Разделение на указанные отделы сделано для келейного чтения и для того чтения, которое по Уставу должно быть на всенощном бдении после благословения хлебов, когда положено читать Деяния, Послания и Апокалипсис (Типикон, гл. 2). Число таких отделов близко к числу бдений в году, назначаемых Типиконом в 6 главе. Бдений положено около семидесяти, а отделов – 72. В начале и конце Богослужебного Апостола имеются статьи, подобные евангельским, в которых дается ряд вводных сведений и проч. Перед книгою Деяний Апостольских и перед каждым Посланием находятся следующие «статьи»: 1) «Знамения». В этой статье находится указание предметов новозаветной книги. Черными (иногда малыми) цифрами обозначается предмет, а красными (иногда большими) – некоторые детальные дополнения к предмету. 2) «Сказания». Здесь говорится о месте, поводе и цели написания Послания. В конце Апостола помещены: 2.1. Указания для чтения Апостола Чтец должен получить благословение от служащего священника на облачение в стихарь и для чтения Апостола, после чего он выходит на указанное место для чтения положенного Апостола. После того, как хор пропоет «Трисвятое», и священник возгласит: «Мир всем», чтец произносит: «И духови твоему». Вслед за этим диакон возглашает: «Премудрость», после чего чтец произносит прокимен. Далее хор поет прокимен, затем чтец произносит стих, а хор второй раз поет прокимен. После этого чтец произносит первую часть прокимна, а хор поет вторую часть. По окончании пения прокимна диакон возглашает: «Премудрость», а чтец произносит надписание апостольского чтения, например: «Деяний святых Апостол чтение», «Соборного послания Иоаннова чтение», «К Галатам послания святаго Апостола Павла чтение». Диакон произносит: «Вонмем». Чтец читает положенное зачало Апостола. По окончании чтения Апостола священник тихо произносит: «Мир ти». Чтец отвечает ему в таком же тоне: «И духови Твоему». Диакон говорит: «Премудрость». Чтец после произнесения: «И духови Твоему» сразу же произносит: «Аллилуиа» (трижды).

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

Очень возможно, что выбор или утверждение именно Златоустовских толкований на евангелия произошел в монастырской иерусалимской практике Уставных Чтений не без влияния указанной соборно-приходской практики чтения готовых проповедей, хотя принципы той и другой практики в этом отношении были совершенно различны. Избрав для чтений толкования Златоуста на евангелия, иерусалимская практика расположила их хронологически, соответственно порядку, как последовательного, так, в некоторых случаях, и эпизодического чтения истолковываемых евангелий на литургиях. Толкование на евангелие Иоанна назначается на время чтения самого этого евангелия на литургиях – на период триоди цветной, а толкование на евангелие Матфея – на время чтения этого евангелия – по неделе всех святых; эпизодические чтения из этих толкований назначаются на ряд праздников триоди постной и цветной, а также и минейных, имеющих специальные чтения из этих евангелий. Появление в составе чтений святоотеческих творений в виде толкований на Священное Писание, в свою очередь, открывало путь к появлению в этом составе и других учительных святоотеческих творений и прежде всего прославленнейших творений знаменитого отца церкви Сирийской – св. Ефрема. Но еще раньше последних, быть может даже раньше самых «толкований», в строй чтений палестинских монастырей на смену Священному Писанию входят житийно-повествовательные произведения. Идеологическая основа для такой замены Священного Писания житийно-повествовательными произведениями, равно как и учительными творениями св. отцов была выражена уже св. Василием Великим в его письме к Григорию Богослову . Заявив, что «главный путь, которым отыскиваем то, к чему обязывает нас (т. е. иноков) долг, есть изучение боговдохновенных Писаний ( μελτη τν θεοπνστων γραφν), он так объясняет их значение для инока. «В них, говорит св. Василий, находим мы правила деятельности (α τν πρξεων ποθκαι), и в них жития блаженных мужей (ο βοι τν μακαρων νδρν), представленные в письменах, подобно каким-то одушевленным картинам (εκτες) жизни по Богу (τς κατ Θεν πολιτεας), предлагаются нам для подражания добрым делам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Церковным уставом определяется порядок чтения книг Священного Писания за богослужением. Один порядок для чтения «Евангелия», другой для «Апостола», третий для «Псалтири», четвертый для других книг Ветхого Завета (паремий). Время и место чтения той или иной книги на службе соответствует важности ее содержания. Например, «Евангелие», заключающее в себе слово Христово, читается в торжественной обстановке. Ему всегда предшествуют возгласы : «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим», «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия – Мир всем». Библейские чтения в течение церковного года распределены таким образом, чтобы звучать каждый день. К этим чтениям, которые носят название «рядовых», добавляются чтения установленные на тот или иной великий праздник. Особенным временем церковного года является Великий пост перед Пасхой, который имеет свой порядок чтения Священного Писания. Как правило, на вечерних службах читаются отрывки из книг Ветхого Завета, а утром, на литургии, – из Нового Завета. Таким образом вечером мы слушаем Псалтирь и паремии, а на утреннем богослужении Апостол и Евангелие. На Божественной литургии апостольские и евангельские зачала читаются в паре: сначала отрывок из Апостола, затем отрывок из Евангелия. Эти пары нередко сходны по смыслу. Например, по субботам можно услышать из Апостола учение ап. Павла о соотношении ветхозаветного обрядового закона и новозаветного закона благодати, а из Евангелия свидетельства о чудесных исцелениях, совершенных Христом именно в день субботний, в день строгого покоя по иудейскому обычаю. Точно также и праздничные зачала. Например, на Рождество Христово из Евангелия читается рассказ о рождении Иисуса и поклонении волхвов ( Мф. 2:1-12 ), а из Апостола – о воплощении Сына Божия и усыновлении Богу всех людей ( Гал. 4:4-7 ). Когда на один день приходится несколько церковных праздников, тогда может читаться от двух до трех соответствующих пар. Например, воскресенье – это всегда праздничный день, «малая Пасха». В этот день уставом назначены определенные зачала апостольское и евангельское. Если в воскресенье приходится память какого-либо великого святого (св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца или других), который также имеет свою особую пару чтений, тогда читается первым из Апостола зачало воскресное, затем святого, также и из Евангелия, чтение воскресное и святому.

http://azbyka.ru/biblejskie-chteniya-na-...

Чтобы отличить чтение Священного Писания от всякого другого обыкновенного чтения при Богослужении, напр., молитв, святая церковь еще в древности допускала некоторые особенности и тем самым желала выразить к слову Божию особенное уважение. Для этого она допускала чтение на распев, громко, протяжно – речитативом, или возвышенным и замедленным (косным) голосом. 615 Такой образ чтения определенных мест Свящ. Писания при Богослужении предстоятели церкви заимствовали от церкви Иудейской и для показания того, какой нужно употреблять способ чтения Свящ. Писания, выражались так: Pronuntiare, declamare, recitare, и тем отличали это чтение от обыкновенного чтения. А для того, чтобы чтение было вразумительное, торжественное и возвышенное, наподобие пения, еще в 5-м веке Александрийский Диакон Евфимий разделил текст Апостола на краткие стихи и указал знаки препинания, руководствуясь трудами Лукиана Антиохийского, Оригена и пресвитера Кесарийского Памфила. 616 Для более торжественного и вразумительного чтения, в древности церковь допускала ноты, и до нас дошли рукописи 13-го века, в которых текст Апостола и Евангелия положен на ноты известного рода с указанием повышения и понижения голоса. Об обрядах, употребляемых пред началом чтения и во время его К определению образа чтения Священного Писания относится и тот обычай церкви, по которому чтение Священного Писания сопровождалось приветствиями, приготовляющими слушателей к нему и возбуждающими в них благоговейное внимание к слову Божию, и обрядами, научающими той или другой истине. Приветствием, сопровождавшим чтение из Священного Писания, было следующее: 617 «Мир всем», которое, по словам Златоуста, на Карфагенском соборе запрещалось говорить чтецам. Слова «мир всем» произносил Епископ или пресвитер, 618 а народ отвечал: «и духови твоему». В Испанских церквах употреблялось приветствие такое: «Господь да будет с вами». 619 Кроме того, Диакон возбуждал народ к благоговейному слушанию Священного Писания словом: «вонмем», «Стоит Диакон – этот общий служитель, говорит Златоуст, и громким голосом много раз говорит «вонмем»; потом чтец начинает пророчество Исаии или другую какую-либо книгу».

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Пятые детско-юношеские Елизаветинские чтения прошли в Смоленске (интервью) 2 ноября, 2011. Новостная служба В центре внимания исследовательской и творческой деятельности детей традиционно остаётся образ Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Однако тематика чтений постепенно расширяется. Многие доклады, включённые в программу, были посвящены вопросам милосердия, доброты, нравственной чистоты… 31 октября 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Смоленской областной детской библиотеке им. И.С. Соколова-Микитова при поддержке Департамента Смоленской области по культуре и отдела катехизации Смоленской епархии прошли Пятые детско-юношеские Свято-Елизаветинские чтения «Белый Ангел России». Они стали подарком для юных почитателей Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой к 147-летию со дня ее рождения, которое отмечается 1 ноября. Впервые за пять лет ежегодные чтения вышли за рамки Смоленщины. Скоро выйдет из печати сборник детских творческих работ по итогам I-IV детско-юношеских Елизаветинских чтений. В него вошли лучшие сочинения, стихи, рефераты, исследования, рисунки и фотографии, а также отзывы детей о фотовыставке «От милосердия к святости», которую Фонд Андрея Первозванного привозил в Смоленск в ноябре 2007 года. Об этом рассказала главный библиотекарь Смоленской областной детской библиотеки имени И.С. Соколова-Микитова Е.В. Малер. – Елена Владимировна, поздравляю Вас, директора библиотеки Светлану Александровну Петрищенкову и весь коллектив библиотеки с небольшим юбилеем – пятилетием Чтений. Какова цель их проведения? – Цель чтений – привлечение внимания подрастающего поколения к истории России и Русской Православной Церкви, к ее духовным ценностям, сохранение и развитие традиций благотворительности и служения идеалам добра на примере жизни и деятельности святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны, а также развитие литературного и художественного творчества детей. – Как родилась идея проведения Чтений? – В нашей библиотеке несколько лет подряд проходили детские Достоевские чтения, и однажды сотрудник Фонда Андрея Первозванного (ФАП), услышав доклады наших ребят на детской секции взрослых Достоевских чтений, предложила Лидии Павловне Рябченко, которая была тогда директором библиотеки, провести детские Елизаветинские чтения. Спустя год, 2 ноября 2007 года, состоялись Первые детско-юношеские Елизаветинские чтения, посвященные 143-летию со дня рождения святой преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Они были организованы нашей библиотекой благодаря поддержке Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, Департамента Смоленской области по культуре и отдела катехизации Смоленской епархии. Начинание Лидии Павловны поддержала нынешний директор библиотеки Светлана Александровна Петрищенкова.

http://pravmir.ru/pyatye-detsko-yunoshes...

Евангелия чтение; его же молитва и благословение да будет с нами. Аминь». Апостольские и евангельские чтения установлены давно и имеют свою долгую историю. Они распределены последовательно по Евангелистам и начинаются с Литургии первого дня Пасхи. А так как церковный год начинается с 1-го сентября, а чередование церковных гласов начинается с Пятидесятницы, точнее, с Недели Всех Святых, то согласование евангельских чтений для недельных (воскресных) дней с кругом гласов и календарем связывается часто с известными уставными подробностями и требованиями (так называемая «отступка»). Эти уставные тонкости не имеют прямой связи с историей Литургии, и поэтому мы их не касаемся. Обратимся к самой истории и сравнению нашего круга чтения с кругами других исповеданий. Православная Церковь приняла за принцип распределения апостольских и евангельских чтенийчтение непрерывное, т.е. по авторам посланий и по Евангелистам. Известным периодам церковного года присвоены определенные книги. Этот принцип нарушается только в том случае, когда в данный период попадает день какого-либо праздника или святого с определенным ему евангельским и апостольским чтением. В противоположность этому принципу непрерывного чтения (lectio continua), усвоенному нами и наиболее полно выдержанному еще у армяно-грегориан, западная половина христианского мipa придерживается системы чтения прерывного, уступая принципу чтений непрерывных, соответственно памятям года церковного (lectio congrua, sive propria (соответственное, или подходящее, чтение (лат.)]). Согласно нашему принципу, новозаветные чтения распределяются таким образом для дней недельных (воскресных): Период Пятидесятницы Апостол Деяния Апостольские к Римлянам Евангелие от Иоанна 1 к Коринфянам 2 к Коринфянам от Матфея Галатам Ефесянам от Луки Колоссянам Тимофею Евреям от Марка Повторяем, что принцип не проведен нами до конца совершенно, как это имеет место в армянском богослужении. Так, в период Пятидесятницы в Неделю жен мироносиц входит соответствующее чтение ( Мк. 15:4 – 16:8 ): затем и в Неделю Ваий взято соответствующее Евангелие от Иоанна. Также, и касательно апостольских чтений: в первую Неделю по Пятидесятнице читается Апостол к Евреям (11:33 – 12:2); в Неделю о блудном сыне и мясопустную взяты чтения из 1 Кор., в сыропустную – к Римлянам, а в Неделю Ваий – к Филиппийцам. Но, в общем, литургическая практика стремилась сохранить последовательность и непрерывность в этих чтениях. Сказанное относится только к воскресным чтениям: впрочем, и чтение в будние дни преследует ту же цель. Примечательно, что Апокалипсис никогда не читается у нас, тогда как на Западе его чтение было даже санкционировано соборным определением. Толедский Собор 633 года требует чтения Откровения в период Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

1 и в 1 Ин 1. 1). В греч. рукописях границы зачал отмечаются словами ρχ (начало) и τλος (конец). Для каждого зачала имеется предшествующая вводная фраза (обычно помещается внизу страницы), уточняющая его контекст (напр.: «Во время оно...») или показывающая, от чьего лица произносится текст и к кому он обращен (напр.: «Рече Господь...», «Братие...»). Последовательность чтения по зачалам определяется с помощью прилагаемых к Евангелию и Апостолу лекционарных указателей. Наряду с нумерацией в тексте или в сноске может указываться конкретный день, когда читается данное зачало. Круг чтения евангельских зачал на воскресной утрене называется «столпом». Совр. печатные издания богослужебных Апостола и Евангелия могут иметь дополнительную разбивку на главы и стихи, соответствующую зап. системе Лангтона-Стефануса. Кроме того, в Апостоле на полях сохраняется разметка, соответствующая перечням глав («надписание глав», или «знаменания»), предшествующим каждой книге: Деяния святых апостолов делятся на 40 глав (выделены черным) и 35 подразделов (выделены красным, подразделы имеют не все главы), Послания Иакова - 6 глав и 9 подразделов, 1-е Послание Петра - 6 глав и 7 подразделов и т. д. Перечни глав каждого Евангелия по количеству глав соответствуют александрийской системе (Мф - 68, Мк - 48, Лк - 83, Ин - 18). А. А. Ткаченко Лекционарный указатель Лекционарный указатель в составе богослужебных книг, к-рые содержат тексты Свящ. Писания, расположенные в традиц. порядке следования, необходим для использования этих текстов за богослужением. Указатель регламентирует распределение богослужебных чтений в соответствии с лекционарной системой . В состав лекционарного указателя при служебных Евангелии и Апостоле входят синаксарий, менологий и дополнительные чтения. В зависимости от состава синаксарного раздела различаются краткие указатели (тип esk), определявшие субботние и воскресные чтения, а также седмичные чтения в период от Пасхи до Пятидесятницы; полные указатели (тип e), определявшие субботние и воскресные чтения, а также седмичные чтения в период от Пятидесятницы до подготовительных недель Великого поста.

http://pravenc.ru/text/2463365.html

В церковном году есть воскресенья, когда, помимо рядовых чтений, положены еще и особые: чтения Недели святых праотец, святых отец пред Рождеством Христовым, по Рождестве Христовом, пред Богоявлением, по Богоявлении. Устав предписывает рядовые чтения Недель святых праотец и святых отец опускать совсем; также в праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, случившиеся в воскресенье, рядовое воскресное зачало не читается. Все эти непрочитанные рядовые воскресные зачала прочитываются во время отступки. При нехватке этих зачал в Неделю по Рождестве Христовом, пред Богоявлением и по Богоявлении читаются только особо назначенные для этих недель Евангелия 100 , а рядовые чтения этих недель читаются во время отступки. Если и этих зачал не хватит (при разрыве в четыре воскресенья), тогда, по Уставу, читается зачало Недели 17-й по Пятидесятнице, о хананеянке. В любом случае при чтении во время отступки зачала располагают таким образом, чтобы пред Неделей о мытаре и фарисее читалось не­пременно Евангелие о Закхее (Лк. зач. 94), рядовое чтение Недели 32-й 101 . Апостолы всегда сопровождают «свои» Евангелия. §1.8. Стиль чтения Евангелия и Апостола Приступая к рассмотрению данного вопроса, следует отметить, что любой начинающий священно- и церковнослужитель в совершенстве овладеть искусством чтения в церкви может только на практике, наблюдая за опытными священнослужителями и работая над собой. И хотя в книге сложно адекватно выразить практику стилевого чтения Священного Писания в церкви, все же необходимо уделить некоторое внимание этому аспекту. Церковный Устав ничего не говорит относительно стиля чтения Евангелия и Апостола, но практика Русской Церкви выработала следующую традицию. Священнослужитель должен читать Евангелие в среднем темпе (то есть не слишком быстро и не слишком медленно), громким и внятным голосом, заботясь в первую очередь о том, чтобы каждое читаемое слово в точности донести до слушателей. При этом конечная фраза произносится более высоким голосом, а последний ударный слог произносится нараспев, с постепенным повышением голоса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Комплексный анализ указанных источников показывает, что византийский лекционарий доиконоборческого периода имел рождественско-триодную структуру, то есть начинался с Рождества Христова, после Благовещения следовали чтения триодного цикла (Великий пост–Пасха–Пятидесятница), после которых возобновлялись чтения календарного года, причем в период Великого поста читались евангельские чтения из Евангелия от Луки, а не из Евангелия от Марка. В состав этого Лекционария входили как новозаветные чтения, так и ветхозаветные чтения, ибо в рассматриваемый период ветхозаветные чтения еще не были перенесены на вечерню (наличие ветхозаветных чтений на Литургии в указанный период зафиксировано в литургическом комментарии преподобного Максима Константинопольский евхологий доиконоборческого периода сохранился в южноитальянской версии середины VIII столетия и содержит формуляры Литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста, а также молитвы суточного круга Этот Евхологий отражает богослужение кафедрального обряда и не позволяет судить о наборе молитв суточного круга в монашеском богослужении. Фрагментарные сведения о богослужении позволяют высказать предположения о том, что молитвы суточного круга, связанные с этим монашеским богослужением, существенно отличались от молитв, использовавшихся в соборно-приходском богослужении. Обозначим каждый из указанных параметров как К1. 2.4. Если сопоставить соответствующие параметры константинопольского богослужения доиконоборческого и послеиконоборческого периодов (то есть параметры из комплектов К1 и К2), то по крайней мере два параметра (лекционарная система К1 и К2, евхологические тексты К1 и К2) не будут совпадать между собой. Принципиальным отличием константинопольской лекционарной системы доиконоборческого периода от лекционарной системы послеиконоборческого периода является последовательность евангельских чтений: если в первой системе в период Великого поста читались перикопы из Евангелия от Луки, то во второй системе (во многом совпадающей с современной) читались перикопы из Евангелия от Марка. Характерной чертой данной лекционарной системы было отсутствие чтения Пролога из Евангелия от Иоанна на пасхальной Литургии, потому что ни один из пасхальных кондаков Романа Сладкопевца не связан с этим чтением, но все они тематически связаны с чтением о Воскресении Христовом (Мк. 16, 1–8), общим для древних восточных и западных лекционарных систем.

http://sedmitza.ru/lib/text/443679/

Типикон Филофеевского монастыря предписывает чтение «Слова» в честь Пресвятой Богородицы: «начинается чтение так: Слово на праздник Пресвятой Владычицы нашей Богородицы». Костамонитский типикон оставляет предмет чтений на усмотрение екклисиарха: «канонарх, сказав «аминь», читает положенное екклисиархом чтение». Такое разнообразие в содержании великого чтения отмечает В. Григорович-Барский. О чтении в Лавре преподобного Афанасия он говорит, что там «на бдениях бывают чтения четыре: первое чтет канонарх, от жития или похвалы празднуемого; второе чтет честнейший кто, по первой кафисме, от оставлшагося преждняго поучения; третие, по полиелеи, еще знаменитное лице, си ест кто от проигуменов; четвертое сам игумен, по третей песны канона. Синаксар же, по 6й песни, не посреде церквы, но на налойцы клироса от канонарха чтетца. В неделы же, по троичных, 1е чтение чтет канонарх, от толкованнаго Апостола; 2е чтение иный, по первой кафисме, или от жития празднуемого святаго, или от беседы Златоустаго, толкующей Евангелие, по рядной неделы; трету кто от соборных (старцев. — Прим. авт.) от тогожде оставлшагося слова, абие по ипакои, пред антифонамы; четвертое первенствуяй кто, такожде от оставлшагося поучения, по третей песны… По неделям же Великаго песта чтения бывают 4: два от Шестодневия святаго Василия, а два последи торжественна, по рядовой неделы… Наченши же от Фоминой недели, по всем неделям, даже до Пятидесятницы чтения четыре: 1) от Деяний святых Апостол; 2) Евангелия Иоанна толкованнаго, 3) и 4) от Евангелия рядовой недели, си ест от бесед на рядовое Евангелие». Из сказанного следует, что на Афоне предметом чтений служит не столько Священное Писание Нового Завета, сколько его толкование и по связи с ним святоотеческие творения, а на бдениях святым — житийные повествования и похвальные слова этим святым. По своему построению чтения, как правило, составляют единое целое, где последующее чтение является продолжением предыдущего. Такая система вызвана необходимостью соблюдать указание типикона о завершении бдения при восходе солнца и дает екклисиарху, который сам регулирует объем того или иного чтения, средство для контроля над продолжительностью агрипнии. В этом отношении чтения, по меткому выражению архимандрита Антонина (Капустина) , являются «наилучшим подспорьем к растяжению всенощного бдения действительно на всю ночь».

http://azbyka.ru/osobennosti-soversheniy...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010