Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования. Том 2. (XVIII в.) Источник Том 1 Содержание От автора Вступление Глава первая I II III IV VI VII VIII IX Глава вторая X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX Глава третья Глава четвертая XX XXI Глава пятая XXII XXIII XXIV XXV XXVI Глава шестая XXIX Глава седьмая Глава восьмая I II III IV V Глава девятая VI VII XIII Глава десятая XXXII. XXXIII XXXIV XXXV XXXVI Дополнения ко второму тому Приложение I. Ведомость о монастырях – великороссийских и малороссийских – в 1764 г. при учреждении великороссийских духовных штатов Приложение II. Расписание епархий, сколько в них было и из каких губерний церквей и приходских дворов в 1782 году и сколько по общему рассуждению Синода и Сената на будущее время положено епархий, а при них церквей, приходских дворов и как называться архиереям Приложение III. Распределение губерний по епархиям до 1784 года Ведомость о духовных правлениях, находившихся в русских епархиях Приложение IV. Из донесения епископа нижегородского Дамаскина о распределении сел по епархиям не соответственно их близости к епархиальным центрам и духовным правлениям Приложение V I. Города, оставленные за штатом, т. е. без уездов, в губерниях, не изменивших своего состава во время губернского деления при Императоре Павле Петровиче по указу 12 дек. 1796 года. II. Города, оставшиеся за штатом в губерниях, преимущественно малороссийских и западнорусских, изменивших свой состав, а некоторые из губерний изменили свое наименование во время деления губерний при императоре Павле Петровиче 1796 г. Приложение VI. Распределение губерний по епархиям в 1797 году, после разделения губерний при Императоре Павле I по указу 12 декабря 1798 г.     От автора Выпуская наше исследование «Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие, состав и пределы... Казань, 1897 г., том первый (XVI–XVII вв.)», мы писали, что второй том исследования имеет обнять собой XVIII–XIX вв. Теперь необходимо сделать поправку к сказанному. Собранный нами материал по вопросу об открытии, составе и территориальном устройстве русских епархий в XVIII–XIX вв. оказался настолько обширен, что второй том исследования пришлось ограничить только восемнадцатым веком. Этот том даже в хронологических рамках одного XVIII века составил книгу более девятисот страниц с приложениями. Такой объем книги объясняется тем, что в целях сохранения внешнего и внутреннего единства всего исследования за вторым томом мы удержали характер исторического повествования с фактическим методом, как написан первый том, а не справочного только географического и статистического исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Вариант 11 появляется со второй половины XV в.– вероятно, заключительная стадия развития в оформлении горшков варианта 5. Отмечен в слоях, датированных второй половиной XV– началом XVI вв. (раскопки в Пафнутьев-Боровском монастыре). Тип 5 . Керамика изготовлена из тонкого теста с мелким песком (реже без видимых примесей). Обжиг, как правило, полный (излом одноцветный светлый). Орнамент по плечику сосуда в основном тычковый. Форма профиля представлена вариантом 12: венчик с валиком на внутренней стороне, край отогнут. Подобная форма – результат развития горшков с венчиками варианта 9. Датировка – XVII–XVIII вв. Тип 6. По технологическим особенностям (состав масс, формовка, обжиг, орнаментация) керамика XIX– начала XX вв. практически неотличима от посуды XVIII в. Большее значение приобретает поливная посуда. По форме венчика – вариант 13. Горшки типов 5, 6 широко представлены в культурных слоях Калуги (в том числе и в материалах из раскопок старообрядческого кладбища XVIII–XIX вв.), Боровска, современных деревень верхнеокского региона. Горшки с венчиками варианта 14 по технологическим особенностям относятся к различным типам. Этот вариант отмечен среди находок в слоях XII–XVI вв. Однако такие горшки встречаются в очень незначительном количестве: культурный слой г. Козельска – 1 %, культурный слой Пафнутьев-Боровского монастыря – 1,5 %, городище Серенек – 1 %, городище Спас-Городок – около 1 %, городище Воротынск – около 1 %. В процессе археологических работ собраны фрагменты чернолощеной керамики (кувшины, миски, кубышки, горшки). По способу лощения (сплошное небрежное и лощеный орнамент) эту посуду возможно датировать концом XVI– первой половиной XVIII вв. На днищах сосудов зафиксированы отпечатки: 1) дресвы, 2) песка крупной размерности (более 1 мм), 3) песка средней размерности (0,5–1 мм), 4) песка мелкой размерности (менее 0,5 мм), 5) выгоревшей органики, вероятно, золы. Наряду с отпечатками и прилипшими зернами на части днищ отмечены следы среза. Подавляющее большинство фрагментов днищ со следами подсыпок песка средней и мелкой размерности. Девять фрагментов днищ имеют отпечатки клейм различных очертаний (обнаружены только в раскопках 1997 г., рис. 2). Зернистость подсыпок менялась от крупных (дресва, крупный песок) к мелким (мелкоразмерный песок, зола). Мелкие подсыпки сменило непосредственное закрепление заготовки на гончарном круге. На ранних стадиях производства круговой керамики, базировавшихся на ожелезненных глинах, применялись исключительно крупноразмерные подсыпки. Переход к использованию глин с меньшим содержанием соединений железа и мелкими добавками повлек за собой и изменение размерности подсыпки: дресву и крупный песок вытеснил песок среднего размера, который затем был заменен мелкими подсыпками. Следы среза отмечены на посуде позднего времени (появление – в XV–XVI вв., широкое распространение – в XVIII–XX вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Я. Мишукова. Регистрацию икон семи палат ризницы проводили Ю. А. Олсуфьев, отец Павел и ризничий Лавры архимандрит Ириней. Шитье до XVIII в. принимала Т. А. Александрова-Дольник, а новое – М. В. Боскин. С ноября 1918 г. по январь 1919 г. были зарегистрированы почти все отделы ризницы, описания которых в сентябре 1919 г. были подготовлены к печати. В конце 1918 г. – начале 1919 г. П. А. Флоренским были также сделаны описания кубков XVI-XIX вв., стаканов, ладониц, солониц XVIII-XIX вв., митр XVII-XVIII вв.; крестов, ковчегов, складня; сосудов (большой водосвятной чаши первой половины XVII в. 15/42; сосуда, употребляющегося для освящения колива, третьей четверти XVIII в. 42/7); свадебного ларца туалетного назначения XVII в. 9/3; посоха митрополита Филарета (Дроздова) 13/0; церковной утвари XV-XX вв. (блюдца, дискосы, звездицы, лжицы, копии – специальная тетрадь для их описаний помечена 21 февраля 1919 г.); надгробных плит Троице-Сергиевой лавры за XIX-XX вв. Часть этих материалов осталась в виде черновых записей, часть была отработана набело. Впоследствии Ю. А. Олсуфьев издал «Опись крестов Троице-Сергиевой лавры до XIX в. и наиболее типичных XIX в.» (Сергиев Посад, 1921) и «Опись древнего церковного серебра б. Троице-Сергиевой лавры до XVIII века» (Сергиев Посад, 1926), где в какой-то мере могли быть использованы эти материалы. 23 февраля 1919 г. ризницу Троице-Сергиевой лавры осматривала первая экскурсия из учителей и учительниц Сергиева Посада, объяснения которым давал ее хранитель – отец Павел Флоренский 16 . Были взяты под охрану и на учет архив Духовного собора Лавры, библиотеки Троице-Сергиевой лавры, Московской духовной академии, Вифанской семинарии. Отец Павел и М. В. Шик приняли музей Московской духовной академии, экспонаты которого были перенесены в помещение Митрополичьих покоев. 12 сентября 1919 г. М. В. Шик в развитие доклада П. А. Флоренского «Храмовое действо как синтез искусств» поднял вопрос о необходимости обследовать Лавру с точки зрения музыкальной, записав современное пение и исследовав древние рукописи 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Радищев – Радищев А. Н. Полн. собр. соч. Т. 1–3. – М.; Л, 1938–1952. Радищев А. Н. Собрание оставшихся сочинений покойного А. Н. Радищева. Ч. 1–6 – М., 1807–1811. Радищев, Путешествие – Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву. – М., 1979. Растопчинские афиши – Растопчинские афиши 1812 года. Издание А. С. Суворина. – СПб.,1889. Реквием – Реквием: Сборник памяти Леонида Андреева. – М., 1930. Решетников – Решетников Ф. М. Полн. собр. соч./Под ред. И. И. Векслера. Т. 1–6. – Свердловск, 1936–1948. Решетников Ф. Соч. Т. 1–2. – СПб., 1896. Решетников, Глумовы – Решетников Ф. М. Глумовы. – М., 1959. Решетников, Подлиповцы – Решетников Ф. М. Подлиповцы. – М.; Л., 1948. Розанов – Розыскные дела о Ф. Шакловитом– Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. Изд. Археографической комиссии. Т. 1–4. – СПб., 1884–1893. Российск. феатр – Российский феатр или Полное собрание всех российских театральных сочинений. Ч. 1–43. – СПб., 1786–1829. Русск. быт – Русский быт по воспоминаниям современников: XVIII век/Сборник отрывков из записок, воспоминаний и писем, составл. П. Е. Мельгуновой и др. Ч. 1–2. – М., 1914–1923. Русск. журналы XVIII в. – Русские сатирические журналы XVIII в. Избранные статьи и заметки Сост. Л. Б. Лехтблау. – М., 1940. Русск. писатели о лит-ре – Русские писатели о литературе. Т. 1–2. – Л., 1939 Русск. повести XVII–XVIII вв. – Русск, повести XVII–XVIII вв./Под ред. В. В. Сиповского. – СПб., 1905. Русск. повести XIX в. – Русские повести XIX в. (20–30-х годов). Т. 1–2. – М.; Л., 1950. Русск. поэзия XVIII в. – Русская поэзия XVIII в. – М., 1972. Русск. поэзия XIX в. – Русская поэзия XIX в. Т. 1–2. – М., 1974. Русск. проза XVIII в. – Русская проза XVIII в. – М., 1971. Савельев-Ростиславич – Савельев-Ростиславич Н. В. Славянский сборник. – СПб., 1845. Салтыков-Щедрин – Салтыков-Щедрин М. Е. Полн. собр. соч. Т. 1–12. – СПб., 1894–1895. Салтыков-Щедрин М. Е. Полн. собр. соч. Т. 1–12 – Пг., 1918–1919. Салтыков-Щедрин М.Е. Полн. собр. соч. Т. 1–20. –Л., 1933–1941. Салтыков-Щедрин М. Е Собр. соч. Т. 1–20. – М., 1965–1977.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1013. Чин како подобает пети дванадесять псалмов особь , в четвертку, 5 лл., полууставом XVIII в., с разрисованными буквами, без переплета. На 5-м листе статья под заглавием: «от старчества о келейном правиле и о молитве юже предаде ангел Господень Великому Пахомию». 1014. Чин двенадцатв псалмов , с утренним и вечерним правилом, в восьмушку, 34 л., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете. 1015. Чин двенадцати псалмов , в 32-ю долю листа, 65 лл., поморским полууставом конца XVIII в., в дощатом переплете с застежками; 60–65 листы чистые. 1016. Чин како подобает пети дванадесять псалмов особь , в восьмушку, 29 лл., полууставом конца XVIII в., в бумажной обложке. 1017. Чин како подобает пети дванадесять псалмов особь , в восьмушку, 24 л., полууставом конца XVIII в., в бумажной обложке. На 1-м листе помета: 27, 7 июня 1855 г.». 1018. Чин како подобает пети дванадесять псалмов особь , в восьмушку, 34 л., полууставом XVIII–XIX вв., с разрисованными буквами, в бумажной обложке. На лл. 29–34 правило келейное. 1019. Чин како нодобает пети дванадесять псалмов особь , в восьмушку, 27 лл., полууставом XVIII–XIX вв., в бумажном переплете. 1020. Сборник богослужебный , в 32-ю долю листа, 87 лл., полууставом XIX в., в бумажном переплете. Состав: 1) указ келейный хотящему пети дванадесять псалмов (1–2); 2) самое последование (2–57 об.); 3) начало правилу келейному (58–71) и 4) полный начал (71 об.–87). 1021. Чин како подобает пети дванадесять псалмов , в восьмушку, 41 л., позднейшим полууставом, в порванном бумажном переплете; 41 лист чистый. 1022. Чин како подобает пети дванадесять псалмов , в восьмушку, 37 лл., полууставом XIX в., в бумажном с кожаным корешком переплете; 37 лист чистый. На 1-м листе запись карандашом: «выписка 31 декабря 1853 г. к 482». 1023. Чин како подобает пети дванадесять псалмов особь , в восьмушку, без начала, 33 л., полууставом двух почерков XIX в., без переплета. Нет листа между 12 и 13 листами. Порваны листы 4–10. 1024. Чин како подобает пети дванадесять псалмов особь , в восьмушку, 30 лл., полууставом XIX в., в бумажном переплете. На внутренней стороне переплета приписка полууставом: «Выписано сие из печатной псалтыри Иосифа патриарха в 9-е лето» и помета: 50, 4 мая 1855 г.». На 1-м листе сургучная печать Очерской заводской полиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

словарь. СПб., 1998. Т. 1: XVIII в. Кн. 2. С. 20-37; Шевчук Е. Ю. Об атрибуции песнопений киевского распева в многораспевном контексте украинской певческой культуры XVII-XVIII вв.//Киïвське музикознавство. 1998. Вип. 1. С. 14-27; она же. Об атрибуции песнопений киевского роспева в многороспевном контексте укр. певческой культуры XVII-XVIII вв.//Гимнология. М., 2000. Вып. 1. Кн. 1. С. 367-376; она же. Богогласник//ПЭ. 2002. Т. 5. С. 441-442; Сидорович Л. Н. «Рифмотворная Псалтирь» Симеона Полоцкого и Василия Титова: Муз.-поэтич., стилистический и текстол. аспекты: АКД. Минск, 2000; она же. Псальмы на тексты «Псалтири царя Давида» Симеона Полоцкого из нотных рукописных памятников посл. четв. XVII - 1-й четв. XIX в.: АДД. Минск, 2011; Богданова О. В. Лiphuцьka mpaдuцiя в kohmekcmi украïнськоï духовноï культури: АКД. К., 2002; Чижевський Д. Украïнский лimepamyphuй барок: Нариси гг.]// Он же. Украïнське лimepamyphe бароко: [Cmammi 1940-1960-х рр.]. К., 2003. С. 19-267. (Киïвська бiблiomeka давнього украïнського письменства. Cmyдiï; 4); Buckaya S. On the Role of the «Polish psalms» in the Development of Russian Partes Polyphony of the 2nd Half of 17th - Beginning of the 18th Cent.//Musica Antiqua Europae Orientalis: Acta Musicologica. Bydgoszcz, 2003. T. 13. S. 101-112; Зociм О. Л. Украïнська духовна nichя походження в icmopuчhoмy розвитку (XVII-XX ст.): АКД. К., 2004; она же. духовна nichя на cxiдhocлob " янських землях у XVII-XIX ст. К., 2009; она же (Зосим О. Л.). Западноевропейская рождественская духовная песня в восточнослав. репертуаре XVII-XIX вв.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 5: Муз. искусство христ. мира. 2009. Вып. 2(5). С. 52-75; она же. Западноевропейская великопостная песня в восточнослав. духовно-песенном репертуаре XVII-XIX вв.//Там же. Сер. 5: Вопросы истории и теории христ. искусства. 2010. Вып. 1(1). С. 54-80; она же. Западноевропейская духовная песня пасхальной тематики в восточнослав. репертуаре XVII-XIX вв.//Там же. Вып. 2(2). С. 61-89; она же. Западноевропейские духовные песни предрождественской и евхаристической тематики в восточнослав.

http://pravenc.ru/text/1470271.html

Задачи предстоящей работы: 1) Кратко описать сущность исихазма, периоды его возникновения, упадка и возрождения на Востоке и на Руси с указанием причин; 2) Кратко описать житие и подвижничество прп. Паисия Величковского , его учение об умной молитве, личный вклад в возрождение в старчества и умного делания в Молдовлахии и в России в период конец XVIII-XIX вв.; 3) Привести прямых учеников преп. Паисия Величковского , которые с Афона и из молдовлахийского монашеского братства перешли в российские монастыри, а также установить его духовных последователей, оказавших наибольший вклад в возрождение исихазма в России в период конец XVIII-XIX вв. 4)Собрать из множественных разрозненных источников, в большинстве случаев, дореволюционного издания, находящихся в фондах Российской государственной библиотеки, более подробные сведения об этих подвижниках (прямых учениках и последователях); 5) Кратко изложить жития этих подвижников; 6) Выявить духовные связи между прп. Паисием Величковским , его учениками и духовными последователями; 7) Привести существующие источники (сочинения, письма), в которых изложены духовные наставления российских подвижников этого периода на тему умного делания. 8) Дать богословскую оценку феномену возрождения исихазма и практики умного делания в России в период конец XVIII-XIX вв. Данная работа имеет следующую структуру: • Введение с кратким изложением исторического зарождения и распространения исихазма на Востоке; • Краткое описание исихастской традиции на Руси с указанием периодов возникновения, упадка и возрождения; • Приведение сведений о подвижнической жизни прп. Паисия Величковского , его литературной и пастырской деятельности; • Жизнеописание непосредственные учеников прп. Паисия Величковского с указанием их вклада в возрождение исихазма и практики умного делания; • Жизнеописание духовных последователей прп. Паисия Величковского (учеников его учеников и приверженцев его духовного наследия); • Заключение и богословская оценка возрождения исихазма и практики умного делания в России в период конец XVIII-XIX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

2) К вопросу о западном влиянии на древнерусское право. Ярославль. 1893; Павлов А.С. Номоканон при Большом Требнике. Его история и тексты, греческий и славянский, с объяснительными и критическими примечаниями. Опыт научного разрешения вопросов об этом сборнике, возникавших в прошлом столетии в Святейшем Правительствующем Синоде. М., 1897; Никольский Н.К К вопросу о западном влиянии на древнерусское церковное право//Библиографическая летопись 1917 Т. 3. 16 Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. М. 1913 Т. 1; Харьков. 1916. Т. 2. 17 Рубан Ю.И. Как молились в Древней Руси? II Россия в X–XVIII вв.; Проблемы истории и источниковедения. М., 1995; Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М. 1996; Пушкарёва Н.Л. 1) Женщины Древней Руси М., 1989; 2) Сексуальная этика в частной жизни древних русов и московитов (X–XII вв.)//Секс и эротика в русской традиционной культуре/Сост. А.Л. Топорков. М., 1996. С. 44–91; 3) Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (X – начало XIX в.) М.. 1997; 4) «Како грешила еси вси дни и вси ночи жизни твоей…» (Русская женщина на исповеди в XIV–XVII вв.)//Метафизика исповеди. Пространство и время исповедального слова: Материалы Международной конференции (С.-Петербург, 26–27 мая 1997 г ). СПб., 1997 С. 60, Найдёнова Л.П. Мир русского человека XVI–XII вв.: По Домострою и памятникам права М., 2003 (рецензия: Вдовина Л.Н. 1) Отечественная история 2004. М., 2004. 6. С. 156–158). Алексеева Н.В. Комплекс источников по изучению покаянной практики русских крестьян XIII–XIX вв.//Материалы XIII Всероссийского научно-практического совещания по вопросам изучения и издания писцовых книг и других историко-географических источников по истории России XVI–XIX вв. Вологда, 2003. С 185–189. 18 Флоря Б. Н. Исповедные формулы о взаимоотношениях церкви и государства в России XVI–XII вв.//Одиссей. Человек в истории. Историк и время. 1992. М., 1994 С. 204–214. 19 Мангилев П.И. Вопросные статьи на исповеди в рукописном сборнике в.//Проблемы истории России. Вып. 2: Опыт государственного строительства XV–XX вв. Екатеринбург, 1998. С. 325–338.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Махачкала, 1991; Семенов И. Г. История стран и народов Зап. Прикаспия (1-е тыс. н. э.). Каз., 1994; Гаджиев М. Г. , Давудов О. М. , Шихсаидов А. Р. История Дагестана с древнейших времен до кон. XV в. Махачкала, 1996; Курбанов Г. М. Зороастризм в средневек. Дагестане: Ист.-филос. аспекты. Махачкала, 1998; Гаджиев М. С. О маршруте посольства еп. Исраела: (К ист. географии Кавк. Албании)//ХВ. Н. с. 2002. Т. 3(9). С. 403-419; Тахнаева П. И. Христ. культура средневек. Аварии в контексте реконструкции полит. истории: (VII-XVI вв.) Махачкала, 2004; Ханбабаев К. М. Христианство в Дагестане в IV-XII вв.: Начальный этап распространения//Православие в ист. судьбах Юга России: Сб. ст. Р.-н/Д., 20042. С. 227-246; он же. Христианство в Дагестане в XVIII - нач. XXI вв.: Эволюция и совр. состояние//Там же. С. 247-262. К . М . Ханбабаев Ислам Исламизация Д. растянулась более чем на тысячелетие. Она шла с юга на север и с равнины в горы. Выделяют до 8 ее периодов (А. К. Аликберов), к-рые можно сгруппировать в 3 больших этапа. На 1-м этапе (VII-X вв.) арабы силой оружия обратили в ислам лезгин, табасаранцев, рутульцев и цахуров. На 2-м этапе (кон. X-XVI в.) ислам распространяли в основном местные гази и проповедники. В XI-XIII вв. мусульманами стали агулы и лакцы, к кон. XIV в.- арчинцы, кубачинцы, кайтагцы и даргинцы, ногайцы. Кумыки и аварцы и андийцы приняли ислам в XIV-XV вв., большинство андо-цезских народов и чеченцы-аккинцы - в XV-XVI вв. На 3-м этапе (XVII-XX вв.) местные формы ислама адаптировались к реалиям Российского гос-ва. Тогда же мусульмане Д. отошли от противоречившх шариату норм обычного права и традиций (захват имущества односельчан должника в обеспечение долга-ишкиля, лишение женщин наследства), от нек-рых свадебных обрядов, разрешили носить шаровары женщинам, употреблять запретную для мусульман пищу и т. д. Большую роль в исламизации всего Вост. Кавказа сыграли суфии, появившиеся в Д. уже в X-XII вв. На 1-м этапе они были поборниками веры (гази) в окружавших Дербент пограничных крепостях (рибат). Среди них было немало переселенцев с араб. Ближ. Востока, продолжавших проникать в Д. до XVII в. Эти крепости, называвшиеся «исламские центры» (араб. аль-маракиз аль-ислами), служили очагами распространения исламской культуры и образования в немусульм. окружении. На 2-м этапе братство Сефевия, шейхи к-рого положили начало Сефевидской династии в Иране (1502-1736), руководило шиитской экспансией на Сев. Кавказе. На 3-м этапе с проникновением в регион в посл. трети XVIII - 1-й пол. XIX в. суфийских братств-тарикатов и Кадирия суфизм получил новый политический импульс. Последователи Накшбандии-Халидии возглавили движение за приведение местных адатов в соответствие с требованиями шариата. Его сторонники группировались внутри джамаатов (союзов горцев). Они вели борьбу с горской знатью - наследными правителями (ханами и беками), стоявшими во главе этих военно-политических объединений.

http://pravenc.ru/text/168606.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Романовы: 3 века царствования 13 мин., 06.11.2013 В истории 300-летнего царствования Романовых, как и в любой истории вообще, можно найти и позитивные, и негативные эпизоды. Однако традиционно большее внимание любят заострять именно на последних. Мы же постарались сделать короткий обзор тех фактов, которые свидетельствуют о несомненных успехах династии.    Переход Суворова через Альпы.В.И. Суриков, 1899   Внешняя политика На протяжении XVIII — начала ХХ вв. Российская империя была единственной европейской страной, чьи завоевания на континенте, однажды сделанные, никогда не были утрачены. В течение столетия — с начала XVIII по начало XIX вв. — Россия присоединила в Европе территории, превосходящие по размеру площадь любого из крупнейших европейских государств. Это в несколько раз больше, чем когда-либо удавалось любой европейской стране. Это обусловило первенствующую роль России в международных делах к концу XVIII столетия. В 1860—1870-х гг. всего за полтора десятилетия ценой минимальных потерь к России были присоединены огромные территории Казахстана и Средней Азии, в результате чего Россия вышла к стратегически важным рубежам на южном направлении. В 50-х годах XIX в. на Дальнем Востоке к России бескровно были присоединены обширные территории Приамурья и Приморья, на которых основаны города Благовещенск, Хабаровск и Владивосток.   Армия На рубеже XVII-XVIII вв. менее чем за 10 лет в России была создана регулярная армия (около 200 тыс. чел и 15 тыс. орудий), которая по численности и техническому оснащению сразу же стала одной из первых в Европе и одержала верх над лучшей в те времена шведской армией. На протяжении своего существования Российская империя была единственной из великих держав, которой не довелось испытать тяжелых военных поражений, связанных с утратами обширных территорий. За  XVIII–XIX вв. из нескольких десятков военных конфликтов лишь два закончились для России неудачно (Прутский поход 1711 г. и Крымская война 1853–1856 гг.),

http://foma.ru/romanovyi-3-veka-czarstvo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010