Тема насильственной смерти в православной иконописи Каин убивает Авеля. Мозаика из Монреале Общеизвестно: Каин первым из рода человеческого позволил себе лишить жизни единокровного брата. Запретный плод, сорванный в раю, обернулся первой человеческой жертвой. Логично спросить: по какой причине возникла смертная казнь, если Господь не наказал смертью Каина за убийство Авеля, а, напротив, заповедал: «Всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его»? (Быт. 4: 15) Но мы знаем: смертная казнь – одно из древнейших наказаний, известных человечеству. Согласно самой распространенной в научной литературе версии, данное наказание возникло из обычая кровной мести . Оно применялось еще до возникновения уголовного права в современном понимании настоящего термина. «Лишение жизни как вид общественной расправы с преступниками встречалось несравненно раньше», – писал русский юрист Н.С. Таганцев . Таковое обстоятельство побуждает нас обратить внимание на отношение христиан к смерти, убийству и казням, на специфику их отображения в православной средневековой живописи. Первохристиане, отовсюду гонимые и везде казнимые, сцены насилия изображать не любили. По замечанию Л.А. Успенского, «нельзя себе представить, чтобы христианские художники, жившие во времена Нерона и Диоклетиана, не видели сцен мучений в амфитеатрах – подвиги христиан, которые были славой и утешением для членов Церкви. Казалось бы естественным встретить в катакомбах увековеченными те великие дни, когда борьба христиан против языческих богов достигла высшего напряжения. Но в катакомбах до сих пор не найдено ни одной сцены мучений, так же как не описываются они и в писаниях великих святых того времени» . Табл. 1. Чудо святого Георгия Победоносца о змие. Фрагмент иконы. XVI в. ГРМ Положение меняется после появления Миланского эдикта (313), то есть после прекращения преследования христиан. Сюжеты казней проникают и в литературу, и в живопись. Так, на керамической иконе из Виничко Кале (восточная Македония; IV–VI вв.) святые Георгий Победоносец и Христофор убивают копьями двух змеев. В данном случае показана символическая сцена борьбы со злом, но преподобный Иоанн Дамаскин считал драконов реальными живыми существами, а не мифическими персонажами. Как бы там ни было, следует подчеркнуть: на македонской иконе добро воцаряется над злом через убийство змеев. По слову же Давида, «Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его» (Пс. 10: 5), тем не менее, ни у кого из христиан не возникает чувства протеста против «насилия над животным», сколько бы раз ни показывали детям икону «Чудо святого Георгия Победоносца о змие» (табл. 1).

http://pravoslavie.ru/35081.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСОЦКИЙ ЧИН Пресв. Богородица. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) Пресв. Богородица. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) 7 икон из деисусного ряда иконостаса соборной ц. в честь Зачатия Пресв. Богородицы Высоцкого серпуховского мон-ря . Написан по заказу прп. Афанасия Высоцкого Старшего в К-поле в 80-90-х гг. XIV в. для белокаменного храма, строившегося в мон-ре с 1381 г. по инициативе кн. Владимира Андреевича Храброго, прислан еще при жизни прп. Афанасия Высоцкого Младшего († 12 сент. 1395) вместе с др. иконами и благословенной грамотой. Ныне 6 икон В. ч. находятся в ГТГ, икона «св. Иоанн Предтеча» в ГРМ (с 1934). В 20-30-х гг. ХХ в. В. ч. был реставрирован в ЦГРМ («Апостол Павел», 1920, реставраторы Е. И. Брягин, И. И. Суслов, В. К. Тарыгин, П. И. Цепков; «Апостол Петр», 1926; икона Божией Матери, 1929, реставратор Суслов), затем иконы В. ч. были переданы в ГТГ (повторно реставрированы И. А. Барановым «Апостол Петр» (1931), «Христос Вседержитель» (1936), «Арх. Гавриил» (1937), Сусловым «Арх. Михаил» (1937)). В ГРМ в 1935-1938 гг. реставраторы И. Я. Челноков и Л. В. Сосин реставрировали икону «Св. Иоанн Предтеча». Господь Вседержитель. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) Господь Вседержитель. Икона из Высоцкого чина. 80-90-е гг. XIV в. (ГТГ, ГРМ) Иконы В. ч. написаны на досках большого, почти одинакового размера, каждая состоит из 3 частей, с широкими полями на лицевой стороне и паволокой крупного плетения. На фоне и полях икон сохранились многочисленные следы гвоздей, к-рыми крепились пластины басменных окладов, а также фрагменты надписей (возможно, греческие), как на иконе с образом ап. Петра. На раскрытом кодексе в руках Спасителя помещена рус. надпись, относящаяся, видимо, к XVI в. В. ч. принадлежит к «недельным» (7-фигурным) деисусам с поясными изображениями святых, обращенных в молении к центральному образу Вседержителя, в XVI в. чин был дополнен иконами с образами ап. Андрея и ап. Иоанна Богослова (ныне в ГТГ). Одна из иконографических особенностей В. ч.- именословное благословение Христа. Пальцы правой руки Иисуса Христа, покрытой гиматием (ср. с изображением Спасителя на визант. камее кон. XIV в., СПГИАХМЗ - см.: Николаева Т. В. Произведения мелкой пластики XIII-XVII вв. в собр. Загорского музея: Кат. Загорск, 1960. 4), сложенные для благословения, почти касаются страницы Евангелия. Др. особенность - жест, усиливающий связь иконографической программы В. ч. с таинством Евхаристии: левая рука Богородицы поднята и прижата к груди, как это изображено в композициях «Распятие Господне» и «Не рыдай Мене, Мати» (визант. икона посл. трети XIII в., ГТГ). И третья - в руках ап. Петра полураскрытый свиток с надписью: «Ты еси х[ристос]ъ с[ы]нъ б[ог]а живаго».

http://pravenc.ru/text/Высоцкий чин.html

«Святая Русь»: памятник за памятником (+ фото) Подробнейшая фотоэкскурсия — экспонаты выставки «Святая Русь», проходящей в Третьяковской галерее. 31 мая, 2011 Подробнейшая фотоэкскурсия — экспонаты выставки «Святая Русь», проходящей в Третьяковской галерее. Фотокорреспондент портала «Правмир» Юлия Маковейчук продолжает знакомить читателей с выставкой «Святая Русь», проходящей в здании Третьяковской галереи на Крымском валу. Богоматерь Владимирская Конец XIV – начало XV века Андрей Рублев (?). Москва Дерево; темпера 102,2 х 69,6 х 7,2 Поступила в 1923 году Происходит из Успенского собора во Владимире Реставрирована в 1918 году во Владимире Г.О. Чириковым, Ф.А. Модоровым, И.А. Барановым ВСМЗ инв. В-2971, И-1111 О Тебе радуется Около 1530 года Дерево, две встречные шпонки, паволока; темпера 141,5 x 107 x 6 Поступила в 1929 году Происходит из иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря Реставрирована в 1964 году в ГРМ И.П. Ярославцевым КБИАХМЗ инв. КП-2084, ДЖ-847 слева: БОГОМАТЕРЬ НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА Середина – вторая половина XVI века. Оклад – 1630–1640-е годы Москва, Оружейная палата Дерево; темпера; оклад – серебро; чеканка, позолота 137 x 102,5 x 4 Поступила в 1924 году Происходит из местного ряда иконостаса церкви преподобного Кирилла Белозерского. С 1668 года находилась в местном ряду иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря Реставрирована в 1975 году в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря Г.З. Быковой КБИАХМЗ инв. ДЖ-312; КП-1958; ДМ-231 справа: ПОХВАЛА БОГОМАТЕРИ, С АКАФИСТОМ Середина XVI века Москва Дерево; темпера 146 x 112,7 x 3,5 Поступила в 1934 году из ЦГРМ Происходит из местного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря Раскрыта в 1961–1963 годах в ГРМ И.П. Ярославцевым ГРМ инв. ДРЖ-1834 Наплечник (Armilla) Воскресение Христово. Около 1170-1180-х годов. Мозельская школа Золоченая медь; выемчатая эмаль, перегородчатая эмаль Находился в XVII веке в Успенском соборе во Владимире; с 1919 – во Владимирском музее, в 1933 – продан за границу и приобретен Обществом друзей Лувра в Париже у антиквара Н.Бримо. Подарен Обществом Лувру в 1934.

http://pravmir.ru/svyataya-rus-pamyatnik...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. Я. Билибин. Портрет. 1901 г. Худож. Б. М. Кустодиев (ГРМ) Иван Яковлевич (4.08. 1876, пос. Тарховка под С.-Петербургом - 7.02.1942, Ленинград), рус. живописец, театральный художник, график. Происходил из старинного купеческого рода, упоминаемого в XVI в., во времена царствования Иоанна Грозного, и приобретшего известность в нач. XVII в. благодаря именитым купцам, обосновавшимся в Калуге (портрет прадеда художника - Я. И. Билибина - в ГЭ, худож. Д. Г. Левицкий). В 1896 г. Б. с серебряной медалью окончил 1-ю с.-петербургскую гимназию, затем поступил на юридический фак-т С.-Петербургского ун-та (1896-1900). В 1895-1898 гг. посещал Школу Императорского об-ва поощрения художеств. В 1898 г. занимался в Мюнхене в студии проф. А. Ажбе (Ашбе). В сент. того же года поступил в школу-мастерскую кнг. М. К. Тенишевой в класс И. Е. Репина , через 2 года перешел вольнослушателем в мастерскую Репина в Высшее художественное уч-ще Академии художеств (1900-1904). С 1900 г. сотрудник ж. и член объединения «Мир искусства», одновременно представлял свои работы на выставках товарищества. Гапсельга Павенецкого у. Олонецкой губ. Акварель. 1904 г. Худож. И. Я. Билибин (ГРМ) Гапсельга Павенецкого у. Олонецкой губ. Акварель. 1904 г. Худож. И. Я. Билибин (ГРМ) В поисках национального рус. стиля Б. обратился к изучению деревянной архитектуры Севера, вышивки, кружева, резьбы по дереву, рукописных и старопечатных книг, иконописи. В определении направления его работы значительную роль сыграло творчество художников «абрамцевского кружка» В. М. Васнецова и Е. Д. Поленовой, особенно их выставка 1899 г. в С.-Петербурге. Однако работы Б. отличались свойственной рус. модерну графичностью, яркостью и декоративностью, художник использовал в них достижения совр. европ. графики (О. Бёрдсли) и японской ксилографии. Важную роль в развитии стиля Б. сыграло изучение рус. этнографии в Тверской губ. (в усадьбе Егны Весьегонского у.) и поездка в 1903-1904 гг. в Вологодскую, Архангельскую и Олонецкую губернии по поручению этнографического отдела Русского музея Александра III для собирания этнографических материалов и фотографирования памятников старины (часть зарисовок памятников древнерус. зодчества была выпущена общиной св. Евгении Красного Креста в виде открыток).

http://pravenc.ru/text/149181.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКОУСТЮЖСКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Собор арх. Михаила. Икона. Кон. XIII в. (ГРМ) Собор арх. Михаила. Икона. Кон. XIII в. (ГРМ) в г. Вел. Устюг Вологодской обл. Основан, по-видимому, в 1276 г. О существовании мон-ря во 2-й пол. XIII в. свидетельствуют происходящие из него памятники: храмовая икона «Собор архангела Михаила» (кон. XIII в., ныне в собр. ГРМ) и обнаруженная в 1846 г. П. И. Савваитовым в замурованной монастырской келье Служебная Минея XIII в. (см.: Вздорнов. Кат. 11). В РГБ сохранились 2 фрагмента Минеи: Q. п. I. 53 (СК XI-XIII. 278) и Унд. 968 (СК XIV. Вып. 1. Прилож. 2. 39), на одном имеется запись Григория, «стяжавшего книгы сия святому архангелу Михаилу в монастырь в век». С кон. XVII в. появляются противоречивые летописные свидетельства об основании мон-ря. В 1-й редакции Устюжского летописца 1681 г. (ПСРЛ. Т. 37. С. 108) основателем обители назван прп. Киприан Устюжский , современник блж. Прокопия Устюжского († 1303). Во 2-й редакции Устюжского летописца 1746 г. (Там же. С. 110) впервые приведены даты основания В. м.- 1216 г. и кончины прп. Киприана - 29 сент. 1293 г. В Летописце священника устюжского Успенского собора Л. Вологодина 1765-1767 гг. (Там же. С. 8-14, 129) рассказывается, что прп. Киприан в 1212 г. поселился в келье за стеной Устюга «при семи езерах». Когда собралась братия, «по желанию и усердию» горожан началось строительство мон-ря, игуменом к-рого прп. Киприан оставался до своей кончины, последовавшей 29 сент. 1276 г. Л. В. Мошкова и А. А. Турилов предложили др. датировки основания мон-ря - 1276 г.- и кончины его основателя - 29 сент. 1296 г.- с учетом расхождений, имеющихся в летописных датах смерти прп. Киприана, и возможных ошибок в передаче писцами кириллической цифири ( Мошкова, Турилов. С. 53-54). Прп. Киприан Устюжский. Икона. XIX в. Прп. Киприан Устюжский. Икона. XIX в. Согласно Летописцу Вологодина, жители Устюга «многая от иждивений своих» вкладывали в обитель, в XIII в. были построены деревянные Введенская ц. и храм арх. Михаила, неск. иноческих келий, ограда. В XIII - 1-й пол. XVI в. В. м. входил в систему обороны города, являясь передовым форпостом на его сев. окраине; неоднократно подвергался нападениям вятчан, казанских татар и черемис. В XV в. на вост. стороне мон-ря были поставлены входные ворота, над ними башня с бойницами в 3 ряда. При архим. Герасиме I вел. кн. Василий III Иоаннович пожаловал В. м. несудимую грамоту (8 сент. 1510), впосл. неоднократно подтверждавшуюся рус. правителями.

http://pravenc.ru/text/150145.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ГОРА НЕРУКОСЕЧНАЯ» Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». До 1549 г. (ГМЗК) Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». До 1549 г. (ГМЗК) один из иконографических типов Божией Матери. Название сюжета восходит к толкованию прор. Даниилом сна царя Навуходоносора, повествующего о камне, чудесным образом оторвавшемся от горы: «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их» (Дан 2. 34). С первых веков христианства этот текст, в к-ром Богородица сравнивается с горой, а Иисус Христос - с камнем, воспринимается как пророчество о Боговоплощении. Иконография «Г. Н.» включает ряд символических изображений, прославляющих Богоматерь, к-рые восходят к ВЗ и многократно упоминаются в святоотеческой лит-ре, в Акафисте Божией Матери и др. гимнографических текстах, возникших под его влиянием (в самом Акафисте отсутствуют такие уподобления Богородицы, как «Г. Н.», «Руно орошенное», «Неопалимая Купина»). Название иконографии («Г. Н.», а также «Камень Нерукосечныя Горы», «Камень Горы Нерукосечный») предположительно связано с начальными словами текстов, иногда сопровождающих композицию. Один из вариантов надписи полностью сохранился на иконе кон. XVI в. из ГРМ: «Отвалися камень нерукосечныя руки от горы, тако родися Сын от Матери Своея без семени. Коего лета появится луч на небеси и того лета не будет потопа на земли. Купина неопалимая, руно Гедеоново, виде Даниил пророк лествицу святыя Богородицы вход праведным». Приведенный текст, источник к-рого в наст. время не установлен, присутствует на 4 иконах, выполненных по заказу Строгановых в кон. XVI - нач. XVII в. (ГРМ, Березниковский историко-краеведческий музей, СИХМ), а также на образе сер. XVII в. из ярославской ц. во имя прор. Илии (ЯМЗ). Др. вариант надписи сохранился на иконе XVII в. (НГОМЗ): «Камень Нерукосечныя Горы от несекомыя (горы Тебе, Дево,) краеугольный отсечеся Христос, иже совокупив разстоящиеся естества. Тем (веселящеся Тя,) Богородице, величаем» (9-й ирмос канона 4-го гласа).

http://pravenc.ru/text/166171.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАГОРАЗУМНЫЙ РАЗБОЙНИК» Распятие Христа и двух разбойников. Миниатюра из Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129д. Л. 45 об.) Распятие Христа и двух разбойников. Миниатюра из Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129д. Л. 45 об.) название иконографии, в основе к-рой лежит евангельский текст об одном из 2 разбойников, распятом вместе с Иисусом Христом на Голгофе. Раскаявшись во время крестных мучений, разбойник уверовал в Божественность Спасителя и получил от Господа Иисуса Христа обетование «ныне же» пребывать с Ним в раю (Лк 23. 39-43). Благоразумный разбойник изображается обнаженным по пояс с препоясанием на чреслах, голову окружает нимб, обязательным атрибутом является орудие мученичества - крест. В визант. искусстве он представлен в композициях «Распятие», дополненных изображением казни 2 разбойников (наиболее раннее - на иконе из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, VI в.), и «Страшный Суд», где изображен в картине рая возле (или позади) восседающей на троне Богоматери (напр., в мозаичной композиции в ц. Санта-Мария Ассунта на о-ве Торчелло (Италия), ок. 1130; на фресках в костнице Бачковского мон-ря (Болгария), кон. XII в., и др.). Благоразумный разбойник. Сев. алтарная дверь иконостаса из придела во имя Собора арх. Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля Благоразумный разбойник. Сев. алтарная дверь иконостаса из придела во имя Собора арх. Гавриила Благовещенского собора Московского Кремля Изображения Благоразумного разбойника в древнерус. искусстве более многочисленны и разнообразны. Наряду с «Распятием» и «Страшным Судом» распространение получили расширенные композиции «Воскресение - Сошествие во ад» (известны не позднее нач. XVI в.), в к-рых иллюстрировались апокрифические сочинения («Слово о вшествии Иоанна Предтечи во ад», приписываемое Евсевию, еп. Александрийскому, или сщмч. Евсевию , еп. Самосатскому, сказание «О разбойнице, иже со Христом пострада» и др.), описывающие пребывание Благоразумного разбойника в раю: где у врат огненный херувим преграждает ему вход, во время его беседы с пророками Илией и Енохом, среди святых. Каждый из представленных эпизодов обычно сопровождается надписями из текста иллюстрируемого апокрифического источника (напр., пространные надписи на иконе из собрания ГРМ, XVII в.). Образ «Б. р.» широко употребляется в гимнографии (см. в статьях Блаженны , Великая пятница ), поэтому бытовали также изображения, в основе к-рых лежат гимнографические сочинения - среди них четырехчастные композиции на текст тропаря из воскресного канона прп. Иоанна Дамаскина (глас 4) «      », восходящие к «Четырехчастной» иконе Благовещенского собора Московского Кремля (1547). В таких памятниках Благоразумный разбойник изображается рядом с Иисусом Христом в правом верхнем клейме, иллюстрирующем слова: «          » (см. также композиции «О тебе радуется», «Величит душа моя Господа» и др.).

http://pravenc.ru/text/149319.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЯТСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Введено-Островский) (Тихвинской и Лодейнопольской епархии С.-Петербургской митрополии), находится в пос. Оять Лодейнопольского р-на Ленинградской обл., на левом берегу р. Оять. Название реки происходит, вероятно, от вепсского «ойя» - «ручей». XV - нач. XX в. Оятский Введенский мон-рь. Фото: nyblago.org Оятский Введенский мон-рь. Фото: nyblago.org Впервые О. м. упоминается в Житии прп. Александра Свирского (род. в 1448), написанном его учеником игум. Иродионом (Кочневым) ок. 1545 г.: родители прп. Александра, преподобные Сергий (в миру Стефан) и Варвара (в миру Васса), были «поселяне села, нарицаемого Мандеры» - «иже бе прямо Островского монастыря Пресвятыя Богородицы честнаго ея Введения». Стефан и Васса приняли здесь схиму. Это позволяет предположить, что первоначально в стенах О. м. существовали как женская, так и муж. община. В 1472 г. упомянут игум. Иоаким. В обители хранились железные вериги преподобных (утрачены) и Тихвинская (по иконографии - Грузинская) икона Божией Матери «Одигитрия», перед которой они, по преданию, молились о даровании им сына. Эта резная раскрашенная икона (116,5×87 см) впосл. находилась в местном ряду иконостаса монастырского Введенского собора. Имеются источники, согласно к-рым она создана в 1-й пол. XVI в. В 1796 г. почитаемый образ был поновлен, а затем украшен пеленой и жемчужным убрусом (пожертвованы сенатором А. И. Корсаковым в 1811), а также серебряно-позолоченной чеканной ризой весом более 27 фунтов (изготовлена в 1823 на средства столичного купца В. Н. Лемтюгина; все предметы утрачены). В 1937 г. икона поступила в ГРМ ( Соловьёва. 2013). Там же хранится и древняя икона с поясным изображением свт. Николая Чудотворца, видимо находившаяся у сев. врат иконостаса. Согласно позднему источнику (кон. XVII-XVIII в.), «в Задней пустыни на Ояте реце в монастыре Введения Пресвятой Богородицы… идеже отец и мати Александровы погребены», похоронены 7 учеников прп. Александра Свирского - преподобные Игнатий , Леонид , Дионисий , Феодор , Ферапонт , Корнилий и Афанасий Островские (Описание о российских святых. С. 264). Архиеп. Сергий (Спасский) предполагал, что прп. Игнатий мог быть основателем мон-ря ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 557). Места захоронения этих святых утрачены к XIX в.

http://pravenc.ru/text/2581787.html

В домовом храме Русского музея впервые совершен молебен перед Парголовской иконой Успения Божией Матери 31 августа 2013 г. 12:03 Более ста верующих впервые собрались 30 августа 2013 года на молебен перед Парголовским образом Успения Божией Матери XVI века в домовой церкви архангела Михаила Государственного Русского музея (ГРМ). Вместе с прихожанами Спасо-Парголовского храма Санкт-Петербурга сюда пришли его настоятель протоиерей Роман Ковальский и клирики протоиереи Александр Зелененко и Анатолий Трохин. Молебен, который возглавил настоятель музейного храма протоиерей Олег Скобля, был приурочен к празднованию Успения Пресвятой Богородицы. Из Спасо-Парголовского храма икона «поступила» в ГРМ на постоянное хранение в 1965 году. Как свидетельствует акт, «памятник был вывезен экспедицией Русского музея из Спасской церкви " безвозмездно " ». На первый молебен можно было попасть только по приглашениям, напечатанным на 120 человек. «Мы впервые видим здесь столько народу. Спасибо, что вы добились, не отступили, что пришли сюда», — с такими словами обратился к молящимся настоятель храма. «Возобновляя некогда прерванные молитвословия перед этим образом, мы восстанавливаем цепочку связи с былой царской православной Русью, ощущаем духовную связь не только с парголовскими жителями, но и с сердцем древней Руси, с Владимиро-Суздальскими землями, откуда был перенесен образ», — отметил прихожанин Спасо-Парголовского храма, историк Олег Куликов. Икона Успения — уникальное произведение древнерусского пластического искусства, не имеющее мировых аналогов как по размерам (57х40 см), так и по материалу исполнения (ископаемой цельной мамонтовой кости). Уникальна и скрупулезность повтора канона так называемого облачного Успения при перенесении из живописной техники в пластику (специалисты отмечают принадлежность авторов образа к кругу великого иконописца Дионисия). Реликвию принесли в Парголово крепостные крестьяне графа Петра Шувалова в середине XVIII века, насильственно перемещенные из имений вблизи Суздаля. Эти первые прихожане позже были похоронены на прихрамовом Шуваловском кладбище. Кроме того, икона является мощевиком — в ней находятся частицы мощей апостола Андрея Первозванного и святителя Василия Великого. Результатом переговоров представителей прихода с дирекцией ГРМ стало помещение иконы в постоянную экспозицию (с 1983 года она находилась в запасниках музея). Верующие надеются, что отныне молебен перед святыней станет ежегодным и что ее хотя бы на один день в году можно будет доставлять в Спасо-Парголовский храм. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История декоративно-прикладного искусства. Предметы церковного обихода (см. также " Литургика " ) АЛЬБА длинная белая льняная туника с узкими рукавами, к-рую носят клирики католич. и англикан. Церквей в качестве нижнего из церковных облачений АМПУЛА в Древнем Риме - сосуд из глины, стекла или металла для хранения жидкостей; в православной и католической Церквах - небольшой сосуд для хранения мира, святой воды и др. священных жидкостей АНАНИЯ ( кон. XV-haч. XVI вв.), свящ., резчик, исполнивший 2 створки миниатюрного складня «Премудрость созда себе дом. Праздники» (ГРМ) ВЕНЕЦ венок; украшение из листьев, цветов, позднее драгоценных материалов, в виде кольца, вручаемое в знак к.-л. отличия, достоинства ДАРОНОСИЦА священный сосуд, предназначенный для хранения и изнесения Св. Даров за пределы храма для причащения больных и умирающих ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА один из сосудов священных, постоянно находящийся на св. престоле и предназначенный для хранения запасных Даров Святых ЕПИТРАХИЛЬ одно из главных облачений священнослужителей христианской Церкви, возлагаемое священниками и епископами на шею во время совершения церковных служб ЗВЕЗДИЦА [лат. - маленькая звезда], в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии ЛЮДОГОЩИНСКИЙ КРЕСТ поклонный деревянный крест 1359 г. из новгородской ц. во имя святых Флора и Лавра на Людогощей ул. МИШУКОВЫ династия ювелиров-серебряников, владевшая в Москве с 1880 по 1918 г. ювелирной мастерской, которая производила предметы церковной утвари и храмового убранства МОЛДАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (сер. XIV в. - 1862), включало часть территории совр. Румынии и большую часть территории совр. Молдавии НИКОРЦМИНДА [Николаосцминда, Цминда Николози], муж. мон-рь VI-XVIII вв.) с кафоликоном во имя свт. Николая (1010-1014), кафедра Никорцминдской епархииГрузинской Православной Церкви (ГПЦ) ПАЛА Д " ОРО «Золотой алтарь», передняя сторона престола (алтаря) - антепендиум в базилике Сан-Марко в Венеции; ныне находится над престолом (обычно развернут в сторону алтаря)

http://pravenc.ru/rubrics/123172.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010