзамас], 2005. С. 3; Икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих» Елоховская//Богоявленский кафедральный собор: Путев. М., 2005. С. 15, 22; Настольная книга священнослужителя: В 8 т. Почаев, 2006. Т. 3. С. 5; Сызранская икона: Кат. выст. Самара, 2007. С. 109. Прот. Алексий Жиганов, Д. А. Афанасьев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293830.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010